4. Никитин, М.В. Курс лингвистической семантики. Санкт-Петербург, Научный центр проблем диалога, 1996.
5. Серебрянников, В. А. Роль человеческого фактора в языке. Язык и картина мира. - М.: Наука, 1988.
6. Колшанский, Г.В. Проблемы коммуникативной лингвистики // ВЯ. - 1979. - №8.
7. Лайонз, Дж. Язык и лингвистика. Вводный курс. - М.: УРСС, 2004.
8. Мельникова, А. А. Язык и национальный характер. Взаимосвязь структуры языка и ментальности. - СПб.: Речь, 2003.
9. Раззамазова, О.В. Отражение немецкого менталитета в языке // Актуальные проблемы лингвистики и лингводидактики / под. ред. Л.М. Владимирской. - Барнаул: изд-во ААЭП, 2010.
10. Зиновьева, И.Ю. Синтактико-семантический статус Nicht в первой позиции предполья в современном немецком языке. КД. - Н.-Новгород: НГЛУ им. Н.А. Добролюбова, 2002.
Статья поступила в редакцию 01.04.10
УДК 81'23
Е.А. Михеева, ст. преп. ААЭП, г. Барнаул, E-mail: [email protected] ФЛЕШ-АНИМАЦИОННЫЙ РЕКЛАМНЫЙ ТЕКСТ КАК СТРУКТУРА ПРЕДСТАВЛЕНИЯ ЗНАНИЯ
Статья посвящена исследованию флеш-анимационного рекламного текста, как особого вида рекламного текста, являющегося рекламоспецифичной когнитивной структурой представления знания об объекте рекламирования. Смыслопорождающие потенции текста флеш-анимационной рекламы обусловлены его специфичными свойствами.
Ключевые слова: флеш-анимационный рекламный текст, макрофрейм, кадр-фрейм, когнитивная структура, вербально-авербаль-ные компоненты, свойство, Интернет.
Реклама, играя ключевую роль в политических, экономических, социальных процессах современного общества, оказывает мощное воздействие на мышление индивида, и, как следствие, формирует его картину мира. За последние пятнадцать лет появилось большое количество работ, посвященных изучению рекламного текста (О.А. Шевченко, Е.В. Белозерова, А.В. Прохоров, Н.В. Чумичева, Е.С. Сычева, А.Б. Шо-кина). Вместе с тем, исследователи обращаются в основном к рекламе в периодических изданиях (А.В. Беликова, О.А. Сим, О.В. Козлова, Е.В. Каверина, В.В. Волкова, П.И. Хохлова, Ю.Ю. Бровкина), к телевизионной рекламе (И.Г. Гирина, М.А. Берда, Е.Ю. Кармалова, Е.Е. Корнилова, П.А. Манянин) и к радиорекламе (И.В. Четвертакова, Е.С. Стрельникова). Реклама же создаваемая при помощи Интернет-технологий остается малоизученной, особенно в когнитивном аспекте.
На наш взгляд, влияние Интернет-рекламы на концептуальную систему индивида неуклонно возрастает. Связано это с тем, что практически все сферы жизнедеятельности человека, включая его досуг, осуществляются посредством использования Интернет: индивид все чаще проводит время в глобальном информационном пространстве, получая знания и представления о реальности. Современные Интернет-технологии позволяют создавать новые формы представления знания об объекте рекламирования. Рекламное представление знания об объекте рекламирования продуцентом рекламного текста, а в последствии, получение такого рода знания через рекламный текст реципиентом, все чаще происходит посредством рекламной интернет-коммуникации. Соответственно, возможности Интернет, как глобальной информационной системы, как среды, где осуществляется значимая для общества рекламная коммуникация [1, с. 127], детерминируют переход индивида на принципиально новый уровень познания объектов реальности посредством рекламы, расширяют рекламное коммуникативное пространство, и, как следствие, рекламную картину мира индивида.
