Научная статья на тему 'Учет здоровья студентов на занятиях по физической культуре'

Учет здоровья студентов на занятиях по физической культуре Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
119
34
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Богатырев B. C., Кадочникова Н. И., Мозгунов Г. Н.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Учет здоровья студентов на занятиях по физической культуре»

Профессор B.C. Богатырев, Н.И. Кадочникова, доцент Г.Н. Мозгунов УЧЕТ ЗДОРОВЬЯ СТУДЕНТОВ НА ЗАНЯТИЯХ ПО ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ

Кафедра физического воспитания ВГПУ Кафедра физического воспитания КГМА

Многие авторы отмечают, что в нашей стране в последние годы происходит прогрессирующее снижение уровня физического развития (Сухарева Л.М. и др., 1996; Доскин В. А. и др., 1997), физической подготовленности (Тарасов В.М., Вавилов Ю.Н., 1998; Богатырев B.C., 2001) и соматического здоровья юношей и девушек (Грошев В.Н. и др., 1999; Богатырев B.C., 2000). Эти явления объясняют различными причинами, среди которых часто указываются такие как гиподинамия, экологически неблагоприятные факторы, нерациональное питание и другие (Агаджанян Н.А. и др., 1996, Богатырев B.C., Циркин В.И., 2000).

Вследствие отклонений в состоянии здоровья и недостаточного уровня физической подготовленности, студенты на занятиях но физической культуре не могут выполнять в полном объеме упражнения, предлагаемые государственной программой. Главная задача проведения занятий с такими студентами - поиск эффективных средств и методов для коррекции физического развития и укрепления здоровья.

В целом данная проблема для своего решения требует комплексного подхода. Многие рассматриваемые аспекты близки как физической культуре, так и медицине, физиологии и гигиене.

Целью работы являлось изучение состояния здоровья студентов 1-3 курсов КГМА для рационального использования средств физической культуры на учебных занятиях.

В задачи работы входило:

1)определение числа студентов, имеющих основную, подготовительную и специальную медицинскую группу;

2) определение числа студентов, имеющих хронические заболевания;

3)определение структуры заболеваний (отдельно для юношей и девушек).

Методика

Состояние здоровья студентов 1 -3 курсов КГМА, медицинская группа для занятий физической культурой определялись по индивидуальным картам амбулаторного

наблюдения. Хронические заболевания, отраженные в амбулаторных картах, рассматривались с использованием международной классификации болезней 10- го пересмотра (МКБ, 1995).

Результаты исследований и их обсуждение

Распределение девушек но медицинским группам. Рассмотрены данные 601 девушки 1- 3 курсов; из них 71,71% имели основную, 9,65% - подготовительную и 18,64% - специальную группу (табл. 1). На первом курсе обучалось 223 девушки; основную группу имели 67,26%, подготовительную - 10,76%, специальную - 21,97%. На втором курсе из 190 студенток основная группа была у 71,05%, подготовительная - у 10,00%, специальная - у 18,95%. На третьем курсе обучалось 188 девушек, из них основную группу имели 77,66%, подготовительную - 7,98% и специальную - у 14,36%. Число девушек, имеющих основную группу, достоверно увеличивается от первого к третьему курсу (на первом - 67,26%, на втором - 71,05%, на третьем-71,71%).

Рассматривая полученные данные, можно отметить следующее.

1 .Значительная часть студенток имела ограничения в занятиях физическими упражнениями из-за наличия отклонений в состоянии здоровья. Это составляло 28,29% от общего числа девушек; из них к подготовительной медицинской группе относилось 9,65%, а к специальной медицинской группе (наличие значительных отклонений в состоянии здоровья) - 18,64%.

2.С каждым годом в университет

поступало все меньше девушек, не имеющих ограничений при проведении занятий по физической культуре. Подтверждением этого положения служат следующие данные:

-число девушек, имеющих основную группу, достоверно увеличивалось от первого ко второму курсу (67,26% против 71,05%) и от второго к третьему курсу (71,05% против 77,66%);

-число студенток, относящихся к подготовительной группе, снижалось от первого к третьему курсу; на первом - 10,7612,08%, на втором - 10,00%, на третьем

-7,98%;

-число студенток, имеющих значи тельные ограничения в занятиях физическими упражнениями (специальная группа), снижалось от первого к третьему курсу (на первом - 21,97%, на втором - 18,95%, на третьем -14,36%).

