7. КОГКУ «ГАКО» Ф. 616. Оп. 1. Д. 74. Лл. 425-439; Д. 80. Лл. 75-89.
8. Общество врачей г. Вятки. // Памятная книжка и календарь Вятской губернии на 1899 г. Вятка, 1898. С. 102, отд. 2.
9. Иорданский И.Ф. Задачи и личный состав Медицинского общества Вятской губернии. Вятка, 1903. С. 3.
10. Общество врачей г. Вятки. // Памятная книжка и календарь Вятской губернии на 1899 г Вятка, 1898. С. 103, отд. 2.
11. КОГКУ «ГАКО» Ф. 616. Оп. 1. Д. 74. Л. 425.
12. Там же. Л. 426.
13. Там же. Оп. 6. Д. 32. Лл. 157-158.
14. Там же. Оп. 1. Д. 80. Л. 88.
15. Там же. Оп. 6. Д. 32. Л. 158.
16. Там же. Д. 48. Лл. 20-21, 24-25, 28.
17. Там же. Лл. 28, 48.
18. Там же. Ф. 582. Оп. 43. Д. 539. Лл. 1-5.
19. Там же. Ф. 616. Оп. 1. Д. 80. Л. 83.
20. Кобельков К Медицинское общество Вятской губернии. // Вятская жизнь. 1923. № 3. С. 68-69.
21. КОГКУ «ГАКО» Ф. 616. Оп. 1. Д. 80. Л. 90.
22. Там же. Оп. 6. Д. 32. Лл. 161-162.
23. Там же. Ф. 582. Оп. 64а. Д. 34. Л. 48а-б; Двадцатипятилетие Общества врачей г. Вятки. 1872-1897. Вятка, 1897. С. 45.
24. КОГКУ «ГАКО». Ф. 616. Оп. 1. Д. 80. Лл. 86-89; Общество врачей г. Вятки. // Памятная книжка и календарь Вятской губернии на 1899г. Вятка, 1898. С. 104-107, отд. 2.
25. Кобельков К Медицинское общество Вятской губернии. // Вятская жизнь. 1923. № 3. С. 69-70.
26. КОГКУ «ГАКО» Ф. 528. Оп. 38. Д. 8. Л. 32; Оп. 37. Д. 8. Лл. 54, 74-77; Ф. 616. Оп. 1. Д. 80. Л. 89.
27. Там же. Ф. 582. Оп. 77. Д. 29. Л. 89.
28. Там же. Ф. 616. Оп. 6. Д. 32. Л. 161.
29. Там же. Ф. 616. Оп. 1. Д. 80. Л. 77; Оп. 6. Д. 32. Лл. 157-158.
30. Там же. Оп. 1. Д. 90. Л. 29.
31. Там же. Ф. 582. Оп. 63. Д. 11. Л. 299.
32. Там же. Ф. 583. Оп. 455. Д. 343. Лл. 1-5; Оп. 468. Д. 524. Лл. 1-3; Д. 597. Лл. 1-3.
33. Книга вятских родов: в 3 т. / Автор-сост. В.А. Старостин, Прав. Киров. обл. Киров: О- Краткое, 2012. Т. 1.
References
1. Expectations I. Medical society in Russia. Moscow, 1897. P.11.
2. Kirov regional state institution «State archive of the Kirov region» (hereinafter KOGKU GAKO). F. 616. Op. 1. 23. L. 326.
3. Ibid., F. 582. Op. 43. D. 518. L. 24; Kobelkov K. Medical society Vyatka province. Vyatka life. 1923. No. 3. P. 67.
4. The society of physicians of the city of Vyatka. Memorable book and calendar Vyatka province in 1899. Vyatka, 1898. P. 102, Sep. 2; Jordan I. F. Tasks and the personnel of the Medical society of Vyatka province. Vyatka, 1903. P. 3.
5. Kobelkov K. Medical society Vyatka province. Vyatka life. 1923. No. 3. P. 68.
6. Jordan I. F. Tasks and the personnel of the Medical society of Vyatka province. Vyatka, 1903. P.8.
7. KOGKU GAKO F. 616. Op. 1. D. 74. Ll. 425-439; d. 80. Ll. 75-89.
8. The society of physicians of the city of Vyatka. Memorable book and calendar Vyatka province in 1899. Vyatka, 1898. P. 102, Sep. 2.
