Научная статья на тему 'Физика и культура'

Физика и культура Текст научной статьи по специальности «Прочие социальные науки»

CC BY
7440
380
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КУЛЬТУРА / НАУКА / ИСКУССТВО / ФИЗИКА / ЕСТЕСТВЕННОНАУЧНАЯ КУЛЬТУРА / СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЕ ОСНОВЫ ВЗАИМОСВЯЗИ НАУКИ И КУЛЬТУРЫ / ОБЩЕКУЛЬТУРНАЯ СОСТАВЛЯЮЩАЯ ФИЗИКИ / CULTURE / SCIENCE / ART / PHYSICS / NATURAL SCIENCE CULTURE / CONTENT BASES OF SCIENCE AND CULTURE INTERRELATION / CULTURAL COMPONENT OF PHYSICS

Аннотация научной статьи по прочим социальным наукам, автор научной работы — Бордонская Лидия Александровна

2014 год объявлен в России годом культуры. Культура целостна. Она представляет собой систему взаимосвязанных элементов (искусство, наука, мораль, образование и т. д.). В статье на основе анализа литературы в области естественнонаучного знания, философии, культурологии, искусствоведения наука рассмотрена в контексте культуры, выделена общекультурная составляющая науки, представлена общекультурная составляющая физики.Взаимосвязь науки и культуры, выделение общекультурной составляющей науки проведено на базе физики как науки, являющейся наиболее ярким представителем естественных наук, лежащей в основе всего естествознания, имеющей глубокую содержательную историю, занимающей особое место в культуре.К содержательным основам взаимосвязи науки и культуры отнесены: наука как элемент культуры; наука и искусство явления мировой культуры; культурное наследие, сохранение культурного наследия; научное и художественное творчество, жизнедеятельность творческих личностей; история науки в контексте культуры. Конкретизация содержательных основ взаимосвязи науки и культуры обеспечивает выделение содержательных элементов, раскрывающих взаимосвязь науки и культуры, определяющих общекультурную составляющую науки.Содержательные элементы раскрыты на примере взаимосвязи науки и искусства, физических методов исследования, истории науки.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Physics and Culture

2014 has been announced as the Year of Culture in Russia. Culture is integral. It is a system of interrelated elements (art, science, morality, education, etc.). The paper presents science in the context of culture based on literature analysis in natural science, philosophy, cultural studies, art studies; it emphasizes cultural component of science and cultural component of physics.Interrelation between science and culture and emphasis on the cultural component of science are based on physics as one of the most important natural sciences and foundation of natural science in general which has a long history and plays a particular role in culture.The content bases of science and culture interrelation can include: science as a culture element; science and art as world culture phenomena; cultural heritage and its preservation; scientific and artistic creation, creative persons’ life activity; history of science in the context of culture. Specification of the content bases of science and culture interrelation provides the emphasis on the content elements showing science and culture interrelation, determining cultural component of science.The content elements are shown on the example of interrelation between science and art, physical methods of research and history of science.

Текст научной работы на тему «Физика и культура»

ПОЛЕМИКА. ЛЮДИ. СОБЫТИЯ POLEMIC. PEOPLE. EVENTS

УДК 53:008 ББК 71:74.04 (2)

Лидия Александровна Бордонская,

доктор педагогических наук, профессор, Забайкальский государственный университет (672039, г.Чита, ул. Александро-Заводская, 30) e-mail: gsbord@chitaonline.ru

Физика и культура

2014 год объявлен в России годом культуры. Культура целостна. Она представляет собой систему взаимосвязанных элементов (искусство, наука, мораль, образование и т. д.). В статье на основе анализа литературы в области естественнонаучного знания, философии, культурологии, искусствоведения наука рассмотрена в контексте культуры, выделена общекультурная составляющая науки, представлена общекультурная составляющая физики.

Взаимосвязь науки и культуры, выделение общекультурной составляющей науки проведено на базе физики как науки, являющейся наиболее ярким представителем естественных наук, лежащей в основе всего естествознания, имеющей глубокую содержательную историю, занимающей особое место в культуре.

К содержательным основам взаимосвязи науки и культуры отнесены: наука как элемент культуры; наука и искусство - явления мировой культуры; культурное наследие, сохранение культурного наследия; научное и художественное творчество, жизнедеятельность творческих личностей; история науки в контексте культуры. Конкретизация содержательных основ взаимосвязи науки и культуры обеспечивает выделение содержательных элементов, раскрывающих взаимосвязь науки и культуры, определяющих общекультурную составляющую науки.

Содержательные элементы раскрыты на примере взаимосвязи науки и искусства, физических методов исследования, истории науки.

Ключевые слова: культура, наука, искусство, физика, естественнонаучная культура, содержательные основы взаимосвязи науки и культуры, общекультурная составляющая физики.

Lydia Aleksandrovna Bordonskaya,

Doctor of Pedagogy, Professor, Transbaikal State University (30 Aleksandro-Zavodskaya St., Chita, Russia, 672039)

e-mail: gsbord@chitaonline.ru

Physics and Culture

2014 has been announced as the Year of Culture in Russia. Culture is integral. It is a system of interrelated elements (art, science, morality, education, etc.). The paper presents science in the context of culture based on literature analysis in natural science, philosophy, cultural studies, art studies; it emphasizes cultural component of science and cultural component of physics.

Interrelation between science and culture and emphasis on the cultural component of science are based on physics as one of the most important natural sciences and foundation of natural science in general which has a long history and plays a particular role in culture.

© Бордонская Л. А., 2014

117

The content bases of science and culture interrelation can include: science as a culture element; science and art as world culture phenomena; cultural heritage and its preservation; scientific and artistic creation, creative persons’ life activity; history of science in the context of culture. Specification of the content bases of science and culture interrelation provides the emphasis on the content elements showing science and culture interrelation, determining cultural component of science.

The content elements are shown on the example of interrelation between science and art, physical methods of research and history of science.

Keywords: culture, science, art, physics, natural - science culture, content bases of science and culture interrelation, cultural component of physics.

Наука и культура. Наука и культура определяют существование человека в мире, его деятельность и результаты этой деятельности. Культура - понятие многогранное. Культура производ-на от деятельности человека, поэтому её строение целесообразно определять многомерной структурой, порождающей культуру деятельности. Существенным для понимания культуры является процессуально-созидательная сторона деятельности, а также предметное существование продуктов человеческой деятельности.

Рассматривать культуру будем как сложное, целостное, системное образование. Так, исходным моментом для понимания «внутренней жизни культуры» М. С. Каган [10] считает выделение из духовной художественной культуры, взаимное опосредование материальной, духовной и художественной культуры В структуре деятельности он выделяет преобразовательную деятельность, общение, познавательную деятельность, ценностно-ориентационную деятельность, художественное освоение мира.

