Научная статья на тему 'Футбол как базовое средство физического воспитания студентов'

Футбол как базовое средство физического воспитания студентов Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
2320
217
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СТУДЕНТЫ / ФУТБОЛ / ТЕХНИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА / ФИЗИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА / STUDENTS / FOOTBALL / TECHNIQUE TRAINING / PHYSICAL PREPARATION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Дзюба Илья Петрович

Быстрый рост объема учебной и научной информации в условиях развивающегося научно-технического прогресса неизбежно ведет к изменению учебно-тренировочного процесса. Главным является изменение тренировочных занятий, разностороннее развитие технической подготовленности, пополнение фонда двигательных навыков и умений. Известно, что техническая подготовленность футболистов является одним из важнейших факторов, от которых зависит активность и эффективность командных, групповых и индивидуальных действий.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Дзюба Илья Петрович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Football as basic means of physical education of students

A rapid growth of academic and scientific information in developing-technical progress is certain to result in changing academic-training activity. The main thing is to improve training skills, to develop diversified technique training, motive skills and abilities. Technique training of football players is known to be one of the main factor which the activity and efficiency of team, group and individual actions depends on.

Текст научной работы на тему «Футбол как базовое средство физического воспитания студентов»

ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК №3 (98) 2011

физической подготовленности и скоростные способности студентов в обеих группах (табл. 1). Однако в экспериментальной группе изменения были более значительны в беге на 100 и 200 метров.

Известно, что все виды прыжков относятся к динамическим упражнениям максимальной мощности, где нужна мощная «взрывная» сила и максимальное проявление скоростно-силовых способностей. Экспериментальная группа по сравнению с контрольной достоверно улучшила свои показатели во всех видах прыжков.

В связи с тем, что напряженность тренировочного процесса отражают средние величины баллов зубца Т в У5, то есть в пятом грудном отведении ЭКГ-конт-роля по классификации А. И. Завьялова, полученные нами результаты подтверждают эффективность учебно-тренировочных занятий по разработанной программе, позволяющей индивидуально дозировать интенсивность нагрузки. Так, по данным на ЭКГ зубцы Т у студентов экспериментальной группы достоверно выше, чем в контрольной группе, что свидетельствует о том, что и нагрузка в занятиях может быть более высокой без неблагоприятных воздействий на занимающихся (рис. 2).

Заключение. Недостаточность скоростной подготовленности у большинства студентов диктует необходимость решения вопроса об эффективности спринтерской подготовки. Полученные в ходе опытноэкспериментальной работы результаты позволили определить основную направленность спринтерской подготовки. Инструментально неконтролируемая нагрузка в контрольной группе студентов не позволяет эффективно индивидуализировать учебно-тренировочный процесс, что подтверждает необходимость использования ЭКГ-контроля по классификации

А. И. Завьялова.

Таким образом, доказана эффективность применения разработанной нами программы развития ско-

ростных способностей студентов нефизкультурного вуза на основе индивидуализации тренировочной нагрузки в спринтерской подготовке.

Библиографический список

1. Егоров, Д. Е. Технология поэтапного повышения уровня физической подготовленности студенток вузов гуманитарного профиля : автореф. дис. канд. пед. наук / Д. Е. Егоров. — Хабаровск, 2000. — 27 с.

2. Перова, Г. М. Исследование эффективности организации учебного процесса по предмету «Физическая культура» для студенток подготовительной группы педагогического вуза: автореф. дис. канд. пед. наук / Г. М. Перова. — Тула, 2004. — 22 с.

3. Николаев, Ю. М. Теоретические аспекты интегративного содержания и человекотворческой сущности физической культуры / Ю. М. Николаев // Теория и практика физической культуры. — 1998. — №4. — С. 16 — 23.

4. Акчурин, Б. Г. Проблемы организации деятельности высшей школы по формированию физического здоровья студентов : дис. канд. пед. наук / Б. Г. Акчурин. — Уфа, 1996. — 132 с.

5. Примерная программа дисциплины «Физическая культура» для высших учебных заведений. — М., 2000. — 52 с.

6. Гагуа, Е. Д. Тренировка спринтера / Е. Д. Гагуа. — М.: Терра-спорт: Олимпия PRESS, 2001. — 72 с.

7. Завьялов, А. И. Классификация изменений электрокардиограммы при мышечной нагрузке у здорового человека / А. И. Завьялов//Физиология человека. — 1985. — №2. — Т. 2. — С. 201 —207.

