Научная статья на тему 'ФИЗКУЛЬТУРНО-ОЗДОРОВИТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ С ЭЛЕМЕНТАМИ ПОЖАРНО-ПРИКЛАДНОГО СПОРТА'

ФИЗКУЛЬТУРНО-ОЗДОРОВИТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ С ЭЛЕМЕНТАМИ ПОЖАРНО-ПРИКЛАДНОГО СПОРТА Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
26
3
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ФИЗКУЛЬТУРНО-ОЗДОРОВИТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ЗДОРОВЫЙ ОБРАЗ ЖИЗНИ / ПОЖАРНО-ПРИКЛАДНОЙ СПОРТ / ФИЗКУЛЬТУРНО-ОЗДОРОВИТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА / ФИЗИЧЕСКИЕ УПРАЖНЕНИЯ / ЭСТАФЕТА

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Нохрина Н.Н.

Уточнена сущность понятия «физкультурно-оздоровительная деятельность». Выявлены возможности пожарно-прикладного спорта как содержания физкультурно-оздоровительной программы. Разработан проект физкультурно-оздоровительной программы с элементами пожарно-прикладного спорта для молодежи. Экспериментально проверена эффективность физкультурно-оздоровительной программы. Представлен анализ опытно-экспериментальной работы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PHYSICAL CULTURE AND RECREATIONAL ACTIVITIES WITH ELEMENTS OF FIRE-FIGHTING AND APPLIED SPORTS

The essence of th been clarified. The possibilities of fire-applied sports as the content of the physical culture and rec-reation program are revealed. A draft physical culture and recreation program with elements of fire and applied sports for young people has been developed. The effectiveness of the physical culture and recreation program has been experimentally tested. The analysis of experimental work is pre-sented

Текст научной работы на тему «ФИЗКУЛЬТУРНО-ОЗДОРОВИТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ С ЭЛЕМЕНТАМИ ПОЖАРНО-ПРИКЛАДНОГО СПОРТА»

УДК 796.035 ББК 75.4

Нохрина Н.Н.

Уральский государственный университет физической культуры

Челябинск, Россия nohrina_nn@mail.ru

ФИЗКУЛЬТУРНО-ОЗДОРОВИТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ С ЭЛЕМЕНТАМИ ПО-

ЖАРНО-ПРИКЛАДНОГО СПОРТА

Аннотация. Уточнена сущность понятия «физкультурно-оздоровительная деятельность». Выявлены возможности пожарно-прикладного спорта как содержания физкультурно-оздоровительной программы. Разработан проект физкультурно-оздоровительной программы с элементами пожарно-прикладного спорта для молодежи. Экспериментально проверена эффективность физкультурно-оздоровительной программы. Представлен анализ опытно-экспериментальной работы.

Ключевые слова: физкультурно-оздоровительная деятельность, здоровый образ жизни, пожарно-прикладной спорт, физкультурно-оздоровительная программа, физические упражнения, эстафета.

Nokhrina N.N.

Ural State University of Physical Culture Chelyabinsk, Russia nohrina_nn@mail.ru

PHYSICAL CULTURE AND RECREATIONAL ACTIVITIES WITH ELEMENTS OF

FIRE-FIGHTING AND APPLIED SPORTS

Annotation. The essence of the concept of «physical culture and recreational activity» has been clarified. The possibilities of fire-applied sports as the content of the physical culture and recreation program are revealed. A draft physical culture and recreation program with elements of fire and applied sports for young people has been developed. The effectiveness of the physical culture and recreation program has been experimentally tested. The analysis of experimental work is presented.

Keywords: physical culture and recreational activities, a healthy lifestyle, fire-fighting and applied sports, physical culture and recreation program, physical exercises, relay.

Актуальность. В последнее время отмечается повышенное внимание со стороны Государства к проблеме «Сохранение населения, благополучие и здоровье людей». Правительство РФ утвердило новую государственную программу «Развитие физической культуры и спорта» от 01.01.2022 г. [4]. Согласно документу, к 2030 году предусматривается увеличение количества граждан, систематически занимающихся спортом, до 70%. К числу приоритетных направлений развития относятся вовлечение граждан, прежде всего детей и молодежи, к занятию физкультурой и массовым спортом, повышение уровня фи-

зической подготовленности граждан страны, повышение доступности спортивных объектов для населения.

В современном обществе к высшим ценностям относится не только само здоровье, но и факторы, от которых оно непосредственно зависит, в числе которых физкультурно-оздоровительной деятельности (ФОД) принадлежит значимая роль. В то же время именно от степени вовлечения молодежи в ФОД во многом зависит ее физическое, психическое и социальное здоровье [7].

Актуальность проблемы исследования обусловлена необходимостью проек-

тирования физкультурно-оздоровительных программ, направленных на восстановление нормального самочувствия и работоспособности здорового, но утомленного человека и должны быть направлены на всю молодежь России, а не только на группы спортивно одаренных [6].

Цель исследования - разработать физкультурно-оздоровительную программу с элементами пожарно-прикладного спорта (1111С) для работающей молодёжи.

Гипотеза исследования. Физкультурно-оздоровительная программа с элементами 11С для работающей молодежи повысит физическую подготовленность, будет положительно влиять на общее самочувствие и способствовать улучшению эмоционального состояния, если структура программы включает:

- комплекс физкультурно-оздоровительных упражнений с элементами ППС для еженедельных занятий;

- программу эстафеты с элементами

ППС;

- организацию посещений тренировок спортсменов ППС, пожарных эстафет, соревнований с участием пожарных команд.

