ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК №3 (98) 2011
физической подготовленности и скоростные способности студентов в обеих группах (табл. 1). Однако в экспериментальной группе изменения были более значительны в беге на 100 и 200 метров.
Известно, что все виды прыжков относятся к динамическим упражнениям максимальной мощности, где нужна мощная «взрывная» сила и максимальное проявление скоростно-силовых способностей. Экспериментальная группа по сравнению с контрольной достоверно улучшила свои показатели во всех видах прыжков.
В связи с тем, что напряженность тренировочного процесса отражают средние величины баллов зубца Т в У5, то есть в пятом грудном отведении ЭКГ-конт-роля по классификации А. И. Завьялова, полученные нами результаты подтверждают эффективность учебно-тренировочных занятий по разработанной программе, позволяющей индивидуально дозировать интенсивность нагрузки. Так, по данным на ЭКГ зубцы Т у студентов экспериментальной группы достоверно выше, чем в контрольной группе, что свидетельствует о том, что и нагрузка в занятиях может быть более высокой без неблагоприятных воздействий на занимающихся (рис. 2).
Заключение. Недостаточность скоростной подготовленности у большинства студентов диктует необходимость решения вопроса об эффективности спринтерской подготовки. Полученные в ходе опытноэкспериментальной работы результаты позволили определить основную направленность спринтерской подготовки. Инструментально неконтролируемая нагрузка в контрольной группе студентов не позволяет эффективно индивидуализировать учебно-тренировочный процесс, что подтверждает необходимость использования ЭКГ-контроля по классификации
А. И. Завьялова.
Таким образом, доказана эффективность применения разработанной нами программы развития ско-
ростных способностей студентов нефизкультурного вуза на основе индивидуализации тренировочной нагрузки в спринтерской подготовке.
Библиографический список
1. Егоров, Д. Е. Технология поэтапного повышения уровня физической подготовленности студенток вузов гуманитарного профиля : автореф. дис. канд. пед. наук / Д. Е. Егоров. — Хабаровск, 2000. — 27 с.
2. Перова, Г. М. Исследование эффективности организации учебного процесса по предмету «Физическая культура» для студенток подготовительной группы педагогического вуза: автореф. дис. канд. пед. наук / Г. М. Перова. — Тула, 2004. — 22 с.
3. Николаев, Ю. М. Теоретические аспекты интегративного содержания и человекотворческой сущности физической культуры / Ю. М. Николаев // Теория и практика физической культуры. — 1998. — №4. — С. 16 — 23.
4. Акчурин, Б. Г. Проблемы организации деятельности высшей школы по формированию физического здоровья студентов : дис. канд. пед. наук / Б. Г. Акчурин. — Уфа, 1996. — 132 с.
5. Примерная программа дисциплины «Физическая культура» для высших учебных заведений. — М., 2000. — 52 с.
6. Гагуа, Е. Д. Тренировка спринтера / Е. Д. Гагуа. — М.: Терра-спорт: Олимпия PRESS, 2001. — 72 с.
7. Завьялов, А. И. Классификация изменений электрокардиограммы при мышечной нагрузке у здорового человека / А. И. Завьялов//Физиология человека. — 1985. — №2. — Т. 2. — С. 201 —207.
ЯРОШЕВИЧ Ирина Наумовна, доцент (Россия), доцент кафедры физвоспитания.
Адрес для переписки: e-mail: irina.yaroschevitch@ yandex.ru
Статья поступила в редакцию 07.02.2011 г.
© И. Н. Ярошевич
УДК 796.332:378 И> П. ДЗЮБА
Омский государственный технический университет
ФУТБОЛ КАК БАЗОВОЕ СРЕДСТВО ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ СТУДЕНТОВ
Быстрый рост объема учебной и научной информации в условиях развивающегося научно-технического прогресса неизбежно ведет к изменению учебно-тренировочного процесса. Главным является изменение тренировочных занятий, разностороннее развитие технической подготовленности, пополнение фонда двигательных навыков и умений. Известно, что техническая подготовленность футболистов является одним из важнейших факторов, от которых зависит активность и эффективность командных, групповых и индивидуальных действий
Ключевые слова: студенты, футбол, техническая подготовка, физическая подготовка.