ЯРОШЕВИЧ Ирина Наумовна, доцент (Россия), доцент кафедры физвоспитания.

Адрес для переписки: e-mail: irina.yaroschevitch@ yandex.ru

Статья поступила в редакцию 07.02.2011 г.

© И. Н. Ярошевич

УДК 796.332:378 И> П. ДЗЮБА

Омский государственный технический университет

ФУТБОЛ КАК БАЗОВОЕ СРЕДСТВО ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ СТУДЕНТОВ

Быстрый рост объема учебной и научной информации в условиях развивающегося научно-технического прогресса неизбежно ведет к изменению учебно-тренировочного процесса. Главным является изменение тренировочных занятий, разностороннее развитие технической подготовленности, пополнение фонда двигательных навыков и умений. Известно, что техническая подготовленность футболистов является одним из важнейших факторов, от которых зависит активность и эффективность командных, групповых и индивидуальных действий

Ключевые слова: студенты, футбол, техническая подготовка, физическая подготовка.

В условиях реформирования современной России обучения в высших учебных заведениях раскрыва-

особое значение приобретают вопросы укрепления ются способности и задатки студентов, происходит

физического и духовного здоровья человека, фор- наиболее активное развитие нравственных и эстети-

мирования здорового образа жизни, реализации чело- ческих качеств, становление и стабилизация харак-

веческой индивидуальности, которые рассматрива- тера, интересов, психомоторных функций. Все это

ются как критерии социального прогресса. В период подчеркивает, с одной стороны — наличие высоких

потенциальных возможностей студентов, а с другой — необходимость максимальной реализации этих возможностей в процессе обучения [1,2].

Проблема совершенствования физического воспитания в вузе уже давно является предметом изучения многих специалистов, уделяющих все большее внимание личности студента к занятиям тем или иным видом его спортивной деятельности [3, 4, 5].

Физическое воспитание строится таким образом, чтобы обеспечить максимальный профессиональноприкладной эффект при воспитании предприимчивости, оригинальности мышления, настойчивости, честолюбия, способности идти на риск. При этом занятия спортивно-физкультурной деятельностью выступают одной из форм самовыражения и самоутверждения студента, определяя его образ жизни, общекультурные и социально значимые приоритеты. Известно, что на передний план в спорте выдвигается стремление к успеху, поощряется стремление личности к реализации своих возможностей в рамках определенного спортивного сценария. Результатом сопряженной учебной и спортивной деятельности студентов является формирование социально значимых качеств: социальной активности, самостоятельности, уверенности в своих силах, а также честолюбия.

По нашему мнению, в техническом вузе (с преимущественным количеством мужского контингента) наибольший интерес представляет спортивная специализация «футбол». Анализ научно-методи-ческой литературы показал множество различных программ использования футбола в физическом воспитании студентов.

Но вопросы обучения студентов технических вузов, имеющих слабую подготовку по видам спорта, в частности, в футболе, остаются недостаточно изученными. Исследование этой проблемы очень важно, так как футбол пользуется большой популярностью у студентов и является одним из необходимых средств физической подготовки, укрепления и поддержания здоровья студенческой молодежи в процессе физического воспитания в вузе [6, 7].

При этом для повышения учебно-воспитательного процесса педагогические усилия должны быть направлены на сближение субъективных желаний и целей студентов с объективно поставленными задачами физического воспитания в вузе [8].

Решение вышеизложенной проблемы, по мнению

В. А. Ермакова [9], основано на либерализации учебного процесса, способствующего включению многообразия различных видов физкультурно-спортивной деятельности. Автор считает, что данный подход приведет к созданию возможно большего числа альтернативных программ физического воспитания.

Целью данной работы явилась разработка физической и технико-тактической подготовленности студентов специализации «футбол» как одного из базовых средств физического воспитания. Известно, что физическая подготовленность студентов, выбравших данную специализацию, является одним из важнейших факторов, от которых зависит активность и эффективность командных, групповых и индивидуальных технико-тактических действий. Каким бы техничным и тактически грамотным не был «футболист», он никогда не добьется успехов без хорошей и разносторонней физической подготовленности. Не добьется успеха и команда, в которой физическая подготовленность даже одного игрока не будет соответствовать современным стандартам футбола.

