Научная статья на тему 'ФИЗИЧЕСКАЯ РАБОТОСПОСОБНОСТЬ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА'

ФИЗИЧЕСКАЯ РАБОТОСПОСОБНОСТЬ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
183
30
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ШКОЛЬНИКИ / ФИЗИЧЕСКАЯ РАБОТОСПОСОБНОСТЬ / ИНДЕКС НАКОПЛЕНИЯ ПУЛЬСОВОГО ДОЛГА (ИНПД) / МОЩНОСТЬ РАБОТЫ / ВОЗРАСТНОЕ РАЗВИТИЕ

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Левушкин С.П., Лаптев А.И., Жуков О.Ф., Сонькин В.Д.

Цель исследования - выявить актуальный уровень работоспособности обучающихся начальной школы в современных условиях. Методика и организация исследования. В анализ включены данные, полученные с участием 798 детей в возрасте 7-11 лет из восьми регионов страны. Все дети обучались в начальной школе с 1-го по 4-й классы. Производился расчет величины PWC170 и индивидуальной величины ИНПД. Результаты исследования и выводы. Возрастные изменения показателей физической работоспособности детей младшего школьного возраста демонстрируют проявления полового диморфизма, который проявляется по-разному для каждого из показателей: в виде различной динамики изменений - для ИНПД (индекс накопления пульсового долга) и в форме достоверных межполовых различий на определенном отрезке онтогенеза - для PWC170 отн. При этом можно отметить, что зарегистрированные величины PWC170 отн. для мальчиков и девочек 7-11 лет вполне соответствуют известным из литературы данным для этого возраста. Проведенное исследование является фрагментом многолетней программы мониторинга здоровья, который на базе экспериментальных площадок предполагается осуществлять в форме лонгитюдинального наблюдения. Это может позволить выявить механизмы возрастного развития физической работоспособности и их различия у представителей разных полов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Левушкин С.П., Лаптев А.И., Жуков О.Ф., Сонькин В.Д.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PHYSICAL WORKABILITY CHILDREN OF PRIMARY SCHOOL AGE

Objective of the study was to identify the current level of working capacity of elementary school students in modern conditions. Methods and structure of the study. The analysis includes data obtained with the participation of 798 children aged 7-11 years from eight regions of the country. All children studied in elementary school from 1st to 4th grades. The calculation of the PWC170 value and the individual value of the PDAI was carried out. Research results and conclusions. Age-related changes in the indicators of physical performance of children of primary school age demonstrate manifestations of sexual dimorphism, which manifests itself differently for each of the indicators: in the form of different dynamics of changes - for PDAI (pulse debt accumulation index) and in the form of significant inter-sex differences at a certain period of ontogenesis - for PWC170 rel. At the same time, it can be noted that the registered values of PWC170 rel. for boys and girls aged 7-11 years are consistent with the data known from the literature for this age. The conducted study is a fragment of a long-term health monitoring program, which is supposed to be carried out on the basis of experimental sites in the form of longitudinal observation. This may make it possible to reveal the mechanisms of age-related development of physical performance and their differences in representatives of different sexes.

Текст научной работы на тему «ФИЗИЧЕСКАЯ РАБОТОСПОСОБНОСТЬ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА»

ФИЗИЧЕСКАЯ РАБОТОСПОСОБНОСТЬ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

УДК/UDC 796.034

Информация для связи с автором: levushkinsp@mail.ru

Поступила в редакцию 18.01.2023 г.

Доктор биологических наук, профессор С.П. Левушкин1- 2 Кандидат педагогических наук, доцент А.И. Лаптев1 Кандидат педагогических наук, доцент О.Ф. Жуков2 Доктор биологических наук, профессор В.Д. Сонькин2 1Российский университет спорта «ГЦОЛИФК», Москва 2Институт возрастной физиологии РАО, Москва

PHYSICAL WORKABILITY CHILDREN OF PRIMARY SCHOOL AGE

Dr. Biol., Professor S.P. Levushkin1- 2 PhD, Associate Professor A.I. Laptev1 PhD, Associate Professor O.F. Zhukov2 Dr. Biol., Professor V.D. Sonkin2 1Russian University of Sport (SCOLIPE), Moscow

institute of Developmental Physiology of the Russian Academy of Education, Moscow

