Научная статья на тему 'Физическое воспитание учащихся во внеурочное время в школах Забайкалья в послевоенный период'

Физическое воспитание учащихся во внеурочное время в школах Забайкалья в послевоенный период Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
565
125
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЗДОРОВЬЕ / ШКОЛЬНИКИ / ФИЗИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ / СПОРТИВНЫЕ СЕКЦИИ / СОРЕВНОВАНИЯ / HEALTH / PUPILS / PHYSICAL TRAINING / SPORT SECTIONS / COMPETITIONS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Колькина Елена Анатольевна

В статье раскрываются цели и задачи физического воспитания как части общего развития личности, определяется его специфика в Забайкалье, выделяются этапы, рассматривается состояние физического воспитания школьников Забайкалья во внеурочное время.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PHYSICAL TRAINING OF PUPILS IN OUT OF CLASS ACTIVITIES IN SCHOOLS OF ZABAIKALYE IN THE AFTER WAR PERIOD

The article deals with the aims and objectives of physical training as a part of personality’s general development; its specific features in Zabaikalye are determined; the stages are defined; the state of physical training of Zabaikalian pupils in out of class activities is considered.

Текст научной работы на тему «Физическое воспитание учащихся во внеурочное время в школах Забайкалья в послевоенный период»

Dugarova Tuyana Tsirenovna, doctor of psychological sciences, associate professor, head of the department of age and pedagogical psychology, Buryat State University, Ulan-Ude.

Pruzhinina Marina Viktorovna, candidate of pedagogical sciences, associate professor, East-Siberian State Academy of Education, Irkutsk

УДК 371.037

© Е.А. Колькина

ФИЗИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ УЧАЩИХСЯ ВО ВНЕУРОЧНОЕ ВРЕМЯ В ШКОЛАХ ЗАБАЙКАЛЬЯ В ПОСЛЕВОЕННЫЙ ПЕРИОД

В статье раскрываются цели и задачи физического воспитания как части общего развития личности, определяется его специфика в Забайкалье, выделяются этапы, рассматривается состояние физического воспитания школьников Забайкалья во внеурочное время.

Ключевые слова: здоровье, школьники, физическое воспитание, спортивные секции, соревнования.

E.A. Kolkina

PHYSICAL TRAINING OF PUPILS IN OUT OF CLASS ACTIVITIES IN SCHOOLS OF ZABAI-

KALYE IN THE AFTER WAR PERIOD

The article deals with the aims and objectives of physical training as a part of personality’s general development; its specific features in Zabaikalye are determined; the stages are defined; the state of physical training of Zabaikalian pupils in out of class activities is considered.

Keywords: health, pupils, physical training, sport sections, competitions.

В послевоенное время общество было заинтересовано в том, чтобы молодое поколение росло физически развитым и здоровым, готовым к труду и защите Родины. Для решения этой задачи было необходимо повысить эффективность физического воспитания школьников, организовать ежедневные занятия учащихся физической культурой как на уроках, так и во внеурочное время в спортивных секциях.

Рассмотрение состояния физического воспитания данного периода во внеурочное время основано на анализе реализуемых целей физкультурной подготовки учащихся. В итоге было выделено два периода в развитии физического воспитания.

Первый период (1945-1953) - целью этого периода было укрепление и восстановление подорванного войной здоровья учащихся. Физические занятия с детьми помимо укрепления физических сил всегда имели ценностноориентированную направленность. Ценность здоровья сопрягалась непосредственно с другими ценностями (А.В. Рылова). Так, в предвоенный, военный и послевоенный период физическое укрепление здоровья тесно увязывалось с ценностями патриотического воспитания, готовности защищать Родину [3].

Для внедрения физической культуры и спорта во внеурочное время требовалось широкое использование имеющихся резервов для при-

влечения всех школьников к систематическим физкультурным занятиям. Система занятий физическими упражнениями, организованных школой с учащимися во внеурочное время, проводилась с целью повысить общефизическую и спортивную подготовку школьников, развить у них интерес к самостоятельным занятиям физическими упражнениями. В системе занятий во внеурочное время создаются физкультурные кружки и спортивные секции, проводятся игры, соревнования, спортивные праздники и спартакиады.

Большое место в работе во внеурочное время занимала подготовка и сдача учащимися норм комплекса «Готов к труду и обороне СССР» (ГТО). Эта работа проводилась в основном по классам, которые занимались в различных секциях. Внешкольную работу по физическому воспитанию учащихся проводили дома пионеров, детские и юношеские спортивные школы (ДЮСШ), спортивные базы (стадионы, катки, плавательные бассейны и т.д.), добровольные спортивные общества (ДСО).

