Шохин Владимир Евгеньевич
Краснодарский университет МВД России (тел.: +78612339007)
Физические и эмоциональные перегрузки в процессе освоения программ профессиональной подготовки
В статье рассматриваются физические и эмоциональные перегрузки как взаимосвязанные процессы, снижающие эффективность освоения программ профессиональной подготовки. Предлагаются пути преодоления негативного влияния перегрузок на происходящие в организме процессы.
Ключевые слова: классификация перегрузок, преодоление перегрузок, физические перегрузки, эмоциональные перегрузки, утомление, переутомление, процесс восстановления, функциональное состояние.
V.E. Shohin, Krasnodar University of the Ministry of the Interior of Russia; tel.: +78612339007.
Physical and emotional overworks in the development of training programs
In the article physical and emotional overworks as interconnected processes reducing efficiency of assimilation of programs of vocational training are considered. Ways of overcoming of negative impact of overworks on the processes happening in an organism are offered.
Key words: classification of overworks, overcoming of overworks, physical overworks, emotional overworks, exhaustion, overfatigue, restoration process, functional state.
Реалиями современного мира обусловлены стрессы, умственные, психологические и физические перегрузки, от которых страдает население. Все чаще нам приходится слышать от врачей такой диагноз, как хроническая усталость. Необходимо понимать, что обычное проявление усталости - это вполне естественное явление.
Современный сотрудник органов внутренних дел часто попадает в сложные и опасные для жизни условия и ситуации, следствием которых становятся эмоциональные и физические перегрузки. Способность и умение грамотно управлять своим состоянием, избегать всевозможных перегрузок и стрессовых ситуаций -залог успешной работы сотрудника органов внутренних дел. Приобретение слушателями практических навыков, основанных на определенных алгоритмах действий, помогает преодолевать неуверенность, при этом компенсирует отсутствие системных знаний [1, с. 318].
Таким образом, можно смело утверждать, что уверенные, тактически рациональные действия могут быть отработаны лишь в ходе систематических тренировок. Для достижения положительного результата в ходе обучения сотрудники органов внутренних дел вынуждены выдерживать серьезные физические и психологические нагрузки, вследствие которых появляется раздражительность, страх перед
нагрузками, неудачами при выполнении приемов [2].
Чувство страха перед физическими упражнениями включает три основных компонента: чувство страха перед предметом и объектом деятельности (пространством, препятствием под ногами, руками); чувство страха перед технической стороной выполнения физического упражнения (операционный страх); чувство страха перед окружающими людьми, т.е. товарищами, преподавателями, наблюдателями (боязнь быть осмеянным, получить неодобрение) [3, с. 250].
Умение адекватно реагировать под давлением обстоятельств без страха и паники, способность думать - важнейшее оружие слушателя, которое он должен развить, чтобы профессионально действовать в экстремальной ситуации.
Современной науке известно множество видов перегрузок. Анализируя перегрузки в наиболее общем виде, стоит подчеркнуть, что существуют так называемые профессиональные перегрузки, незнакомые обычным гражданам (например, космические перегрузки, которые занимают особую нишу и изучаются физиологией космических полетов). Для сотрудников правоохранительных органов наиболее значимыми видами перегрузок являются физические и эмоциональные. Рассмотрим кратко каждый из этих видов.
183
Физические перегрузки можно разделить на две основные группы: статические (длительная неизменяющаяся нагрузка) и динамические (возникающие при двигательной активности) [4].
Эмоциональные перегрузки сотрудников полиции по характеру действия условно делятся на умственное перенапряжение, перенапряжение анализаторов, монотонность труда, эмоциональные перегрузки [5].
Физические нагрузки необходимы любому человеку, поскольку их отсутствие негативно влияет на состояние организма в целом. При этом вред может принести не только отказ от занятий спортом, но и чрезмерное увлечение им.
Негативное воздействие физического перенапряжения обычно выражается при наличии каких-либо заболеваний, скрыто протекавших болезненных изменений, главным образом сердечно-сосудистой системы, или скрыто существовавшей недостаточности этой системы. Кроме того, основным проявлением физической перегрузки может служить нарушение функций мышц.
Важно понимать, что любого рода физическая активность оказывает непосредственное воздействие на активизацию обменных процессов, протекающих в организме, тем не менее, при чрезмерной нагрузке как физического, так и умственного типа в организме зарождается особое состояние - утомление.
Под утомлением принято понимать функциональное состояние, которое возникает на временной основе под воздействием определенных факторов и причин, формирующихся при продолжительной и интенсивной работе и приводящих к существенному снижению ее результативности. Основными проявлениями утомления можно назвать общее снижение выносливости и силы, ухудшение координации движений, существенное увеличение временных затрат на реализацию обычной работы и т.д. [6].
