Здоровье и общество
© Т.М. Максимова, Н.П. Лушкина, 2013 УДК 613.95:572.51(470+571)
Т.М. Максимова, Н.П. Лушкина
ФИЗИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ ДЕТЕЙ РОССИИ: ОПРЕДЕЛЕНИЕ ПУТЕЙ ОБОБЩАЮЩЕЙ ОЦЕНКИ И ВЫЯВЛЕНИЯ ПРОБЛЕМНЫХ СИТУАЦИЙ В РОСТЕ И РАЗВИТИИ ПОДРАСТАЮЩЕГО ПОКОЛЕНИЯ
ФГБУ Национальный НИИ общественного здоровья РАМН; 105064, Москва, Россия
Состояние физического развития детей — один из важнейших обобщающих параметров здоровья и индикатор социального благополучия общества. Именно развитие в детском возрасте определяет основные черты здоровья данного поколения в старших возрастах, включая потенциальное долголетие и передачу соответствующих качеств будущим поколениям.
В статье проанализировано, как в России и странах мира проходило накопление фактических материалов и развитие методического инструментария оценки физического развития детей, предлагаются повсеместное использование в России стандартов ВОЗ и введение комплексной оценки физического развития в официальную статистическую отчетность.
Ключевые слова: оценка физического развития, региональные стандарты, статистическая отчетность
THE PHYSICAL DEVELOPMENT OF CHILDREN IN RUSSIA: THE SPECIFICATION OF MEANS TO EVALUATE AND IDENTIFY THE PROBLEMATIC SITUATION IN PROCESS OF GROWING AND DEVELOPMENT OF ONCOMING GENERATION
T.M. Maximova, N.P. Lushkina
The national research institute of public health of the Russian academy of medical sciences,
105064 Moscow, Russia
The article deals with issue ofphysical development of children as an important summarizing health parameter and indicator of social well-being of society. The organism development in child age determines the main traits of health of this generation in older age including potential longevity and transferring of corresponding qualities to future generations. The analysis is presented concerning accumulation of factual data and developmlent of methodical instruments to evaluate physical development of children in Russia and other countries. The universal application in Russia of corresponding WHO standards is proposed. The necessity to include the integrated indicators of physical development into official .statistical reporting is emphasized.
Key words: evaluation, physical development, regional standards, statistical reporting
В современных условиях общество должно создать стратегию своего развития для обеспечения максимально возможного уровня здоровья и качества жизни населения — высшей ценности и конечного результата деятельности всех общественных систем.
Состояние физического развития детей — один из важнейших обобщающих параметров здоровья и индикатор социального благополучия общества. Именно развитие в детском возрасте определяет основные черты здоровья данного поколения в старших возрастах, включая потенциальное долголетие и передачу соответствующих качеств будущим поколениям.
По странам ЕС в 1996 г. впервые опубликованы данные, параллельно рассматривающие увеличение продолжительности жизни и длины тела подростков1 как равноценные обобщающие параметры здоровья населения. Оценка физического развития вводится как один из критериев отклонений в здоровье в протоколе индикаторов состояний, использованных для расчета патологического груза болезней населения мира [4]. Многочисленные работы показывают связь отклонений в физическом развитии с формированием разных видов патологии.
Т.М. Максимова — д-р мед. наук, проф., гл. науч. сотр. ([email protected]); Н.П. Лушкина — канд. экон. наук, вед. науч. сотр.
1The state of health in the European Community. Brussels, Luxemburg, 1996.
В настоящее время значительную роль в формировании процессов роста и развития детей играют условия жизни широких масс населения, социальная дифференциация. Различия в показателях физического развития могут быть не только биологически (этническая принадлежность), но и социально обусловленными, например являться следствием недостаточного питания (или его особенностей) в определенных слоях населения. Не случайно показателям физического развития (длина тела и особенно недостаток массы тела) свойственен так называемый социальный градиент: в худших условиях выявляется существенно меньшая доля детей, опережающих своих сверстников по росту, значительно больше детей, имеющих недостаточную массу тела. Очевидно, что в этих условиях у детей ограничены возможности реализации генетического потенциала, в других, более благоприятных условиях он мог бы быть реализован.
