Научная статья на тему 'ФУНКЦИОНАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ МАЛЬЧИКОВ 9-10 ЛЕТ'

ФУНКЦИОНАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ МАЛЬЧИКОВ 9-10 ЛЕТ Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
196
21
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ФУНКЦИОНАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ / ВЕГЕТАТИВНЫЕ ПОКАЗАТЕЛИ / ПАРАМЕТРЫ ФИЗИЧЕСКОЙ РАБОТОСПОСОБНОСТИ И ДВИГАТЕЛЬНОЙ ПОДГОТОВЛЕННОСТИ / FUNCTIONAL DEVELOPMENT / VEGETATIVE INDICES / PARAMETERS OF PHYSICAL WORKING CAPACITY AND MOTIONAL READINESS

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Чернова Мария Борисовна, Васильева Римма Михайловна, Мышьяков Владимир Васильевич

В исследовании получены результаты, характеризующие функциональное развитие мальчиков 9-10 лет. Установлены основные статистические характеристики ряда измерений показателей функционального развития школьников рассматриваемой возрастной группы. На основе комплекса показателей вегетативной регуляции физиологических функций, физической работоспособности и двигательной подготовленности, разработаны шкалы оценки функционального развития. Эти оценочные шкалы могут быть использованы для выявления детей группы риска, а также «сильных» и «слабых» сторон функционального развития каждого отдельного школьника.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Чернова Мария Борисовна, Васильева Римма Михайловна, Мышьяков Владимир Васильевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FUNCTIONAL DEVELOPMENT OF BOYS AGED 9-10 YEARS OLD

The study obtained results characterizing the functional development of boys aged 9-10 years. The main statistical characteristics of a number of measurements of indicators of the functional development of schoolchildren of the age group under consideration have been established. On the basis of a complex of indices of vegetative regulation of physiological functions, physical working capacity and motor fitness, scales for assessing functional development have been developed. These rating scales can be used to identify children at risk, "strengths" and "weaknesses" of the functional development of each individual student.

Текст научной работы на тему «ФУНКЦИОНАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ МАЛЬЧИКОВ 9-10 ЛЕТ»

игровых ситуаций и их последовательности возникновения во время матча. Геометрическая локация футболиста во время матча является отправной точкой для восприятия игрового момента, которая диктует дистанцию и интервал при расположении относительно своих партнеров по команде. Теория и методика обучения самостоятельному принятия решений в футболе должна включать идею композиционной структуры игрового пространства, как системообразующего принципа организации игры.

ЛИТЕРАТУРА

1. Козин В.В. Ситуационная композиция в технико-тактической подготовке спортсменов / В.В. Козин // Наука и спорт: современные тенденции. — 2014. - Т. 3, № 2. - С. 74-83.

2. Макаров, Ю.М. Обучение ситуационной технике бросков мяча в гандболе с использованием системы развернутых алгоритмов / Ю.М. Макаров, А.А. Чуркин, А.А. Рамзайцева // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2012. - № 10 (92). - С. 104-109.

3. Некрасов А.И. Теория архитектуры / А.И. Некрасов - Москва : Стройиздат, 1994. - 477 с.

4. Пегов, В.А. Игровое мышление как мышление в пространстве / В.А. Пегов, М.М. Чернецов // Наука и образование: современные тренды : коллективная монография. Выпуск II. - Чебоксары : ЦНС «Интерактив плюс», 2013. - С. 33-45.

5. Чернецов, М.М. Проблема формирования игрового мышления в аспекте понятия: «энтелехия игры» / М.М. Чернецов, В.А. Пегов// Учёные записки университета имени П. Ф. Лесгафта. - 2017. - № 10 (152). - С. 291-296.

6. Яхонтов, Е.Р. Теоретическое обоснование введения в научно-методический обиход спортивных игр понятия «ситуационная техника» / Е.Р. Яхонтов // Спортивные игры в физическом воспитании, рекреации и спорте : материалы IV Международной научно-практической конференции. - Смоленск, 2006. - С. 242-254.

7. Interactive Passing Networks. - URL: https://karun.in/blog/interactive-passing-networks.html (дата обращения: 16.09.2020).

