УДК 378; ББК 74
DOI 10.24411/2658-638Х-2020-10079
© Иванов А.А. 2020
PHYSICAL EDUCATION AS MAINTAINING THE HEALTH OF STUDENTS WHO LEAD A SEDENTARY LIFESTYLE
ФИЗКУЛЬТУРА КАК ПОДДЕРЖАНИЕ ЗДОРОВЬЯ СТУДЕНТОВ, ВЕДУЩИХ МАЛОПОДВИЖНЫЙ ОБРАЗ ЖИЗНИ
Alexander A. Ivanov,
Senior Lecturer of the Department of Information and Technologies of the Moscow regional Cossack Institute of Technology and Management (branch) Federal State-Funded Educational Institution of Higher Education of the K.G. Razumovsky Moscow State University of Technologies and Management (FCU)
Александр Александрович Иванов,
старший преподаватель кафедры Информатизации и технологий МОКИТУ (филиал) ФГБОУ ВО «МГУТУ имени К.Г. Разумовского (ПКУ)»
Для цитирования: Иванов А.А. Физкультура как поддержание здоровья студентов, ведущих малоподвижный образ жизни. Психология и педагогика служебной деятельности. 3/2020. С. 91-93.
Научная специальность: 13.00.01 - Общая педагогика, история педагогики и образования.
Материалы III Международной конференции «Профессиональное образование сотрудников органов внутренних дел. Педагогика и психология служебной деятельности: состояние и перспективы», проходившей на базе Московского университета МВД России имени В.Я. Кикотя, 19-20 июня 2019 г.
Abstract. The article is devoted to the justification of physical culture for maintaining the health of students who lead a sedentary lifestyle. This problem can be considered in several aspects: on the one hand, it is an educational complex work that shows the attractiveness of sports, participation in competitions, and the formation of the need for classes; on the other hand, it is a pedagogical aspect aimed at physical development and health promotion, by adjusting the content of classes and taking into account the individual characteristics of students and maintaining a portfolio
Keywords: physical education, student, sedentary lifestyle, health.
Аннотация. Статья посвящена обоснованию физической культуры для поддержания здоровья студентов, ведущих малоподвижный образ жизни. Данная проблема может рассматриваться в нескольких аспектах: с одной стороны - это воспитательная комплексная работа, показывающая привлекательность занятия спортом, участие в соревнованиях, формировании потребности в занятиях; с другой стороны - это педагогический аспект, направленный на физическое развитие и укрепление здоровья, с помощью корректировки содержания занятий и с учётом индивидуальных особенностей студентов и ведение портфолио
Ключевые слова: физкультура, студент, малоподвижный образ жизни, здоровье.
Продвижение здорового образа жизни способствовало тому, что достаточное количество людей приобщилось к спортивным занятиям. ФГОС ВО среди рекомендуемых обязательных дисциплин, включил физическую культуру, преподаваемых несколько семестров в процессе обучения. Так как государство обеспокоено здоровьем молодого поколения, с целью продвижения здорового образа жизни, были созданы условия для проведения занятий физкультурой, во многих вузах были построены физкультурно-оздоровительные комплексы и бассейны.
Но современный стиль жизни, который отмечается снижением физических нагрузок, проведением большого количества времени сидя у компьютера, несоблюдением норм рационального питания, приводит к тому, что развивается не только гиподинамия, но и другие заболевания. Увлечение продвижением своего образа и себя через социальные сети, могут наоборот вызвать отторжение себя от общества и нарушение коммуникаций среди сверстников или созданию конфликтной среды.
Снижение физических нагрузок в условиях современной жизни, с одной стороны, и недоста-
PSYCHOLOGY AND PEDAGOGICS IN OFFICIAL ACTIVITY
точное развитие массовых форм физической культуры среди населения, с другой стороны, приводят к ухудшению различных функций и появлению негативных состояний организма человека. Еще в древности было замечено, что физическая активность способствует формированию сильного и выносливого человека, а неподвижность ведет к снижению работоспособности, заболеваниям и тучности. Все это происходит вследствие нарушения обмена веществ.
Для обеспечения нормальной жизнедеятельности организма человека необходима достаточная активность скелетных мышц. Работа мышечного аппарата способствует развитию мозга и установлению межцентральных и межсенсорных взаимосвязей. Двигательная деятельность повышает энергопродукцию и образование тепла, улучшает функционирование дыхательной, сердечно - сосудистой и других систем организма. Недостаточность движений нарушает нормальную работу всех систем и вызывает появление особых состояний - гиподинамии[3].
В связи с тем, что практически все занятия проходят сидя, студентам не только приходится ограничивать свою естественную двигательную активность, но и длительное время поддерживать неудобную для них статическую позу.
Мало подвижное положение отражается на функционировании многих систем организма, особенно сердечно-сосудистой и дыхательной. При длительном сидении дыхание становится менее глубоким, обмен веществ понижается, происходит застой крови в нижних конечностях, что ведет к снижению работоспособности всего организма и особенно мозга: снижается внимание, ослабляется память, нарушается координация движений, увеличивается время мыслительных операций. Сидячий образ жизни приводит к тому, что хрящ постепенно становится менее эластичным, теряет гибкость. Это может повлечь снижение амплитуды дыхательных движений и потерю гибкости тела. Но особенно сильно от неподвижности или малой подвижности страдают суставы.
Достаточная двигательная активность является необходимым условием гармонического развития личности.
