Научная статья на тему 'ФИЗИОЛОГИЧЕСКАЯ И ПСИХОФИЗИОЛОГИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА СОСТОЯНИЯ СТУДЕНТОВ ЖИТЕЛЕЙ ГОР К УСЛОВИЯМ ОБУЧЕНИЕ В ВУЗЕ'

ФИЗИОЛОГИЧЕСКАЯ И ПСИХОФИЗИОЛОГИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА СОСТОЯНИЯ СТУДЕНТОВ ЖИТЕЛЕЙ ГОР К УСЛОВИЯМ ОБУЧЕНИЕ В ВУЗЕ Текст научной статьи по специальности «Фундаментальная медицина»

CC BY
46
20
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ХАРАКТЕРИСТИКА СОСТОЯНИЯ / СТУДЕНТЫ / ЖИТЕЛИ ГОР / ОБУЧЕНИЕ В ВУЗЕ

Аннотация научной статьи по фундаментальной медицине, автор научной работы — Горбылёва Кристина Васильевна, Зарифьян Анэс Гургенович

Рассмотрены физиологические и психофизиологические особенности студентов-коренных жителей низко- (760 м) и среднегорья (1700 м), а также уроженцев высокогорья (2500-3000м), обучающихся в низкогорной местности (г. Бишкек). Также освещены гендерные особенности сравниваемых групп.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по фундаментальной медицине , автор научной работы — Горбылёва Кристина Васильевна, Зарифьян Анэс Гургенович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ФИЗИОЛОГИЧЕСКАЯ И ПСИХОФИЗИОЛОГИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА СОСТОЯНИЯ СТУДЕНТОВ ЖИТЕЛЕЙ ГОР К УСЛОВИЯМ ОБУЧЕНИЕ В ВУЗЕ»

МЕДИЦИНА

ежемесячный научно-практическии медицинским журнал

А.Н.,Тюрина Ю.Ю., Баев В.А., Васильева И.В. О способности ганглиозидов улучшать функциональное состояние организма и нормализовать биохимическую организацию клеточных мембран при гипоксии //Физиология человека. 1993. Т.19. N 6. С. 109-120.

5. Sutphen R., Xu Y., Wilbanks J.D. Lysophospho lipids are potential biomarkers ofovarian cancer //Cancer Epidemiology Biomarkers & Prevention. 2004. Vol.13. N8. P.1185-1191.

6. VerheijM, Ruiter G.A., Zerp S.F. Synergistic cytotoxic effects of alkyl-lysophospholipids and ionizing radiation //Clinic cancer research. 2000. V.6. N111. P. 1078-1082.

7. Hidetoshi S., Douglas B., Yukihiro O., OM P. Lamba. Lipid - Protein interactions in human and bobine lens membranes by fourier transform Raman and Infrared spectroscopies //Exp. Eye Res. 1996. V. 62. P. 47. - 53.

8. Волчегорский И.А., Цейликман В.Э., Смирнов Д.С., Шип С.А., Борисенков А.В. Снижение чувствительности к глюкокортикоидам как фактор стрессогенных сдвигов активности моноаминоксидазы, перекисного окисления липидов и поведения у крыс //Проблемы эндокринологии. 2003. Т.49. №5. С.48-51.

9. Вишневский А.А., Яковлев В.М., Тупеев И. Р., Тойчиева

Ф.М. Маркеры структурных нарушений эритроцтарных мембран при бронхиальной астме у детей //Педиатрия. Журнал им. Г.Н. Сперанского. 2000. N.2. С. 9-11. 10. Бойко Е.Р. Физиолого-биохимические основы жизнедеятельности человека на Севере. - Екатеринбург: УрО РАН, 2005. 189 с.

11. Влощинский П.Е., Андрис Род Липидный обмен, эндокринный статус и питание в группах коренных жителей Таймыра и севера Канады / в кн. «Организм и среда», под ред. Труфакина В.А. и Шошенко К.А., Новосибирск: СО РАМН, 2003. 248 с.