REFERENCES

1. Kozin, V. (2014), "Situational composition in technical and tactical training of athletes", Science and sport: modern trends, Vol. 3, No. 2, рр. 74-83.

2. Makarov, Yu., Churkin, A. and Ramzaytseva, A. (2012), "Training situational techniques of ball throws in handball using a system of expanded algorithms ", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, No. 10 (92), рp. 104-109.

3. Nekrasov, A. (1994), Theory of architecture, Stroyizdat, Moscow.

4. Pegov, V. and Chernetsov, М. (2013), "Game thinking as thinking in space"Science and education: modern trends: collective monograph, "Interactive plus", Cheboksary, Issue 2, рp. 33-45.

5. Chernetsov, M. and Pegov, V. (2017) "The problem of forming game thinking in the aspect of the concept: "entelechy of the game", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, No. 10 (152), pp. 291-296.

6. Yakhontov, E. (2006) "Theoretical justification for the introduction of the concept of "situa-tional technique" into the scientific and methodological use of sports games", Sports games in physical education, recreation, and sports, materials of the IV International Scientific and Practical Conference, Smolensk, pp. 242-254.

7. Karun Singh (2018), "Interactive Passing Networks", available at: https://karun.in/blog/interactive-passing-networks.html (accessed 16.09.2020).

Контактная информация: Chernetsov-smolsport@yandex.ru

Статья поступила в редакцию 09.10.2020

УДК 373+612+796

ФУНКЦИОНАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ МАЛЬЧИКОВ 9-10 ЛЕТ

Мария Борисовна Чернова, кандидат педагогических наук, доцент, Римма Михайловна Васильева, кандидат биологических наук, старший научный сотрудник, Институт возрастной физиологии РАО, Москва; Владимир Васильевич Мышьяков, старший препо-

даватель, Гродненский государственный университет имени Янки Купалы, Гродно

Аннотация

В исследовании получены результаты, характеризующие функциональное развитие мальчиков 9-10 лет. Установлены основные статистические характеристики ряда измерений показателей функционального развития школьников рассматриваемой возрастной группы. На основе комплекса показателей вегетативной регуляции физиологических функций, физической работоспособности и двигательной подготовленности, разработаны шкалы оценки функционального развития. Эти оценочные шкалы могут быть использованы для выявления детей группы риска, а также «сильных» и «слабых» сторон функционального развития каждого отдельного школьника.

Ключевые слова: функциональное развитие, вегетативные показатели, параметры физической работоспособности и двигательной подготовленности.

DOI: 10.34835/issn.2308-1961.2020.10.p403-408

FUNCTIONAL DEVELOPMENT OF BOYS AGED 9-10 YEARS OLD

Maria Borisovna Chernova, the candidate of pedagogical sciences, senior lecturer, Rimma Mikhailovna Vasilyeva, the candidate of biological sciences, senior research associate, Institute of Developmental Physiology of the Russian Academy of Sciences, Moscow; Vladimir Va-silievich Mysyakov, the senior teacher, Yanka Kupala State University, Grodno

Abstract

The study obtained results characterizing the functional development of boys aged 9-10 years. The main statistical characteristics of a number of measurements of indicators of the functional development of schoolchildren of the age group under consideration have been established. On the basis of a complex of indices of vegetative regulation of physiological functions, physical working capacity and motor fitness, scales for assessing functional development have been developed. These rating scales can be used to identify children at risk, "strengths" and "weaknesses" of the functional development of each individual student.

Keywords: functional development, vegetative indices, parameters of physical working capacity and motional readiness.

Понимание закономерностей роста и развития ребенка, особенностей функционирования его физиологических систем и механизмов, лежащих в основе формирования приспособительного поведения на разных этапах онтогенеза, является необходимым условием для обеспечения нормального функционального развития [13, 10, 14]. Как известно, характер взаимодействия организма и среды в различные возрастные периоды определяется морфофункциональной зрелостью физиологических систем и степенью соответствия воздействующих факторов среды функциональным возможностям ребенка [1, 13, 10].

