УДК 62-83: 621.313.333
ФИЗИЧЕСКИЕ ПРОЦЕССЫ АВТОКОЛЕБАТЕЛЬНОГО ДВИЖЕНИЯ В СИСТЕМЕ «ОДНОФАЗНЫЙ АСИНХРОННЫЙ ЭЛЕКТРОДВИГАТЕЛЬ - УПРУГИЙ ЭЛЕМЕНТ»
В. И. ЛУКОВНИКОВ, Ю. А. РУДЧЕНКО
Учреждение образования «Гомельский государственный технический университет имени П. О. Сухого»,
Республика Беларусь
Введение
Развитие безредукторных электроприводов автоколебательного движения [1], [2] требует исследования происходящих в них физических процессов с целью детализации анализа и синтеза оптимальных условий возникновения и стабилизации автоколебательного процесса.
Цель работы
Выявить общие необходимые и достаточные условия и особенности возникновения устойчивого автоколебательного движения в системе «однофазный асинхронный электродвигатель - упругий элемент» на основе анализа происходящих в ней физических процессов.
Метод достижения цели
В основу метода положен классический подход к анализу энергообмена по Лагранжу при допущении, что процесс установившихся автоколебаний является гармоническим.
При этом в системе учитываются консервативные силы упругих элементов и движущихся масс, диссипативные силы сухого и жидкостного трения, а также электромагнитные силы непотенциального характера.
Общие аналитические соотношения
В канонической форме уравнение движения автоколебательной системы «однофазный асинхронный электродвигатель - линейный упругий элемент» может быть записано в виде [1]
ф + Ф = Дд(Ф)-^(Ф^ (1)
где ф, ф, ф - относительные угловая координата, скорость и ускорение; дд(ф) -относительная механическая характеристика однофазного электродвигателя; дн(Ф) -относительная механическая характеристика диссипативных сил нагрузки.
Ограничиваясь полиномиальной аппроксимацией механической характеристики двигателя по Сюмеку
Д д(ф ) = М> -Д 2ф 3 (2)
и механической характеристикой нагрузки в виде сил сухого трения по Кулону и линейного жидкостного трения (демпфирования)
Дн(ф) = Д3^П ф + Д4ф , (3)
запишем уравнение (1) в виде
ф + ф = д1ф -д2ф3 -^3Sign ф -д4ф . (4)
При гармонической линеаризации установившегося автоколебательного режима ф = R cos т из уравнения (1) прямой подстановкой можно получить, что амплитуда первой гармоники электромагнитного момента двигателя ддш 1 равняется амплитуде первой гармоники нагрузки днот 1.
Тогда в соответствии с разложением в ряд Фурье получим с учетом равенств (2-4), что
2р 1 2р
If Гг
— I [^ (-R sin x) - д2 (-R sin x)3 ] • (- sin x)dx = — І [д3 Sign(-R sin x)
P о P о
+ д4 (-R sin т)] • (- sin x)dx.
После преобразований найдем уравнение радиусов предельных автоколебаний:
3 3 4
д^ —д2R =д4R + —д3.
4 к
Вводя новую переменную
3р -д 2
р = R •
16 -д 3
получим обобщенное уравнение условий возникновения автоколебательного движения
р3-рр +1 = 0, (5)
где Р - бифуркационный параметр, определяемый по формуле
Р = 3
P (д1 Д 4 )
12д2•д2
Наибольший из вещественных корней уравнения (5)
27
)]
4р3
определяет устойчивый автоколебательный цикл с амплитудой
Rm = Pm
16д 3
3р • д2
(6)
Тогда можно записать следующим образом законы изменения:
- координаты ф = Rm cos х ;
- скорости ф = -Rm sin х ;
- ускорения ф = -Rm cos х ;
3 3
- электромагнитного момента дд = -(д1 Rm - 4 д2Rm ) sin х;
- нагрузочного момента дн = -(д4Rm + — д3)sin х ;
р
• 2 г>2 • 2
- кинетической энергии qK = ф = Rm sin х;
2 г>2 2
- потенциальной энергии qn = ф = Rm cos х;
dq 2
- кинетической мощности pt. = —- = 2Rm sin х • cos х ;
dх
dqn „л2 .
- потенциальной мощности pn = —— = -2Rm sin х • cos х ;
dх
3
- электромагнитной мощности pд = ддф = Rm (д1Rm - 4 д2R,^) sin2 х;
4 2
- мощности нагрузки pij = днф = Rm (д4Rm + — д3)sin х .
р
Численная иллюстрация физики автоколебательного процесса
Рассмотрим физику процесса в реальной автоколебательной системе «однофазный асинхронный электродвигатель - маятник» при малых углах автоколебаний, когда ее параметры по (4) равны: д1 = 1,73; д2 = 0,77; д3 = 0,25 ; д4 = 0,4.
Радиус фазовой траектории устойчивого автоколебательного цикла согласно (6) будет Rm = 1,3798, а законы изменения переменных величин:
- ф = 1,3798cos х;
- ф = -1,3798 sin х ;
- ф = -1,3798cosх;
- дд =-0,87sin х;
- дн =-0,87sin х;
- qK = 1,9038sin2 х;
- qп = 1,9038cos2 х;
- pt. = 1,9038sin2х;
- pп =-1,9038sin2х;
- pд = 1,2sin2 х;
- Pн = 1,2sin2 х.
