Научная статья на тему 'ФИЗИОЛОГИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ ПОДГОТОВКИ МОЛОДЕЖИ К ВОЕННОЙ И ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ЭКСТРЕМАЛЬНЫХ УСЛОВИЯХ АРКТИЧЕСКОГО РЕГИОНА'

ФИЗИОЛОГИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ ПОДГОТОВКИ МОЛОДЕЖИ К ВОЕННОЙ И ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ЭКСТРЕМАЛЬНЫХ УСЛОВИЯХ АРКТИЧЕСКОГО РЕГИОНА Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
28
4
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АДАПТАЦИЯ / МОЛОДЕЖЬ / ВОЕННАЯ СЛУЖБА / ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ПРИКЛАДНАЯ ПОДГОТОВКА / ЭКСТРЕМАЛЬНЫЕ УСЛОВИЯ АРКТИЧЕСКОГО РЕГИОНА

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Корельская И.Е., Каркавцева И.А., Белецкая Е.В., Блохина Н.В.

Цель исследования - верификация профессионально-прикладной физической подготовленности и психофизиологического статуса студенческой молодежи к военно-профессиональной деятельности в условиях Арктического региона. Методика и организация исследования. Использовался неинвазивный метод газоразрядной визуализации вызванных энергоэмиссионных процессов, основанный на эффекте Кирлиан. Выполнена оценка уровня профессионально-прикладной физической подготовленности и показателей энергоэмиссионных процессов организма молодежи в период адаптации к военно-профессиональной деятельности в экстремальных условиях региона. Результаты исследования и выводы. Успешность адаптации к службе студентов предъявляет высокие требования к профессионально-прикладной физической и психологической подготовке молодого поколения в экстремальных условиях Арктического региона. Предложены три уровня адаптации к военной службе: базовый, оптимальный и предельный. Количественное распределение уровней позволяет физиологически обосновать степень адаптации юношей к военной службе в экстремальных условиях Арктического региона.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Корельская И.Е., Каркавцева И.А., Белецкая Е.В., Блохина Н.В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PHYSIOLOGICAL SUBSTANTIATION OF PREPARATION OF YOUTH FOR MILITARY AND PROFESSIONAL ACTIVITIES IN EXTREME CONDITIONS OF THE ARCTIC REGION

Objective of the study was to verify the professional-applied physical fitness and psychophysiological status of student youth for military professional activity in the conditions of the Arctic region. Methods and structure of the study. A non-invasive method of gas-discharge visualization of induced energy emission processes based on the Kirlian effect was used. The assessment of the level of professional-applied physical fitness and indicators of energy-emission processes of the body of young people during the period of adaptation to military-professional activity in the extreme conditions of the region was made. Results and conclusions. The success of adaptation to the service of students makes high demands on the professional and applied physical and psychological training of the younger generation in the extreme conditions of the Arctic region. Three levels of adaptation to military service are proposed: basic, optimal and ultimate. The quantitative distribution of levels makes it possible to physiologically substantiate the degree of adaptation of young men to military service in the extreme conditions of the Arctic region.

Текст научной работы на тему «ФИЗИОЛОГИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ ПОДГОТОВКИ МОЛОДЕЖИ К ВОЕННОЙ И ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ЭКСТРЕМАЛЬНЫХ УСЛОВИЯХ АРКТИЧЕСКОГО РЕГИОНА»

ФИЗИОЛОГИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ ПОДГОТОВКИ МОЛОДЕЖИ К ВОЕННОЙ И ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ЭКСТРЕМАЛЬНЫХ УСЛОВИЯХ АРКТИЧЕСКОГО РЕГИОНА

УДК/UDC 612.06 (796)

Поступила в редакцию 15.03.2023 г.