Вслед за М. С. Каганом будем считать художественную деятельность особой сферой культуры. Согласимся также с мнением ряда учёных (Н. С. Злобин, В. Ж. Келле, Э. С. Маркарян и др.), которые полагают, что, если выделять художественную культуру, то можно и нужно к отдельной сфере культуры отнести и научную культуру [8; 15; 17].

Культура целостна. Она представляет собой систему взаимосвязанных элементов (искусство, мораль, наука, образование и т. д.). Особое место в системе культуры отводится искусству (художественной культуре). Основанием искусства является художественное творчество, исполненное на высочайшем уровне с выраженными чертами уникальности и неповторимости авторского почерка. Задача искусства - интеллектуально-творческое отражение бытия в художественных образах. А что можно сказать о науке? Каковы взаимосвязи науки и искусства, науки и культуры в целом?

История и традиции мировой культуры свидетельствуют о том, что развитие науки шло в единстве и взаимодействии с остальными элементами культуры и культурой в целом [13; 14; 16; 22 и т. д.]. В настоящее время имеет место расширенное понимание культуры - включение науки в культуру, рассмотрение её с позиций культуры. По мнению Н.С. Злобина, основанием для рассмотрения науки с позиций культуры является «целостность человека, представленная принципиальной неразрывностью в его сущностных - субъектных определениях предметной деятельности и общения» [8, с. 21]. И далее он отмечает: «Применительно к нашей эпохе речь должна идти не о взаимодополнительности науки и культуры, не об их сочетании, а о преодолении их взаимной овне-шенности, т. е. о восстановлении их былого органического единства» [8, с. 21]. В. Ж. Келле, говоря о культуре, утверждает, что «наука не может рассматриваться как нечто внеположенное ей - она есть элемент культуры, точнее - одна из её подсистем, необходимых для успешного осуществления культурой своих основных социальных функций» [16, с. 21].

Представим науку в контексте культуры, обоснуем возможности выделения общекультурной составляющей, определим общекультурную составляющую науки, рассмотрев науки естественные. Для раскрытия взаимосвязи науки и культуры, общекультурной составляющей науки обратимся к физике как к науке, лежащей в основе всего естествознания, имеющей глубокую и содержательную историю развития, занимающую особое место в системе наук и в культуре в целом.

Физика, как известно, изучает простейшие и вместе с тем наиболее общие закономерности явлений природы, свойства и строение материи, законы движения объектов материального мира. Вследствие этого не существует явлений природы, не имеющих физических свойств или сторон. Понятия физики лежат в основе всего естествознания. Физические методы исследования широко используются в различных сферах человеческой деятельности.

Физика обеспечивает естественно-научный взгляд на мир, изучая:

- строение и свойства всех видов материи (вещество поле, физический вакуум) на всех масштабных уровнях (мега-, макро-, микромир) и структурных уровнях;

- формы существования материи - пространство и время;

- движение и взаимодействие объектов.

Физика является наиболее ярким представителем естествознания, объединяет все естественные науки.

Обобщение высказываний учёных, рассматривавших проблемы взаимоотношений науки и культуры (В. С. Библер, М. С. Каган, И.Пригожин и др.) [10; 19; 22; 28 и т. д.] позволяет утверждать, что включение наук о природе (естественных наук) в культуру осуществляется через:

- отношения в системе «культура-природа»;

- выделение общекультурной составляющей естествознания (идеи, принципы, понятия, научная рациональность, стиль мышления, картина мира);

- взаимоотношения науки и искусства (осознание дополнительности науки и искусства, использование достижений науки в искусстве, рассмотрение произведений искусства с точки зрения науки и т. д.);

- использование категорий культуры для характеристики научно-технического творчества и его результатов;

- обращение к истории естествознания в целом и истории развития отдельных естественных наук.

Сделаем несколько замечаний по поводу особенностей и значения естественных наук.

Во-первых, естественные науки являются основой миропонимания. Научное понимание природы существенно определяет внутренний мир человека, сферу его представлений, ощущений, переживаний, характер его потребностей и интересов. Научная картина мира обеспечивает формирование мировоззрения современного человека. Стиль научного мышления, сформировавшийся в естествознании, становится общепризнанным. Естественные науки своими методологическими установками, мировоззренческими идеями и представлениями оказывают влияние на гуманитарные науки.

Во-вторых, большая часть материальной культуры создана на базе естественных наук, а «продукты духовной культуры» (идеи, понятия, теории, литература, музыка и т.п.) воплощаются в определённых материальных носителях.

В-третьих, достижения естественных наук имеют широкое применение во всех сферах человеческой деятельности (искусство, техника, образование и др.), позволяют решать глобальные проблемы современности. Благодаря естественным наукам появляются возможности изучения и сохранения культурного наследия.

В-четвертых, история становления и развития естественнонаучного знания даёт яркие примеры взаимосвязи и взаимообусловленности науки и культуры.

Фактически всё, что сказано о значении естественных наук, имеет непосредственное отношение к физике. Более того, рассмотрение проблем взаимосвязи науки и культуры чаще всего осуществляется на материале физики - её современных достижениях и богатейшей истории этой науки. На сегодняшний день существует достаточно обширная литература, в которой так или иначе затрагиваются различные аспекты взаимосвязи физики и культуры. Проблемы общекультурного значения науки в целом и физики в частности обсуждались и обсуждаются как величайшими физиками (Н. Бор, Л. Больцман, П. Л. Капица, Р. Оппенгеймер, И. Пригожин, И. Раби, Р. Фейнман,

Н. А. Умов, Э. Шредингер, А. Эйнштейн и другими [1; 18; 19; 26; 32 и т. д.], так и специалистами по истории науки и культуры, философами, культурологами, современными учёными (В. С. Библер, Д. И. Блохинцев, М. В. Волькенштейн, И. А. Евин, Ф. Капра, А. И. Китайгородский, А. Койре, Б. Г. Кузнецов, А. Б. Мигдал, Б. В. Раушенбах, В. С. Степин, Ю. В. Сачков, Е. Л. Фейнберг и др.) [7; 11; 13; 21; 22; 23; 27; 33 и т. д.].

Наука как самая динамичная сфера человеческой деятельности накладывает свой отпечаток на всю историю нашего времени, на её основе создан технологический базис современной цивилизации, она «революционизирует» все виды человеческой деятельности, коренным образом меняет облик современной культуры.

