Научная статья на тему 'ФИЗИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВЛЕННОСТЬ НАСЕЛЕНИЯ КАК ФАКТОР ОБЕСПЕЧЕНИЯ НАЦИОНАЛЬНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ И СТАБИЛЬНОЙ УСТОЙЧИВОСТИ РАЗВИТИЯ ГОСУДАРСТВА'

ФИЗИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВЛЕННОСТЬ НАСЕЛЕНИЯ КАК ФАКТОР ОБЕСПЕЧЕНИЯ НАЦИОНАЛЬНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ И СТАБИЛЬНОЙ УСТОЙЧИВОСТИ РАЗВИТИЯ ГОСУДАРСТВА Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
98
17
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЗДОРОВЬЕ / ИНДИВИДУАЛЬНОЕ ЗДОРОВЬЕ / ОБЩЕСТВЕННОЕ ЗДОРОВЬЕ / ФИЗИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ / ФИЗИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВЛЕННОСТЬ / НАЦИОНАЛЬНАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ / ДЕМОГРАФИЧЕСКАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ / УСТОЙЧИВОЕ РАЗВИТИЕ ГОСУДАРСТВА / ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ФИЗКУЛЬТУРНО-ОЗДОРОВИТЕЛЬНЫЙ КОМПЛЕКС

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Хроменкова Е.В.

В статье раскрыта роль физической подготовленности в структуре здоровья общества и индивидуума. Рассмотрена роль уровня физической подготовленности населения в обеспечении национальной безопасности и достижении стратегических целей устойчивого развития Республики Беларусь.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Хроменкова Е.В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PHYSICAL FITNESS OF THE POPULATION AS A FACTOR OF ENSURING NATIONAL SECURITY AND STABLE SUSTAINABILITY OF THE DEVELOPMENT OF THE STATE

The article deals with the role of physical fitness within the structure of public and individual health. The role of public physical fitness level in ensuring national security and achieving the strategic objectives of stable development of Belarus is considered.

Текст научной работы на тему «ФИЗИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВЛЕННОСТЬ НАСЕЛЕНИЯ КАК ФАКТОР ОБЕСПЕЧЕНИЯ НАЦИОНАЛЬНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ И СТАБИЛЬНОЙ УСТОЙЧИВОСТИ РАЗВИТИЯ ГОСУДАРСТВА»

в развитии гибкости, эластичности мышц, укреплении мышечного корсета грудного и грудопоясничного отделов позвоночника. Это позволило уменьшить нагрузку на межпозвоночные диски, значительно снизить болевые проявления и увеличить объем движения позвоночника.

Динамика функционального состояния школьников также свидетельствует о положительном влиянии комплекса физических упражнений с элементами пилатес. Так, на 35 % улучшилась гипоксическая устойчивость, что косвенно отражает улучшение функции внешнего дыхания. Увеличение индекса Гарвардского степ-теста на 21 % дает возможность говорить о повышении работоспособности занимающихся.

Таким образом, сравнительный анализ полученных результатов, отражающих динамику физической и функциональной подготовленности, подтверждает преимущество использования комплекса физических упражнений с элементами пилатес в образовательном процессе школьников 13-14 лет с диагнозом «сколиоз», занимающихся в специальных медицинских группах.

Список использованных источников

1. Егорычева, Э.В. Современные представления о здоровье человека: дис. ... канд. пед. наук: 13.00.04 / Э.В. Егорычева. - М., 2014. - 183 с.

2. Козлов, С.С. Теоретические положения физкультурно-оздоровительных технологий: дис. ... канд. пед. наук: 13.00.04 / С.С. Козлов. - СПб., 2017. - 199 с.

3. Буркова, О.В. Влияние системы пилатес на развитие физических качеств, коррекцию телосложения и психоэмоциональное состояние: автореф. дис. . канд. пед. наук: 13.00.04 / Л.Д. Буркова; ФГОУ ВПО «Российский государственный университет физической культуры, спорта и туризма». - М.: Радуга, 2008. - 27 с.

4. Трифонова, Н.Н. Спортивная метрология: учеб. пособие / Н.Н. Трифонова, И.В. Еркомайшвили. - Екатеринбург: Урал. гос. ун-т, 2016. - 112 с.

5. Учебная программа по учебному предмету «Физическая культура и здоровье» для специальных медицинских групп I-XI классов учреждений общего среднего образования, с русским языком обучения и воспитания. - Утв. Постановлением Министерства образования Республики Беларусь 18.08.2017 №109. - С.83-95.

6. Скиндер, Л.А. Физическая реабилитация детей с нарушениями осанки и сколиоза / Л.А. Скиндер [и др.]. - Брест: БрГУ, 2012. - С.53-65.