Информация для связи с автором: korela2010@yandex.ru

Кандидат педагогических наук, доцент И.Е. Корельская1 Кандидат биологических наук, доцент И.А. Каркавцева1 Е.В. Белецкая1 Н.В. Блохина1

1Северный (Арктический) федеральный университет имени М.В. Ломоносова, Архангельск

PHYSIOLOGICAL SUBSTANTIATION OF PREPARATION OF YOUTH FOR MILITARY AND PROFESSIONAL ACTIVITIES IN EXTREME CONDITIONS OF THE ARCTIC REGION

PhD, Associate Professor I.E. Korelskaya1 PhD, Associate Professor I.A. Karkavtseva1 E.V. Beletskaya1 N.V. Blokhin1

1Northern (Arctic) Federal University named after M.V. Lomonosov, Arkhangelsk

Аннотация

Цель исследования - верификация профессионально-прикладной физической подготовленности и психофизиологического статуса студенческой молодежи к военно-профессиональной деятельности в условиях Арктического региона. Методика и организация исследования. Использовался неинвазивный метод газоразрядной визуализации вызванных энергоэмиссионных процессов, основанный на эффекте Кирлиан. Выполнена оценка уровня профессионально-прикладной физической подготовленности и показателей энергоэмиссионных процессов организма молодежи в период адаптации к военно-профессиональной деятельности в экстремальных условиях региона. Результаты исследования и выводы. Успешность адаптации к службе студентов предъявляет высокие требования к профессионально-прикладной физической и психологической подготовке молодого поколения в экстремальных условиях Арктического региона. Предложены три уровня адаптации к военной службе: базовый, оптимальный и предельный. Количественное распределение уровней позволяет физиологически обосновать степень адаптации юношей к военной службе в экстремальных условиях Арктического региона.

Ключевые слова: адаптация, молодежь, военная служба, профессионально-прикладная подготовка, экстремальные условия Арктического региона.

Abstract

Objective of the study was to verify the professional-applied physical fitness and psychophysiological status of student youth for military professional activity in the conditions of the Arctic region.

Methods and structure of the study. A non-invasive method of gas-discharge visualization of induced energy emission processes based on the Kirlian effect was used. The assessment of the level of professional-applied physical fitness and indicators of energy-emission processes of the body of young people during the period of adaptation to military-professional activity in the extreme conditions of the region was made.

Results and conclusions. The success of adaptation to the service of students makes high demands on the professional and applied physical and psychological training of the younger generation in the extreme conditions of the Arctic region. Three levels of adaptation to military service are proposed: basic, optimal and ultimate. The quantitative distribution of levels makes it possible to physiologically substantiate the degree of adaptation of young men to military service in the extreme conditions of the Arctic region.

Keywords: adaptation, youth, military service, vocational training, extreme conditions of the Arctic region.

□ и

£ г. CL

4—

О OJ и

CL ' -о с

га

^

О (U .с Н

Введение. В настоящее время существует острая проблема подготовки к воинской службе молодежи призывного возраста и переподготовки военнослужащих в кратчайшие сроки. Возрастает актуальность обеспечения национальной безопасности страны и, как следствие, расширение сотрудничества стран содружества является объективной необходимостью.

Исследования проблемы адаптации военнослужащих Вооруженных Сил Российской Федерации в последние годы приобрели актуальность в связи с дальнейшим развитием процесса усложнения современной военной техники, возрастанием нервно-психических и физических нагрузок, сокращением сроков службы призывной молодежи, что свидетельствует о специфике подготовки молодежи к военно-профессиональной деятельности в экстремальных условиях Арктического региона

[5]. Следовательно, процесс организации службы студентов в значительной степени требует сокращения адаптационного периода молодежи в воинских коллективах [1].

В настоящее время проблема влияния функциональных состояний человека, таких как стресс, психическая напряженность, утомление, монотония и других, на работоспособность человека остается малоизученной. Кроме того, актуальным остается вопрос регуляции функциональных состояний в процессе военно-профессиональной деятельности.

Цель исследования - верификация профессионально-прикладной физической подготовленности и психофизиологического статуса студенческой молодежи к военно-профессиональной деятельности в экстремальных условиях Арктического региона.

42

http://www.teoriya.ru

№10 • 2023 Октябрь | October

Методика и организация исследования. В исследовании приняли участие молодые студенты 2-3-го курсов университета, в количестве 58 человек в возрасте 18-22 года. Условие отбора респондентов: постоянное проживание в Арктическом регионе, основная группа здоровья, готовность к будущей военной карьере. Исследование проводилось в период обучения в университете и состояло из двух этапов, включающих комплексную оценку физической подготовленности и уровня энергоэмиссионных процессов организма студентов.