Соответственно при оценке физического развития ребенка необходимо ориентироваться не только на средние величины той группы, к которой он принадлежит, но и на эталоны роста и развития, для достижения которых семья и общество (государство) должны создавать детям необходимые условия.
Процессы роста и развития детей в современных условиях требуют регулярного наблюдения за уровнем физического развития подрастающего поколения как со стороны родителей, так и со стороны педиатрической и особенно гигиенической службы. Последние должны
обеспечить регулярное слежение за этими процессами в рамках социально-гигиенического мониторинга, а результаты этой оценки — распределение детей по категориям физического развития, частота выявленных отклонений — должны отражаться в официальных статистических документах, быть известны органам управления различного уровня и стать основой принятия необходимых мер.
Таким образом, состояние физического развития выступает сегодня как один из ведущих критериев здоровья, доступных для измерения, оценки и интерпретации, и требует регулярного отслеживания тенденций.
На протяжении многих десятилетий в странах мира проходило как накопление фактических материалов, так и развитие методического инструментария оценки физического развития детей. В зависимости от того, что принимается за границу нормы, будут существенно варьировать обобщающие оценки физического развития даже одного и того же детского контингента.
В исследованиях разных авторов [2—4] выявлена универсальная устойчивость соотношений массы тела и каждого сантиметра роста, близкая по своим значениям у мальчиков и девочек различного возраста (до 11 лет), не зависящая от этнической принадлежности и места жительства ребенка. Так, например, при длине тела 105 см масса тела мальчиков составляет у русских 17,3 кг, у латышей 17,5 кг, у азербайджанцев 17,4 кг, у девочек эти значения равны 17,5, 17,5 и 17,0 кг соответственно. Е.А. Шапошников приводит для мальчиков этого роста (105 см) 17,5 кг, для девочек 17,3 кг как идеальные значения массы тела [3].
Выявленные в различных исследованиях, подтвержденные на различных материалах закономерности об устойчивости массо-ростовых соотношений и этно-территориальных особенностях длины тела (большая длина тела у представителей некоторых этнических групп по сравнению с другими, большая длина тела у городских детей по сравнению с сельскими и др.) использованы при разработке оценочных таблиц для профилактической работы учреждений системы здравоохранения страны, а также для практики экспресс-оценки и выявления местных проблем в физическом развитии детей [5]. Таким образом, в середине 1980-х годов для комплексной оценки физического развития детей в нашей многонациональной стране разработан единый доступный для медицинских работников и родителей методический инструмент, приемлемый для наблюдения за физическим развитием каждого ребенка с учетом этнической принадлежности и места жительства — межгрупповые оценочные таблицы2.
В дальнейшем на базе этих разработок Экспертным советом по возрастным нормативам и стандартам физического развития и биологического созревания детей при Главном управлении охраны материнства и детства Минздрава СССР были подготовлены "Межрегиональные нормативы для оценки длины и массы тела детей от 0 до 14 лет"3, направленные заместителем министра МЗ СССР А.А.Барановым в некоторые территории страны с целью экспериментального внедрения (05-14/2-14 от 03.04.90), чтобы в последующем использовать эти ориентиры для оценки физического развития всех детей, проживающих в разных регионах многонациональной страны.
2"Таблицы для оценки физического развития детей в возрасте от 1 до 11 лет и методические рекомендации по их использованию" опубликованы во ВНИИ им. Н.А. Семашко в 1985 г.
3Основные исполнители — И.М. Воронцов (педиатрия), Т.М. Максимова (социальная гигиена), Н.А. Матвеева (гигиена детей и подростков). Расчеты таблиц проведены Е.В. Орловой.
К сожалению, в связи с распадом СССР результаты экспериментальной апробации не были обобщены, в России действовала и до сих пор действует требующая пересмотра Концепция региональных стандартов физического развития, исследования разрознены, не охватывают всех возрастных и этнических групп на местах, в результате чего страна до сих пор не располагает инструментом для оценки физического развития каждого ребенка, независимо от его возраста, места жительства и этнической принадлежности, а обобщающие выводы о состоянии физического развития подрастающего поколения на уровне страны делаются на основе единичных, далеко не репрезентативных исследований (несмотря на широкое распространение антропометрических измерений в медицинской практике).
