Научная статья на тему 'ФИЗИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ В СЕМЬЕ'

ФИЗИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ В СЕМЬЕ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
0
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
физическая культура / спорт / семья / социализация / становление личности / физическое воспитание / physical education / sports / family / socialization / personality formation / physical education

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — А.А. Маркина, А.А. Рожнова, А.А. Рожнов

Статья рассматривает важность семьи как первичного института социализации для воспитания гражданственности, нравственности и здорового отношения к спорту у детей в современном обществе, особенно в контексте объявления 2024 года годом семьи в России. Авторы подчеркивают, что семейные ценности и общие заботы способствуют формированию навыков и норм поведения, а также здорового образа жизни у детей. В статье приводятся аргументы о том, что участие родителей в физическом воспитании детей через совместные занятия и личный пример способствует их физическому и духовному развитию. Описываются различные виды физической активности, которые можно проводить в семье, отмечается необходимость соблюдения баланса между недостатком и избытком физических нагрузок у детей. В заключении подчеркивается, что основа успешного физического воспитания в семье – это личный пример родителей, забота о здоровом образе жизни и систематические занятия спортом в семейном кругу. Главная мысль статьи заключается в том, что процесс физического воспитания детей в семье требует не только знаний о правильных методах и упражнениях, но и активного участия и вовлечения родителей как образцов для подражания.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — А.А. Маркина, А.А. Рожнова, А.А. Рожнов

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PHYSICAL EDUCATION IN THE FAMILY

The article examines the importance of the family as the primary institution of socialization for the education of citizenship, morality and a healthy attitude to sports among children in modern society, especially in the context of the declaration of 2024 as the year of the family in Russia. The authors emphasize that family values and common concerns contribute to the formation of skills and norms of behavior, as well as a healthy lifestyle in children. The article provides arguments that the participation of parents in the physical education of children through joint activities and personal example contributes to their physical and spiritual development. Various types of physical activity that can be carried out in the family are described, and the need to maintain a balance between lack and excess of physical activity in children is noted. In conclusion, it is emphasized that the basis for successful physical education in the family is the personal example of parents, taking care of a healthy lifestyle and systematic sports activities in the family circle. The main idea of the article is that the process of physical education of children in the family requires not only knowledge about the correct methods and exercises, but also the active participation and involvement of parents as role models.

Текст научной работы на тему «ФИЗИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ В СЕМЬЕ»

ФИЗИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ В СЕМЬЕ

А.А. Маркина, студент

А.А. Рожнова, студент

А.А. Рожнов, старший преподаватель

Калужский государственный университет им. К.Э. Циолковского (Россия, г. Калуга)

DOI:10.24412/2500-1000-2024-8-2-137-141

Аннотация. Статья рассматривает важность семьи как первичного института социализации для воспитания гражданственности, нравственности и здорового отношения к спорту у детей в современном обществе, особенно в контексте объявления 2024 года годом семьи в России. Авторы подчеркивают, что семейные ценности и общие заботы способствуют формированию навыков и норм поведения, а также здорового образа жизни у детей. В статье приводятся аргументы о том, что участие родителей в физическом воспитании детей через совместные занятия и личный пример способствует их физическому и духовному развитию. Описываются различные виды физической активности, которые можно проводить в семье, отмечается необходимость соблюдения баланса между недостатком и избытком физических нагрузок у детей. В заключении подчеркивается, что основа успешного физического воспитания в семье - это личный пример родителей, забота о здоровом образе жизни и систематические занятия спортом в семейном кругу. Главная мысль статьи заключается в том, что процесс физического воспитания детей в семье требует не только знаний о правильных методах и упражнениях, но и активного участия и вовлечения родителей как образцов для подражания.

Ключевые слова: физическая культура, спорт, семья, социализация, становление личности, физическое воспитание.

В современном обществе физическая активность детей уменьшается с каждым днем. Теперь вся интересующая их информация находится под рукой, в открытом доступе. Ее можно всегда отрыть на электронном носителе или распечатать и даже не анализировать. Прогулки с друзьями на улице тоже медленно сходят на нет, ведь можно написать сообщение, позвонить или связаться с помощью видео.

