Научная статья на тему 'Фольклор народов СССР и России в системе воспитания нравственности у детей младшего школьного возраста'

Фольклор народов СССР и России в системе воспитания нравственности у детей младшего школьного возраста Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
256
36
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭТИКА / ЭТИЧЕСКИЕ ЦЕННОСТИ / НРАВСТВЕННОСТЬ / ПАТРИОТИЗМ / ФОЛЬКЛОР / ШОРСКИЕ СКАЗКИ / МЛАДШИЙ ШКОЛЬНЫЙ ВОЗРАСТ / ВОСПИТАНИЕ / LANGUAGE COMPETENCE / COMMUNICATIVE COMPETENCE / POLYETHNIC CLASSES / MONOLINGUA / BILINGUAL / INOPHONES / LINGUISTIC FAIRY-TALE / RECEPTION OF FIGURATIVE DRAWING / RHYMING / FIGURE-SYMBOL

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Кувалева Светлана Михайловна

Данная статья освещает проблему воспитания нравственно-этических ценностей и патриотизма у детей младшего школьного возраста через изучение шорских сказок. Обосновывается важность обращения к произведениям народного творчества как базы для формирования толерантного, уважительного отношения как к родной, так и инонациональной культуре. Характеризуются содержательное богатство сказок шорского народа, их потенциальные возможности в процессе обучения и воспитания детей младшего школьного возраста.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Development of Language and Communicative Competencies of Students of Polyethnic Classes with Creative Activities

The article considers the possibility of effective use of creative tasks during the Russian language lessons for the purpose of developing language and communicative competencies of polyethnic classes students. The author outlines the main factors that influence the successful learning of the Russian language as a non-native language. The article presents a list of creative tasksdesigned by the author.

Текст научной работы на тему «Фольклор народов СССР и России в системе воспитания нравственности у детей младшего школьного возраста»

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ

УДК [398(47+57)(470+571)]:37.034-053.5"465.07/.10"

ФОЛЬКЛОР НАРОДОВ СССР И РОССИИ В СИСТЕМЕ ВОСПИТАНИЯ НРАВСТВЕННОСТИ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

С. М. Кувалева

Средняя общеобразовательная школа № 19 г. Абакана

Данная статья освещает проблему воспитания нравственно-этических ценностей и патриотизма у детей младшего школьного возраста через изучение шорских сказок. Обосновывается важность обращения к произведениям народного творчества как базы для формирования толерантного, уважительного отношения как к родной, так и инонациональной культуре. Характеризуются содержательное богатство сказок шорского народа, их потенциальные возможности в процессе обучения и воспитания детей младшего школьного возраста.

Ключевые слова: этика, этические ценности, нравственность, патриотизм, фольклор, шорские сказки, младший школьный возраст, воспитание.

20-е годы XX века явились переломным периодом в истории нашей страны. Череда тяжёлых потрясений, начиная от Первой мировой войны, Революции 1917 года и кончая Гражданской войной, вызвали в стране небывалую разруху и голод. Упадок промышленности и сельского хозяйства, а также изменение общественно-политического строя привели к эмиграции части населения, в том числе творческой и научной интеллигенции, что не могло не сказаться на общем уровне духовной культуры народов, населяющих Россию. Другой стороной происходивших в стране бурных процессов стали становление нового Советского государства, основанного на принципиально отличных формах взаимодействия между этническими и социальными группами, модернизация хозяйства, индустриализация, формирование новых образовательных, научных, духовных и иных институтов.

Новый уклад жизни требовал появления нового типа личности. Вопрос об этических и образовательных характеристиках «строителя коммунизма» стал чрезвычайно актуален. Советское государство начало искать формулу воспитания «нового человека». Именно поэтому в молодом государстве проявлялся такой интерес ко всем компонентам системы подготовки кадров. Новая семья, новая школа, новая педагогика должны были согласованно работать на получение общего результата. Формировались целые научные школы (прежде всего в гуманитарных направлениях), ориентированные на создание новой системы ценностей и её распространение в широких массах. Официально Моральный кодекс строителя коммунизма был сформулирован в 60-е гг. ХХ столетия; он включал в себя и некоторые спорные положения, однако такие ценности, как любовь к социалистической Родине, коллективизм, взаимопомощь, нравственная чистота, дружба и братство всех народов СССР [1], пропагандировались в Советском Союзе на всех этапах его истории. Следует отметить, что не менее актуально звучат они и сегодня, потому и методики формирования подобных установок могут и должны демонстрировать преемственность.

