Научная статья на тему 'ФИЗИЧЕСКИЕ ФАКТОРЫ ПРОИЗВОДСТВЕННОЙ СРЕДЫ И БЕЗОПАСНОСТЬ ДВИЖЕНИЯ'

ФИЗИЧЕСКИЕ ФАКТОРЫ ПРОИЗВОДСТВЕННОЙ СРЕДЫ И БЕЗОПАСНОСТЬ ДВИЖЕНИЯ Текст научной статьи по специальности «Электротехника, электронная техника, информационные технологии»

CC BY
52
7
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
физические факторы / железнодорожный транспорт / безопасность движения / physical factors / railway transport / traffic safety

Аннотация научной статьи по электротехнике, электронной технике, информационным технологиям, автор научной работы — В.А. Капцова, А.Г. Лексин

Работа посвящена проблеме оптимизации условий труда машинистов в кабинах управления современных локомотивов путем ужесточения санитарно-гигиенических требований к уровням вредных производственных факторов. Авторы связывают оптимизацию условий труда машинистов с необходимостью укрепления надежности их управляющей деятельности в связи с возрастающими скоростями движения на железной дороге, переходом на управление подвижным составом "в одно лицо” и др.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PHYSICAL FACTORS OF THE INDUSTRIAL ENVIRONMENT AND TRAFFIC SAFETY

The paper deals with the problem of optimization of working conditions of engine drivers in the control cabs of up-todate locomotives, by toughening the sanitary-and-hygienic requirements for the levels of bad industrial factors. The authors associate the optimization of working conditions with the necessity of strengthening the reliability of their driving activity due to the increasing rail movement speeds and the transfer to one-person rolling-stock operation, and other factors.

Текст научной работы на тему «ФИЗИЧЕСКИЕ ФАКТОРЫ ПРОИЗВОДСТВЕННОЙ СРЕДЫ И БЕЗОПАСНОСТЬ ДВИЖЕНИЯ»

Гигиена труда

С В. А. КАПЦОВ, А. Г. ЛЕКСИН, 2009

В. А. Капцов', А. Г. Лексин2

ФИЗИЧЕСКИЕ ФАКТОРЫ ПРОИЗВОДСТВЕННОЙ СРЕДЫ И БЕЗОПАСНОСТЬ ДВИЖЕНИЯ

'Директор ФГУП Всероссийский НИИ железнодорожной гигиены Роспотребнадзора, Москва (kapcowa@rambler.ru); 2ФГУП ВНИИ железнодорожной гигиены (т. 153-20-01)

Работа посвящена проблеме оптимизации условий труда машинистов в кабинах управления современных локомотивов путем ужесточения санитарно-гигиенических требований к уровням вредных производственных факторов.

Авторы связывают оптимизацию условий труда машинистов с необходимостью укрепления надежности их управляющей деятельности в связи с возрастающими скоростями движения на железной дороге, переходом на управление подвижным составом "в одно лицо" и др.

Ключевые слова: физические факторы, железнодорожный транспорт, безопасность движения

V. A. Kaptsov, A. G. Leksin. - PHYSICAL FACTORS OF THE INDUSTRIAL ENVIRONMENT AND TRAFFIC SAFETY

The paper deals with the problem of optimization of working conditions of engine drivers in the control cabs of up-to-date locomotives, by toughening the sanitary-and-hygienic requirements for the levels of bad industrial factors. The authors associate the optimization of working conditions with the necessity of strengthening the reliability of their driving activity due to the increasing rail movement speeds and the transfer to one-person rolling-stock operation, and other factors.

Key words: physical factors, railway transport, traffic safety.

Машинист локомотива — одна из ведущих профессий на железнодорожном транспорте. От машиниста в значительной степени зависит безопасность движения поездов.

Неблагоприятные для здоровья влияния в данной профессии обусловлены комплексным воздействием на машиниста различных вредных физических производственных факторов рабочей среды в кабине локомотива. К ним относятся: шум, вибрация, неблагоприятные микроклиматические условия, инфразвук, электромагнитные излучения.

Заболевания, возникающие при длительном воздействии указанных вредных факторов, в зависимости от степени поражения могут стать основанием для постановки машинисту диагноза профзаболевания, а при наличии тяжелых форм патологии могут привести к комиссованию или к ограничению трудоспособности в качестве машиниста локомотива.

Помимо профессиональных заболеваний, вызванных воздействием вышеперечисленных вредных производственных факторов, машинистам присуши еще и так называемые общие профессионально зависимые заболевания, обусловленные характером его деятельности, т. е. напряженностью его труда в сочетании с условиями труда, о которых говорилось выше [3].