В нашем распоряжении имеются результаты обследования физического развития детей в ходе медицинских осмотров 1990—1991 гг. (исследование приурочено к Всесоюзной переписи населения 1989 г.), данные изучения здоровья в ходе пробной переписи населения 1997 г. и материалы исследования 2000—2001 гг. (антропометрические измерения более 100 000 детей, проживающих в разных регионах страны). Сравнение уровня физического развития детей по этим данным на единой методической основе с использованием "Межрегиональных нормативов для оценки длины и массы тела детей от 0 до 14 лет" позволило получить оценку распределения детей страны по категориям физического развития в динамике (табл. 1).
По результатам этой комплексной оценки, среди российских детей из разных регионов России в 2000— 2001 гг. доля детей с нормальным физическим развитием составляла около 70%, она увеличилась по сравнению с соответствующим уровнем 1996—1997 гг. и приблизилась к уровню 1991 г. По сравнению с 1996—1997 гг. сократилась доля детей, имеющих низкую массу тела и низкий рост. Фактически все рассчитанные показатели физического развития детей в 2000—2001 гг. находились в пределах диапазонов, определенных по результатам оценки антропометрических данных детей, полученных в 1991 г. в ходе Комплексного изучения здоровья населения, приуроченного к Всесоюзной переписи населения 1989 г. (за исключением большей доли высокорослых детей).
По материалам проекта "Дети России 2000" с использованием данной методики установлены особенности распределения детей по категориям физического развития в федеральных округах страны (табл. 2).
Доля детей со сниженной и низкой массой тела максимальна в Дальневосточном и Уральском регионах (15,0—15,8%). Доля детей с отставанием в развитии, с низкой длиной тела в среднем по регионам России составляет среди детей школьного возраста 2,9%, при наименьшей доле таких детей в Центральном ФО (1,2%), а наивысшей — 5,5—5,9% в Северо-Западном и Сибирском ФО.
Таблица 1
Динамика физического развития детей России (в %)
Категория физического развития Годы
1991 1996—1997 2000—2001*
Нормальное 68—70 55,2 66,9
Повышенная и высокая масса 7—15 13,3 9,4
тела
Сниженная и низкая масса тела 5—10 16,4 9,7
Низкая длина тела 3—5 7,7 4,7
Высокая длина тела 5—7 7,4 9,3
Примечание. *Данные по окончательному массиву (106 606 человек).
Таблица 2
Распределение школьников по категориям физического развития (в %)
Категория физического развития
Регион нормальное повышенная и высокая масса тела сниженная и низкая масса тела высокая длина тела низкая длина тела
Российская Федерация 69,2
Центральный ФО 65,8
Северо-Западный ФО 73,1
Южный ФО 70,7
Приволжский ФО 71,0
Уральский ФО 70,6
Сибирский ФО 72,3
Дальневосточный ФО 68,4
7.1 8,0 5,9 8,1 6,8
5.2 6,2 6,0
11.7 10,2
10.8 11,6 13,5 15,8 11,8 15,0
9.1 14,8 4,3 6,9 5,5 5,9
4.2 7,2
2,9 1,2 5,9 2,7 3,2 2,5 5,5 3,5
Распределение по категориям физического развития мальчиков и девочек достаточно близко: по сравнению с детьми других регионов страны среди москвичей мальчиков и девочек доля детей с высокой длиной тела составляет более 20% и практически отсутствуют дети, длина тела которых оценивается как низкая. В то же время среди мальчиков больше детей с повышенной и высокой массой тела, а среди девочек — со сниженной и низкой массой тела (/ > 2). Эти закономерности характерны как для младших школьников (до 10 лет), так и в более старших возрастах — 11—14 лет.
Таким образом, применение единого методического инструментария для оценки физического развития детей страны позволяет выявить региональные и местные проблемные ситуации и оценить динамику особенностей физического развития детей. Однако до настоящего времени практика здравоохранения такого инструментария не имеет.
