Научная статья на тему 'ФЛОРБОЛ КАК СРЕДСТВО АДАПТИВНОГО ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ШКОЛЬНИКОВ С ОСОБЕННОСТЯМИ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ'

ФЛОРБОЛ КАК СРЕДСТВО АДАПТИВНОГО ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ШКОЛЬНИКОВ С ОСОБЕННОСТЯМИ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
0
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Вестник науки
Область наук
Ключевые слова
занятия флорболом / адаптивное физическое воспитание / расстройство аутистического спектра / floorball classes / adaptive physical education / autism spectrum disorder

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Наумов Д.А.

Движение является предпосылкой развития человека на земле. В результате физической и трудовой деятельности люди изобрели орудия труда, а также иные формы приспособленности к условиям внешней среды. В наше время с распространением цифровизации и дистанционных технологий, появилась такая проблема современности, как гиподинамия, вследствие которой нарушается жизнедеятельность внутренних органов человека. Эффективным средством ее профилактики, как и развитием умственной деятельности для детей, имеющих расстройство аутистического спектра, являются занятия таким динамичным спортом как флорбол. Актуальность данного исследования состоит в определении его эффективности при таком заболевании.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Наумов Д.А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FLOORBALL AS MEANS OF ADAPTIVE PHYSICAL EDUCATION OF SCHOOLCHILDREN WITH SPECIAL INTELLECTUAL DEVELOPMENT

Movement is a prerequisite for human development on earth. As a result of physical and labor activity, people have invented tools, as well as other forms of adaptation to environmental conditions. Nowadays, with the spread of digitalization and remote technologies, there is such a problem of our time as inactivity, as a result of which the vital activity of human internal organs is disrupted. An effective means of its prevention, as well as the development of mental activity for children with autism spectrum disorder, are classes in such dynamic sports as floorball. The relevance of this study is to determine its effectiveness in such a disease.

Текст научной работы на тему «ФЛОРБОЛ КАК СРЕДСТВО АДАПТИВНОГО ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ШКОЛЬНИКОВ С ОСОБЕННОСТЯМИ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ»

УДК 796

Наумов Д.А.

Поволжский государственный университет физической культуры, спорта и туризма (г. Казань, Россия)

ФЛОРБОЛ КАК СРЕДСТВО АДАПТИВНОГО ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ШКОЛЬНИКОВ С ОСОБЕННОСТЯМИ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ

Аннотация: движение является предпосылкой развития человека на земле. В результате физической и трудовой деятельности люди изобрели орудия труда, а также иные формы приспособленности к условиям внешней среды. В наше время с распространением цифровизации и дистанционных технологий, появилась такая проблема современности, как гиподинамия, вследствие которой нарушается жизнедеятельность внутренних органов человека. Эффективным средством ее профилактики, как и развитием умственной деятельности для детей, имеющих расстройство аутистического спектра, являются занятия таким динамичным спортом как флорбол. Актуальность данного исследования состоит в определении его эффективности при таком заболевании.

Ключевые слова: занятия флорболом, адаптивное физическое воспитание, расстройство аутистического спектра.

Для решения задачи физического воспитания детей с РАС необходима планомерная, долгосрочная, и систематическая работа, основанная на учете индивидуальных особенностей каждого ребенка и специфики протекания заболевания [1], где основная роль будет отводиться ребенку и его отношению к занятиям и способности к преодолению многочисленных трудностей, с которыми он будет сталкиваться. Качество физического воспитания детей с РАС имеет значение с различных точек зрения. Для улучшения общего состояния здоровья и формирования элементарных двигательных навыков, для повышения количества контактов с внешним миром и содействия социализации, при

1551

успешном включении ребенка в программы физического развития возможно достижение спортивных результатов, что положительно влияет на самовосприятие ребенка и способствует его более успешной интеграции в общество.

Расстройства аутистического спектра проявляются в ограничении возможностей взаимодействия с внешним миром, поэтому поиск путей для обеспечения контактов с окружением является важной задачей педагога и родителей. В системе физического воспитания возможно подобрать значительный арсенал средств, подходящих особенностям психического состояния детей с РАС. Подвижные игры обладают значительным развивающим потенциалом, так как игровая деятельность является естественной формой деятельности ребенка, выступает инструментом познания окружающей среды и мира [2,3]. Ценность подвижных игр заключается в использовании в них естественных движений человека (ходьба, бег, прыжки, метания, ловля и др.), которые в различных сочетаниях способствуют не только комплексному физическому развитию, но и создают непринужденные социальные ситуации рефлексии внешних стимулов, моделирования и чувства достижения [4, 5].