Расширение рекламного коммуникативного пространства в Интернете обусловлено рядом факторов, ведущими из которых являются технологический и познавательный. Появление таких форматов, как GIF, JPG, AVI, SWF (флэш), позволяет по-особому сочетать знаки, различной семиотической природы, что определяет специфику методов отбора, организации и презентации рекламной информации. Иными словами, технологические инновации Интернет позволяют продуценту рекламного текста «инкорпорировать эмпирические аудиовизуальные» [1, с. 207] возможности Интернета как канала коммуникации, трансформируя тем самым способы представления знания об объекте рекламирования в принципиально иную форму. Следовательно, новые форматы образуют техно-
логическую основу для появления новых видов рекламного текста, в частности, текста флеш-анимационной рекламы.
С технологической точки зрения, флеш-анимационная реклама представляет собой совокупность различных знаков, которые, благодаря флэш-формату, покадрово движутся и модифицируются в едином графическом пространстве, циклично воспроизводясь по принципу «заезженной пластинки». То есть, загружаясь вместе с другими компонентами, конституирующими веб-страницу, флеш-анимационная реклама повторяется в алгоритмической последовательности, до момента обновления этой страницы Интернет-пользователем. Таким образом, флеш-формат видоизменяет способы презентации и интериоризации содержащейся в тексте флеш-анимационной рекламы информации об объекте рекламирования, внося, тем самым, определенные изменения в характер протекания когнитивных процессов индивида, интенсивно осмысливающего новые Интернет-технологии.
Технологический фактор тесно взаимосвязан с познавательным, и выделяется нами с целью выяснения специфичных свойств флеш-анимационного рекламного текста как когнитивной структуры, презентирующей социальное знание об объекте рекламирования. Познавательный фактор, в основе которого лежит мотив индивида, детерминирует расширение рекламно-коммуникативного пространства за счет процессов, происходящих в социуме, когда в ходе коммуникативнопредметной деятельности индивид создает новые объекты, либо открывает и познает новые признаки существующих объектов действительности, которые кладутся в основу создания рекламного текста, в том числе флеш-анимационного, как принципиально особого вида рекламного текста. Как уже было отмечено, технологические новшества Интернет способствуют «освоению мышлением индивида возможностей новых сочетаний разных знаковых систем» [1, с. 215], находящих свое воплощение, в том числе, в тексте флеш-анимационной рекламы. Кроме того, Интернет обеспечивает скорость и частоту распространения нового рекламного знания о действительности, а также охват большого количества пользователей всемирной сети, постоянно нуждающихся и поглощающих новые порции знания о мире через Интернет-рекламу.
Поскольку познавательные аспекты рекламного текста остаются вне поля зрения исследователей, то изучение представленного в нем рекламного знания и установление его рекламоспецифичных свойств, несомненно, является актуальным. Под рекламным представлением знанием мы понимаем фиксацию когнитивных признаков рекламируемого объекта различными вербально-авербальными знаками, особые сочетания которых позволяют автоматически дифференцировать рекламный текст, как результат «исторически сложившейся практики зрительного воплощения» [2, с. 7]. Необ-
ходимо также отметить, что объект рекламирования трактуется нами широко, то есть под ним подразумеваются всевозможные предметы и услуги.
Как было сказано вьше, появление новых Интернет форматов, позволяет создавать новые виды рекламного текста. В качестве одного из них выступает текст флэш-анимационной рекламы, или анимационного баннера. В арсенале продуцента флэш-анимационного рекламного текста имеется видеографический инструментарий, позволяющий «оживлять» рекламный текст, как посредством смены кадров, так и посредством изменения кадра путем дополнения его новыми элементами. Смена кадров с доминирующим вербальным или авербальным компонентом, последовательное наполнение кадра вербальными и авербальными знаками, появление в кадре дополнительных элементов, по-особому управляет процессом порождения смыслов, что, в свою очередь, усиливает воздействие на когнитивную систему индивида.
