Научная статья на тему 'ФЛАГМАН ОБРАЗОВАНИЯ КАЛИНИНГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ ВКЛАД БАЛТИЙСКОГО (КАЛИНИНГРАДСКОГО) ВЫСШЕГО ВОЕННО-МОРСКОГО УЧИЛИЩА В РАЗВИТИЕ ОБРАЗОВАНИЯ КАЛИНИНГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ С КОНЦА 40-Х ГОДОВ ДО НАСТОЯЩЕГО ВРЕМЕНИ'

ФЛАГМАН ОБРАЗОВАНИЯ КАЛИНИНГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ ВКЛАД БАЛТИЙСКОГО (КАЛИНИНГРАДСКОГО) ВЫСШЕГО ВОЕННО-МОРСКОГО УЧИЛИЩА В РАЗВИТИЕ ОБРАЗОВАНИЯ КАЛИНИНГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ С КОНЦА 40-Х ГОДОВ ДО НАСТОЯЩЕГО ВРЕМЕНИ Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
234
21
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КАЛИНИНГРАДСКАЯ ОБЛАСТЬ / ВОЕННОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ПОДГОТОВКА СПЕЦИАЛИСТОВ / ВОЕННО-МОРСКОЙ ФЛОТ

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Ярошук Александр Георгиевич, Сытник Вячеслав Борисович, Лосев Денис Евгеньевич

В статье рассматривается процесс становления и развития высшего (в первую очередь военного) образования в Калининградской области от момента ее вхождения в состав СССР до настоящего времени

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по истории и археологии , автор научной работы — Ярошук Александр Георгиевич, Сытник Вячеслав Борисович, Лосев Денис Евгеньевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FLAGMAN OF EDUCATION IN THE KALININGRAD REGION CONTRIBUTION OF THE BALTIC (KALININGRAD) HIGHER NAVAL SCHOOL TO THE DEVELOPMENT OF EDUCATION IN THE KALININGRAD REGION FROM THE LATE 40-S TO THE PRESENT

The article reviews the process of higher (primarily military) education formation and development in Kaliningrad region from the moment of its inclusion into the USSR till nowadays

Текст научной работы на тему «ФЛАГМАН ОБРАЗОВАНИЯ КАЛИНИНГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ ВКЛАД БАЛТИЙСКОГО (КАЛИНИНГРАДСКОГО) ВЫСШЕГО ВОЕННО-МОРСКОГО УЧИЛИЩА В РАЗВИТИЕ ОБРАЗОВАНИЯ КАЛИНИНГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ С КОНЦА 40-Х ГОДОВ ДО НАСТОЯЩЕГО ВРЕМЕНИ»

A.Г. ЯРОШУК,

B.Б. СЫТНИК, Д.Е. ЛОСЕВ

A.G. YAROSHUK, V.B. SYTNIK, D.E. LOSEV

ФЛАГМАН ОБРАЗОВАНИЯ КАЛИНИНГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ

FLAGMAN OF EDUCATION IN THE KALININGRAD REGION

ВКЛАД БАЛТИЙСКОГО (КАЛИНИНГРАДСКОГО) ВЫСШЕГО ВОЕННО-МОРСКОГО УЧИЛИЩА В РАЗВИТИЕ ОБРАЗОВАНИЯ КАЛИНИНГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ С КОНЦА 40-Х ГОДОВ ДО НАСТОЯЩЕГО ВРЕМЕНИ

CONTRIBUTION OF THE BALTIC (KALININGRAD) HIGHER NAVAL SCHOOL TO THE DEVELOPMENT OF EDUCATION IN THE KALININGRAD REGION FROM THE LATE 40-S TO THE PRESENT

Сведения об авторах: Ярошук Александр Георгиевич - депутат Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации VII созыва, Глава городского округа «город Калининград» с 2007 по 2018 год, выпускник Калининградского высшего военно-морского училища 1988 года (г. Москва);