Заболеваемость девушек. Учитывая данные всего массива (601 студентка 1-3 курсов), заболеваемость девушек имела следующую структуру (табл. 2). Болезни глаза и его придаточного аппарата занимали первое место и составляли 8,32%, на втором месте - болезни органов дыхания (3,33%), на третьем-четвертом - болезни нервной системы и болезни мочеполовой системы (по 2,50%), на пятом - болезни костно-мьппечной системы (2,33%), на шестом - болезни системы кровообращения (1,83%), на седьмом-восьмом

-болезни эндокринной системы и врожденные аномалии (по 1,50%), на девятом - болезни органов пищеварения (1,33%), на десятом- одиннадцатом - болезни кожи и травмы (0,17%).

В целом 25,46% студенток имели различные хронические заболевания. Можно констатировать, что в академию с каждым годом поступало все больше девушек, имеющих различные заболевания. Это положение подтверждают следующие данные.

1. На старших курсах девушки имели заболеваний меньше, чем на первом (на первом - 27,35%, на втором - 28,42%, на третьем - 19,68%).

2.Первое место на всех курсах занимали болезни глаза и его придаточного аппарата (8,32%). При этом у девушек первого курса зрение ниже, чем у девушек второго (9,87% против 8,42%), а у девушек второго ниже, чем у девушек третьего курса (8,42% против 6,38%).

3.Заболеваний системы кровообращения было больше на первом курсе, чем на втором и третьем (4,04±1,32% против 0,53±0,52% и 0,53±0,53%).

Распределение юношей по медицинским группам. На первом, втором и третьем курсах обучалось 327 студентов (табл. 1). Из общего числа студентов основную группу имели 74,62%, подготовительную -8,26%, специальную - 17,13%. На первом курсе училось 123 юноши; основную группу имели 70,73%, подготовительную - 9,76%, специальную - 19,51%. На втором курсе обучалось 106 юношей; из них основную группу имели 76,42%, подготовительную - 7,55%, специальную - 16,04%. На третьем курсе училось 98 юношей; основную группу имели 77,55%, подготовительную - 7,14%, специальную -15,31%.

Таким образом, значительная часть юношей имела ограничения при посещении занятий физической культурой из-за наличия отклонений в состоянии здоровья. Такие студенты составляли 25,39% от общего числа; из них к подготовительной медицинской группе относилось 8,26%, а к специальной медицинской группе (наличие значительных отклонений в состоянии здоровья) - 17,13%.

Отметим, что с каждым годом в академию поступало все меньше юношей, не имеющих ограничений при проведении занятий по физической культуре. Это положение подтверждают такие данные.

1.Число юношей, имеющих основную группу, снижалось от третьего курса к первому (77,55% - на 3-ем, 76,42% - на 2-ом, 70,73% - на 1-ом).

2.Число юношей, имеющих подгото вительную группу, больше на первом, чем на втором и третьем (9,76% против 7,55-7,14%). . 3.Студентов, имеющих специальную медицинскую группу больше на первом, чем на втором курсе (19,51% против 16,04%) и больше на втором, чем на третьем курсе (16,04% против 15,31%).

Таблица 1

Заспредел ение студентов по медицинским группам

Курс Общее число Группа для занятий физической культурой

основная подготовительная специальная

п % п % п %

Девушки

1 223 150 67,26±3,14 1 24 10,76±2,08 49 21,97±2,77

2 190 135 71,05±3,29 19 10,00±2,18 36 18,95±2,84

3 188 146 77,66±3,04 15 7,98±1,98 27 14,36±2,56

Всего 601 431 71,71±1,84 58 9,65±1,20 112 18,64±1,59

Юноши

1 123 87 70,73±4,10 12 9,76±2,68 24 19,51±3,57

2 106 81 76,42±4,12 8 7,55±2,57 17 16,04±3,56

3 98 76 77,55±4,21 7 7Д4±2,60 15 15,31Л3,64

Всего 327 244 74,62±2,41 27 8,26±1,52 56 17,13±2,08

Девушки и юноши

1 346 237 68,50±2,50 36 10,40±1,64 73 21,10±2,19

2 296 216 72,97±2,58 27 9,12±1,67 53 17,91±2,23

3 286 222 77,62±2,46 22 7,69±1,58 42 14,69±2,09

Всего 928 675 72,74±1,46 85 9,16±0,95 168 18,10±1,26

Структура заболеваемост:

Таблица 2 и девушек

Болезни 1 курс 2 курс 3 КУРС Всего

п % п % п % п %

Число студентов 223 190 188 601

Болезни эндокринной 1 0,45±0,45 4 2,11*1,04 4 2,13±1,05 9 1,50±0,50

сис темы, расстройства

питания и нарушения обмена

ве ществ

Болезни нервной системы 6 2,69±1,08 5 2,63±1,16 4 2ДЗ±1,05 15 2,50±0,64

Болезни глаза и его 22 9,87±2,00 16 8,42±2,01 12 6,38±1,78 50 8,32± 1,13

прида точного аппарата

Болезни системы 9 4,04±1,32 1 0,53±0,52 1 0,53±0,53 11 1,83±0,55

кровооб ращения

Болезни органов дыхания 6 2,69±1,08 6 3,16±1,27 8 4,26±1,47 20 3,33±0,73

Болезни органов 3 1,35±0,77 3 1,58±0,90 2 1,06±0,75 8 1,33±0,47

пищеваре ния

Болезни кожи и подкожной 1 0,45±0,45 0 0,00±0,00 0 0,00*0,00 1 0,17±0,17

клетчатки

Болезни костно-мышечной 3 1,35±0,77 6 3,16±1,27 5 2,66±1,17 14 2,33±0,62

системы и соединительной

ткани

Болезни мочеполовой 7 3,14±1,17 7 3,68±1,37 0 0,00±0,00 15 2,50±0,64

сис темы

Врожденные аномалии 3 1,35±0,77 5 2,63±1,16 1 0,53±0,53 9 1,50±0,50

(по роки развития),

деформа ции, хромосомные

наруше ния

Травмы, отравления и 0 0,00±0,00 1 0,53±0,52 0 0,00±0,00 1 0,17±0,17

неко торые другие

последствия воздействия

внешних при чин

Всего заболеваний от 61 27,35±2,99 54 28,42±3,27 37 19,68±2,90 15 25,46±1,78

обще го числа студентов 3

Заболеваемость юношей. Заболеваемость юношей имела следующую структуру (табл. 3). Первое место среди болезней занимали болезни глаза и его придаточного аппарата (4,28%). На втором-третьем месте - болезни органов дыхания и болезни системы кровообращения (по 2,14%), на четвертом - болезни органов пищеварения (1,83%), на пятом-седьмом - болезни мочеполовой системы, болезни нервной системы и болезни костно-мышечной системы (по 1,53%), на восьмом-девятом - врожденные аномалии и болезни эндокринной системы (по 0,92%), на десятом - травмы (0,61%).

В целом 18,04% студентов имели различные хронические заболевания. Число студентов, имеющих заболевания, снижалось от первого ко второму-третьему курсам (20,33% против 16,98-16,33%).

Таблица 3

Болезни 1 курс 2 курс 3 курс Всего

п % п % п % п %

Число студентов 123 106 98 327

Болезни эндокринной системы, расстройства питания и нарушения обмена веществ 1 0,81±0,81 1 0,94±0,94 1 1,02±1,02 3 0,92±0,53