В последние годы удалось добиться известных успехов при разработке средств жизнеобеспечения кабин локомотивов, регламентировать основополагающие требования по этим вопросам в государственных стандартах и различного уровня нормативных документах.

Это позволило обеспечить поэтапное гигиеническое совершенствование кабин локомотивов и тем самым снизить риск непосредственного нанесения вреда здоровью как в течение рабочей смены (рейса), так и в течение профессиональной жизни машиниста.

Есть еще один важнейший аспект затронутой проблемы — безопасность движения.

Научные разработки отечественных и зарубежных психофизиологов с определенностью доказывают, что производственные факторы способствуют также снижению надежности управляющей деятельности машиниста, провоцируя раннее развитие утомления, нарушение и напряжение функции внимания, снижение скорости сенсомоторных реакций, потерю бдительности, ухудшение общего самочувствия, ощущение общего дискомфорта, чувство раздражения и др. Эти факторы не столько влияют на саму структуру профессиональной деятельности машиниста, сколько выступают как помехи при выполнении сложных задач, стоящих перед машинистом в процессе управления подвижным составом [2|. Иными словами, возрастает риск совершения ошибки и появления сбоев в управляющей деятельности.

Все изложенное, несомненно, связано с безопасностью движения, с большими социальными и экономическими потерями, что лишний раз подтверждает необходимость санитарно-гигие-нического контроля при проектировании и изготовлении железнодорожной техники и включения лимитирующих параметров вредных факторов производственной среды на рабочем месте машиниста в разделы специальных технических регламентов на объекты подвижного состава железнодорожного транспорта [1].

В связи с предстоящим переходом на управление подвижным составом "в одно лицо" и с возрастанием скоростей движения поездов повышается общая нервно-эмоциональная напряженность деятельности машиниста, на этом фоне наличие шумов и помех в виде всего комплекса неблагоприятных факторов рабочей среды приводит к резкому возрастанию вероятности возникновения аварий и катастроф на железнодорожном транспорте.

В такой ситуации единственным способом сохранения надежности работы машиниста является ужесточение гигиенических требований к уровням вышеупомянутых факторов в кабине управления: переход от допустимых, т. е. безвредных для здоровья уровней, к оптимальным, снижающим риск нарушений алгоритма управляющей деятельности машиниста. Применительно к подвижному составу это, в частности, постепенное снижение уровней шума и вибрации на рабочем месте, т. е. ужесточение нормативных требований.

Что касается параметров микроклимата, то необходим переход на индивидуальный способ управления температурой воздуха в кабине в относительно узком диапазоне этого параметра, задаваемого системой кондиционирования воздуха.

Особое внимание следует уделить выполнению эргономических требований, причем не только в плане рациональной организации рабочего места, органов управления (ОУ), но и в плане усовершенствования систем отображения необходимой информации (СОИ) [4, 5].

Нерациональная рабочая поза машиниста, в том числе и невозможность работы стоя, недостаточный наружный обзор внешней обстановки, неудовлетворительная по досягаемости и обзору компоновка СОИ и ОУ, недостаточная местная искусственная освещенность, отсутствие четкой интеллектуальной подсказки в экстремальной ситуации во время движения по выбору единственно правильного решения по ведению поезда отрицательно сказываются на надежности работы персонала.

Надежность системы управления любым локомотивом в значительной мере зависит от уровня конкретной информационной нагрузки машиниста. В связи с этим представляют интерес исследования структуры деятельности машиниста, последовательность и взаимосвязь выполняемых им операций, установ-

А

гиена и санитария 5/2009

ление связи между количеством информации и временем, необходимым для ее приема, анализа и принятия решения на разных наиболее распространенных типах локомотивов, представленных на сети железных дорог. С усложнением системы управления особую важность приобретает задача оптимизации потоков информации. Для ее решения в инженерно-психологическом плане большое значение имеют, во-первых, отбор действительно необходимой информации в конкретной ситуации и, во-вторых, дифференциальный выбор формы отображения этой информации.

При этом следует иметь в виду, что основная часть вносимой информации внешнего потока воспринимается машинистом визуально, но только примерно десятая се часть (по наблюдениям предшествующих лет) используется для ведения поезда. Эта часть информации и выделена при представлении алгоритма ведения поезда и должна использоваться при эргономическом проектировании унифицированного пульта управления.

Для реализации предстоящих задач следует максимально использовать как отечественный, так и зарубежный опыт. Необходимы также дополнительные научные разработки в этом направлении с последующим мониторингом параметров надежности управляющей деятельности машиниста в новых более оптимальных условиях труда.