Задачи исследования:

- уточнить сущность понятия «физкультурно-оздоровительная деятельность»;

- выявить возможности пожарно-прикладного спорта как содержания физкультурно-оздоровительной программы;

- разработать проект физкультурно-оздоровительной программы с элементами пожарно-прикладного спорта;

- экспериментально проверить эффективность физкультурно-оздоровительной программы.

Результаты исследования.

Исходя из обозначенной проблемы понятие ФОД является одним из основополагающих в нашем исследовании.

Традиционно ФОД определяется как мероприятия, которые осуществляются субъектами сферы физической культуры и спорта для привлечения разных групп населения к занятиям физической культурой [1; 3; 5; 16; 19].

Под физкультурно-оздоровительной работой понимается система действий, направленных на развитие личностных ре-

сурсов, формирование позитивных стрессоустойчивых форм поведения, установок на здоровый образ жизни.

В Федеральном законе от 29.06.2015 г. N 162-ФЗ «О стандартизации в Российской Федерации», [18] статье 26 применяет следующие термин с соответствующим определениям. Физкультурно-

оздоровительная услуга - это деятельность исполнителя по удовлетворению потребностей потребителя в поддержании и укреплении здоровья, физической реабилитации, а также проведении физкультурно-оздоровительного и спортивного досуга. Вместе с этим необходимо подчеркнуть, что Федеральным закон от 05.04.2021 г. N 87-ФЗ «О внесении изменений в статьи 2 и 10 Федерального закона «О физической культуре и спорте в Российской Федерации» [17] законодательно закреплено понятие «физкультурно-оздоровительной услуги». Согласно закону физкультурно-оздоровительная услуга -это деятельность, осуществляемая физ-культурно-спортивной организацией независимо от ее организационно-правовой формы, направленная на удовлетворение потребностей граждан в сохранении и укреплении здоровья, физической подготовке и физическом развитии, включающая в себя, в том числе проведение физкультурных мероприятий. Перечень видов физкультурно-оздоровительных услуг и правила их оказания утверждаются Правительством Российской Федерации.

Необходимо подчеркнуть, что изучению сущности понятия ФОД посвящены исследования многих авторов. Современный этап исследований теоретических и практических проблем ФОД в образовании в целом характеризуется стремлением к критическому осмыслению достигнутого, отказом от многих привычных догм при одновременном сохранении того позитивного, что накоплено за многолетний период научных поисков. Анализ этих исследований позволяет выделить по общности взглядов на данную проблему несколько основных подходов. Во-первых, в современных исследованиях ФОД рассматривается как одна из форм человеческой деятельности, направленная на формирование здорового индивида. Во-вторых, как дея-

тельность с целью улучшения физического состояния и здоровья. В-третьих, как сознательно регламентированная двигательная активность, направленная на развитие и совершенствование собственного здоровья и бережного отношения к нему.

Описывая особенности деятельности субъектов формирования и потребления системы знаний, Г. Г. Наталов [9] выделяет в ней четыре параметра:

1) деятельность общества (предметная и социальная ориентация физической культуры, физического воспитания и спорта);

2) деятельность занимающихся (технология освоения движений, воспитание физических качеств и формирование личности);

3) деятельность специалистов (основы профессионально-педагогического мастерства);

4) совместная (системная) деятельность общества, специалистов и занимающихся в конкретных звеньях систем физического воспитания.

Все эти параметры нами учтены при построении физкультурно-

оздоровительной программы с элементами ППС для молодёжи.

Мы разделяем позицию В. И. Угни-венко [16], который указывает на то, что ФОД как одна из форм человеческой деятельности направлена на формирование полноценного здорового индивида. Автор подчёркивает её важность в трудовой и учебной деятельности и рассматривает ФОД как сознательно регулируемую двигательную активность человека, направленную на развитие и совершенствование собственного здоровья и воспитания бережного к нему отношения. Он считает, что эффективность физкультурной деятельности связана с формированием мотиваций к здоровому образу жизни, приобретением определенного уровня знаний, с осуществлением двигательной и оздоровительной деятельности.

Таким образом, с целью формирования физического потенциала молодого поколения одним из основных видов деятельности, на наш взгляд, будет являться именно ФОД, направленная на освоение и совершенствование опыта здорового образа жизни, сохранение оптимального физи-

ческого состояния, формирование устойчивой потребности в двигательной активности, повышение субъектной позиции самого индивида в достижении положительных результатов.

В контексте настоящего исследования особый интерес для нас представляет пожарно-прикладной спорт как содержания физкультурно-оздоровительной программы. Благодаря зрелищности соревнования этого вида спорта становятся центром внимания подростков и молодежи.

Пожарно-прикладной спорт или по-жарно-спасательный спорт - вид спорта, заключающийся в выполнении комплексов разнообразных приемов, применяемых в практике тушения пожаров, как в индивидуальном, так и в групповом зачёте [2; 9; 12; 14]. ПСС развивает такие физические качества как сила, смелость, выносливость и быстрота реакции, прививает здоровый образ жизни (3ОЖ), воспитывает чувство коллективизма, сознательности и ответственности за доверенное дело. Все виды упражнений многоборья в пожарно-прикладном спорте напрямую связаны с выполнением элементов боевой подготовки спасателей и пожарных, а инвентарь позаимствован со складов пожарно-технических вооружений. Упражнения по пожарно-прикладному спорту достаточно сложные и тяжелые, требующие долгой подготовки спортсменов.