18.11.2022

УДК 796.015.682

ФИЗИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВЛЕННОСТЬ НАСЕЛЕНИЯ КАК ФАКТОР ОБЕСПЕЧЕНИЯ НАЦИОНАЛЬНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ И СТАБИЛЬНОЙ УСТОЙЧИВОСТИ

РАЗВИТИЯ ГОСУДАРСТВА

Е.В. Хроменкова,

Государственное учреждение «Республиканский научно-практический центр

спорта»

Аннотация

В статье раскрыта роль физической подготовленности в структуре здоровья общества и индивидуума. Рассмотрена роль уровня физической подготовленности населения в обеспечении национальной безопасности и достижении стратегических целей устойчивого развития Республики Беларусь.

Ключевые слова: здоровье; индивидуальное здоровье; общественное здоровье; физическое развитие; физическая подготовленность; национальная безопасность; демографическая безопасность, устойчивое развитие государства, Государственный физкультурно-оздоровительный комплекс.

PHYSICAL FITNESS OF THE POPULATION AS A FACTOR OF ENSURING NATIONAL SECURITY AND STABLE SUSTAINABILITY OF THE DEVELOPMENT

OF THE STATE

A.V. Khramiankova

Abstract

The article deals with the role of physical fitness within the structure of public and individual health. The role of public physical fitness level in ensuring national security and achieving the strategic objectives of stable development of Belarus is considered.

Key words: health; individual health; public health; physical development; physical fitness; national security; demographic security, stable development of the state, National sport and recreation complex.

Введение

Здоровье - это одна из главных ценностей жизни, важная не только для жизни одного человека, но и для экономического и социального развития общества в целом [1-8]. Во всех цивилизованных странах здоровье нации признается важнейшей социальной ценностью, определяющей высокий или низкий уровень социального развития государства. В связи с этим проблема обеспечения, укрепления и поддержания здоровья населения является одной из приоритетных в деятельности государственной власти [3, 9], концентрируясь в русскоязычных странах в понятии «демографической безопасности».

Демографическая безопасность признана одним из компонентов национальной безопасности. Она может служить центральным и объединяющим компонентом, который обеспечивает взаимодействие всех остальных [10, 11]. Демографические процессы (изменения численности и демографической структуры населения) могут служить источниками возникновения угроз национальной безопасности. Наиболее подверженными влиянию демографических факторов являются такие сферы национальной безопасности, как: состояние вооруженных сил и сил внутренней безопасности, рынок труда, а через него - бюджеты социального обеспечения и социальной защиты, социальных услуг и услуг здравоохранения [10]. Чтобы извлечь выгоду из демографических процессов и предотвратить возможные угрозы национальной безопасности, необходимы эффективные меры государственной политики в отраслях здравоохранения, семейной политики, образования и экономики [10, 12].

В Республике Беларусь признано, что преодоление демографического кризиса, связанного с низкой рождаемостью, высокой заболеваемостью и преждевременной смертностью населения, занимает важное место в числе задач по обеспечению национальной безопасности и социально-экономического развития государства [13]. Поэтому предпринимаются шаги по сохранению и преумножению главного человеческого капитала - здоровья. Ратифицирован ряд международных договоров по правам человека, признающих право на здоровье, взято обязательство по защите данного права с помощью международных деклараций, внутреннего законодательства и политики [14]. Вопросы здравоохранения, образования и спорта находятся под особым контролем Президента Республики Беларусь А.Г. Лукашенко [15].

Концепцией национальной безопасности Республики Беларусь, принятой Указом Президента Республики Беларусь №575 9 ноября 2010 г., определяется круг внутренних и внешних угроз национальной безопасности, в том числе, в демографической сфере. Просматривается взаимосвязь демографических угроз с угрозами в политической, социальной, военной, экологической и экономической сферах [16].

Вопросы демографической безопасности и пути ее обеспечения раскрыты в комплексной Государственной программе «Здоровье народа и демографическая безопасность Республики Беларусь» на 2021-2025 годы. Главными приоритетами программы явились рождаемость, заболеваемость и смертность, миграция, возрастная

структура населения и демографическое старение; целями - стабилизация численности населения и увеличение ожидаемой продолжительности жизни [10, 17].

Стратегическим целевым индикатором Национальной стратегии устойчивого развития Республики Беларусь на период до 2030 года является увеличение ожидаемой продолжительности жизни населения до 72 лет, достигнуть которой предполагается за счет обеспечения здоровой, продолжительной жизни человека и ее активного периода посредством, в том числе, создания института здорового образа жизни [18].

Как видно из выше сказанного, в нашей стране, как и в ряде других стран, здоровье нации признано залогом национальной безопасности, важнейшей предпосылкой социального и экономического развития [2, 10, 13, 18-21]. Однако, несмотря на понимание важности здоровья для общества и личности, наблюдается тенденция его ухудшения в популяционных масштабах. Путь разрешения проблемной ситуации с целью обеспечения национальной безопасности и стабильной устойчивости развития государства начинается, в первую очередь, с понимания причин такой ситуации, а во вторую - поиска всех возможных путей ее решения, в первую очередь с позиции профилактики.

