Научная статья на тему 'Физкультурно-спортивная деятельность в свете половозрастных особенностей онтогенеза человека'

Физкультурно-спортивная деятельность в свете половозрастных особенностей онтогенеза человека Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
636
162
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
ПОЛОВОЗРАСТНЫЕ ОСОБЕННОСТИ ОНТОГЕНЕЗА / МОТОРИКА / БИОДИНАМИЧЕСКИЕ СИСТЕМЫ / ФИЗИЧЕСКИЕ КАЧЕСТВА / СПОСОБНОСТЬ К ОВЛАДЕНИЮ И УПРАВЛЕНИЮ ДВИЖЕНИЯМИ / SEXUAL AND AGE PECULARITIES OF ONTHOGENESIS / MOTORICS / BIODYNAMIC SYSTEMS / PHYSICAL CAPACITIES / LOCOMOTOR LEARNING AND MANAGEMENT ABILITIES

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Ковылин М. М.

Автор статьи в обобщенной табличной форме представляет итоговые результаты онтокинезиологических разработок В. К. Бальсевича и многих других авторов. Онтокинезиологические таблицы предлагаются автором в качестве системного подхода к формированию половозрастных рекомендаций сводной социограммы как теоретикометодологического обоснования системы непрерывного и всеобщего физического воспитания в России. Кроме того, данный материал может эффективно использоваться в качестве механизма дополнения и корректировки морфофункциональных, физиологических спортограмм для различных видов спорта.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Sports and recreation activity from the age ontogenesis pecularities point of view

In generalized table form author presents summary results of research results on onthokinesiology carried out by V. Balsevich and some other researchers. Onthokinesiology tables are proposed as system approach towards formation of age and sex recommendations for summary sociogram used to theoretically and methodically substantiate system of continuous and general physical education in Russia. Moreover, this material can be efficiently used as appendix and correction mechanism for functional physiological sportogramms in different kinds of sport.

Текст научной работы на тему «Физкультурно-спортивная деятельность в свете половозрастных особенностей онтогенеза человека»

ФИЗКУЛЬТУРНО-СПОРТИВНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ В СВЕТЕ ПОЛОВОЗРАСТНЫХ ОСОБЕННОСТЕЙ ОНТОГЕНЕЗА ЧЕЛОВЕКА

М.М. КОВЫЛИН, РГУФКСМиТ

Аннотация

Автор статьи в обобщенной табличной форме представляет итоговые результаты онтокинезиологических разработок В. К. Бальсевича и многих других авторов. Онтокинезиологические таблицы предлагаются автором в качестве системного подхода к формированию половозрастных рекомендаций сводной социограммы как теоретико-методологического обоснования системы непрерывного и всеобщего физического воспитания в России. Кроме того, данный материал может эффективно использоваться в качестве механизма дополнения и корректировки морфофункциональных, физиологических спортограмм для различных

видов спорта.

Ключевые слова: половозрастные особенности онтогенеза, моторика, биодинамические системы, физические качества, способность к овладению и управлению движениями.

Abstract

In generalized table form author presents summary results of research results on onthokinesiology carried out by V.Balsevich and some other researchers. Onthokinesiology tables are proposed as system approach towards formation of age and sex recommendations for summary sociogram used to theoretically and methodically substantiate system of continuous and general physical education in Russia. Moreover, this material can be efficiently used as appendix and correction mechanism for functional physiological sportogramms in different kinds of sport.

Key words: sexual and age pecularities of onthogenesis, motorics, biodynamic systems, physical capacities, locomotor learning and management abilities.

Обращаясь к анализу содержания книги «Очерки по возрастной кинезиологии человека» В.К. Бальсевича [1], мы исходим из научной гипотезы о том, что «в процессе физической активности происходят существенные изменения морфологического и функционального порядка, характер влияния которых неоднозначен для разных систем организма и неодинаков в разные периоды онтогенеза» [2, с. 33].