Аннотация

Цель исследования - выявить актуальный уровень работоспособности обучающихся начальной школы в современных условиях. Методика и организация исследования. В анализ включены данные, полученные с участием 798 детей в возрасте 7-11 лет из восьми регионов страны. Все дети обучались в начальной школе с 1-го по 4-й классы. Производился расчет величины PWC170 и индивидуальной величины ИНПД. Результаты исследования и выводы. Возрастные изменения показателей физической работоспособности детей младшего школьного возраста демонстрируют проявления полового диморфизма, который проявляется по-разному для каждого из показателей: в виде различной динамики изменений - для ИНПД (индекс накопления пульсового долга,) и в форме достоверных межполовых различий на определенном отрезке онтогенеза - для PWC170 отн. При этом можно отметить, что зарегистрированные величины PWC170 отн для мальчиков и девочек 7-11 лет вполне соответствуют известным из литературы данным для этого возраста.

Проведенное исследование является фрагментом многолетней программы мониторинга здоровья, который на базе экспериментальных площадок предполагается осуществлять в форме лонгитюдинального наблюдения. Это может позволить выявить механизмы возрастного развития физической работоспособности и их различия у представителей разных полов.

Ключевые слова: школьники, физическая работоспособность, индекс накопления пульсового долга (ИНПД), мощность работы, возрастное развитие.

Abstract

Objective of the study was to identify the current level of working capacity of elementary school students in modern conditions.

Methods and structure of the study. The analysis includes data obtained with the participation of 798 children aged 7-11 years from eight regions of the country. All children studied in elementary school from 1st to 4th grades. The calculation of the PWC170 value and the individual value of the PDAI was carried out. Research results and conclusions. Age-related changes in the indicators of physical performance of children of primary school age demonstrate manifestations of sexual dimorphism, which manifests itself differently for each of the indicators: in the form of different dynamics of changes - for PDAI (pulse debt accumulation index) and in the form of significant inter-sex differences at a certain period of ontogenesis - for PWC170 rel At the same time, it can be noted that the registered values of PWC170 rel for boys and girls aged 7-11 years are consistent with the data known from the literature for this age.

The conducted study is a fragment of a long-term health monitoring program, which is supposed to be carried out on the basis of experimental sites in the form of longitudinal observation. This may make it possible to reveal the mechanisms of age-related development of physical performance and their differences in representatives of different sexes.

Keywords: schoolchildren, physical performance, pulse debt accumulation index (PDAI), work capacity, age development.

□ и

£ г. CL

4—

О OJ и

CL ' -о с

га

^

О (U .с Н

Введение. Важным показателем здоровья является уровень физической работоспособности, который можно оценить с помощью функциональных тестов посредством использования таких показателей, как PWC170, широко применяемый как в спорте, так и в фитнесе для оценки, в первую очередь, аэробной производительности [2], а также ИНПД [5], отражающий уровень физиологических затрат при выполнении физической нагрузки [4]. В последние годы проблеме изучения физической работоспособности у детей школьного возраста, как и прежде, уделяется большое внимание, поскольку она рассматривается как комплексный показатель здоровья и благополучия большинства функций и систем организма: сердечно-сосудистой системы, костного скелета, когнитивных способностей [6, 7].

Цель исследования - выявить актуальный уровень работоспособности обучающихся начальной школы в современных условиях.

Методика и организация исследования. Тестирование проводилось в лабораторных условиях, на базе образовательных организаций. В качестве тестовой нагрузки использовались восхождения на ступеньку, высота которой подбиралась индивидуально, с таким расчетом, чтобы угол между бедром и голенью ноги, совершающей восхождение, был близок к 90°. Число восхождений задавалось экспериментатором и было не менее 15 и не более 25. Работа без разминки выполнялась в течение 3 минут под контролем частоты пульса, который регистрировали с помощью спорттестера. Расчет величины PWC170 выполняли по формуле Л. И. Абросимовой и Е. В. Карасик [1], учитывающей пульс покоя и пульс в момент завершения работы. Такой способ измерения PWC170 у детей был ранее научно обоснован в Институте возрастной физиологии [3]. Были получены индивидуальные величины абсолютного (кГм/мин) и относительного (кГм/мин/кг) показателя PWC После вы-

64

http://www.teoriya.ru

№4 • 2023 Апрель | April

полнения работы регистрировали ЧСС в течение 5 мин восстановительного периода. Полученные данные были использованы для расчета индивидуальной величины ИНПД (уд/мин/с; у.е.). Таким образом, в едином тесте определяли аэробную производительность испытуемого и интенсивность энергозатрат на выполнение им стандартной работы - трехминутного восхождения на ступеньку оптимальной высоты.

