Научная статья на тему 'ФИЗИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВЛЕННОСТЬ И МОРФОФУНКЦИОНАЛЬНЫЙ СТАТУС ДЕВОЧЕК 6-10 ЛЕТ'

ФИЗИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВЛЕННОСТЬ И МОРФОФУНКЦИОНАЛЬНЫЙ СТАТУС ДЕВОЧЕК 6-10 ЛЕТ Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
44
5
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
ФИЗИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВЛЕННОСТЬ / ФИЗИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ / ДЕВОЧКИ 6-10 ЛЕТ

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Абрамова Тамара Федоровна, Никитина Татьяна Михайловна, Полфунтикова Анастасия Викторовна, Облог Кристина Андреевна, Якутович Наталья Митрофановна

Становление показателей физической подготовленности и морфофункционального статуса девочек на возрастном этапе от полуростового скачка до начала вступления в период полового созревания изучалась на данных 1026 девочек 6-10 лет с различной двигательной активностью (39,7% - спортсмены игровых, циклических, сложнокоординационных видов спорта; стаж занятий: 0,8-2,5 года), проживающие на территориях 5 федеральных округов Российской Федерации: в городах Москва, Ярославль, Санкт-Петербург, Волгоград и Хабаровск, Ставропольского края, села Чурапча (Республика Саха (Якутия). Наполнение объединенных возрастных групп: 177-232 чел. Комплексное тестирование включало: тотальные размеры тела, ИМТ, лабильные компоненты массы тела, ЧСС, АД, ЖЕЛ; кистевую силу, бег на 30 м, челночный бег (3 х 10 м), 6-минутный бег, длина прыжка с места, сгибание и разгибание рук в упоре лежа, подъем туловища из положения «лежа на спине», гибкость. Сравнительный анализ уровня и годичных темпов развития выявил, что становление физической подготовленности и морфофункционального статуса на этапах развития девочек в период от 6 до 10 лет происходит гетерохронно, относительно независимо. Морфофункциональные показатели изменяются относительно равномерно, средние годичные темпы: 4-6%; наибольшие темпы развития - в периоды от 6 до 7 и от 8 до 9 лет. Физические качества развиваются дифференцированно, максимально повышаются в периоды от 6 до 7 и от 7 до 8 лет (прирост в среднем около 12%) с дальнейшим снижением годичных приростов до 4 и 2% в период от 8 до 10 лет. Относительная независимость возрастной изменчивости показателей роста, функционального развития и физических качеств у девочек в период от 6 до 10 лет подтверждена факторным анализом

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Абрамова Тамара Федоровна, Никитина Татьяна Михайловна, Полфунтикова Анастасия Викторовна, Облог Кристина Андреевна, Якутович Наталья Митрофановна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PHYSICAL PREPAREDNESS AND MORPHOFUNCTIONAL STATUS OF GIRLS 6-10 YEARS OLD

Formation of indicators of physical preparedness and morphofunctional status of girls at the age stage from the semi-growth jump to the onset of puberty was studied on the data of 1026 girls aged 6-10 years with various physical activity (39.7% -athletes; game, cyclic, complex coordination types sports; work experience: 0.8-2.5 years), living in the territories of 5 federal districts of the Russian Federation in the cities of Moscow, Yaroslavl, St. Petersburg, Volgograd and Khabarovsk, Stavropol Territory, the village of Churapcha (Republic of Sakha (Yakutia)). Number of the combined age groups: 177-232 people. Comprehensive testing included: total body size, chest girth, BMI, body composition, lung capacity, blood pressure and heart rate; hand grip strength, 30 m running, shuttle run (3X 10 m), 6-minute running, the jump with two legs, flexion and extension of the arms in a lying position, lifting the torso from a supine position, flexibility. A comparative analysis of the level and annual rates of development revealed that the formation of physical preparedness and morphofunctional status of girls in the period from 6 to 10 years occurs heterochronously, relatively independently. Morphological and functional indicators change relatively evenly, the average annual rate is 4-6%; the highest rates of development in periods from 6 to 7 and from 8 to 9 years. Physical qualities develop differentially, they increase to the maximum in periods from 6 to 7 and from 7 to 8 years (average about 12%) with a further decrease in annual gains to 4 and 2% in the period from 8 to 10 years. The relative independence of age-related variability in growth rates, functional development and physical qualities in girls in the period from 6 to 10 years is confirmed by factor analysis.