На наш взгляд, продуктивным является изучение текста флеш-анимационной рекламы с позиций фреймового подхода, согласно которому фрейм представляет собой «некоторую особую организацию знания» [3], связанную «с одной стороны, с вербальным инструментарием языка, и, с другой, с когнитивной областью сознания, где имеется схематизированный образ -представление опытного знания человека, актуализирующегося посредством языковых структур» [ 4, с. 160]. Кадровая природа флеш-анимационного рекламного текста позволяет рассматривать его в качестве макрофрейма, конституируемого различным сочетанием кадр-фреймов, вербальной, авербальной или вер-бально-авербальной природы. Возможна также внутренняя модификация кадр-фреймов за счет наслоения на их первоначальный вербальный, авербальный или вербально-авербальный компонент репрезентанта какой-либо иной семиотической системы. Внутрикадровое наслоение обуславливает однослойную, двухслойную, трехслойную и т.д. вариативность, во-первых, самих кадр-фреймов, а, во-вторых, многослойность макрофрейма.
Таким образом, флеш-анимационный рекламный текст -это специфичная поликодовая когнитивная структура-макрофрейм, состоящая из определенного количества кадр-фреймов, внутрикадровая природа которых, характеризуется однослой-ностью, двухслойностью, трехслойностью за счет наложения друг на друга репрезентантов различных семиотических систем. Доминантный смысл макрофрема выражается посредством различного сочетания вербальных и авербальных компонентов кадр-фреймов, его конституирующих. Связность всех структурно-смысловых компонентов позволяет репрезентировать объект рекламирования в соответствии, с одной стороны, с коммуникативно-когнитивными задачами продуцента флеш-анимационного рекламного текста, а, с другой, с познавательными установками Интернет-пользователя.
Мы полагаем, что когнитивные механизмы, используемые индивидом при восприятии и осмыслении флеш-анимационного рекламного текста, во многом обусловлены его свойствами. Свойства, по-видимому, детерминируют и смыслопорождающие потенции флеш-анимационного рекламного текста.
Представляется, что свойства текста флэш-анимацион-ной рекламы можно подразделить на универсальные, характерные для любого типа текста, и специфичные, характерные только для этого вида текста . Универсальные свойства флэш-анимационного рекламного текста характеризуются его знаковой природой. Как и любой другой поликодовый текст, флэш-анимационный рекламный текст конституируется репрезентантами различных семиотических систем, позволяющих фиксировать в нем знание. Из этого следует, что к универсальным свойствам текста флэш-анимационной рекламы, объединяющим его с другими видами рекламных текстов, относятся:
♦ представление знания об объекте рекламирования;
♦ сочетание вербальных и авербальных знаков;
♦ интерактивность.
Соответственно, флэш-анимационная реклама уверенно воспринимается индивидом как разновидность рекламного текста, поскольку сочетающиеся в ней генетически разные репрезентанты семиотических систем детерминируют постепенное образование коррелирующих структур в когнитивной системе индивида, позволяющих идентифицировать изменившийся характер отношений между рисунком и текстом [5, с. 28] как Интернет-рекламу.
Особого внимания заслуживают свойства, характерные только для текста флэш-анимационной рекламы. Специфичность его свойств позволяет моделировать, как фрагменты профессионального сознания продуцента текста анимационного баннера, так и когнитивные модели, возникающие в сознании Интернет-пользователя. Специфичными свойствами текста флэш-анимационной рекламы являются:
♦ покадровое представление знания об объекте рекламирования;
♦ особое сочетание вербальных и авербальных знаков;
♦ динамичность;
♦ дозированность, «квантовость» внутрикадрового наполнения макрофрейма знаками различных типов;
♦ дискретность;
♦ многослойность кадр-фрейма;
♦ цикличность воспроизведения текста анимационного баннера;
♦ плеерность/перформансность.