Подводя итог всему изложенному выше, считаем необходимым подчеркнуть следующее:

1) несоблюдение изготовителями подвижного состава железнодорожного транспорта основополагающих гигиенических и эргономических требований, изложенных в существующих в настоящее время нормативных документах (санитарные нормы, национальные стандарты, соответствующие отраслевые нормативные документы и др.) имеет прямую связь с безопасностью движения поездов и представляет вполне конкретную опасность недостижения основной цели технических регламентов по безо-

пасности подвижного состава: зашита жизни и здоровья человека, управляющего подвижным составом железнодорожного транспорта;

2) несоблюдение эргономических требований несет в себе риск недостижения еще одной важной цели, заявленной в проектах технических регламентов, — защита государственного и муниципального имущества — в связи с нарушением безопасности движения поездов, так как последнее может привести к большим социально-экономическим потерям;

3) все существующие нормативные документы в области соблюдения санитарно-гигиенических, в том числе и эргономических, требований к рабочему месту машиниста в настоящее время включены (по итогам работы специалистов института) в проекты технических регламентов на подвижной состав железнодорожного транспорта, что делает их в случае принятия регламентов обязательными к исполнению производителями.

Литература

1. Лексин А. Г. "О техническом регулировании" // Ин-формац. бюл. "Здоровье населения и среда обитания". - 2008. - № 3 (180). - С. 9-12.

2. НерсесянЛ. С. Железнодорожная психология. — М., 2005.

3. Цфасман А. 3. Железнодорожная клиническая медицина. Профессиональные болезни. — М., 2000.

4. Школьников Б. И. // Гиг. и сан. — 1995. — N° 5. — С. 36-49.

5. Школьников Б. И., Кармолин А. Л. // Руководство по железнодорожной медицине. — М., 1999. — Т. 1. — С. 221-247.

Поступила 20.03.09

О H. Е. ИЛЮХИН, 2009 УДК 613.647

Н. Е. Илюхин

МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЙ ПОДХОД К ИЗУЧЕНИЮ ЭЛЕКТРОМАГНИТНЫХ ПОЛЕЙ 50 ГЦ, ВОЗДЕЙСТВУЮЩИХ НА РАБОТНИКОВ ЭНЕРГЕТИЧЕСКИХ ПРЕДПРИЯТИЙ

Аспирант кафедры гигиены, медицины труда ГОУ ВПО Казанский государственный медицинский университет Росздрава (il_nikolai@mail.ru)

Необходимость изучения влияния электромагнитных полей (ЭМП) на состояние здоровья оперативного персонала энергетических предприятиях возникла в связи с тем, что ранее этому вопросу не придавалось должного значения.

Объекты исследований — операторские помещения, система организации рабочих мест и сам оперативный персонал.

Произведены замеры напряженности электрической и магнитной составляющих ЭМП 50 Гц на рабочих местах оперативного персонала, на территории вблизи электроподстанций 500 и 110 к В и в квартирах близко расположенных жилых домов, где проживали работники. Затем рассчитывалась допустимая суммарная суточная экспозиция. Также оценивали организацию трудового процесса, прогнозировали поведение испытуемых в условиях стрессовых ситуаций. Это позволило дать научное обоснование мерам защиты от воздействия электромагнитных излучений в производственных и внепроизводственных условиях.

Ключевые слова: рабочие места, оперативный персонал, ЭМП 50 Гц

N. Ye. Ilyukhin. - A METHODOLOGICAL APPROACH ТО STUDYING THE VALUES OF 50-HZ ELECTROMAGNETIC FIELDS THAT INFLUENCE THE WORKERS OF POWER ENTERPRISES

The necessity of studying the impact of electromagnetic fields (EMF) on the health status of the operation stafffrom power

enterprises has stemmed from the improper prior significance being attached to this matter.

The subjects of the investigations were operators' premises, work environment system, and operation staff.

The intensity of the electrical and magnetic constituents of a 50-Hz EMF in the operation staff's workplaces, in the areas

adjacent to 500- and 110-kV substation grounding systems, and in the flats of the approximate apartment houses where the

workers lived was measured. Then their permissible cumulative daily exposure was calculated. Working arrangement was

also assessed. The examinees ' behavior was predicted in stress situations. This permitted a scientific rationale to be provided

for protective measures against exposure to electromagnetic irradiations in productive and nonproductive conditions.

Key words: workplaces, operation staff, 50-Hz electromagnetic field.

Влияние электромагнитных полей (ЭМП) низкой частоты 50 Гц на организм человека обусловлено их применением в промышленности, воздействием на население, проживающее в районах прохождения линий электропередач, на лиц, обслуживающих энергетические объекты. На энергетических

предприятиях, в том числе электроподстанциях, широко распространена профессия оператора, что диктует необходимость изучения влияния ЭМП на состояние здоровья лиц данной профессиональной группы. Ранее вопросу влияния ЭМП на операторов не придавали должного значения. Ак-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.