Текст научной работы на тему «ФИЗИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВЛЕННОСТЬ И МОРФОФУНКЦИОНАЛЬНЫЙ СТАТУС ДЕВОЧЕК 6-10 ЛЕТ»

МАССОВАЯ ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА И ОЗДОРОВЛЕНИЕ НАСЕЛЕНИЯ

ФИЗИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВЛЕННОСТЬ И МОРФОФУНКЦИОНАЛЬНЫЙ СТАТУС ДЕВОЧЕК 6-10 ЛЕТ

Т.Ф. АБРАМОВА, Т.М. НИКИТИНА, А.В. ПОЛФУНТИКОВА, К.А. ОБЛОГ, Н.М. ЯКУТОВИЧ, ФГБУ ФНЦ ВНИИФК, г. Москва

Аннотация

Становление показателей физической подготовленности и морфофункционального статуса девочек на возрастном этапе от полуростового скачка до начала вступления в период полового созревания изучалась на данных 1026 девочек 6-10 лет с различной двигательной активностью (39,7% - спортсмены игровых, циклических, сложно-координационных видов спорта; стаж занятий: 0,8-2,5 года), проживающие на территориях 5 федеральных округов Российской Федерации: в городах Москва, Ярославль, Санкт-Петербург, Волгоград и Хабаровск, Ставропольского края, села Чурапча (Республика Саха (Якутия). Наполнение объединенных возрастных групп: 177-232 чел. Комплексное тестирование включало: тотальные размеры тела, ИМТ, лабильные компоненты массы тела, ЧСС, АД, ЖЕЛ; кистевую силу, бег на 30 м, челночный бег (3 х 10 м), 6-минутный бег, длина прыжка с места, сгибание и разгибание рук в упоре лежа, подъем туловища из положения «лежа на спине», гибкость. Сравнительный анализ уровня и годичных темпов развития выявил, что становление физической подготовленности и морфофункционального статуса на этапах развития девочек в период от 6 до 10 лет происходит гетерохронно, относительно независимо. Морфофункциональные показатели изменяются относительно равномерно, средние годичные темпы: 4-6%; наибольшие темпы развития - в периоды от 6 до 7 и от 8 до 9 лет. Физические качества развиваются дифференцированно, максимально повышаются в периоды от 6 до 7 и от 7 до 8 лет (прирост в среднем около 12%) с дальнейшим снижением годичных приростов до 4 и 2% в период от 8 до 10 лет. Относительная независимость возрастной изменчивости показателей роста, функционального развития и физических качеств у девочек в период от 6 до 10 лет подтверждена факторным анализом.

Ключевые слова: физическая подготовленность, физическое развитие, девочки 6-10 лет.

PHYSICAL PREPAREDNESS AND MORPHOFUNCTIONAL STATUS OF GIRLS 6-10 YEARS OLD

T.F. ABRAMOVA, T.M. NIKITINA, A.V. POLFUNTIKOVA, K.A. OBLOG, N.M. YAKUTOVICH, VNIIFK, Moscow city

Abstract

Formation of indicators of physical preparedness and morphofunctional status of girls at the age stage from the semi-growth jump to the onset of puberty was studied on the data of 1026 girls aged 6-10 years with various physical activity (39.7% -athletes; game, cyclic, complex coordination types sports; work experience: 0.8-2.5 years), living in the territories of 5 federal districts of the Russian Federation in the cities of Moscow, Yaroslavl, St. Petersburg, Volgograd and Khabarovsk, Stavropol Territory, the village of Churapcha (Republic of Sakha (Yakutia)). Number of the combined age groups: 177-232 people. Comprehensive testing included: total body size, chest girth, BMI, body composition, lung capacity, blood pressure