ВОЗ разработаны стандарты физического развития (Новые нормы роста), своего рода эталоны роста и развития детей. Эти стандарты практически обосновывают факт, что дети независимо от того, в какой стране мира они проживают, к какой этнической группе принадлежат, при оптимальных условиях на первых этапах жизни имеют потенциальные возможности для своего развития в пределах одного и того же диапазона длины и массы тела, а в основе разных отклонений в большей мере лежат факторы питания, окружающей среды (в широком понимании этого слова), охраны здоровья, чем генетические и этнические причины [6]. По данным международного исследования, при благоприятных условиях жизни (грудное вскармливание, некурящая мать, относительное материальное благополучие) дети из Индии, Норвегии, Бразилии, США, Ганы, Омана выявляют одинаковые модели роста в возрасте до 5 лет. Известно, что 63-я Ассамблея ВОЗ (2010 г.) вынесла решение о внедрении в странах — членах ООН унифицированного подхода к оценке физического развития детей раннего возраста для обеспечения международных сопоставлений, а в последние годы специалистами ВОЗ разработаны универсальные оценочные таблицы и для оценки физического развития детей старших возрастов (до 19 лет).
Сравнение4 количественных границ используемых оценочных параметров (например, при центильном распределении массы тела для определенных значений длины тела) в отечественных таблицах ("Межрегиональные нормативы для оценки длины и массы тела детей от 0 до 14 лет") и Новых нормах роста и развития детей (ВОЗ)5, свидетельствует об их существенной близости,
ту
в ряде случаев о полной их идентичности у российских детей и детей других стран мира в возрасте до 5 лет (табл. 3), а следовательно, о том, что в разных популяциях людей в данном возрастном диапазоне действуют единые универсальные, характерные для всего человечества закономерности. Именно они должны лечь в основу критериев оценки и выявления проблем в физическом развитии детей, независимо от места жительства и этнической принадлежности в условиях нашей страны.
Близки и показатели средних размеров тела, полученные при анализе результатов антропометрических измерений российских детей в 2000—2001 гг. по проек-Дети России 2000", проведенному Национальным НИИ общественного здоровья РАМН, и значений 50-х центилей (средних значений) референтных таблиц ВОЗ, а также средние значения индекса массы тела (ИМТ), которые будут использоваться для выявления недостатка и избытка массы тела у детей разных возрастов (табл. 4).
В условиях отсутствия в стране регламентирующих документов, определяющих единые подходы к оценке физического развития, несмотря на продолжающиеся дискуссии по поводу достоинств и недостатков межгрупповых (межрегиональных) нормативов и региональных стандартов [8], реальные жизненные ситуации (невозможность иметь специальные таблицы для всех этнических групп, проблемы расселения населения по территории страны и невозможность разработки специальных таблиц для каждого населенного пункта, потребности педиатрической и санитарно-гигиенической практики и др.) приводят к тому, что в последние годы Межрегиональные нормативы для оценки длины и массы тела детей, подготовленные Экспертным советом
Таблица 3
Сравнительная оценка массы тела (в кг) при различной длине тела в оценочных таблицах России и ВОЗ
Длина тела, см Сравниваемые документы Центили
3 25 50 75 97
Мальчики
65 1* 6,0 6,8 7,2 7,7 8,8
2** 6,4 7,0 7,4 7,9 8,7
80 1 9,4 10,3 10,9 11,5 12,7
2 9,1 10,0 10,6 11,2 12,4
90 1 11,1 12,3 13,0 13,7 15,1
2 11,1 12,2 12,9 13,6 15,1
100 1 13,4 14,7 15,5 16,2 17,7
2 13,2 14,5 15,4 16,2 17,7
120 1 19,0 21,0 22,4 23,7 26,6
2 18,8 21,0 22,4 23,8 26,8
Девочки
65 1 5,7 6,5 6,9 7,4 8,6
2 6,1 6,8 7,2 7,7 8,6
80 1 9,1 10,0 10,6 11,2 12,2
2 8,7 9,6 10,2 10,9 12,2
90 1 10,8 11,9 12,6 13,3 14,4
2 10,8 11,9 12,6 13,4 15,0
100 1 13,1 14,3 15,2 15,9 17,3
2 12,9 14,3 15,2 16,2 18,2
120 1 18,3 20,4 21,8 23,5 26,7
2 19,1 21,4 22,8 24,4 27,6
4Проведено Т.М. Максимовой и соавт. в 2008 г. [7].