Нижи приведем основные виды упражнений [14].

1) Полоса с препятствиями. Длина дистанции составляет 100 м. Самое напряженное упражнение. Результативность зависит от того, насколько быстро спортсмен преодолеет данное расстояние и какая у него техника прохождения через препятствия. Здесь важен быстрый старт, соблюдение ритмичности бега, способность рационально распределять центр тяжести тела, умение справляться со спортивными снарядами и быстро соединять рукавные линии. При сходе с бревна на землю до ограничительной линии спортсмен обязан вернуться и вновь преодолеть бревно. После финиша все соединительные головки должны быть сомкнуты. Запрещено прикасаться к рукавам после того, как прозвучит сигнал. В момент касания воображаемого

финиша любой частью туловища, за исключением головы, шеи, рук и ног, фиксируется финиширование.

2) Штурмовая лестница на 4 этаж здания. Такое упражнение считается отдельным видом программы. Состоит из следующих этапов: разбег; бег с учебной лестницей; подвешивание лестницы до уровня 2 этажа; подъем по ней; удержание на подоконнике 2 этажа; переброс лестницы на уровень 4 этажа; подъем по ней; финиш. От участников соревнований требуется развивать скорость в 30 м/мин на подъеме и интенсивно подниматься на уровень 4 этажа при правильной технике выполнения. Участник финиширует, когда он обеими ногами наступает на пол площадки и замыкает контактное устройство.

3) Эстафета 4 по 100 м. Самая интересная часть на каждом чемпионате. Включает в себя 4 этапа. Первый участник бежит с лестницей до пожарного домика, перелезает через него, передает эстафету другому участнику. Второй участник должен справиться с иной задачей - преодолеть забор высотой в 2 м. Как только он справляется с преградой, его ожидает третий участник команды, который должен быстро собрать пожарные рукава и присоединить их к пожарному стволу. Четвертый участник, дождавшись своей очереди, берет огнетушитель и ликвидирует горящее масло на противне. Как только пламя потушено, четвертый участник бежит к финишу.

4) Боевое развертывание. Упражнение выполняется в условиях, приближенных к реальному пожару. Действия спортсменов должны быть следующими: необходимо собрать 2 всасывающих рукава, присоединив конец одного из них к мотопомпе, а второго - к резервуару, наполненному водой, затем требуется проложить магистральную линию от мотопомпы, состоящую из 3 рукавов, проложить 2 рукавные линии по 2 пожарных рукава в каждой и справиться с мишенью. От того, как выстроена взаимосвязь между участниками команды, зависит результат и скорость выполнения задания. Максимальное время для этого упражнения - 40 секунд.

5) Спортивное двоеборье. Этот вид представляет собой соревнование, объеди-

няющее подъём по штурмовой лестнице на 4-й этаж учебной башни и преодоление 100-метровой полосы с препятствиями. Определение результатов происходит посредством вычисления суммы времени, установленного участниками в обоих соревнованиях за личное первенство, но в общем командном зачете не засчитывается.

Необходимо подчеркнуть, что представленный комплекс в полном объеме может быть выполнен только профессионалами или спортсменами. В качестве содержания физкультурно-оздоровительной программы можно использовать лишь отдельные упражнения и элементы в спортивно-игровой форме.

Из вышесказанного можно сделать вывод, что развития ППС в целом, разработка и проведение физкультурно-оздоровительных мероприятий с элементами пожарно-прикладной спорт в частности, позволят приобщить детей, подростков и молодежь к динамичным и зрелищным видом спорта. Создание условий тренировочного процесса будут способствовать проведению соревнований среди молодежи, общественной адаптации молодежи посредством их вовлечение в занятия ППС, одновременно повышая их уровень культуры БЖД и 3ОЖ

Теоретический анализ проблемы исследования и обобщение практической деятельности позволили разработать проект физкультурно-оздоровительной программы с элементами пожарно-прикладного спорта для молодежи.

В контексте настоящего исследования под физкультурно-оздоровительной программой с элементами пожарно-прикладного спорта будем понимать объединенные общей целью и упорядоченные во времени занятия и мероприятия, обеспечивающие процесс удовлетворения физкультурно-оздоровительных и рекреаци-онно-досуговых потребностей работающей молодежи.

Структура программы включает:

1) программа занятий физическими упражнениями - комплекс упражнений для еженедельных занятий (таблица 1);

2) программа эстафеты - этапы эстафеты (таблица 2).