and heart rate; hand grip strength, 30 m running, shuttle run (3X 10 m), 6-minute running, the jump with two legs, flexion and extension of the arms in a lying position, lifting the torso from a supine position, flexibility. A comparative analysis of the level and annual rates of development revealed that the formation of physical preparedness and morphofunctional status of girls in the period from 6 to 10 years occurs heterochronously, relatively independently. Morphological and functional indicators change relatively evenly, the average annual rate is 4-6%; the highest rates of development in periods from 6 to 7 and from 8 to 9 years. Physical qualities develop differentially, they increase to the maximum in periods from 6 to 7 and from 7 to 8 years (average about 12%) with a further decrease in annual gains to 4 and 2% in the period from 8 to 10 years. The relative independence of age-related variability in growth rates, functional development and physical qualities in girls in the period from 6 to 10 years is confirmed by factor analysis.

Keywords: physical preparedness, physical development, girls 6-10 years old.

Введение

Решение одного из важных государственных вопросов - повышение физического потенциала детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста требует научного обоснования, в первую очередь нормативов оценивания развития физических качеств, которые должны быть основным инструментом системы государственного взаимодействия ведущих операторов мониторинга физической подготовленности в сфере образования и ВФСК ГТО [1]. В настоящее время используемые в сфере физического воспитания нормативы физической подготовленности детей в возрасте от 7 до 10 лет отличаются от норм государственных требований, означенных в комплексе ГТО, что затрудняет объективное представление о состоянии физических кондиций младшего поколения страны [2, 3]. Нормативы I и II ступеней ВФСК ГТО представлены для объединенных возрастных групп от 6 до 8 лет и от 9 до 10 лет вопреки биологическим закономерностям развития в эти возрастные интервалы, принципиально различными по уровню физического развития, процессам роста и дифференцировки тканей, органов и функций [3]. В то же время установлена неравномерность онтогенеза физических качеств: «...элементов и структур моторики и обеспечивающих ее морфологических и функциональных систем.» на фоне детерминированности «абсолютных результатов развития двигательных способностей человека характером и интенсивностью физической активности» [4]. В связи с этим разработка актуальных нормативов физической подготовленности должна производиться с учетом понимания влияния возрастного развития морфофункционального статуса на уровень развития показателей физической подготовленности.

Цель исследования - выявление соотношения морфо-функциональных особенностей и физической подготовленности у современных девочек на этапах развития в период от 6 до 10 лет.

Материалы и методы исследования

Использовались стандартизированные методы для оценки физического развития и физической подготовленности. Морфофункциональный статус в рамках расширенного понятия определялся с применением методов антропометрии, калиперометрии, спирометрии, пуль-сометрии и тонометрии. Проведено измерение показате-

лей: длины и массы тела; обхвата грудной клетки (ОГК); обхватных размеров плеча, предплечья, бедра и голени; кожно-жировых складок на спине, трицепсе, бицепсе, предплечье, груди, животе, бедре и голени; жизненной емкости легких (ЖЕЛ); частоты сердечных сокращений (ЧСС); артериального давления - систолического и диа-столического (АДС и АДД) [5, 6]. Физическая подготовленность оценивалась по результатам выполнения тестовых заданий, применяемых в сфере физического воспитания и ВФСК ГТО: бег на 30 м (с); челночный бег 3x10 м (с); 6-минутный бег (м); прыжок в длину с места двумя ногами (см); наклон вперед «стоя» (гибкость, см); кистевая динамометрия (кг), сгибание и разгибание рук в упоре лежа на полу (кол-во раз), подъем туловища в сед из положения «лежа на спине» за 1 мин (кол-во раз) [2, 3, 6]. Статистическая обработка: вычисление средних величин, стандартного отклонения; взаимосвязь между значениями показателей определялась с помощью факторного анализа главных компонент; достоверность межгрупповых различий средних величин с учетом распределения показателей проверялась с использованием i-критерия Стьюдента и непараметрического критерия Манна-Уитни (Microsoft Excel 2013 и Statistica 13.0).