5WHO child growth standards, 2006.
Примечание. * "Межрегиональные нормативы для оценки длины и массы тела детей от 0 до 14 лет (методические указания)", 1990; **WHO child growth standards, 2006 (Новые нормы роста, ВОЗ).
Таблица 4
Средние значения ИМТ в различных возрастных группах детей в России (2000/2001 гг.)* и в мире**
Возраст, годы Мальчики Девочки
ВОЗ РФ ВОЗ РФ
7 15,5 15,5 15,4 15,2
8 15,7 16,0 15,7 15,5
9 16,0 16,3 16,1 16,0
10 16,4 16,6 16,6 16,2
11 16,9 17,1 17,2 16,7
12 17,5 17,6 18,0 17,6
13 18,2 18,2 18,8 18,3
14 19,0 18,6 19,6 19,0
15 19,8 19,4 20,2 19,8
Примечание. *Т.М. Максимова и др. Состояние здоровья, условия жизни и медицинское обеспечение детей в России. 2008; ** данные ВОЗ, 2007 г., www.who.int/growthref.
МЗ СССР в 1990 г., достаточно широко рекомендуются для использования в практике здравоохранения и, по-видимому, используются как доступный и методически грамотный инструментарий [9].
Одной из первых работ, рекомендующих к использованию Межрегиональные нормативы (без ссылки на авторов разработки и выходные данные) является справочное пособие для педиатров "Диагностика и профилактика ранних отклонений в состоянии здоровья детей", изданное в 1993 г. Центральным институтом усовершенствования врачей [10]. Методические материалы рекомендуются также в книге "Пропедевтика детских болезней", изданной в 1999 и 2009 гг. [11], по ним проводится профессиональная подготовка врачей-педиатров в медицинских вузах нашей страны. Периодически появляются работы, свидетельствующие о том, что эти таблицы используются и в научно-практической деятельности педиатров для вынесения обобщающих оценок физического развития детей и международных сравнений [12].
В 2008 г. опубликовано руководство для врачей детских поликлиник под редакцией В.А. Доскина, З.С. Макаровой "Диспансеризация, лечение и реабилитация детей раннего и дошкольного возраста", где авторы, отмечая, что результаты антропометрических измерений детей врачами фиксируются, но не анализируются, не сравниваются со стандартами и не используются для планирования дальнейшего наблюдения, также без каких-либо ограничений фактически для всей страны рекомендуют для обобщающей оценки физического развития детей раннего возраста (0—36 мес), так и детей 3,5—14 лет "Межрегиональные нормативы для оценки длины и массы тела детей от 0 до 14 лет", включая оценку длины тела в соответствии с методическими наработками специалистов ВНИИ им. Н.А. Семашко, в последствии включенных в эту методику. Таким образом, авторы, по-видимому, предполагают, что "Межрегиональные нормативы для оценки длины и массы тела детей от 0 до 14 лет", подготовленные Экспертным советом МЗ СССР, актуальны и могут быть использованы как единый методический инструмент педиатрами на всей территории современной России.
В 2013 г. под редакцией А. А. Баранова и В.Р. Кучмы издан 6-й выпуск материалов по физическому развитию детей и подростков Российской Федерации [13], продолжающий издание статистических и аналитических материалов по этой проблеме (1-й выпуск в 1962 г., 5-й в 1998 г.), подготовленный в основном специалистами в области гигиены детей и подростков, где в аналитической статье указывается на предпочтение в использо-
вании региональных стандартов в противовес межгрупповому подходу6.
