ФИЗИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ СТУДЕНТОВ НА ОСНОВЕ СПРИНТЕРСКОЙ СПЕЦИАЛИЗАЦИИ
Эффективные средства, физическое состояние, физическая работоспособность, спринтерская
специализация, электрокардиограмма.
Физическое воспитание в вузе - неотъемлемая часть учебно-воспитательного процесса. В системе физического воспитания легкая атлетика как учебная дисциплина занимает одно из ведущих мест в процессе подготовки специалистов в вузе [Виленский, 1999, с. 2]. Известно, что студенты, занимающиеся профессионально легкой атлетикой, отличаются высоким уровнем разносторонней физической подготовки. Овладевая необходимыми двигательными умениями и навыками, они снижают негативное влияние недостатка двигательной активности [Акчурин, 1996].
В настоящее время в развитии легкой атлетики накоплен достаточно обширный экспериментальный материал, который обусловливает возможность более основательной и детальной разработки этой актуальной проблемы. Систематические занятия легкоатлетическими упражнениями развивают силу, быстроту, выносливость и другие качества, необходимые человеку в повседневной жизни, хорошо формируют комплекс двигательных навыков [Гагуа, 2001].
Проблемность физического воспитания студентов заключается в том, что абитуриенты имеют низкий уровень физической подготовленности и одной из задач в вузе является совершенствование всех сторон физической подготовки студентов на основе тренировочной работы по легкой атлетике. Исследование заявленной проблемы осуществлялось в рамках диссертационной работы, выполненной в соответствии с планом научно-исследовательских работ АГТА на период 2006-2010 гг.
Цель нашего исследования - изучение развития физических качеств у студентов на основе применения различных форм и методов беговых упражнений, а также продолжение выполнения мышечных нагрузок и их дозирование на занятиях с применением метода электрокардиографии. Научная новизна заключается в том, что впервые рассмотрена эффективность учебно-тренировочных занятий путем спринтерской специализации и применения электрокардиографии по классификации А.И. Завьялова в качестве педагогического метода.
Педагогический процесс спортивной тренировки связан с деятельностью организма в условиях очень интенсивной мышечной работы. У здорового студента основным лимитирующим фактором успешного выполнения работы при хорошем мышечном развитии является сердечная деятельность. В нашем исследовании мы применили для студентов самый популярный и распространенный метод исследования сердца - электрокардиографию по классификации Завьялова [Завьялов, 1985], который способствует развитию высокой работоспособности студентов при интенсивных занятиях, правильной дозированной нагрузке при выполнении физических упражнений, исключая нарушения здоровья.
Анализ литературы позволяет констатировать, что, наряду с высоким интересом студентов к спорту как к зрелищу, массовость приобщения их к практическим занятиям недостаточна. Занятия бегом в молодежной среде, их популярность также невысоки. Основной в числе причин многие студенты считают отсутствие интереса к занятиям по легкой атлетике, особенно в спринтерской специализации, однообразие на таких занятиях и низкий результат не заинтересовывают студентов [Акчурин, 1996].
Исследование проводилось поэтапно с 2006 по 2010 учебный год на базе Ангарской государственной технической академии со студентами I курса. В основном исследовании
осуществлялся педагогический эксперимент. Были созданы 2 группы: контрольная, состоящая из 30 студентов, и экспериментальная - 25 студентов. Обе группы занимались по одной разработанной нами программе физического воспитания студентов на основе спринтерской тренировки. Занятия в экспериментальной группе отличались от контрольной тем, что в ней применялся метод ЭКГ-контроля на каждом занятии для достижения максимального тренировочного эффекта. В контрольной группе использовались общепринятые педагогические методы контроля.
В задачу исследования входили определение исходного физического состояния студентов контрольной и экспериментальной групп, динамика физических показателей по спринтерской специализации, а также контроль у студентов по изменению электрокардиограммы при мышечной работе в учебно-тренировочном процессе. На основе контроля по ЭКГ в экспериментальной группе каждый студент получал высокий тренировочный эффект в зависимости от конкретной индивидуальной подготовки: более слабые студенты тренировочную работу заканчивали раньше, средние - позже, сильные студенты - по достижении максимального тренировочного эффекта.