Для подтверждения указанной гипотезы и превращения ее в теорию В.К. Бальсевич использует свои разработки и труды других известных отечественных и зарубежных авторов. Чаще других исследователь апеллирует к работам по физиологии и биодинамике движений; по обучению и воспитанию юного спортсмена, изучению физических способностей детей и подростков; по проблемам периодизации онтогенеза, теории индивидуального развития организма, возрастной физиологии; по анализу морфофункциональных особенностей детей дошкольного возраста. Широко используются исследования по развитию и инволюции двигательных, мышечных функций человека на предмет анализа основных факторов онтогенеза, физиолого-биохимических перспектив и особенностей разных возрастов.

Среди специальных исследований по различным видам спорта наше профессиональное внимание привлекли используемые Бальсевичем статьи по возрастным различиям в управлении движениями у детей-неспорсменов и по возрастным особенностям техники кругового педалирования.

Основываясь на исключительном по объему и разнообразному содержанию пласте научных исследований,

прямо или косвенно касающихся онтокинезиологии человека, В.К. Бальсевич обосновывает два основных этапа (периода) онтогенеза, каждый из которых соответственно имеет свои специфические возрастные особенности. Первый период длится от 3-5 до 20-29 лет, второй - от 29-29 до 55-65 лет. Интересующие нас в свете физкультурно-спортивной деятельности возрастные группы первого этапа онтогенеза: первая - от 5 до 10, вторая - от 11 до 14, третья - от 15 до 19 лет. На втором этапе онтогенеза возрастные группы выделяются не столь явно, потому что в отличие от значительной, иногда даже скачкообразной динамики изменения практически всех морфофункциональных параметров на первом этапе на протяжении второго периода онтогенеза рассматриваемые показатели в общем и целом стабилизируются или дают довольно устойчивую тенденцию последовательного изменения. Но все же и здесь ряд авторов выделяет некую возрастную границу, после прохождения которой характер реакции физически активных людей на различного рода нагрузку изменяется уже более существенно. Эта граница, по разным источникам, находится в интервале от 40-49 до 50-54 лет.

В принципе указанная периодизация в основных моментах согласуется с определяющими специфику педагогических стратегий и технологий возрастными коридорами, которые выделялись А.А. Передельским с соавторами: до 14-15, от 15 до 45, от 45 до 65 лет [3]. Сходство периодизации еще сильнее выявляется при учете упоминания пределов возрастных групп как объектов приложения педагогического воздействия: до 19 и до 25 лет [3]. Тем не менее периодизация В.К. Бальсе-

вича имеет более конкретный и обоснованный характер. Главное - в ней проявляется согласование динамики развития морфофункциональных систем и параметров с возможностями наиболее эффективного использования традиционных спортивных методик. Поэтому в дальнейшем мы будем ориентироваться именно на онтокинезио-логическую периодизацию, но с учетом уже имеющихся в практике спортивно-педагогической работы разбросов показателей.

Онтокинезиологический материал, на наш взгляд, при достаточной полноте сбора и обобщения информации способен стать морфологической, физиологической и биомеханической основой сводной разновозрастной и разнополовой социограммы, позволяющей разрабо-

тать интегративную характеристику влияния занятий физкультурно-спортивной деятельностью на личность человека на всем протяжении его онтогенеза. Цель такой социограммы - выявление основных морфофункцио-нальных биодинамических параметров двигательной активности, оптимальных для различного возраста и пола, а также научно обоснованное представление о том, как физкультурно-спортивное тренирующее, стимулирующее воздействие может способствовать наращиванию и сохранению онтокинезиологического потенциала человека.

Попробуем представить подготовленный В.К. Баль-севичем и другими отечественными и зарубежными учеными онтокинезиологический материал в обобщенной табличной форме (табл. 1-4).