Кроме того, отметим, что утомление тесно взаимосвязано с ощущением усталости и одновременно является естественным сигналом потенциального истощения организма и предохранительным биологическим механизмом, защищающим его от перенапряжения.
Важно осознавать, что утомление возникает как при физической, так и при умственной нагрузке. На практике оно может проявляться в виде острого (наблюдается в короткий период времени), хронического (имеет длительный характер) и локального (затрагивает определенную группу мышц, орган и т.д.) утомления. Кроме того, в современной науке различают два
базовых периода утомления: компенсированный (отсутствие ярко выраженного снижения работоспособности в результате включения резервных возможностей организма) и некомпенсированный (все имеющиеся резервные мощности организма исчерпаны, работоспособность резко снижается) [7].
Регулярное исполнение работы в формате недостаточного восстановления, нерационально организованный труд, нервно-психическое и физическое напряжение на практике непременно ведут к переутомлению, вследствие чего возникает перенапряжение нервной системы, обостряются различные заболевания. Базисом всех указанных выше отклонений служит нарушение тождества возбудительно-тормозных нервных процессов. Следует понимать, что умственное переутомление является чрезмерно опасным для человека [6]. Иными словами, переутомление - это состояние, которое появляется в результате продолжительного отсутствия полноценного отдыха, при увеличении числа утомлений, когда в рамках определенного временного периода не происходит восстановления организма. Данное явление накладывает отпечаток как на физическое, так и на эмоциональное состояние человека, значительно снижая эффективность его деятельности [8].
Таким образом, основными последствиями физических перегрузок являются следующие: снижение иммунитета, травматизм и летальный исход, нарушение мышечного кровотока, гипоксия. Основные последствия эмоциональных перегрузок: расстройство сна, повышенная возбудимость, рассеянность, эмоциональное расстройство.
Как известно, любого негативного последствия стараются избежать, однако зачастую в силу каких-либо обстоятельств сделать это не представляется возможным. Следовательно, приходится говорить об устранении данных явлений.
Ликвидация утомления, по нашему мнению, возможна только при повышении общего и специального уровня тренированности организма, рационализации физической, интеллектуальной и эмоциональной активности.
Профилактикой умственной усталости служит активизация таких сторон психической активности и двигательной деятельности, которые напрямую не объединены с теми, которые привели к формированию данного явления. Таким образом, можно говорить о необходимости активного отдыха, переключения с одной работы на другую, применения арсенала средств восстановления [2].
184
Под восстановлением принято понимать процесс, протекающий в организме непосредственно после прекращения работы и заключающийся в поэтапном переходе физиологических и биохимических функций к начальному состоянию. Важно помнить, что во время работы процессы диссимиляции преобладают над ассимиляцией. Чем выше интенсивность работы и меньше готовность организма к ее выполнению, тем больше это преобладание.
В период восстановления доминируют процессы ассимиляции, а восстановление энергетических ресурсов реализуется с существенным превышением исходного уровня. Данный факт обуславливает необходимость увеличения показателей тренированности организма в целом, которые в результате приведут к росту его работоспособности на практике.
Процесс восстановления условно можно представить в виде схемы, изображающей три взаимосвязанных и взаимодополняющих звена:
1) ликвидация трансформации и нарушений в системах нейрогуморального регулирования;
2) выведение продуктов распада, формирующихся в тканях и клетках функционирующего органа, из мест их возникновения;
3) устранение продуктов распада из внутренней среды организма [2].
Важно понимать, что функциональное состояние организма имеет способность трансформироваться. Стабильное систематическое восстановление на практике находится в непосредственной взаимосвязи с имеющимися биоритмами человека, появление и изменение которых обусловлено воздействием окружающей среды, половозрастными характеристиками, временем суток и т.д. Так, например, резкая смена часового или климатического пояса на практике может привести к существенному снижению активности человека, быстроты его восстановления после занятий спортом, а также умственной работоспособности.
В формате современной науки принято выделять раннюю и позднюю фазу восстановления. Ранняя фаза восстановления характеризуется непродолжительностью и чаще всего достигает своего логического завершения уже через несколько минут после несложной работы или спустя несколько часов после сложной. Что касается поздней фазы, то периоды восстановления могут продолжаться от одних до нескольких суток [7].
Утомление достаточно просто установить на практике. В реальной жизни утомление представляет собой этап пониженной рабо-
тоспособности, который впоследствии может быть замещен стадией повышенной работоспособности; продолжительность данных фаз находится в непосредственной зависимости от уровня физической подготовки организма и от реализуемой работы.
