Научная статья на тему 'ФИЗИОЛОГО-ГИГИЕНИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ АДАПТАЦИИ СТУДЕНТОВ К ОБУЧЕНИЮ В ВУЗЕ'

ФИЗИОЛОГО-ГИГИЕНИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ АДАПТАЦИИ СТУДЕНТОВ К ОБУЧЕНИЮ В ВУЗЕ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
15
4
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Гигиена и санитария
Scopus
ВАК
CAS
RSCI
PubMed
Область наук
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Studies on the dynamics of work capacity and functional potentialities of 200 students during their 6-year training period made it possible to elucidate tne characteristics of adaptation to the routine and conditions of training in a higher medical institution, as well as to develop hygienic recommendations concerning their optimization. A correlation between academic results and the functional state and the type of the higher nervous activity in students has been established.

Текст научной работы на тему «ФИЗИОЛОГО-ГИГИЕНИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ АДАПТАЦИИ СТУДЕНТОВ К ОБУЧЕНИЮ В ВУЗЕ»

вать значительное влияние на функции организма. Уровень токсичности определяется структурой и гомологическими особенностями исходных веществ.

2. Сочетанное хлорирование и УФ-облучение в условиях газожндкостной фазы сопровождаются образованием продуктов, обладающих максимальной токсичностью: эти препараты в 6 раз токсичнее препаратов, обработанных неорганическим хлорамином (связанным).

3. Форма существования вещества — газожидкостная фаза, определяемая главным образом присутствием ПАВ, в значительной мере формирует процессы трансформации веществ и определяет степень их токсичности.

Литература. Королев А. А.. Красовский Г. Н. — В кн.: Вопросы охраны окружающей среды. Пермь, 1979, с. 48— 50.

Сидоренко Г. И.. Кореневская Е. И. Научные основы гигиены населенных мест. М., 1976. Соколов В. Ф. Обеззараживание воды бактерицидными лучами. М., 1964.

Каррер П. Курс органической химии. М., 1938, с. 443—450. Реми Г. Курс неорганической химии. М., 1972, с. 749.

Поступила 20.01.8?

Summary. It has been established that the products of detergents transformation formed in the process of water treatment by reagents are likely to causc a marked effect on the organism. Of greatest hazards are the compounds produced by water chlorination and UV-radiation. with detergents being in the gas-liquid stage. It is this stage that largely predetermines transformation processes and the degree of toxicity of the products formed.

УДК 378.661:612.825.8.017.2-057.875

Н. Ф. Борисенко, И. И. Слепушкина, А. Г. Глущенко, Ю. А. Литвинова, Н. Д. Эмишян, И. С. Артюшенко, М. Н. Баранова

ФИЗИОЛОГО-ГИГИЕНИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ АДАПТАЦИИ СТУДЕНТОВ К ОБУЧЕНИЮ В ВУЗЕ

Киевский медицинский институт

Постоянное усложнение программ обучения в медицинских вузах, применение разнообразных технических средств обучения и контроля уровня знаний приводит к интенсификации процесса обучения и, естественно, предъявляет повышенные требования к организму студента. Среди многочисленных исследований, проводимых в этом направлении, доля длительных динамических наблюдений за одними и теми же контин-гентами студентов, направленных на изучение процессов адаптации к учебной работе в вузе, все еще недостаточна. Между тем именно материалы таких исследований должны быть основой регламентации всей учебно-воспитательной и трудовой деятельности студентов.

Целью наших исследований явилось изучение динамики работоспособности, функциональных возможностей и особенностей адаптации одного и того же контингента студентов на протяжении 6-летнего периода обучения в медицинском вузе. Эти наблюдения были проведены с учетом всех факторов, влияющих на изучаемые явления, в частности таких, как организация учебной работы, режим труда, отдыха и двигательной активности, здоровье студентов, санитарное состояние учебных аудиторий.