9. Jordan I.F. Tasks and the personnel of the Medical society of Vyatka province. Vyatka, 1903. P.3.
10. The society of physicians of the city of Vyatka. Memorable book and calendar Vyatka province in 1899. Vyatka, 1898. P. 103, Sep. 2.
11. KOGKU GAKO F. 616. Op. 1. D. 74. L. 425.
12. Ibid. L. 426.
13. Ibid. Op. 6. D. 32. Ll. 157-158.
14. Ibid. Op. 1. D. 80. L. 88.
15. Ibid. Op. 6. D. 32. L. 158.
16. Ibid. 48. Ll. 20-21, 24-25, 28.
17. Ibid. Ll. 28, 48.
18. Ibid. F. 582. Op. 43. D. 539. Ll. 1-5.
19. Ibid. F. 616. Op. 1. D. 80. L. 83.
20. Ibid. Op. 6. D. 32. L. 118.; Kobelkov K. Medical society Vyatka province. Vyatka life. 1923. No. 3. S. 68-69.
21. KOGKU GAKO F. 616. Op. 1. D. 80. L. 90.
22. Ibid. Op. 6. D. 32. Ll. 161-162.
23. Ibid. F. 582. Op. 64A. D. 34. L. 48A-b; twenty-fifth anniversary of the society of physicians of the city of Vyatka. 1872-1897. Vyatka, 1897. S. 45.
24. KOGKU GAKO. F. 616. Op. 1. D. 80. Ll. 86-89; Society of physicians of Vyatka. Memorable book and calendar Vyatka province in 1899. Vyatka, 1898. Pp. 104-107, Sep. 2.
25. Kobelkov K. Medical society Vyatka province. Vyatka life. 1923. No. 3. S. 69-70.
26. KOGKU GAKO F. 528. Op. 38. D. 8. L. 32; Op. 37. D. 8. Ll. 54, 74-77; F. 616. Op. 1. D. 80. L. 89.
27. Ibid. F. 582. Op. 77. D. 29. L. 89.
28. Ibid. F. 616. Op. 6. D. 32. L. 161.
29. Ibid. F. 616. Op. 1. D. 80. L. 77; Op. 6. D. 32. Ll. 157-158.
30. Ibid. Op. 1. D. 90. L. 29.
31. Ibid. F. 582. Op. 63. D. 11. L. 299.
32. Ibid. F. 583. Op. 455. D. 343. Ll. 1-5, Op. 468. D. 524. Ll. 1-3; D. 597. Ll. 1-3.
33. Book Vyatka birth: 3/ the Author-sost. V.A. Starostin, Right. Kirov. obl. Kirov: O-kratkoe, 2012, vol. 1.
УДК 614.1:616-00-053(576.18)
ФИЗИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ И ХАРАКТЕРИСТИКА ПАТОЛОГИИ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ГОРОДЕ НОВОСИБИРСКЕ
'ПогодинаВ.А., 2Бабенко А.И., 2Бабенко Е.А., 2Гусельникова Н.А.
'ФГБОУ ВО Новосибирский государственный медицинский университет Минздрава России, Новосибирск, Россия (630091, г. Новосибирск, ул. Красный проспект, 52), e-mail: [email protected] 2ФГБНУ Научно-исследовательский институт комплексных проблем гигиены и профессиональных заболеваний, лаборатория стратегического планирования в здравоохранении, Новокузнецк, Россия (654041, г. Новокузнецк, Кемеровской области, ул. Кутузова, 23), e-mail: [email protected]
Изучались показатели физического развития и характеристики патологии по данным статистических учетных форм (№ 112/у, № 030-Д/у, № 026/у-2000) 80 детей 8-11 лет.
Исследование проводилось с применением центильных шкал (одномерных и двумерных), метода отклонений и аналитического обсуждения.
Анализ показал, что в г. Новосибирске за период 2015-2016 гг. у большинства (от 52,5 до 66,3%) детей выявлены средние величины физического развития. Дети с отклонениями от стандартных величин имели более низкий рост, избыточный вес, узкую грудную клетку, низкую частоту дыхательных движений и сердечных сокращений, повышенный уровень артериального давления. Дисгармоничное, резко дисгармоничное физическое развитие выявлено у 11,2-60,0% детей, морфофункциональные дефекты - у 5,0% детей. Основными патологиями являлись респираторные инфекции верхних дыхательных путей, сколиоз, нарушение осанки и в определённой степени туберкулез органов дыхания, миопия, кардиомио-патия. Больше половины (50,0-53,7%) детей имели II группу здоровья с наличием острого заболевания легкой степени тяжести. У 10,0-36,3% детей выявлена III группа здоровья с сочетанием хронической патологиии средней или тяжелой степени тяжести, 28,8-32,5% детей не имели заболеваний и отнесены к I группе здоровья.