В послевоенный период времени (1945-1953) процесс перестройки физической культуры и спорта к мирным условиям не был быстрым и однозначным, военизированная направленность занятий и соревнований частично еще сохранялась, но эти изменения были закономерными, отвечающими конкретной действительности [2].

В школах г. Читы и Читинской области наблюдается значительное улучшение постановки воспитательной работы по физической культуре. В подавляющей массе школ вся внешкольная и внеклассная работа проводилась по планам. Массовый характер приобретали кружки: драматический, хореографический, спортивный, гимнастический, шахматный, художественный и в меньшем количестве - музыкальный. Спортивные детские школы работали в г. Чита и пос. Петровск-Забайкальский, школьники занимались в секциях легкой атлетики, гимнастики, французской борьбы, бокса, лыжников, волейбола и ряда других направлений. Проводились городские состязания юных борцов французской борьбы и боксеров, областные спартакиады по

Ведущую роль в школах занимали комсомольские организации, возглавлявшие всю физкультурно-массовую работу (гимнастическая, шахматная, стрелковая секции). В областных соревнованиях по стрельбе команда Петровск-Забайкальского района заняла 1-е место. Центральный совет союза ОСОАВИАХИМА наградил 9 комсомольцев грамотой за высокие достижения в стрельбе из мелкокалиберной винтовки на Всесоюзных заочных стрелковых соревнованиях [6].

В Газимуро-Заводском районе в честь 31-й годовщины Советской Армии среди 5-7-х классов проведено 2 лыжных кросса на 3 и 5 км, где 32 ученика из 35 сдали лыжные нормы комплекса БГТО, также проведен шахматный турнир с участием 4-х учащихся. Весной из 36 учащихся сдали нормы на значок БГТО 30 человек. Работали кружки ПВХО, Юный Ворошиловский стрелок (ЮВС) и ГСО. Нормы на значок ПВХО сдали 17 учащихся, были подготовлены 10 учеников по сдаче норм ЮВС, но прием не был организован, так как материальная база ДОСАРМ была еще слабой и не позволила провести соответствующих соревнований [7].

Вся внешкольная и внеклассная работа проводилась в соответствии с приказом Министра Просвещения РСФСР № 39 от 13.01.49 г. путем

легкой атлетике и впервые - соревнования на первенство школ области по футболу. Также были проведены школьные соревнования по лыжам в Петровск-Забайкальском, Агинском районах, в г. Чита - соревнования по гимнастике

[4].

В Агинской средней школе было организовано Добровольно-спортивное общество (ДСО) «Смена», при котором работали лыжная, конькобежная, волейбольная, стрелковая и шахматная секции. За год в Агинском районе были проведены два военно-спортивных соревнования по стрельбе, лыжам и легкой атлетике.

В школах Акшинского района было создано 19 оборонных кружков с охватом 274 ученика

[5].

организации кружков (в том числе и по физической культуре). Всего по Читинскому району было создано 29 физкультурных кружков с численностью 536 учащихся. Вся работа строилась на основе комплекса ГТО, программы по физической культуре и организационнометодических указаний районных и областных отделов народного образования [8].

Спортивно-массовая работа проходила в школах Шилкинского района, в Сретенской семилетней и средней школах, в Кокуйской средней школе систематически работали секции, были проведены внутришкольные соревнования и спартакиады. Учащиеся средних школ участвовали в областных спартакиадах школьников. В лыжных соревнованиях района физкультурники Кокуйской средней школы заняли 1-е место, дважды завоевали первенство по волейболу, дважды одержали победу по лыжам. Футбольная команда Сретенской средней школы являлась одной из сильнейших среди команд учебных заведений района. Хороших результатов в своей работе добились секции бокса, шахматная и стрелковая. Но, несмотря на то, что спортивные площадки были оборудованы примитивно и не полностью, учащиеся занимались в спортивных кружках и секциях во внеурочное время и показывали неплохие результаты. Значкистами

Оборонные кружки Акшинского района

Наименование кружков Количество кружков Количество занимающихся (чел.) Количество сдавших нормы (чел.)

ПВХО 8 130 51

ВС 5 67 67

ГТО 2 36 36

БГТО 4 41 41

Итого 19 274 195

БГТО являлся 261 учащийся, значки ГТО 1-й ступени получили 109 учащихся, значки ГТО 2й ступени - 17 учащихся [9].