Сытник Вячеслав Борисович - начальник филиала Военного учебно-научного центра Военно-Морского Флота «Военно-морская академия имени Адмирала Флота Советского Союза Н.Г. Кузнецова» в г. Калининграде, контр-адмирал (г. Калининград. E-mail: vunc-vmf-bvmi@ mil. ru);

Лосев Денис Евгеньевич - профессор кафедры тактики филиала Военного учебно-научного центра Военно-Морского Флота «Военно-морская академия имени Адмирала Флота Советского Союза Н.Г. Кузнецова» в г. Калининграде, капитан 2 ранга, кандидат военных наук, доцент, выпускник Балтийского военно-морского института 2000 года (г. Калининград. E-mail: elk-maktaba@mail. ru).

Аннотация. В статье рассматривается процесс становления и развития высшего (в первую очередь военного) образования в Калининградской области от момента её вхождения в состав СССР до настоящего времени.

Ключевые слова: Калининградская область, военное образование, подготовка специалистов, Военно-Морской Флот.

Information about the authors: Alexander Yaroshuk - Deputy of the State Duma of the Federal Assembly of the Russian Federation of the VII convocation, Head of the city district «city of Kaliningrad» from 2007 to 2018, a graduate of the Kaliningrad Higher Naval School in 1988 (Moscow );

Vyacheslav Sytnik - Head of the branch of the Military Training and Research Center of the Navy «Naval Academy named after Admiral of the Fleet of the Soviet Union N. G. Kuznetsov» in Kaliningrad, Rear Admiral (Kaliningrad. E-mail: vunc-vmf-bvmi@mil. ru);

Denis Losev - Professor of the Department of Tactics of the branch of the Military Training and Research Center of the Navy «Naval Academy named after Admiral of the Fleet of the Soviet Union N. G. Kuznetsov» in Kaliningrad, Captain of the 2nd rank, Candidate of Military Sciences, Associate Professor, graduate of the Baltic Naval Institute in 2000 (Kaliningrad. E-mail: elk-maktaba@mail.

Summary. The article reviews the process of higher (primarily military) education formation and development in Kaliningrad region from the moment of its inclusion into the USSR till nowadays.

Keywords: Kaliningrad region, military education, training of specialists, the Russian Navy.

Указом Президиума Верховного Совета СССР от 7 апреля 1946 года 75 лет назад здесь была образована Кёнигсбергская область, которая вошла в состав РСФСР, а 4 июля 1946 года ей было присвоено имя советского государственного деятеля М. И. Калинина.

История Калининградской области своеобразна. Это самая западная территория, полностью отделённая от остальной части страны сухопутными границами иностранных государств и международными морскими водами. Она образована в результате победы Советского Союза над нацистской Германией. По решению Берлинской (Потсдамской) конференции 1945 года одна треть территории бывшей Восточной Пруссии с городом Кёнигсбергом вошла в состав СССР. Принцип нерушимости послевоенных европейских границ был подтверждён более поздними соглашениями.

Заселение Калининградской области относится к числу самых масштабных миграционных процессов послевоенной истории СССР. С августа 1946 года организовано массовое прибытие в область переселенцев из 27 областей России, 8 областей Белоруссии, 4 автономных республик.

С переездом советского населения в новый западный регион Советского Союза появилась необходимость в подготовленных кадрах, способных восстанавливать область, разрушенную в ходе войны. Изначально эта проблема решалась путём командирования из соседних и дальних территорий наиболее востребованных специалистов. В дальнейшем становилось очевидным, что решение вопроса по наполнению кадров профессионально подготовленными тру-

довыми и административными ресурсами возможно решить, создавая собственные учебные заведения непосредственно в Калининграде.

Как зачастую происходит на протяжении всей истории нашего государства, первыми решают сложные и не терпящие отлагательства задачи - военные.

Фото 1. Обустройство территории нового училища силами курсантов, 1949 год

Фото 2. Посещение Калининградского ВВМУ Главнокомандующим ВМФ Адмиралом Флота Советского Союза С.Г. Горшковым, 1969 год

Фото 3. Посещение Калининградского ВВМУ Министром обороны СССР Маршалом Советского Союза А.А. Гречко,

1973 год

В 1947 году в Калининград было передислоцировано Бакинское военно-морское подготовительное училище, которому предстояло подготовить площадку к формированию и созданию высшего военно-морского училища на незамерзающем берегу Балтийского моря.