12. Карагезян К.Г., Сеноян Э.С., Карагян А.Т., Погосян Г.Г. Фосфолипидный пул, перекисное окисление и активность супероксиддисмутазы при различных проявлениях окси-дантного стресса головного мозга и эффекты низкоэнергетического инфракрасного лазерного излучения на этом фоне //Биохимия. 1998. Т.63. Вып.10. С. 1439-1447. Сведения об авторе:

Вишневский Александр Александрович -

доктор биол. наук, ст. научн. сотр. Института горной физиологии НАН КР, тел. 0558 49 49 07, e-mail: polonis@bk.ru, Бишкек, Кыргызстан

ФИЗИОЛОГИЧЕСКАЯ И ПСИХОФИЗИОЛОГИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА СОСТОЯНИЯ СТУДЕНТОВ ЖИТЕЛЕЙ ГОР К УСЛОВИЯМ ОБУЧЕНИЕ В ВУЗЕ

К.В. Горбылёва, А.Г. Зарифьян

КРСУ, Бишкек

Резюме: Рассмотрены физиологические и психофизиологические особенности студентов-коренных жителей низко- (760 м) и среднегорья (1700 м), а также уроженцев высокогорья (2500-3000м), обучающихся в низкогорной местности (г. Бишкек). Также освещены гендерные особенности сравниваемых групп.

Тоодо жашоочу студенттердин ЖОЖайында окуу шартындагы абалынын физиологиялык жана

психофизиологиялык мунездемесу

К.В. Горбылёва, А.Г Зарифьян

Корутунду: Илимий макалада жапыз (760 м) жана ортотоолуу (1700 м) аймакта жашаган жана бийик тоолуу аймактан (2500-3000 м) жапыз тоолуу аймака келип окуган студенттердин физиологиялык жана психофизиологиялык eзгeчeлYктeрY каралган. Ошондой эле салыштырылган группалардын ичинде ген-дер eзгeчeлYктeрY бар экендиги чагылдырылган.

Individual physiological and psychophysiological BASICS habitat on mountain heights

KV Gorbyteva, AG Zarifyan

Summary: The authors studied the physiological and physiological characteristics of students-indigenous lowlands (760 m) and the midlands (1700 m) and high altitude natives (2500-3000m) enrolled in the low areas (Bishkek). They showed that the most adapted to the environmental conditions and activities were students midlands.

Поиск новых энергетических ресурсов, разведка и промышленное освоение районов, богатых полезными ископаемыми, создание спортивных комплексов и курортов - вот далеко не полный перечень социальных причин, приведших к заселению людьми горных районов Земли. В настоящее время в горах проживает около 500 млн. человек. Наиболее заселенными являются регионы, расположенные в низкогорье и средне-горье. В горной местности человек подвергается воздействию комплекса природных факторов. По мере поднятия на высоту атмосферное давление,

температура воздуха и влажность убывают, космическая, световая, ультрафиолетовая и инфракрасная радиация нарастают. Однако определяющим для человеческого организма фактором является пониженное парциальное давление кислорода (рО2), обусловленное падением атмосферного давления (Гора Е.П., 2007). Учитывая природно-климатические особенности нашей республики, назрела необходимость изучения физиологического и психофизиологического состояния студентов, проживающих в разных климатогеографических зонах Кыргызстана.

ФИЗИОЛОГИЧЕСКАЯ И ПСИХОФИЗИОЛОГИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА СОСТОЯНИЯ СТУДЕНТОВ

Цель настоящего исследования - изучение психофизиологических и физиологических особенностей у студентов (юношей и девушек) - коренных жителей низко- (760 м) и среднегорья (1700 м), а также уроженцев высокогорья (2500-3000м), обучающихся в низкогорной местности (г. Бишкек).

Исследования выполнялись в Лаборатории оптимизации учебного процесса кафедры нормальной и патологической физиологии Кыргызско-Российского Славянского университета в условиях низкогорья (г. Бишкек, 760 м. над ур. м.), а также на базе Иссык-Кульского Государственного университета (среднегорье, г. Каракол, 1700 м. над ур. м.).

Обследовано 380 студентов вышеуказанных ВУЗов в возрасте от 18 до 22-х лет. Все исследуемые не имели отклонений в состоянии здоровья и были разделены на следующие группы:

1 .Низкогорную (контрольную) (п=200) - состоящую из юношей и девушек-уроженцев низкогорья, проживающих и обследованных в г. Бишкек.

2. Среднегорную (п=100) - юноши и девушки, являющиеся уроженцами среднегорья, проживающие и обследованные в г. Каракол (1700 м. над ур. м.).

3. Высокогорную (п=80) - юноши и девушки, родившиеся на высокогорье (Нарынская область - 2500-3000 м. над ур. м.), но обучающиеся и обследованные в г. Бишкек.