Однако этот сборник, как сказано в аннотации, охватывающий все наработки первого десятилетия XXI века, содержит материалы по физическому развитию детей, проживающих на очень небольшом количестве территорий нашей страны (27 субъектов Федерации), т. е. демонстрирует отсутствие стандартов для оценки физического развития на большинстве территорий страны. По большинству представленных территорий в сборнике не приводятся, т. е. до настоящего времени не разработаны, стандарты физического развития для всех возрастов и всех этнических групп детей, проживающих в стране. Более того, некоторые представленные в сборнике материалы подводят читателя к мысли о необходимости и возможности применения для комплексной оценки более обобщающих нормативов, чем это рекомендуют исследователи, настаивающие на разработке региональных стандартов. Например, Э.Н. Мингазова и соавт. приводят статистические характеристики антропометрических данных, объединяющих представителей различных этнических групп (русские, татары) [15, 16].
В 2013 г. издан сборник нормативно-методических материалов по гигиене детей и подростков под редакцией В.Р. Кучмы, содержащий методические рекомендации по оценке физического развития детей и подростков [17]. В этих рекомендациях авторы, хотя и используют в отличие от В.А.Доскина (2008) термин "региональные центильные таблицы", "региональные модифицированные шкалы регрессии массы тела по длине тела", но фактически предлагают для всей страны единые оценочные таблицы для оценки физического развития детей в возрасте 0—36 мес, разработанные в 1990 г. Экспертным советом МЗ СССР, а в дальнейшем процитированные В.А. Доскиным и соавт. (1993, 2008), А.В. Мазуриным, И.М. Воронцовым (1999, 2009, 2010) и В.Р. Кучмой (2013). Для более старших возрастов рекомендуется использование так называемых модифицированных шкал регрессии массы тела по длине тела, которые авторы называют региональными, но разработаны они на ограниченной группе детей Москвы и Московской области и не отражают ни этнических, ни территориальных особенностей роста и развития детей различных регионов страны.
Судя по тексту, авторы предлагают использовать различные методические подходы: для расчета оценочных таблиц для детей раннего возраста — центильный метод, для детей более старшего возраста — шкалы регрессии по росту. Вряд ли это целесообразно, тем более что при достаточном объеме материалов могут быть использованы необходимые пересчеты — когда Р50 = М, Р025, 75 = +0,67о, Р10, 90 = +1,28о, Р3, 97 = +1,88о. Естественно, могут быть получены и более широкие диапазоны вправо, если доказана, например, правосторонняя асимметрия массы тела. Что касается разработки региональных стандартов на местах, то, как показывает практика, по ряду причин едва ли это выполнимо повсеместно. Более того, местные нормативы, построенные на антропометрических данных проживающих в регионе детей, могут не только не выявлять, но даже затушевывать реальные проблемы в физическом развитии, которые могут выявляться при использовании единого для страны универсального норматива.
6В то же время в статье Е.С. Богомоловой и др., опубликованной в этом издании, указывается, что нормативы ВОЗ "достаточно чувствительны к выявлению отклонений в физическом развитии и позволяют устанавливать популяционные характеристики частоты разных отклонений", "целесообразны для популяционной диагностики в системе социально-гигиенического мониторинга" [14].
Учитывая необходимость и важность международных сравнений, а также принципиально новый концептуальный подход к определению эталона, оптимума роста и развития, обоснованный теоретически и подтвержденный реальными данными (в том числе данными антропометрии российских детей), отражающий общечеловеческие, биологические закономерности, стандарты ВОЗ могут быть взяты на вооружение в педиатрической и социально-гигиенической практике современной России. При этом углубленные исследования антропометрических особенностей детей, относящихся к различным этническим группам, проживающих в разных социально-экономических и экологических условиях, должны быть продолжены.
Учитывая, что в стране в соответствии с Указом Президента от 07.05.12 принята Государственная программа Российской Федерации "Развитие здравоохранения", взят курс на развитие профилактического направления, расширяется сеть центров здоровья для детей, задача оценки тенденций физического развития детей, своевременного и повсеместного выявления отклонений в формировании массы тела (что закладывается в детском возрасте) как никогда актуальна. Запланированное достижение высокой степени охвата детей (до 85%) профилактическими осмотрами к 2015 и 2020 гг., включающими антропометрию, должно сопровождаться предоставлением участвующим в них медицинским работникам единого адекватного методического инструментария, позволяющего на каждом этапе проводить комплексную оценку физического развития как в каждом регионе, так и на уровне страны.