Программа занятий состояла из 2-х ведущих циклов: осенне-зимнего, который проводился в первом семестре, и весенне-летнего, который проводился во втором семестре. У контрольной и экспериментальной групп недельный цикл тренировок состоял из 3-х занятий, 2 занятия по 2 часа в учебное время и 1 дополнительное занятие. Нагрузка за год составляла 204 часа. Для обеих групп проводились контрольные тестирования: 50 м схода, 100 м схода, 200 м схода, кросс 1000 м, прыжок в длину с места, тройной прыжок с места, приседание с грифом на полной ступне за 15 с, прыжок вверх через гимнастическую палку за 15 с. По общепринятой методике исследовали антропометрические данные, пробу Генчи (максимальная задержка на выдохе), пробу Штанге (максимальная задержка на вдохе), для характеристики состояния сердечно-сосудистой системы исследовали частоту пульса в покое, при стандартных нагрузках и восстановлении после них, шестимоментную функциональную пробу сердечно-сосудистой системы, систолическое и диастолическое артериальное давление, ЖЕЛ, Теппинг-тест для скоростных качеств - приседание за 10 секунд, ЭКГ при физических нагрузках и в покое по классификации А.И. Завьялова.
Полученные нами данные свидетельствуют, что показатели скоростной работы после эксперимента увеличились по всем проведенным контрольным тестам в экспериментальной группе.
Результаты контрольной и экспериментальной групп в беге на 50 м представлены в таблице. В обеих группах результаты улучшились, но в экспериментальной группе улучшились достоверно больше (р < 0,01), чем в контрольной.
Таблица
Результаты в экспериментальной и контрольной группах в беге 50 м схода, 100 м схода, 200 м схода и прыжках в длину с места
до и после эксперимента
Группы Исходные Достоверность различий После завершения эксперимента
50 м схода
Экспериментальная 6,22 ± 0,05 р < 0,001 5,74 ± 0,06
Различия Недостоверны р < 0,01
Контрольная 6,21 ± 0,04 р < 0,05 6,19 ± 0,04
100 м схода
Экспериментальная 12,06 ± 0,04 р < 0,001 11,66 ± 0,04
Различия Недостоверны р < 0,05
Контрольная 12,49 ± 0,04 р < 0,01 11,98 ± 0,02
200 м схода
Экспериментальная 25,89 ± 0,04 р < 0,001 23,60 ± 0,05
Различия Недостоверны р < 0,05
Контрольная 24,31 ± 0,06 р < 0,05 24,13 ± 0,05
Прыжок в длину с места
Экспериментальная 2,29 ± 0,01 р < 0,001 2,57 ± 0,01
Различия Недостоверны р < 0,05
Контрольная 2,22 ± 0,03 р < 0,001 2,40 ± 0,03
Показатели в беге на 100 м схода также свидетельствуют о достоверной разнице результатов. В обеих группах результаты улучшились (р < 0,001 и р < 0,01), но в экспериментальной группе улучшились больше (р < 0,05), чем в контрольной.
В беге на 200 м схода в начале эксперимента результаты практически были одинаковыми, а после эксперимента в экспериментальной группе результаты стали достоверно лучше (р < 0,05), чем в контрольной.
Все виды прыжков относятся к динамическим упражнениям максимальной мощности, где нужны мощная «взрывная» сила и максимальное проявление скоростно-силовых способностей. Экспериментальная группа по сравнению с контрольной улучшила свои показатели во всех видах прыжков. Результаты после эксперимента в экспериментальной группе достоверно (р < 0,05) лучше, чем в контрольной.
Нами были сделаны следующие выводы. Недостаточность скоростной подготовленности у большинства студентов диктует необходимость решения вопроса об эффективности физического воспитания. Одним из главных критериев педагогического эксперимента является рост спортивных результатов, показанных испытуемыми на протяжении всего эксперимента, которые позволили определить основную направленность подготовки спринтерской специализации. Сравнительный анализ полученных данных говорит о высокой эффективности занятий под контролем по электрокардиограмме по методике А.И. Завьялова.
Библиографический список
1. Акчурин Б.Г. Проблемы организации деятельности высшей школы по формированию физического здоровья студентов / дис. ... канд. пед. наук. Уфа, 1996. 132 с.
2. Виленский М.Я. Студент как субъект физической культуры // Теория и практика физической культуры. 1999. № 10. С. 2-5.
3. Гагуа Е.Д. Тренировка спринтера. М.:Терра-спорт: Олимпия PRESS, 2001. 72 с.
4. Завьялов А.И. Классификация изменений электрокардиограммы при мышечной нагрузке у здорового человека // Физиология человека. 1985. № 2. Т. 2. С. 201-207.