Под наблюдением находилось около 200 студентов. Их бюджет времени и режим дня был изучен на основании анализа 5000 карт анкетного опроса, хронометражных и самохронометраж-ных наблюдений. Кратность физиологических исследований при изучении процессов адаптации, организации отдыха, оценке эффективности физического воспитания составляла 6—8 раз на

каждом году обучения. Состояние здоровья исследовано у 1140 человек.

Было установлено, что учебная нагрузка на младших курсах составляет 42—45 ч в неделю. Расписания учебных занятий, как правило, не учитывают дневную и недельную динамику работоспособности студентов. С увеличением срока обучения число студентов, затрачивающих на подготовку к занятиям время более нормируемого, уменьшается: с 60% на I до 17% на III курсе. Продолжительность внеаудиторной работы значительно возрастает во время сдачи экзаменов и зачетов, которые на разных кафедрах планируются на одни и те же учебные недели. Продолжительность сна от I до VI курсов увеличивается. Во время экзаменационной сессии и перед ней резко увеличивается число недосыпающих студентов. У 15—20 % студентов в течение учебного года и у 50—65 % во время экзаменов зарегистрированы неврозы засыпания. Установлена прямая положительная корреляционная зависимость между продолжительностью сна и текущей успеваемостью (г=0,42—0,61). Режим питания у студентов с увеличением продолжительности обучения в вузе упорядочивается: начиная с III курса только 4—6 % студентов получают 1 раз в день горячую пищу.

Двигательная активность студентов вдвое ниже физиологической потребности и составляет 11—12 тыс. шагов в сутки. Существующие формы физического воспитания не способствуют улучшению морфофункциональных показателей физического развития. Отмечается недостаточная пропорциональность и гармоничность физическо-

го развития. Дисгармоничность у мужчин обусловлена отставанием окружности грудной клетки, а у женщин — превышением массы тела. В процессе обучения в вузе постепенно снижаются показатели внешнего дыхания, что наряду с отставанием окружности грудной клетки и снижением мышечной силы рук свидетельствует об ухудшении физической подготовленности студен-' тов. Показатели физического развития и функциональных проб лучше у студентов, дополнительно занимающихся в спортивных секциях.

Заболеваемость с временной утратой трудоспособности в динамике обучения в медицинском вузе снижается (снижение это не истинное, а обусловленное нежеланием иметь отработки), а патологическая пораженность возрастает, при этом оба показателя почти вдвое выше у женщин. Значительно увеличивается частота нарушений рефракции, гипер- и гипотензивных реакций АД.

Материалы по существующей организации различных видов отдыха студентов (малые и большие перерывы, выходные дни, каникулы зимние и летние) свидетельствуют, что плановые формы отдыха, предусмотренные учебным распорядком, I могут обеспечить высокий уровень работоспособности при правильной их организации. В воскресные дни отдых студентов организован нерационально и не обеспечивает высокого уровня работоспособности в понедельник. На зимних каникулах большинство студентов также отдыхают нерационально, предпочитая пассивные формы отдыха. Наиболее эффективной формой отдыха на летних каникулах является сочетание отдыха с умеренным физическим трудом в течение месяца, при этом значительно повышается содержание эритроцитов и гемоглобина крови. Необходимо отметить, что гигиенические условия обучения студентов в медицинском вузе не всегда соответствует требованиям санитарных норм. В частности, были установлены недостаточная освещенность рабочих мест, повышенные температура воздуха и уровень в нем углекислоты, нестандартная, не соответствующая росту студентов мебель и пр.