Таблица 1

Онтокинезиологические особенности возрастной группы 5-10 лет

Характеризуемые аспекты Мальчики Девочки

Моторика - к 5 годам завершение формирования основных координационных механизмов ходьбы; - от 4 до 7 лет - снижение, от 7 до 10 лет - повышение темпа ходьбы при сокращении опорного времени и приближении его к полетному

- длина шага растет до 17 лет - длина шага значимо растет в 7-10 лет

Биодинамические системы - 7-8 лет - ускоренная организация биодинамической системы, совпадающая с относительно постепенным развитием отдельных элементов биодинамики

- 7-8 лет - преимущественное влияние на биодинамику физической подготовленности; - 9-10 лет - преимущественное влияние на биодинамику физического развития - 5-8 лет - преимущественное влияние на биодинамику физической подготовленности; - 9-10 лет - преимущественное влияние на биодинамику физического развития

- к 10 годам консолидация биодинамических элементов

Физическое качество силы - прирост силы начинается с 8 лет - прирост силы начинается с 9 лет

- с 9 до 10 лет и далее - существенный прирост силы мышц кисти и спины

Физическое качество быстроты движений - 7-8 лет - всплеск ускоренного развития быстроты движений (по времени отталкивания при прыжке); - 9-10 лет - приближение скрытого времени двигательной реакции в движении кисти к показателям взрослых; - время нарастания максимальной скорости в стартовом разбеге от возраста и пола не зависит и достигается на пятой-шестой секунде

- 7-20 лет - темп движений выше - 7-20 лет - темп движений ниже

Физическое качество выносливости - с 8 до 10 лет и далее - увеличение общей выносливости

- 8-20 лет - субмаксимальный темп прироста скоростно-силовой выносливости (показателей суммарной работы) - 9-20 лет - наиболее высокий темп прироста скоростно-силовой выносливости (показателей суммарной работы)

Физическое качество гибкости - 7-11 лет - интенсивный рост подвижности во всех суставах

- 7-10 лет - значительное увеличение показателей суммарной подвижности позвоночного столба при движениях сгибания, а до 11 лет - подвижности тазобедренного сустава при отведении ноги и активного сгибания выпрямленной ноги - 7-10 лет - прирост подвижности позвоночного столба, тазобедренного сустава, прочее - относительно невелико

Способность к овладению и управлению движениями - с 8 до 10 лет (в переделе до 12) уменьшается амплитуда колебаний тела при естественном удобном стоянии на горизонтальной поверхности; - 7-10 лет - наиболее интенсивное развитие функции динамического равновесия; - от 4-6 до 9-10 лет - наиболее заметное повышение пространственной точности в прыжке в длину с места на точность приземления, в метании в горизонтальную цель; - 7-11 лет (несущественно - до 14 лет) - быстрое развитие двигательных координационных возможностей;

Окончание табл. 1

Характеризуемые аспекты Мальчики Девочки

- 8-9 лет - высокие временные колебания отклонений от взятого темпа при вращении педалей велостанка в постоянном темпе на протяжении 5 мин; - с 8 до 20 лет - наибольшее улучшение точности реакции на движущийся предмет (объект) рукой, ногой, спиной; - 7-20 лет - период значительного увеличения точности движений (малых угловых смещений) руки

Опорно-двигательный аппарат У дошкольников 4-6 лет: - длина тела увеличивается ежегодно на 5-6 (до 10 см), масса - на 2 кг, что характеризует первый ростовой скачок или первое «вытягивание»; - к концу периода интенсифицируются процессы окостенения, роста костей в толщину, заканчивается процесс замены костных тканевых структур (с грубоволокнистых сетчатых на пластинчатые); - завершается морфологическое развитие спинного мозга и коры большого мозга; - для высшей нервной деятельности еще характерна неустойчивость, легкая разрушаемость условно-рефлекторных связей, преобладающие процессы возбуждения; «Все это обуславливает неустойчивость и нестабильность систем, обеспечивающих функционирование аппарата движений ребенка» [Бальсевич В.К., 2009, с. 139]. В младшем школьном возрасте 7-10 лет: - опорно-двигательный аппарат развивается относительно равномерно; - до 7 лет позвоночник ребенка очень чувствителен даже к небольшим нагрузкам и деформациям; - брюшной пресс еще не в состоянии выдерживать значительное напряжение, например, связанное с поднятием тяжестей; - развитость крупных и неразвитость мелких мышц, например, отвечающих за правильное положение позвоночника иди за кистевой функционал. Как следствие -возможность искривления позвоночника, неточность координации тонких движений пальцев

Примечания к табл. 1:

1. Все указанные изменения в этой и следующих таблицах характеризуются как статистически достоверные.

