Научная статья на тему 'Физическое здоровье школьников'

Физическое здоровье школьников Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
1149
92
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Физическое здоровье школьников»

профессор В С Богатырев ФИЗИЧЕСКОЕ ЗДОРОВЬЕ ШКОЛЬНИКОВ

Кировский государственный педагогический университет

Оптимальная двигательная активность спо собствует развитию физических качеств, двига тельных умений и навыков, повышает функцио нальные резервы организма, что в комплексе обеспечивает высокий уровень здоровья и рас ширяет адаптационные возможности организма. Применение широкого круга упражнений для воспитания физических качеств и формирования двигательных навыков улучшает пластичность нервной системы школьников, создает обшир ный фонд временных связей, что обеспечивает хорошие предпосылки для освоения других, не известных им еще навыков. В школьном возрас те организм находится в стадии незавершенного формирования, поэтому занятия физическими упражнениями вызывают более отчетливые и быстро наступающие морфологические и функ циональные сдвиги. Суммарным выражением воздействия систематических упражнений на де тей и подростков является улучшение их физи ческого здоровья (Богатырев B.C., Циркин В.И., 1998).

В процессе занятий физическими упражнени ями оптимально увеличиваются размеры и мае са тела, идет непрерывная дифференциация структуры тканей и органов, развитие их функ ций и совершенствование систем, что является основой для максимального развертывания организма в зрелом возрасте (Коц Я.М., 1986; Матвеев Л.П., 1991; Дубровский В.И., 1998).

Учебный процесс по физической культуре, как любой процесс управления, требует обяза тельной обратной связи - эту функцию выполня ет педагогический контроль (Холодов Ж.К., Кузнецов B.C., 2000). Контрольное тестирование обеспечивает оперативную информацию о со стоянии физического развития, физической под готовленности и здоровья школьников (Богаты рев B.C., Циркин В.И., 1998).

Физическая подготовленность характеризует ся состоянием вегетативных функций организма, степенью развития двигательных качеств и форм тела, а также разнообразием двигательных на выков, которыми овладел человек (Дубровский В.И., 1998). Согласно представлениям ряда авто ров (Коц Я.М., 1986; Ильинич В.И., 1999), ос новной путь обеспечения физической подготов ленности человека - это развитие его двигатель ных качеств. Благодаря физическим способнос тям человек проявляет силу, быстроту и мощ ность в движениях, координирует их в двига тельных действиях, выполняет продолжитель ную работу, несмотря на возникающее утомле ние (Stuart Me Robert, 1991).

Процесс, направленный на улучшение физи ческой подготовленности, называется физичес кой подготовкой. Рациональные занятия физи ческими упражнениями способствуют развитию физических качеств, двигательных умений, рас ширяют функциональные резервы организма, что в комплексе обеспечивает высокий уровень здоровья (Циркин В.П., Богатырев B.C., 1998). Методика контроля за физической подготовлен ностью предполагает применение тестов для оп ределения выносливости, гибкости, ловкости, силы, скоростно-силовых качеств, способности управлять своими движениями (Bube Н., Feck G., Stubler Н„ Trogsch F„ 1968).

Целью работы явилось изучение физического здоровья школьников Кировской области по ре зультатам спортивно-оздоровительных соревно ваний «Президентские состязания» в рамках ре ализации Указа Президента Российской Федера ции.

В задачи работы входили:

-комплексная оценка уровня физического здоровья учеников 1-11 классов по среднему баллу;

-анализ физической подготовленности школьников на основе определения общей вы носливости, динамической и статической сило вой выносливости, гибкости и скоростно-сило вых качеств;

-сопоставление полученных данных с конт рольными нормами (отдельно для мальчиков и девочек).

Работа выполнена при содействии Департа мента образования Кировской области и Коми тета по физической культуре и спорту.

Методика исследования

(тестовые испытания в президентских состязаниях)

Бег на 1000 м. Бег выполнялся с высокого старта. Результат фиксировался с помощью се кундомера. Во время бега по дистанции при не обходимости можно было перейти на ходьбу. Оценивалась общая выносливость, состояние кардио-респираторной и мышечной систем.

