Научная статья на тему 'Особенности развития физиологической гибкости у спортсменов ушу 10-12 лет'

Особенности развития физиологической гибкости у спортсменов ушу 10-12 лет Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
1600
124
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ФИЗИОЛОГИЧЕСКАЯ ГИБКОСТЬ / ПОДВИЖНОСТЬ СУСТАВОВ / ПРЕДЕЛЬНАЯ ПОДВИЖНОСТЬ СУСТАВОВ / УШУ / ВОЗРАСТНЫЕ ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ ГИБКОСТИ / ГЕНДЕРНЫЕ РАЗЛИЧИЯ В ПОДВИЖНОСТИ СУСТАВОВ / СПОРТСМЕНЫ УШУ 10-12 ЛЕТ / ТРЕБОВАНИЯ К ПОДВИЖНОСТИ СУСТАВОВ / PHYSIOLOGICAL FLEXIBILITY / JOINT MOBILITY / THE LIMIT OF JOINT MOBILITY / WUSHU / AGE FEATURES OF FLEXIBILITY DEVELOPMENT / GENDER DIFFERENCES IN JOINT MOBILITY / 10-12-YEAR-OLD WUSHU ATHLETES / THE REQUIREMENTS FOR JOINT MOBILITY

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Рукосуев Денис Александрович

Проводится обоснование необходимости развития физиологической гибкости у спортсменов ушу в 10-12-летнем возрасте. Определено понятие гибкости как физиологического качества, раскрыты основные аспекты феномена гибкости. Анализируются особенности развития гибкости у спортсменов ушу 10-12 лет. Определены факторы развития гибкости. Обозначены пределы подвижности в суставах, необходимые для спортсменов ушу. Подтверждено, что развивать гибкость у спортсменов ушу наиболее эффективно в 10-12 лет, когда организм ребенка подготовлен к силовым нагрузкам.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Рукосуев Денис Александрович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE FEATURES OF DEVELOPMENT OF 10-12-YEAR-OLD WUSHU ATHLETS'' PHYSIOLOGICAL FLEXIBILITY

The author of the article proves the need for the development of physiological flexibility of 10-12-year-old Wushu athletes. The paper defines the concept of flexibility as a physiological quality. Besides, it reveals the main aspects of the phenomenon of flexibility. The paper also analyzes the peculiarities of flexibility development of 10-12-year-old Wushu athletes and identifies the factors of flexibility development. It marks the limits of joint mobility necessary for Wushu athletes. The paper confirms that developing Wushu athletes' flexibility is most effective at the age of 10-12, when a child's body is prepared for power loads.

Текст научной работы на тему «Особенности развития физиологической гибкости у спортсменов ушу 10-12 лет»

ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ ФИЗИОЛОГИЧЕСКОИ ГИБКОСТИ У СПОРТСМЕНОВ УШУ 10-12 ЛЕТ

THE FEATURES OF DEVELOPMENT OF 10-12-YEAR-0LD WUSHU ATHLETS' PHYSIOLOGICAL FLEXIBILITY

Д.А. Рукосуев

D.A. Rukosuev

Физиологическая гибкость, подвижность суставов, предельная подвижность суставов, ушу, возрастные особенности развития гибкости, гендерные различия в подвижности суставов, спортсмены ушу 10-12 лет, требования к подвижности суставов. Проводится обоснование необходимости развития физиологической гибкости у спортсменов ушу в 10-12-летнем возрасте. Определено понятие гибкости как физиологического качества, раскрыты основные аспекты феномена гибкости. Анализируются особенности развития гибкости у спортсменов ушу 10-12 лет. Определены факторы развития гибкости. Обозначены пределы подвижности в суставах, необходимые для спортсменов ушу. Подтверждено, что развивать гибкость у спортсменов ушу наиболее эффективно в 10-12 лет, когда организм ребенка подготовлен к силовым нагрузкам.

Процесс развития гибкости занимает ведущее место в организации подготовленности спортсменов ушу. Это обусловлено тем, что изменение двигательных качеств борцов влечет за собой изменение структуры движений, а изменение способа их выполнения способствует развитию гибкости и других физиологических качеств, необходимых для достижения высоких спортивных результатов [Кочурко, 1974, с. 86].

В процессе анализа специальной литературы было установлено, что возраст спортсменов ушу 10-12 лет является наиболее оптимальным для развития гибкости. Это обусловлено тем, что в этом возрасте наблюдаются наиболее значительные темпы увеличения показателей гибкости. Затем гибкость стабилизируется, и, если целенаправленно не развивать ее в этот период, она начинает прогрессивно ухудшаться [Волков, 1989, с. 32; Гращенко, 2003, с. 78].