Представляется, что использование сказок и других произведений фольклора в преподавании и воспитании подрастающего поколения является весьма эффективным средством формирования личности младшего школьника. Интерес детей к сказке, традициям и обычаям как родного, так и других народов позволяет в игровой форме знакомить их с важнейшими моральными, нравственными и социальными установками. Сказка демонстрирует этико-эстетическое преломление народом исторической действительности, мировоззрения, на основе которых они создавались, идеалов, характера, духа народа. Не менее очевидным представляется то, что особенно такие методики должны быть востребованы в регионах со сложной этнической структурой, в которых компактно представлены различные, в том числе малые, народности.

Географические и культурно-исторические особенности Хакасии дают, по нашему убеждению, возможность уделить специальное внимание вопросам воспитания толерантности, патриотизма, социальной ответственности личности. Поликультурное население Хакасии в рамках Российской империи, а потом и Советского Союза прошло большой исторический путь в своём развитии. На территории Республики Хакасия, помимо титульной нации и русского населения, бок о бок живут различные этнические группы: немцы, украинцы, мордва, поляки, татары и др. Изучение обычаев, культуры, языка, фольклора разных народов должно быть гармонично включено в систему дошкольного и школьного воспитания.

Около 0,3 % населения Хакасии относят себя к такой малой народности, как шорцы. Культура, язык и обычаи шорцев и хакасов в некоторых аспектах похожи, но имеются и специфические особенности. Следует отметить, что именно советская власть содействовала национальной консолидации шорцев. По сути, даже этнонимом «шорцы» этот народ обязан советским государственным структурам и достижениям советской этнографической науки. Первые советские учёные-этнографы создавали серьёзные научные труды по истории и культуре самых разных народов СССР, в том числе и о таёжных жителях-шорцах. Шорский фольклор весьма интересен и, как и фольклор других народов, даёт любопытные материалы, которые можно использовать с самыми разными целями для преподавания в младшей школе.

Исследователи отмечают, что до Октябрьской революции культурный уровень шорского населения был весьма невысок, так как большинство шорцев были безграмотны (по данным 1900 года лишь 1 % шорцев были грамотными, соответственно 99 % - неграмотными; причём среди мужчин грамотных насчитывалось 1,9 %, среди женщин - 0,19 %). В XIX веке основным институтом аккультурации шорцев была православная церковь в лице своих миссионеров, работавших среди туземцев, в том числе создававших миссионерские школы для их насильственного обрусения.

После Октябрьской революции национальная политика советской власти позволила многим малым народам получить национальную школу. Среди них были и шорцы. Так, в 1913 году в регионах компактного поселения шорцев всего было 8 школ, в 1932 году - уже 109, из них 85 национальные шорские. Школьное образование стали получать 99 % шорских детей. К 1933 году заработал педагогический техникум, а около 150 шорцев получали высшее образование в различных вузах страны. Создавались и дошкольные площадки, позволявшие проводить воспитательную работу с самыми младшими представителями шорского населения.

До Октябрьской революции шорский этнос не имел собственной письменности, поэтому книги среди шорцев распространялись только русскоязычные. Любопытно отметить, что для повседневных записей наиболее образованная часть шорского населения (в частности, торговцы) использовала пиктографическое письмо. Только после Октябрьской революции шорцы получили письменность на родном языке на основе унифицированного нового тюркского алфавита. В 1921 году были изданы первые три книги на шорском языке, появилась шорская газета, в которой рассказывалось о людях Шории, их жизни и достижениях. В национальных районах открывались избы-читальни и красные уголки. Ассигнования на народное образование выросли с 43,3 тыс. руб. в 1928 году до 730,1 руб. в 1932 году. В этот же период была проведена работа по этнографическому описанию и анализу шорской культуры, записаны многочисленные сказки, зафиксированы некоторые обычаи, обряды, особенности быта шорского народа.

Собственной автономии в силу малочисленности шорцы не получили. В настоящее время более половины шорцев не знают родного языка, отсутствуют условия для сохранения традиционного хозяйства. Тем не менее интерес к культуре этого малого этноса сохраняется, учёные и общественные деятели пытаются привлечь внимание к проблеме ассимиляции шорцев. Изучение шорского фольклора, таким образом, не только отвечает задачам гармоничного воспитания личности, но и даёт возможность сохранить эту самобытную культуру.