По данным многочисленных исследований, воздействие образа жизни на здоровье в 2-2,5-раза больше других факторов: наследственных, экологических и пр. [22-26]. К первичным главным факторам риска образа жизни относят: курение, злоупотребление алкоголем, нерациональное питание, гиподинамия, психоэмоциональный стресс [12, 18, 24, 26, 27]. Названные факторы по данным исследований могут приводить к сокращению ожидаемой продолжительности жизни человека почти на семь лет [18, 24, 26, 27].

Противоположность факторов риска - факторы здоровья - могут способствовать продлению ожидаемой продолжительности жизни человека [6, 27]. Например, отмечено, что более 80 % случаев заболеваний сердечно-сосудистой системы и сахарного диабета типа 2, а также около 40 % случаев онкологических новообразований можно предотвратить путем позитивного изменения образа жизни населения и снижения влияния факторов риска [24]. В этой связи становится актуальным формирование ценностного отношения к категории «здоровье» как на личностном, так и на общественном уровнях [23, 26, 28], стимулирования здорового образа жизни.

Многочисленные факторы здорового образа жизни позволяют формировать и развивать здоровье человека и приносят оздоровительный эффект только в комплексе. Ключевое место среди факторов образа жизни занимает двигательная активность, особенности которой влияют на уровень и гармоничность физического развития и функциональное состояние организма, а, следовательно, здоровье; отражают морально-волевые и ценностно-мотивационные установки [29-34]. При этом, наибольшее значение приобретает специально организованная двигательная активность (физическая культура), результатом которой, в том числе, является высокий уровень и гармоничность физического развития и физической подготовленности, как наиболее объективного и интегрального ее показателя. Не зря на индивидуальном и общественном уровнях оценки здоровья значатся показатели физического развития и физической подготовленности [9, 22, 24, 27, 35, 36], к сожалению, не включаемые в официальные отчеты.

Многие специалисты особо выделяют в здоровом образе жизни физическую культуру и спорт еще и потому, что кроме физиологических и эмоциональных форм воздействия на человека, в процессе занятий формируются основные теоретические познания в области двигательной культуры. Кроме этого, физическая культура и спорт являются источниками формирования нравственности, ответственности, целеустремленности, которые являются основой формирования патриотического сознания молодежи [37]. Физическая подготовка населения играет важную роль в формировании кадров, обеспечивающих внешнюю и внутреннюю защиту государства, высокую производительность труда, особенно в стратегически важных отраслях экономики, т.е. в обеспечении внешней и внутренней безопасности государства [38, 39].

Таким образом, здоровье, а также безопасность государства напрямую зависят от индивидуальной ответственности каждого человека за свою двигательную активность и физическую подготовленность. Недостаточный уровень физической подготовленности ограничивает полноценную самореализацию человека в современном обществе, не позволяет ему быть фундаментом безопасности государства и близких [38, 40].

Для повышения физической активности населения ВОЗ рекомендует универсально для всех стран предпринимать усилия в направлении:

- создания активного общества, развития социальных норм и отношений, основанных на распространении общественной парадигмы восприятия значимости физической активности для полноценной жизни за счет расширения знаний и понимания важности регулярной физической активности для повышения качества жизни и состояния здоровья лиц всех возрастов;

- создания и поддержки среды, которая способствует физической активности населения и обеспечивает права всех людей иметь равный доступ к безопасным местам, в которых можно регулярно заниматься физкультурой в соответствии с возможностями каждого человека;

- формирования активного отношения каждого человека, семей и сообществ к занятиям физической культурой и спортом;

- создания активной системы управления и формирования государственной политики для осуществления скоординированных международных, национальных и субнациональных действий по увеличению физической активности и уменьшению малоподвижного поведения населения [39].

В нашем государстве функционирует исторически сложившаяся и изменяющаяся в ответ на реалии современности система физической культуры и спорта, которая на основе общесоциальных, общепедагогических и специфических принципов стремится охватывать все категории населения, обеспечивая физкультурное образование, физическую подготовку, достаточный уровень физической активности и активный досуг населения всех половозрастных и социальных групп.

В соответствии с законом в республике действует Государственная Программа «Физическая культура и спорт» на 2021-2025 годы, принятая Постановлением Совета Министров Республики Беларусь 29 января 2021 г. №54, целью которой является дальнейшее развитие физической культуры и спорта как составляющей социальной политики нашего государства, направленной на укрепление здоровья нации [41, 42]. Основными задачами Программы являются дальнейшее развития физической культуры и спорта, повышение эффективности функционирования системы физического воспитания населения, усиление массовости физкультурно-оздоровительного движения в стране, обеспечение эффективной подготовки спортсменов и т.д. [43]. Одним из инструментов решения основных задач Государственной Программы «Физическая культура и спорт», подпрограммы 2 «Подготовка спортивного резерва, физкультурно-оздоровительная, спортивно-массовая работа», является дальнейшее совершенствование и внедрение Государственного физкультурно-оздоровительного комплекса (далее - Комплекса), законодательно закрепленного еще первым законом Республики Беларусь «О физической культуре и спорте» 1993 года.