У всех обследуемых определяли рост, вес и индекс массы тела (ИМТ) по А. Кетле (Мартиросов Э.Г., 2006).

Для оценки состояния вагосимпатического баланса и степени напряжения адаптивных механиз-

мов в работе сердечно-сосудистой системы нами использовался анализ вариабельности сердечного ритма методом кардиоинтервалографии. При статистической обработке оценивались следующие показатели: амплитуда моды (АМо), индекс напряжения регуляторных систем (ИН), симпато-парасимпатический баланс (LF/HF).

АД измерялось по методу Короткова. Проводилась активная ортостатическая проба, которая выполнялась в 3 этапа, каждый по 5 минут:

1-й - спокойное состояние лёжа на спине; 2-й - переход из горизонтального положения в вертикальное; 3-й - переход из вертикального положения в горизонтальное. В процессе проведения пробы регистрировались показатели кардиоинтер-валограммы.

Время двигательной реакции определяли с помощью рефлексометра (Ильин Е.П., 2003). В наших исследованиях использовался и тест на определение реакции на движущийся объект (Батуев А.С., Осипова О.В., Смирнов А.Г., 1986). Определение силы нервной системы проводили с помощью теппинг-теста (Ильин Е.П., 2003). Изучение избирательности внимания выполнялось с помощью теста Мюнстерберга (Рогов Е.И., 1999).

Для оценки экстраверсии и нейротизма был использован личностный опросник Айзенка, для исследования уровня тревожности - опросник Спилбергера-Ханина, а в целях выявления депрессии - опросник Цунга.

Анализ психологических параметров учащихся вузов показал, что у юношей самый высокий уровень личностной тревожности (43,5±2,4 балла)

Таблица 1 - Уровень реактивной и личностной тревожности (в баллах) у юношей и девушек низко-, средне- и высокогорья

Показатели Низкогорье Среднегорье Высокогорье

Юноши n=72 Девушки n=80 Юноши n=48 Девушки n=41 Юноши n=20 Девушки n=20

РТ 24±1 25±1,1 24±1,5 26±1,4 24,4±2 25±2

ЛТ 38±0,9* 46±1,2 39±1,1* 47±1,6 44±2,4А 48,5±2

Примечание: при сравнении юношей и девушек низко-, средне- и высокогорья показатель статистически достоверен при: * - Р<0,001; при сравнении юношей низко- и высокогорья показатель статистически достоверен при: А-Р<0,05.

Таблица 2 - Реакция на движущийся объект у юношей и девушек низко-, средне- и высокогорья

Низкогорье Среднегорье Высокогорье

кол-во Юноши Девушки Юноши Девушки Юноши Девушки

измерений n=64 n=72 n=29 n=27 n=17 n=19

Точные 5,5±0,3 4,7±0,3* 6±0,5 4±0,3* 3,35±0,4 4,5±0,7

Ошибоч-ные 14,5±0,3 15±0,3* 14±0,5 16±0,3** 16,65±0,4 15,5±0,7

Опереже-ние 10,05±0,4 8,6±0,4** 9±0,7 8±0,6 11,5±0,8 8,5±0,75**

Запазды-вание 4,5±0,3 6,75±0,3*** 5±0,5 8±0,6*** 5±0,7 7,05±0,7

Примечание: при сравнении между юношами и девушками низко-, средне- и высокогорья показатель статистически достоверен при: * - Р <0,05; ** - Р <0,02; *** - Р <0,002.

1у/еду/цу1ца ежемесячный научно-практический медицинский журнал

Таблица 3 - Избирательность внимания у юношей и девушек низко, средне- и высокогорья

Низкогорье Среднегорье Высокогорье

Показатели (кол-во слов) Юноши n=67 Девушки n=71 Юноши n=48 Девушки n=41 Юноши n=20 Девушки n=21

Прав-е 17,9±0,6 19,1±0,5 14,7±0,7^ 16,1±0,7 15,9±1,2 19,2±0,7*

Пропущ-е 7,2±0,6 6,6±0,5 1,7±0,2^ 1,5±0,2 9,5±1,1 6,2±0,7**

Ошиб-е 1,4±0,1 1,5±0,1 9,2±0,7^ 8,2±0,7 1,1±0,1 1,5±0,3

Примечание: при сравнении между юношами и девушками высокогорья показатель статистически достоверен при:*-Р<0,05; ** - Р <0,02; при сравнении между юношами низко- и среднегорья показатель статистически достоверен при: ▲ - Р <0,001.