Поэтому перед преподавателями физической культуры всегда стояли и будут стоять два вопроса:

1) какие проявления физической работоспособности являются наиболее важными для футбола? 2) какие упражнения и какими методами их нужно развивать и совершенствовать, чтобы росли не просто выносливость быстрота или сила, а все эти физические качества в рамках технико-тактических действий?

Учебной программой вуза специализации «футбол», предусматривается развитие основных физических качеств: выносливости, силы, гибкости, ско-ростно-силовой подготовленности.

В связи с этим встает вопрос о границах функциональных возможностей и методах контроля за занимающимися с целью дифференцирования нагрузки и определения эффективности проводимых занятий со студентами. При этом для студентов, выбравших спортивную специализацию «футбол», необходимо исследование технической подготовленности.

На предварительном этапе опытно-экспериментальной работы было проведено исследование физической подготовленности и работоспособности у 120 студентов первого курса спортивной специализации «футбол».

Динамическая оценка физической, технической подготовленности и работоспособности занимающихся проводилась дважды в учебном году, контрольными тестами, для выявления выносливости явились: бег 1000 метров в сентябре и 2000 метров в апреле; скоростно-силовую выносливость выявляли по прыжку с места в сентябре и мае; скоростную выявляли по бегу на 100 метров в сентябре и мае; силовую подготовленность по количеству подтягиваний на перекладине в сентябре и мае.

Методы и организация исследования. Для выявления показателей физической и технической подготовленности, используемых традиционных методов исследования: анализа научно-методической литературы, анкетирования, педагогическое наблюдение. Не касаясь в данной статье результатов констатирующего эксперимента, остановимся на оценке физической подготовленности. Были приняты традиционные тесты: бег 100 м; 1000 м; подтягивание; прыжки в длину с места. Для оценки технической подготовленности использованы такие тесты, как удары на точность с 16 метров (пять ударов с указанием сторон) — учитывалось количество попаданий; ведение мяча с обводкой стоек (10 м, на время); жонглирование мяча на месте поочередно правой и левой ногой (количество раз).

Результаты и их обсуждение. Студенты выбрали специализацию «футбол», так как интересовались им и раньше. Так, из 120 респондентов 30 % занимались футболом в спортивных школах, остальные — либо в общеобразовательной школе, либо во дворах. Футбольный стаж составил в среднем 4 года. Число студентов, имеющих спортивный разряд по футболу, составило 25%.

При этом большинство респондентов хотели бы повысить свои технико-тактические способности. В тоже время 70 % всех опрошенных оценивают физическую подготовленность как неудовлетворительную и считают, что двух занятий в неделю по академическому расписанию недостаточно.

Однако большинство (87 %) студентов 2-го курса считают, что за один учебный год они достигли многого, то есть научились таким техническим приемам, как: передача мяча, точные удары в створ ворот, ведение и владение мячом.

Так, на предварительном этапе опытно-экспериментальной работы было проведено исследование технической подготовленности у студентов первого

ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК №3 (98) 2011

и второго курсов обучения, спортивной специализации «футбол».

Результаты были следующие в контрольной группе: удары на точность — 2 попадания, ведения мяча — 4,9 с, жонглирование — 22 раза. В экспериментальной группе было выявлено увеличение показателей по аналогичным тестам. Так, ведение мяча — 4,3 с, жонглирование — 32 раза, удары на точность—3 попадания.

Следует отметить, что и физическая подготовленность студентов экспериментальной группы была выше по сравнению с контрольной.

В среднем динамика показателей была следующей: бег на 1000 метров — результат 3,50 мин; на 2000 метров — 9,13 мин; на 100 метров в сентябре —14,0 с, в мае — 13,8 с; количество подтягиваний на перекладине в сентябре составило 8 раз, а в мае 10 раз; прыжок в длину с места был 222 сантиметра, а в мае — 226 сантиметров. Работоспособность по тесту РШС170 достоверно (Р<0,05) увеличилась с 850 ±45 кгм/мин до 1020 кгм/мин (Р<0,05).

Положительная динамика физических качеств свидетельствует о запасах резервных возможностей организма студентов, занимающихся специализацией «футбол», а исследование физической работоспособности позволяет дифференцированно подойти к методике проведения занятий с целью повышения функциональных возможностей занимающихся.