Кадровые способы рекламного представления знания об объекте рекламирования и «образование коррелирующих структур в когнитивной системе индивида» [5, с. 28] требуют особого осмысления. Как уже было отмечено, для презентации знания об объекте рекламирования во флеш-анимацион-ном рекламном тексте используются кадры, наполняемые вербальными, авербальными, или вербально-авербальными компонентами. Иными словами, единое видеографическое пространство макрофрейма конституируется определенным количеством кадр-фреймов, инкорпорирующих генетически разные репрезентанты знаковых систем. Кадр-фреймы заданным образом интегрируются, дисинтегрируются, дополняются, движутся, модифицируются в едином видеографическом пространстве макрофрейма, затем и сам макрофрейм может замещаться следующим. В связи с этим, можно говорить о том, что покадровая презентация рекламной информации определяет специфику протекания когнитивных процессов, необходимых для понимания флеш-анимационного рекламного текста. Имеется в виду, что покадровая презентация языковой и неязыковой рекламной информации становится когнитивно значимой, поскольку влияет на «когнитивные механизмы обработки содержащейся в тексте» [5, с. 48] флеш-анимационной рекламы информации.
Ингерентным свойством флеш-анимационного рекламного текста является особое сочетание конституирующих его вербальных и авербальных компонентов. Новые модели «со-положенности/симультанности вербальных и авербальных знаков» [1, с. 10] в тексте флэш-анимационной рекламы, являются результатом использования индивидом технических возможностей флеш-формата, позволяющих расширить представление об объекте рекламирования. Полагаем, что смыслопорождающий потенциал текста флеш-анимационной рекламы детерминирован особенностями взаимоинтеграции, взаимодисинтеграции, взаимопроникновения вербальных и авербальных средств в макрофрейме. Возникающие таким образом сочетания направляют «ментальную деятельность реципиента, оптимизируя восприятие и интериоризацию» [1, с. 244] текста флеш-анимационной рекламы.
Визуальное расположение элементов опосредовано кадровой природой флеш-анимационного рекламного текста, позволяющей делать его наглядным, выразительным и «живым». При этом количество вербально-авербальных знаков в кадре, согласованность их появления в макрофрейме, так же когнитивно значимы, поскольку репрезентируются в соответствии с присущими индивиду особенностями восприятия и осмысления. В частности, количество вербальных знаков, алго-
ритм их появления в кадре, эффекты «мерцания», увеличения или уменьшения, шрифт, ракурс подачи текста призваны активизировать мыслительные процессы индивида. То же относится и к авербальным компонентам: их модификация, «собирание» изображения, его композиция внутри кадра, пространственное перемещение компонентов композиции, их контраст, колер, крупность, ракурс детерминируют рекламоспецифичное порождение смысла, задают определенный вектор осмысления поступающей через текст флеш-анимационной рекламы информации.
Л.В. Кулешов отмечает, что индивид воспринимающий информацию с экрана, концентрирует внимание на направлении движения вербальной и иллюстративной части [6]. Движение вербальных и авербальных компонентов текста анимационного баннера позволяет индивиду объединять различные кадры в единое смысловое пространство. Особая концентрация внимания на движущихся объектах, возможно, является следствием работы инстинкта самосохранения индивида. Исторически в процессе познания индивидом окружающего мира сложилось так, что движение, как правило, таит в себе некую угрозу и требует активизации внимания. Функционирование текста флеш-анимационной рекламы на основе оппозиции «динамика-статика» априори нацелено на актуализацию работы чувственно-наглядного мышления индивида через зрительный сенсорный канал, мгновенно реагирующий на движение.