Сгибание и разгибание рук в упоре лежа. Ис ходное положение: упор лежа - голова, тулови ще, ноги составляют прямую линию. Сгибание рук выполнялось до касания грудью пола, а раз гибание - до полного выпрямления рук, не нару шая прямой линии тела. Выполнялась одна по пытка. Фиксировалось число отжиманий при условии правильного выполнения упражнения в произвольном темпе. Оценивалась динамичес кая силовая выносливость.

Удержание тела в висе на согнутых руках на перекладине. Школьник с помощью учителя принимал положение виса хватом сверху так, чтобы его подбородок находился над переклади ной. После этого включался секундомер. Когда под влиянием утомления руки начинали разги баться и глаза оказывались на уровне перекла дины, выполнение теста прекращалось. Оцени валась статическая силовая выносливость.

Сгибание туловища из положения лежа на спине. Исходное положение - руки за головой, пальцы в замке, ноги согнуты в коленях, ступни закреплены. Фиксировалось число правильно выполненных движений (до

касания локтями ко леней) за 30 секунд. Оценивалась скоростно-си- ловая выносливость мышц брюшного пресса.

Прыжок в длину с места. Выполнялся толч ком ног с махом рук. Длина прыжка измерялась в сантиметрах в лучшей из трех попыток от старто вой линии до ближнего места касания пятками или любой другой частью тела после приземле ния. Оценивались скоростно-силовые качества.

Наклон вперед из положения сидя. На полу обозначались центровая и перпендикулярная линии. Школьник, сидя на полу, ступнями ног касался перпендикулярной линии (ноги выпрям лены в коленях, ступни расположены вертикаль но к полу, расстояние между ступнями составля ет 20-30 см). Выполняется три наклона вперед, на четвертом фиксируется результат на центро вой мерной линии по кончикам пальцев - при фиксации этого результата не менее двух секунд (сгибание ног в коленях не допускается). Оцени валась гибкость (подвижность позвоночника и тазобедренных суставов).

Результаты исследований и их обсуждение

В президентских состязаниях в Кировской области участвовало 411 школ, в которых сорев новались 71367 школьников. Количественному и качественному анализу были подвергнуты 428202 результата (Богатырев B.C., 2001).

Для анализа уровня физической подготовлен ности школьников методом случайной выборки были взяты результаты, показанные учащимися лицея № 3 города Слободского, Тырышкинской школы Кикнурского района, Мошкинской школы Советского района, Черновской школы Шабалин- ского района и Сардыковской школы Унинского района. Всего учтено 7696 результатов.

Анализ данных динамической силовой вы носливости показал, что значительная часть школьников выполнила упражнение, превысив зачетный результат. Тем не менее выявлен раз ный уровень физической подготовленности уча щихся: одни выполняют упражнение на «отлич но», а другие не могут выполнить задание даже на «удовлетворительно».

При этом обнаружены следующие недостат ки: а) велик процент девочек, не сумевших вы полнить зачетные упражнения в первом классе (10,4%), во втором (27,8%), в шестом (19,6%), в седьмом (46,8%), в восьмом (19,3%), в девятом (11,6%), в десятом (14,6), в одиннадцатом (11,9%); б) средние результаты девочек седьмо-го-одиннадцатого классов значительно ниже нормативных данных; в) средние результаты мальчиков третьего и шестого классов ниже нормативных данных; г) большой процент маль чиков выполнили норматив только на удовлет верительные оценки (рис. 1) в первом классе (54,3%), в третьем (49,1%), в пятом (23,7%), в шестом (30,4%), в десятом (21,6%), в одиннадца том (42,3%).