2. Под общей выносливостью понимается способность человека в течение длительного времени выполнять непрерывную динамическую работу определенной мощности, для которой характерно функционирование всего мышечного аппарата, например, при длительном беге со скоростью 7% от максимальной.

3. Гибкость рассматривается как способность выполнять движения с большой амплитудой.

4. Выделяются три ступени развития ловкости:

- пространственной точности и координированности движений;

- то же самое, но в сжатые сроки;

- то же в сжатые сроки, но уже не в стандартных, а в переменных условиях.

5. 7-10 лет - первый максимум согласования биодинамических элементов и системы в целом, способствующий легкому овладению общей структурой сложных локомоций (ходьба на лыжах, бег на коньках, езда на велосипеде).

Таблица 2

Онтокинезиологические особенности возрастной группы 11-14 лет

Характеризуемые аспекты Мальчики Девочки

Моторика - 11-12 лет - уменьшение продолжительности шага и повышение темпа, а в 13-14 лет - увеличение продолжительности шага и снижение темпа быстрой и медленной ходьбы; - 10-12 лет - самый явный сдвиг в биодинамике медленного бега (резкое сокращение длительности опорного и увеличение продолжительности полетного интервалов)

- продолжительность полетного времени еще долго не стабилизируется (предел - 20-29 лет) - с 11-12 лет продолжительность полетного времени стабилизируется, прирост скорости бега наивысший (даже выше, чем у мальчиков)

Биодинамические системы - наиболее интенсивный рост элементов биодинамики, сопровождающийся в 11-12 лет рассогласованием с биодинамической системой в целом

- 11-12 лет - преимущественное влияние на биодинамику показателей физического развития; - 11-16 лет - преимущественное влияние на биодинамику показателей физического развития; - 13-14 лет - максимум моторной активности

- 12-16 лет - максимум рассогласования биодинамических характеристик с резким приростом значений антропометрических показателей

Продолжение табл. 2

Характеризуемые аспекты Мальчики Девочки

Физическое качество силы - 10-15 лет - наиболее интенсивно увеличивается сила мышц нижних конечностей; - 12-13 лет - максимумы относительной силы для большинства групп мышц (на 1 кг массы тела); - 12-13 лет - взрывная сила при метании предметов на дальность (хоккейный мяч) не увеличивается - 10-11 лет - существенный прирост силы всех групп мышц; - 11-12 лет - то же для мышц спины и ног; - 12-13 - то же для мышц кисти и спины; - 12-14 лет - непрерывное увеличение взрывной (как разновидности динамической) силы, измеряемой по высоте прыжка вверх с места

- с 11 до 16 лет - наибольший прирост показателей силы в различных движениях; - 11-14 лет - бурный рост скоростно-силовых способностей (по показателям работы и мощности движения)

Физическое качество быстроты движений - 10-13 лет - период ускоренного развития скоростных способностей; - до 12 лет половые различия в уровне развития скорости движений невелики, далее - постепенное нарастание преимущества мужского пола

- 12-15 лет - самый большой прирост скорости - 13-14 лет - стабилизация уровня скоростных качеств, преимущество над мальчиками по темпу движений

- 13-14 лет - скрытое время двигательной реакции в движении плеча, бедра, голени, стопы близится к показателям взрослых

Физическое качество выносливости - 13-14 лет - замедление развития общей выносливости; - 14 лет - максимальная выносливость мышц к статическим усилиям при удержании позы «вис»; - 16 лет - максимум выносливости при удержании позы «упор» - до 13-14 лет - увеличение, с 14 лет -резкое снижение общей выносливости; - 11 лет - максимальная выносливость мышц к статическим усилиям при удержании позы «вис»; - 14 лет - максимум выносливости при удержании позы «упор»