Physiological flexibility, joint mobility, the limit of joint mobility, Wushu, age features of flexibility development, gender differences in joint mobility, 10-12-year-old Wushu athletes, the requirements for joint mobility.

The author of the article proves the need for the development of physiological flexibility of 10-12-year-old Wushu athletes. The paper defines the concept of flexibility as a physiological quality. Besides, it reveals the main aspects of the phenomenon of flexibility. The paper also analyzes the peculiarities of flexibility development of 10-12-year-old Wushu athletes and identifies the factors of flexibility development. It marks the limits of joint mobility necessary for Wushu athletes. The paper confirms that developing Wushu athletes' flexibility is most effective at the age of 10-12, when a child's body is prepared for power loads.

Особое значение развития гибкости обусловлено еще и тем, что она обеспечивает благоприятные условия для развития и других физических качеств, необходимых спортсменам ушу (сила, быстрота, выносливость, ловкость) [Алисов, 1971, с. 114]. При отсутствии необходимой гибкости спортсменам ушу невозможно овладеть даже самыми элементарными позициями и движениями [Кустов, 2009, с. 73].

Таким образом, можно констатировать, что процесс развития гибкости занимает важное место в структуре специальной подготовленности спортсменов ушу. Ее совершенствование является обязательным условием роста спортивного мастерства спортсменов ушу любого возраста.

Однако, несмотря на всю важность проблемы развития гибкости у спортсменов ушу 10-12 лет, эта тема еще не была предметом специального научного исследования, лишь отдель-

<

m

Щ

$9

I %

С И

о

ь

к к

W Рq Н О

Рч

<

о ^

о о о Q

£ W

н S о

Рч W

о §

к

а

и

W V S

ь

1-4

<с п

W

с

S

Д

Н U

W PQ

ные аспекты её изучены в работах: Алтанчуулу (2007), Ван Линь (2007), В.М. Зациорского (1966), Е.И. Кочурко (1974), П.И. Кривошапкина (2004), О.В. Кустова (2008), В.И. Ляха (1989), A.A. Масло-ва (2001), Г.Н. Музрукова (2010), Б.В. Сермеева (1970) и других.

Цель статьи - обосновать необходимость и раскрыть особенности развития физиологической гибкости у спортсменов ушу 10-12 лет.

Гибкость как физиологическое качество понимается как: свойство упругой растягиваемости мышечных, соединительных и других телесных структур, определяющих пределы амплитуды движений звеньев тела [Матвеев, 1991, с. 273]; морфофункциональные свойства аппарата движения и опоры, определяющие амплитуду движений спортсмена [Платонов, 1997, с. 257]; способность выполнять движения с большой амплитудой. Измерителем гибкости являются максимальная амплитуда движения [Заци-орский, 1966, с. 128]; эластичность мышц и связок, подвижность суставов и способность мышц-антагонистов к мгновенному расслаблению и напряжению в ходе выполнения упражнения [Музруков, 2001, с. 422].

Следует обратить внимание, что в спортивной научно-методической литературе на сегодняшний день не выработано единого определения терминов «гибкость» и «подвижность». Некоторые авторы (J. Weineck и другие) склонны отождествлять эти понятия. Однако в данной проблеме они видят необходимость в рассмотрении ее составляющих - анатомической структуры суставов и возможности растягивания мышц и связок. По мнению других авторов (S.A. Solvebom и другие), существует необходимость в дифференциации понятий «гибкость» и «подвижность». По их мнению, гибкость - это более обобщенное понятие, определяемое одновременно как результат нервно-мышечной координации, подвижности и мышечной силы.

Мы придерживаемся мнения тех специалистов, которые считают, что понятие «физиологическая гибкость» более приемлемо для определения общей подвижности в суставах отдельной части или всего тела [Алисов, 1971; Матвеев,

1991; Платонов, 1997; и др.]. Когда же речь идет об объеме движения в конкретном суставе, специалисты рекомендуют говорить о подвижности в них (например, подвижность в голеностопных суставах и т.д.). В данной статье термины «гибкость» и «подвижность» будут использоваться преимущественно в этих значениях.

Анатомо-морфологические, физиологические и биомеханические исследования ученых (М.Ф. Иваницкий, Д.Д. Донской, B.C. Фар-фель, Б.А. Никитюк, A.A. Гладышева, В.И. Козлов и другие) свидетельствуют о том, что движения человека в суставах могут быть ограничены большим количеством факторов. Это зависит от типа сустава и структуры, окружающей его, т.е. связок, капсул и мышц. Согласно V. Wright и R.J. Johns, почти для всех суставов главным лимитирующим фактором является строение мягких тканей. Некоторые разрывы или заболевания также могут препятствовать движению в пораженном суставе. В норме структуры суставов не должны препятствовать выполнению полной гаммы движений.