Для решения исследовательских задач использовались методы двигательного тестирования, включающие оценку развития скоростных, скоростно-силовых способностей и общей выносливости. Общее контрольное упражнение на единой полосе препятствий или упражнение 32, составили упражнения Военно-спортивного комплекса Вооруженных Сил Российской Федерации и выполнялись в военной форме одежды без оружия. В процессе психофизиологического исследования определяли уровень здоровья, уровень активации психофизиологических процессов и показатели энергоэмиссионных процессов организма студентов. В исследовании использовался неинва-зивный метод газоразрядной визуализации вызванных энергоэмиссионных процессов, основанный на эффекте Кирлиан [3].

Результаты исследования и выводы. Физическая подготовка является одним из основных предметов профессионально-прикладной подготовки, важной и неотъемлемой частью военной подготовки и воспитания личного состава, неотъемлемой частью и одним из значимых направлений повышения боеспособности Российской Федерации. Процесс адаптации к новым условиям связан со значительной физической и психологической нагрузкой на функциональные системы организма [1, 4].

Мы предполагаем, что систематические занятия с использованием профессионально-прикладной физической подготовки (ППФП) военнослужащих способствуют оптимизации психофизиологического статуса и ускорения процессов адаптации организма молодых людей к военно-профессиональной деятельности.

На первом этапе исследования было проведено основное тестирование. В течение года в университете студенты 2-3-го курсов проходили обучение по программе ППФП. Оценка результатов позволяет предварительно оценить физическое состояние студентов и рассмотреть влияние специальной программы ППФП на физическую подготовленность юношей (см. таблицу).

При оценке физической подготовленности студентов следует отметить, что на первом этапе исследования показатели физической подготовленности неоднозначны, что указывает на влияние сенситивных критериев физического развития. Так, оценка средних результатов теста в беге на 3000 м выше средних результатов теста, чем в беге на 100 м, что указывает на стабильность показателей общей выносливости у юношей в течение учебного года.

Оценивая второй этап тестирования физической подготовки, можно утверждать, что результаты физической и прикладной подготовленности респондентов изменились в сторону улучшения.

Мы предполагаем, что программа ППФП студентов университета способствует ускорению процессов адаптации к физическим нагрузкам в период учебной деятельности.

С целью психофизиологической оценки адекватности и эффективности применяемой системы физической подго-

Ранжирование студентов по уровню здоровья и степени активации психофизиологических процессов организма студентов

товки студентов использовался метод газоразрядной визуализации, который позволил определить количественно уровень психофизиологической активации и здоровья.

При оценке газоразрядной визуализации Индекс активации психофизиологических процессов на первом и втором этапах незначительно отличается. Индекс здоровья находится на оптимальном уровне при минимальном напряжении ре-гуляторных функций организма (см. рисунок).

Оценка уровней адаптации по индексу активации психофизиологических процессов организма имеет значимые различия. Индекс тревожности позволяет отразить психофизиологический статус посредством идентификации вызванных энергоэмиссионных процессов.

Уровни адаптации являются интегральным показателем взаимодействия всех систем организма. Индекс здоровья и индекс активации психофизиологических процессов организма студентов способствуют быстрой и успешной адаптации к военной и профессиональной деятельности.

Решая проблему адаптации к экстремальным условиям Арктического региона, выявлено три уровня адаптации:

1. Базовый уровень - один из механизмов социализации, который позволяет индивидам активно участвовать в различных элементах социальной среды посредством систематического обучения по программе профессионально-прикладной физической подготовки студентов университета.

2. Оптимальный уровень - рассматривается как процесс организации социального взаимодействия, способствующий наиболее полной реализации личностного потенциала и физического развития.

3. Предельный уровень - процесс активизации энергообеспечения функциональных систем организма студентов, при котором возможно перейти на оптимальный уровень с минимальным уровнем индекса активации психофизиологических процессов организма.