Заключение. Использование спортивной специализации «футбол» в физическом воспитании студентов технического вуза свидетельствует о том, что игровая и тренировочная деятельность оказывают комплексное и разностороннее воздействие на организм занимающихся, развивает основные физические качества — быстроту, ловкость, выносливость, силу, повышают функциональные возможности, формируют различные двигательные навыки, необходимые в будущей профессиональной деятельности. Круглогодичные занятия футболом в условиях Сибири способствуют физической закалке и повышению двигательной активности.

Включение спортивной специализации «футбол» в учебный процесс по физическому воспитанию студентов, способствует улучшению адаптационных возможностей организма занимающихся, что проявляется в повышении физической подготовленности, выносливости и снижению простудной заболеваемости. Благодаря разнообразной двигательной деятельности и совершенствованию координационных способностей, занимающиеся футболом студенты быстрее и успешнее осваивают жизненно важные умения и навыки, в том числе и трудовые.

Библиографический список

1. Выдрин, В. М. Физическая культура студентов вузов: учеб. пособие / В. М. Выдрин, Б. К. Зыков, А. В. Лотоненко. — Воронеж : ВГУ, 1991. - 128 с.

2. Тихонова, В. К. Формирование готовности студентов вуза к физическому самосовершенствованию: дис... .канд. пед. наук/ В. К. Тихонова. — М., 2000. — 165 с.

3. Бирюков, Н. А. Совершенствование организационных форм физического воспитания студентов / Н. А. Бирюков // Состояние и перспективы совершенствования физической культуры в системе образования : материалы Межд. науч.-практ. конф. - Омск: СибГАФК, 1998. - Ч. 2. - С. 148- 149.

4. Ляликова, Н. Н. Баскетбол как средство реализации вари-

ативного компонента в физическом воспитании студентов технического вуза : дис.канд. пед. наук / Н. Н. Ляликова. — Омск :

СибГУФК, 2003. - 119 с.

5. Антропов, А. И Физическое воспитание в вузе с учетом спортивных интересов студентов и этнокультурных традиций: дис.... канд. пед. наук / А. И. Антропов. — Улан-Удэ, 2006. — 139 с.

6. Куликов, С. И. Технология начальной подготовки по мини-футболу студентов нефизкультурных вузов / С. И. Куликов, Л. Л. Куликова // Актуальные вопросы физической культуры и спорта: матер. XII Междунар. науч.-практ. конф. (28 — 29 апреля 2009г.). - Томск, 2009. - Т. 1. - С. 174-176.

7. Смирнов, А. А. Контроль технической подготовленности мужской студенческой команды по мини-футболу / А. А. Смирнов // Современные процессы развития физической культуры, спорта и туризма. Состояние и перспективы формирования здорового образа жизни : материалы Междунар. симпозиума (17 — 18 октября 2008 г.). — Красноярск, 2008. — С. 219 — 221.

8. Крайник, В. Л. Личностно-ориентированный подход к индивидуализации учебной деятельности студентов факультета физической культуры / В. Л. Крайник // Проблемы физкультурного образования детей и учащейся молодежи : матер. Межд. науч.-практ. конф. — Шуя : ШГПУ, 2002. — С. 82.

9. Ермаков, В. А. Содержание, цели и задачи дифференцированного физического воспитания студентов / В. А. Ермаков // Профессиональная подготовка педагогов-специалистов в области физической культуры и спорта : матер. Всерос. межвуз. науч.-практ. конф. — М. : Малаховка, 1999. — С. 211.

ДЗЮБА Илья Петрович, преподаватель, аспирант кафедры физического воспитания и спорта.

Адрес для переписки: e-mail: [email protected]

Статья поступила в редакцию 11.03.2011г.

© И. П. Дзюба

Книжная полка

Кузнецов, В. С. Теория и методика физического воспитания и спорта: учебное пособие для студентов вузов / В. С. Кузнецов, Ж. К. Холодов. - М.: Academia, 2010. - 480 с. - ISBN 978-5-7695-7577-8.

В пособии раскрывается сущность физического воспитания, излагаются принципы и методы физического воспитания детей дошкольного и школьного возраста, а также взрослых, дается характеристика упражнений, рекомендуемых для развития тех или иных физических способностей или возможностей человека. Предлагаемые методики базируются на научной основе, насыщены конкретным материалом по направленному использованию физической культуры в жизни разных групп людей. Для студентов и преподавателей высших и средних учебных заведений физической культуры.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.