Анализ литературы по проблемам взаимосвязи науки и культуры [3; 5; 9; 10; 11; 12; 14; 16; 17; 21; 22; 24; 28; 33 и т. д.] позволяет применительно к физике выделить содержательные основы взаимосвязи науки и культуры, определяющие общекультурную составляющую науки.

К содержательным основам взаимосвязи науки и культуры, определяющим общекультурную составляющую науки, отнесём следующие составляющие:

1. Наука как элемент культуры.

2. Наука и искусство - явления мировой культуры.

3. Культурное наследие. Сохранение культурного наследия.

4. Научное и художественное творчество. Жизнедеятельность творческих личностей.

5. История науки в контексте культуры.

Каждая составляющая многомерна и может быть представлена через содержательные элементы, раскрывающие взаимосвязь науки и культуры, определяющие общекультурную составляющую науки.

Содержательные элементы, раскрывающие взаимосвязь науки и культуры, определяющие общекультурную составляющую науки.

НАУКА КАК ЭЛЕМЕНТ КУЛЬТУРЫ

• Наука и культура:

- Наука и реализация основных функций культуры: гносеологической, семиотической, аксиологической, трансляционной, человеко-творческой, нормативно-регулятивной, коммуникативной.

- Социокультурное значение науки.

- Влияние науки на культуру. Обусловленность науки культурой. Современный этап развития науки и культуры.

- Общие основания науки и культуры (идеалы, нормы, философские основании, ценности, понятия, идеи, подходы).

- Естественно-научное и гуманитарное знание как взаимодополнительные области единого целого.

• Общекультурная ценность науки:

- Естественные науки и культура.

- Фундаментальные понятия и категории культуры.

- Система взглядов на мир и его познание: мировосприятие, отражение мира, миропонимание (идеи, принципы, методы познания, стратегии познания и стили мышления, эволюционносинергетический и системный подходы, картина мира).

- Эстетические категории и принцип красоты в науке.

- Наука - природа - культура.

НАУКА И ИСКУССТВО - ЯВЛЕНИЯ МИРОВОЙ КУЛЬТУРЫ

• Наука и искусство:

- Диалог научного и художественного познания.

- Наука и искусство - два взаимодополнительных способа отражения мира.

- Наука и искусство: общее и отличительное.

- Взаимовлияние и взаимообусловленность науки и искусства.

- Наука и искусство: взаимосвязь и взаимодействие.

• Наука в различных видах искусства (литература, музыка, архитектура, скульптура, изобразительное искусство, театр, динамические виды искусства, декоративно-прикладное искусство):

- Научные основы создания произведений искусства (техники, технологии, специальные приборы, устройства, инструменты).

- Анализ произведений искусства с позиций науки.

- Современные достижения науки и создание новых видов искусства, совершенствование традиционных (существовавших ранее) видов искусства.

- Природа в зеркале искусства.

- Творчество в науке и в искусстве.

КУЛЬТУРНОЕ НАСЛЕДИЕ

• Наука и материальные памятники культуры.

• Научное наследие (научные труды, экспериментальные установки, приборы, технические решения, технологии и т. п.).

• Памятники науки и техники.

• Исследование произведений искусства, материальных памятников культуры.

• Сохранение культурного наследия. Экокультура.

• Музеи науки, техники, художественные музеи.

НАУЧНОЕ И ХУДОЖЕСТВЕННОЕ ТВОРЧЕСТВО. ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ТВОРЧЕСКИХ ЛИЧНОСТЕЙ

• Учёный как «образ», «отражение» культуры соответствующей эпохи.

• Уникальность творчества учёных. Вклад учёного в развитие науки и культуры.

• Влияние творчества учёных на процессы познания мира и культуру.

• Жизнь и творчество выдающихся представителей науки и культуры.

• Диалог науки и культуры в творчестве учёных и деятелей культуры и искусства (диалог научного и художественного взгляда на мир, внутренний диалог научного и художественного познания -«двойная спираль» творчества и т. п.).

ИСТОРИЯ НАУКИ В КОНТЕКСТЕ КУЛЬТУРЫ

• Диалог эпох (фундаментальные споры эпох) - перекличка эпох при рассмотрении эволюции конкретных идей, понятий, подходов (имеются в виду важнейшие категории культуры: пространство, время, движение, взаимодействие, причинность).

• Культурное единство эпохи.

• Диалог естественнонаучной и гуманитарной культур в развитии научного знания.

• Наука и культура в единстве и взаимодействии в конкретные исторические периоды.

• Научные революции и мировая культура.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

• Традиции в науке, научные школы и мировая культура.

• Общекультурные корни основных научных открытий.

Раскроем взаимосвязь и взаимодействие науки и искусства, опираясь на работы Д. И. Блохин-цева, А. В. Волошинова, В. Л. Глазычева, И. А. Евина, О. П. Мороза, М. С. Пенкина, Б. В. Рау-шенбаха, А. К. Сухотина и др. [1; 4; 5; 7; 12; 16; 20; 21; 23; 24; 25; 28; 30 и т. д.].

Наука и искусство. Наука и искусство оказывают всеохватывающее влияние на человека, от них зависит уровень развития общества и человеческой цивилизации в целом. Их единство - залог последующего развития культуры. Наука и искусство - явления мировой культуры, два различных типа восприятия мира и постижения истины, два рода духовной деятельности. «Наука и искусство, пишет Д. И. Блохинцев, - это два дополняющих друг друга отношения к окружающему миру, ни одно из них не может заменить другое. ... Наука исследует мир объективными методами, она открывает нам законы природы и создаёт тем самым основу материального существования человечества. Искусство вытекает из непосредственного контакта с миром и через эмоциональное воздействие объясняет нам своим особым языком структуру мира и сущность человека. . . . Наука есть основа миропонимания, искусство основа мировосприятия, их сумма есть основа гармонического восприятия всего мира - основа человеческого мироотношения» [24, с. 59].

Наука и искусство как составляющие культуры во все времена развиваются в единстве и взаимодействии. Для современного этапа развития цивилизации характерно сближение науки и искусства. В качестве факторов их сближения можно определить:

- Единство мира и его познания.

- Специфику современного мира и современного искусства.

- Достижения современной науки и особенности современной техногенной цивилизации.

- Компьютерные технологии (возможности применения компьютера для создания произведений искусства, анализа произведений искусства).

- Современные технологии создания и обработки материалов, новые материалы.

- Возможности приложения синергетики к искусству и культуре в целом (диссипативные системы, процессы самоорганизации, фрактальные объекты и т. п.).

- Единение науки и культуры в соответствии с современной культурной ситуацией (новое мышление, постмодернизм, диалог культур, «стрела времени» и т. п.).