Ученые предполагают, что основным заболеванием XXI века станет гиподинамия - состояние, характеризующееся недостаточной физической активностью и уменьшением мышечной силы. Основными симптомами являются: постоянная усталость, снижение работоспособности, избыточный вес, бессонница и эмоциональная лабильность. Распространенность гиподинамии растет в связи с урбанизацией, автоматизацией, механизацией труда, увеличением роли средств коммуникации. Можно сказать, что такое состояние - это

своего рода следствие освобождения человека от физического труда.

Чтобы не допустить деградации ребенка родителям и его близким необходимо приучать детей к физической активности. Особенно важно, чтобы физическая активность присутствовала в распорядке дня школьников, в момент, когда организм развивается очень быстро.

Цель статьи: изучить вопрос влияния семьи на физическую активность ребенка.

2024 год в России объявлен годом семьи, в этой связи большое внимание уделяется вопросам воспитания детей. Семья, являясь ячейкой общества и первичным институтом социализации, имеет неисчерпаемые возможности по воспитанию гражданственности, нравственности и, безусловно, правильного отношения к спорту и физической культуре.

Семья - это не просто совокупность людей, живущих под одной крышей, это сложный и многогранный организм, где каждый член играет важную роль. Семья -

это источник любви, поддержки и взаимопонимания, а также уникальная среда для развития личности, воспитания и формирования ценностей. В семье ребенок постигает основы этики и морали, учится взаимодействовать с окружающим миром, осваивает навыки общения и сотрудничества. Именно в семье закладываются основы здорового образа жизни, который станет неотъемлемой частью его жизни в будущем. Современный мир, с его стремительным темпом жизни и цифровизацией, таит в себе новые вызовы для семейного благополучия. С одной стороны, технологии открывают новые возможности для общения и развлечений, с другой - угрожают движению, активному проведению времени и, как следствие, здоровью членов семьи. Засилье гаджетов, продолжительное сидение за компьютером и телевизором ведут к ограничению физической активности, что может привести к ожирению, проблемам с осанкой, нарушениям обмена веществ, а также к повышенному риску развития хронических заболеваний в будущем. В этой ситуации роль семьи в воспитании здорового образа жизни и развитии физических качеств у детей не может быть преуменьшена. Родители должны стать первыми и главными пример здорового образа жизни для своих детей, уделяя внимание не только правильному питанию, но и регулярной физической активности. Важно включить движение в ежедневный семейный уклад, превратив физическую активность в общую традицию.

Однако в современном мире, в период цифровизации, ограниченность движения приводит к различным заболеваниям, избыточному весу, искривлению позвоночника, сбоям в процессе обмена веществ.

Воспитательная роль семьи велика. На родителей возлагается исключительная ответственность в связи с возрастными требованиями к формированию личности ребенка. Родители должны находить время для занятия с детьми, вникать в их интересы, помогать им советом.

Большое значение для семьи имеет физическое воспитание. Семья во многом определяет отношение детей к физическим

упражнениям, их интерес к спорту, активность и инициативу. Этому способствуют близкое эмоциональное общение детей и взрослых в разных ситуациях, естественно возникающая их совместная деятельность (обсуждение успехов спортивной жизни страны, переживания при просмотре телевизионных спортивных передач, иллюстраций в книгах на спортивные темы и

др.).

Совместные физические занятия - это отличная возможность не только укрепить здоровье, но и углубить взаимоотношения в семье. Помимо занятий в спортивных секциях или фитнес-клубах, существует множество вариантов для активного досуга в кругу семьи. Например, можно посещать спортивные мероприятия вместе: матчи по любимым видам спорта, концерты, спортивные фестивали. Такие мероприятия дают возможность не только провести время вместе, но и познакомить детей с разными видами спорта, побудить их интерес к физической активности. Важно не забывать и о простых и доступных вариантах: прогулки на свежем воздухе, велосипедные прогулки, катание на роликах, лыжах, коньках, игры на площадке или в парке. Даже простая игра в мяч или бадминтон может стать отличным способом провести время вместе, получить дозу физической активности и зарядиться позитивными эмоциями.