По единой комплексной программе обследовано 1026 девочек 6-10 лет с различной двигательной активностью (39,7% - спортсмены игровых, циклических, сложно-координационных видов спорта; стаж занятий: 0,8-2,5 года), проживающих на территориях 5 федеральных округов Российской Федерации: в гг. Москва, Ярославль, Санкт-Петербург, Волгоград и Хабаровск, а также Ставропольского края, села Чурапча (Республика Саха (Якутия)). Наполнение объединенных возрастных групп: 177-232 чел. Обследования проводились при согласии родителей.

Результаты исследования и их обсуждение

Анализ физического развития девочек 6-10 лет с различной двигательной активностью, проживающих в разных природно-климатических зонах, показал, что возра-стно-территориальные характеристики основных мор-фофункциональных показателей девочек в каждом из рассмотренных субъектов РФ имеют сходные пределы вариабельности. В силу малочисленности отдельных возрастных выборок рассмотренных субъектов (20 чел.) межгрупповое сравнение не представляется корректным, но объединенные по возрасту группы девочек из разных

субъектов РФ могут гипотетически рассматриваться как репрезентативные для оценки возрастной изменчивости морфофункциональных показателей девочек в интервале от 6 до 10 лет.

Сопоставление данных объединенных групп с едиными межрегиональными стандартами физического развития детей и подростков свидетельствует, что тотальные размеры тела девочек каждой возрастной группы соот-

ветствуют средним значениям нормативных оценок при индивидуальном охвате от низкого до высокого значения (табл. 1) [7]. Выявленные особенности подтверждают правомерность анализа объединенных возрастных групп в качестве модели изменчивости показателей физического развития девочек 6-10 лет как вероятного потенциала изменчивости показателей физической подготовленности.

Таблица 1

Морфофункциональные показатели девочек 6-10 лет

Показатель 6 лет (п = 177) 7 лет(п = 215) 8 лет(п=194) 9 лет(п = 243) 10 лет (п = 219)

Х 5 Х 5 Х 5 Х 5 Х 5

Длина тела(см) 116,9 5,61 123,0 5,78 128,4 5,91 133,8 6,69 140,2 6,73

Масса тела (кг) 21,2 3,35 24,2 4,40 26,5 5,01 30,0 6,60 33,8 6,79

ИМТ (кг/м2) 15,5 1,69 16,0 2,05 16,0 2,18 16,7 2,61 17,1 2,60

Обхват грудной клетки (см) 56,5 3,16 59,3 4,15 61,1 4,52 64,1 6,28 66,1 6,35

Мышечная масса (%) 41,8 4,10 41,9 4,57 42,6 4,39 43,2 4,02 43,3 4,37

Жировая масса (%) 16,3 5,12 17,2 5,88 18,0 6,32 19,6 7,13 19,5 6,71

ЖЕЛ (л) 1,20 0,28 1,34 0,35 1,44 0,38 1,62 0,41 1,71 0,43

ЧСС (уд./мин) 93,7 13,31 91,4 14,62 89,3 14,20 89,6 15,41 87,8 16,24

АДС (мм рт. ст.) 100,3 9,53 100,4 10,34 103,6 11,29 102,5 10,66 106,0 11,13

АДД (мм рт. ст.) 64,3 7,91 63,6 7,89 66,1 8,20 66,0 9,50 68,1 8,85

Возрастная динамика средних величин морфофунк-циональных показателей девочек обобщенных групп соответствует биологическим закономерностям развития на этапе от 6 до 10 лет: статистически значимое ежегодное повышение средних величин длины и массы тела, обхвата грудной клетки и ЖЕЛ (см. табл. 1). Это сопровождается направленным, в ряде случаев достоверным, повышением средних величин ИМТ, жировой массы и АД. Исключение составляет возрастное повышение мышечной массы и снижение ЧСС, ежегодные величины которых не имеют достоверных различий. Однако для всех показателей мор-фофункционального статуса характерна статистически

11

9 -

7 -

значимая динамика в пределах двух-, реже - трехлетних (ЧСС) интервалов в период от 6 до 10 лет [5].