отмечается среди уроженцев высокогорья (На-рынской области), а у девушек такой тенденции не наблюдается (табл. 1). У исследуемых женского пола самый низкий уровень нейротизма (11,79±0,7 балла) регистрируется среди уроженок высокогорья. В зависимости от степени экстраверсии меняется уровень тревожности и нейротизма: так, экстраверты имеют самые низкие показатели по сравнению с амбивертами и интровертами, что отмечается во всех группах, независимо от высоты проживания.

Время сенсомоторной реакции у студентов, проживающих на разных высотах, одинаково. По реакции на движущийся объект юноши низкогорья не отличаются от среднегорцев (табл. 2), а при сравнении с уроженцами Нарынской области обладают более высокой точностью динамического глазомера (5,48±0,3 против 3,35±0,4). Независимо от высоты проживания, у лиц женского пола чаще регистрируется реакция запаздывания, что говорит о преобладании торможения в нервной системе, а у мужского - опережения, свидетельствующая о доминировании возбуждения.

По избирательности внимания лидируют студенты низко- и высокогорья, независимо от половой принадлежности (табл. 3). Гендерные различия выявляются только в высокогорной группе, где доминирует женский пол.

Показатели теппинг-теста говорят о преобладании юношей низкогорья над среднегорцами по частоте движений и их общей сумме, а также скоростной выносливости, за исключением коэффициента силы нервной системы, который выше у студентов г.Каракол (среднегорцев), а по отношению к уроженцам высокогорья бишкекчане лидируют только по общей сумме движений. У девушек между низко- и среднегорной группами различий практически нет, а при сопоставлении с исследуемыми из Нарынской области бишкекчанки доминируют.

Показатели АД, ЧСС и кардиоинтервалограм-мы, зарегистрированные в покое и во время проведения ортоклиностатической пробы, говорят об уравновешенности активности симпатического и парасимпатического отделов вегетативной нервной системы у студентов низкогорья, независимо от пола, тогда как среди уроженцев высокогорья отмечается преобладание тонических характеристик

парасимпатических механизмов с высоким уровнем симпатической реактивности и вегетативного обеспечения.

По показателям роста, веса и индекса массы тела лица низкогорной и среднегорной групп достоверно не отличаются, независимо от пола. Однако при сопоставлении аналогичных показателей юношей контрольной и высокогорной групп вес тела и ИМТ у уроженцев Нарынской области оказались достоверно ниже (Р <0,02). При сравнении же девушек низкогорной и высокогорной групп вес тела превалировал у уроженок Нарынской области.

Таким образом, полученные данные свидетельствуют о том, что студенты среднегорья и высокогорья по сравнению с их сверстниками из низкогорья достоверно отличаются по ряду психофизиологических и физиологических параметров, что обусловлено воздействием комплекса факторов, главным из которых, по-видимому, является высота проживания, т.е. соответствующий уровень гипоксического воздействия. Судя по изученным показателям, наиболее адаптированной к факторам вуза и окружающей природной среде является группа среднегорцев.

Список литературы

1. Гора Е.П. Экология человека: Учебное пособие для вузов / Сост.: Е.П. Гора. -М.: Дрофа, 2007. - 544 с.

2. Батуев А.С. Практикум по физиологии труда: Учебное пособие/Сост.: А.С. Батуев, О.В. Осипова, А.Г. Смирнов. - Л.: Изд-во Ленингр. ун-та, 1986. - С. 97-98 .

3. Ильин Е.П. Психомоторная организация человека: Учебник для вузов/Е.П. Ильин.- СПб.: Питер, 2003. - 381 с.

4. Мартиросов Э.Г. Технологии и методы определения состава тела человека / Э.Г. Мартиросов, Д.В. Николаев, С.Г.Руднев. - М.: Наука, 2006. - 248 с.

5. Рогов Е.И. Система работы психолога с детьми разного возраста: Учебное пособие, Изд. 2-е, перераб. и доп. /Е.И. Рогов. - М.: ВЛАДОС, 1999. - 384с.

Сведения об авторах:

Кристина Васильевна Горбылёва - кандидат мед. наук, доцент кафедры нормальной и патологической физиологии КРСУ, тел.

Анэс Гургенович Зарифьян - кандидат мед. наук, профессор, заведующий кафедрой нармаль-ной физиологии КРСУ.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.