На рис. 1 представлены временные диаграммы указанных переменных, сориентированные в периоде по крайним и средним точкам положения маятника.
Рис. 1. Временные диаграммы координаты, скорости и ускорения (а), кинетической и потенциальной энергий (б), моментов и мощностей двигателя и нагрузки (в) при автоколебательном движении
Их анализ показывает, что в системе одновременно происходит два принципиально различных физических процесса: периодическое преобразование потенциальной энергии в кинетическую и компенсация механической энергии, потребляемой нагрузкой, электромагнитной энергией, вырабатываемой электродвигателем.
В первом приближении (гармоническая линеаризация) эти процессы идут независимо, поскольку ф + ф = 0.
Потенциальная qп и кинетическая qк энергии положительны, изменяются с двойной частотой автоколебаний со сдвигом по фазе на 180° так, что суммарная энергия qк + qп = 1,9038 остается постоянной и равной энергии, затраченной на первоначальное отклонение маятника для пуска в автоколебательный режим.
Потенциальная pп и кинетическая pк мощности разнополярны, изменяются тоже с двойной частотой со сдвигом по фазе на 180° так, что суммарная мощность pп + pк = 0.
Сопоставление знаков энергий и мощностей показывает, что при движении маятника из положения 1 в положение 2 (qп > ^ Pп < 0; qк > 0, Pк > 0) потенциальная энергия полностью преобразуется в кинетическую, а при движении из положения 2 в положение 3 ( qп > 0, pп > 0; qк > 0, pк < 0) кинетическая энергия преобразуется в потенциальную.
Этим обусловлено отсутствие электромагнитных пусковых процессов электродвигателя в крайних положениях маятника (ф = 0) и «застревания» его в нейтральном положении ( ф = ф m ).
Процесс компенсации нагрузки электродвигателем идет так, что мгновенная механическая мощность двигателя pд изменяется с двойной частотой автоколебаний и
полностью потребляется нагрузкой pн, а электромагнитное усилие двигателя и силы сопротивления нагрузки изменяются с частотой автоколебаний и равны друг другу.
a)
б)
Рис. 2. Построение временных диаграмм моментов двигателя и нагрузки (а)
и их расхождение (б)
С целью уточнения физики процессов, происходящих в автоколебательной системе, были графически получены циклограммы моментов нагрузки и электродвигателя при гармоническом законе автоколебаний с помощью механических характеристик.
В рассматриваемом случае согласно (2) и (3) механические характеристики двигателя и нагрузки можно записать в виде
д д(ф) = 1,73ф - 0,77ф3; дн (ф) = 0,25 Sign ф + 0,4ф .
Результаты построений представлены на рис. 2, для ф = -1,3798sin т, где точками 1,..., 4 обозначены соответствующие положения маятника на рис. 1.
Видно, что при перемещении маятника из положения 1 в положение 2 первоначально дн > дд , что приводит к подтормаживанию движения, затем дд > дн, что заставляет маятник разгоняться, и, наконец, при подходе к нейтральному положению 2 вновь дн > дд и вновь маятник тормозится.
За счет кинетической энергии маятник проходит нейтраль с максимальной скоростью и процесс «подтормаживания - разгона» повторяется.
Таким образом, в течение цикла автоколебаний имеется девиация закона колебаний по отношению к гармоническому. Кроме того, выяснилось, что для получения устойчивых автоколебаний рабочая точка на механической характеристике электродвигателя должна «забегать» за критическую и точку пересечения механических характеристик электродвигателя и нагрузки.
На рис. 2, б представлены временные диаграммы момента двигателя, нагрузки и их разности. В рассматриваемом случае эта разность достаточно велика, что говорит о необходимости уточнения закона колебаний, например, по методу гармонического баланса.
Выводы
1. В исследованной системе в первом приближении периодические процессы преобразования потенциальной энергии в кинетическую и обратно и компенсации диссипативных сил электромагнитными можно рассматривать независимо друг от друга.
2. Устойчивый автоколебательный цикл возникает в системе при «забегании» рабочей точки механической характеристики двигателя за критическую и точку пересечения ее с механической характеристикой нагрузки.
3. При большом различии в механических характеристиках двигателя и нагрузки в течение цикла автоколебаний возникает девиация закона колебаний по отношению к гармоническому.
Литература
1. Луковников, В. И. Условие устойчивости автоколебательной системы «однофазный асинхронный электродвигатель - пружина» / В. И. Луковников, Г. И. Селиверстов, А. В. Туренкова // Вестник ГГТУ им. П. О. Сухого. - 2005. - № 4. - Гомель : ГГТУ им. П. О. Сухого, 2005. - С. 64-68.
2. Пат. 1С1 BY, МПК G01B 1/00, G01M 13/00. Стенд динамических испытаний пружин / Луковников В. И., Рудченко Ю. А. - № 2156; заявл. 14.02.05; опубл. 30.09.05 // Афщыйны бюлетэнь / Дзярж. пат. ведамства Рэсп. Беларусь. - 2005. - № 3.
Получено 14.07.2006 г.