Здесь уместно вспомнить слова Г. Флобера: «.. .чем дальше, тем искусство становится более научным, а наука более художественной; расставшись у основания, они встретятся когда-нибудь на вершине» [19, с. 311].

Выявим взаимосвязь науки и искусства, исходя из особенностей науки и искусства, возможностей приложения науки к сфере искусства, единства культуры и взаимосвязи всех её элементов. При этом особое внимание следует уделить ряду позиций:

1. Наука в различных видах искусства.

2. Научные основы создания произведений искусства.

3. Анализ произведений искусства с точки зрения науки.

4. Взаимное влияние науки и искусства.

5. Научные методы изучения и сохранения произведений искусства (технико-технологические исследования).

6. Диалог науки и искусства.

Схема 1 отражает основные стороны взаимосвязи науки и искусства, проявления этой взаимосвязи.

Схема. Наука и искусство: взаимосвязь и взаимодействие

Говоря о взаимосвязи науки и искусства, выделим две линии: влияние науки на искусство и влияние искусства на науку [3; 4; 6; 7; 14; 20; 23 и т. д.].

Каким же образом наука воздействует на искусство?

- Науку можно рассматривать в качестве «поставщика» тем и сюжетов, наука может быть составной частью литературных произведения и т. д.

- Наука обеспечивает появление новых материалов, разработку особых технологий создания

произведений искусства, создание специальных условий для экспонирования и хранения произведений искусства и т. п.

- Знание законов, закономерностей протекания процессов и явлений, понимание особенностей поведения материалов в различных условиях позволяют мастеру создавать высокохудожественные произведения, обеспечивают их «долгую жизнь».

- Особо следует отметить влияние достижений современной науки на искусство.

- Новое понимание (прочтение) произведений искусства (например, использование синергетики для исследований в литературе, музыке и т. д.).

- Анализ произведений искусства с позиций современной науки (пейзажная живопись и фрактальные объекты, теории перспективы, структура литературных произведений и т. п.).

- Отражение в искусстве основных тенденций и достижений современной науки (неоднозначность, дополнительность, симметрия и т. п.).

- Новые открытия в науке и исследование произведений искусства, материальных памятников культуры, решение проблем их сохранности.

- Совершенствование (модернизация) «старых» - традиционных видов искусства, появление новых видов искусства (звукозапись, музыкальные инструменты, кино и т. д.).

- Синтез научных и художественных проблем, средств и техник - синтез художественной культуры и точного знания (светомузыка, термен-вокс, фракталы и съемка фильмов, голограммы уникальных произведений искусства и материальных памятников культуры в качестве экспонатов передвижных выставок и т. д.).

- Широкое распространение художественной культуры, знакомство массового зрителя, слушателя с шедеврами мировой культуры за счёт возможностей современных средств передачи и хранения информации, создания виртуальных музеев.

Воздействие искусства на науку весьма разнообразно:

• Искусство можно рассматривать в качестве своеобразного «поставщика информации» для науки, так как наука, как бы определённым образом ориентируется на «художественные пророчества», представленные в литературных произведениях (сказки, научная фантастика, повести, рассказы, романы).

• Применимость эстетических критериев к процессу научного творчества и его результатам.

• Эмоциональное воздействие искусства на творцов науки. Музыка, литература, живопись, скульптуры, театр, кино в жизни учёных.

• Художественное творчество учёных - «двойная спираль» творчества.

• Появление ряда наук на основе единения искусства и науки (искусствознание как методология отдельных видов искусства, философия искусства и др.).

Дадим краткие пояснения по поводу взаимосвязи науки и искусства, исследования и сохранения произведений искусства, материальных памятников культуры.

Физика и музыка. Научные основы музыки (музыкальные звуки, их происхождение, распространение звука). Музыкальные инструменты как специфические физико-акустические приборы. Физика и современные музыкальные инструменты, новые способы записи и воспроизведения звука. История физики и история музыки: точки соприкосновения.

Физика и архитектура. Взаимосвязи физики и архитектуры многогранны и глубоки: строительные материалы (свойства и особенности материалов, их поведение в различных условиях), механика архитектурных сооружений и конструкций, архитектурная акустика, специфические инженерно-строительные операции, особенности уникальных архитектурных сооружений.

Архитектор свободно оперирует физическими терминами: деформация, прочность, давление, устойчивость, центр масс и другими; производит расчеты на основе физических законов; при проектировании зданий и сооружений учитывает физические свойства материалов, технико-физические особенности различных конструкций.

Физика и скульптура. Взаимосвязь физики и скульптуры прослеживается по ряду линий: материалы и их свойства; способы, методы, приёмы обработки материалов; инструменты и приспособления скульптора; технологии создания скульптуры; механика и скульптура (прочность, устойчивость); история создания и особенности известных скульптурных произведений.

Физика позволяет выяснить особенности материалов, используемых скульптором, оценить различные способы их обработки, научно объяснить особенности технологий, специфику и назначение инструментов и приспособлений, причины изменений в объектах с течением времени, определить условия их безопасного существования.

Физика и литература. Художественная литература, особым образом отражая действительность, является своеобразным источником знаний о науке: единстве мира, многообразии его проявлений, путей познания мира; роли и значения науки; взаимосвязи науки, техники и культуры, науки и искусства; достижениях и основных направлениях науки сегодняшнего дня; возможных технических приложениях физики; физических явлениях и процессах в природе и изучаемых в лабораторных условиях. Литературные произведения знакомят читателей с историей науки и техники, дают яркие и глубокие портреты учёных, инженеров, деятелей культуры.

Физика и изобразительное искусство. При рассмотрении изобразительного искусства с позиций науки можно выделить ряд аспектов: материалы, создание произведений (техники, технологии, инструменты, приборы); анализ произведений; сопоставление (взаимосвязь) художественных стилей и течений со спецификой и особенностями науки конкретной эпохи. Взаимосвязи физики и изобразительного искусства глубоки и разнообразны: свойства и особенности материалов (основы, лаки, краски); процесс создания произведений; наука и природные явления на полотнах художников, отражение фактов и событий из жизни науки; наука и особенности изображения предметов, явлений (пространственные построения, световое и цветовое решение, симметрия, композиционные особенности, движение, неоднозначность и т. п.).