С первых же дней силами приехавших офицеров и воспитанников началось переоборудование и обустройство обширной территории нового училища. Наименование заведения было изменено с Бакинского на Калининградское, а спустя год на его базе было сформировано 2-е Балтийское высшее военно-морское училище. К этому времени была выполнена сложная работа по переходу от системы подготовительного училища к системе высшего военно-морского учебного заведения.

Вслед за военными моряками в область прибыли гражданские специалисты с целью формирования в новом российском регионе интеллектуальной элиты и кадрового состава работников образования. Для этого был создан Калининградский государственный педагогический институт, начавший набирать

абитуриентов одновременно с военно-морским училищем в 1948 году.

В течение всего периода становления училища, вплоть до 1960 года, продолжались организационно-штатные изменения и пополнение училища опытными кадрами. Была введена специализация обучения. При училище начали функционировать Высшие специальные офицерские классы. Качество подготовки курсантов

непрерывно совершенствовалось. Они начали проходить практику, участвуя в дальних походах. В середине 50-х годов учебное заведение изменило наименование на Балтийское высшее военно-морское училище, а по прошествии нескольких лет на Балтийское высшее военно-морское училище подводного плавания.

К тому времени, как военно-морское училище существовало в новой области уже десять лет, принимается решение о перебазировании технического института рыбной промышленности из Москвы в Калининград. Перевод гражданского вуза был завершён в 1959 году с получением нового наименования - Калининградский технический институт рыбной промышленности и хозяйства. С этого момента в регионе начинается учебная и научная кооперация трёх высших учебных заведений. Создаются первые зачатки состязательности в уровне подготовки педагогических кадров области и одновременно взаимодействия в образовательной сфере.

Военный сегмент образования был усилен путём перевода в 1960 году Ленинградского военно-инженерного училища с переименованием в Калининградское

Фото 4. Освоение курсантами специальности в ходе проведения практических занятий

Фото5. Посещение Министром обороны РФ генералом армии С.К. Шойгу филиала ВУНЦ ВМФ «Военно-морская академия» в г. Калининграде, 2016 год

высшее военно-инженерное училище имени А. А. Жданова.

В середине 60-х годов педагогический институт преобразовывается в Калининградский государственный университет. Тогда же кадровый состав работников образования Калининградской области прирастает ещё двумя большими коллективами. Начинается подготовка авиационных техников в Калининградском ави-ационно-техническом училище, а также организовывается Калининградское высшее мореходное училище.

В 1967 году на базе бывшего Балтийского ВВМУ и флотских офицерских Курсов началось учреждение Филиала высшего военно-морского ордена Ленина Краснознамённого ордена Ушакова училища имени М. В. Фрунзе. Ещё через пару лет, в 1969 году, было принято решение о преобразовании филиала в Калининградское высшее военно-морское училище. Так за два десятка лет, пройдя все этапы трансформации, училище вобрало в себя дух новизны, перво-проходства, постоянного развития и динамизма. Жизнь в училище была насыщена интересной и сложной корабельной практикой, которая совпала с мероприятиями боевой и оперативной подготовки ВМФ. Стало хорошим правилом участие будущих офицеров в учениях флотов с выполнением боевых задач, в том числе боевой службы.

С первых дней училище было объектом пристального внимания и заботы командования ВМФ. За первые десять лет существования КВВМУ Главнокомандующий ВМФ Адмирал Флота Советского Союза С. Г. Горшков посетил его девять раз, на месте принимая многие решения, имевшие для развития учебного заведения принципиальное значение.

В середине 70-х годов происходит стремительное развитие материальной базы училища - государством выделяются огромные средства на обустройство военных

учебных заведений. В училище отстраиваются новые корпуса, склады различного назначения и многое другое. Была решена проблема создания учебно-лабораторной базы, способной обеспечить качественное образование, соответствующее современным требованиям ракетно-ядерного флота. Калининградское ВВМУ продолжало своё становление и развитие, к тому же приобрело свою насыщенную историю, поэтому была начата работа по созданию собственного музея.