Целью Комплекса является развитие в Республике Беларусь массового физкультурно-спортивного движения, направленного на оздоровление, общее физкультурное образование, нравственное и патриотическое воспитание, формирование здорового образа жизни нации средствами физической культуры [44].

Задачами Комплекса являются:

- создание основы физкультурно-спортивного движения в стране;

- повышение эффективности физического воспитания населения;

- обеспечение преемственности в формировании здорового образа жизни населения средствами физической культуры;

- привлечение населения к регулярным занятиям физическими упражнениями и спортом, участию в физкультурно-оздоровительных и спортивных мероприятиях;

- содействие физическому и духовному оздоровлению населения.

Целевыми показателями выполнения подпрограммы 2 Государственной Программы «Физическая культура и спорт» являются, в том числе, «доля лиц, занимающихся физической культурой и спортом, в общей численности населения» и «количество лиц, выполнивших нормативы, предусмотренные Государственным физкультурно-оздоровительным комплексом Республики Беларусь» [42].

Комплекс состоит из трех программ:

1. Физкультурно-оздоровительная и образовательная программа.

2. Программа физкультурно-спортивных многоборий.

3. Программа мотивации и дальнейшего стимулирования граждан, успешно выполнивших требования Государственного физкультурно-оздоровительного комплекса Республики Беларусь.

Физкультурно-оздоровительная и образовательная программа (далее -Программа) кроме решения основных стратегических задач Комплекса может также служить инструментом мониторинга физической подготовленности населения различных половозрастных групп, т.к. содержит уровни и балльные оценки физической подготовленности для детей 6-10 лет «Олимпийские надежды», 11-16 лет «Спортивная смена», девушек и юношей 17-18 лет «Физическое совершенство», граждан 19-22 лет «Здоровье, сила и красота», 23-29 лет, 30-39 лет, 40-49 лет «Здоровье и красота», 50-59 лет и старше «Движение, здоровье и долголетие».

При соответствующем ресурсном обеспечении, заинтересованной позиции организаций управления физической культуры и спорта и руководства страны, Комплекс может стать результативным средством мониторинга физического статуса граждан, на основании данных которого могут вырабатываться различные управленческие решения, оптимизирующие функционирование системы физического воспитания, образования, здравоохранения и т.д. Таким образом может быть закрыта брешь отсутствия показателей физической подготовленности в официальных отчетах о популяционном здоровье населения. При этом физкультурное движение, направленное на популяризацию Комплекса и подготовку к сдаче нормативов, становится тем инструментом, который через повышение уровня физической подготовленности может позволить достичь стратегических целей государственной политики в обеспечении безопасности, устойчивого экономического и социального развития.

В связи с этим целью стало изучение возможностей применения Программы в популяционном контроле физической подготовленности граждан Республики Беларусь.

Методы и организация исследования

Исследование выполнено в рамках работы республиканской комиссии по проведению анализа эффективности внедрения Государственного физкультурно-оздоровительного комплекса Республики Беларусь и дальнейшему его совершенствованию (далее - Комиссии). Изучены аналитические материалы отдела физической культуры Министерства спорта и туризма за период 2016-2021 гг. Проанализированы отчетные материалы об итогах мониторинга спортивно-массовых мероприятий по сдаче нормативов Государственного физкультурно-оздоровительного комплекса Республики Беларусь в 2018 г. в учреждениях общего среднего, профессионально-технического, среднего специального, высшего образования и в трудовых коллективах предприятий и организаций, подготовленные по поручению Комиссии (протокол заседания от 01.02.2018 №4/01) государственными учреждениями «Республиканский учебно-методический центр физического воспитания населения» и «Республиканский центр физического воспитания и спорта учащихся и студентов». В спортивно-массовых мероприятиях приняли участие 424491 учащийся учреждений среднего, профессионально-технического и специального общего образования из 951622 (44,61 %); 35495 студентов 49 вузов; 30043 работника 1038 организаций и предприятий.