Ключевые слова: физическое развитие, структура патологии, дети младшего школьного возраста.
PHYSICAL DEVELOPMENT AND CHARACTERISTIC FEATURES OF PATHOLOGY IN SCHOOL-AGED CHILDREN IN THE CITY OF NOVOSIBIRSK
'Pogodina V.A., 2Babenko A.I., 2Babenko E.A., 2Guselnikova H.A.
'Novosibirsk State Medical University, Novosibirsk, Russia (630091, Novosibirsk, Krasny Prospekt, 52), e-mail: [email protected]
2Research Institute for Complex Problems of Hygiene and Occupational Diseases, Laboratory of strategic planning in health care, Novokuznetsk, Russia (654041, Novokuznetsk, Kemerovo region, Kutuzov Street, 23), e-mail: bai@ centercem.ru
Physical development indicators and pathologic characteristics according to figures from statistical registration forms (No. 112/u, No. 030-D/u, No. 026/u-2000) of 80 children aged 8-11 were studied.
Centile scales (univariate and bivariate), methods of deviation and analytical discussion were applied in the study. The research showed that in 2015-2016 in Novosibirsk most of the children (from 52.5 to 66.3%) had an average level of physical development. The children with deviations from standard values had lower body height, overweight, narrow thorax, slower respiratory and heart rates, increased blood pressure. Disharmonious and sharply disharmonious physical development was revealed in 11.2-60.0% of the children, 5.0% of the children had morphofunctional changes. The most common pathologies are upper respiratory tract infections, scoliosis, impaired posture, respiratory tuberculosis, myopia, cardiomyopathy. More than half (50.0-53.7 per cent) of the children had health group II and an acute disease of mild severity. 10.0-36.3% of the children had health group Ш and moderate to severe chronic disease, 28.8-32.5% of the children didn't have any diseases and were referred to health group I.
Keywords: physical development, pathology structure, primary school-aged children.
Введение
Мониторинг показателей здоровья у детей, особенно младшего школьного возраста, по причине значительной психоэмоциональной нагрузки является обязательным фактором контроля процесса роста и формирования личности. Современные различия социально-экономических и климатических условий, а также гигиенического образования населения в федеральных округах Российской Федерации вызывают изменения морфофункциональных свойств организма подрастающего поколения [5]. Нарушения в физическом развитии влияют на течение, степень тяжести и распространенность патологии у детей. Территориальные особенности городов и областей нашей страны диктуют необходимость регионального подхода в изучении здоровья подрастающего поколения и специфичности профилактических мероприятий. Модификация возрастно-половых нормативов для оценки физического развития детей с учетом федеральных округов Российской Федерации является приоритетной задачей, актуальной для специалистов в системе общественного здравоохранения [1].
Цель исследования - анализ показателей физического развития и состояния здоровья детей 8-11 лет, по данным медицинской документации за 20152016 годы в г. Новосибирске.
Материал и методы
Проведен анализ таких показателей, как рост, вес, окружность грудной клетки, артериальное давление, частота дыхательных и сердечных сокращений, а также исследовалась структура патологии, ее течение и степень тяжести, определялась группа здоровья, по данным статистических учетных форм (№ 112/у «История развития ребенка», № 030-Д/у «Карта диспансеризации ребенка», № 026/у-2000 «Медицинская карта ребенка для образовательных учреждений дошкольного, начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования, учреждений начального и среднего профессионального образования, детских домов и школ-интернатов») 80 детей 8-11 лет МБОУ СОШ Лицей № 12 г. Новосибирска.