Значимость физической активности детей с расстройствами аутистического спектра в целом, и подвижных игр в частности, подчеркивается в многочисленных трудах таких известных педагогов и психологов, как Н. П. Аникеева, З. М. Богуславская, Л. С. Выготский, О. Е. Дудник, Е. О. Смирнова, А. П. Усова [1, 3, 4, 5, 6]. Ученые едины во мнении, что подвижные игры - это всегда творческая деятельность, в них воплощена естественная потребность ребенка в движении, что в игре реализуется потребность принятия самостоятельного решения. Подвижные спортивные игры позволяют ребенку постепенно знакомиться с окружающей его действительностью путем простейшего игрового моделирования. В игровой форме облегчается задача ощущения и восприятия ребенком целостной картины мира, адаптации к нему и к дальнейшей интеграции в социальную среду

1552

Флорбол - быстрый и увлекательный вид спорта, развитие которого происходит удивительно быстро. С момента основания первой федерации флорбола в Швеции этот вид спорта распространился по всему миру, и в настоящее время в него играют более чем в 80 странах, из которых около 75 стран в настоящее время являются членами Международной федерации флорбола (IFF). Наибольшее количество игроков можно найти в Северной Европе, Швейцарии и Чехии, но этот вид спорта уже распространился по всему миру. Во флорбол играют в Европе, Азии, Австралии, Северной Америке, Южной Африке и Африке, и он постоянно распространяется в новых странах, которые стремятся заняться этим увлекательным видом спорта.

Флорбол - это вид спорта, в который легко начать играть. Не требуется больших вложений в оборудование, и начать игру можно, имея только обувь и клюшку. Никакого предыдущего опыта также не требуется, игроки быстро развиваются, и почти каждый может освоить базовые навыки этого вида спорта и получать удовольствие от игры. По мере увеличения темпа игры игра становится все более сложной и требует более совершенных навыков владения мячом, бросков и передач. Когда в игру включены тактические аспекты, флорбол становится еще более требовательным. Чтобы овладеть этим видом спорта и стать лучшим флорболистом элитного уровня, потребуются годы практики.

Во флорбол могут играть как девочки, так и мальчики, женщины и мужчины в равной степени. Большим преимуществом является то, что физические факторы игрока не определяют, насколько он хорош. Скорость игрока — это еще не все, поскольку мяч по-прежнему движется быстрее, что дает место и аналитическим игрокам. Еще одним большим преимуществом флорбола является то, что в него можно играть практически везде и даже в весьма экстремальных условиях, таких как пляж, снег, лед или даже болото.

Флорбол разыгрывается в матче между двумя командами, состоящими из пяти полевых игроков и вратаря, одновременно находящихся на площадке. Идея игры заключается в том, чтобы в рамках правил забить больше голов, чем

1553

команда противника. Основные роли игроков - нападающие, защитники и вратари.

Время игры может варьироваться в зависимости от возраста игроков и уровня матча. В официальных матчах игровое время составляет 3 х 20 минут эффективного времени. Во время турниров и в матчах с юными игроками можно использовать иное игровое время, например, 2 по 15 минут.

Флорбол - это вид спорта, в котором может принять участие каждый, и правила поощряют быструю и техничную игру. При совершении нарушений соперникам наносятся штрафные удары, а если нарушения достаточно серьезные, назначаются штрафы. Игроки могут быть удалены на две, пять или десять минут, или на оставшуюся часть игры, в зависимости от серьезности нарушения. Оштрафованному игроку не разрешается покидать зону скамейки штрафников до истечения его штрафного времени. Не разрешается:

ударить, заблокировать, поднять или пнуть клюшку соперника

толкать, захватывать или мешать противнику

играть в мяч клюшкой выше уровня колена

поднимать лезвие выше уровня пояса при ударе по мячу

подпрыгнуть и остановить мяч

играйте в мяч, держа клюшку между ног соперника

Выбор тактики обычно зависит от того, что известно о противниках. Для выбранной тактики важно, чтобы каждый игрок знал, что делать, и чтобы все работали как одна команда. Обычно команда решает, как она будет проводить предварительный контроль, то есть как они сгруппируются, чтобы отразить атаку противника. Существуют общепринятые тактики фор-чекинга и защиты, но, когда дело доходит до атаки, игрокам обычно остается использовать свое воображение.

В базовую экипировку полевого игрока входят клюшка, обувь и одежда, подходящая для игры. У вратаря есть шлем, вратарские штаны, майка и защитное

1554

снаряжение. IFF также настоятельно рекомендует использовать защитные очки, а для юных игроков (до 18 лет) защита глаз является обязательной.