Физическое качество гибкости - 11-13 - замедление, с 14 лет -ускорение прироста подвижности позвоночного столба; - 12-14 (15) лет - минимальный прирост показателей активного сгибания выпрямленной ноги и подвижности тазобедренного сустава при отведении ноги - 10-14 лет - наибольшее увеличение подвижности позвоночного столба; - до 12 лет - минимальный прирост показателей активного сгибания выпрямленной ноги и подвижности тазобедренного сустава при отведении ноги

- 12-13 лет - рост подвижности в суставах верхних конечностей; - 12-15 лет - подвижность во всех суставах достигает максимальной величины

Способность к овладению и управлению движениями - с 12 лет изменения в величине смещения общего центра тяжести достигают параметров устойчивости взрослых, дальнейшие изменения статистически недостоверны; - к 12 (13) годам то же самое происходит с совершенствованием способности правильно ориентироваться в пространстве

- к 14-15 годам достигается пик точности метания в горизонтальную цель - к 13 годам достигается пик точности метания в горизонтальную цель

- 13-14 лет - период незначительного увеличения точности движений (малых угловых смещений) руки; - 13-14 лет - достижение минимальных отклонений от темпа (минимальные временные колебания), то есть лучшая временная координация; - с 12-13 лет - доступен анализ движений сразу с двумя задачами

- с 11 до 14 лет - последовательное, а к 14-15 годам - максимальное увеличение темпов прироста прыжковой координации и точности воспроизводства музыкального ритма - 12 лет - наибольшие темпы прироста прыжковой координации и точности воспроизводства музыкального ритма (перед этим: в 4-6 лет - ускорение, в 6-8 лет - замедление, а в 9-10 лет - снижение указанной точности)

Окончание табл. 2

Характеризуемые аспекты Мальчики Девочки

Опорно-двигательный аппарат В подростковом возрасте 13-14 лет: - максимальные темпы роста всего организма и его отдельных звеньев, полового созревания приводят к усилению окислительных процессов, знаменующих второй ростовой скачок, или второе «вытягивание»

- максимальные темпы роста тела в длину отмечаются в 13-14 лет - максимальные темпы роста тела в длину отмечаются в 11-12 лет

- по своим пропорциям тело приближается к параметрам взрослых; - по-прежнему очень подвижен позвоночный столб; - сердце не отличается от взрослого, но морфофункционально незрело, что снижает адаптационные возможности сердечно-сосудистой и кровеносной систем, их функциональную напряженность даже при относительно небольших физических нагрузках [см. Бальсевич В. К., 2009, с. 146]; - с 11 до 14 лет - наивысший темп развития дыхательной системы. При этом аэробные возможности растут быстрее анаэробных

- 12-14 лет - наибольший прирост показателей аэробной производительности - 12-13 лет - наибольший прирост показателей аэробной производительности

Примечание к табл. 2.

Общее повышение скорости быстрого бега с 11 до 19 лет сопровождается общим уменьшением длительности опорных реакций независимо от пола.

Таблица 3

Онтокинезиологические особенности возрастной группы 15-19 лет

Характеризуемые аспекты Юноши Девушки

Моторика - 15-16 лет - снижение темпа шагательных движений; - 17-19 лет - повышение темпа быстрой и обычной ходьбы, беговых шагов; - 15-16 лет - высокая моторная активность; -17-19 лет - максимальная моторная активность - 15-16 лет - повышение частоты шагов в обычной и стабилизация в быстрой ходьбе; - 17-19 лет - частота шагов в обычной ходьбе неизменна, в быстрой - снижается; - 17-19 лет - субмаксимальная моторная активность (максимум - в 13-14 лет)

Биодинамические системы - 15-19 лет - менее интенсивное развитие элементов биодинамики, стабилизация этого развития при интенсивном росте степени согласованности и организации биодинамической системы (консолидации ее элементов); - 17-19 лет - преимущественное значение показателей физической подготовленности для биодинамики, далее - тенденция к нивелировке разницы влияния на систему биодинамики со стороны физического развития и физической подготовленности. Постепенное ослабление связи биодинамики с системой физического развития происходит после прохождения пубертатного периода. На 5-6 лет позже ослабевают связи биодинамики с системой физической подготовленности