В возрасте 9-10 лет наблюдаются существенные перестройки центральных механизмов регуляции физиологических функций. Качественным перестройкам в функционировании ЦНС соответствуют выраженные изменения в деятельности других физиологических систем. В это время завершается формирование системы управления движениями, когда в нее включаются механизмы, присущие зрелому типу функционирования [363]. В соответствии с формированием двигательной функции происходят изменения в энергообеспечении мышечной деятельности. Возраст 9-10 лет рассматривается как период расцвета аэробных возможностей [11, 15], существенных изменений в системах кровообращения и дыхания, способствующих повышению работоспособности детей [14, 16]. Отмеченные морфофункциональные особенности, обусловливают увеличение темпов прироста различных показателей двигательной подготовленности. Этот период является сенситивным для развития двигательных способностей [4].

Анализ имеющихся данных показал, что для выявления особенностей функционального развития мальчиков 9-10 лет необходимы нормативные оценки показателей, ха-

растеризующих разные его аспекты. Как правило, эти нормативные оценки разрабатываются на основе статистической обработки результатов обследования репрезентативной выборки испытуемых с помощью стандартной шкалы. Возникает необходимость периодического пересмотра границ возрастных оценок разных показателей функционального развития детей одного календарного возраста. Это обусловлено существованием «вековой тенденции» в изменении различных морфофункциональных параметров

Цель - на основе комплекса показателей разработать современные критерии экспресс-оценки функционального развития школьников 9-10 лет.

МЕТОДИКА

В исследовании приняли участие не занимающиеся спортом здоровые мальчики 910 лет (n=176), отнесенные по состоянию здоровья к основной медицинской группе. Средний возраст обследуемых составил 9,5±0,05 года, масса тела - 32,6±0,35 кг, длина тела - 135,6±0,42 см. В ходе исследования использовали математический анализ сердечного ритма [2]. Реализация метода осуществлялась на базе автоматизированного комплекса в состоянии относительного покоя. Рассчитывали среднюю продолжительность R-R интервала (RRNN), моду, амплитуду моды, вариационный размах, среднеквадратиче-ское отклонение, частоту сердечных сокращений (ЧСС) и стресс-индекс (SI).

Систолическое и диастолическое давление крови регистрировали с помощью аускультативного метода Н.С. Короткова, использовали соответствующую возрасту детскую манжетку. Рассчитывали среднее давление (САД), индекс Робинсона - двойное произведение (ДП), вегетативный индекс Кердо (ВИК), показатель эффективности кровообращения (СД/ЧСС) [5].

Для оценки физической работоспособности определяли индекс накопления пульсового долга (ИНПД) [11], максимальное потребление кислорода (МПК) по Добельну, мощность нагрузки при пульсе 170 уд/мин (PWC170) [7] и максимальную силу.

В программу изучения физической подготовленности входили 5 контрольных упражнений: прыжок в длину с места; шестиминутный бег; челночный бег 3*9 м; бег 20 м с хода; поднимание туловища из положения «лежа на спине» за 1 мин.

Собранный фактический материал обработан общепринятыми методами статистического анализа с использованием пакета прикладных программ.

РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ

Как известно, особенности вегетативной регуляции физиологических функций характеризуют сформировавшуюся к определенному возрасту степень физиологической зрелости ребенка. Поэтому для оценки уровня функционального развития мальчиков 9-10 лет анализировали информацию о ключевых параметрах сердечного ритма, артериального давления крови и интегральных вегетативных показателей, отражающих приспособительные возможности организма. Так, средние значения (M±m) используемых показателей вариабельности сердечного ритма составляли: SI - 118,7±3,6 отн. ед., RRNN -714,5±11,9 мс, ЧСС - 82,3±0,8 уд/мин. Величины основных показателей гемодинамики и вегетативного баланса в среднем были равны: САД - 73,5±0,1 мм рт.ст., ДП - 83,57±1,1 отн. ед., ВИК 22,8±0,7 отн. ед, СД/ЧСС - 1,07±0,01 отн. ед. Индивидуальный анализ полученных данных показал, что большинство мальчиков в состоянии покоя отличались повышенной активностью симпатического отдела и сниженной активностью парасимпатического отдела ВНС.