Таблица 1 - П Трограмма занятий физическими упражнениями

Структурная Упражнение Техника выполнения Время (мин) /

единица упражнения количество

Подготови- Построение Построение в шеренгу, переклич- 1 мин

тельная часть ка

(10 мин) Ходьба, высоко поднимая колени Тянем носок, опорная нога прямая 1 мин

Равномерный бег Ноги согнуты в коленях, пози-ция«старт» 5 мин

Ходьба по кругу, И.п. - Прямые руки 2 мин

по счету руки:

1 - встороны

2 - вверх

3 - вперед

4 - вниз

Построение Построение в шеренгу, перестроение, счет 1-2 1 мин

Основная часть Прыжки: Ноги на ширине плеч. Отталкива- по 16 раз

(1ч 20 мин) - на двух ногах - на одной ние и приземление одновременно на две ноги. Отталкивание и приземление одновременно на одну ногу(попеременно)

Прыжки с ноги на Ноги на ширине плеч, прыжок в 16 раз

ногу в бок правую сторону на правую ногу, прыжок в левую сторону на левую ногу

Тройной прыжок с Ноги на ширине плеч. 6 раз

места Прыжок в перед, толчок двумя ногами, приземление. Повторить 2 раза

Приседания И.п. - ноги шире плеч, колени мягкие, поясница прогнута. Руки в перед или за головой. Опустить таз параллельно полу, колени не выходят за носки. Вернуться в И.п. 3х10-12 раз

Приседания с мя- И.п.- присед, мяч в руках у груди 16 раз

чом 1 - подъем и одновременно толкание мяча вверх 2 - поймать мяч 3 - И.п.

Запрыгивание на И.п. - ноги на ширине плеч, коле- 16 раз

ступеньку ни полусогнуты, корпус наклонен вперед 1 - прыжок вперед на ступень, приземление 2 - И.п.

Заключительная Растяжка плечевых Отвести грудь и плечи назад и 30-40 сек

часть суставов потянитесь правой рукой в сторо-

(10 мин) ну и назад через грудь до ощущения мягкого натяжения. Поменять руку.

Растяжка рук Встать на пол, поставить ноги вместе, а грудь и плечи отвести назад. Закинуть правую руку за голову, а левой рукой чуть надавить на локоть, чтобы усилить натяжение. Сохранить положение. Повторить упражнение на другую сторону. 30-40 сек

Растягивание под- Сесть на пол и вытянуть ноги 30-45 сек

коленного сухожи- прямо перед собой.

лия Грудь и плечи отвести вперед. Наклониться вниз, чтобы дотянуться до пальцев ног. Сохранить натяжение.

Охлаждение всего Встать на пол и поставьте ноги 10-15 сек

тела вместе. Поднять прямые руки над головой, как можно выше, стараясь всеми силами дотянуться до потолка. 2-3 раза

Хождением по бе- Сосредоточиться на глубоком 3-5 мин

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

говой дорожке без дыхании, чтобы нормализовать

активной динамики частоту сердечных сокращений

Под формами занятий физическими упражнениями традиционно понимается способы организации учебно-

воспитательного процесса, каждый из которых характеризуется определенным типом взаимосвязи (взаимодействия) преподавателя (инструктора, тренера) и занимающихся, а также соответствующими условиями занятий.

Оптимальным признаком таких форм занятий являются:

• регламентация и возможность эффективного управления деятельностью, физическими и психофизическими нагрузками;

• возможность непосредственно на занятиях комплексно и системно осуществлять обучение, воспитание и развитие личности, формирование физической культуры и потребности здорового образа жизни [8].

Для занятий физическими упражнениями характерно то, что деятельностью занимающихся управляет педагог по физической культуре и спорту (инструктор, тренером), который в течение строго установленного времени в специально отведенном месте руководит процессом физи-

ческого воспитания, двигательной рекреации и др. относительно постоянной по составу группой занимающихся в соответствии с требованиями педагогических закономерностей обучения, воспитания, развития. При этом строго соблюдаются частота занятий, их продолжительность и взаимосвязь. Кроме того, для таких форм характерно построение занятий в рамках общепринятой структуры, под которой принято понимать деление занятия на три составные части (структурных единиц): подготовительную, основную и заключительную. Каждая из которых имеют свое назначение, содержание, последовательность, продолжительность и взаимосвязь.

Подготовительная часть необходима для начальной организации занимающихся, психической и функциональной подготовки организма, а также для опорно-двигательного аппарата к предстоящей основной работе. В спорте называется разминка.

Основная часть обеспечивает решение задач обучения технике двигательных действий, овладение двигательными умениями и навыками, воспитания и развитие физических и личностных качеств, форми-

рование ценностных ориентаций и потребностей.

Заключительная часть направлена на постепенное снижение нагрузки на организм и организованного окончания занятия. В спорте спокойное окончание тренировки называют заминкой. Она направлена на расслабление мышц, нормализацию частоты дыхания, сердечных сокращений.

Заключительная часть, разработанная нами физкультурно-оздоровительной про-

Таблица 2 - Программа эстафеты

Эстафёта (фр. estafette) нарочный, посыльный, курьер [13] - совокупность

граммы с элементами пожарно-прикладного спорта для молодежи представлена в форме эстафеты. Участвующие в ней молодые люди имеют возможность продемонстрировать ловкость, быстроту и физическую силу. Это любительская эстафета, спортивно-игровой направленности -командное соревнование со смешанным составов.