При рассмотрении проблемы использовались методы: 1) социологический («контент-анализ», определяющий специфические признаки статистических данных в официальных документах); 2) статистические: а) выборочная совокупность, разрешающая исследовать здоровье отдельной группы детей от всех детей Новосибирска, где результаты приемлемы ко всем детям; Ь) динамическое аналитическое обсуждение, позволяющее изучить структуру патологии на основе МКБ-10 за установленный промежуток времени, её течение и степень тяжести в соответствии
с общепринятой систематизацией, а также выявить группы здоровья по критериям, рекомендованным в приказе Министерства здравоохранения Российской Федерации № 621 от 2003 г. «О комплексной оценке состояния здоровья детей» [4, 8, 9]; с) непараметрические: центильные шкалы (одномерные, показывающие количественные границы признака у определенной доли (центиля) детей данного возраста, пола и двумерные, представленные в виде двух координат, где по вертикали отложены показатели длины тела, по горизонтали - массы тела, с нанесенным возрастом. Справа - шкала по длине тела, сверху - по массе тела и в центре изображена нормограмма для оценки соответствия массы тела его длине [2]); методика отклонений, оценивающая гармоничность, соматотип и функциональное состояние организма по балльной системе [6]. Обработка материалов осуществлялась в программе Microsoft Office Excel 20l0, с использованием статистического пакета типа SPSS, версия 11.5.
Результаты исследования
Контроль комплексной оценки здоровья детей младшего школьного возраста, живущих в разных регионах страны, позволяет установить некоторые осо-
бенности физического развития и состояния систем организма, включая патологию. В изучаемых источниках информации имеются научные работы по оценке здоровья детей 8-11 лет, но по г. Новосибирску таких исследований недостаточно. У детей младшего школьного возраста резко возрастающая нагрузка может вызывать срыв резервных и адаптационных механизмов организма. Поэтому рассмотрение проблемы здоровья детей этого возраста становится актуальным.
Так, при анализе оценки показателей физического развития детей 8-11 лет за 2015-2016 годы в г. Новосибирске выявлено, что основная часть (от 52,5 до 66,3%) детей имела средние (стандартные) величины антропометрических и физиометриче-ских показателей, принятые в Российской Федерации (табл. 1). Отклонения от российских стандартных величин: «низкий» и «ниже среднего» по росту, окружности грудной клетки, частоте дыхательных движений выявлены соответственно у 23,8%; 17,5%; 33,0% детей, а «очень низкие», «низкие» и «ниже среднего» по частоте сердечных сокращений - у 30,0% детей. Вместе с тем показатели веса и артериального давления с величинами «выше среднего» и «высокие» установлены соответственно у 26,2% и 42,5% детей.
Таблица 1
Оценка показателей физического развития детей 8-11 лет в г. Новосибирске за период 2015-2016 гг. (п = 80).
Показатели Оценка показателя Количество детей (8-11 лет)
Абсолютное Удельный вес (%)
Рост Очень низкий 0 0,0
Низкий 4 5,0
Ниже среднего 15 18,8
Средний 50 62,5
Выше среднего 10 12,5
Высокий 1 1,2
Вес Очень низкий 0 0,0
Низкий 1 1,3
Ниже среднего 16 20,0
Средний 42 52,5
Выше среднего 20 25,0
Высокий 1 1,2
Окружность грудной клетки Очень низкая 0 0,0
Низкая 2 2,5
Ниже среднего 12 15,0
Средняя 53 66,3
Выше среднего 13 16,2
Высокая 0 0,0
Частота сердечных сокращений Очень низкая 1 1,2
Низкая 4 5,0
Ниже среднего 19 23,8
Средняя 45 56,2
Выше среднего 6 7,5
Высокая 5 6,3
Артериальное давление Очень низкое 0 0,0
Низкое 0 0,0
Ниже среднего 1 1,2
Среднее 45 56,3
Выше среднего 28 35,0
Высокое 6 7,5
Очень низкая 0 0,0
Низкая 7 8,8
Частота дыхательных движений Ниже среднего 20 25,0
Средняя 52 65,0
Выше среднего 1 1,2
Высокая 0 0,0
При распределении детей по группам физического развития установлено, что у основной части (от 40,0 до 95,0%) исследуемых детей наблюдался мезосоматотип, отмечалось гармоничное физическое развитие и нормальное функциональное состояние
систем организма. Дети с отклонениями физического развития составили 11,2%, с микросоматотипом и макросоматотипом - 60,0%, тогда как детей с удовлетворительным функциональным состоянием систем организма в группе риска было 5,0% (табл. 2).