Расчет величины PWC170 проводится по следующей формуле [1]:

РМС^ха/ОЛУ^-Ро), где W - мощность нагрузки; F0 - ЧСС в состоянии относительного покоя сидя; Fw - ЧСС по окончании выполнения нагрузки.

ИНПД рассчитывается по формуле [5]:

инпд =---,

где F1, F2 ... F5 - ЧСС в 1-ю, 2-ю и т.д. минуту восстановления, уд/мин, F0 - ЧСС покоя, уд/мин, Т - время выполнения нагрузки в секундах.

В проведении углубленных исследований физической работоспособности детей младшего школьного возраста на восьми экспериментальных площадках участвовали следующие регионы Российской Федерации: Архангельская область, г. Москва, Московская область, Липецкая область, Самарская область, Ульяновская область. В анализ включены данные, полученные с участием 798 детей в возрасте 7-11 лет. Распределение обследованных по полу и возрасту представлено в табл. 1. Все дети обучаются в начальной школе с 1-го по 4-й классы. У родителей были получены письменные информированные согласия на проведение данного тестирования. Таблица 1. Распределение участников исследования по гендерному и возрастному критерию

Таблица 2. Уровень мощности физической нагрузки (кГм/мин) при выполнении функциональной пробы PWC170 (М±т)

Пол Возраст Количество исследуемых, чел. Доля исследуемых, %

7 43 5

8 116 15

Мальчики 9 107 13

10 102 13

11 26 3

7 58 7

8 80 10

Девочки 9 130 16

10 105 13

11 31 4

Всего 798 100

В связи с тем, что нагрузка задавалась восхождением на ступеньку определенной высоты с заданным ритмом, для расчета мощности применялась следующая формула:

W = Р х h х п х 1.3, где W - мощность нагрузки, кГм/мин; Р - вес тела испытуемого, кГ; h - высота ступеньки, м; п - число восхождений в минуту, 1/мин; 1.3 - коэффициент уступающей работы.

Оценка мощности работы является одним из основных критериев физической работоспособности. В табл. 2 представлены данные мощности выполненной участниками работы с указанием возрастных и половых различий.

Из представленных в табл. 2 данных видно, что уровень мощности физической нагрузки от возраста к возрасту достоверно увеличивается как у девочек, так и у мальчиков. Следует отметить, что большую мощность физической нагрузки во всех возрастных группах продемонстрировали мальчики, но в семилетнем возрасте между группами нет достоверных различий.

Возрастная динамика ИНПД и PWC170 отн представлена на рис. 1, 2.

У мальчиков отмечаются синусоидальные изменения показателя ИНПД, причем видимые на диаграмме различия недосто-

Возраст Мальчики Девочки

7 149.37 ± 7.66* 144.89 ± 8.86*

8 184.20 ± 7.01* 157.50 ± 6.04*,Х

9 244.48 ± 8.54* 230.22 ± 6.49*,Х

10 285.86 ± 14.22 279.60 ± 11.01

11 299.75 ± 16.38 297.93 ± 17.89

* - различия достоверны по сравнению со следующей возрастной группой при р<0,05.

Х - различия достоверны между мальчиками и девочками в пределах одной возрастной группы.

верны. У девочек наблюдается повышение показателя ИНПД с возрастом, причем различия между младшим (7 лет) и старшим (11 лет) возрастами достоверны (р<0.01). Причины возрастного увеличения ИНПД при одинаковой работе у девочек требуют отдельного изучения. Вероятно, это может быть связано с начинающимся у девочек в этом возрасте половым созреванием, которое накладывает свой отпечаток на протекание энерговегетативных процессов в организме при выполнении физической работы. У мальчиков тенденция к увеличению ИНПД в ответ на стандартную нагрузку прослеживается в интервале от 10 до 11 лет - как раз в период начальных стадий полового созревания.

Абсолютный показатель PWC170 увеличивается с возрастом пропорционально увеличению массы тела, и, как правило, выше у мальчиков по сравнению с девочками. Несколько иначе выглядит возрастная динамика показателя PWC170 отн, отражающего качественные и количественные изменения аэробной производительности организма (рис. 2).