К началу 80-х годов училище являлось передовым учебным заведением в регионе, выполняя роль движущего «локомотива» в системе высшего образования. Во всех учебных корпусах училища были созданы телевизионно-передающие центры, использовавшиеся для демонстрации учебных фильмов. Проводилась серьёзная работа по созданию на всех специальных кафедрах системы функционально взаимосвязанных комплексов, что позволяло значительно повышать

Фото 6. Участие курсантов училища в памятных мероприятиях совместно с юнармейским движением

Фото 7. Участие выпускников училища и ветеранов флота в мероприятиях военно-патриотической направленности,

2021 год

эффективность учебных занятий. Работы по совершенствованию инфраструктуры училища приобрели постоянный, плановый и системный характер.

К концу 80-х годов Калининградская высшая военно-морская школа в полной мере смогла обеспечить потребности океанского флота в высококвалифицированных кадрах по перечню направлений и специальностей, предусмотренных для подготовки на факультетах училища.

Развитие системы образования в Калининградской области с началом девяностых годов затрагивает процесс реформирования. Происходят передислокации Калининградского высшего инженерного училища инженерных войск в г. Кстово Нижегородской области, а Калининградского военного ави-ационно-технического училища в г. Курган.

Процесс реформирования затрагивает также военно-морское училище, которое в 1998 году преобразовывается в Балтийский военно-морской институт. Спустя некоторое время, в 2002 году, институту присваивается почётное наименование - имени адмирала Ф. Ф. Ушакова. В этот период про-

исходит наращивание научного потенциала, открывается адъюнктура, создаётся диссертационный совет. Здесь сложились научные школы, которые продолжают традиции основных направлений в отечественной военной науке. Кооперация научного потенциала области в системе образования достигает высшего уровня, что обуславливается полуанклавно-стью региона. Начались научно-исследовательские работы, тесно связанные с проблемами ВМФ и, прежде всего, Балтийского флота.

С середины 2000-х годов начинается период укрупнения и оптимизации сети образовательных организаций. Некоторые из них выходят на уровень федерального значения, как, например, Балтийский федеральный университет имени И. Канта. В это же время Балтийский военно-морской институт имени адмирала Ф. Ф. Ушакова, преследуя в качестве основной цели совершенствование системы подготовки специалистов, структурно входит в состав Военного учебно-научного центра ВМФ «Военно-морская академия им. Адмирала Флота Советского Союза Н. Г. Кузнецова» и позднее преобразовывается

в филиал, представляющий собой сложившееся и развивающееся военно-морское учебное заведение страны с многоуровневой системой подготовки высокопрофессиональных военных кадров.

Балтийское ВВМУ имени адмирала Ф. Ф. Ушакова совместно с образованным в 2020 году филиалом Нахимовского военно-морского училища в г. Калининграде создаёт по сути единую систему военно-морского образования для подготовки молодёжи, с ранних лет ориентированных на выбор флотской военной профессии. Такая система сформировалась решением Министра обороны Российской Федерации генерала армии Сергея Кужугето-вича Шойгу. Все ступени, начиная от среднего образования, вплоть до обучения по программам подготовки кадров высшей квалификации, возможно освоить в едином военно-морском образовательном сегменте на калининградской земле. Обучение курсантов по программам с полной военно-специальной подготовкой осуществляется по трём специальностям, не имеющим аналогов в других учебных заведениях и направленным на изучение применения и эксплуатации артиллерийского и зенитно-ракетного вооружения надводных кораблей, средств морской радиоэлектронной разведки и корабельных комплексов связи.