Таблица 2
Уровень и группа физического развития детей 8-11 лет в г. Новосибирске за период 2015-2016 гг. (п = 80)
Характеристики Уровень физического развития Группа физического развития Количество детей (8-11 лет)
Абсолютное Удельный вес (%)
Гармоничность Гармоничное Нормальное 71 88,8
Дисгармоничное Группа риска 9 11,2
Резко дисгармоничное С отклонениями 0 0,0
Соматотип Мезосоматотип Нормальное 32 40,0
Микро соматотип С отклонениями 24 30,0
Макро соматотип С отклонениями 24 30,0
Функциональное состояние систем организма Отличное Нормальное 17 21,3
Хорошее Нормальное 59 73,7
Удовлетворительное Группа риска 4 5,0
Неудовлетворительное С отклонениями 0 0,0
Уровень состояния здоровья определяется наличием или отсутствием патологии. Среди отдельных классов заболеваний у детей данного возраста наибольшее распространение имеют болезни органов дыхания (в основном это респираторные инфекции верхних дыхательных путей) - 44,3 (29,5)% и заболевания костно-мышечной системы, соедини-
тельной ткани (сколиоз и нарушение осанки) - 17,2 (11,5 и 5,7)%. Определенной значимостью обладают инфекционные и паразитарные болезни (туберкулез органов дыхания); заболевания глаза и его придаточного аппарата (миопия), а также патология системы кровообращения (кардиомиопатия) соответственно -8,2%; 8,2 (5,7)%; 8,2% (табл. 3).
Структура заболеваний у детей 8-11 лет в г. Новосибирске за период 2015-2016 гг. (п = 80)
Таблица 3
Международная классификация болезней (МКБ-10) Случаи заболеваний у детей (8-11 лет)
Класс Название заболеваний Код Абсолютное количество Удельный вес (%)
I Некоторые инфекционные и паразитарные болезни, в том числе: - туберкулез органов дыхания А00-В99 (А15) 10 8,2
Болезни эндокринной системы, расстройства питания и нарушения обмена веществ, в том числе: Е00-Е90 9 7,3
- недостаточность питания Е40- Е46 (7) (5,7)
IV - ожирение и другие виды избыточного питания Е65- Е68 (2) (1,6)
Болезни глаза и его придаточного аппарата, в том числе: Н00-Н59 10 8,2
- гиперметропия Н52.0 (3) (2,5)
VII - миопия Н52.1 (7) (5,7)
IX Болезни системы кровообращения, в том числе: - кардиомиопатия ГО0-Ш (!42) 10 8,2
Болезни органов дыхания, в том числе: J00-J99 54 44,3
- респираторные инфекции верхних дыхательных путей J00-J04 (36) (29,5)
X - респираторные инфекции нижних дыхательных путей J20-J45 (18) (14,8)
XI Болезни органов пищеварения, в том числе: - гастродуоденит К00-К93 (К29) 8 6,6
Болезни костно-мышечной системы и соединительной ткани, в том числе: M00-M99 21 17,2
- сколиоз M41 (14) (11,5)
XIII - нарушение осанки M53.2 (7) (5,7)
Итого 238 100,0
По результатам исследования установлено, что за рассматриваемый период у 50,0% детей отмечалось острое заболевание, у 17,5% детей наблюдалось
хроническое течение болезни, и у 32,5% детей заболеваний не выявлено (табл. 4).
Оценка состояния здоровья детей 8-11 лет в г. Новосибирске за период 2015-2016 гг. (п = 80)
Таблица 4
Показатель, определяющий состояние здоровья Количество детей (8-11 лет)
Абсолютное Удельный вес (%)
Острое заболевание 40 50,0
Хроническое заболевание 14 17,5
Заболевание отсутствует 26 32,5
В течении болезни существенное значение имеет степень тяжести (легкая, средняя, тяжелая) (табл. 5). Анализ показал, что лишь 53,7% детей данной возрастной группы имели легкую степень тяжести
заболевания. У 36,3% детей была отмечена средняя степень тяжести болезни, а у 10,0% детей - тяжелая степень заболевания.
Степень тяжести патологии у детей 8-11 лет в г. Новосибирске за период 2015-2016 гг. (п = 80)
Таблица 5
Степень тяжести патологии Количество детей (8-11 лет)
Абсолютное Удельный вес (%)
Легкая 43 53,7
Средняя 29 36,3
Тяжелая 8 10,0
вья имели 28,8% детей; II - 52,5% детей; а III группу здоровья - 18,7% детей. Характерно, что дети с IV и V группами здоровья отсутствовали (табл. 6).