С возрастом как у девочек, так и у мальчиков этот показатель достоверно увеличивается, что соответствует общей тенденции возрастного развития физических возможностей детского организма. Это увеличение происходит скачкообразно и синхронно у мальчиков и девочек в период от 8 лет

ИНПД (у.е.)

0,55 0,5 0,45 0,4

I

7 лет

8 лет

9 лет

10 лет

11 лет

■ мальчики ■ девочки

Рис. 1. Возрастные изменения ИНПД у мальчиков и девочек от 7 до 11 лет

PWC1

70 отн.

(кГм/мин/кг)

10,5 10 9,5 9 8,5 8 7,5 7 6,5 6

II

I ¿1

IPWC170 отн. мальчики

т 10 лет

PWC170 отн. девочки

Рис. 2. Возрастные изменения PWC170 отн у мальчиков и девочек от 7 до 11 лет

№4 • 2023 Апрель | Арп1

http://www.teoriya.ru

7 лет

к 9 годам. У мальчиков 8-10 лет PWC170 отн значимо выше, чем у девочек, к 11-летнему возрасту это различие нивелируется в результате некоторого (недостоверного) снижения уровня показателя у мальчиков. У девочек существенных изменений показателя после 9 лет не происходит.

Выводы. Возрастные изменения показателей физической работоспособности детей младшего школьного возраста демонстрируют проявления полового диморфизма, который проявляется по-разному для каждого из показателей: в виде различной динамики изменений - для ИНПД и в форме достоверных межполовых различий на определенном отрезке онтогенеза - для PWC170 отн При этом можно отметить, что зарегистрированные нами величины PWC170 отн для мальчиков и девочек 7-11 лет вполне соответствуют известным из литературы данным для этого возраста.

Проведенное исследование является фрагментом многолетней программы мониторинга здоровья, который на базе экспериментальных площадок предполагается осуществлять в форме лонгитюдинального наблюдения. Это поможет выявить механизмы возрастного развития физической работоспособности и их различия у представителей разных полов.

Литература

1. Абросимова Л. И., Карасик В. Е. Определение физической работоспособности подростков // Новые исследования по возрастной физиологии. М.: Педагогика - 1977. - № 2 (9). - С. 114-117.

2. Давыдов А. С., Сидоров Е. П. Новая модификация теста PWC170 // Терапевт. - 2014. - № 6. - С. 68-71.

3. Корниенко И. А., Маслова Г. М., Сонькин В. Д., Евсеев Л. Г. Возрастные изменения некоторых показателей аэробной производительности у мальчиков 7-16 лет // Физиология человека. - 1978. -Т. 4. - № 1. - С. 61-67.

4. Корниенко И. А., Сонькин В. Д. Энергетическая и физиологическая «стоимость» мышечной работы детей 7-17 лет // Физиология человека. - 1991. - Т. 17. - № 5. - С. 130-141.

5. Король В. М., Сонькин В. Д., Ратушная Л. И. Мышечная работоспособность и частота сердечных сокращений у подростков в зависимости от уровня полового созревания // Теория и практика физической культуры. - 1985. - № 8. - С. 27.

6. Сонькин В. Д., Тамбовцева Р. В. Развитие мышечной энергетики и работоспособности в онтогенезе. - М.: Либроком. - 2018. - 368 с.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

References

1. Abrosimova L.I., Karasik V.E. [Determination of physical performance of adolescents]. Novyye issledovaniya po vozrastnoy fiziologii. Moscow: Pedagogika publ., 1977. No. 2 (9). pp. 114-117.

2. Davydov A.S., Sidorov E.P. Novaya modifikatsiya testa PWC170 [New modification of the PWC170 test]. Terapevt. 2014. No. 6. pp. 68-71.

3. Kornienko I.A., Maslova G.M., Sonkin V.D., Evseev L.G. Vozrastnyye izm-eneniya nekotorykh pokazateley aerobnoy proizvoditelnosti u malchikov 7-16 let [Age-related changes in some indicators of aerobic productivity in boys 7-16 years old]. Fiziologiya cheloveka. 1978. Vol. 4. No. 1. pp. 61-67.

4. Kornienko I.A., Sonkin V.D. Energeticheskaya i fiziologicheskaya «stoi-most» myshechnoy raboty detey 7-17 let [Energy and physiological "cost" of muscular work of children aged 7-17]. Fiziologiya cheloveka. 1991. Vol. 17. No. 5. pp. 130-141.