Физические упражнения способствуют хорошей работе органов пищеварения, помогая перевариванию и усвоению пищи, активизируют деятельность печени и почек, улучшают желез внутренней секреции: щитовидной, половых, надпочечников, играющих огромную роль в росте и развитии молодого организма. Человек может обезопасить себя от гиподинамии и ее последствий [4].
Для этого нужно, в первую очередь, поменять свой распорядок дня. Необходимо помнить, что наш организм нуждается в нагрузке. К тому же, куда приятнее расслабление после физических упражнений, ведь тело после тренировки кажется таким гибким и легким.
В последнее время создано достаточно условий, которые обеспечивают поддержание здорового образа жизни, ведение которого подразумевает: рациональное питание, больше движения, отказ от вредных привычек, от лифта, 30 минут ежедневной физической нагрузки. Так же очень хорошее влияние оказывают пешие прогулки на свежем воздухе. В идеале рекомендуется заняться спортом, ходить в спортивные клубы, на фитнес, заниматься плаванием. Если учеба или работа отнимают большую часть времени и нет возможности заниматься спортом вплотную, то нужно хотя бы просто увеличить физическую нагрузку.
Адекватная физическая тренировка, занятия оздоровительной физической культурой способны в значительной степени приостановить возрастные изменения различных функций. В любом возрасте с помощью тренировки можно повысить аэробные возможности и уровень выносливости - показатели биологического возраста организма и его жизнеспособности. Таким образом, оздоровительный эффект занятий массовой физической культурой связан прежде всего с повышением аэробных возможностей организма, уровня общей выносливости и физической работоспособности. Повышение физической работоспособности сопровождается профилактическим эффектом в отношении факторов риска сердечно-сосудистых заболеваний: снижением веса тела и жировой массы, содержания холестерина в крови, снижением артериального давления и частоты сердечных сокращений.
Проблема сохранения здоровья у студентов, ведущих малоподвижный образ жизни в рамках проведения физкультуры, может рассматриваться в нескольких аспектах: с одной стороны - это воспитательная комплексная работа, показывающая привлекательность занятия спортом, участие в соревнованиях, формировании потребности в занятиях; с другой стороны - это педагогический аспект, направленный на физическое развитие и укрепление здоровья, с помощью корректировки содержания занятий и с учетом индивидуальных особенностей студентов и ведение портфолио [1]. Использование дополнительной физической нагрузки, например паузы во время занятий на других дисциплинах, организация образовательного пространства для игр. Рационально использовать разнообразные формы и методы физического вос-
питания для достижения оптимальной двигательной активности с учетом научно-обоснованными физиологическими и гигиеническими нормативами. В дальнейшем такая система организации занятий будет способствовать развитию индивидуальной траектории развития и управления своей деятельностью у студента, навыков сомоорганиза-ции [2].
Физическая культура - неотъемлемая часть жизни человека. Она занимает достаточно важное место в учебе, жизни людей. Занятия физическими упражнениями играют значительную роль в работоспособности членов общества, именно поэтому знания и умения по физической культуре должны закладываться в образовательных учреждениях.
Библиографический список
1. Мальцева Т.В., Сепиашвили Е.Н. Портфо-лио-процесс и метод проектов в образовательной среде ведомственного вуза МВД России // Психопедагогика в правоохранительных органах. -2015. - № 3 (62). - С. 83-87.
2. Сепиашвили Е.Н. Формирование управленческой компетенции у студентов экономических специальностей ссуза. М., 2012.
3. Смирнов В.Н., Дубровский В.И. Физиология физическое воспитание и спорт. Учебник для студентов средних и высших заведений. - М. : Владос-пресс, 2002. С. 608.
4. Солодков А.С., Сологуб Е.Г. Физиология человека общая, спортивная, возрастная. - М. : Тера-спорт, 2001. - 520 с.
А.М. i.j 1 -:1 н;>::-■ I-:Jз
Педагогическая
системология
Матщнп ПМ-Г^.А
Т'ГтГ
Педагогическая системология. Теория, методика, исследования, практика : учебно-методическое пособие / А. М. Столяренко. М. : ЮНИТИ-ДАНА, 2020. 319 с. Гриф УМЦ "Профессиональный учебник". Гриф НИИ образования и науки.
Рассмотрены науковедческие, методологические, а также ряд теоретических и прикладных проблем педагогики с позиций общей теории систем.
В части первой анализируются зарождение, развитие и современное состояние системных исследований в педагогике. На основе анализа системных исследований в разных науках делается вывод об обязательности адаптации положений общей теории систем к специфике природы и закономерностей педагогических явлений и проблем. Излагается и обосновывается педагогическая системология - специальная методология, организация и методика системных исследований, реализующая положения общей теории систем применительно к специфике реальностей педагогической природы.
В части второй описан опыт исследований автора и других ученых, в ходе которых создавалась и совершенствовалась педагогическая системология. Применение положений педагогической системо-логии позволило по-новому осветить некоторые фундаментальные положения педагогики и предложить практическое применение их для совершенствования педагогической практики в современных условиях создания нового демократического, социального, правового общества в России. Они нашли отражение в главах по общей педагогике, социальной педагогике, педагогике личности, педагогике высшего образования, педагогике управления, юридической педагогике, экстремальной психопедагогике и физиологической педагогике.
Для исследователей педагогических проблем, преподавателей, аспирантов, а также студентов педагогических вузов и педагогов-практиков.