Материалы специальных динамических физиологических исследований (табл. 1 и 2) свидетельствуют, что наиболее неблагоприятные изменения функциональных показателей отмечаются в течение первого учебного года: имеет место значительное ухудшение функционального состояния ЦНС, ослабление функций памяти и внимания, достоверное снижение систолического и пульсового давления, уменьшение ударного и минутного объемов крови. Степень выраженности изменений функций центральной нервной и сердечно-сосудистой систем снижается от I к III курсу, уменьшается степень удлинения латентных периодов условно-двигательных реакций (с 34 % ДО 8 %) улучшаются функции внимания и памяти. Уже в динамике 3-го года обу-

Таблица 1

Изменение показателей функционального состояния центральной нервной системы и высшей нервной деятельности студентов в динамике обучения (М±/л)

Курс Латентный период зрительно-моторной реакции, мс Корректурная проба (количество знаков) Объем кратковременной памяти, единиц Скорость переключения внимания, с

I н 234±9 579±27 3,8±0,14 42± 1,2

к 315± 18 609±25 3,4±0,20 48± 1,1

II н 268±2 700± 12 3,9±0,13 41± 1,3

к 239±5 619± 13 4,1±0,09 32± 1,3

III в 258±5 689±22 3,8±0,17 39± 1,0

к 280±5 587±15 4,3±0,04 41± 1,4

IV н 326± 11 623±13 3,2±0,1 39±0,9

к 218±13 593 ± 17 3,4±0,1 38±0,9

V и 232±7 648± 15 4,3±0,2 35±0,9

к 240±4 707± 12 4,5±0,09 37±0,8

VI и 229±7 692±9 4.1±0,1 38±0,5

к 237±7 705±10 4,4±0,1 39±0,7

Примечание. Здесь и в табл. 2: н — начало, к— конец учебного года.

чения эти изменения укладываются в пределы физиологически допустимых, что позволяет сделать заключение о возможной адаптации на этом этапе. В динамике обучения на старших курсах вновь отмечается развитие выраженного утомления к концу учебного года. При отсутствии статистически значимых различий средних величин по ряду показателен индивидуализирующим методом было выявлено, что у большинства студентов удлиняется латентный период условно-двигательных реакций (62%), снижается объем выполняемой работы (64%), в то же время у 59% улучшается внимание и у 72% —память. Улучшение функций высшей нервной деятельности на старших курсах вследствие совершенствования адаптации к учебной работе сопровождается тем не менее неблагоприятными изменениями гемодинамических показателей. Формн-

Таблица 2

Изменение показателей функционального состояния сердечно-сосудистой системы студентов в динамике обучения (М±т)

АД. мм рт. ст.

Перифери-

Курс Систоли- Среднеди- Ударный ческое соп-

ческое нлмическсе объем, мл ротивление

сосудов

I н 109±3 89±0,7 69±0,7 1329±28

к 102±2 85± 1,5 68±0,7 1353±45

II н 113±1 91±0,8 67±0,8 1424±32

к 110±1 90± 1,0 68±0,9 1359±30

III н 113±1 91± 1,3 67± 1,0 1446±49

к 111±1 88± 1,5 70± 1,3 1339± 52

IV н 114± 1 90±0,8 70±0,4 1206±27

к 112±2 91±0,9 66±0,6 1414±33

V и 108±2 80± 1,7 72± 1,6 1214 ± 53

к 112± 1 89±0,6 67±0,7 1371±52

VI и 111±2 89± 0,8 71 ± 0,5 1212±30

к 112±2 90±0,9 67±0,6 1393±46

руется устойчивая группа лиц с дисфункцией АД (26%), среди которых преобладают гипотензивные (19,2%) реакции. У 5,4% студентов выявлена стойкая гипертензия, у 2,4 % — гипертоническая болезнь. Это связано с неблагоприятным влиянием суммарной учебной нагрузки за весь период обучения, когда обеспечение высокой работоспособности достигается ценой напряжения сердечно-сосудистой системы.