Подготовленные в Калининграде специалисты традиционно высоко ценились на всех флотах. Многие выпускники училища стали командующими флотами, командирами объединений и соединений (82-м офицерам присвоены высшие офицерские звания), некоторые достигли признания в области науки, отечественной промышленности и общественной деятельности. Привлекая потенциал своих воспитанников, как прошлых, так и настоящих, совместно с ветеранами Военно-Морского Флота и единомышленниками Балтийского федерального университета, училище занимается военно-патриотической

работой и является своеобразным авангардом Калининградского региона в борьбе «за душу и разум» современной молодёжи.

Большая часть выпускников поддерживает неразрывную связь с училищем, помогая сохранять и передавать традиции из поколения в поколение. При этом глубина и нерушимость устоев, прививаемых ветеранами флотского движения, не означают зашоренность и стагнацию в образовательном процессе.

Современное училище ориентировано на создание научно-образовательной площадки, осуществляющей государственную политику, реализацию национальных проектов, региональную образовательную и научную кооперацию. Учебное заведение формирует информационно-образовательную среду, постоянно расширяя её возможности. Для этого всем военнослужащим предоставлена возможность использовать информационные образовательные ресурсы, повышающие уровень профессиональных знаний, производится наполнение электронной библиотеки учебными изданиями. Практики и стажировки синхронизированы с мероприятиями боевой подготовки войск. В учебно-методические материалы включён опыт применения войск в вооружённых

конфликтах, в том числе за пределами Российской Федерации. Режим подготовки курсантов максимально приближён к условиям прохождения военной службы на флоте и в войсках.

Соединяя в себе традиции и новаторство, Балтийское высшее военно-морское училище имени адмирала Ф. Ф. Ушакова имеет особую миссию. На западном рубеже страны ведутся подготовка преданных Отечеству и военному делу молодых специалистов - будущих профессионалов Военно-Морского Флота, а также экспорт российского образования и ценностей в виде обучения иностранных военнослужащих - будущей военной элиты союзных и дружественных государств.

В настоящее время систему высшего образования региона представляют полтора десятка государственных и негосударственных вузов, перед которыми стоит непростая задача по интеграции образования и науки. Такая задача сегодня частично решается, при этом инициирует творческую активность профессорско-педаго-гического состава и научных работников. Например, область вошла в топ-10 регионов по уровню цифровой грамотности. Трудно найти такую отрасль или специализацию, где бы ни пересекались сферы дея-

тельности интеллектуальной элиты - представителей гражданских и военных ведомств Калининградской области.

Военно-морское учебное заведение в Калининграде с самого начала своего создания стало флагманом образования, а в дальнейшем и науки на «Западном форпосте» России, и сегодня оно идёт в ногу со временем, совмещая лучшие черты традиционного образования и инновации. Училище является важной деталью, встроенной в сложнейший, но при этом отлаженный «часовой механизм» под названием «военно-морское образование», надежно прослуживший 320 лет на благо Российского флота. "

Фото 8. Подготовка военных кадров для ВМС иностранных государств в Калининграде

ЛИТЕРАТУРА

1. Балтийский военно-морской институт: 1948-2001 гг.: очерки истории БВМИ / А. А. Римашев-ский, Б. М. Амусин, А. Я. Агаршев и др. - Калининград: ФГУИПП «Янтарный сказ», 2002. 312 с.

2. В морях твои дороги. Очерк истории Калининградского ВВМУ 1967-1980 гг. - Калининград, 1980. 202 с.

3. Горин, Ю. П., Безгодов, А. А, Омельченко, А. В. Через призму судеб... - Калининград: Живем, 2011. 287 с.

4. Калининградское высшее военно-морское училище.- Калининград: типография «Калининградская правда», 1989. 16 с.

5. Калининградское высшее военно-морское училище. Очерки о 50-летнем периоде истории КВВМУ / Г. П. Ясницкий, Б. М. Амусин и др. - Калининград: ФГУИПП «Янтарный сказ», 1998. 112 с.

6. Сытник, В. Б., Горин, Ю. П., Лосев, Д. Е. 70 лет в системе военного образования. (К юбилею филиала Военного учебно-научного центра Военно-Морского Флота «Военно-морская академия» в г. Калининграде.) / Журнал ВМФ «Морской сборник». № 3 (2064) 2019, С. 46-52.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.