Физическое качество силы -14-17 лет - наибольший прирост силы; -14-15 лет - скачок в приросте силы икроножной мышцы (при ее усилении с 8 до 17 лет); -16 лет - достигается максимум силы мышц, осуществляющих разгибание туловища и подошвенное сгибание стопы; - 16-18 лет - наиболее интенсивно увеличивается становая сила; - 15-17 лет - достигается максимум взрывной (динамической) силы - с 15 лет увеличения взрывной силы при метании предметов на дальность (хоккейный мяч) не происходит

Физическое качество быстроты движений - 15-19 лет - максимальные значения показателей быстроты в разных движениях

- 14-16 лет - замедление ежегодного прироста темпа движений; - с 16 лет - замедление нарастания максимальной скорости - 14-15 лет - прекращение ежегодного прироста темпа движений; - 17-18 лет - значительное увеличение максимальной скорости

Окончание табл. 3

Характеризуемые аспекты Юноши Девушки

Физическое качество выносливости - 15-17 лет - возрастание темпов развития общей выносливости - к 15 годам статическая выносливость мышц кисти снижается до уровня 8 лет

Физическое качество гибкости - 15 лет - наибольший прирост подвижности позвоночного столба; - 16-17 лет - уменьшение прироста подвижности позвоночного столба до уровня 9-летних; - 16-17 лет - уменьшение показателей сгибания ноги и подвижности тазобедренного сустава при отведении ноги - 16-17 лет - уменьшение прироста подвижности позвоночного столба до уровня 11-летних

- с 16-17 лет подвижность во всех суставах уменьшается

Способность к овладению и управлению движениями - до 16 лет повышается точность воспроизведения заданного мышечного напряжения (напомним, что в 5-10 лет эта точность невелика)

- 15-16 лет - уменьшение прироста результативности бросков (координация плюс целевая точность)

Опорно-двигательный аппарат - к 17-18 годам окостенение длинных костей уже практически завершено, в целом кости утолщаются и упрочняются, хотя процесс окостенения еще длится; - отчетливая дифференцировка мышечных волокон и нарастание мышечной массы при эластичности, значительной сократительной и релаксационной способности мышц

- к 18 годам по всем параметрам у молодых людей уже сердце взрослого человека

- ЧСС = 66 уд./мин - ЧСС > 66 уд./мин

- незавершенность и несовершенность иммунологических и адаптационных процессов. Как следствие - невысокая сопротивляемость организма неблагоприятным воздействиям внешней среды; - намечается баланс процессов возбуждения и торможения

Примечание к табл. 3.

Биодинамическая система, система физического развития и система физической подготовленности рассматриваются в качестве трех системных комплексов элементов моторики. При их взаимодействии исследуется влияние второй и третьей системы на первую.

Таблица 4

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Онтокинезиологические особенности возрастной группы от 20-29 до 55-65 лет

Характеризуемые аспекты Мужчины Женщины

Моторика - стабилизация темпа шагательных движений; - снижение скорости ходьбы при уменьшении длины шага и частоты шагов; - с 20 (22) до 29 лет и старше - четкое и довольно резкое снижение показателей результативности моторной активности

Биодинамические системы - снижение интенсивности изменений элементов биодинамики; - после 19 лет - ослабление связей биодинамики движений с показателями физического развития и физической подготовленности, степень влияния которых выравнивается у мужчин на 8-10 лет раньше, чем у женщин

- 20-29 лет - снижение степени консолидации биодинамических параметров при частичной компенсации за счет прироста силовых показателей (или при стабилизации последних) - 30-39 лет - снижение степени консолидации биодинамических параметров при частичной компенсации за счет прироста силовых показателей (или при стабилизации последних)

Физическое качество силы - 20-29 (30) лет - наибольшей величины достигает сила двуглавой мышцы плеча, сгибателя и разгибателя кисти и мышц большого пальца, разгибателей предплечья, плеча, шеи, бедра; - после 30 лет - наибольшая сила достигается у сгибателей туловища, бедра, голени; - 20-40 лет - достигаются абсолютные максимумы силы; - после 30-40 лет - начинается падение мышечной силы; - после 60 лет - особенно резко выраженное падение мышечной силы