Методы исследования. Сотрудничество между представителями естественнонаучного знания и гуманитариями стало широким и многоплановым благодаря возможностям, заложенным в богатейшем арсенале средств современной науки. Особый интерес представляют вопросы привлечения физики к изучению и сохранению материальных объектов культуры, так как они не только «продукты» деятельности людей в различные исторические эпохи, но и физические объекты, которые могут изучаться с точки зрения их физических свойств. Сегодня физические методы - обязательные методы исследования в археологии, искусствоведении, без них нельзя представить работу реставраторов, они помогают историкам и криминалистам уточнять факты и события, открывать тайны, которые долгое время не были разгаданы.

Физические методы исследования основаны на особенностях электромагнитного излучения и взаимодействия его с веществом, специфических свойствах вещества: механических, электрических, магнитных, оптических. Широкое практическое применение сегодня находят методы молекулярной спектроскопии, лазерные методы, масс-спектроскопия, нейтронография, люминесцентный анализ и т. п. Все области физики (механика, молекулярная физика, электродинамика, оптика, атомная и ядерная физика) вносят свой вклад в дело исследования, сохранения, консервации, реставрации материальных объектов культуры.

Анализ литературы по физике, искусствоведению, истории науки и культуры [2; 3; 6; 31 и т. д.] позволил нам выявить основные направления привлечения физики к гуманитарным исследованиям:

- поиски памятников истории и культуры;

- датирование археологических находок, памятников культуры;

- проверка подлинности памятников и других материальных объектов культуры, идентификация объектов;

- исследование техники создания произведений искусства;

- изучение надписей и текстов;

- выявление особенностей материальных объектов культуры (происхождение, состав, внутреннее строение, сохранность, влияние различных условий и т. д.);

- изучение древних производств и технологий;

- нумизматика;

- возрождение древних рукописей;

- уточнение фактов истории;

- выявление особенностей культурного слоя некоторых территорий;

- реставрация и консервация материальных объектов культуры, памятников истории и культуры.

Естественнонаучные методы, применяемые в области археологии, искусствоведения, истории весьма разнообразны. Они могут быть классифицированы по различным основаниям: по широте использования, по областям научного знания (физика, химия, биология), по назначению, Значительная часть естественнонаучных методов - это физические методы. По назначению методы исследования (технико-технологические методы), основу которых составляет физика, могут быть объединены в ряд групп:

1. Методы поиска и обнаружения объектов.

2. Методы датирования (определения возраста).

3. Методы изучения объектов, выявления их особенностей (внешний вид, внутреннее строение, подлинность, сохранность и т. п.). Здесь можно вести речь о методах исследования состава и структуры вещества, физико-оптических методах.

4. Методы, обеспечивающие сохранность объектов, проведение консервации и реставрационных работ.

Перечислим основные методы.

К методам поисковых работ, с помощью которых обнаруживаются скрытые от глаза исследователя материальные объекты и культуры памятники культуры, относятся: акустические методы, аэрофотосъёмка, гравиметрия, магнитная съемка, электромагнитное зондирование, метод сопротивлений.

Методы датирования: палеомагнитное датирование, археомагнетизм, ядерно-физические методы датирования (калий-аргоновое датирование, датирование по трекам спонтанного деления урана, радиоуглеродный метод).

Физико-оптические методы: исследования объектов в различных участках спектра электромагнитного излучения (видимое, ультрафиолетовое, инфракрасное), микроскопические исследования, исследования в поляризованном свете, рентгенографические исследования, голографические методы, методы преобразования изображений из одной области спектра в другую, методы усиления яркости изображений, методы определения оптических характеристик пигментов и другие.

Методы определения состава и структуры вещества: резонансные методы (ЯМР, ЭПР), масс-спектрометрия, электронная микроскопия, хроматография, металлографический анализ, калориметрия, электрохимические методы, ядерно-физические методы (нейтронно-активационный, гамма-активационный, нейтронная радиография, спектральные методы и т. п.).

Необходимость сохранения богатейшего культурного наследия привела к союзу учёных и искусствоведов. Они ищут пути и средства сохранения материальных объектов культуры, консервации памятников культуры, создания оптимальных условий для хранения и экспонирования произведений искусства, исторических находок, разнообразных памятников культуры. К сохранению материальных объектов культуры физика привлекается достаточно широко. Определим основное:

- Агрессивные факторы среды, влияющие на материальные объекты (световое и тепловое излучение, влажность, звуковое и вибрационное воздействие, загрязнения). Изменения, происходящие с произведениями искусства, материальными памятниками культуры с течением времени. Причины изменений, возможности мимизации вредного воздействия окружающей среды.

- Музеи и выставочные залы. Музейный климат (экспонирование в музеях и выставочных залах, хранение экспонатов, температурно-влажностный режим, световое решение).

- Памятники на открытом воздухе, сохранность памятников.

- Консервация и реставрация (технологии, материалы, инструменты).

- Приборы и устройства для определения состояния материальных объектов, контроля условий хранения и экспонирования произведений искусства, материальных памятников культуры.

История науки. Особо значимым для понимания взаимосвязи науки и культуры является история науки [10; 14; 15; 17; 24; 25 и т. д.). С. Р. Микулинский в послесловии к книге Дж. Холтона «Тематический анализ науки» отмечает следующее: «В настоящее время всё яснее становится, что история науки - это мост, связывающий естественные и технические знания с гуманитарным знанием, средство раскрытия и анализа связи науки с общей культурой. Этот мост, правда, ещё не выстроен и не открыт для регулярного движения» [29, с. 370].

На материале истории науки удаётся достаточно полно и разносторонне представить науку в контексте культуры.

- Проследить направления и линии взаимосвязи науки и культуры на всем протяжении истории человечества и в отдельные значительные промежутки времени (эпохи, столетия, конкретные этапы развития науки).

- Раскрыть специфику отдельных исторических периодов с точки зрения единства науки и культуры.

- Выявить традиции и тенденции процессов взаимодействия науки и культуры на всем протяжении развития науки и культуры и в отдельные исторические периоды.

- Раскрыть культурное единство эпохи.

- Подтвердить социокультурное значение науки.

- Показать влияние культурных традиций на развитие науки в отдельных странах и регионах мира.

- Выявить общекультурные корни основных научных открытий.

- Детализировать отдельные стороны, аспекты, линии взаимосвязи науки и культуры; отдельные моменты истории, факты и события, отражающие взаимосвязь науки и культуры.

- Раскрыть эволюцию взглядов на мир и его познание. Представить научные революции как точки бифуркации в становлении системы науки. Раскрыть содержание научных картин мира, показать их развитие в контексте культуры.

- Выявить этапы и закономерности становления и развития науки, значение традиций, роль научных школ.

- Представить научное наследие как наследие мировой культуры, раскрыть значимость памятников науки для культуры в целом.

- Раскрыть влияние научной деятельности учёных на процессы понимания мира и развития науки и культуры.

