Научная статья на тему 'Физкультурно-спортивная активность студентов ВШНИ в различные периоды учебного года'

Физкультурно-спортивная активность студентов ВШНИ в различные периоды учебного года Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
80
56
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Червякова Е. Э., Филина Л. В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Физкультурно-спортивная активность студентов ВШНИ в различные периоды учебного года»

Е. Э. Червякова, Л. В. Филина

Физкультурно-спортивная активность студентов ВШНИ в различные периоды учебного года

Центральным звеном, составляющим сущность физической культуры личности студента, является регламент её практической деятельности, т. е. уровень физкультурно-спортивной активности. Она отражает деятельную сторону физической культуры студента, характеризует актуальное, действенное в ней и включает в себя двигательную активность в процессе занятий физическими упражнениями, масштаб и характер участия в различных физкультурномассовых, оздоровительных и спортивных мероприятиях.

Изучение форм и видов двигательной активности студентов производилось в направлении оценки двигательной активности: а) в режиме учебной деятельности; б) в режиме отдыха. С этой целью была использована анкета «Двигательная активность студентов». В исследованиях приняли участке студенты Высшей школы народных искусств (институт) I и IV курса (всего 78 человек).

Проведенное исследование, опирающееся на указанные выше направления изучения физкультурно-спортивной двигательной активности, позволило выявить три основных её вида:

• организационная физкультурно-спортивная, включающая учебные занятия по физическому воспитанию, тренировки в спортивных секциях и выступление студентов в соревнованиях;

• самостоятельная физкультурно-оздоровительная, включающая индивидуальные или групповые занятия физическими упражнениями, утреннюю зарядку, занятия в группах здоровья;

• фоновая двигательная активность, объединяющая прогулки и передвижения пешком в течение дня.

Распределение основных видов двигательной физкультурноспортивной деятельности в различные периоды учебного года у студентов I и IV курсов выглядели следующим образом:

• учебные занятия по физическому воспитанию (первый и второй учебные семестры - 85/87 %);

• тренировки в спортивных секциях (первый учебный семестр -13/21 %, зимняя экзаменационная сессия - 5/8 %, зимние каникулы - 3/5 %, второй учебный семестр - 17/25 %, летняя экзаменационная сессия - 6/8 %, каникулы - 3/7 %);

• участие в соревнованиях (первый учебный семестр -40/30 %, второй - 48/28 %);

• занятия в группах ЛФК в физкультурном диспансере (первый и второй учебные семестры - 8/0 %;

331

• утренняя гимнастика (первый учебный семестр - 12/16 %, зимняя экзаменационная сессия - 8/16 %, зимние каникулы -20/24 %, второй учебный семестр - 12/16 %, летняя экзаменационная сессия - 8/16 %, каникулы - 20/24 %);

• самостоятельные занятия физическими упражнениями (первый учебный семестр - 16/20 %, зимняя экзаменационная сессия 8/16 %, зимние каникулы - 20/22 %, второй учебный семестр -22/24 %, летняя экзаменационная сессия - 12/20 %, каникулы -16/24 %);

• оздоровительные прогулки (первый учебный семестр -50/53 %, зимняя экзаменационная сессия - 51/59 %, зимние каникулы - 43/53 %, второй учебный семестр - 54/59 %, летняя экзаменационная сессия - 35/54 %, каникулы - 57/62 %);

• прочие передвижения пешком в течение дня (первый учебный семестр - 85/87 %, зимняя экзаменационная сессия - 60/82 %, зимние каникулы - 60/85 %, второй учебный семестр - 85/87 %, летняя экзаменационная сессия - 55/80 %, каникулы - 54/80 %).

Из приведенных данных видно, что:

• рассмотренные виды двигательной активности наиболее полно представлены у студентов IV курса;

• особенно снижена физкультурно-спортивная активность студентов младших курсов в экзаменационную сессию и в каникулярный период;

• более высокая частота занятий физическими упражнениями у студентов IV курса;

• высокий уровень фоновой двигательной активности студентов, включающей прогулки и передвижения пешком в течение дня.

Что же касается преимущественных физических упражнения при различных формах занятий, то они были следующими.

В первом и втором семестрах на занятиях по физическому воспитанию у студентов I курса преобладали волейбол и баскетбол (45 %), бег (20 %), общеразвивающие упражнения (30 %). У студентов IV курса ОФП (20 %), ППФП (20 %), нетрадиционные виды гимнастики (40 %), общеразвивающие упражнения (20 %).

Наибольшая частота занятий физическими упражнениями (2 раза в неделю) приходилась на учебные занятия по физическому воспитанию как в первом, так и во втором семестре учебного года на студентов I курса (85 % респондентов).

При самостоятельных занятиях физическими упражнениями в первом семестре студенты отдавали предпочтение бегу (6 % - студенты I курса и 18 % - IV курса), гимнастике (10 % студенты I-IV курсов). В экзаменационную сессию - бегу (18 %) в зимние каникулы -

332

бегу (12 %). Представительство других видов физических упражнений у студентов исследуемых курсов при самостоятельных занятиях было незначительным.

Комплекс утренней гимнастики в первом семестре учебного года только у 10 % студентов I курса включал в себя общеразвивающие упражнения, в летние каникул 11 % студентов I и IV курсов включали в утреннюю гимнастику бег, еще 6 % студентов IV курса делали это в период летней экзаменационной сессии. Занятия другими физическими упражнениями составляли у студентов 2,5-6,0 %.

