ФИЗИЧЕСКОЕ ЗДОРОВЬЕ СТУДЕНТОВ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ВУЗА С РАЗЛИЧНЫМ УРОВНЕМ ДВИГАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ
Беспалова Т.А., Царева Н.М., Павленкович С.С., Спиридонова Е.А.
Педагогический институт СГУ им. Н.Г. Чернышевского, кафедра валеологии и основ медицинских знаний, г. Саратов. 410028, ул.Заулошнова, д.3
Выдвижение проблемы здоровья в число приоритетных обусловливает актуальность практических исследований индивидуального здоровья [1]. Состояние здоровья человека определяется его адаптационными резервами. Управлять адаптацией студентов в вузе - означает способствовать повышению резистентности организма студента. Неспецифическая резистентность формирует способность адекватно реагировать на самые различные воздействия. Наиболее эффективным средством повышения неспецифической резистентности является спорт и физическая культура.
В связи с вышеизложенным целью исследования явилось изучение физического здоровья студентов с различным двигательным режимом. Было обследовано 185 юношей-студентов 1-3 курсов факультета физической культуры педагогического института Саратовского государственного университета им. Н.Г. Чернышевского. Уровень физического здоровья (УФЗ) определяли с помощью экспресс-метода Г.Л. Апанасенко [2], а также на основании показателей сердечно - сосудистой системы (ССС): частоты сердечных сокращений (ЧСС), систолического, диастолического и пульсового артериального давления (САД, ДАД и ПД), коэффициента выносливости (КВ), вегетативного индекса Кердо (ВИК) и адаптационного потенциала (АП) [3]. О функциональных возможностях системы кровообращения, о мобилизационной готовности организма студентов судили по результатам пробы Мартинета. Все экспериментальные данные были обработаны методом вариационной статистики по критерию Стъюдента [4].
В результате наших исследований все обследованные студенты 1- 3 курсов были распределены на 2 группы по уровню двигательной активности. В 1 группу со средним уровнем двигательной активности вошли 46 % студентов, занимающиеся спортом 1 - 3 раза в неделю, а во 2 группу с высоким двигательным режимом - 54 % юношей, тренирующиеся 6 раз в неделю.
При сопоставлении уровня физического здоровья студентов с различным двигательным режимом нами выявлена существенная разница (табл. 1)
Таблица 1.Морфофункциональные показатели юношей 1-3 курсов с различным двигательным режимом (М ± m)
Примечание: сравнивались показатели юношей со средним и высоким и уровнем двигательной активности - *, достоверность р < 0,05 Уровень здоровья, оцениваемый в баллах, у представителей 1 группы оказался в среднем равным 6,1 балла и был существенно ниже (р < 0,05), чем у студентов 2 группы, у них он составил 10,7 балла. Кроме того, большинство студентов (54,5%) 1 группы имеют УФЗ ниже среднего (4,83 условных балла), а 45,4% - характеризуются средним УФЗ (7,6 условных балла). Во 2 группе, напротив, выявлено 76,9 % со средним УФЗ (10,2 условных балла) и 23,1% с УФЗ выше среднего (12,3 условных балла). Анализ результатов исследований выявил достоверно более высокие показатели индексов Кетле и Робинсона и более низкие показатели жизненного и силового индексов у большинства обследуемых (63,6 %) 1 группы по сравнению с их сверстниками 2 группы (р<0,05). Высокий индекс Робинсона в покое может указывать на низкие аэробные возможности организма и, следовательно, низкий уровень соматического здоровья. Следовательно, систематические тренировки у юношей 2 группы свидетельствуют об их более высоком уровне физического здоровья по сравнению со сверстниками 1 группы, тренирующихся 1-3 раза в неделю.