Опорно-двигательный аппарат - в 20-25 лет заканчиваются: созревание аппарата движения и систем организма, окостенение скелета, формирование мышечной системы. Достигается баланс процессов возбуждения и торможения;

Окончание табл. 4

Характеризуемые аспекты Мужчины Женщины

- после 30-35 лет - снижение прочности и эластичности связочного аппарата, возрастание хрупкости костей, снижение подвижности в суставах (у женщин гибкость сохраняется дольше, чем у мужчин); - после 65 лет наступает этап инволюционных преобразований мышц и скелета (резкое снижение подвижности в суставах, непрочность костей и связок, уменьшение размера сердца, нарастание соединительной ткани в стенках кровеносных сосудов, утончение мышечной оболочки сосудов, кислородный дефицит, старение и разрушение клеток, снижение мышечного тонуса, особенно в мышцах живота

Примечания к табл. 4:

1. Неполнота сведений об онтокинезиологических аспектах на втором возрастном этапе и на этапе пожилого возраста, по-видимому, обусловлена малым интересом к данным возрастным группам со стороны наук о физической культуре и спорте. Данный факт свидетельствует также об отсутствии даже диахронной глобальной исследовательской онтокинезиологической программы, результаты реализации которой, полученные по общим и единым основаниям, решающие общие задачи, позволили бы достичь необходимой степени полноты и достоверности для формирования единой сводной социограммы.

2. Статистически достоверно установлено:

- после 30-40 лет наибольшую работоспособность сохраняют мышцы, наиболее часто упражняемые в естественных условиях. Данный факт свидетельствует о необходимости разработки ряда профессиограмм в дополнение к сводной социограмме;

- «регулярные занятия физическими упражнениями способствуют совершенствованию локомоторной функции даже при отсутствии специальной тренировки отдельных видов переместительных движений» [1, с. 87]. Соответственно можно предположить, что комплексная, построенная на научно обоснованной социограмме программа активного образа жизни способна обеспечить человеку дееспособное долголетие;

- «состояние опорно-двигательного аппарата и систем обеспечения энергетики движений в зрелом возрасте во многом определяется уровнем культуры физической активности человека» [1, с. 150], а «инволюционные изменения, их темп и интенсивность во многом определяются как характером физической активности пожилого человека, так и образом его жизни в юном, молодом и зрелом возрасте» [1, с. 151]. Наконец, существенную пользу и улучшение самочувствия пожилым людям, вплоть до замедления процессов старения, приносят даже занятия в группах здоровья, начатые непосредственно на третьем возрастном этапе онтогенеза.

Все эти данные неопровержимо доказывают не- действительно непрерывного и всеобщего физического обходимость и целесообразность создания системы воспитания.

Литература

1. Бальсевич В.К. Очерки по возрастной кинезиоло-гии человека / В.К. Бальсевич. - М.: Советский спорт, 2009. - 220 с.

2. Бальсевич В.К. Природные и социальные ресурсы развития двигательного потенциала / В.К. Бальсевич. -М.: РГУФКСМиТ, 2012. - 35 с. (Избранные лекции Университета).

3. Блеер А.Н., Неверкович СД, Передельский А.А. Формирование нравственного и духовного здоровья личности средствами физической и спортивной культуры: коллективная монография / А.Н. Блеер, С.Д. Неверкович, А.А. Передельский и др.; под общ. ред. А.А. Передельско-го. - М.: РГУФКСМиТ, 2012. - 220 с.

References

1. Balsevich V.K. Essays on age human kinesiology. - M.: Sovetsky sport, 2009. - 220 p.

2. Balsevich V.K. Natural and social resources for improvement of locomotor potential. - M.:RGUFKSMiT, 2012. - 35 p.

3. Bleer A.N., Neverkovich S.D., Peredelsky A.A. Formation of person's moral and spiritual health by means of physical culture and sport / ed. by Peredelsky A.A. -M.: RGUFKSMiT, 2012. - 220 p.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.