командных спортивных дисциплин, в которых участники один за другим проходят

Этапы Техника выполнения упражнения Время (мин)

Разминка Построение в шеренгу, перекличка Ходьба, высоко поднимая колени Равномерный бег Ходьба по кругу, по счету руки: 1 - встороны 2 - вверх 3 - вперед 4 - вниз Построение в шеренгу, перестроение, счет 1 -2 10 мин

Этапы эстафеты 1 - бег с препятствиями по бревну 25-30 мин

Бег с препятствиями по бревну, переступая лежащие препятствия на бревне

2 - бег по лестнице Бег по лестнице вверх-вниз

3 - ходьба до середины пути с мячом Ходьба до середины пути, на руках мягкий мяч, руки вытянуты прямо вперед; при падении мяча необходимо отжаться от пола (с колен для женщин) 3 раза; продолжить путь, обогнуть препятствие и бегом обратно вторую половину пути

4 - «ползание по-пластунски» Передвижение по земле на локтях, не отрывая тело от земли

5 - прыжки на одной ноге по гибкой лестнице Прыжки на одной ноге; перед участниками расстелена гибкая лестница; задача - пропрыгать всю лестницу на одной ноге, в каждую ячейку; обратно на другой ноге

6 - «тушение огня» «Тушение огня»; в середине пути «контролируемое возгорание»; задача участника - взять ведро с водой, подбежать к возгоранию, залить его и бежать обратно

Финиш Финиш команды фиксируется в момент касания воображаемой плоскости финиша последним участником какой-либо частью туловища, исключая голову, шею, руки и ноги. Финиш определяется по сигналу судьи.

Подведение итогов и награждение участников Победитель определяется: - по наименьшему времени прохождения дистанции; - по наибольшему количество очков по совокупности всех этапов эстафеты 5 мин

этапы, передавая друг другу очередь перемещаться по дистанции. Переход с этапа на этап осуществляется разными способами исходя из специфики видов спорта. В частности в ППС эстафетой служит пожарный ствол. Эстафета является составной частью программы соревнований спортсменов-профессионалов в разных видах спорта, в том числе и ППС.

В наши дни - это отдельный зрелищный вид спорта, пользующийся огромной популярностью. Помимо того, очень популярны спортивные мероприятия в виде эстафеты, проводимые на любительском уровне как для взрослых, так и для детей. На таких соревнованиях обычно царит здоровый дух соперничества и бушуют нешуточные эмоции.

Анализ результатов экспериментальной работы.

опытно-

Таблица 3 - Результаты констатирующего ленности работающей молодежи.

Экспериментальная проверка эффективности физкультурно-оздоровительной программы с элементами пожарно-прикладного спорта для работающей молодежи проходила в период с 1 мая по 1 октября 2021 года. В исследовании принимали участие 14 человек: 8 юношей и 6 девушек, в возрасте 18-27 лет.

В соответствии с логикой проведения опытно-экспериментального исследования нами было выделены основные этапы эксперимента [10].

На первом этапе проводился констатирующий эксперимент, основная цель которого - констатация исходных параметров. Он направлен на изучение существующего явления, на установление фактического состояния исследуемого объекта. На этом этапе было проведено констатирующее тестирование уровня физической подготовленности работающей молодежи (таблица 3). тестирования уровня физической подготов-

Участники

Вид тестового Девушки Юноши

упражнения 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14

Скручивания на 39 41 37 36 40 43 47 45 42 43 39 44 42 45

Пресс (кол-во)

Удержание пред- 46,2 51,3 42,0 48,1 63,2 58,9 61,0 58,3 62,3 68,1 60,0 57,6 52,9 62,4

мета (сек)

Прыжок с места, 211 217 175 182 183 226 231 203 201 206 189 209 216 236

в длину (см)

Бег на100м (сек) 13,8 14,3 13,5 15,1 12,3 11,9 12,0 10,8 11,5 10,2 12,6 11,8 10,9 11,6

Наклон перед со- 14 22 17 16 19 18 20 20 21 19 21 23 21 22

бой (см)

Ходьба на бревне с 7,2 6,8 7,8 8,2 6,1 7,0 6,0 5,7 5,4 5,9 6,1 7,0 5,3 5,9

поворотами(сек)

В целях диагностики уровня физической подготовленности использовались не сложные упражнения, отражающие состояние физической подготовки в целом, а так же ряд упражнений, которые показывают состояние определенных физических показателей, необходимы в пожарно-прикладном спорте.

1) Скручивания на пресс. Данное упражнение выполняется лежа на спине, на твердой поверхности, для удобства можно подложить мат или гимнастический коврик. И.п. - лежа на спине, ноги согнуты

в коленях, угол 90°, руки за головой или скрещены на груди. Ступни прижаты к полу и зафиксированы другим участником. По команде «Старт!» согнуться до колен и вернуться в И.п. Необходимо выполнить максимальное количество скручиваний за отведенное время. Время на выполнение -60 сек.

2) Удержание предмета. Данное упражнение выполняется стоя на полу, ноги на ширине плеч. В руках набивной мяч. По команде «Старт!» поднять руки до уровня глаз. Необходимо как можно доль-

ше по времени продержать мяч в руках. Результат записывают по показаниям секундомера.

3) Прыжок с места, в длину. Данное упражнение выполняется на полу рядом с сантиметровой лентой/рулеткой или специально размеченной дорожке. Встать перед отмеченной линией. Ноги вместе, носки разведены, отвести руки назад, согнуть обе ноги в коленях. Делая энергичный мах руками вперед и отталкивание от поверхности обоими ногами прыгнуть вперед вдоль разметки. Расстояние прыжка замеряют от линии прыжка до пятки любой ноги.