Результаты исследования и их обсуждение

До 2021 года согласно Инструкции «О порядке и условиях выдачи нагрудного значка лицам, выполнившим нормативы, предусмотренные Государственным физкультурно-оздоровительным комплексом Республики Беларусь» нагрудные значки «^зкультуртк БеларусЬ, «Спартыуная змена» и «Аммпшстя надзеЬ выдавались за выполнение нормативных требований не ниже 9 баллов, что соответствовало высокому уровню физической подготовленности. В результате в соответствии с закономерностями статистических расчетов претендовать на значок могли не более 20 % населения. В связи с необходимостью популяризации Комплекса и активного привлечения граждан к подготовке и сдаче нормативов, с 2021 года в нормативные документы внесены изменения, разработаны нормативные оценки, выполнение которых позволяет гражданам получить золотой (высокий уровень - 10-9 баллов), серебряный (уровень выше среднего - 8-7 баллов) и бронзовый (средний уровень -6-5 баллов) значки. Такой подход статистически позволяет охватить до 50 % населения, а также создать условия и обеспечить наглядность для динамики уровня физической подготовленности. В таблице 1 представлены данные о численности граждан из числа принимавших участие в спортивно-массовых мероприятиях с 2016 по 2020 годы, которым выданы значки за выполнение требований Комплекса. На рисунке 1 рассматривается распределение по областям республики граждан рассматриваемой выборки, обладающих высоким уровнем физической подготовленности. Количество значков суммировано по областям и городу Минску за весь период с поправкой на суммарную численность населения на 1 января каждого года, согласно информации Национального статистического комитета Республики Беларусь [45]. Анализируемый материал не содержит информации о количестве принимавших участие в тестированиях, поэтому количество значков зависит сразу от двух показателей: количества участников (физкультурная активность) и количества людей с высоким уровнем физической подготовленности. Кроме этого, в анализируемом периоде не проводился централизованный сбор и обработка первичной информации обо всех участниках спортивно-массовых мероприятий и их уровне физической подготовленности, что ограничило анализ только количества врученных значков. Тем не менее, представленный анализ позволяет оценить как активность граждан, так и в определенной степени связанную с ней подготовленность в соответствии с областью проживания и возрастной группой, и на этом основании принимать определенные управленческие решения в отношении организации физической подготовки граждан различных возрастных групп в регионах страны.

Таблица 1 - Количество значков, выданных за выполнение нормативных требований Комплекса с 2016 по 2021 годы

Значок Годы Итого за 20162021 «высокий уровень»

2016 2017 2018 2019 2020 2021

золото (высокий) серебро (выше среднего) бронза (средний)

«Ф1зкультурнш: БеларусЬ 263 472 333 263 192 881 1220 1603 2404

«Спартыуная змена» 275 631 156 152 175 600 1248 2389 1989

«Аммпшсшя надзеЬ 56 139 61 44 33 165 548 1050 498

6%6% 5% 10% до/ 6% 11%

1 / и 21 250/ 17% 15%

27% 17% 23% 28%

8% 9% 12%

А Б В

■ Брестская область ■ Витебская область 1 Гомельская область ■ Гродненская область

А - «Фзкультуршк БеларусЬ; Б - «Спартыуная змена»; В - «Аммпшсшя надзеЬ

Рисунок 1 - Распределение по областям республики граждан, принимавших участие в спортивно-массовых мероприятиях по сдаче нормативов Комплекса и обладающих высоким уровнем физической подготовленности

Сбор и анализ первичных данных спортивно-массовых мероприятий, а не только ходатайств на вручение значков, с ведением республиканской базы данных, позволит с большей информативностью анализировать результаты тестирований по областям и по республике в целом, с учетом таких показателей, как: количество участников спортивно-массовых мероприятий и численность граждан различного уровня физической подготовленности, наиболее «сильные» и «слабые» качества в структуре физической подготовленности граждан различных половозрастных групп и регионов страны; находить талантливых детей для отбора и ориентации в виды спорта, регулярно обновлять нормативные оценки и пр. Пример такого анализа представлен в таблице 2, разработанной на основании анализа результатов мониторинга спортивно-массовых мероприятий по сдаче нормативов Комплекса в 2018 году. Мониторинг позволил получить первичные данные всех участников мероприятий и проанализировать уровень их физической подготовленности.

Таблица 2 - Уровень физической подготовленности граждан, принявших участие в спортивно-массовых мероприятиях по сдаче нормативов Комплекса в 2018 году

Группы тестируемых Количество принявших участие, человек Уровень физической подготовленности

низкий ниже среднего средний выше среднего высокий

человек % человек % человек % человек % человек %

Результаты тестирования в трудовых коллективах

Девушки, женщины 12 980 1 380 11 3 294 25 5 345 41 2 436 19 525 4

Юноши, мужчины 17 063 1 295 8 3 666 21 6 927 41 4 321 25 854 5

Результаты тестирования в учреждениях высшего образования

Девушки 20063 2421 12 5634 28 7558 38 3567 18 883 4

Юноши 15442 1796 12 4123 27 5455 35 2883 19 1185 8

Результаты тестирования в учреждениях общего, профессионально-технического и специального среднего образования

Девушки, девочки 199758 17787 9 40513 20 68714 34 57767 29 14977 7

Юноши, мальчики 224733 20928 9 46970 21 79187 35 62541 28 15107 7

Как видно из таблицы, низким уровнем физической подготовленности обладали от 8 до 12 % тестируемых, ниже среднего - от 20 до 28 %, средним - от 34 до 41 %, выше среднего от 18 до 29 %, высоким - от 4 до 8 %. Средним уровнем физической подготовленности закономерно в женской и мужской выборках обладает наибольшее количество тестируемых. Обращает на себя внимание, что выборки тестируемых с низким уровнем физической подготовленности в среднем больше, чем с высоким. В женской и мужской выборках отмечаются общие тенденции у тестируемых различного возраста. Так, наибольшее количество высоких и выше среднего оценок встречается у представителей учреждений среднего образования, наибольшее количество низких и ниже среднего - учреждений высшего образования. Данные могут служить предпосылкой анализа причин сложившейся тенденции, а далее - разработки подходов к ее коррекции.