Рис. I. Динамическая силовая выносливость (ломаная линия) мальчиков 1-11 кпассов (сплошная линия - зачетные

результаты на оценку «4»),

Статическая силовая выносливость школьни ков восьмых-одиннадцатых классов находится на неудовлетворительном уровне (рис 2). Под тверждением этому служат следующие факты: а) значителен процент девочек, не сумевших вы полнить силовые упражнения во втором (22,2%), шестом (33,3%), седьмом (26,7%) восьмом (36,8%), девятом (31,8%), десятом (57,6%), один надцатом (43,3%) классах; б) велик процент мальчиков, не сумевших выполнить силовые уп ражнения в седьмом (16,3%) и восьмом (12,0%) классах; в) средние результаты девочек восьмо- го-одиннадцатого классов значительно ниже нормативных данных; в) средние результаты мальчиков восьмого и одиннадцатого классов ниже нормативных данных; г) большой процент мальчиков выполнили норматив только на удов летворительные оценки в первом классе (21,7%), пятом (21,7%), седьмом (27,9%), восьмом (24,0%), девятом (17,9%), десятом (17,6%), в одиннадцатом (26,9%).

Анализ скоростно-силовой подготовленности учащихся выявил разный уровень их подготов ленности: у мальчиков-юношей первых-один- надцатых классов средний балл выше 4,0; скоро- стно-силовая подготовленность школьниц пер вых-седьмых классов находится на хорошем уровне, но велик процент девочек, не сумевших выполнить оба упражнения на зачетный резуль-

I 2356789 10 II

Рис. 2. Процент девочек 1-11 кпассов, не сумевших выполнить упражнение в статической сшовоьI выносливости на

зачетный норматив

тат в первом классе (13,9%), в шестом (15,7%), в седьмом классе (8,7%). Скоростно-силовая подготовленность девочек восьмых-одиннадца- тых классов находится на неудовлетворитель ном уровне, так как их средние результаты зна чительно ниже нормативных данных (рис. 3).

Рис. 3. Уровень скоростно-сшовой подготовленности (ломаная линия) девочек 1-11 кпассов (сплошная линия зачетные

результаты на «4»)

Просмотр показателей гибкости показал, что значительная часть школьников выполнила уп ражнение, превысив зачетный результат. Так, средний балл выше 4,0 у мальчиков в первом- пятом и одиннадцатом классах (рис. 4), а у дево чек в первом, третьем, пятом и восьмом-один- надцатом классах.

Рис. 4. Уровень развития гибкости (ломаная линия) мальчиков 1-11 кпассов (сплошная линия - зачетные результаты на

«4»)

В то же время выявлены следующие недостат ки: а) велик процент девочек, не сумевших вы полнить тест на зачетный результат во втором (25,0%), третьем (12,1%), шестом (31,4%), седь мом (15,6%), восьмом (10,5%), десятом (8,2%) классах, а среди мальчиков в первом классе (8,7%), втором (10,6%), шестом (40,6%), седьмом (23,3%), восьмом (20,0%), девятом (17,9%), десятом (21,6%) классах; б) средние результаты девочек 6-го класса значительно ниже нормативных дан ных; в) средние результаты мальчиков 6-го, 7-го, 8-го, 9-го классов ниже нормативных данных.

Общая выносливость школьников находится на неудовлетворительном уровне. Подтвержде нием этому служат следующие факты: а) велик процент девочек, не сумевших выполнить нор матив в беге на 1000 м во втором (13,9%), шее том (15,7%), седьмом (9,1%) классах; б) средние результаты девочек пятого и одиннадцатого классов значительно ниже нормативных данных; в) средние результаты мальчиков первого, вто рого, пятого, седьмого, девятого и одиннадцато го классов ниже нормативных данных; г) сред ний балл девочек пятого, восьмого-одиннадца- тых классов и мальчиков первого, пятого, деся того и одиннадцатого классов ниже 4,0; д) де вочки первого, девятого, одиннадцатого и маль чики восьмого-одиннадцатого классов не смог ли показать ни одного отличного результата (рис. 5).