В условиях реформирования современной России обучения в высших учебных заведениях раскрыва-
особое значение приобретают вопросы укрепления ются способности и задатки студентов, происходит
физического и духовного здоровья человека, фор- наиболее активное развитие нравственных и эстети-
мирования здорового образа жизни, реализации чело- ческих качеств, становление и стабилизация харак-
веческой индивидуальности, которые рассматрива- тера, интересов, психомоторных функций. Все это
ются как критерии социального прогресса. В период подчеркивает, с одной стороны — наличие высоких
потенциальных возможностей студентов, а с другой — необходимость максимальной реализации этих возможностей в процессе обучения [1,2].
Проблема совершенствования физического воспитания в вузе уже давно является предметом изучения многих специалистов, уделяющих все большее внимание личности студента к занятиям тем или иным видом его спортивной деятельности [3, 4, 5].
Физическое воспитание строится таким образом, чтобы обеспечить максимальный профессиональноприкладной эффект при воспитании предприимчивости, оригинальности мышления, настойчивости, честолюбия, способности идти на риск. При этом занятия спортивно-физкультурной деятельностью выступают одной из форм самовыражения и самоутверждения студента, определяя его образ жизни, общекультурные и социально значимые приоритеты. Известно, что на передний план в спорте выдвигается стремление к успеху, поощряется стремление личности к реализации своих возможностей в рамках определенного спортивного сценария. Результатом сопряженной учебной и спортивной деятельности студентов является формирование социально значимых качеств: социальной активности, самостоятельности, уверенности в своих силах, а также честолюбия.
По нашему мнению, в техническом вузе (с преимущественным количеством мужского контингента) наибольший интерес представляет спортивная специализация «футбол». Анализ научно-методи-ческой литературы показал множество различных программ использования футбола в физическом воспитании студентов.
Но вопросы обучения студентов технических вузов, имеющих слабую подготовку по видам спорта, в частности, в футболе, остаются недостаточно изученными. Исследование этой проблемы очень важно, так как футбол пользуется большой популярностью у студентов и является одним из необходимых средств физической подготовки, укрепления и поддержания здоровья студенческой молодежи в процессе физического воспитания в вузе [6, 7].
При этом для повышения учебно-воспитательного процесса педагогические усилия должны быть направлены на сближение субъективных желаний и целей студентов с объективно поставленными задачами физического воспитания в вузе [8].
Решение вышеизложенной проблемы, по мнению
В. А. Ермакова [9], основано на либерализации учебного процесса, способствующего включению многообразия различных видов физкультурно-спортивной деятельности. Автор считает, что данный подход приведет к созданию возможно большего числа альтернативных программ физического воспитания.
Целью данной работы явилась разработка физической и технико-тактической подготовленности студентов специализации «футбол» как одного из базовых средств физического воспитания. Известно, что физическая подготовленность студентов, выбравших данную специализацию, является одним из важнейших факторов, от которых зависит активность и эффективность командных, групповых и индивидуальных технико-тактических действий. Каким бы техничным и тактически грамотным не был «футболист», он никогда не добьется успехов без хорошей и разносторонней физической подготовленности. Не добьется успеха и команда, в которой физическая подготовленность даже одного игрока не будет соответствовать современным стандартам футбола.
Поэтому перед преподавателями физической культуры всегда стояли и будут стоять два вопроса:
1) какие проявления физической работоспособности являются наиболее важными для футбола? 2) какие упражнения и какими методами их нужно развивать и совершенствовать, чтобы росли не просто выносливость быстрота или сила, а все эти физические качества в рамках технико-тактических действий?
Учебной программой вуза специализации «футбол», предусматривается развитие основных физических качеств: выносливости, силы, гибкости, ско-ростно-силовой подготовленности.
В связи с этим встает вопрос о границах функциональных возможностей и методах контроля за занимающимися с целью дифференцирования нагрузки и определения эффективности проводимых занятий со студентами. При этом для студентов, выбравших спортивную специализацию «футбол», необходимо исследование технической подготовленности.