Выводы. Юноши, отличающиеся более высоким уровнем физической подготовки, быстрее адаптируются к будущей военной и профессиональной деятельности. Рациональное применение средств и методов профессионально-прикладной физической подготовки студентов значительно ускоряет процесс социальной и психологической адаптации юношей.

Психофизиологическое состояние студентов обусловлено незначительным влиянием индекса здоровья и существенным влиянием уровня энергоэмиссионных процессов организма.

Оценка физической подготовленности студентов (п=58)

Показатели 1-й этап 2-й этап Прирост,%

Бег на 100 м, с 13,32±0,25 11,72±0,23 12,78

Бег на 3000 м, с 807,66±10,96 817,68±11,19 -1,23

Подтягивание из виса на высокой перекладине, кол-во раз 5,31±0,14 6,19±0,15 15,1

Плавание 100 м, вольный стиль, с 99,58±1,17 80,46±0,82 21,24

Стрельба из пневматической винтовки 10 м, 5 выстрелов, кол-во очков 23,49±1,43 29,86±0,87 23,88

Полоса препятствий (упражнение 32), балл 66,6 ±1,97 82,64±0,87 21,5

№10 • 2023 Октябрь | ОСоЬег

http://www.teoriya.ru

Определены три уровня адаптации: базовый, оптимальный и предельный. Предложенное количественное распределение уровней позволяет выявить особенности адаптации юношей к военной службе и своевременно внести коррективы в программу профессионально-прикладной подготовки.

Литература

1. Варенцова И.А. Сезонные изменения психофункциональных состояний студентов с различными типами вегетативной регуляции сердечного ритма / И.А. Варенцова, В.Н. Чеснокова, Л.В. Соколова // Экология человека. - 2011. - № 2. - С. 47-52.

2. Караяни А.Г. Военная психология: учебник и практикум для вузов / А.Г. Караяни. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Юрайт, 2023 - 593 с.

3. Коротков К.Г. Метод визуализации газоразряда в спортивной биогеографии / К.Г. Коротков, А.К. Короткова // Теория и практика физической культуры. - 2018. - № 11. - С. 65-67.

4. Татьянченко Н.П. Адаптация военнослужащих для соответствия условиям военной службы / Н.П. Татьянченко // Вестник Московского университета МВД России № 7. - 2012. - С.170 -171.

5. Чеснокова В.Н. Сезонные аспекты адаптации юношей на Европейском Севере России: монография / В.Н. Чеснокова - Архан-

гельск: Северный (Арктический) федеральный университет им. М.В. Ломоносова, 2010. - 160 с.

References

1. Varentsova I.A., Chesnokova V.N., Sokolova L.V. Sezonnyye izmen-eniya psikhofunktsionalnykh sostoyaniy studentov s razlichnymi tipami vegetativnoy regulyatsii serdechnogo ritma [Seasonal changes in the psychofunctional states of students with different types of vegetative regulation of the heart rhythm]. Ekologiya cheloveka. 2011. No. 2. pp. 47-52.

2. Karayani A.G. Voyennaya psikhologiya [Military psychology]. Textbook and workshop for universities. 2nd ed., rev., sup. Moscow: Yurayt publ., 2023. 593 p.

3. Korotkov K.G., Korotkova A.K. Metod vizualizatsii gazorazryada v sport-ivnoy biogeografii [Gas discharge visualization method in sports bioge-ography]. Teoriya i praktika fizicheskoy kultury. 2018. No. 11. pp. 65-67.

4. Tatyanchenko N.P. Adaptatsiya voyennosluzhashchikh dlya sootvetst-viya usloviyam voyennoy sluzhby [Adaptation of military personnel to meet the conditions of military service]. Vestnik Moskovskogo univer-siteta MVD Rossii № 7. 2012. pp. 170 -171.

5. Chesnokova V.N. Sezonnyye aspekty adaptatsii yunoshey na Yevropey-skom Severe Rossii [Seasonal aspects of the adaptation of young men in the European North of Russia]. Arkhangelsk: Severnyy (Arkticheskiy) federalnyy universitet im. M.V. Lomonosova publ., 2010. 160 p.

