Научная статья на тему 'ФИЗИОЛОГО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ПАРАЛЛЕЛИ В ОЦЕНКЕ РЕГУЛЯТОРНО-АДАПТИВНЫХ ВОЗМОЖНОСТЕЙ ОРГАНИЗМА СТУДЕНТОВ ПРИ ИХ АДАПТАЦИИ К УЧЕБНОМУ ПРОЦЕССУ'

ФИЗИОЛОГО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ПАРАЛЛЕЛИ В ОЦЕНКЕ РЕГУЛЯТОРНО-АДАПТИВНЫХ ВОЗМОЖНОСТЕЙ ОРГАНИЗМА СТУДЕНТОВ ПРИ ИХ АДАПТАЦИИ К УЧЕБНОМУ ПРОЦЕССУ Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
27
3
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ADAPTATION OF STUDENTS / REGULATORY-ADAPTIVE STATUS

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Кашина Юлия Викторовна, Арделян Александр Николаевич

С целью изучения процессов адаптации студентов к учебному процессу у них оценивали регуляторно-адаптивный статус, уровень личностной тревожности, самочувствие, активность, настроение, степень врабатываемости, психическую устойчивость. Установлено, что лица с индексом регуляторно-адаптивного статуса ≥100 имели высокую психологическую устойчивость, врабатываемость, самочувствие, активность, настроение. С индексом регуляторно-адаптивного статуса в диапазоне 50 - 99 - хорошие психологические показатели, а при < 50 - низкие.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PHYSIOLOGICAL AND PSYCHOLOGICAL PARALLELS IN THE ASSESSMENT OF REGULATORY-ADAPTIVE FACILITIES OF AN ORGANISM OF STUDENTS IN THEIR ADAPTATION TO EDUCATIONAL PROCESS

With aim to explore adaptation processes of students to educational process, they estimated the regulatory and adaptive status, the level of personal anxiety, their activity, mood, the degree of development and psychological stability. It was defined, what people, which have the index of regulatory-adaptive status more then 100, have high psychological stability, activity and were in good mood. People, which have the index of regulatory and adaptive status in the range from 55 to 99, have good psychological indicators, and low indicators with index less then 50.

Текст научной работы на тему «ФИЗИОЛОГО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ПАРАЛЛЕЛИ В ОЦЕНКЕ РЕГУЛЯТОРНО-АДАПТИВНЫХ ВОЗМОЖНОСТЕЙ ОРГАНИЗМА СТУДЕНТОВ ПРИ ИХ АДАПТАЦИИ К УЧЕБНОМУ ПРОЦЕССУ»

МЕДИЦИНСКИЕ НАУКИ

ФИЗИОЛОГО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ПАРАЛЛЕЛИ В ОЦЕНКЕ РЕГУЛЯТОРНО-АДАПТИВНЫХ ВОЗМОЖНОСТЕЙ ОРГАНИЗМА СТУДЕНТОВ _ПРИ ИХ АДАПТАЦИИ К УЧЕБНОМУ ПРОЦЕССУ

Кашина Юлия Викторовна

Кандидат медицинских наук, ассистент кафедры нормальной физиологии Кубанского государственного медицинского университета, Краснодар

Арделян Александр Николаевич

Ассистент кафедры нормальной физиологии Кубанского государственного медицинского университета, Краснодар PHYSIOLOGICAL AND PSYCHOLOGICAL PARALLELS IN THE ASSESSMENT OF REGULATORY-ADAPTIVE FACILITIES OF AN ORGANISM OF STUDENTS IN THEIR ADAPTATION TO EDUCATIONAL PROCESS. Kashina Yuliya Viktorovna

Candidate of Medical Science, the assistant of the department of normal physiology of the Kuban State Medical University.

АННОТАЦИЯ

С целью изучения процессов адаптации студентов к учебному процессу у них оценивали регуляторно-а-даптивный статус, уровень личностной тревожности, самочувствие, активность, настроение, степень врабатываемости, психическую устойчивость. Установлено, что лица с индексом регуляторно-адаптивно-го статуса >100 имели высокую психологическую устойчивость, врабатываемость, самочувствие, активность, настроение. С индексом регуляторно-адаптивного статуса в диапазоне 50 - 99 - хорошие психологические показатели, а при < 50 - низкие.

ABSTRACT

With aim to explore adaptation processes of students to educational process, they estimated the regulatory and adaptive status, the level of personal anxiety, their activity, mood, the degree of development and psychological stability. It was defined, what people, which have the index of regulatory-adaptive status more then 100, have high psychological stability, activity and were in good mood. People, which have the index of regulatory and adaptive status in the range from 55 to 99, have good psychological indicators, and low indicators with index less then 50.

Ключевые слова: адаптация студентов; регуляторно-адаптивный статус.