Болезни нервной 3 2,44±1,39 1 0,94±0,94 1 1,02±1,02 5 1,53±0,68

сис темы

Болезни глаза и его 5 4,07±1,78 6 5,66±2,24 3 3,06±1,74 14 4,28±1,12

придаточного аппарата

Болезни системы кро вообращения 3 2,44±1,39 2 1,89*1,32 2 2,04±1,43 7 2,14±0,80

Болезни органов 3 2,44±1,39 1 0,94±0,94 3 3,06±1,74 7 2,14±0,80

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

дыха ния

Болезни органов 1 0,81±0,81 2 1,89±1,32 3 3,06±1,74 6 1,83±0,74

пи щеварения

Болезни кожи и 0 0,00±0,00 0 0,00±0,00 0 0,00±0,00 0 0,00±0,00

под кожной клетчатки

Болезни костно- 2 1,63±1,14 2 1,89±1,32 1 1,02±1,02 5 1,53±0,68

мышечной системы и

соединительной ткани

Болезни мочеполовой 2 1,63±1,14 2 1,89±1,32 1 1,02±1,02 5 1,53±0,68

системы

Врожденные аномалии (пороки развития), де формации, хромосом ные нарушения 2 1,63*1,14 0 0,00±0,00 1 1,02±1,02 3 0,92±0,53

Травмы, отравления и некоторые другие по следствия воздействия внешних причин 2 1,63±1,14 и 0 0,00±0,00 0 0,00±0,00 2 0,61±0,43

Всего заболеваний от общего числа студен тов 25 20,33±3,63 18 16,98±3,65 16 16,33±3,73 59 18,04±2,13

Сравнение состояния здоровья юношей и девушек по медицинским группам дает следующие результаты. Процент студентов, отнесенных к основной группе, выше у юношей, чем у девушек (74,62% против 71,71%). Процент студентов, имеющих подготовительную группу, выше у девушек, чем у юношей (9,65% против 8,26%). Процент студентов, имеющих значительные отклонения в состоянии здоровья, также выше у девушек, чем у юношей (18,64% против 17,13%). В целом среди девушек больше, чем среди юношей, ограничений в занятиях физическими упражнениями, связанных с наличием отклонений в состоянии здоровья (28,29% против 25,39%).

Структура заболеваемости у юношей и девушек различна. Если у девушек после болезней глаза и его придаточного аппарата следовали болезни органов дыхания, болезни нервной системы, мочеполовой системы, костно-мышечной системы, системы, кровообращения, эндокринной системы, врожденные аномалии, болезни органов пищеварения, болезни кожи и подкожной клетчатки, травмы, то у юношей после болезни глаза и его придаточного аппарата следовали болезни системы кровообращения, органов дыхания, болезни органов пищеварения, мочеполовой системы, нервной системы, костно-мышечной системы, врожденные аномалии, болезни эндокринной системы, травмы, отравления и некоторые другие последствия воздействия внешних причин.

Результаты наших исследований свидетельствуют, что для студентов характерна высокая соматическая заболеваемость, которая не имеет тенденции к снижению. Из года в год в акдемию поступает большее число первокурсников, имеющих хроническую патологию, а также число студентов, которых требуется освобождать от занятий по физической культуре. В целом полученные данные говорят о том, что студенты академии, подобно их сверстникам из других регионов нашей страны (Лешкевич И.А. и др., 1997; Рыбалкина С.В. и др., 1997; Грошев В.Н. и др., 1999), имеют высокий уровень заболеваемости. Даже принимая во внимание относительность полученных цифр, эти данные указывают на тревожную тенденцию, характерную для студентов и требующую применения мероприятий государственного масштаба по коренному улучшению ситуации.

Выводы

1.В целом 22,84% (212) студентов академии имеют различные хронические заболевания; на первом курсе их число составляет 24,86 (86), на втором - 24,32% (72), на третьем - 18,53% (53). Значительное число студентов имеет такие заболевания, как болезни глаза и его придаточного аппарата (6,90%), болезни органов дыхания (2,91%), болезни нервной системы (2,26%), болезни мочеполовой системы (2,16%), болезни костно-мышечной системы (2,05%), болезни системы кровообращения (1,94%), болезни органов пищеварения (1,51%).