На основании проведенного исследования можно сделать следующие выводы.

1. В Республике Беларусь, как и в ряде других стран, здоровье нации признано залогом национальной безопасности, важнейшей предпосылкой социального и экономического развития, что отражено в ряде стратегических документов.

2. Образ жизни является наиболее значимым фактором, влияющим на здоровье, в связи с чем именно содействию здоровому образу жизни населения отводится наибольшая роль в здоровьесбережении и достижении стратегических целей устойчивого развития государства. Незаменимой частью здорового образа жизни является специально организованная двигательная активность - физическая культура. Ее результатом является повышение уровня и гармонизация физического развития и физической подготовленности, а они в свою очередь входят в группу показателей, отражающих здоровье индивидуума и популяции.

3. Несмотря на осознание важности для государства и личности здоровья, здорового образа жизни и физической культуры, как незаменимой его составляющей, по-прежнему наблюдается тенденция ухудшения популяционного здоровья, недостаточная приверженность населения здоровым принципам жизни и недостаточный уровень двигательной активности.

4. Необходимо продолжать на государственном уровне работу по осознанию личной ответственности каждого человека за свой образ жизни и необходимости следовать правилам здоровьесбережения, в том числе обеспечивая оптимальный уровень двигательной активности.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

5. Одним из вариантов привлечения населения к физкультурному движению, организованной двигательной активности, направленной на повышение уровня физической подготовленности, является внедрение Государственного физкультурно-оздоровительного комплекса. Мониторинг физической подготовленности населения различного возраста в республиканских масштабах в рамках приема нормативов физкультурно-оздоровительной программы Комплекса может стать инструментом управления процессом физической подготовки и здоровьесбережения населения. Вовлечение населения в физкультурное движение, связанное с подготовкой к сдаче нормативов, позволит увеличить количество граждан, активно занимающихся физической культурой и следующих принципам здорового образа жизни. Такой популяционный подход будет способствовать реализации целей стратегических программ и концепций национальной безопасности и устойчивого развития государства.

6. Для дальнейшего совершенствования Комплекса и повышения эффективности его внедрения необходимо «усилить» ряд мер по повышению его привлекательности для граждан, привлекать научные кадры, стимулировать выполнение научных проектов и разработок, цифровизировать процесс сбора, обработки и анализа получаемых данных для централизованной обработки и учета в управленческом цикле, и т.д.

Список использованных источников

1. Концепция нац. стратегии устойчивого развития Респ. Беларусь на период до 2035 года / М-во экономики РБ. - Минск, 2018. - (Обзорная информация / М-во экономики РБ).

2. Айвазова, Е.С. Роль физической культуры и спорта в обеспечении здоровья / Е. С. Айвазова // TheScientificHeritage. - Прага, 2019. - №40-3. - С.3-4.

3. Роль физической культуры в формировании потенциала здоровой нации и в формировании экономических перспектив страны / А.Р. Оконешников [и др.] // Московский экономический журнал. - М., 2022. - №3. - С.656-662.

4. Черкашин, Д.В. Объективные и субъективные показатели мониторинга качества жизни подрастающего поколения / Д.В. Черкашин, У.В. Бергер,

B.А. Антипов, С.П. Евсеев, Е.В. Антипова // Вестник спортивной науки. - М.: Всерос. гос. бюджетное учреждение ин-т физической культуры и спорта, 2011. - №3. - С.43-51.

5. Заводова, Е.И. Отношение горожан к составляющим здорового образа жизни (на примере г. Саранск Республики Молдовия) / Е.И. Заводова // Медицина труда и экология человека. - Уфа: Федеральное бюджетное учреждение науки «Уфимский науч. исслед. ин-т мед. труда и экологии человека», 2016. - №4. - С.81-8559.

6. Белых, С.И. Состояние здоровья, физического воспитания и физического развития студентов в исторической ретроспективе и в личностно развивающейся парадигме / С.И. Белых // Pedagogics, psychology, medical-biologicalproblemsofphysical-trainingandsports. - Харьков, 2013. - №5. - С.7-12.

7. Субботин, С.И. Социально экономические факторы здоровья / С.И. Субботин,

A.А. Буянов // Бюл. мед. интернет-конференций. - Саратов, 2016. - Т.6. - №1. - С. 79.

8. Морозов, В.А. Современная региональная политика по формированию здорового образа жизни населения / В.А. Морозов // Совр. тенденции в эконом. и управлении. - Новосибирск, 2016. - №40-1. - С.116-134.

9. Старкова Е.В. Понятие здоровья населения в социальном контексте / Е.В. Старкова, М.В. Игошев // Динамика и инерционность воспроизводства населения и замещения поколений в России и СНГ. Т.2: Демографический потенциал регионов России и СНГ: динамика роста и инерционность изменений. - Екатеринбург: Ин-т экономики УрО РАН, 2016. - С.280-286.