Богатый материал для этического воспитания и воспитания патриотических чувств младших школьников предоставляют шорские сказки. Шорские сказки - это сказания, повествования о простых людях или животных [2, с. 5]. В период Российской империи шорцы были христианизированы лишь частично, а в условиях социалистического строительства не менее активно внедрялись в этнос атеистические установки. В итоге у шорцев сформировалось своеобразное мировидение, в котором смешаны христианские, шаманистские, анимистические элементы. Художественный мир шорской сказки базируется на традиционном шаманском мировоззрении и героическом эпосе народа. Мироздание шорской сказки триедино:

- Верхний мир (Небесный мир, мир светлый, мир Солнца и Луны);

- Нижний мир (Подземный мир, мир тёмный, без солнца и луны, мир мёртвых);

- Средний мир (наш мир, мир человека, мир живых, арена борьбы Верхнего и Нижнего миров) [3, с. 111112].

В каждом мире присутствуют свои антропо- и зооморфные божества. Большинство сказок может быть отнесено к категории волшебных. Герои сказки выступают носителями идеологий Верхнего или Нижнего миров, и соответствующие Боги непосредственно или через своих посредников покровительствуют им, помогают достигать цели и спасают в трудную минуту.

Главные герои шорских сказок по общему правилу представляют светлый мир. Важнейшими (но не единственными) показателями характеристик того или иного мира являются морально-этические качества героев. Особо следует выделить такие из них, как богатырская честь, гордость, неподкупность, бескорыстие. Не менее значимы такие гуманистические черты, как доброта, любовь к родителям, дружба, сострадание к обездоленным и униженным, простота, бесхитростность, обострённое чувство справедливости, соблюдение традиций, соблюдение нравственных принципов. Носители этих свойств вступают в борьбу с носителями идеологии Нижнего мира (отрицательными героями). Злое начало проявляет себя в диаметрально противоположных качествах: жестокости, жадности, продажности, корыстолюбии, угодливости, хитрости, коварстве, притворстве, чванстве. При этом именно положительный герой позиционируется как носитель народных традиций и морали. Тёмные силы нарушают народную традицию и морально-нравственные заповеди. Как и полагается, положительный герой, преодолев препятствия, всё же одерживает верх, и в таком исходе борьбы выражается этико-эстетический идеал создателя этих произведений - самого народа.

Нередко в волшебных сказках ещё более активной фигурой, чем сам герой, оказывается его помощник, который владеет или волшебной силой, или волшебными предметами и изредка сам является представителем Верхнего мира. Обращаясь к конкретным сказкам, можно показать детям обаятельные образы таинственной девушки Талым-Арыг («Настоящая жена Талым-Арыг»), таинственного медвежонка, оказавшегося Кара-Молатом, сыном Кара-каана, которого проклял отец («Охотник Абышка») и др.

Как и в русской, главный герой шорской сказки иногда довольно пассивен. Если бы не обстоятельства, чудесные помощники и волшебные предметы, герои волшебных сказок остались бы у себя дома, занимались бы привычными делами. Так, волшебная шапка Астама, увиденная героем во сне, помогала ему впоследствии выполнить сложнейшие задания премудрой девушки («Волшебная шапка»). А такие обстоятельства, как обида

(«Несчастливый Неккер»), нужда пойти на охоту («Уш-Карак», «Алыг-Анчи - Глупый охотник», «Волшебная книга»), необходимость сторожить посев и священную берёзу («Алтын-Тарак или Птица счастья»), повеление достать и привезти золотой стол, за которым Бог Ульген обедает («Несчастливый Неккер», «Чагыс - Одинокий парень») и другие, вынуждают героев действовать. Герои шорских сказок не могут похвастаться своей силой, теряются в трудных ситуациях (например, Подур Пакен в сказке «Подур Пакен»), они беспомощны и ведомы своими помощниками (как герой «Волшебной книги»), зависят от данных им волшебных предметов («Волшебная шапка»). Такие проявления слабости героев сказок сближают их с обычными людьми, дают каждому надежду на преодоление собственных неблагоприятных жизненных обстоятельств.

Любопытно, что герои шорских сказок нередко находят себе жён в ином мире («Алтын-Тарак или Птица счастья», «Волшебная книга», «Чагыс - Одинокий парень», «Несчастливец Неккер», «Охотник Панюгеш»), которые становятся их помощницами. Следовательно, речь здесь идёт о принципиальном взгляде на то, какова должна быть семья, закладываются основы отношений в семье. В сказках описываются и конфликты, связанные, как правило, с притеснением другими членами семьи кого-то из братьев («Алыг Анчи - Глупый охотник», «Уш-Карак») или описываются ситуации с героями-одиночками, у которых вообще нет семьи («Чагыс - Одинокий парень», «Подур Пакен»). Сказки, таким образом, выступают против неравенства между членами семьи, за восстановление попранных прав дискриминируемого, утверждая, что униженный является точно таким же, как его «умные» братья, а жена - помощницей и хранительницей.