ИЗ ПОРТФЕЛЯ РЕДАКЦИИ

□ и

£ г. CL

ч—

О OJ и

CL ' -о с га

О (U .с Н

ОБЗОР ЦИФРОВЫХ ИНСТРУМЕНТОВ, ЭФФЕКТИВНЫХ ДЛЯ ПРИМЕНЕНИЯ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ СОВРЕМЕННОГО ВУЗА

Кандидат педагогических наук С.В. Михайлова1 Доктор педагогических наук, доцент Ю.В. Подповетная1 Кандидат культурологии Е.В. Письменный1 А.Д. Подповетный1

Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации, Уральский филиал, Челябинск

УДК/UDC 378.36

Ключевые слова: цифровые инструменты, образовательный процесс, университет физической культуры.

Введение. В образовательном процессе современного вуза, в том числе и университета физической культуры, активно используются множество технологий - информационных и цифровых. Поэтому важным аспектом является выявление наиболее эффективных цифровых инструментов и интерактивных дидактических средств, оказывающих первостепенное действие на модернизацию информационных технологий, применяемых в образовательном процессе современного университета.

Цель исследования - выявить и обосновать эффективные цифровые инструменты и интерактивные дидактические средства, используемые в образовательном процессе современного вуза.

Методика и организация исследования. Для достижения поставленной цели осуществлен всесторонний анализ информационных и цифровых технологий, которые следует изучать и использовать как преподавателям, так и студентам [1]. Исследование организовано для определения существующих платформ и как ими пользоваться для общения (например, видеоконференции) в онлайн-среде; возможностей электронной почты в образовательной и профессиональной деятельности; эффективности онлайн-мессенджеров и др.

Результаты исследования и их обсуждение. Выявлено, что на сегодняшний день облачное хранилище стало одним из самых удобных и эффективных способов хранения данных в Интернете. Рассмотрим ряд из них применительно к образовательному процессу современного вуза:

1) Dropbox для широкого спектра приложений, от стандартов Linux до MacOSX, Android и iOS;

OVERVIEW OF DIGITAL TOOLS EFFECTIVE FOR APPLICATION IN THE EDUCATIONAL PROCESS OF A MODERN UNIVERSITY

PhD S.V. Mikhailova1

Dr. Hab., Associate Professor Yu.V. Podpovetnaya1 PhD Ye.V. Pismennyy1 A.D. Podpovetny1

'Financial University under the Government of the Russian Federation, Ural branch, Chelyabinsk

Поступила в редакцию 27.07.2023 г.

2) Google Диск предлагает широкий спектр приложений и хранилищ для портативных устройств и настольных компьютеров;

3) Облако (от Mail), Яндекс Диск, МТС-вторая память, OpenDrive и AppleiCloud применяются для обмена изображениями, музыкой и другими файлами, а также для синхронизации электронной почты, календаря контактов и др.;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

4) Evernote Web Clipper поможет студентам и преподавателям сохранять в своем аккаунте веб-страницы полезных исследований из Интернета [2].

Выводы. Следует отметить ряд нюансов, на которые студентам и преподавателям следует ориентироваться при использовании цифровых технологий в образовательном процессе: какие поисковые запросы вводить в яндекс, google или др. поисковые системы; на какие результаты поиска ориентироваться и использовать (избегая при этом неуместных или нерелевантных сайтов, рекламных объявлений); как определить, какая информация достоверна, актуальна и необходима для студентов; как обрабатывать, синтезировать, оценивать и представлять информацию; как сравнить ряд источников, чтобы оценить их надежность и релевантность; как правильно цитировать информацию из электронных источников и др.

Исследование выполнено при поддержке научного фонда Уральского филиала Финансового университета при Правительстве Российской Федерации.

Литература

1. Вишнеков А.В. Опыт применения цифровых технологий при переходе базового университетского образования на онлайн-формат обучения / А.В. Вишнеков, Е.М. Иванова // Информационные технологии. - 2021. - Т. 27. - № 9. - С. 494-504.

2. Стандарт цифрового следа // Университет 20.35. URL: https:// standard.2035.university/ (дата обращения: 20.07.2023)

Информация для связи с автором y-u-l-i-a-v-a-l@mail.ru

44

http://www.teoriya.ru

№10 • 2023 Октябрь | October

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.