Исследование показателей аэробной и анаэробной работоспособности также дает важную информацию о функциональном развитии школьников в различные периоды возрастного развития. Для оценки экономичности функционирования лактацидного источника энергообеспечения мышечной деятельности и анаэробной работоспособности использовали показатель интенсивности накопления пульсового долга. Величина ИНПД

находилась в диапазоне 4,1±0,2 уд/с. Возможности аэробного источника энергообеспечения и работоспособность определяли при помощи таких функциональных проб как PWC170 и МПК. Средний уровень первого показателя составил 13,9±0,3 кгм/мин*кг, а второго - 58,6±0,5 мл/мин*кг.

Максимальная сила разгибателей туловища измерялась посредством станового динамометра. Показатель максимальной силы у мальчиков рассматриваемой возрастной группы составлял - 1,23±0,02 кг.

В процессе исследования получены также сведения о моторном развитии мальчиков 9-10 лет. Диагностика скоростно-силовых способностей осуществлялась на основе выполнения прыжка в длину с места. Результаты составили в среднем 147±0,9 см. Общая выносливость оценивалась посредством использования 6-минутного бега. Средние результаты выполнения данного контрольного упражнения у мальчиков находились в диапазоне 1207,4±12,9 метра. По результатам поднимания туловища из положения лежа на спине оценивался уровень силовой выносливости. Данный показатель был равен 37,4±0,5 раза. Для оценки развития скоростных способностей использовали бег 20 метров с хода. Мальчики выполняли этот тест в среднем за 4,3±0,02 с. Диагностика уровня координационных способностей, проявляемых в циклических локомоциях, осуществлялась посредством выполнения челночный бег 3*10 метров. Средние результаты этого контрольного упражнения находились в границах 11,7±0,04 с.

Анализ полученных результатов показал, что характер распределения анализируемых переменных соответствовал закону нормального распределения. Поэтому для выделения высокого, среднего и низкого уровней развития использовали сигмальную шкалу. В ходе статистической обработки полученного материала была осуществлена градация всей выборки мальчиков 9-10 лет по трем уровням функционального развития, при этом за средний уровень принимался диапазон М±0,67 с, включающий около 50% разброса собранных эмпирических данных около средней арифметической. Показатели, выходящие за пределы данного диапазона, относились к высокому и низкому уровням (таблица). Как известно, разброс данных около средней в пределах 0,67 сигмы рассматривается в качестве условной статистической «нормы».

В таблице даны нормативные оценки рассматриваемых показателей функционального развития мальчиков 9-10 лет. Эти оценочные шкалы могут быть использованы для определения уровня функционального развития школьников рассматриваемой возрастной группы, выявления эффектов срочной и долговременной адаптации к природным, социальным и временным факторам. На этой основе можно проводить расчет интегральных индексов, характеризующих функциональное развитие в целом или его отдельные аспекты. В состав обобщенных показателей могут быть включены как все рассмотренные выше параметры, так и ограниченный набор наиболее информативных и надежных показателей, относящихся к какой-либо одной функциональной системе (таблица).