Ежегодно в июне месяце в г. Чите проводилась областная спартакиада школьников по легкой атлетике и баскетболу, с каждым годом в соревнованиях увеличивалось количество участников. Положительным моментом можно считать участие команд отдаленных районов [9].

Рассматривая состояние физического воспитания в школах Забайкалья в указанный период, можно отметить, что практически во всех средних и семилетних школах были созданы физкультурные коллективы, охват учащихся в спортивных секциях с каждым годом увеличивался. Физкультурным советом были организованы футбольная, волейбольная, хоккейная, легкоатлетическая, гимнастическая и лыжная секции. В школах уделялось большое внимание подготовке значкистов ГТО и БГТО. Проводились внут-ришкольные соревнования по бегу, прыжкам в длину и высоту, метанию гранат и волейболу. Во время соревнований организовывался прием норм БГТО и ГТО.

Второй период (1954-1966) - цель данного периода - привлечение учащихся к участию в массовом физкультурном движении в стране. В этот период изменяются целевые установки занятий с учащимися в области физической культуры. Ориентация на массовость работы со школьниками уступает место собственно специфическим задачам физического развития детей и подростков, на первый план выдвигаются проблемы качества физического воспитания. Школьные коллективы физической культуры ставили следующую задачу - совершенствование навыков учащихся, прививаемых на уроках физической культуры и расширение их объема путем проведения во внеурочное время занятий спортом. Основой работы во внеурочное время, так же как и раньше, являлся комплекс ГТО [3].

Систематические занятия физической культурой способствовали решению воспитательных задач: воспитание у учащихся потребности к ежедневным физическим упражнениям, интереса и любви к коллективным играм, гимнастике и ходьбе на лыжах, привитие санитарногигиенических навыков необходимых учащимся в повседневной жизни.

Среди школьной молодежи г. Чита большой популярностью пользовалась спортивнофизкультурная работа. Школы города принимали участие в зимнем и весеннем комсомольско-профсоюзных кроссах, в городских соревнованиях среди школ города по волейболу, в обще-

школьных шахматных турнирах, в смотре акробатических групп, в городских соревнованиях по гимнастике. Большинство учащихся 7-10-х классов являлись членами спортивных обществ «Динамо», «Цветмет», «Спартак».

В Петровск-Забайкальском районе методически грамотно было поставлено физическое воспитание в средних школах и особенно в тех, где работали специалисты. Во всех школах функционировали спортивные секции и практически все учащиеся, заканчивающие 10-е классы, сдали нормы на значки ГТО, а 7-е классы - на значки БГТО. В Бадинской школе Хилокского района проводилась успешная внеклассная и внешкольная спортивно-массовая работа, было подготовлено: значкистов БГТО - 66 человек, ГТО 1-й ступени - 35 человек, спортсменов 3-го разряда - 14, юношеского - 37. В школе вела работу первичная организация ДОСААФ, в которой насчитывалось 187 человек [11].

Внеклассная и внешкольная работа по физическому воспитанию в школах области проходила под знаком подготовки к II Всероссийской спартакиаде школьников. На Совете облоно обсуждался вопрос о состоянии физического воспитания в школах области и подготовке к спартакиаде. Совет наметил ряд мероприятий и обязал районо провести внутришкольные и районные спартакиады в каждой школе и каждом районе, что способствовало более широкому охвату учащихся школ соревнованиями. Районные соревнования по легкой атлетике были проведены в 33 районах.

Сретенская средняя школа являлась победительницей во всех районных соревнованиях, за год было завоевано 17 кубков, больше 10 почетных грамот и ряд ценных подарков. Большинство учащихся сдали нормы на значки ГТО и БГТО.

Можно отметить хорошую работу преподавателя Г.В. Вялова из средней школы № 6 г. Читы, воспитанники которой ежегодно составляли сборную команду области по спортивной гимнастике. В городе работала спортивная школа, в которой обучалось 82 школьника, в отделении спортивных игр занималось 40 человек, в отделении спортивной гимнастики - 42 человека [12].

В этот период все школы области приступили к оборудованию спортивных площадок и спортивных городков. Укрепилась спортивная материальная база школ. Были построены спортзалы в средней школе № 23 Черновского района г. Чита, в Вершино-Дарасунской средней школе Шилкинского района, в Улетовской, Шерлово-

горской средних школах Борзинского района. Большое строительство велось физкультурным коллективом средней школы № 5 г. Балея. Оборудовались спортплощадки в Читинских средних школах № 9, 5, 2, 4. Комсомольцы, школьники Читы активно включились в строительство городского дворца спорта.