Функциональные составляющие разнообразных систем человеческого организма имеют свойство нетождественного восстановления. Так, например, после достаточно продолжительного бега лидером в области восстановления выступает функция внешнего дыхания (частота и глубина); спустя определенное количество часов - частота сердечных сокращений и артериальное давление; завершают процессы восстановления функции сенсомоторных реакций, которые возвращаются в привычное состояние спустя сутки и более. Отметим, что у профессиональных спортсменов-марафонцев основной обмен полностью возвращается в исходное состояние лишь спустя двое-трое суток.
Важно понимать, что оптимальное и разумное сочетание и чередование физических нагрузок и отдыха позволяет не только формировать, сохранять, но и развивать способность организма к наиболее эффективному и менее затратному с точки зрения времени процессу восстановления.
Для форсирования данного процесса на практике достаточно часто применяются различные дополнительные средства, к числу которых относят массаж, гигиену, рациональное питание, витамины и т.д. Основным критерием позитивной динамики процессов восстановления принято считать готовность человека к совершению повторной деятельности, а самым объективным показателем - объем данной работы.
Помимо этого, чрезмерно важно уделять повышенное внимание различным нюансам при организации процесса занятий физическими нагрузками. Так, например, повторные нагрузки могут принести максимальный эффект исключительно на стадии повышенной работоспособности, а слишком длительные периоды отдыха значительно снижают результативность тренировок. Иными словами, после преодоления дистанции в 60-80 м дефицит кислорода в организме человека полностью восполняется спустя 5-8 мин, в то время как возбудимость и эмоциональность нервной системы остаются на прежнем уровне. Следовательно, максимально эффективно и целесообразно осуществить повтор подобного упражнения спустя 5-8 мин [5].
Чтобы ускорить процесс восстановления, в спортивной практике используется актив-
185
ный отдых, т.е. переключение на другой вид деятельности. Значение активного отдыха для восстановления работоспособности впервые было установлено русским физиологом И.М. Сеченовым. Он показал, к примеру, что утомленная конечность восстанавливается ускоренно не при пассивном отдыхе, а при работе другой конечности.
Таким образом, можно сформулировать основные правила борьбы с перегрузками:
1. Рационально организовать режим дня со сменой деятельности и активным отдыхом.
2. Уменьшить количество нагрузок на организм. Необходимо объективно оценивать собственные силы и рационально их направлять.
3. Грамотно распоряжаться потоком информации. Не стоит забивать память информацией, которая не пригодится в дальнейшем.
4. Рационализировать питание. Основное внимание следует уделять свежим фруктам и овощам, рыбе, морепродуктам, орехам, сыру, кисломолочным продуктам.
5. Увеличить число пеших прогулок. Если 3-5 раз в неделю совершать пешие прогулки по 20-30 мин не позднее чем за 2 ч до сна, то уже через 1-2 недели восстанавливается нарушенный сон и увеличивается работоспособность.
6. Больше времени проводить на солнце. Солнечные лучи существенно увеличивают выработку в организме серотонина, который положительно воздействует на организм человека в целом.
7. Полноценно отдыхать. Сон должен быть не менее 7-8 ч в день.
8. Отказаться от негативных мыслей. Горечь разочарования, боль обиды, переживания из-за неудач знакомы каждому. Не стоит загонять их в подсознание, делая вид, что не придаете им значения. Это верный способ заработать депрессию. Все отрицательные эмоции должны быть «отреагированы».
9. Говорить себе «стоп». Это относится не только к действиям, но и к мыслям, чувствам. Пытайтесь любому огорчению противопоставить приятное воспоминание. На свете есть множество хороших вещей. Несомненно, в жизни было больше светлого [6].
Необходимо отметить, что мероприятия по предотвращению и ликвидации перегрузок как физического, так и эмоционального плана будут эффективными исключительно в том случае, если причины их появления упразднены. При этом человек не представляет, каким путем может быть достигнуто желаемое, полностью полагаясь на возможности своего орга-
низма. Степень овладения данными методами зависит от разработки своеобразной лестницы, шагая по ступеням которой, человек переходит от исходного состояния к необходимому для здоровья [9, а 2].
Подводя итог всему сказанному выше, можно сделать следующие выводы.
Профессиональная деятельность сотрудников правоохранительных органов сочетает в себе бесчисленное множество сложностей. В ходе выполнения непосредственных должностных обязанностей часто возникают события, которые напрямую связаны с угрозой жизни и здоровью сотрудника и безопасности общества.
При возникновении подобных ситуаций на правильность и оперативность принятия решения современным сотрудником полиции оказывают непосредственное влияние такие факторы, как непредсказуемость, страх, растерянность, чрезмерная опасность и неуверенность в собственных силах. Именно поэтому в рамках организации образовательного процесса в системе МВД России достаточно большое внимание уделяется вопросу формирования, развития и совершенствования морально-психологической устойчивости у курсантов и слушателей как будущих сотрудников полиции.