4) Наклон перед собой сидя на полу. Данной упражнение выполняется сидя босиком на полу, ноги прямо расстояние между ними 25-30 см, руки ладонями вниз вытянуты вперед. Колени зафиксированы другим участником. Между стоп проходит сантиметровая лента, отметка ноль находиться на уровне пяток. Засчитывается четвертый наклон - основной, предыдущие три выполняются в спокойном темпе,

кончиками пальцев. Результат округляют до значения сантиметр.

5) Ходьба на бревне с поворотами. Шаг выполняется путем приставления ног. Стоя на бревне, ноги вместе, руки в стороны. Шаг правой ногой на полу-пальцах, поворот на 45°, приставление левой ноги. Выполняется ходьба до конца бревна, с чередованием обеих ног. Данное упражнение на время, фиксируется с округлением до 0,1 сек.

6) Бег на 100 метров. Данное упражнение выполняется по 7 человека в забеге. Бег из положения высокого старта. По команде «Марш!» участники стартуют от линии старта, судьи запускают секундомеры. Время фиксируется с округлением до 0,1 сек.

На втором этапе ставился формирующий эксперимент, который направлен на апробацию разработанной программы и проверку ее эффективности. На этом этапе было проведено повторное тестирование уровня физической подготовленности работающей молодежи (таблица 4).

без рывков. Необходимо коснуться ленты

Таблица 4 - Результаты тестирования уровня физической подготовленности работающей молодежи на формирующем этапе эксперимента

Участники

Вид тестового Девушки Юноши

упражнения 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14

Скручивания на 41 44 40 39 43 41 49 47 44 44 45 47 43 46

пресс(кол-во)

Удержание пред- 47,3 52,1 43,0 48,8 63,2 59,9 61,9 58,8 63,0 69,1 62,0 56,9 53,5 63,9

мета (сек)

Прыжок с места, 213 216 179 185 187 194 236 208 205 207 234 212 219 240

в длину (см)

Бег на100м (сек) 13,5 14,1 13,1 14,8 12,0 11,2 11,0 10,1 11,0 9,8 12,1 11,2 10,0 10,1

Наклон перед со- 15 23 18 18 21 20 23 21 24 22 24 26 23 26

бой (см)

Ходьба на бревне 7,1 6,5 7,3 7,0 5,8 5,6 5,2 5,0 5,2 5,3 8,0 6,8 7,1 5,7

с поворотами(сек)

Все фактически переменные исследования обработаны методами математической статистики для последующей интерпретации их результатов. При обработке полученных данных применялись общепринятые методы расчета существенных характеристик выборочных распределений. Для характеристики анализируемых

признаков вычислялось среднее арифметическое значение результатов замеров - Х (таблица 5). Чаще всего он используется для сравнения двух зависимых выборок, так же зависимыми являются измерения, выполненные у одних и тех же людей, но в разное время.

Средняя арифметическая величина X рассчитывается по формуле (1):

XI - показатель отдельного измерения; п - общее количество измерений в группе. Таблица 5 - Сравнение зависимых измерений

Вид тестового упражнения Констатирующий этап,Х Формирующий этап,Х Эффективность

Скручивания на пресс (кол-во) 41,6 43, 8 2,2

Удержание предмета (сек) 56,6 57,4 0,8

Прыжок с места, в длину (см) 192,1 209,6 17,5

Бег на100м (сек) 12,3 11,7 0,6

Наклон перед собой (см) 19,5 21,8 2,3

Ходьба на бревне с поворотами (сек) 6,5 6,3 0,2

Для оценки эмоционального состояния участников эксперимента был выбран тест САН - разновидность опросников состояний и настроений [15]. Опросник представляет собой карту (таблицу), которая содержит 30 пар слов, отражающих исследуемые особенности психоэмоционального состояния (самочувствие, активность, настроение). САН разработан сотрудниками Московского медицинского

Таблица 6 - Результаты тестирования САН

института им. Сеченова в 1973 г. и нашел широкое распространение при оценке психического состояния больных и здоровых лиц, психоэмоциональной реакции на нагрузку, для выявления индивидуальных особенностей и биологических ритмов психофизиологических функций. Результаты тестирования отображены в таблице 6.

Участник Показатель

Констатирующий этап Формирующий этап

С А Н С А А

1 4,5 3,1 4,0 5,0 4,2 4,2

2 5,5 4,0 5,0 5,6 4,0 5,0

3 5,0 4,2 3,9 5,4 4,6 4,6

4 5,3 4,2 4,3 6,2 5,1 5,1

5 4,5 5,1 4,0 6,0 5,2 4,2

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

6 4,3 4,6 3,7 5,4 4,6 4,3

7 6,2 4,3 4,1 6,2 4,4 4,4

8 5,3 3,8 4,2 5,3 5,1 5,1

9 4,8 4,2 4,1 5,5 4,2 4,2

10 4,7 3,4 4,1 5,1 4,2 4,2

11 5,5 4,0 5,0 5,6 4,1 5,1

12 5,0 4,1 4,0 5,4 4,7 4,7

13 5,3 4,1 4,2 6,2 5,1 5,1

14 4,7 4,2 4,1 5,5 4,2 4,2

Результаты тестирования САН наглядно отображают общую положительную динамику психоэмоционального состояния испытуемых.