Флэш-формат позволяет подавать кадр-фрейм в интервале от 1/20 до 1/35 секунды, что отличает текст флеш-анима-ционной рекламы от текста телевизионной рекламы. Дело в том, что проекция на экран неподвижных вербально-авер-бальных элементов текста телевизионной рекламы осуществляется со скоростью 1/24 или 1/25 кадра в секунду. Когнитивное предназначение скорости подачи кадра в тексте телевизионной рекламы заключается в создании иллюзии естественного движения, соответствия динамики жизнедеятельности телезрителя. Текст же флэш-анимационной рекламы проектируется на экран монитора в диапазоне от 1/20 до 1/35 кадров в секунду, что позволяет совершенно по-иному выделять смысловую доминанту рекламного макрофрейма: текст флэш-анимационной рекламы устроен так, что при движении вербальной и авербальной части на экране монитора каждый следующий статичный кадр показывает очередное наслоение. Благодаря особенностям восприятия, основанным на кратковременной фиксации в памяти увиденного, и непроизвольного ментального «сложения» кадр-фреймов с разными фазами движения сознание индивида моделирует движение. Замедление или ускорение динамики процесса модификации макрофрейма становится когнитивно значимым, поскольку позволяет увеличить воздействующую силу «входящих в фрейм семиотических систем» [1, с. 248]. Как следствие, вербально-авербальные компоненты флеш-анимационного рекламного текста приобретают «новые когнитивные качества» [1, с. 250]. Получается, что в процессе восприятии флэш-анимационного рекламного текста индивид, в первую очередь, познает и осмысливает движущиеся вербально-авербальных компоненты. Динамичность этого типа текста также обеспечивает концентрацию внимания индивида на флэш-анимационной рекламе на фоне других типов текстов, представленных на вебстранице.
На наш взгляд, такое свойство флэш-анимационного рекламного текста как дозированность связано с особенностями зрительного восприятия индивида, характеризующегося дискретностью. Дискретность, т.е. деление анимационного баннера на отдельные кадры, «длительностью от 0,2 секунды до нескольких секунд и более, воспринимается индивидом естественно» [7], соответствуя специфике интериоризации знания. Дозированность заключается в «порциях» информации, наполняющей макрофрейм, а дискретность - в периодичности или, своего рода, разрыве между представляемыми «порциями» новой рекламной информации. Можно сказать, что дозированность и дискретность работают в совокупности и представляют единое целое, поскольку соответствуют психо-
физиологическим особенностям восприятия индивидом информации. Мы их выделяем особо лишь с целью изучения флэш-анимационного рекламного текста в когнитивном аспекте.
Как было отмечено, текст флэш-анимационной рекламы презентируется «квантами», что соответствует, психофизиологической природе сознания индивида, способного воспринимать и обрабатывать поступающую информацию лишь в определенных объемах. Дозированность кадра задает вектор осмысления представляемой в тексте анимационного баннера рекламной информации. Работа кратковременной памяти человека при этом как бы сглаживает и заполняет разрывы в получении информации, позволяя осмыслить уже полученную ее порцию. Кроме того, абстрактно-понятийное мышление позволяет индивиду достраивать смыслы, вычленяя когнитивно значимые для него признаки, рекламируемого объекта.
Говоря о многослойности, как о специфичном свойстве флэш-анимационного рекламного текста, необходимо отметить, что «слои» обеспечивают композиционное построение макрофрейма, позволяя применять к конституирующим его различным графическим и текстовым элементам всевозможные фильтры, обеспечивающие получение разнообразных эффектов: «слои» могут «включаться» в некоторых кадрах и иметь при этом различные яркость, особенности наложения, прозрачность и/или расположение, что приводит к «эффекту в эффекте». Представляется, что «слои» являются важным когнитивным приемом: они усиливают доминантный смысл макрофрейма и обеспечивают Интернет-пользователю возможность его вычленения с минимальными мыслительными затратами.
Отметим, что удержание внимания индивида на флэш-анимационном рекламном тексте обеспечивается и цикличностью составляющих его кадров. Новый флэш-анимационный формат представляет собой динамичную структуру цикличного типа. Цикличность флэш-анимационного рекламного текста обусловлена его кадровой природой: начало и конец анимации презентируются одинаковыми кадрами, что визуально фиксируется и воспринимается как цикл. При этом цикличность устанавливается на протяжении всей анимации текста рекламы или же на протяжении нескольких кадров в макрофрейме. Цикличная презентация знания об объекте, соответствует специфике устройства когнитивной системы индивида, постоянно стремящегося к интериоризации упорядоченной и повторяющейся информации. Цикличность флэш-анимацион-ного рекламного текста продолжается до тех пор, пока Интернет-пользователь не обновляет веб-страницу или не переходит на новый сайт.