Заключение
Таким образом, необходим срочный пересмотр Концепции региональных стандартов физического развития и официальная поддержка со стороны МЗ РФ использования в стране нормативов, рекомендованных ВОЗ (тем более что количественные критерии, отражающие общие для человечества законы роста и развития детей, поразительно близки к данным, полученным российскими специалистами). Отражение обобщающих оценок, распределение детей по категориям физического развития по аналогии с группами здоровья должно найти место в официальной статистической отчетности, например в статистической отчетной форме № 31 "Сведения о медицинской помощи детям и подросткам школьникам" (раздел "Профилактические осмотры детей и подростков школьников и их результаты").
ЛИТЕРАТУРА
1. Murray Ch.G.L., Lopez A.D. The global Burden of diseases. Geneva: WHO; 1996.
2. Ильин Б.Н. О физическом развитии детей и подростков, проживающих в различных природных условиях. Советское здравоохранение. 1987; 6: 17—22.
3. Шапошников Е.А. Нормативные и методические указания для выявления отклонений в физическом развитии детей в дошкольных учреждениях и школах. Рязань; 1983.
4. Максимова Т.М. К построению и использованию межгрупповых оценочных таблиц физического развития детей. Советское здравоохранение. 1977; 7: 47—52.
5. Максимова Т.М., Янина В.Н. К методике построения единых таблиц для оценки физического развития детского населения. Здравоохранение Российской Федерации. 1984; 11: 11—5.
6. De OnisM. et al. WHO child Growth Standards. Acta Paediatr. 2006; 95 (Suppl. 450).
7. Состояние здоровья, условия жизни и медицинское обеспечение детей в России / Максимова Т.М., Белов В.Б., Лушкина Н.П., Ко-ролькова Т.А., Гаенко О.Н., Барабанова Н.А., Токуров Т.В., Роговина А.Г. М.,; 2008.
8. ГодинаЕ.З., ХомяковаИ.А. Секкулярный тренд и региональные особенности его протекания. В кн.: Баранов А. А., Кучма В.Р., ред. Физическое развитие детей и подростков Российской Федерации. М.; 2013: 16—32.
9. Межрегиональные нормативы для оценки длины и массы тела детей от 0 до 14 лет (Методические указания). М.; 1990.
10. Доскин В.А., РахмановаМ.Н., ред. Диагностика и профилактика ранних отклонений в состоянии здоровья детей (Справочное пособие для педиатров). М.; 1993.
11. Мазурин А.В., Воронцов И.М. Пропедевтика детских болезней. М.; 1999.
12. Ефимова Н.В., Галсанжав О. Характеристика физического развития детей младшего школьного возраста. Здравоохранение Российской Федерации. 2007; 1: 39—40.
13. Баранов А.А., КучмаВ.Р., ред. Физическое развитие детей и подростков Российской Федерации: Сборник материалов. М.; 2013; вып. VI.
14. Богомолова Е.С., Матвеева Н.А., Кузмичев Ю.Г., Бадеева Т.В., Ашина М.В., Леонов А.В., Платонова Т.В. Региональный мониторинг роста и развития школьников г. Нижнего Новгорода: опыт и перспективы. В кн.: Баранов А. А., Кучма В.Р., ред. Физическое развитие детей и подростков Российской Федерации. М.; 2013: 44—63.
15. Мингазова Э.Н., Сабурская Т.В. Физическое развитие детей и подростков 7—17 лет. В кн.: Баранов А.А., Кучма В.Р., ред. Физическое развитие детей и подростков Российской Федерации. М.; 2013: 137—47.
16. Мингазова Э.Н., Белякова Е.В., Имамов Л.А. Физическое развитие детей и подростков 7—17 лет г. Казани. В кн.: Баранов А. А., Кучма В.Р., ред. Физическое развитие детей и подростков Российской Федерации. М.; 2013: 135—6.
17. Кучма В.Р., ред. Гигиена детей и подростков: Сборник нормативно-методических документов. М.; 2013.
Поступила 30.04.13