Родители - это главные образцы для подражания для детей. Если родители ведут здоровый образ жизни, регулярно занимаются спортом, питаются правильно, то и дети с большей вероятностью воспитают в себе эти положительные привычки. Создайте семейные спортивные традиции: например, выбирайтесь в выходные на велосипедную прогулку всей семьей, играйте в бадминтон или футбол в парке, плавайте в бассейне летом. Такие традиции будут объединять вас и помогать поддерживать активный образ жизни в семье. В современном мире с его бешеным ритмом может казаться, что найти время для спорта невозможно. Однако это не так. Важно просто запланировать спортивные занятия в семейный график и сделать их неотъемлемой частью жизни. Например, можно

согласовать с детьми день недели, который будет посвящен спорту, или ввести правило по 30 минут физической активности каждый день.

Совместный досуг играет ключевую роль в укреплении семейных связей. Спорт - это отличный способ провести время вместе и углубить отношения между членами семьи. В процессе совместной физической активности укрепляется доверие, повышается уровень взаимопонимания, формируются общие интересы, что способствует гармонии и счастью в семье.

Цель физического воспитания детей в семье - последовательное физическое совершенствование с тем, чтобы они выросли подготовленными к жизни. Это значит, что необходимо добиваться, чтобы дети обладали хорошим здоровьем, не имели отклонений от нормального, соответствующего возрасту уровня физического развития. При этом, необходимо соблюдать -оздоровительную направленность, всестороннее развитие личности и связь физического воспитания с другими видами деятельности. Оздоровительная направленность, прежде всего, выражается в соответствии средств и методов физического воспитания различных периодов детства. Двигательная активность в границах ниже и выше допустимой способствует задержке роста и развития, а также снижает рабочие и адаптивные возможности развивающегося организма. Поэтому долг родителей - укрепить здоровье ребенка и обеспечить благоприятное развитие детского организма в будущем [2].

Для нормального развития и укрепления здоровья необходимо создать оптимальные условия: режим, который отвечал бы требованиям гигиены, воспитательная работа по развитию движений.

Утренняя гигиеническая гимнастика благотворно действует на весь организм, оказывая большое оздоровительное и воспитательное влияние. Утреннюю зарядку лучше всего проводить на свежем воздухе, но если она проводится в помещении, то оно должно быть проветрено. Упражнения должны быть подобраны таким образом, чтобы в них принимали участие основные мышечные группы и системы организма.

Схема составления комплекса примерно такой:

- потягивание;

- ходьба;

- упражнения для мышц шеи, рук и плечевого пояса;

- упражнения для мышц туловища и живота;

- упражнения для мышц ног;

- упражнения общего воздействия с участием мышц ног и рук;

- упражнения силового характера;

- упражнения на расслабление;

- дыхательные упражнения [1, с. 5-6].

Помимо утренней зарядки основными

видами физической активности в семье являются:

1. Оздоровительный бег;

2. Плавание;

3. Пешеходные прогулки, походы и экскурсии;

4. Лыжные прогулки и походы;

5. Катание на коньках;

6. Подвижные спортивные игры;

7. И др.

Стоит отдельно отметить, что вредно для здоровья не только отсутствие физической активности, но и ее избыток. Так как организм ребенка еще полностью не сформирован, то он находится в большой опасности. Из-за отсутствия перерывов в физической активности у него может начаться воспаление суставов, искривление ног, причем такая патология часто встречается у юных футболистов. Также высока вероятность развития сердечных заболеваний.

Самое лучшее воспитание - собственный пример, поэтому перед тем, как приступать к физическому воспитанию ребенка, нужно заняться собой. Если ребенок будет видеть, как отец в свободное время играет в футбол, баскетбол, волейбол или ходит с друзьями в зал, а мама помимо домашних дел занимается аэробикой или йогой, то ребенок подсознательно будет тянуться к такому же здоровому образу жизни.