В областных соревнованиях по легкой атлетике в 1958 г. было показано 24 результата, соответствующих 3-му разряду (против 20 в 1957 и 10 в 1956 гг.). Сборные команды школьников области принимали участие в зональных соревнованиях по лыжному спорту в г. Кемерово, в предварительных играх по баскетболу и волейболу, в зональных соревнованиях V Всероссийской спартакиады учащихся по гимнастике, стрельбе, легкой атлетике, плаванию и велоспорту.

Итоги участия сборных команд школьников области на зональных соревнованиях по легкой атлетике и велосипедному спорту в г. Улан-Удэ и Бийске также свидетельствовали о серьезнейших недостатках в работе школ и отделов народного образования области по развитию массовых видов спорта среди школьников. Сборная команда велосипедистов заняла 12-е место из 19-ти команд Урала, Сибири и Дальнего Востока, а команда легкоатлетов заняла последнее 7-е место по Дальневосточной зоне РСФСР. Соревнования показали, что в школах области и в школьных коллективах физической культуры имеются недостатки по обучению учащихся техническим видам спорта, как метание диска, копья, молота, толкание ядра, бег с барьерами, прыжки с шестом. Слабо подготовлены легкоатлеты-многоборцы из числа юношей и девушек. Из выше перечисленных видов спорта ни один участник из сборной команды области не смог выполнить норму 3-го разряда, необходимую для командного зачета в зональных соревнованиях.

Читинская область по спортивной гимнастике заняла 37-е место из 59, по конькобежному спорту 37-39-е место в РФ, также слабым было выступление по лыжному двоеборью и прыжкам с трамплина - 36-е место. Главная причина плохого выступления по этим видам спорта - отсутствие трамплинов и слабость снежного покрова на горнолыжных трассах. Команда хоккеистов, выиграв предварительные встречи у Бурятской АССР и Иркутской области, проиграв в полуфинальной встрече команде Хабаровского края, заняла 12-е место по республике, юные слаломисты - 18, по лыжным гонкам - 24, что можно считать удовлетворительными показателями. Общее командное место во Всероссийской спар-

такиаде - 26 из 59, против 46 в летней V Всероссийской спартакиаде [12].

Проведенные спортивные соревнования показали несомненное улучшение работы школьных коллективов физической культуры и рост спортивного мастерства учащихся-спортсменов. Основной причиной слабой подготовленности по техническим видам спорта (метание, бег с барьером, тройной прыжок с разбега) явилось отсутствие постоянной, круглогодичной работы секций, отсутствие специалистов в школах, работающих со школьниками. Например, в школах г. Чита в 3-11-х классах обучалось 24 693 учащихся, из них регулярно занимались спортом 23 365 учащихся, т.е. на 1 тыс. человек меньше, чем это было предусмотрено положением, в 7-8-х классах обучалось 8 714 человек, из них спортивные разряды, по данным областного спортивного союза, имели только 1201 учащихся [14].

Исследование в сфере организации работы по физическому воспитанию школьников во внеурочное время в Забайкалье показывает, что в изучаемый период этот процесс шел нестабильно и неравномерно. Проявлялось это, прежде всего, в неравномерном охвате работой по физическому воспитанию территорий региона. Вся физкультурная деятельность в большей степени осуществлялась в г. Чита и в районных центрах. Отдаленные территории оставались без должного внимания со стороны руководящих органов. Только совместными усилиями заинтересованных структур можно было решать вопросы, связанные с развитием внеурочной формы организации систематических занятий физической культурой и спортом.

Литература

1. Аксенов М.О., Гаськов А.В. Принципы спортивной тренировки: учеб. пособие. Улан-Удэ: Изд-во Бурят. гос. унта, 2009. 80 с.

2. Киселев В.Я. Физическая культура и спорт в Забайкалье: история и современность. Чита, 2008. 108 с.

3. Колькина Е.А. Становление и развитие физического воспитания в школах Забайкалья 1945-1991 гг.: автореф. дис. ... канд. пед. наук. Чита, 2011. 25 с.

4. Государственный архив Забайкальского края (ГАЗК) Ф.Р.-17. Д.105. 93 с.

5. ГАЗКФ.Р. 17. Д.107. 45 с.