Уровень гибкости зависит также от возраста, пола, профессиональной деятельности, утомления, времени суток и температуры воздуха.

Для спортсменов ушу специфичными являются требования к подвижности отдельных групп суставов. Так, например, развитие подвижности тазобедренного сустава основано на принципе «втягивания» бедра - при выполнении наклонов, махов ногами в разных плоскостях, шпагатов, тазобедренный сустав разворачивается перпендикулярно выпрямленной ноге. Таким образом, при выполнении маха вперед носок вытянутой ноги находится на уровне головы. Такая техника требует особой эластичности мышцы задней поверхности бедра и следования принципу «сань чжи и гоу» -три прямых, один крюк (данный принцип подразумевает выпрямление ноги, к которой производится наклон в коленном суставе, выпрямление позвоночника, выпрямление опорной ноги в коленном суставе и оттягивание носка ноги, к которой производится наклон, на себя) [Музруков, 2001, с. 24].

Таким образом, почти все исследователи, занимавшиеся проблемами гибкости в борьбе, едины в мнении, что оптимальная подвижность при соответствующем уровне развития мышц обеспечивает благоприятные условия для проявления таких физических качеств, как сила, быстрота, выносливость, ловкость, создает предпосылки для овладения рациональной спортивной техникой, что борец, обладающий хорошей гибкостью, имеет большие возможности применять разнообразную технику.

Проведя специальный анализ литературы, мы не встретили научно обоснованных данных относительно динамики развития гибкости у спортсменов ушу 10-12 лет. Однако есть некоторые данные, раскрывающие особенности гибкости в целом у данного возрастного контингента и у представителей 10-12 лет восточных единоборств в частности.

Некоторые возрастные аспекты развития гибкости у спортсменов были изучены в работах: В.К. Бальсевич (2000), В.Л. Волков (1988), В.И. Лях (1989), В. Ягелло (2002). По их мнению, возраст 10-12 лет является наиболее важным (критическим), когда следует уделить особое внимание развитию гибкости, так как начиная с 13-14 лет, по их данным, наблюдается заметный спад в возможностях развития подвижности суставов. Это не значит, что после 13-14 лет невозможно развить максимально необходимый уровень гибкости, однако с каждым годом, начиная с 13 лет, этот процесс требует больших усилий.

По данным О.В. Литвиновой и В.Ю. Лебединского, развитие активной гибкости позвоночника и тазобедренных суставов у школьников наиболее выраженно в 8-9 лет [Литвинова, Лебединский, 2011, с. 155].

Г.Л. Апанасенко (1985) считает, что в возрасте 10-12 лет активная гибкость как у мальчиков, так и у девочек достигает максимальных возможностей. Такие данные подтверждают необходимость активного целенаправленного развития гибкости спортсменов ушу в этом возрасте.

Следует учитывать, что организм человека в процессе онтогенеза претерпевает значительные структурные и функциональные изме-

нения. Гетерохронность формирования структур организма находится в тесной взаимосвязи с особенностями функции органов в различные возрастные периоды. В этой связи успешное решение задач физического воспитания и спортивной тренировки невозможно без учета возрастных особенностей формирования систем организма, взаимосвязанных и взаимозависимых с той или иной двигательной способностью. Для нас особый интерес представляет период онтогенетического развития 10-12 лет, который является благоприятным для целенаправленного развития гибкости.

С возрастом у школьников суммарная гибкость и подвижность в различных суставах меняются неравномерно.

По особенностям возрастных изменений суставы делят на две группы: 1) в первую группу, для которой характерно увеличение показателей подвижности до 14-15 лет с последующим их уменьшением, включены позвоночный столб и тазобедренный сустав; 2) во вторую группу входит плечевой сустав, отличием которого является пик увеличения подвижности до 11-13 лет, после чего показатели удерживаются на одном уровне, а затем снижаются в 16-17-летнем возрасте [Сермеев, 1970].

Аналогичные данные получены A.A. Гужа-ловским. Так, наиболее высокие темпы роста гибкости позвоночного столба у девушек исследователь зафиксировал в 10-12 и 13-14 лет, у юношей - в 9-10, 13-14 и 15-16 лет.