- Представить учёного как «образ», «отражение» культуры соответствующей эпохи.

- Выявить уникальность творческой личности величайших представителей науки и культуры, определить их вклад в развитие науки и культуры.

- Продемонстрировать диалог культур.

Сделаем ряд замечаний по поводу диалога, так как именно данный аспект наиболее ярко отражает единство культуры.

Диалог культур многопланов:

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

- Диалог эпох или «фундаментальные споры эпох» - перекличка эпох при рассмотрении эволюции конкретных идей, понятий, теорий и т. п. Имеется в виду трактовка основных идей и понятий культуры в различные эпохи (понятия: пространство, время, материя, взаимодействие и т. д.; идея близкодействия и другие).

- Диалог науки и искусства в жизни и творчестве учёных (Л. Больцман, В. И. Вернадский, П. Л. Капица, А. Эйнштейн и др.).

- Диалог науки и культуры - рассмотрение культуры определённой эпохи в единстве и целостности (наука, техника, искусство).

- Диалог науки и искусства в рамках определённой эпохи (физика и живопись конца XIX -начала ХХ веков; наука и искусство серебряного века; электродинамическая картина мира и западноевропейское искусство и т. п.).

- Диалог научного и художественного взгляда на мир - учёные и представители художественной культуры (А. Эйнштейн - Ф. Достоевский, А. Эйнштейн - П. Сезанн, П. Шеллинг - А. С. Пушкин, Д. Ф. Араго - Наполеон, Дж. Кл. Максвелл - П. И. Чайковский или Р. Вагнер, Дж. Кл. Максвелл -

Э. Дега или К. Моне и т. д.).

- Диалог ученых разных эпох - сопоставление творчества ученых (Г. Галилей - И. Ньютон, А. Эйнштейн - Р. Декарт т. п.).

- Внутренний диалог научного и художественного познания в творчестве ученых - взаимодействие и взаимосвязь культур в творчестве учёных («двойная спираль творчества»): М. В. Ломоносов - «поэт в науке», «учёный в поэзии», С. Морзе - наука, техника, живопись, А. Б. Мигдал -физика, скульптура, ювелирное искусство, Д. И. Блохинцев - физика, живопись, Э. Шредингер -физика, поэзия, Л. Термен - радиотехника, музыка, В. Гейзенберг - физика, проблемы взаимосвязи науки и культуры, Б. В. Раушенбах - физика, математика, исследование произведений живописи (перспектива) и т. п.

- Диалог науки и искусства в творчестве представителей художественной культуры (Леонардо да Винчи, А. Дюрер, И.-В. Гёте, А. Белый, В. Брюсов, Д. Гранин, В. Шефнер и др.).

Физика. Общекультурная составляющая физики. Физика играет значительную роль в становлении культуры, занимает особое место в современной культуре, что связано со спецификой физики как науки, возможностью её приложений в различных областях человеческой деятельности, богатейшей историей, великими личностями, оказавшими влияние на ход истории человечества, становление современной науки и культуры в целом.

Сформулируем ряд утверждений, обосновывающих особую роль и значение физики в современной культуре.

- Физика как наука (специфическая познавательная деятельность) определённым образом связана с духовной (художественной и научной) и материальной культурой. Её достижения во многом

определяют современную культурную ситуацию.

- История физики демонстрирует яркие примеры взаимосвязи и взаимообусловленности науки и культуры: общекультурные корни основных научных открытий, влияние культурных традиций на творчество ученых, взаимоотношения науки и искусства в различные исторические эпохи и т. д. В качестве иллюстрации приведём высказывание И. Пригожина: «Время - фундаментальное измерение нашего бытия. Веками оно пленяло воображение художников, философов, ученых. Включение времени в концептуальную систему галилеевой физики ознаменовало рождение новой науки» [20, с. 4].

«“ Пересмотр“ понятия времени (имеется в виду отход от вневременного подхода к описанию явлений - ,,стрела времени“) - неотъемлемая составная часть грандиозной революции, происходящей в современной культуре» [20, с. 20].

- Научные знания как духовные ценности принадлежат культуре. Физические понятия постоянно входят в описание объектов культуры как создаваемые сегодня, так и в описание исторических памятников.

- Стиль мышления, тип научной рациональности рассматриваются как ценность культуры. На основе достижений ХХ в. формируется постнеклассический тип научной рациональности.

- Существенный вклад в развитие синергетики, становление эволюционно-синергетического подхода вносит современная физика.

- Физика демонстрирует возможность применения эстетических критериев как к процессу научного познания, так и к его результатам.

- Физика оказывает влияние на различные сферы и области человеческой деятельности через использование результатов научной деятельности и физических методов исследования.

- Физика имеет с искусством особые взаимоотношения, определяющие процесс создания произведений, их анализ; появление новых видов искусства, модернизацию традиционных. Можно вести речь о физических основах различных видов искусства, соотношении художественных стилей и определенного уровня развития науки.

- Значительна роль физики в исследовании материальных памятников культуры, культурного наследия, сохранении культурного наследия.

- Крупнейшие учёные-физики а) уделяли внимание проблемам взаимосвязи науки и культуры (выступления, статьи, специальные исследования); б) демонстрировали понимание проблем взаимодействия науки и культуры (В.И. Вернадский, В. Гейзенберг, Р. Оппенгеймер, Н. А. Умов, Э. Шредингер и др.); в) проявляли интерес к искусству; г) занимались художественным творчеством; д) внесли значительный вклад в культуру в результате научной деятельности (Г. Галилей, И. Ньютон, А. Эйнштейн, Н. Бор и др.).

- Достижения физики и возможности её приложений в сфере культуры подтверждают единство и взаимосвязь естественнонаучной и гуманитарной культуры. Взаимоотношения физики и культуры демонстрируют «диалог культур», возникновение нового на границах культур (при переходе от одной культуры к другой), значимость этих границ для осознания специфики каждой из культур.

В заключение выделим общекультурную составляющую физики, конкретизировав представленные ранее содержательные основы взаимосвязи науки и культуры и содержательные элементы, определяющие общекультурную составляющую науки.

ОБЩЕКУЛЬТУРНАЯ СОСТАВЛЯЮЩАЯ ФИЗИКИ

1. Физика. Естественнонаучная и гуманитарная культура.

2. Физика в современном мире. Достижения науки и развитие культуры. Взаимосвязь науки и культуры.

3. Фундаментальные физические понятия как основные категории культуры (материя, пространство, время, движение, взаимодействие).

4. Физика и система взглядов на мир и его познание: идеи, подходы, принципы (причинности, дополнительности, соответствия, симметрии и др.).