10. Сидоренко, А. Демографический переход и «демографическая безопасность» в постсоветских странах / А. Сидоренко / / Население и экономика. - М., 2019. - №3. -

C.1-22.

11. Андрущенко, Н.Ю. Здоровье и здоровый образ жизни военнослужащих как социально-педагогическая проблема / Н.Ю. Андрущенко, А.И. Кривко // Вестник Витебского гос. ун-та имени П.М. Машерова. - Витебск, 2020. - №3. - С.132-137.

12. Найданов, Б.Н. Сохранение и развитие общественного здоровья как приоритетная задача населения и государства / Б.Н. Найданов, А.К. Захаров // Вестник Бурятского государственного университета. - Улан-Удэ: Федеральное гос. бюджет. образовательное учреждение высш. образования «Бурятский гос. ун-т», 2014. -№6-1. - С.107-111.

13. Рищук, С.В. Ухудшение состояния здоровья молодого населения России -опасная тенденция, основные причины и пути выхода из кризиса / С.В. Рищук,

B.Е. Мирский // Нац. безопасность и стратегическое планирование. - СПб., 2013. -

C.100-112.

14. Право на здоровье / Управ. Верховного комиссара ООН по правам человека. - Женева, 2008. - (Обзорная информация / Всемирная организация здравоохр., организация Объединенных наций, управление Верх. комиссара Объединенных наций по правам человека).

15. Здоровье нации - высшая ценность государства. Меры по предупреждению алкоголизма и преодолению пьянства и алкоголизма в Беларуси / Инф.-аналитический центр при Администрации Президента РБ. - Минск: КУП «Центр инф. технологий Мингорисполкома», 2016. - (Обзорная информация / М-во внутренних дел РБ, М-во здравоохр. РБ, М-во образования РБ, М-во спорта и туризма РБ).

16. Об утверждении Концепции национальной безопасности Республики Беларусь: Указ Президента Респ. Беларусь, 9 нояб. 2010 г., №575 // Нац. реестр правовых актов Респ. Беларусь. - Минск, 2010.

17. О государственной программе «Здоровье народа и демографическая безопасность» на 2021-2025 годы: постановление совета министров РБ, 19 января 2021 г., №28 // Национальный правовой Интернет-портал Респ. Беларусь. - Режим доступа: https://pravo.by/document/?guid=3961&p0=C22100028. - Дата доступа: 22.09.2022.

18. Национальная стратегия устойчивого социальноэкономического развития республики беларусь на период до 2030 года.

19. Лебедева-Несевря, Н.А. Социология здоровья: учеб. пособие / Н.А. Лебедева-Несевря, С.С. Гордеева. - Пермь: Перм. гос. нац. иссл. ун-т, 2011. - 238 с.

20. Стукалов, С.Ю. Риски и специфика воспроизводства общественного здоровья в системе национальной безопасности России: дис. ... канд. филос. наук: 09.00.11 / С.Ю. Стукалов. - Новочеркасск, 2020. - 153 с.

21. Пилипцевич, Н.Н. Здоровый образ жизни - ведущий фактор, обуславливающий здоровье / Н.Н. Пилипцевич, Р.А. Часнойть, Т.П. Павлович // Вопросы организации и информации здравоохранения. - Минск, 2016. - №3. - С.55-61.

22. Давиденко, Д.Н. Здоровье и образ жизни студентов: учеб. пособие / Д.Н. Давиденко, Ю.Н. Щедрин, В.А. Щеголев. - СПб., 205. - 94 с.

23. Юсупов, Р.А. Современные тенденции в развитии физической культуры, повышении уровня здоровья и качества жизни населения / Р.А. Юсупов, В.Г. Двоеносов // Вестн. Казанского тех. ун-та. - Казань: Федеральное гос. бюдж. Образовательное учреждение высш. образования «Казанский нац. исслед. тех. ун-т», 2006. - №1. - С.258-264.

24. Общественное здоровье и управление здравоохранением: учеб. пособие / С. Стипек [и др.]. - Ташкент: Типография NisoPoligraf, 2018. - 115 с.

25. Иванов, А.В. Использование фитнес-технологий в контексте формирования здоровья населения / А.В. Иванов, Л.А. Топчи, Е.С. Кудрявцева // Анатомия личности. - Орел, 2021. - Т.26. - №3. - С. 144-204.

26. Коновалов, О.Е. Приоритетные направления формирования и поддержания здорового образа жизни в условиях мегаполиса / О.Е. Коновалов, А.М. Алленов, Р.В. Горенков, В.И. Пак, О.Ю. Арсеенкова // Проблемы социальной гигиены, здравоохранения и истории медицины. - М., 2021. - Т.29 - №3. - С.421-425.

27. Капилевич, Л.В. Здоровье и здоровый образ жизни: учеб. пособие / Л.В. Капилевич, В.И. Андреев. - Томск: изд-во Томского политехнического ун-та, 2008. - 102 с.