5. Korol V.M., Sonkin V.D., Ratushnaya L.I. Myshechnaya rabotosposob-nost i chastota serdechnykh sokrashcheniy u podrostkov v zavisimosti ot urovnya polovogo sozrevaniya [Muscular performance and heart rate in adolescents depending on the level of puberty]. Teoriya i praktika fizicheskoy kultury. 1985. No. 8. p. 27.

6. Sonkin V.D., Tambovtseva R.V. Razvitiye myshechnoy energetiki i rabotosposobnosti v ontogeneze [Development of muscular energy and working capacity in ontogeny]. Moscow: Librokom publ., 2018. 368 p.

7. Bermejo-Cantarero A., Alvarez-Bueno C., Martinez-Vizcaino V. et al. Relationship between both cardiorespiratory and muscular fitness and health-related quality of life in children and adolescents: a systematic review and meta-analysis of observational studies. Health Qual. Life Outcomes. 2021. Apr. 21. Vol. 19 (1): 127. DOI: 10.1186/s12955-021-01766-0.

ИЗ ПОРТФЕЛЯ РЕДАКЦИИ

□ и

£ г. CL

ч—

О OJ и

CL ' -о с га

Ii

О (U .с Н

«челночный бег» как универсальное средство физической подготовки баскетболистов

Кандидат педагогических наук, доцент А.Н. Болгов1 А.В. Буров1, А.М. Карагодина2

волгоградская государственная академия физической культуры, Волгоград

2Волгоградский государственный технический университет, Волгоград

УДК/UDC 796.015.132 : 796.323.2

Ключевые слова: челнок, комплексное воздействие, физическая подготовка, функциональная подготовка, баскетболисты.

Введение. Свое название бег приобрел при ассоциации с ходом челнока в швейной машине, который ходит вверх-вниз, выполняя стежки одинаковой длины. Поэтому одной из особенностей «челнока» является преодоление одинаковых по расстоянию отрезков.

Цель исследования - выявить методические основы применения упражнения «челночный бег» в тренировочном процессе баскетболистов.

Методика и организация исследования. Для развития координации движений в баскетболе выполняют «челнок», чередуя бег лицом вперед и бег спиной вперед, «челнок» с переноской предметов, «челнок» с ведением мяча и др. Ловкость при разворотах в упражнении «челночный бег» может отражаться в разнице показателей гладкого бега и бега «челноком» на равных дистанциях. Например, гладкий бег 100 м и бег «челноком» 10 по 10 м.

Для развития скоростной выносливости на этапе спортивного совершенствования применяется «челночный бег» 10 по 28 м. Специалисты в области спортивных игр приходят к выводу, что оптимальное время развития скоростной вы-

"shutch running" as a universal means of physical training of basketball players

PhD, Associate Professor A.N. Bolgov1 A.V. Burov1 A.M. Karagodina2

'Volgograd State Physical Education Academy, Volgograd 2Volgograd State Technical University, Volgograd

Поступила в редакцию 12.02.2023 г.

носливости специальной направленности составляет 20-22 с. Время ниже этого предела не приводит к устойчивости быстроты при длительной работе, а увеличение данного предела снижает скоростные параметры и искажает технику движения. Для расширения базовых функциональных возможностей время скоростной работы с применением «челночного бега» может увеличиваться до 60-90 с с периодами отдыха 30-90 с. ЧСС при такой работе соответствует соревновательным и и находится в диапазоне от 160 до 190 уд/мин [1].

Результаты исследования и выводы. Игроки спортивной команды в течение игрового времени совершают бег рывками, изменяя направление, скорость и темп движений. Таким образом, биомеханические и функциональные особенности выполнения упражнения «челночный бег» соответствуют соревновательной деятельности баскетболистов и могут использоваться в процессе физической подготовки спортсменов-баскетболистов как универсальное средство общей и специальной подготовки. Литература

1. Болгов А. Н. Повышение физической и функциональной подготовленности баскетболистов средствами кроссфита / А. Н. Болгов, А. М. Карагодина, О. Ф. Крикунова // Физическое воспитание и спортивная тренировка. - 2022. - № 1 (39). - С. 28-36.

Информация для связи с автором: nkomban@mail.ru

66

http://www.teoriya.ru

№4 • 2023 Апрель | April

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.