Таблица 6
Группы здоровья детей 8-11 лет в г. Новосибирске за период 2015-2016 гг. (n = 80)
На основе комплексной оценки состояния здоровья детей 8-11 лет определялась соответствующая группа здоровья. Было выявлено, что I группу здоро-
Группы здоровья Количество детей (8-11 лет)
Абсолютное Удельный вес (%)
I 23 28,8
II 42 52,5
III 15 18,7
IV 0 0,0
V 0 0,0
Обсуждение результатов
По данным М.В. Семеновой и А.А. Шибкова, в физическом развитии детей имеются различия с учетом регионального проживания [11]. Так, в г. Ангарске в 2011 году при обследовании детей 7-14 лет у 16,2 ± 3,6% детей, отмечался дефицит веса [3].
В нашем исследовании показатели физического развития иные. Среди рассматриваемых детей города Новосибирска основная масса детей имела средние показатели физического развития, установленные для этого контингента в Российской Федерации. У детей с отклонениями от стандартных величин наблюдался более низкий рост, избыточный вес, повышенный уровень артериального давления, отмечалась узкая грудная клетка, низкая частота дыхательных движений и сердечных сокращений. Это предопределяет
отклонения по дисгармоничности и соматотипу у 11,2-60,0%, а по риску нарушения функционального состояния систем организма у 5,0% данной группы детей. При этом у остальных детей 8-11 лет показатели физического развития соответствовали норме.
Аналогичные результаты наблюдались О.А. Шибковой. Она установила, что в 2010 году в г. Челябинске при профилактическом обследовании 20,436,7% детей младших классов имели дисгармоничное физическое развитие за счет избыточного веса [13].
В г. Новосибирске у детей данной возрастной группы ведущими заболеваниями являются болезни органов дыхания, заболевания костно-мышечной системы и соединительной ткани, а также в определенной степени инфекционные и паразитарные болез-
ни, заболевания глаза и его придаточного аппарата, патология системы кровообращения. На указанные классы заболеваний приходится 86,1% от всей зарегистрированной патологии. Другая часть классов болезней имеет незначительный вес от 6,6 до 7,3%.
Похожая распространенность заболеваний была установлена в Москве в 2011 году. Согласно проводимому исследованию, у детей 8 лет основными заболеваниями были нарушения осанки, сколиоз и уплощенная стопа, в меньшей степени - аденоиды, гипертрофия миндалин и хронический тонзиллит, а последующее ранговое место делили гастрит, миопия, респираторные инфекции верхних дыхательных путей, бронхиальная астма и туберкулез [10].
Учитывая значительное количество работ в этом направлении, можно высказать мнение, что структура патологии в регионах страны и за ее пределами различна. Это доказывает К.Г. Симонян, указывающий, что в г. Ереване (Республика Армения) в 2009 году у детей от 5 до 11 лет превалируют болезни органов дыхания, заболевания мочеполовой системы и патология костно-мышечной системы, соединительной ткани [12].
Болезнь характеризует состояние здоровья и является компонентом комплексной оценки. Среди изучаемых детей больше половины (50,0-53,7%) имели II группу здоровья с наличием острого заболевания легкой степени тяжести. III группа здоровья -дети с хронической патологией средней или тяжелой степени тяжести (10,0-36,3 %). Детей, не имевших болезней и отнесенных к I группе здоровья, было 28,8-32,5%.
По данным А.И. Манюхина, в 2009 году в г. Самаре 21,1% исследованных детей 8 лет имели I группу здоровья, 60,5% - II группу, тогда как у 23,1% детей этого возраста выявлялась III группа здоровья [7].
Заключение
Анализ оценки здоровья детей 8-11 лет в г. Новосибирске за рассматриваемый период показал, что у большей доли (от 52,5 до 66,3%) детей наблюдалось среднее физическое развитие для этой возрастной группы в Российской Федерации. Дисгармоничное физическое развитие выявлено у 11,2-60,0% детей и у 5,0% детей - морфофункциональные дефекты. При этом основными патологиями являлись болезни органов дыхания и заболевания костно-мышечной системы, соединительной ткани, значительную часть составляли инфекционные и паразитарные болезни, заболевания глаза и его придаточного аппарата, патология системы кровообращения. Вместе с тем, у половины детей была выявлена II группа здоровья острое заболевание легкой степени тяжести. У 10,036,3% детей наблюдалась III группа здоровья, хроническая патология средней или тяжелой степени тяжести. А у 28,8-32,5% детей заболевания отсутствовали и определялась I группа здоровья.
Список литературы
1. Баранов А.А., Кучма В.Р. Физическое развитие детей и подростков Российской Федерации. Москва: Педи-атрЪ, 2013. 192 с.