28. Помещикова, Ю.А. Сущность здорового образа жизни. Факторы формирования здорового образа жизни / Ю.А. Помещикова, А.А. Коновалова, Н.Е. Курочкина // Вестник науки: Междунар. науч. журн. - Тольятти, 2018. - Т.1, №9. - С.55-56.

29. Епифанов, В.А Основы реабилитации: учеб. пособие / В.А. Епифанов,

A.В. Епифанов. - М.: ГЭОТАР-Медиа, 2018. - 416 с.

30. Шишкина, В.А. Методика физического воспитания: учеб. пособие /

B.А. Шишкина, М. Н. Дедулевич. - Минск, 2011. - 176 с.

31. Гарнеев, Р.Р. Проблема отношения к физическому развитию / Р.Р Гарнеев, А.Р. Тухбатшин // ScienceTime. - Казань, 2014. - №12. - С.80-82.

32. Гуляева, С.С. Стратегические ориентиры здоровьесбережения нации /

C.С. Гуляева // Наука и спорт: современные тенденции. - Казань, 2018. - Т.18, №1. -С.57-63.

33. Карпов, В.Ю. Современные виды двигательной активности в формировании здорового образа жизни женщины / В.Ю. Карпов, К.К. Скорсов, М.С. Антонова // Ученые записки ун-та им. П.Ф. Лесгафта. - СПб., 2015. - Т.123, №5. - С.86-91.

34. Гуняев, Е.В. Укрепление здоровья населения и профилактика заболеваний / Е.В. Гуняев, А.В. Алдошин // Наука-2020. - Орел, 2021. - Т.52, №7. - С.21-26.

35. Экология человека. Ч.2. Методы оценки физического здоровья: метод. указания /сост. Н.Н. Тягенкова; Яросл. гос. ун-т. - Ярославль: ЯрГУ, 205. - 40 с.

36. Порада, Н.Е. Общественное здоровье и здравоохранение: курс лекций / Н.Е. Порада. - Минск: ИВЦ Минфина, 2017. - 126 с.

37. Степанец, А.А. Здоровый образ жизни как основа патриотического воспитания российской молодежи / А.А. Степанец // Молодежь XXI века: потенциал, тенденции и перспективы: материалы Всерос. науч.-практ. конф. с международ. участием, г. Екатеринбург, 19-20 нояб. 2013 г.: в 2-х т. / отв. ред. Л.К. Тропина, Т.Н. Карфидова. - Екатеринбург: Изд-во Урал. ун-та, 2014. - Т.2. - С.106-107.

38. Красонова, И.В. Физическая культура как средство в обеспечении обороноспособности страны / И.В. Красонова. - Режим доступа: https://www.sgu.ru/sites/default/files/conf/files/2019-03/krasnova.pdf. - Дата доступа: 22.09.2022.

39. Верзилин, Д.Н. Обоснование стратегических ориентиров для разработки и реализации государственной политики в сфере физической культуры и спорта / Д.Н. Верзилин, Э.И. Горовых // Теория и практика общественного развития. -Краснодар, 2018. - Т.127. - №9.

40. Слепокурова, Е.М. Проблемы развития массового спорта в Российской Федерации / Е.М. Слепокурова // Вестник магистратуры. - Йошкар-Ола, 2019. - Т.90, №3-2. - С.125-126.

41. О физической культуре и спорте [Электронный ресурс]: Закон Респ. Беларусь, 4 января 2014 г. №125-З // Национальный правовой Интернет-портал Респ. Беларусь. - Режим доступа: https://pravo.by/document/?guid=3871&p0=H11400125. -Дата доступа: 22.09.2022.

42. О Государственной программе «Физическая культура и спорт» на 2021-2025 годы [Электронный ресурс]: постановление Министерства спорта и туризма Респ. Беларусь, 29 января 2021 г. №54 // Национальный правовой Интернет-портал Респ. Беларусь. - Режим доступа: https://pravo.by/document/?guid=3871&p0=C22100054-Дата доступа: 22.09.2022.

43. Гречнева, Е.Ф. Государственная политика в сфере здравоохранения. Приоритеты государственной политики в области физкультуры и спорта. Развитие здравоохранения. - Режим доступа: https://elib.bsu.by/handle/123456789/106438. -Дата доступа: 22.09.2022.

44. Об изменении постановления Министерства спорта и туризма Республики Беларусь от 2 июля 2014 г. №16 [Электронный ресурс]: Постановление Министерства спорта и туризма Респ. Беларусь, 29 сентября 2020 г. №31 // Национальный правовой Интернет-портал Респ. Беларусь. - Режим доступа: https://pravo.by/-document/?guid=12551&p0=W22035921&p1 = 1. - Дата доступа: 22.09.2022.

45. Численность населения на 1 января по областям и г.Минску [Электронный ресурс] /Национальный статистический комитет Республики Беларусь - Режим доступа: https://www.belstat.gov.by/ofitsiaLnaya-statistika/ ssrd-mvf_2/natsionalnaya-stranitsa-svodnyh-dannyh / naselenie_6/dinamika-chislennosti-naseleniya/- Дата доступа: 07.12.2022.

15.11.2022

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.