Таблица - Оценка показателей функционального развития мальчиков 9-10 лет

Показатели Уровни

низкий средний высокий

1 балл 2 балла 3 балла

Масса тела, кг <29,0 29,0-36,0 >36,0

Длина тела, см <132,0 132,0-140,0 >140,0

81, отн. ед. <60,0 60,0-175,0 >175,0

ЯЯт, мс <610,0 610,0-820,0 >820,0

ЧСС, уд/мин >89,0 89,0-75,0 <75,0

САД, мм рт. ст. <67,0 67,0-80,0 >80,0

ВИК, отн.ед. >29,0 29,0-16,0 <16,0

ДП, отн.ед. >95,0 95,0-75,0 <75,0

СД/ЧСС, отн. ед. >1,15 1,15-1,0 <1,0

PWCl70, кгм/мин*кг <11, 0 11,0-16,0 >16,0

МПК, мл/мин*кг <50, 0 50,0-60,0 >60,0

Показатели Уровни

низкий средний высокий

1 балл 2 балла 3 балла

ИНПД4Вт/кг, уд/с <2,8 2,8-5,5 >5,5

МС, кг/кг <1,05 1,05-1,4 >1,4

Челночный бег 4х9м, с >12,0 12,0-11,4 <11,4

Прыжок в длину с места, см <139,0 139,0-155,0 >155,0

Бег 20 м, с >4,5 4,5-4,1 <4,1

Поднимание туловища за 1 мин, раз <33,0 33,0-42,0 >42,0

Шестиминутный бег, м <1090 1090-1320 >1320

В настоящее время проблема выбора оптимального набора показателей, необходимых для расчета интегральных параметров, остается открытой. Поэтому для ориентировочной оценки уровня функционального развития детей 9-10 лет можно использовать сумму баллов, включающую оценки по отдельным переменным в пределах от 1 до 3 баллов (таблица). Полученные нами данные об особенностях функционального развития школьников 9-10 лет по параметрам вегетативной регуляции [3, 12, 14, 6], физической работоспособности [8, 11, 15, 9] и двигательной подготовленности [9] согласуются с результатами ранее выполненных исследований.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В исследовании получены результаты, характеризующие функциональное развитие мальчиков 9-10 лет. Установлены основные статистические характеристики ряда измерений показателей функционального развития школьников рассматриваемой возрастной группы. На основе комплекса показателей вегетативной регуляции физиологических функций, физической работоспособности и двигательной подготовленности, разработаны шкалы оценки функционального развития, характеризующие его высокий, средний и низкий уровни. Эти оценочные шкалы могут быть использованы для определения уровня функционального развития, выявления его «сильных» и «слабых» сторон у каждого отдельного школьника.

Исследование выполнено при финансовой поддержке РФФИ (грант № 20-013-00115).

ЛИТЕРАТУРА

1. Анохин, П.К. Кибернетика функциональных систем: избранные труды / П.К. нохин. -Москва : Медицина, 1996. - 400 с.

2. Анализ вариабельности сердечного ритма при использовании различных электрокардиографических систем / Р.М. Баевский, Г.Г. Иванов, А.П. Гаврилушкин, П.Я. Довгалевский [и др.] // Вестник аритмологии. - 2002. - № 24. - С. 65-86.

3. Вегетативная дисфункция у детей и подростков / И.Л. Алимова [и др.] ; под ред. Л.В. Козловой. - Москва : ГЭОТАР-Медиа, 2008. - 96 с.

4. Гужаловский, А.А. Проблема «критических» периодов онтогенеза в ее значении для теории и практики физического воспитания / А.А. Гужаловский // Очерки по теории физической культуры. - Москва : Физкультура и спорт, 1984. - С. 219-224.

5. Детская спортивная медицина / Под ред. С.Б. Тихвинского, С.В. Хрущева. - Москва : Медицина, 1991. - 560 с.

6. Догадкина, С. Б. Возрастная динамика временных и спектральных показателей вариабильности сердечного ритма у детей 5-10 лет / С.Б. Догадкина // Новые исследования. - 2012. - № 4 (33). - С. 40-48.

7. Карпман, В.Л. Тестирование в спортивной медицине / В.Л. Карпман, З.Б. Белоцерковский, И.А. Гудков. - Москва : Физкультура и спорт, 1988. - 208 с.

8. Криволапчук, И.А. Особенности факторной структуры физической работоспособности мальчиков и девочек 9-10 лет/ И.А. Криволапчук, В.В. Мышьяков // Гигиена и санитария. - 2017. -№ 8. - С. 759-765.

9. Криволапчук, И.А. Функциональное состояние детей 9-10 лет при напряженной информационной нагрузке и физическая работоспособность / И.А. Криволапчук // Физиология

человека. - 2009.- Т.35, № 6. - С. 1-11.

10. Развитие мозга и формирование познавательной деятельности ребенка / под ред. Д.А. Фарбер, М.М. Безруких. - Москва : Изд-во Московского психолого-социального института, 2009. -432 с.

11. Сонькин, В. Д. Развитие мышечной энергетики и работоспособности в онтогенезе/ В. Д. Сонькин, Р.В. Тамбовцева. - Москва : Книжный дом «ЛИБРОКОМ», 2011. - 368 с.

12. Спивак, Е.М. Синдром вегетативной дистонии у детей / Е.М. Спивак, Н.Н. Нежкина. -Ярославль : Александр Рутман, 2009. - 220 с.