2. Воронцов И.М., Матвеева Н.А., Максимова Т.М. Современное состояние, тенденции и проблемы оценки физического развития детей из разных экологических и экономических регионов России // Педиатрия. 1995. № 4. С. 50-55.
3. Катульская О.Ю., Ефремова Н.В. Оценка возрастной динамики адаптационных возможностей детей Ангарска // Гигиена и санитария. 2008. № 4. С. 56-58.
4. Кусельман А. И., Самсыгина Г. А. Оценка состояния тяжести больных детей // Педиатрия. 2012. Том 91. № 4. С. 115-121.
5. Максимова Т.М., Лушкина Н.П. Физическое развитие детей России: определение путей обобщающей оценки и выявления проблемных ситуаций в росте и развитии подрастающего поколения // Здоровье и общество. 2013. № 2. С. 3-7.
6. Мазурин А.В., Воронцов И.М. Пропедевтика детских болезней: Учебное пособие. Санкт-Петербург: Питер, 2000. 926 с.
7. Манюхин А.И. Современный образовательный процесс и физическое развитие школьников г. Самара // Аспирантский вестник Поволжья. 2009. № 3-4. С. 184-188.
8. Международная статистическая классификация болезней и проблем, связанных со здоровьем. Десятый пересмотр. Москва: Медицина, 1995. 170 с.
9. Осипов В.Н., Богоявленская О.В. Общий уход за больными в терапевтической клинике: Учебное пособие. Санкт-Петербург: Питер, 2009. 464 с.
10. Параничева Т.М., Бабенкова Е.А., Тюрина Е.В., Орлов К.В. Состояние здоровья и возрастно-половые особенности физического развития мальчиков и девочек младшего школьного возраста // Новые исследования. 2011. № 3(28). С. 33-45.
11. Семенова М.В., Шибков А.А. Межпопуляционные эколого-физиологические особенности детей школьного возраста: монография. Челябинск: Челябинский государственный педагогический университет, 2013. 211 с.
12. Симонян К.Г. Возрастная нозологическая структура детской соматической патологии в Армении // Медицинские новости. 2012. № 9. С. 32-34.
13. Шибкова О.А. Особенности морфофункциональ-ного развития учащихся детей младших классов при адаптации к интеллектуальным нагрузкам : дис. ...канд. биол. наук. Челябинск, 2011. 23 с.
References
1. Baranov A. A., Kuchma V. R. Fizicheskoe razvitie detey i podrostkov Rossiyskoy Federatsii [Physical development of children and adolescents of the Russian Federation]. Moscow: Paediatrician, 2013, 192 p.
2. Vorontsov I.M., Matveeva N.A. Maksimova T.M. Modern state, tendencies and problems of estimation of physical development of children from different ecological and economic regions of Russia. Pediatrics, 1995, no. 4, pp. 50-55.
3. Katulskaya O. Yu., Efremova N. In. Assessment of the age dynamics of the adaptive capacity of the Angarsk children. Hygiene and sanitation, 2008, no. 4, pp. 56-58.
4. Kuselman A. I., Samsygina G. A. Assessment of severity in children. Pediatrics, 2012, vol. 91, no. 4, pp. 115-121.
5. Maksimova T. M., Lushkina N. P. Physical development of children Russia: ways of generalizing the assessment and identification of problematic situations in the growth and development of the younger generation. Health and society, 2013, no. 2, pp. 3-7.
6. Mazurin A.V., Vorontsov I.M. Propedevtika detskikh bolezney [Propedeutics of children's diseases: textbook]. Saint Petersburg: Peter, 2000. 926 p.
7. Manohin A. I. Modern educational process and physical development of schoolchildren in Samara. The Postgraduate Bulletin of the Volga region, 2009, no. 3-4, pp. 184-188.
8. Mezhdunarodnaya statisticheskaya klassifikatsiya bolezney i problem, svyazannykh so zdorov'em [International statistical classification of diseases and problems related to health. Tenth revision]. Moscow: Medicine, 1995, 170 p.
9. Osipov V.N., Bogoyavlenskaya O.V. Osipov V.N.,
Bogoyavlenskaya O.V. Obshchiy ukhod za bolnymi v terape-vticheskoy klinike [Total patient care in a therapeutic clinic: a Training manual]. Saint Petersburg: Piter, 2009. 464 p.
10. Paranicheva T. M., Babenkova E. A., Tyurina E.V., Orlov K.V. State of health and age-sex characteristics of physical development of boys and girls of primary school age. New research, 2011, no. 3(28), pp. 33-45.