Несмотря на отличия в показателях прироста подвижности различных суставов, экспериментальные исследования позволяют выявить общую закономерность развития гибкости - период 10-12 лет является очень важным для развития гибкости спортсменов ушу.

Правда, мнения о начале процесса ухудшения гибкости у различных исследователей расходятся .

Б.В. Сермеев указывает, что в возрасте 7-11 лет происходит интенсивный прирост подвижности во всех суставах. В 12-15 лет подвижность достигает постоянной величины, а в 16-17 лет-уменьшается. Поэтому 13-14 лет - самый позд-

Î

ч

с m

о

ь

X

Щ

w m н о

Рч <

о ^ о о ^ h О Й

Е* W H

s о

Рч

w

0

1

X %

«

«

о w

V

s

ь

l-ч

<с n w с

« s

X

H U

W M

ний возраст, в котором нужно начинать развивать подвижность в суставах.

В.Ф. Ломейко отмечает умеренное улучшение гибкости у младших школьников. В 14-15 лет она становится наилучшей, а затем в последующем ухудшается. Тем не менее систематическое выполнение упражнений с большой амплитудой дает возможность успешно совершенствовать гибкость и в старшем школьном возрасте.

Л.В. Волков зафиксировал иную динамику суммарной подвижности в суставах (плечевого, позвоночного столба и тазобедренного). Девочки максимальных показателей гибкости достигают в 9 лет. Затем этот уровень постепенно снижается, и с 9 до 13 лет уменьшение становится существенным. В период с 13 до 14 лет наблюдается достоверность показателей развития, с 14 до 15 лет - снижение, а с 15 до 17 лет данная способность стабилизируется. В развитии гибкости у мальчиков наблюдается два периода активизации - с 9 до 11 лет и с 14 до 16 лет. По темпам прироста наиболее эффективными возрастными периодами являются 9-10, 10-11 и 14-15 лет. Кроме этого, имеются и периоды значительного снижения темпов развития гибкости: 8-9, 12-13, 13-14, 16-17. Становится очевидно, что возраст 10-12 лет как для мальчиков, так и для девочек является наиболее благоприятным для развития их гибкости. Эти данные подтверждены и исследованиями A.A. Тер-Ованесяна, которым установлено, что гибкость развивается легче и в большей мере и достигнутые результаты сохраняются дольше, если гибкость становится предметом целенаправленных упражнений в 10-12 лет.

Таким образом, мы можем сделать следующие выводы.

1. В современной литературе возрастной период для развития гибкости представлен достаточно широко и противоречиво.

2. Несмотря на некоторые выявленные противоречия, очевидно, что развивать гибкость у спортсменов ушу наиболее эффективно в 10-12 лет, когда организм ребенка подготовлен к силовым нагрузкам.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Библиографический список

1. Алисов Н.Я. Исследование гибкости и экспериментальное обоснование методики её развития: дис. ... канд. пед. наук. Л., 1971. 165 с.

2. Волков Л.В. Система управления развитием физических способностей детей школьного возраста в процессе занятия физической культурой и спортом. М.: ГЦОЛИФК, 1989. 38 с.

3. Гращенко А.Ю. Методика развития физического качества гибкости у школьниц 10-11 лет. Тюмень, 2003. 160 с.

4. Зациорский В.М. Физические качества спортсмена. Основы теории и методики воспитания. М.: Физкультура и спорт, 1966. 200 с.

5. Кочурко Е.И. Экспериментальное исследование взаимосвязи между подвижностью в суставах и техникой спортивной борьбы: дис. ... канд. пед. наук. Минск, 1974. 175 с.

6. Кустов О.В. Обоснование инновационной технологии обучения традиционному ушу детей младшего школьного возраста в процессе физического воспитания: дис. ... канд. пед. наук: 13.00.04 / Московская государственная академия физической культуры. Малаховка, 2009. 176 с.

7. Литвинова О.В., Лебединский В.Ю. Мониторинговые технологии как основа системы занятий по тхэквондо со здоровьесберегаю-щей направленностью // Вестник КГПУ им. В.П. Астафьева. 2011. № 3, т. 1, С. 152-156.

8. Матвеев Л.П. Теория и методика физической культуры. М.: Физкультура и спорт, 1991. 543 с.

9. Музруков Г.Н. Основы ушу: учебник для спортивных школ. М.: Пик, 2001. 624 с.

10. Платонов В.Н. Общая теория подготовки спортсменов в олимпийском спорте: учебник для студентов вузов физического воспитания и спорта. Киев: Олимпийская литература, 1997. 583 с.

11. Сермеев Б.В. Гибкость спортсмена. М.: Физкультура и спорт, 1970. 93 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.