Утренней гигиенической ежедневно занимались только 8-12 % студентов I и IV курсов.

Самостоятельными видами физических упражнений регулярно от одного до трех раз в неделю в течение двух семестров занимались 9 % студентов I и IV курсов.

Ежедневные оздоровительные прогулки в первом семестре совершали 15 % студентов I курса и 21,5 % - IV курса, во втором семестре соответственно 15 и 25 % опрошенных. В экзаменационную зимнюю сессию этим показатели падают в среднем на 5 %, а летнюю - еще на 2 %.

Другие передвижения пешком с частотой «почти ежедневно» во все периоды наблюдений имели 32 % студентов I курса и 62 % студентов IV курса.

Оптимальное время, затрачиваемое на различные виды физкультурно-спортивной двигательной активности у студентов I и IV курсов в течение дня было следующим.

Учебными занятиями по физическому воспитанию в объёме двух часов два раза в неделю в течение первого и второго семестра занимались 40 % студентов.

Утреннюю гимнастику в течение 30 минут в первом семестре выполняли 15 % студентов I курса и 5,4 % - IV курса, во втором семестре соответственно 10 и 2,7 %.

Самостоятельными видами физических упражнений в течение 30 минут занимались в первом семестре 8 % студентов I и IV курса, во втором - 19 % тех и других.

Оздоровительные прогулки в течение 30 мин совершали в первом семестре 12 % всех студентов, во втором - 21 % студентов I курса и 26 % старшекурсников.

Прочие передвижения пешком в течение дня в объеме 0,5 часа выполняли в первом семестре 85 % студентов I курса и 87 % студентов IV курса, во втором семестре - такое же количество тех и других обследованных.

333

Анализ временных затрат только в основных видах физкультурно-спортивной деятельности показал, что у идеального студента они составляют от 1,0 до 2,5 часов в день, а в недельном бюджете -7,0-10,0 часов, что почти отвечает рекомендуемым нормам движения для студентов.

Необходимо также подчеркнуть, что физкультурно-спортивная активность студентов во многом зависит от ряда факторов, среди которых можно выделить довузовский и вузовский опыт и достижения в сфере физической культуры, среда пребывания студентов, уровень преподавания физического воспитания, условия жизни, влияние учебного процесса, средства массовой информации.

В то же время центральное звено физической культуры личности студента - его физкультурно-спортивная активность, масштаб и характер физических упражнений - полностью не удовлетворяет потребности молодого человека в движении. Дело в том, что двух занятий физической культурой в неделю пока еще недостаточно, так как не достигается высокая интенсивность мышечного напряжения.

Пешеходные прогулки и прочие виды передвижения, составляющие фоновую двигательную активность студентов, не обеспечивают удовлетворительной тренированности, так как они выполняются с небольшой скоростью.

Бег как наиболее доступный и привлекательный своим воздействием на организм вид физических упражнений представлен в двигательном режиме студентов в весьма ограниченном объеме.

Кроме того, основными формами самостоятельных занятий физической культурой и спортом с использованием средств легкой атлетики, спортивных игр занимается незначительное количество студентов.

В свете этих представлений необходимы поиски таких вариантов рационального двигательного режима, которые обеспечивали бы всем студентам дополнительно в неделю 100-120 мин физических упражнений (без учета обязательных занятий физическим воспитанием). Это примерю 15 мин ежедневных занятия утренней гимнастикой или оздоровительным бегом или два самодеятельных занятия спортивными играми.

Безусловно, этими цифрами возможности физической активности студентов в режиме свободного времени не исчерпываются. Необходимо, чтобы проведение самостоятельных занятий физической культурой позволили студенту:

а) восполнять дефицит двигательной активности;

б) применять дифференцированные физические нагрузки;

334

в) освоить и применять в процессе занятия методы самоконтроля;

г) продолжать занятия независимо от курса.

Таким образом; всё это должно способствовать формированию и совершенствованию физической культуры личности студента.

М. В. Щодро, С. В. Титовец

Сущность профессионально-прикладной физической подготовки как компоненты подсистемы физической культуры

Общеметодологические проблемы теории культуры, в частности определения, понятия, сущность задач, социальных функций, структуры отражены в работах Н.С. Злобина (1980), Э.С. Маркаряна (1983) и др., где под культурой понимается «социально значимая творческая деятельность в диалектической взаимосвязи и результативного выражения и ее процессуальности, предполагающей освоение людьми уже имеющих результат творчества».

В качестве основополагающих категорий культуры принимаются «потребность» и «деятельность» в силу того, что культура органично связана и выражает проблемы и потребности конкретной эпохи, так как они стимулируют культурное творчество, направленное на их удовлетворение.

В общем виде потребность определяется как реакция общества (или личности) на информацию об испытываемой нужде, выступающая источником различных форм активности. Главным признаком, определяющим строение деятельности, является наличие двух основных видов общественного производства. В первом создаются материальные и духовные ценности в предметной форме. Во втором осуществляется процесс, предлагающий освоение человеком результатов творчества. В связи с этим в культуре выделяют предметную часть и личную.

Важнейшей и интегральной общественной функцией культуры является формирование определенного типа личности, воспитательная функция, посредством которой культура удовлетворяет потребности существования и развития общества.

Одной из важнейших актуальных проблем нашего времени, обусловленной потребностями социальной практики, является всестороннее развитие человека, повышение роли физической культуры в обществе.

При рассмотрении физической культуры как её вида многие исследователи используют системный подход, который дает возмож-

335

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.