11. Semenova M.V., Shibkov A.A. Mezhpopulyatsionnye ekologo-fiziologicheskie osobennosti detey shkolnogo vozrasta [Interpopulation ekologo-physiological features of children of
school age: monograph]. Chelyabinsk: Chelyabinsk State Pedagogical University, 2013. 211 p.
12. Simonyan, K. G. Age-related nosological structure of child somatic pathology in Armenia. Medical news, 2012, no. 9, pp. 32-34.
13. Shibkova O.A. Osobennosti morfofunktsional'nogo razvitiya uchashchikhsya detey mladshikh klassov pri adaptatsii k intettektuaVnym nagruzkam [Peculiarities of morphofunctional development of pupils of elementary school children in adapting to intellectual loads] (PhD Thezis), Chelyabinsk, 2011. 23 p.
УДК 616.12-008.331.1.
ОСОБЕННОСТИ ГЕМОДИНАМИКИ У СТУДЕНТОВ ТЕХНИЧЕСКОГО ВУЗА С РАЗНЫМ УРОВНЕМ ТРЕВОЖНОСТИ В ЗАВИМОСТИ ОТ ТИПА ВЕГЕТАТИВНОЙ РЕГУЛЯЦИИ
Спицин А.П., ПершинаТ.А.
ФГБОУ ВО Кировский государственный медицинский университет Минздрава России, г. Киров, Россия (610027, г. Киров, ул. Карла Маркса, 112), e-mail: [email protected]
Изучена корреляционная зависимость между уровнем тревожности и показателями гемодинамики, а также корреляционные взаимосвязи между показателями гемодинамики в зависимости от исходного вегетативного тонуса у лиц молодого возраста.
В исследовании приняли участие 158 человек (121 девушка и 37 юношей) в возрасте от 19 до 24 лет. Для определения уровня тревожности использовали опросник Спилбергера-Ханина. Проводили измерение артериального давления, подсчитывали частоту сердечных сокращений. Рассчитывали информативные показатели гемодинамики (пульсовое давление, ударный объем крови, минутный объем крови, общее периферическое сосудистое сопротивление.) Для выявления связи между исследуемыми показателями использовали методы корреляционного анализа.
Выявлен высокий уровень как реактивной, так и личностной тревожности у значительного числа студентов. Установлена связь между уровнем реактивной и личностной тревожности и функциональным состоянием центральной гемодинамики. Выявлено различие в корреляционных связях показателей центральной гемодинамики в зависимости от исходного вегетативного тонуса.
Ключевые слова: тревожность, центральная гемодинамика, вегетативный тонус, студенты.
PECULIARITIES OF HEMODYNAMICS IN STUDENTS WITH DIFFERENT LEVELS OF EMOTIONAL BALANCE DEPENDING ON THE TYPE OF THE NERVOUS SYSTEM
Spitsin A.P., Perchina T.A.
Kirov State Medical University, Kirov, Russia (610027, Kirov, K. Marx Street, 112), e-mail: [email protected]
A correlation between anxiety level and hemodynemic indicators as well as a correlation between hemodynamic indicators considering initial vegetative tonus have been studied.
158 young people aged 19 - 24 years old (121 young girls and 37 young men) took part in the research. Spielberg-Khanin anxiety scale was used to determine the anxiety level. Blood pressure and heart rate were monitored. Hemodynamic parameters such as pulse pressure, stroke volume, blood minute volume, total peripheral vascular resistance were calculated. Correlation analysis methods were used to define the relationship between the indicators.
The research showed high reactive and personal anxiety in a significant number of students. It was proved that there was a relationship between reactive and personal anxiety level and hemodynamic indicators. Correlation between hemodynamic indicators depend on the primary vegetative tonus.
Key words: anxiety, central hemodynamics, vegetative tonus, students.
Введение
Тревожность является предметом научных изысканий и определяется как состояние эмоционального дискомфорта и характеризуется эмоциями напряжения, страха и нервозности [3]. В процессе обучения в высших учебных заведениях к студентам предъявляются высокие требования, которые не всег-
да соответствуют психоэмоциональной готовности учащихся [18]. Исследования последних лет показывают, что сердце часто становится органом, где реализуется повреждающее действие стресса [4, 7, 20]. В настоящее время высокую распространенность приобрела артериальная гипертензия (АГ) и прослеживается устойчивая тенденция к увеличению доли