5.Познавательная деятельность. Методы познания. Научная рациональность. Классический и неклассический тип научной рациональности.

6. Эволюционно-синергетическая парадигма как основа исследования явлений и процессов в различных научных сферах; синергетика как особый объект изучения - открытые диссипативные системы и физика.

7. Научная картина мира и культура. Физические картины мира.

8. Научные революции в контексте культуры. Физика и смена научных картин мира.

9. Физические методы исследования и их использование в различных научных сферах и областях человеческой деятельности.

10. Физика, техника и эстетика. Эстетические критерии процесса научного познания и его результатов.

11. Научное и художественное познание. Наука и искусство. Физика и искусство.

12. Физика в различных видах искусства.

13. Физика и создание произведений искусства.

14. Современные достижения науки (физики) и их использование в искусстве.

15. Симметрия в природе, науке и искусстве.

16. Природа в зеркале науки и искусства.

17. История физики как элемент истории науки и культуры.

18. Общекультурные корни основных открытий в физике.

19. Научное наследие (труды учёных-физиков, экспериментальные установки, приборы, устройства, фундаментальный физический эксперимент) как феномен культуры.

20. Памятники науки и техники (письменные источники, документы приборы, установки, конструкции, сооружения ).

21. Исследование и сохранение культурного наследия, материальных памятников культуры, произведений искусства. Физические методы исследования.

22. Физика, музеи и выставочные залы. Обеспечение благоприятного музейного климата.

23. Великие учёные, деятели культуры. Жизнь и творчество в культуре определённой эпохи. Уникальность творчества. Вклад в науку и культуру.

24. Диалог науки и культуры, научного и художественного творчества.

25. Влияние творчества учёных на процессы познания мира и культуру в целом.

Подведем итог. Физика - наука, изучающая глубинные основы мироздания, разрабатывающая

утончённые методы и средства познания, опирающаяся на математику и разработки сложнейшей приборной базы. Физика - одна из наиболее развитых областей научного знания, теснейшим образом связанная с другими естественными науками. Она имеет важнейшее значение в миропонимании, развитии мировоззрения и интеллекта человека, его способностей и возможностей, оказывает влияние на процесс научного познания в целом, на всю современную культуру. Физика, являясь одной из ведущих наук современности, демонстрирует возможности интегративного подхода к познанию и освоению мира, возможности единения естественнонаучного и гуманитарного знания, возможности представления науки как элемента культуры в единстве и взаимосвязи с другими элементами культуры и культурой в целом. Физика - ядро современного естествознания, ей принадлежит ведущая роль в создании технологического базиса современной цивилизации, решении экологических проблем и ряда других глобальных проблем.

Физика широким фронтом проникает в гуманитарную сферу: физические методы исследования используются историками, археологами искусствоведами; физика активно включается в решение проблем изучения и сохранения произведений искусства, материальных памятников культуры; физика в значительной мере способствует созданию благоприятного музейного климата: знание физических законов, физико-химических свойств и характеристик различных материалов помогает художникам, скульпторам, архитекторам создавать произведения искусства, подбирать соответствующие материалы для реализации своих замыслов; успехи и достижения современной науки обеспечивают совершенствование и модернизацию традиционных видов искусства, создание новых.

Влияние физики на культуру связано не только с открытиями в науке, обеспечивающими технико-технологические приложения науки во всех сферах человеческой деятельности. Оно связано еще и с тем, что физика даёт понимание устройства мира, определяя важнейшие категории культуры (материя, пространство, время, движение, причинность и др.), формулируя идеи, принципы, подходы (идея близкодействия, эволюционно-синергетический подход, принцип соответствия, дополнительности, симметрии и т. п.), уточняя и конкретизируя типы научной рациональности, стиль мышления.

Развитие физики во взаимосвязи и взаимодействии с культурой подтверждает единство и целостность культуры, демонстрирует роль и значение науки в системе культуры.

Список литературы

1. Бордонская Л. А. Отражение взаимосвязи науки и культуры в школьном физическом образовании и подготовке учителя физики. Чита: ЗабГПУ, 2002. 231 с.

2. Ваганов П. А. Физики дописывают историю. Л.: Ленингр. ун-т, 1984. 216 с.

3. Вагнер Г. Научные методы датирования в геологии, археологии и истории. М.: Техносфера, 2006. 575 с.

4. Волошинов А. В. Математика и искусство. М.: Просвещение, 1992. 335 с.

5. Глазычев В. Л. Гемма Коперника. Мир науки в изобразительном искусстве. М.: Советский художник, 1989. 416 с.

6. Гренберг Ю. И. Технология станковой живописи. История и исследование. М.: Изобразительное искусство, 1982. 320 с.

7. Евин И. А. Что такое искусство с точки зрения физики? М.: Воениздат, 2000. 144 с.

8. Злобин Н. С. Культурные смыслы науки. М.:ОЛМА-ПРЕСС, 1997. 288 с.

9. Искусство и точные науки. М.: Наука, 1979. 296 с.

10. Каган М. С. Философия культуры. СПб.: Петрополис, 1996. 416 с.

11. Кальоти Дж. От восприятия к мысли. О динамике неоднозначного и нарушениях симметрии в науке и искусстве. М.: Мир, 1998. 221 с.

12. Койре А. Очерки истории философской мысли. О влиянии философских концепций на развитие научных теорий. М.: Прогресс, 1985. 286 с.

13. Князева Е. Н., Курдюмов С. П. Основания синергетики. Человек, конструирующий себя и свое будущее. М.: КомКнига, 2007. 232 с.

14. Косарева Л. М. Рождение науки нового времени из духа культуры. М.: Институт психологии РАН, 1997. 360 с.

15. Маркарян Э. С. Теория культуры и современная наука: логико-методологический анализ. М.: Мысль, 1983. 284 с.

16. Мороз О. П. Прекрасна ли истина? М.: Знание, 1989. 208 с.

17. Наука и культура / отв. ред. В. Ж. Келле. М.: Наука, 1984. 336 с.

18. Оппенгеймер Р. Наука и культура // Наука и человечество. Т. 3. Знание, 1964. С. 52-65.

19. Пенкин М. С. Искусство и наука: проблемы, парадоксы, поиски. М.: Наука, 1978. 302 с.

20. Пригожин И., Стенгерс И. Время. Хаос. Квант. К решению парадокса времени. М.: Эдиториал УРСС, 2000. 240 с.

21. Раушенбах Б. В. Геометрия картины и зрительное восприятие. СПб.: Азбука классика, 2001. 320 с.