Гораздо интереснее, с точки зрения воспитательного потенциала, социально-бытовые сказки шорцев. Их особенностью, в частности, является то, что в них почти нет связи героев с волшебными силами. Главное место в этих сказках занимает личностная, этико-эстетическая доминанта, основанная на внутренних качествах героев, которая и даёт им силу для преодоления неблагоприятных жизненных обстоятельств. Ум, смекалка, доброта, щедрость, любовь к своему народу, активное чувство социальной справедливости и другие качества противостоят корыстолюбию, коварству, несправедливости, глупости и прочим отрицательным свойствам человека. Так, ум, рассудительность, мудрость Пчёлки противопоставляется жадности и глупости её богатого дяди Овода («Пчёлка»); ум, сметливость, справедливая месть Аргачи - коварству, жадности и глупости богатого Куюрчи, Каратты-каана и его сына («Аргачи и Куюрчи»); хитрость и сметливость Аргынака - жадности и глупости его свояков и проезжавшего мимо одноглазого купца («Хитрый Аргынак»). Внутренний мир героев этого вида сказки раскрывается через их поступки. Именно они могут служить примером правильного, морально-нравственного и потому эффективного поведения. Достижение цели должно осуществляться благодаря высоким душевным свойствам - такова мораль социальных сказок.

Зооморфные персонажи в сказках о животных наделены способностями и чертами человека, что сближает их с социально-бытовыми сказками и позволяет актуализировать этико-эстетическую доминанту положительных качеств. Мифологическое сознание шорского народа наполняло сказки космогоническим смыслом, а животный и растительный мир трактовались как естественная среда появления и присутствия человека. Однако отождествление образов животного с человеком не может быть полным, так как эти сказки несут в себе и атавизмы наблюдения первобытного человека над животными. Первоначально смысл этих сказок состоял, в том числе, и в передаче молодым охотникам знаний о животном мире.

В социально-бытовых сказках шорцев описывается их таёжно-охотничий уклад жизни. Нередко в них представлены социальные противоречия, так как герои этих сказок чаще принадлежат к простому народу, который грабят и которым владеют богатые люди, купцы, а сами богатеи выступают в роли антагонистов сказочных героев (это Кара-каан в «Волшебной книге», хан тайги в «Охотнике Абышке», купец в «Охотнике Панюгеше» и т. д.). Социальная проблематика особенно заострена в социально-бытовых сказках, в которых социально-классовое деление на богатых и бедных есть одновременно и деление на злых и добрых, жадных и справедливых, на глупых и умных. В сказках обнаруживается такое построение ряда внутренних качеств героев: если персонаж богатый, то, значит, он злой, алчный и при этом несусветно глупый; если бедный, то -добрый, справедливый (даже в своей мести), необыкновенно умный, сметливый, находчивый. Эти свойства героев сказок преувеличены, но именно они обеспечивают эффективность поступков персонажей и составляют мораль сказки [4].

В наше время привитие любви к своему народу, воспитание и развитие качеств личности, отвечающих требованиям информационного общества, инновационной экономики, задачам построения демократического гражданского общества на основе толерантности, диалога культур и уважения многонационального, поликультурного и поликонфессионального состава российского общества остаются актуальными. Федеральный образовательный стандарт начального общего образования в разделе «Личностные результаты освоения ООП НОО» предусматривает формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности; формирование ценностей многонационального российского общества; становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций; формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий, уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов; овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире; развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе; развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей [5]. Изучение в младшей школе шорской

сказки помогает осознать понятия «добро» и «зло» для того, чтобы сохранить и передать нравственные ценности и традиции своего народа, формирует этические качества личности и развивает патриотические чувства младших школьников.

Библиографический список

1. Моральный кодекс строителя коммунизма / Красное движение. - URL: http://ir.spb.ru/krasnoe-dvizhenie/entsciklopediya-kommunizma/moral-nyi-kodeks-stroitelya-kommunizma.html (дата обращения: 17.10.2017).

2. Чудояков, А. И. Этюды шорского эпоса / А. И. Чудояков. - Кемерово: Кемеровское кн. изд-во, 1995. - 245 с.

3. Кимеев, В. М. Шорцы. Кто они? / В. М. Кимеев. - Кемерово: Кемеровское кн. изд-во, 1989. - С. 111-112.

4. Чудояков, А. И. Шорские сказки, легенды / А. И. Чудояков. - Кемерово: ООО «РИФ «Весть», 2002. - 155 с.

5. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (утв. приказом Министерства образования и науки РФ от 6 октября 2009 г. № 373). - URL: http://legalacts.ru/doc/prikaz-minobrnauki-rf-ot-06102009-n-373/ (дата обращения: 17.10.2017).

© Кувалева С. М., 2018

УДК [372.881.1+376.7]:37.036.5

РАЗВИТИЕ ЯЗЫКОВОЙ И КОММУНИКАТИВНОЙ КОМПЕТЕНЦИЙ ОБУЧАЮЩИХСЯ ПОЛИЭТНИЧЕСКИХ КЛАССОВ С ПОМОЩЬЮ ТВОРЧЕСКИХ ЗАДАНИЙ

М. В. Мелякова

Научный руководитель — Н. В. Кудряшова, кандидат педагогических наук, доцент Хакасский государственный университет им. Н. Ф. Катанова

В статье рассматривается возможность эффективного использования творческих заданий на уроках русского языка с целью развития языковой и коммуникативной компетенций обучающихся полиэтнических классов. Выделяются основные факторы, влияющие на успешное усвоение учащимися русского языка как неродного. Представлен перечень творческих заданий, составленных автором статьи.

Ключевые слова: языковая компетенция, коммуникативная компетенция, полиэтнические классы, монолингвы, билингвы, инофоны, лингвистическая сказка, приём образного рисования, рифмовки, рисунок-символ.

В настоящее время в общеобразовательных школах России увеличивается количество классов с полиэтническим составом обучающихся. В таких классах совместно обучаются русскоязычные школьники, билингвы и инофоны. «Ситуацию общения, когда используется одна, так называемая первичная языковая система или природный, родной язык, называют монолингвизмом (буквально: одноязычие). В случае если человек является носителем двух систем общения, то это билингв (буквально: двуязычный человек). Полилингвизм (многоязычие) представляет собой совокупность речевых умений и коммуникативной компетенции говорящего, позволяющих использовать в общении несколько языковых систем» [1, с. 7]. Таким образом, для монолингвов русский язык является родным, для билингвов (например, хакасов) - неродным, вторым, а для инофонов (например, таджиков, узбеков) - неродным, иностранным. В сложившейся ситуации возникают различные трудности в усвоении русского языка всеми обучающимися. Несмотря на продуктивную работу в этой области учёных-исследователей (создание учебников, учебно-методических пособий, методических рекомендаций), вопрос качественного усвоения русского языка обучающимися-инофонами и билингвами по-прежнему остаётся актуальным (см. например: [1; 2]). Считаем, что для более успешного овладения русским языком, как родным, так и неродным (вторым; иностранным), необходима активизация творческих способностей участников образовательного процесса, например, через продуктивное использование творческих работ, главным преимуществом которых является не только эффективное усвоение изучаемого материала, но и способность к преодолению психологического барьера иноязычной (разноязычной) коммуникации.

Э. Хауген, один из основоположников теории языковых контактов, отмечал, что каждый лингвист «рано или поздно сталкивается с проблемами, которые своим появлением обязаны "языковому контакту"» [3, с. 61].

Для обеспечения продуктивной работы школьников необходимо соблюдение некоторых условий, одним из которых является введение стимулирующего средства и источника информации. Одним из таких стимулирующих средств может стать обращение на уроках русского языка к реалиям родной культуры. Выбор такой обучающей основы обусловлен следующими факторами [4]:

1) особым интересом современного общества к вопросам, связанным с национальным самосознанием, а значит, и связью родного языка с реалиями национальной жизни, что находит отражение в методических концепциях М. Р. Львова, А. Д. Дейкиной, Т. К. Донской, О. П. Мистратовой, Т. Н. Волковой;

2) существующей ориентацией российской школы на идею гуманизации образования, учитывающей принципы гуманитаризации, фундаментализации и национального характера образования (А. М. Новиков), задачи формирования «человека культуры» (Н. Е. Щуркова), усиление эмоциональных компонентов в образовании (Б. Т. Лихачёв, Б. Н. Неменский и др.);

3) достижениями этно- и психолингвистики, педагогики и методики, к числу которых, например, относятся: теория развивающего обучения (Д. Б. Эльконин, В. В. Давыдов), модель «Русская школа» (И. Ф. Гончаров, Л. Н. Погодина), концепция школы «Диалога культур» (В. С. Библер, С. Ю. Курганов), культуро-воспитывающая технология (И. Н. Закатова, А. Е. Ольшаникова) и др., позволяющие разработать новые линии в преподавании родного языка;

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.