Также важно не забывать об основах здорового образа жизни, таких как правильное питание, соблюдение режима дня, снятие психоэмоциональных нагрузок. Ре-

бенку необходимо пятиразовое питание, собствуют близкое эмоциональное обще-которое включает в себя 3 основных прие- ние детей и взрослых в разных ситуациях, ма пищи (завтрак, обед, ужин) и 2 допол- естественно возникающая их совместная нительных (второй завтрак и полдник). Ре- деятельность Родители должны приобщать комендуется употребление молочных и детей к систематическим занятиям физи-кисломолочных продуктов, предпочти- ческой культурой и спортом; следить за тельнее, перед сном [4]. состоянием физического развития, осан-

Младшие школьники наиболее воспри- кой, здоровьем детей. имчивы к физическим нагрузках. В этом Лучшим методом воспитания к заняти-

возрасте у детей наблюдается склонность ям физическими упражнениями является к определенному виду активности, поэто- личный пример родителей, других членов му наиболее целесообразно записывать семьи. Совместные занятия физической ребенка в спортивные секции именно в культурой и спортом родителей с детьми этом возрасте [3, с. 7-11]. содействует духовному сближению стар-

Таким образом, можно сказать, что се- ших и младших членов семьи, что являет-мья во многом определяет отношение де- ся основой взаимопонимания между ними. тей к физической активности. Этому спо-

Библиографический список

1. Полиевский С.А., Гук Е.П. Физкультура и закаливание в семье. - М.: Медицина, 1984. - 80 с., ил. (Науч.-попул. мед. литература. Физкультура и закаливание).

2. Баршай В.М. Физкультура в школе и дома. - Ростов н./Д.: Феникс, 2011. - 256 с.

3. Усаков В.И. Социально-педагогическая активность оздоровительной физической культуры в семье, детском саду и школе // Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. - 2015. - № 1-2.

4. Теленчи В.И. Гигиенические основы воспитания детей. - М.: Просвещение, 2012. -252 с.

5. Давыдова О.И., Богославец Л.Г., Майер А.А. Работа с родителями. - М.: ТЦ Сфера, 2005. - 144 с.

6. Евдокимова Е.С. Педагогическая поддержка семьи в воспитании дошкольника. - М.: ТЦ Сфера, 2005. - 96 с.

7. Зверева О.Л., Кротова Т.В. Общение педагога с родителями в ДОУ: методический аспект. - М.: ТЦ Сфера, 2005. - 80 с.

8. Маханева М. Здоровый ребенок: рекомендации по работе в детском саду и начальной школе. - М.: АРКТИ, 2004. - 263 с.

9. Пензулаева Л.И. Подвижные игры и игровые упражнения для детей 5-7 лет. - М.: Гуманит.-изд. центр ВЛАДОС, 2002. - 157 с.

PHYSICAL EDUCATION IN THE FAMILY

A.A. Markina, Student A.A. Rozhnova, Student A.A. Rozhkov, Senior Lecturer

Kaluga State University named after K.E. Tsiolkovsky (Russia, Kaluga)

Abstract. The article examines the importance of the family as the primary institution of socialization for the education of citizenship, morality and a healthy attitude to sports among children in modern society, especially in the context of the declaration of 2024 as the year of the family in Russia. The authors emphasize that family values and common concerns contribute to the formation of skills and norms of behavior, as well as a healthy lifestyle in children. The article provides arguments that the participation of parents in the physical education of children through joint activities and personal example contributes to their physical and spiritual development. Various types of physical activity that can be carried out in the family are described, and the need to maintain a balance between lack and excess of physical activity in children is noted. In conclusion, it is emphasized that the basis for successful physical education in the family is the personal example ofparents, taking care of a healthy lifestyle and systematic sports activities in the family circle. The main idea of the article is that the process of physical education of children in the family requires not only knowledge about the correct methods and exercises, but also the active participation and involvement of parents as role models.

Keywords: physical education, sports, family, socialization, personality formation, physical education.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.