22. Степин В. С., Кузнецова Л. Ф. Научная картина мира в культуре техногенной цивилизации. М.: ИФ РАН, 1994. 274 с.

23. Сухотин А. К. Ритмы и алгоритмы. М.: Мол. гвардия, 1988. 223 с.

24. Теория познания и современная физика / отв. ред. Ю. В. Сачков. М.: Наука, 1984. 336 с.

25. Томсон Г. Музейный климат. СПб.: Скифия, 2005. 288 с.

26. Умов Н. А. Культурная роль физических наук. (Речь, произнесённая при открытии Московского общества изучения и распространения физических знаний 12.11.1912 г.) / отдельный оттиск из журнала Моск. мат. кружка «Математическое образование». М., 1913. 9 с.

27. Фейнберг Е. Л. Две культуры. Интуиция и логика в искусстве и науке. М.: Наука, 1992. 251 с.

28. Физика в системе культуры. М.: ИФРАН, 1996. 231 с.

29. Холтон Дж. Тематический анализ науки / пер. с англ. ; общ.ред. и послесловие С. Р. Микулинского. М.: Прогресс, 1981. 383 с.

30. Шубников А. В., Копцик В. А. Симметрия в науке и искусстве. М.: Наука, 1972. 339 с.

31. Эйткин М. Дж. Физика и археология. М.: ИЛ, 1963. 257 с.

32. Rabi I. I. Science: the center of culture. The World Publishing Company. New York and Cleveland, 1970. 150 p.

33. Shimonyi K. Kulturgeschichterder Physik. Budapest: Akademiai, Kiado. 1990. 576 p.

References

1. Bordonskaja L. A. Otrazhenie vzaimosvjazi nauki i kul’tury v shkol’nom fizicheskom obrazovanii i podgotovke uchitelja fiziki. Chita: ZabGPU, 2002. 231 s.

2. Vaganov P. A. Fiziki dopisyvajut istoriju. L.: Leningr. un-t, 1984. 216 s.

3. Vagner G. Nauchnye metody datirovanija v geologii, arheologii i istorii. M.: Tehnosfera, 2006. 575 s.

4. Voloshinov A. V. Matematika i iskusstvo. M.: Prosveshhenie, 1992. 335 s.

5. Glazychev V. L. Gemma Kopernika. Mir nauki v izobrazitel’nom iskusstve. M.: Sovetskij hudozhnik, 1989. 416 s.

6. Grenberg Ju. I. Tehnologija stankovoj zhivopisi. Istorija i issledovanie. M.: Izobrazitel’noe iskusstvo, 1982. 320 s.

7. Evin I. A. Chto takoe iskusstvo s tochki zrenija fiziki? M.: Voenizdat, 2000. 144 s.

8. Zlobin N. S. Kul’turnye smysly nauki. M.: OLMA-PRESS, 1997. 288 s.

9. Iskusstvo i tochnye nauki. M.: Nauka, 1979. 296 s.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

10. Kagan M. S. Filosofija kul’tury. SPb.: Petropolis, 1996. 416 s.

11. Kal’oti Dzh. Ot vosprijatija k mysli. O dinamike neodnoznachnogo i narushenijah simmetrii v nauke i iskusstve. M.: Mir, 1998. 221 s.

12. Kojre A. Ocherki istorii filosofskoj mysli. O vlijanii filosofskih koncepcij na razvitie nauchnyh teorij. M.: Progress, 1985. 286 s.

13. Knjazeva E. N., Kurdjumov S. P. Osnovanija sinergetiki. Chelovek, konstruirujushhij sebja i svoe budushhee. M.: KomKniga, 2007. 232 s.

14. Kosareva L. M. Rozhdenie nauki novogo vremeni iz duha kul’tury. M.: Institut psihologii RAN, 1997. 360 s.

15. Markarjan Je. S. Teorija kul’tury i sovremennaja nauka: (logiko-metodologicheskij analiz). M.: Mysl’, 1983. 284 s.

16. Moroz O. P. Prekrasna li istina? M.: Znanie, 1989. 208 s.

17. Nauka i kul’tura / otv. red. V. Zh. Kelle. M.: Nauka, 1984. 336 s.

18. Oppengejmer R. Nauka i kul’tura // Nauka i chelovechestvo. T. 3. Znanie, 1964.

S. 52-65.

19. Penkin M. S. Iskusstvo i nauka: problemy, paradoksy, poiski. M.: Nauka, 1978. 302 s.

20. Prigozhin I., Stengers I. Vremja. Haos. Kvant. K resheniju paradoksa vremeni. M.: Jeditorial URSS, 2000. 240 s.

21. Raushenbah B. V. Geometrija kartiny i zritel’noe vosprijatie. SPb.: Azbuka klassika, 2001. 320 s.

22. Stepin V. S., Kuznecova L. F. Nauchnaja kartina mira v kul’ture tehnogennoj civilizacii. M.: IF RAN, 1994. 274 s.

23. Suhotin A. K. Ritmy i algoritmy. M.: Mol. gvardija, 1988. 223 s.

24. Teorija poznanija i sovremennaja fizika / otv. red. Ju. V. Sachkov. M.: Nauka, 1984. 336 s.

25. Tomson G. Muzejnyj klimat. SPb.: Skifija, 2005. 288 s.

26. Umov N. A. Kul'turnaja rol' fizicheskih nauk. (Rech', proiznesennaja pri otkrytii Moskovskogo obshhestva izuchenija i rasprostranenija fizicheskih znanij 12.11.1912g.) / otdel’nyj ottisk iz zhurnala Mosk. mat. kruzhka «Matematicheskoe obrazovanie». M., 1913.

9 s.

27. Fejnberg E. L. Dve kul’tury. Intuicija i logika v iskusstve i nauke. M.: Nauka, 1992.

251 s.

28. Fizika v sisteme kul’tury. M.: IFRAN, 1996. 231 s.

29. Holton Dzh. Tematicheskij analiz nauki / per. s angl. ; obshh.red. i posleslovie S. R. Mikulinskogo. M.: Progress, 1981. 383 s.

30. Shubnikov A. V., Kopcik V. A. Simmetrija v nauke i iskusstve. M.: Nauka, 1972.

339 s.

31. Jejtkin M. Dzh. Fizika i arheologija. M.: IL, 1963. 257 s.

32. Rabi I. I. Science: the center of culture. The World Publishing Company. New York and Cleveland, 1970. 150 p.

33. Shimonyi K. Kulturgeschichterder Physik. Budapest: Akademiai, Kiado. 1990. 576 p.

Статья поступила в редакцию 28.05.2014

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.