Научная статья на тему 'Физические возможности человека в социокультурном контексте'

Физические возможности человека в социокультурном контексте Текст научной статьи по специальности «Прочие социальные науки»

CC BY
176
25
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по прочим социальным наукам , автор научной работы — Зуева М. В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Физические возможности человека в социокультурном контексте»

УДК 796.011.1

М. В. Зуева

“Физические возможности человека в социокультурном контексте.”

В предлагаемой работе рассмотрены вопросы генезиса и развития зародившегося в Древнем Востоке философско-мировоззренческого учения о психофизических возможностях человека как составной части макро- и микрокосмоса и Природы.

Показано, что в силу исторических, культурных и религиозных условий и социального развития и различия общества образовалась концепция физического самосовершенствования человека, целью которой было преодоление болезней и восстановление функций организма человека, а основой - систематизированные лечебнотерапевтические движения, которые включали в себя элементы гимнастики, массажа, специальные приемы дыхания и т. д.

Основу философии совершенствования человека заложили отшельники-даосы (монахи), которым религия предписывала делать огромное число упражнений для “воспитания духа” и обретения долголетия и, кроме того, которые вынуждены были бороться за существование и вели жизнь, полную опасностей. Отсюда и появились особые комплексы упражнений для тренировки мышц, сухожилий, увеличения подвижности суставов подобно зверям.

Основу всех разнообразных боевых искусств Древнего Востока (бу-дзюду-яп., ушу-кит., тэквон-до-кор., во-дао-вьет. и т.д.) составляет система созданных в Китае и развивавшихся на протяжении веков физических упражнений (гимнастика ушу), которая стала одной из социальных культур не только Китая, но и всего Востока, в том числе Индии, Тибета с их основами тантрического Буддизма и способами достижения “трансцендентной мудрости” и обретения “великой энергии” и, как практическое приложение - психофизической системе “йога”.

Развитие лечебно-оздоровительной системы “ушу” дало основу самостоятельной системе боевых единоборств, в которой основой стало главенство своего духа и тела над предполагаемым противником (религия Чань-Буддизм), а целью - достижение “высшего совершенства”. Все , кто целенаправленно занимался восточными единоборствами и сопутствующими им оздоровительными системами, как показывает многовековая история, отличаются на порядок по своим психофизическим возможностям от людей, занимающихся только физическими или только умственными тренировками, что показывает ценность, жизненность и общественную роль физической культуры Древнего Востока.

1.А.А.Долин, Г.В.Попов. “Кэмпо-традиция воинских ис-

кусств.”М.,”Наука”,1990г.

2.Л.Кун.”Всеобщая история физической культуры и спорта.”М.,”Радуга”,1982г.

3.”Китайская гимнастика ушу.”Информационный бюллетень №1.М.,1989г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.