Рис. 5. Уровень развития общей выносливости (ломаная линия) девочек 1-11 кпассов (стошная линия - зачетные

результаты на «4»)

Низкий уровень физического здоровья школьников представляет собой результат воз действия на организм (на всех этапах его разви тия) многочисленных повреждающих факторов среды, которым (вследствие гиподинамии) не способен противостоять защитный механизм адаптации, формирующийся только при опти мальной двигательной активности (Богатырев B.C., Циркин В.П., 2001). В то же время повыше ние уровня физической подготовленности уча щихся является важным фактором улучшения соматического здоровья.

Выводы

1.Полученные данные позволяют заключить, что физическое здоровье учеников 1-11 классов средних общеобразовательных школ Кировской области (как и соматическое - Богатырев B.C., 2001; так и репро дуктивное -Богатырев B.C., Циркин В.И., 2001) вы зывает серьезную озабоченность: а) у большой части школьников результаты ряда тестов находятся ниже нормативных данных; б) выявлен значительный раз рыв в уровне физической подготовленности школь ников одного возраста как среди мальчиков, так и среди девочек; в) в некоторых возрастных группах наблюдаются явные пробелы в развитии двигатель ных качеств (как у мальчиков, так и у девочек).

2.Одним из перспективных направлений улучше ния физического здоровья школьников как задачи государственной важности следует считать совершен ствование системы физического воспитания. С этой целью рекомендуется внести существенные корректи вы в систему занятий физическими упражнениями учеников 1-11-х классов за счет:

а) увеличения числа часов, выделяемых на уроки физической культуры;

б) раздельного физического воспитания мальчи ков и девочек;

в) дифференцированных занятий с учетом уровня соматического и физического здоровья;

г) внедрения новых технологий, направленных на расширение функциональных резервов организма.

Библиографический список

1 .Богатырев B.C., Циркин В.II. Методы оценки и диагностики в оздоровительной работе. - Киров: Изд-во ВГПУ, 1998.

- 70 с.

2.Богатырев B.C. Уровень физической подготов ленности и здоровье школьников Кировской области. ВГПУ, Департамент образования Кировской облас ти. - Киров: Изд-во ВГПУ, 2001. - 42 с.

3.Богатырев B.C., Циркин B.II. Антропометричес кие и физиометрические подходы к оценке репродук тивного здоровья девушек. - Киров: Изд-во ВГГГУ, 2001. - 217 с.

4.Дубровский В.II. Спортивная медицина. - М.: Владос, 1998. - 480 с.

5.11льинич В.II. Физическая культура студента. - М.: Гардарики, 1999. - 448 с.

б.Коц ЯМ. Спортивная физиология. - М.: Физ культура и спорт, 1986. С. 179-192.

I .Матвеев Л.П. Теория и методика физической культуры. - М.: Физкультура и спорт, 1991. - 254 с.

8.Холодов Ж.К, Кузнецов В С. Теория и методика физического воспитания и спорта. - М.: Академия, 2000. - 400 с.

9.Циркин B.II, Богатырев B.C. Физическое здоро вье человека. - Киров: Изд-во ВГГГУ, 1998. - 94 с.

10.Физическая подготовленность школьников Кировской области. /Под. ред. B.C. Богатырева. Сборник научных трудов. ВГПУ, Комитет по физи ческой культуре и спорту Кировской области. - Ки ров: Изд-во ВГГГУ, 2001. - 58 с.

II .ВиЪе Н., Feck G., Stabler Н., Trogsch F. Tests in der sport praxis. Sportverlag, Berlin, 1968. - 237 s.

12. Stuart Me Robert. Bodybuilding for the drug-free and geneticaly typical. Nicosia: Cyprus, 1991. -217 s.

Summary

PHYSICAL HEALTH OF SCHOOLBOYS V.S. Bogatyryov Kirov State Humanitarian University

Physical health of schoolboys in Kirov region was studied on the base of the results of sport competitions called «Presidential». There has been done the analysis of physical preparedness of schoolboys on the base of determination of general endurance, dynamic and steady-state power endurance, flexibility and the level of development of speed-power qualities.

The complex evaluation of physical health of 1-11th year students was determined on average results. The received data were compared with control indices (apart for boys and girls).

Keywords:

Physical health, adaptation, functional reserves, physical preparedness.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.