На предварительном этапе опытно-экспериментальной работы было проведено исследование физической подготовленности и работоспособности у 120 студентов первого курса спортивной специализации «футбол».
Динамическая оценка физической, технической подготовленности и работоспособности занимающихся проводилась дважды в учебном году, контрольными тестами, для выявления выносливости явились: бег 1000 метров в сентябре и 2000 метров в апреле; скоростно-силовую выносливость выявляли по прыжку с места в сентябре и мае; скоростную выявляли по бегу на 100 метров в сентябре и мае; силовую подготовленность по количеству подтягиваний на перекладине в сентябре и мае.
Методы и организация исследования. Для выявления показателей физической и технической подготовленности, используемых традиционных методов исследования: анализа научно-методической литературы, анкетирования, педагогическое наблюдение. Не касаясь в данной статье результатов констатирующего эксперимента, остановимся на оценке физической подготовленности. Были приняты традиционные тесты: бег 100 м; 1000 м; подтягивание; прыжки в длину с места. Для оценки технической подготовленности использованы такие тесты, как удары на точность с 16 метров (пять ударов с указанием сторон) — учитывалось количество попаданий; ведение мяча с обводкой стоек (10 м, на время); жонглирование мяча на месте поочередно правой и левой ногой (количество раз).
Результаты и их обсуждение. Студенты выбрали специализацию «футбол», так как интересовались им и раньше. Так, из 120 респондентов 30 % занимались футболом в спортивных школах, остальные — либо в общеобразовательной школе, либо во дворах. Футбольный стаж составил в среднем 4 года. Число студентов, имеющих спортивный разряд по футболу, составило 25%.
При этом большинство респондентов хотели бы повысить свои технико-тактические способности. В тоже время 70 % всех опрошенных оценивают физическую подготовленность как неудовлетворительную и считают, что двух занятий в неделю по академическому расписанию недостаточно.
Однако большинство (87 %) студентов 2-го курса считают, что за один учебный год они достигли многого, то есть научились таким техническим приемам, как: передача мяча, точные удары в створ ворот, ведение и владение мячом.
Так, на предварительном этапе опытно-экспериментальной работы было проведено исследование технической подготовленности у студентов первого
ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК №3 (98) 2011
и второго курсов обучения, спортивной специализации «футбол».
Результаты были следующие в контрольной группе: удары на точность — 2 попадания, ведения мяча — 4,9 с, жонглирование — 22 раза. В экспериментальной группе было выявлено увеличение показателей по аналогичным тестам. Так, ведение мяча — 4,3 с, жонглирование — 32 раза, удары на точность—3 попадания.
Следует отметить, что и физическая подготовленность студентов экспериментальной группы была выше по сравнению с контрольной.
В среднем динамика показателей была следующей: бег на 1000 метров — результат 3,50 мин; на 2000 метров — 9,13 мин; на 100 метров в сентябре —14,0 с, в мае — 13,8 с; количество подтягиваний на перекладине в сентябре составило 8 раз, а в мае 10 раз; прыжок в длину с места был 222 сантиметра, а в мае — 226 сантиметров. Работоспособность по тесту РШС170 достоверно (Р<0,05) увеличилась с 850 ±45 кгм/мин до 1020 кгм/мин (Р<0,05).
Положительная динамика физических качеств свидетельствует о запасах резервных возможностей организма студентов, занимающихся специализацией «футбол», а исследование физической работоспособности позволяет дифференцированно подойти к методике проведения занятий с целью повышения функциональных возможностей занимающихся.
Заключение. Использование спортивной специализации «футбол» в физическом воспитании студентов технического вуза свидетельствует о том, что игровая и тренировочная деятельность оказывают комплексное и разностороннее воздействие на организм занимающихся, развивает основные физические качества — быстроту, ловкость, выносливость, силу, повышают функциональные возможности, формируют различные двигательные навыки, необходимые в будущей профессиональной деятельности. Круглогодичные занятия футболом в условиях Сибири способствуют физической закалке и повышению двигательной активности.