Фоновые исследования показателей гемодинамики в покое выявили у обследуемых юношей 2 группы более экономный режим сердечной деятельности, тогда как у обследуемых 1 группы имеется некоторое напряжение по показателю КВ. Отклонение данного показателя у юношей 1 группы от нормы составляет 8,7 %. Рассчитанные величины АП у юношей 1 и 2 групп свидетельствуют об удовлетворительном уровне адаптации ССС. По результатам пробы Мартинета реакция со стороны ССС на физическую нагрузку по динамике ЧСС, САД И ДАД у большинства обследуемых была нормотонической. Однако, более выраженные сдвиги в показателях ЧСС и АД выявлены у юношей 1 группы. Оценка вегетативного статуса после физической нагрузки свидетельствует о выраженной симпатикотонии, особенно в 1 группе. Расчет АП сразу после стандартной физической нагрузки выявил напряжение механизмов адаптации у 18 % обследуемых 1 группы. Подобные неблагоприятные сдвиги АП после физической нагрузки связаны, главным образом, с резким увеличением ЧСС. Материалыг XI международного конгресса «Здоровье и образование в XXI веке» РУДН, Москва, 2010
Показатели 1 группа 2 группа
Индекс Кетле, г/см 417,3 ± 2,7 368 ± 1,1 *
Жизненный индекс, мл/кг 61,6 ± 0,3 68,8 ± 0,4 *
Силовой индекс, % 63,1 ± 0,4 72,7 ± 0,6 *
Индекс Робинсона, усл.ед 89,1 ± 0,4 71,5 ± 0,3*
УФЗ, баллы 6,1 ± 0,6 10,7 ± 0,3*
ЧСС,уд/мин 73,7 ± 0,3 63 ± 0,3*
САД, мм.рт.ст. 123,3 ± 0,5 113,4 ± 0,2*
ДАД, мм.рт.ст. 76,9 ± 0,4 71,9 ± 0,3*
ПД, мм.рт.ст 44,4 ± 0,3 41,5 ± 0,3*
КВ, усл.ед 17,4 ± 0,1 15,5 ± 0,2*
ВИК, % - 4,7 ± 0,2 -15,1 ± 0,1*
АП, баллы 2,3 ± 0,02 1,8 ± 0,02*
Таким образом, регулярная физическая тренировка синхронизирует работу всех систем организма. При этом важнейшим фактором эффективности физической тренировки как средства повышения адаптационных возможностей является регулярность и адекватность физических нагрузок.
ЛИТЕРАТУРА
1. Андреев Д.А., Нестеренко А.И., Васильев В.Н. Физиологическая, психоэмоциональная, профессиональная адаптация студентов в медицинских учебных заведениях // Физиология человека. - 2007. -Т. 33, №4. - С. 128131.
2. Апанасенко Г.Л., Попова Л.А. Медицинская валеология. - Ростов н/Д.: Феникс, 2000. - 248 с.
3. Дубровский В.Н. Спортивная медицина. - М.: ВЛАДОС, 2002. - 512 с.
4. Лакин Г.Ф. Биометрия. - М: Высшая школа, 1990. — 352с.
5. Сборник научных тезисов и статей «Здоровье и образование в XXI веке». 2009. Т. 11. № 4.
6. Сборник научных тезисов и статей «Здоровье и образование в XXI веке». 2008. Т. 10. № 4.
7. Сборник научных тезисов и статей «Здоровье и образование в XXI веке». 2007. Т. 9. № 4.
8. Сборник научных тезисов и статей «Здоровье и образование в XXI веке». 2006. Т. 8. № 4.
9. Сборник научных тезисов и статей «Здоровье и образование в XXI веке». 2005. Т. 7. № 4.
10. Сборник научных тезисов и статей «Здоровье и образование в XXI веке». 2004. Т. 6. № 4.
11. Сборник научных тезисов и статей «Здоровье и образование в XXI веке». 2003. Т. 5. № 4.
12. Сборник научных тезисов и статей «Здоровье и образование в XXI веке». 2002. Т. 4. № 4.
13. Сборник научных тезисов и статей «Здоровье и образование в XXI веке». 2001. Т. 3. № 4.
14. Сборник научных тезисов и статей «Здоровье и образование в XXI веке». 1999. Т. 2. № 4.
15. Электронный сборник научных трудов «Здоровье и образование в XXI веке». 2009. Т. 11. № 12.
16. Электронный сборник научных трудов «Здоровье и образование в XXI веке». 2008. Т. 10. № 12.
17. Электронный сборник научных трудов «Здоровье и образование в XXI веке». 2007. Т. 9. № 12.
18. Электронный сборник научных трудов «Здоровье и образование в XXI веке». 2006. Т. 8. № 12.
19. Электронный сборник научных трудов «Здоровье и образование в XXI веке». 2005. Т. 7. № 12.
20. Электронный сборник научных трудов «Здоровье и образование в XXI веке». 2004. Т. 6. № 12.
21. Электронный сборник научных трудов «Здоровье и образование в XXI веке». 2003. Т. 5. № 12.
22. Электронный сборник научных трудов «Здоровье и образование в XXI веке». 2002. Т. 4. № 12.
23. Электронный сборник научных трудов «Здоровье и образование в XXI веке». 2001. Т. 3. № 1.
Материалы1 XI международного конгресса «Здоровье и образование в XXI веке» РУДН, Москва, 2010