Интерактивность как ингерентное свойство любого вида рекламного текста в тексте флэш-анимационной рекламы проявляется через его плеерность или перформансность. Интернет-пользователю предоставляется возможностью принять активное участие в предлагаемом перформенсе, то есть сценарии макрофрейма: поймать чистое белье, ухватить денежную купюру, уничтожить вирусы, попасть в машину цветными шариками, вырастить свой кофе, пройти тест. Индивид также может стать геймером - игроком от «первого лица», ему предлагается стать участником сражения, разобраться с «невидимыми» врагами, собрать футбольную команду, выиграть в покер, раскрутить рулетку на деньги и т.д. По сути, флэш-анимационный рекламный текст становится своего рода контрагентом для Интернет-пользователя, которого, необходимо познать, прежде чем превзойти. Таким образом, плеер-ность/перформансность детерминируют активизацию всех мыслительных процессов индивида посредством его вовлечения в игровую деятельность. Как следствие, максимизируется воздействующая сила флэш-анимационного рекламного текста на сознание индивида.
Таким образом, характерные для флэш-анимационного рекламного текста рекламоспецифичные свойства: покадровое представление знания об объекте рекламирования, особое сочетание вербальных и авербальных знаков, дозированность, дискретность, динамичность, многослойность, цикличность, плеерность/перформансность, оптимизируют мыслительные
процессы индивида на восприятие и интериоризацию рекламного знания.
Исходя из вышеизложенного мы полагаем, что текст флэш-анимационной рекламы представляет собой рекламоспецифичную когнитивную структуру представления знания об объекте рекламирования, конституируемую посредством цикличной смены кадров, включающих изображения различной семиотической природы, внутрикадрово интегрирующихся,
дисинтегрирующихся, движущихся, модифицирующихся в едином видеографическом пространстве макрофрейма, позволяя задавать определенный вектор смыслопорождения за счет дозированного «оживления» кадра, что усиливает синергетический эффект информационно-эмоционального воздействия вербально-авербальных составляющих на сознание индивида, при одновременном уменьшении его мыслительных затрат на интериоризацию рекламного текста.
Библиографический список
1. Рогозина, И.В. Медиа-картина мира: когнитивно-семиотический аспект: дис. ... д-ра филол. наук. - Барнаул, 2003.
2. Клюканов, И.Э. Структура и функции параграфемных элементов текста: автореф. дис. ... канд. филол. наук. - Саратов, 1983.
3. Филлмор, Ч. Фреймы и семантика // Новое в когнитивной лингвистике. Когнитивные аспекты языка. - М.,1988. - Вып. XXIII.
4. Ежова, Е.Н., Новиков М.Н. Фрейм образ жизни в рекламной картине мира // Вестник Ставропольского государственного университета, 2007.
5. Сонин, А.Г. Моделирование механизмов понимания поликодовых текстов: дис. ... д-ра филол. наук. - М., 2005.
6. Кулешов, Л.В. Уроки кинорежиссуры. - М., 1999.
7. Соколов, А.Г. Монтаж. [Э/р] // http: blogs.mail.ru/mail/radiopit/C13B7CBF78B2E36.html.
Статья поступила в редакцию 04.05.10
УДК 81’23
Е.Г. Проскурин, канд. филол. наук, доц. ААЭП, Е-тай:[email protected] ВЕБ-САЙТ КАК ПОЛИСЕМИОТИЧЕСКИЙ ГИПЕРТЕКСТ: К ПОСТАНОВКЕ ПРОБЛЕМЫ
Статья посвящена исследованию веб-сайта как особой разновидности полисемиотического гипертекста. Рассмотрены различные подходы к функциям авербальных компонентов в структуре веб-сайта, поставлен вопрос о когнитивной специфике функционирования механизма гиперссылок, определена роль гиперссылок в обеспечении когезии веб-сайта.
Ключевые слова: веб-сайт, когнитивная структура, Интернет, гиперссылка, авербальный компонент.