Включение спортивной специализации «футбол» в учебный процесс по физическому воспитанию студентов, способствует улучшению адаптационных возможностей организма занимающихся, что проявляется в повышении физической подготовленности, выносливости и снижению простудной заболеваемости. Благодаря разнообразной двигательной деятельности и совершенствованию координационных способностей, занимающиеся футболом студенты быстрее и успешнее осваивают жизненно важные умения и навыки, в том числе и трудовые.
Библиографический список
1. Выдрин, В. М. Физическая культура студентов вузов: учеб. пособие / В. М. Выдрин, Б. К. Зыков, А. В. Лотоненко. — Воронеж : ВГУ, 1991. - 128 с.
2. Тихонова, В. К. Формирование готовности студентов вуза к физическому самосовершенствованию: дис... .канд. пед. наук/ В. К. Тихонова. — М., 2000. — 165 с.
3. Бирюков, Н. А. Совершенствование организационных форм физического воспитания студентов / Н. А. Бирюков // Состояние и перспективы совершенствования физической культуры в системе образования : материалы Межд. науч.-практ. конф. - Омск: СибГАФК, 1998. - Ч. 2. - С. 148- 149.
4. Ляликова, Н. Н. Баскетбол как средство реализации вари-
ативного компонента в физическом воспитании студентов технического вуза : дис.канд. пед. наук / Н. Н. Ляликова. — Омск :
СибГУФК, 2003. - 119 с.
5. Антропов, А. И Физическое воспитание в вузе с учетом спортивных интересов студентов и этнокультурных традиций: дис.... канд. пед. наук / А. И. Антропов. — Улан-Удэ, 2006. — 139 с.
6. Куликов, С. И. Технология начальной подготовки по мини-футболу студентов нефизкультурных вузов / С. И. Куликов, Л. Л. Куликова // Актуальные вопросы физической культуры и спорта: матер. XII Междунар. науч.-практ. конф. (28 — 29 апреля 2009г.). - Томск, 2009. - Т. 1. - С. 174-176.
7. Смирнов, А. А. Контроль технической подготовленности мужской студенческой команды по мини-футболу / А. А. Смирнов // Современные процессы развития физической культуры, спорта и туризма. Состояние и перспективы формирования здорового образа жизни : материалы Междунар. симпозиума (17 — 18 октября 2008 г.). — Красноярск, 2008. — С. 219 — 221.
8. Крайник, В. Л. Личностно-ориентированный подход к индивидуализации учебной деятельности студентов факультета физической культуры / В. Л. Крайник // Проблемы физкультурного образования детей и учащейся молодежи : матер. Межд. науч.-практ. конф. — Шуя : ШГПУ, 2002. — С. 82.
9. Ермаков, В. А. Содержание, цели и задачи дифференцированного физического воспитания студентов / В. А. Ермаков // Профессиональная подготовка педагогов-специалистов в области физической культуры и спорта : матер. Всерос. межвуз. науч.-практ. конф. — М. : Малаховка, 1999. — С. 211.
ДЗЮБА Илья Петрович, преподаватель, аспирант кафедры физического воспитания и спорта.
Адрес для переписки: e-mail: [email protected]
Статья поступила в редакцию 11.03.2011г.
© И. П. Дзюба
Книжная полка
Кузнецов, В. С. Теория и методика физического воспитания и спорта: учебное пособие для студентов вузов / В. С. Кузнецов, Ж. К. Холодов. - М.: Academia, 2010. - 480 с. - ISBN 978-5-7695-7577-8.
В пособии раскрывается сущность физического воспитания, излагаются принципы и методы физического воспитания детей дошкольного и школьного возраста, а также взрослых, дается характеристика упражнений, рекомендуемых для развития тех или иных физических способностей или возможностей человека. Предлагаемые методики базируются на научной основе, насыщены конкретным материалом по направленному использованию физической культуры в жизни разных групп людей. Для студентов и преподавателей высших и средних учебных заведений физической культуры.