Заключение. В ходе опытно-экспериментального исследования для характеристики анализируемых признаков на констатирующем и формирующем этапах исследования было проведено: тестирование уровня физической подготовленности работающей молодежи, исследование артериального пульса, диагностика психоэмоционального состояния респондентов. Статистическая обработка полученных результатов и анализ опытно-экспериментальной работы подтверждают выдвинутую гипотезу - физкультурно-оздоровительная программа с элементами ППС для работающей молодежи повысит физическую подготовленность, будет положительно влияет на общее самочувствие и способствовать улучшению эмоционального состояния.

Список литературы

1. Алексеев, С. В. Физическая культура и спорт в Российской Федерации новые вызовы современности : монография / С. В. Алексеев. - М. : Теория и практика физической культуры и спорта, 2013. - 779 с.

2. Величко, В. М. Пожарно-прикладной спорт : учеб. пособие для курсантов и слушателей образовательных учреждений МЧС России / В. М. Величко.

- М. : Политоп, 2014. - 344 с.

3. Волошина, Н. Б. Управление физкультурно-оздоровительной деятельностью субъектов образовательного процесса в дошкольном учреждении [Электронный ресурс] / Н. Б. Волошина, М. М. Мусанова.

- Академия Естествознания, 2012. - Режим доступа : https://monographies.ru/ru/book/view? id=179 #:~:text

4. Госпрограмма «Развитие физической культуры и спорта» [Электронный ресурс]. - Режим доступа : https://www.pnp.ru/politics/kabmm-utverdil-gosprogrammu-razvitie-fizicheskoy-kultury-isporta.html

5. Козина, Г. Ю. Физкультурно-оздоровительная деятельность как соци-

альный фактор формирования здоровья современной студенческой молодежи: автореферат дисс. канд. социол. наук / Г. Ю. Козина. - Пенза, 2007. - 22 с.

6. Макунина, О. А. Технологии оценки и коррекции психофизиологических функциональных состояний студентов-спортсменов / О. А. Макунина // Физическая культура студентов. - 2021. - № 70. -С. 38-42.

7. Макунина, О. А. Состояние здоровья студентов-спортсменов как критерий качества образования вуза / О. А. Макуни-на, Е. В. Быков // Система менеджмента качества в вузе: здоровье, образованность, конкурентоспособность : XII Международная научно-практическая конференция, Челябинск, 31 января 2023 года. - Челябинск: Уральский государственный университет физической культуры, 2023. -С. 161-164.

8.Мельчаков, Г. Г. Педагогика физической культуры и спорта : учебное пособие / Г. Г. Мельчаков, А. В. Мельчаков. -Красноярск : Краснояр. гос. пед. ун-т им. В. П. Астафьева, 2012. - 220 с.

9. Наталов, Г. Г. Предметная интеграция теоретических основ физической культуры, спорта и физического воспитания (логика, история, методология): дис. ... докт. пед. наук в виде научного доклада / Г. Г. Наталов, Краснодарский ИФК. -Краснодар, 1998. - 105 с .

10. Нохрина, Н. Н. Организация экспериментальной работы : учебное пособие / Н. Н. Нохрина ; под ред. И. А. Фрейнки-ной. - Челябинск : Уральская Академия, 2012. - 92 с.

11.Пожарно-спасательный спорт : учебное пособие / А. Н. Зубарев, А. В. Вахлеев, А. С. Симоненко, Р. С. Воробьев. - Железногорск : ФГБОУ ВО СПСА ГПС МЧС России, 2021. - 122 с.

12. Пожарно-спасательный спорт : учебное пособие для среднего профессионального образования / Г. Н. Германов, А. Н. Корольков, В. Д. Шалагинов, И. В. Машошина. - М. : Юрайт, 2022. - 394 с.

13. Словарь иностранных слов / под ред. И. В. Лехина, С. М. Локшиной, Ф. Н. Петрова и др. - М. : Русский язык, 1988. - 608 с.

14. Теребнев, В. В. Пожарно-строевая подготовка / В. В. Теребнев, В. А. Грачев,

A. В. Подгрушный. - М. : Академия ГПС, 2006. - 332 с.

15. Тест дифференцированной самооценки функционального состояния /

B. А. Доскин, Н. А. Лаврентьева, М. П. Мирошников, В. Б. Шарай // Вопросы психологии. - 1973. - №6. - С. 141-145

16. Угнивенко, В. И. Физкультурно-оздоровительные технологии. Здоровье и здоровый образ жизни [Электронный ресурс]. - Режим доступа : URL: http: // v-ugnivenko.ru/FOT_lec.1.htm (дата обращения: 25.10.2016)

17. Федеральным закон от 05.04.2021 г. N 87-ФЗ «О внесении изменений в статьи 2 и 10 Федерального закона «О физической культуре и спорте в Российской Федерации» [Электронный ресурс]. - Режим доступа : http://www.consultant.ru/document/cons_doc _LAW_381383/

18. Федеральный законе от 29.06.2015 г. N 162-ФЗ «О стандартизации в Российской Федерации», Физкультурно-оздоровительная услуга [Электронный ресурс]. - Режим доступа : https://docs.cntd.ru/document/420284277#8Q 40M1.

19. Физкультурно-оздоровительные технологии : учебное пособие для вузов / В. Л. Кондаков, А. А. Горелов, О. Г. Румба, Е. Н. Копейкина. - М : Издательство Юрайт, 2022. - 334 с.