2. На учебных занятиях по физической культуре занимается 928 студентов академии, из них основную группу имеют только 72,74%. К подготовительной группе относится 9,16% (85), к специальной - 18,10% (168) студентов

-всего это составляет 31,50% на первом курсе, 27,03% - на втором, 22,38% - на третьем курсе. Следовательно, значительное число студентов имеет ограничения в занятиях физической культурой из-за различных отклонений в состоянии здоровья. Учитывая процентный состав девушек и юношей, отнесенных к той или иной группе для занятий физической культурой, можно отметить, что число девушек основной группы, в сравнении с юношами, меньше на 2,91%, подготовительной - на 1,39%, лиц со значительными отклонениями в состоянии здоровья (имеющих специальную медицинскую группу) - на 1,51%.

3. С целью укрепления здоровья и устранения недостатков в физическом развитии на каждом курсе нужно комплектовать из числа студентов, имеющих отклонения в состоянии здоровья (подготовительная медицинская группа) и имеющих значительные отклонения в состоянии здоровья (специальная медицинская группа), группы для направленного воздействия средств физической культуры. При проведении занятий с ними следует учитывать диагноз заболевания, степень компенсации утраченных функций, возможность выполнения тех или иных упражнений в каждом конкретном случае (осуществлять индивидуальную дозировку физической нагрузки).

Литература

1. Агаджанян Н.А., Ступаков Г.П., Ушаков И.Б. и др. Экология, здоровье, качество жизни. -М.: Москва-Астрахань, 1996. - 260 с.

2.Богатырев B.C., Циркин В.И. Антропометрические и физиометрические подходы в оценке репродуктивного здоровья девушек. - Киров: изд-во ВГПУ, 1999. - 218 с.

3.Грошев В.Н., Попова Н.Н., Кривошапов Н.А., Лямина С.В. Гипотрофия в подростковом возрасте // Педиатрия. - 1999. - № 1. - С. 84- 87.

4-Доскии В.А., Келлер X., Мурасенко Н.М., Тонкова-Ямпольская Р.В Морфо- фуикциональные константы детского организма: Справочник. -М.: Медицина, 1997. -С. 65, 75-79.

5.Здоровье студентов / Под ред. B.C. Богатырева. Киров, 2000. - 109 с.

6.Лешкевич И.А., Чичерин Л.П., Егоров В.В. Программный подход к охране здоровья детей и подростков в г. Москве // Педиатрия.

-1997.-№6.-С. 40-44.

7. Международная классификация болезней. 10-й пересмотр, 1995.

8.Рыбалкина С.В., Фомин B.C. и др. Компенсация дефицита двигательной активности у школьников на основе учета их функциональной подготовленности // Физическая культура. - № 3. - 1997. -С. 36-38.

9.Сухарева Л.М., Куинджи Н.Н., Ананьева Н.А., Ямпольская Ю.А. Изменения в состоянии здоровья современных девочек, угрожающие формированию их репродуктивной функции // Тезисы докладов второй всероссийской конференции по гинекологии детей и подростков 17-18 сентября 1996 г., Барнаул. -

Барнаул- Белокуриха. - 1996. - С. 67-68.

10. Физическая подготовленность школьников Кировской области / Под ред. B.C. Богатырева.

Киров, 2001. - 58 с.

П.Тарасов В.М., Вавилов Ю.Н. Опыт организации спортивно-оздоровительной программы "президентские состязания" в Челябинске // Физическая культура. - 1998. - № 3. - С. 18-23. EVALUATION OF STUDENTS' HEALTH IN THE COURSE OF PHYSICAL TRAINING V.S. Bogatyrev, N.I.

Kadochnikova, G.N.

Mozgunov Vyatka State Teacher-Training University Kirov State Medical Academy

The results of our study show that students have high somatic morbidity. It has no tendency to decrease. More and more students with chronic pathologies enter the academy each year and they have to be released from the course of physical training. His situation is very difficult to improve. This demonstrates a negative tendency in Russia. Participation of the state in the improvement of students' health should be a must. The major approach is to form special group taking into consideration health abnormalities, extent and severity of health disorders, extent of physical malfunctions, ability to do certain physical exercises, diagnosis of the disease, etc. All these peculiarities should be taken into consideration in conducting lessons of physical training with such students. There should be several groups based on the above principles: 1. Preparatory medical groups for students with some health disorders; 2. Special medical groups for students with serious health problems; 3. Groups for special physical training therapy.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.