В процессе занятий по физической подготовке складывается морально-волевая подготовленность слушателей, курсантов. Тем не менее, практически все основные стороны подготовленности (физическая, техническая, тактическая) оказываются под активным воздействием исключительно индивидуальных особенностей психики обучаемого.
В рамках профилактики физических и эмоциональных перегрузок у сотрудников полиции в процессе первоначального обучения, по нашему мнению, наиболее целесообразно реа-лизовывать следующие мероприятия:
четкое соблюдение режима и распорядка дня, рациональное чередование работы, отдыха, приема пищи и сна;
ежедневные утренние физические упражнения;
специальные занятия по физической подготовке, проводимые регулярно через каждые 1-2 дня;
особая физическая тренировка перед выполнением задания;
коллективная спортивная работа и состязания, осуществляемые на постоянной основе во внебоевое и внеучебное время;
186
ежедневная физическая тренировка на строевых, тактических и других занятий по боевой подготовке, а также периодическая физическая тренировка и закаливание в перенесении раз-
личных трудностей при подготовке к выполнению специальных боевых заданий, тренировка на многодневных выходах в поле с отрывом от баз, на отрядных учениях и маневрах.
1. Украинский С. В. Методические, педагогические, психологические и социальные аспекты профессионального обучения (профессиональной подготовки сотрудников полиции) // Общество и право. 2015. № 4(54).
2. Княжева Т. И Деформация личности сотрудников ОВД. URL: http://psyjournals.ru/ files/41804/ICJP_2011_Knyazheva.pdf
3. Куров А. И. Влияние страха на результаты выполнения боевых приемов борьбы сотрудниками органов внутренних дел // Вестн. Краснодар. ун-та МВД России. 2015. № 4 (30).
4. Медников А. Б. Функциональная и физическая подготовленность курсантов образовательных организаций МВД России // Вестн. Краснодар. ун-та МВД России. 2013. № 3(21). С. 74-76.
5. Малетин С. В. Влияние занятий по физической подготовке на развитие и совершенствование морально-психологической устойчивости у курсантов и слушателей образовательных организаций системы МВД России // Здоровье человека, теория и методика физической культуры и спорта. 2015. № 1. С. 39-43.
6. Поляков А. В. Психологическое сопровождение сотрудников полиции // Ученые записки Санкт-Петербургского государственного института психологии и социальной работы. 2014. № 2. Т. 22. С. 53-58.
7. Гадалов А. В. Формирование готовности курсантов вузов МВД России к единоборству с правонарушителями: автореф. дис. ... канд. пед. наук. М., 2012.
8. Уразаева Г.И. Профессиональная деформация сотрудников полиции в аспекте эмоционального выгорания: социально-психологические условия, механизмы, особенности, факторы // Вестн. Казан. юрид. ин-та МВД России. 2014. № 2(16). С. 14-20.
9. Ахметов Р. С. Психологическая подготовка сотрудников ОВД // Эпоха науки. 2016. № 5.
1. Ukrainskiy S.V Methodological, pedagogical, psychological and social aspects of vocational training (vocational training of police officers) // Society and law. 2015. № 4(54).
2. Knyazheva T.I. Deformation of the identity of law enforcement officials. URL: http://psyjournals. ru/files/41804/ICJP_2011_Knyazheva.pdf
3. Kurov A.I. The impact of fear on the results of the execution of combat maneuvers by law enforcement officials // Bull. of Krasnodar University of Russian MIA. 2015. № 4(30).
4. Mednikov A.B. Functional and physical readiness of cadets of the educational organizations of the Ministry of the Interior of Russia // Bull. of Krasnodar University of Russian MIA. 2013. № 3(21). P. 74-76.
5. Maletin S.V Influence of classes in physical training on development and improvement of moral and psychological stability of cadets and students of educational organizations of the system of the Ministry of the Interior of Russia // Health of the person, theory and technique of physical culture and sport. 2015. № 1. P. 39-43.
6. Polyakov A.V. Psychological escort of police officers // Scientific notes of St. Petersburg state Institute of psychology and social work. 2014. № 2. Vol. 22. P. 53-58.
7. Gadalov A.V. Formation of readiness of cadets of the educational organizations of system of the Ministry of the Interior of Russia: auth. abstr. ... Candidate of Pedagogics. Moscow, 2012.
8. Urazaeva G.I. Professional police deformation aspect of burnout: social and psychological conditions, mechanisms, characteristics, factors // Bull. of Kazan law institute of the Ministry of the Interior of Russia. 2014. № 2(16). P. 14-20.
9. Akhmetov R.S. Psychological training of law enforcement officials // Science era. 2016. № 5.
187