Развитие оборудования для флорбола было быстрым. Вал клюшек усовершенствовался: от тяжелых и толстых пластиковых стержней до современных, гораздо более легких и совершенных стержней из углеродного волокна. Вначале все лезвия были одинаковыми, но в настоящее время форма, материал и жесткость имеющихся лезвий сильно различаются. Из-за наличия различных стержней и лезвий каждый производитель оборудования для флорбола имеет свою собственную коллекцию клюшек. Каждый бренд предлагает разные клюшки для игроков с разными качествами. Палочки для маленьких детей короче и сильнее сгибаются.

Каток состоит из серии соединенных между собой досок, изготовленных из дерева или пластика. Высота доски составляет 50 см, а углы закруглены, что дает игрокам возможность удерживать мяч в игре. Игроки могут использовать доски, чтобы получить преимущество для своей команды, особенно на элитном уровне тактическое использование досок является выдающимся.

Во многих местах во флорбол также играют трое на трое без вратаря на небольшой площадке с использованием небольших ворот. На уровне международных соревнований размер катка с самого начала составлял 40 х 20 м, а размер ворот — 160 х 115 см. Правила допускают все размеры катка от 36 х 18 м до 44 х 22 м, при условии, что формула катка следующая: длина = 2 х ширина. Полностью оборудованный каток включает в себя также разметку на полу. На полу должны быть отмечены две зоны вратаря, центральная линия, центральная точка и другие шесть точек вбрасывания. Оба ворот окружены площадью ворот размером 4 х 5 метров, а внутри площади ворот имеется меньшая площадка для вратарей размером 1 х 2,5 метра, где может действовать только вратарь.

Физические требования к флорболистам сильно изменились за время существования этого вида спорта. Современный флорболист совершает множество коротких рывков в разных направлениях, поэтому ему необходимо быть спортивным, иметь хорошую реакцию, скорость и эластичность, а также

1555

хорошую зрительно-моторную координацию и навыки обращения с клюшкой. Тренировка представляет собой сочетание тактической, технической и мышечной подготовки, включая скорость и координацию бега. Вратарю нужна хорошая выносливость и очень хорошая подготовка мышц средней части тела.

Каждый официальный матч должен проводиться и контролироваться двумя судьями с равной ответственностью. Две основные задачи судей - сделать игру безопасной для всех и принять голы, забитые по правилам. Еще одним важным моментом для судей является то, что игра должна проходить гладко и, следовательно, ее следует прерывать как можно реже.

Дети с интеллектуальными нарушениями как, впрочем, и дети с ограниченными возможностями здоровья других нозологий, имеют явную потребность в том, чтобы вести такой же образ жизни, как и другие дети.

Флорбол тот вид спорта, который может послужить хорошим средством интеграции детей с интеллектуальными нарушениями в общество. Способствуя их психическому и физическому развитию. Формируя у них различные умения и навыки, включая социальные.

Слово флорбол английское: (йоог - пол, Ьа11 - мяч) и буквально означает "игра с мячом на полу", а если сказать точнее, то это хоккей в зале и напоминает больше всего хоккей с шайбой.

Распространенность флорбола объясняется тем, что в него можно играть в простейших условиях (по крайней мере, на не высоком уровне). В то время как для результативных занятий некоторыми видами спорта необходимо достичь высокой техники или определенного физического состояния, флорболом могут заниматься любители спорта, даже с детского сада. Естественно, что чем лучше спортсмен или команда, чем выше уровень их игры, тем она интереснее как для самого флорболиста, так и для зрителя.

Ценность флорбола заключается в том, что благодаря легкому спортивному инвентарю (мяч должен быть сделан из пластмассы, его диаметр составляет 72 мм, максимальная масса — 23 грамма, а клюшка изготавливается из пластика и длина не должна превышать 105 см, а масса — 350 г.) в этой игре

1556

могут выступать спортсмены от мальчиков и девочек до бабушек и дедушек с любой конституцией тела.

У молодежи флорбол популярен тем, что открывает широкие возможности для единоборства. Игрок может посостязаться с соперником в скорости, силе, ловкости, выносливости, технической и тактической подготовкой.

Большое достоинство флорбола заключается в его командном характере. Шесть игроков одной команды соревнуются с шестью игроками другой, что развивает у флорболистов дух коллективизма.

Как серьёзный положительный фактор в флорболе, особенно при занятиях с детьми с интеллектуальными нарушениями, следует отметить интенсивное воспитание спортсменов, направленное на развитие их находчивости. Воспитательный эффект дает едва ли не любая игра, однако флорбол особенно характерен самостоятельным творчеством. Игрокам, передвигающимся по сравнительно небольшому пространству (игра проходит на прямоугольной площадке размером 40*20 метров, закрытой бортиками высотой 0,5 метра, размер ворот составляет 1,60 на 1,15 метров), предоставляются бесчисленные возможности для использования собственных идей в интересах всей команды.