Keywords: the adaptation of students; the regulatory-adaptive status.

Обучение в вузе - сложный и длительный процесс, который предъявляет высокие требования к здоровью, пластичности психики и физиологии молодых людей. Адаптация к комплексу новых факторов, специфичных для высшей школы, сопровождается значительным напряжением компенсаторно-приспособительных систем организма студентов. Постоянное умственное и психоэмоциональное напряжение, а также нарушение режима труда, отдыха, питания часто приводят к срыву процесса адаптации и развитию целого ряда заболеваний [7].

Период острой адаптации падает на 1-2 курсы вуза. На втором курсе зарегистрирован пик подъема заболеваемости [6, 7].

В значительной части работ оценка адаптации студентов к учебному процессу основана на исследовании параметров психологического тестирования с выявлением уровня личностной тревожности [5], показателей самочувствия, активности и настроения (САН) [5], определения врабатываемости, психической устойчивости [3]. Главными недостатками всех психологических методов является их субъективизм и большая трудоемкость.

Другой путь к оценке адаптации открывают физиологические методы исследования. Физиологическими методами адаптация студентов оценивается по показателям реакции вегетативной нервной системы и прежде всего параметрам кардиодинамики: частоте сердечных сокращений, артериальному давлению, систолическому и минутному объемам крови [2, 8].

Известно, что в формировании адаптивной реакции участвуют связанные между собой вегетативные функции. Поэтому целесообразно одновременно оценивать две жизненно важные вегетативные функции организма: дыхательную и сердечную в их взаимодействии. Такую принципиально новую возможность открывает проба сердечно-дыхательного синхронизма и определяемые по ней регуляторно-адаптивные возможности [4].

Имеются работы, в которых показана взаимосвязь психологических и физиологических показателей в процессе адаптации человека [1, 8]. Однако, в этих работах оценка производилась по параметрам отдельных систем организма, не интегративно, Поэтому корреляты между психологическими показателями и регуляторно-адаптивными возможностями не установ-

лены.

Целью данной работы явилось установление параллелей между психологическими параметрами и регуляторно-адаптивными возможностями в оценке адаптации студентов к учебному процессу для углубленного анализа связей между психологическими методами, предложенными разными авторами и наиболее объективным физиологическим методом определения регуляторно-адаптивного статуса.

МЕТОДИКА ИССЛЕДОВАНИЯ

Наблюдения были выполнены на 89 студентах второго курса Кубанского государственного медицинского университета в начале и в конце учебного года. Возраст обследуемых 18 - 20 лет. Из них 25 студентов юношей и 64 - девушек. Регуляторно-адаптивный статус испытуемых определяли методом сердечно-дыхательного синхронизма [3]. По значениям диапазона синхронизации (ДС), длительности развития сердеч-

Сопоставление индекса регуляторно-адаптивного чале и в конце учебного года.

но-дыхательного синхронизма на минимальной границе диапазона синхронизации (ДС/ДлРмин.гр) определяли индекс регуляторно-адаптивного статуса (ИРАС) по формуле: ИРАС = ДС/ДлРмин.гр.х100 [ 4 ].

Психологическими тестами определяли уровень личностной тревожности [5], САН [5], степень враба-тываемости, психическую устойчивость [3].

Статистический анализ результатов исследования был проведен с использованием программы: <^ТАТ^Т1КА 6,0».

РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ В начале и в конце учебного года по значениям индекса регуляторно-адаптивного статуса у студентов были определены регуляторно-адаптивные возможности. По значениям ИРАС все студенты были распределены на группы: ИРАС >100; ИРАС 50 - 99; ИРАС<50 (таблица 1)

Таблица 1.

и психологических показателей у студентов в на-

№ Параметры Начало учебного года Конец учебного года Начало учебного года Конец учебного года Начало учебного года Конец учебного года

1 Индекс регуляторно адаптивного статуса >100 50-99 <50

Регуляторно-адаптивные возможности Высокие Хорошие Удовлетворительные и низкие

Количество человек 29 14 29 27 31 48

2 Уровни тревожности Низкий Умеренный Высокий

Количество человек 21 7 35 30 35 52

3 Психологическая устойчивость Высокая Хорошая Ухудшение

Количество человек 28 15 31 25 30 48

4 Врабатываемость Высокая Хорошая Ухудшение

Количество человек 27 15 32 25 30 48

5 Самочувствие Высокие Хорошие Ухудшение

Количество человек 26 13 30 28 32 48

6 Активность Высокие Хорошие Ухудшение

Количество человек 27 13 31 27 31 49

7 Настроение Высокие Хорошие Ухудшение

Количество человек 27 13 33 30 29 46

При сопоставлении значений индекса регулятор-но-адаптивного статуса с результатами психологических методов исследования у студентов в начале и в конце учебного года было получено следующее.