6. ГАЗК Ф.Р. 17. Д.156. 167 с.

7. ГАЗК Ф.Р. 17. Д.203. 51 с.

8. ГАЗК Ф.Р. 17. Д.207. 26 с.

9. ГАЗК Ф.Р. 17. Д.261. 39 с.

10. ГАЗК Ф.Р. 17. Д.378 160 с.

11. ГАЗК Ф.Р. 17. Д.518. 102 с.

12. ГАЗК Ф.Р. 17. Д.693. 127 с.

13. ГАЗК Ф.Р. 17. Д.799. 167 с.

14. ГАЗК Ф.Р. 17. Д.1046. 8 с.

Колькина Елена Анатольевна, кандидат педагогических наук, доцент кафедры физического воспитания Забайкальского государственного университета, г. Чита. Тел. 8(9145)013000. E-mail: kolckina.alena2011@yandex.ru

Kolkina Elena Anatolevna, candidate of pedagogical sciences, associate professor, department of physical education, Zabai-kalsky State University, Chita.

УДК 796: 004 (571.54)

© А.В. Комарова, А.В. Гаськов, О.Ю. Колмакова, В.Ю. Кожевникова

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МЕТОДА ПАЛЬЦЕВОЙ ДЕРМАТОГЛИФИКИ В ДИАГНОСТИКЕ ИНДИВИДУАЛЬНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ СПОРТСМЕНОВ

В статье приведены результаты эмпирического исследования спортсменов с помощью аппаратнопрограммного комплекса «Инфолайф» на предмет предрасположенности к определенным видам спорта, определялись психические и физиологические особенности, состояние здоровья.

Ключевые слова: дерматоглифика, предрасположенность, папиллярные узоры, спортивный отбор.

A. V. Komarova, A. V. Gaskov, O. Yu. Kolmakova, V. Yu. Kozhevnikova

USE OF THE METHOD OF FINGERPINTING DERMATOGLYPHICS IN THE DIAGNOSIS

OF SPORTSMEN’S INDIVIDUAL ABILITIES

The article presents the results of empirical study of athletes using the hardware-software complex «InfoLife» for predisposition to certain sports, mental and physiological characteristics, health status have been determined. Keywords: dermatoglyphics, predisposition, papillary patterns, sports selection.

Современный спорт развивается в условиях одновременного ограничения материальных и человеческих ресурсов. Необходимо качественно проводить спортивный отбор, используя современные методы, позволяющие проводить раннее диагностирование врожденных особенностей двигательной одаренности. Именно рано и правильно выбранная специализация в соответствии с двигательными возможностями помогает спортсменам быстро прогрессировать и достигать больших высот и долголетия в спорте. Поэтому очень важно правильно выделить возможности молодого спортсмена, подобрать соответствующий вид спорта и построить тренировочный процесс. Знание врожденного потенциала физических способностей позволяет также дифференцировать прогностически сильные и слабые стороны физических возможностей атлета и соответственно активно совершенствовать сильные компоненты подготовленности, а также направленно с помощью специальных методов развивать малообеспеченные.

Пальцевые дерматоглифы являются надежными и стабильными биологическими маркерами при тестировании физических способностей спортсменов и людей, стоящих перед выбором определенного вида спорта. Дерматоглифика позволяет технологически решать вопросы генетического прогнозирования особенностей разви-

тия функций и способностей человека, определять еще в досимптоматический период предрасположенность к определенным заболеваниям. Используя современный метод пальцевой дерматоглифики, можно определить психические качества спортсменов, физиологические особенности, состояние здоровья и профессиональный отбор [1, 2, 7, 9].

К настоящему времени накоплены исследования, посвященные особенностям пальцевой дерматоглифики и видовой специфики в спорте, касающиеся непосредственно практики селекции.

Нами были изучены фундаментальные труды авторов Т.Ф. Абрамовой, Ю.А. Василенко, Е.П. Врублевского, Т.П. Замчий, Ю.В. Корягиной.

Среди прочих работ выделяются исследования, выполненные в лаборатории спортивной антропологии Всероссийского научноисследовательского института физической культуры и спорта под руководством Т.Ф. Абрамовой, которая, проведя масштабные обследования спортсменов высокой квалификации, установила, что показатели пальцевой дерматоглифики, простые по идентификации биологические маркеры, могут служить в качестве критериев прогностической оценки разнообразия физических способностей человека. Также интересно исследование научного сотрудника лаборатории

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.