13. Фарбер, Д.А. Методологические аспекты изучения физиологии развития ребенка / Д.А. Фарбер, М.М. Безруких // Физиология человека, 2001. - Т. 27., № 5. - С. 8-16

14. Физиология развития ребенка : руководство по возрастной физиологии / Под ред. М.М. Безруких, Д.А. Фарбер. - Москва : Изд-во Московского психолого-социального института, 2010. -768 с.

15. Armstrong, N. Muscle metabolism changes with age and maturation: How do they relate to youth sport performance? / N. Armstrong, A.R. Barker, A.M. McManus. - doi: 10.1136/bjsports-2014-094491 // Br J Sports Med. - 2015. - Vol. 49 (13). - P. 860-864..

16. Kenney, W.L. Physiology of Sport and Exercise / W.L. Kenney, J. Wilmore, D. Costill. - Published by Champaign, IL; Human Kinetics, 2015. - 640 p.

REFERENCES

1. Anokhin, P.K. (1996), Cybernetics of Functional Systems: Selected Works, Medicine, Moscow.

2. Baevsky, R.M., Ivanov, G., Gavrilushkin, A.P. and Dovgalevsky, P.Ya. (2002), "Analysis of heart rate variability using various electrocardiographic systems", Herald of arrhythmology, No. 24, pp. 65-86.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

3. Alimova, I.L., Bekezin, V. V., Kozlov, S.B., Kozlova, L.V., Murashko, E.V., et al. (2008), Autonomic dysfunction in children and adolescents, GEOTAR-Media, Moscow.

4. Guzhalovsky, A.A. (1984), "The problem of "critical" periods of ontogenesis in its meaning for the theory and practice of physical education", Essays on the theory of physical culture, Physical culture and sport, Moscow, pp. 219-224.

5. Tikhvinsky S.B. and Khrushchev S.V., (1991), Pediatric sports medicine, Medicine, Moscow.

6. Dogadkin, S.B. (2012), "Age dynamics of temporal and spectral indicators of heart rate variability in children 5-10 years old", New Research, No. 4 (33), pp. 40-48.

7. Karpman, V.L., Belotserkovsky, Z.B. and Gudkov, I.A. (1988), Testing in Sports Medicine, Physical Culture and Sports, Moscow.

8. Krivolapchuk, I.A. (2009), "The functional state of children aged 9-10 years under intense information load and physical performance", Human Physiology, Vol. 35, No. 6, pp. 1-11.

9. Krivolapchuk, I.A. and Myshyakov, V.V. (2017), "Features of the factorial structure of physical performance in boys and girls 9-10 years old", Hygiene and Sanitation, No. 8, pp. 759-765.

10. Farber, D.A. and Bezrukikh, M.M. (2009), The development of the brain and the formation of cognitive activity of the child, Publishing house of the Moscow Psychological and Social Institute, Moscow.

11. Sonkin, V.D. and Tambovtseva, R.V. (2011), Development of muscle energy and work capacity in ontogenesis, LIBROKOM Book House, Moscow.

12. Spivak, E.M. and Nezhkina, N.N. (2009), Autonomic dystonia syndrome in children, Alexander Rutman, Yaroslavl.

13. Farber, D.A. and Bezrukikh, M.M. (2001), "Methodological Aspects of Studying Child Development Physiology, Human Physiology, Vol. 27, No. 5, pp. 8-16.

14. Bezrukikh, M.M. and Farber D.A. (2010), Physiology of child development: A guide to age physiology, Publishing House of the Moscow Psychological and Social Institute, Moscow.

15. Armstrong, N., Barker, A.R. and McManus, A.M. (2015), "Muscle metabolism changes with age and maturation: How do they relate to youth sport performance?", Br J Sports Med., Vol. 49 (13), pp. 860-864, doi: 10.1136/bjsports-2014-094491.

16. Kenney, W.L., Wilmore, J., Costill, D. (2015), Physiology of Sport and Exercise, Human Kinetics, Published by Champaign, IL.

Контактная информация: i.krivolapchuk@mail.ru

Статья поступила в редакцию 25.10.2020

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.