Роль педагога заключается в создании ситуации и организации предметно-пространственной среды. Педагогическая технология опирается на принцип активности воспитанников, характеризуемый высоким уровнем мотивации, наличием творческой и эмоциональной составляющей.

Цель занятий по флорболу: воспитание разносторонне развитой личности, формирование основ здорового и безопасного образа жизни, развитие физических и творческих способностей посредством систематических занятий флорболом.

Основные задачи в работе кружка по флорболу.

образовательные:

изучение теоретических и практических основ,

1557

обучение двигательным умениям и навыкам,

обучение основным техническим элементам и тактическим приёмам, обучение правилам поведения на занятиях, на соревнованиях, развивающие:

развитие потребности в занятиях физической культурой и спортом, развитие природного потенциала,

соразмерное развитие общих и специальных физических качеств, развитие познавательных интересов, творческой активности и инициативы,

развитие тактического мышления. воспитательные:

воспитание интереса к флорболу, формирование познавательной активности, формирование культуры здорового и безопасного образа жизни, воспитание личностно-значимых качеств: организованности, уважения, дисциплинированности,

воспитание творческой инициативы, формирование социальной активности.

Социальная значимость. Работа в секции решает проблемы социальной адаптации школьников, проблему профессионального самоопределения посредством включения учащихся в активную социально-значимую творческую, индивидуальную, самостоятельную деятельность.

Во время тренировочного процесса, необходимо соблюдать основные принципы оценивания обучающихся:

доброжелательное отношение к воспитаннику как к личности, положительное отношение к усилиям воспитанника, конкретный анализ трудностей и допущенных ошибок, конкретные указания на то, как можно улучшить достигнутый результат, а также качественная система оценок.

1558

Занятия флорболом, позволяют обучающимся детям, с интеллектуальными нарушениями, не просто адаптироваться к окружающей среде и сформировать необходимые навыки взаимодействия с окружающим социумом, но и позволяют вести активный, здоровый образ жизни, чувствовать свою значимую роль, внутри своего спортивного коллектива, быть сплоченным со своими товарищами по команде. Флорбол учит взаимопониманию, учит проводить время с пользой и получать заряд позитивных эмоций, положительно влияющих на повседневные, социальные роли детей.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

1. Быков, А. В. Обучение дошкольников флорболу: методические рекомендации / [авт.-сост.: А. В. Быков и др.]. - Череповец : [б. и.], 2018. - 48 с;

2. Ашмарин, Б.А. О тестах и тестировании / Б.А. Ашмарин // «Физкультура в школе», - 2014. - № 5. - С. 17;

3. Аутизм [Электронный ресурс] // Официальный сайт Всемирной организации здравоохранения. URL: https://www.who.mt/ru/news-room/fact-sheets/detail/autismspectrum-disorders (дата обращения 26.03.2024);

4. Бакулев, С.Е. Дифференцированный подход к определению спортивно важных координационных способностей / С.Е. Бакулев, О.А. Двейрина, А.С. Саввина // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. - 2016. - № 22. - С. 3-9;

5. Безбородова М.А. Методики диагностики психомоторного развития школьников и дошкольников: учеб. пособие / М.А. Безбородова // М.: МШУ. -2019. - 68 с;

6. Выготский Л. С. Психология развития ребенка. М: Смысл, Эксмо, 2004. 512 с. (Серия «Библиотека всемирной психологии»);

7. Выготский Л.С. Собрание сочинений: в 6 т. История развития высших психических функций. Проблемы развития психики / под ред. А.М. Матюшкина. М.: Педагогика, 1983. Т. 3. 368 с

1559

Naumov D.A.

Volga Region State University of Physical Culture, Sports and Tourism

(Kazan, Russia)

FLOORBALL AS MEANS OF ADAPTIVE PHYSICAL EDUCATION OF SCHOOLCHILDREN WITH SPECIAL INTELLECTUAL DEVELOPMENT

Abstract: movement is a prerequisite for human development on earth. As a result of physical and labor activity, people have invented tools, as well as other forms of adaptation to environmental conditions. Nowadays, with the spread of digitalization and remote technologies, there is such a problem of our time as inactivity, as a result of which the vital activity of human internal organs is disrupted. An effective means of its prevention, as well as the development of mental activity for children with autism spectrum disorder, are classes in such dynamic sports as floorball. The relevance of this study is to determine its effectiveness in such a disease.

Keywords: floorball classes, adaptive physical education, autism spectrum disorder.

1560

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.