Переход к новой научной парадигме в лингвистике на рубеже XX-XXI веков, постановка новых вопросов, «экспансионизм» (Е.С. Кубрякова) современной науки о языке обусловливают необходимость всестороннего исследования языка во всем многообразии его связей с другими семиотическими системами. Как следствие, возрастает интерес исследователей к невербальным средствам коммуникации, их роли в составе семиотически осложненного креолизованного текста [1; 2; 5; 10; 11; 12]. По справедливому мнению В. М. Березина, в настоящее время «уровень интегрированности всех изобразительных средств, равно как и других знаковых образований, в единое текстуальное пространство печатных и электронных изданий весьма высок» [13, с. 162] (курсив мой - Е.П.). Возрастание роли изображения в текстах разных типов отвечает потребностям современного общества в быстрой интериори-зации информации. В этой связи авербальные компоненты в структуре текстов разных типов, в том числе и в структуре веб-сайтов, начинают играть все более важную роль. Невербальные компоненты в структуре веб-сайта помогают оптимизировать взаимодействие между продуцентом и реципиентом для достижения более высокого уровня эффективности смыс-лопорождения.
Несмотря на обширный корпус работ, посвященных изучению полисемиотических текстов, вопрос о соотношении вербальных и авербальных компонентов в структуре вебсайта как особого типа гипертекста не поднимался. Хотя очевидно, что и характер соотношения гетерогенных единиц, и функции невербальных компонентов в структуре веб-сайта обладают определенной спецификой. Изучение веб-сайтов как разновидности креолизованных гипертекстов предполагает интеграцию разных дисциплин - психолингвистики, семиотики, когнитивной науки, лингвистики текста, теории массовой коммуникации и др. И только комплексный анализ позволит более точно изучить и понять суть феномена.
Для текстов, представляющих собой комбинацию естественного языка с элементами других знаковых систем, еще не существует общепринятого терминологического обозначения. Широко распространен принадлежащий отечественным психолингвистам Ю.А. Сорокину и Е.Ф. Тарасову термин «креолизованный текст», под которым авторы понимают такой текст, фактура которого «состоит из двух негомогенных
частей (вербальной языковой (речевой) и невербальной (принадлежащей к другим знаковым системам, нежели естественный язык)» [14, с. 180-181]. В креолизованных текстах вербальные и невербальные элементы образуют одно визуальное, структурное, смысловое и функциональное целое и воздействуют на адресата комплексно. В качестве примеров можно привести веб-сайты, кинотексты, тексты радиовещания и телевидения, плакаты, рекламные тексты.
Термин «креолизованный текст» используется в публикациях Е.Е. Анисимовой [1; 2]. Автор анализирует роль так называемых паралингвистических средств, под которыми понимает средства, определяющие внешнюю организацию текста и создающие его «оптический образ». К сожалению, автор не поясняет, что понимается под «оптическим образом», однако контекст работы позволяет предположить, что это определенная когнитивная модель визуальной организации текста. Благодаря наличию такой модели индивид легко дифференцирует различные типы текстов. Близким «оптическому образу» представляется термин «графическая норма», принадлежащий И.Э. Клюканову, под которой понимается графический стандарт, модель, представляющая собой «пример исторически сложившейся практики зрительного воплощения того или иного типа текста» [11, с. 7].
По мнению Е.Е. Анисимовой, целостность веб-сайта как разновидности креолизованного гипертекста задается коммуникативно-когнитивной установкой адресанта и единой темой, раскрытию которой служат как вербальные, так и пара-лингвистические средства: вместе они создают «одно визуальное, структурное, смысловое и функциональное целое, оказывающее комплексное прагматическое воздействие на адресата» [2, с. 75]. Связность веб-сайта, по мнению автора, проявляется в тесном взаимодействии вербальных и невербальных элементов.
По степени связности Е.Е. Анисимова различает тексты с частичной креолизацией, вербальная часть которых относительно автономна по отношению к изобразительной, вследствие чего изображение является факультативным элементом текста. Такой вид текстов наиболее распространен в газетнопублицистических, научно-популярных, эстетических сферах общения. К другому типу исследователь относит тексты с полной креолизацией, для которых характерны синсемантиче-