References

1. Alekseev, S. V. Physical culture and sport in the Russian Federation new challenges of modernity : monograph / S. V. Alekseev. - M. : Theory and practice of physical culture and sport, 2013. - 779 p.

2. Velichko, V. M. Fire-applied sport : studies. manual for cadets and students of educational institutions of the Ministry of Emergency Situations of Russia / V. M. Velichko. - M. : Politop, 2014. - 344 p.

3. Voloshina, N. B. Management of physical culture and recreation activities of subjects of the educational process in preschool [Electronic resource] / N. B. Volosh-ina, M. M. Musanova. - Academy of Natural

Sciences, 2012. - Access mode: https://monographies.ru/ru/book/view?id=179 #:~:text

4. State program "Development of physical culture and sports" [Electronic resource]. - Access mode : https://www.pnp.ru/politics/kabmin-utverdil-gosprogrammu-razvitie-fizicheskoy-kultury-isporta.html

5. Kozina, G. Yu. Physical culture and health-improving activity as a social factor in the formation of the health of modern student youth: abstract of dissertation. cand. Social sciences / G. Yu. Kozina. - Penza, 2007. - 22 p.

6. Makunina, O. A. Technologies of assessment and correction of psychophysiologi-cal functional states of student-athletes / O. A. Makunina // Physical culture of students. -2021. - No. 70. - pp. 38-42.

7. Makunina, O. A. The state of health of student-athletes as a criterion of the quality of university education / O. A. Makunina, E. V. Bykov // Quality management system at the university: health, education, competitiveness : XII International Scientific and Practical Conference, Chelyabinsk, January 31, 2023. - Chelyabinsk: Ural State University of Physical Culture, 2023. - pp. 161-164.

8.Melchakov, G. G. Pedagogy of physical culture and sports : textbook / G. G. Mel-chakov, A.V. Melchakov. - Krasnoyarsk : Krasnoyar. gos. ped. V. P. Astafyev Univ., 2012. - 220 p.

9. Natalov, G. G. Subject integration of the theoretical foundations of physical culture, sports and physical education (logic, history, methodology): dis. ... Doctor of Pedagogical Sciences in the form of a scientific report / G. G. Natalov, Krasnodar IFK. -Krasnodar, 1998. - 105 p.

10. Nokhrina, N. N. Organization of experimental work: textbook / N. N. Nokhrina ; edited by I. A. Freinkina. - Chelyabinsk : Ural Academy, 2012. - 92 p.

11. Fire and rescue sport: textbook / A. N. Zubarev, A.V. Vakhleev, A. S. Simonen-ko, R. S. Vorobyev. - Zheleznogorsk : Federal State Budgetary Educational Institution of the SPSA of the Ministry of Emergency Situations of Russia, 2021. - 122 p.

12. Fire and rescue sports : a textbook for secondary vocational education / G. N.

Germanov, A. N. Korolkov, V. D. Shala-ginov, I. V. Mashoshina. - M. : Yurayt, 2022. - 394 p.

13. Dictionary of foreign words / edited by I. V. Lekhin, S. M. Lokshina, F. N. Petrov, etc. - M. : Russian language, 1988. - 608 p.

14. Terebnev, V. V. Fire-drill training / V. V. Terebnev, V. A. Grachev, A.V. Pod-grushny. - M. : Academy of GPS, 2006. -332 p.

15. Test of differentiated self-assessment of functional state / V. A. Doskin, N. A. Lavrentieva, M. P. Miroshnikov, V. B. Sharai // Questions of psychology. - 1973. -No. 6. - pp. 141-145

16. Ugnivenko, V. I. Physical culture and health technologies. Health and healthy lifestyle [Electronic resource]. - Access mode : URL: http: // v-ugnivenko.ru/FOT_lec .1.htm (accessed: 10/25/2016)

17. Federal Law No. 87-FZ of 05.04.2021 "On Amendments to Articles 2 and 10 of the Federal Law "On Physical Culture and Sport in the Russian Federation" [Electronic resource]. - Access mode : http://www.consultant.ru/document/cons_doc _LAW_381383/

18. Federal Law No. 162-FZ of 29.06.2015 "On standardization in the Russian Federation", Physical culture and wellness service [Electronic resource]. - Access mode : https://docs.cntd.ru/document/420284277#8Q 40M1 .

19. Physical culture and health technologies: a textbook for universities / V. L. Kon-dakov, A. A. Gorelov, O. G. Rumba, E. N. Kopeikina. - Moscow : Yurayt Publishing House, 2022. - 334 p.

СВЕДЕНИЯ ОБ АВТОРАХ:

Нохрина Наталья Николаевна - кандидат педагогических наук, доцент, доцент кафедры «Туризм и сервис» Уральского государственного университета физической культуры (УралГУФК)

454091, г. Челябинск, ул. Орджоникидзе, д. 1 Телефон моб.89123025557 nohrina_nn@mail.ru

Физкультурно-оздоровительная деятельность с элементами пожарно-прикладного спорта

INFORMATION ABOUT THE AUTHORS:

Nokhrina Natalia Nikolaevna - Candidate of Pedagogical Sciences, Associate Professor, Associate Professor of the Department of "Tourism and Service" of the Ural State University of Physical Culture (UralGUFC)

454091, Chelyabinsk, Ordzhonikidze str., 1 Phone mobile 89123025557 nohrina_nn@mail.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.