Испытуемые студенты с индексом регуляторно-а-даптивного статуса больше 100 имели низкий уровень тревожности, исследуемые с индексом регуляторно-а-даптивного статуса в пределах 50 - 99 - умеренный уровень тревожности, а с индексом регуляторно-адап-тивного статуса менее 50 - высокий.

У испытуемых, имевших индекс регуляторно-а-даптивного статуса выше 100, наблюдались высокая врабатываемость и психическая устойчивость, при индексе регуляторно-адаптивного статуса 50 - 99 психологические данные были хорошие, а при индексе регуляторно-адаптивного статуса ниже 50 отмечалось

их ухудшение.

При индексе регуляторно-адаптивного статуса выше 100 у студентов отмечались высокие показатели самочувствия, активности, настроения. Если индекс регуляторно-адаптивного статуса составлял 50 - 99 -значения САН расценивались, как хорошие, при индексе регуляторно-адаптивного статуса меньше 50 имело место ухудшение САН.

Выше приведенные примеры подтверждают, что значения параметров психологических методов оценки адаптации студентов попадают в «коридоры» значений регуляторно-адаптивного статуса.

В конце учебного года наблюдается однонаправленная динамика уменьшения количества студентов с высокими регуляторно-адаптивными возможностями, низким уровнем тревожности, высокими психической

устойчивостью, врабатываемостью, самочувствием, активностью, настроением и увеличением количества студентов с удовлетворительными и низкими регуля-торно-адаптивными возможностями, высоким уровнем тревожности, ухудшением психической устойчивости, врабатываемости, самочувствия, активности, настроения.

Полученные результаты можно объяснить тем, что проба сердечно-дыхательного синхронизма позволяет интегративно оценивать функциональные возможности организма, так как при сердечно-дыхательном синхронизме происходит целый ряд процессов в центральной нервной системе. Это восприятие зрительного сигнала (команды на мониторе компьютера), переработка и оценка частотной характеристики зрительного сигнала, формирование задачи произвольного управления частотой дыхания, воспроизведение частоты команд в виде произвольного управления частотой дыхания, включение межцентральных взаимодействий дыхательного и сердечного центров, синхронизация ритмов дыхательного и сердечного центров, передача сигналов в форме залпов импульсов по блуждающим нервам, взаимодействие сигналов с собственными ритмогенными структурами сердца, воспроизведение сердцем заданной произвольным дыханием частоты -развитие сердечно-дыхательного синхронизма [4].

Из приведенных результатов видно, что определив индекс регуляторно-адаптивного статуса можно судить о САН, психической устойчивости и врабатываемости. Это позволяет быстро, объективно, унифицировано и интегративно оценить адаптацию.

Таким образом, целесообразно оценивать адаптацию студентов к учебному процессу по регулятор-но-адаптивному статусу, определяемому по пробе сердечно-дыхательного синхронизма. Как показано в настоящем исследовании, между индексом регуля-торно-адаптивного статуса и уровнем тревожности,

психической устойчивостью, врабатываемостью, самочувствием, активностью, настроением имеются параллели в оценке регуляторно-адаптивных возможностей человеческого организма. Это дает исследователям провести более углубленный анализ регуляторно-а-даптивных возможностей и вывести общие закономерности в оценке адаптации.

Несомненно, данный метод открывает возможности проанализировать, обобщить и грамотно сопоставить любые субъективные методы, полученные в различных лабораториях с объективными результатами и глубоко оценить адаптивно-регуляторные возможности человеческого организма.

Список литературы

1.Березина Т.Н. // NB: Психология и психотехника. — 2012. - № 1. - С.1-24.

2.Геворкян Э.С., Минасян С.М., Адамян Ц.И., Даян А.В., Ксаджикян Н.Н. // Физиология человека. - 2006. -Т. 32. - № 4. - С. 57-63.

3. Методика «Таблицы Шульте» / Альманах психологических тестов. - М. - 1995. - С.112 - 116.

4..Покровский В.М. Сердечно-дыхательный синхронизм в оценке регуляторно-адаптивного статуса организма. - Краснодар, - 2010. - 243 с.

5.Райгородский Д.Я. Практическая психодиагностика. - Самара, 2000. - 672 с.

6. Ситдиков Ф.Г., Шайхелисламова М.В., Валеев И.Р. // Физиология человека. - 2001. - Т. 27. - № 5. -С.135-141.

7.Спицин А.П.. Адаптация студентов к обучению в медицинском вузе и факторы, ее определяющие. - Киров, 2001. - 184 с.

8.. Хвостова С.А., Свешников К.А. // Современные проблемы науки и образования. - 2008. - №2. - С. 89-95

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.