Математический анализ результатов исследований, направленный на изучение зависимости успеваемости студентов от показателей функционального состояния организма и типологических особенностей высшей нервной деятельности, позволил выявить ряд закономерностей. В частности, было установлено, что успеваемость студентов в значительной мере (на 22%) определяется быстротой условно-двигательных реакций, объемом и скоростью переработки информации, объемом кратковременной памяти. При развитии эмоционального напряжения увеличиваются достоверные внутри- и межкомпонентные связи. Множественный корреляционный и регрессионный анализ (расчет уравнения регрессии) позволил прогнозировать уровень академической успеваемости студентов с различными показателями функций высшей нервной деятельности и сердечно-сосудистой системы. У лиц со слабым типом высшей нервной деятельности (удельный вес их 12,3%) она на 0,8 балла ниже, чем у лиц с сильным типом; у студентов с уравновешенным типом средний балл успеваемости составлял 4,3, с тормозным — 4,1 и с возбудимым — 3,75. Полученные данные в известной мере подтверждают целесообразность дифференцированного подхода к студентам при оценке их знаний и определении объема учебной нагрузки. Это, по-видимому, можно использовать для повышения работоспособности и успеваемости студентов.

Длительные динамические наблюдения за одним и тем же контингентом студентов в течение всего периода обучения их в медицинском вузе позволили изучить особенности и закономерности процессов адаптации организма к условиям н режиму обучения, разработать комплекс мероприятий, направленных на их улучшение.

В этом плане целесообразно строго регламентировать равномерность распределения учебной нагрузки студентов в течение учебного семестра и года, для чего крайне необходимо дальнейшее совершенствование расписаний учебных занятий. Необходимо разрабатывать и внедрять комплекс мероприятий, направленных на улучшение санитарно-гигиенических условий обучения применительно к каждой учебной аудитории, лаборато- ч рии и т. п.

Одним из средств оптимизации учебной работы студентов, повышения их работоспособности и ускорения адаптации является систематическое усиление контроля со стороны кафедр за регулярностью внеаудиторной работы студентов над учебным материалом. В этой связи кафедры должны постоянно контролировать подготовку студентов к лекциям и практическим занятиям.

Необходимо коренное улучшение организации физического воспитания студентов, введение обязательной утренней гимнастики, оборудование спортплощадок для спортивных игр и т. п., проведение на территории учебных корпусов производственной гимнастики, широкое вовлечение студентов в работу спортивных секций. Важно широко пропагандировать среди студентов гигие- , нические основы рационального режима дня, труда и отдыха, использовать целенаправленные формы отдыха студентов в каникулярный период (спортивный лагерь, пешие прогулки, походы), широко привлекать студентов к участию в трудовом семестре. Необходимы также углубленные медицинские осмотры студентов в течение всего периода обучения в вузе, регулярное наблюдение за диспансерными группами, организация не менее 2 раз в год профилактических стоматологических осмотров с последующей санацией.

Поступила 22.12.81

Summary. Studies on the dynamics of work capacity and functional potentialities of 200 students during their 6-year training period made it possible to elucidate the characteristics of adaptation to the routine and conditions of training in a higher medical institution, as well as to develop hygienic recommendations concerning their optimization. A correlation between academic results and the functional state and the type of the higher nervous activity in students has been established.

УДК 616.12-057.875-07:613.867

Н. Я■ Волкинд

НАПРЯЖЕНИЕ СЕРДЕЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ У ЭКЗАМЕНУЮЩИХСЯ СТУДЕНТОВ

Красноярский педагогический институт

Сдача экзаменов является нервно-эмоцнональ-ным трудом высокого напряжения, оказывающим глубокое влияние на организм студентов (Н. Я- Волкинд; Н. П. Волкова; Б. А. Кудряшов и соавт.; В. Н. Марголин и соавт.; Е. А. Марко-

ва и В. В. Каптюх; Г. С. Мокиенко; Р. И. Пасту-хина и соавт.; Folin и соавт.; Hodges и соавт.; Knauer; Malmiwirta и Mikkonen).

Глубина влияния экзаменационного стресса на организм зависит от различных факторов экза-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.