Показатели физической подготовленности в отличие от морфофункциональных показателей в период от 6 до 10 лет изменяются дифференцированно (рис. 1, 2). Проявления быстроты и координации, показатели силовых качеств рук и ног, тестируемые в кратковременных локальных и региональных движениях (бег на 30 м, челночный бег, кистевая динамометрия и прыжок в длину), направленно и достоверно ежегодно улучшаются в интервале от 6 до 10 лет. Результаты выполнения сложных для детей глобальных движений, отражающих проявления

140

- 130

6 лет 7 лет 8 лет 9 лет 10 лет

......•...... Бег на 30 м (с) 7,8 7,3 6,9 6,7 6,5

—■— Челночный бег (с) 11,4 10,8 10,2 9,7 9,4

---А--- Сила кисти (кг) 6,0 7,0 8,6 9,4 10,5

♦ Прыжок в длину (см) 108 114 124 133 140

- 120

110

100

Рис. 1. Средние величины результатов в тестах: «Бег на 30 м», «Челночный бег», «Кистевая динамометрия» и «Прыжок в длину» у девочек в период от 6 до 10 лет

С*)

25 20 15 10

5 -I

900 800 I- 700 600

6 лет 7 лет 8 лет 9 лет 10 лет

♦ Сгибание и рагибание рук... (кол-во раз) 8,2 12 12,1 11,5 10,4

—■— Поднимание туловища... (кол-во раз) 17,1 18,1 23,1 22,2 21,1

---А--- Наклон вперед стоя (см) 5,7 6,2 7 7,8 6,2

.....•......6-минутный бег (м) 671 759 902 898 894

Рис. 2. Средние величины результатов в тестах: «Сгибание и разгибание рук...», «Поднимание туловища из... », «Наклон вперед стоя», «6-минутный бег» у девочек в период от 6 до 10 лет

силовой выносливости или выносливости, существенно отличаются по возрастной динамике развития. Данные теста «Сгибание и разгибание ...» демонстрируют достоверное и значительное улучшение результатов тестирования только в период от 6 до 7 лет, не отличаясь ежегодными величинами в интервале 7-10 лет при тенденции к снижению от 8 до 10 лет; результаты теста «Поднимание туловища из положения.», не различаясь в 6 и 7 лет, статистически значимо повышаются до наибольших от 7 до 8 лет при стабилизации в период от 8 до 10 лет. Выносливость, определяемая в тесте «6-минутный бег», статистически значимо ежегодно повышается от 6 до 8 лет при стабилизации в 8-10 лет. Гибкость, оцениваемая в тесте «Наклон вперед.», повышается к 9 годам при достоверном снижении в 10 лет.

Темпы изменения показателей физического развития и физической подготовленности, существенно уточняя динамику средних величин за весь период от 6 до 10 лет, в среднем демонстрируют относительно равные темпы повышения физических качеств (26,8%) и морфофункцио-нальных показателей (24,6%) при значительно меньших сдвигах в показателях функционального состояния сердечно-сосудистой системы (6,0%). Наиболее выражено в период от 6 до 10 лет развиваются среди показателей роста и развития - масса тела (59%) и ЖЕЛ (42,5%); среди показателей физической подготовленности - сила кисти (73,9%), выносливость (33,3%) и скоростно-силовые проявления нижних конечностей (29,9%), отражая приоритетные векторы становления на этом этапе развития. Наименьшие изменения характерны для относительной мышечной массы (3,8%), ЧСС, АДС и АДД (5,7-6,3%), ИМТ (10,3%), что, по всей видимости, регулируется физиологической нормой реакции ЧСС и АД, в случае ИМТ и мышечной массы характеризует качественные перестройки в развитии организма.

Однако выраженность ежегодных изменений показателей различного спектра отличается. Морфофунк-циональные показатели в наибольшей мере в среднем повышаются в периоды от 8 до 9 лет (7,1%) и от 6 до 7 лет (6,5%), снижая темпы прироста до 4% в интервалах 7-8 и 9-10 лет, что верно для большей части показате-

лей. Темпы изменения показателей функционального состояния сердечно-сосудистой системы (АД и ЧСС) как наиболее выраженные, напротив, маркируют периоды от 7 до 8 (3,2%) и от 9 до 10 лет (5,6%) при практическом отсутствии сдвигов в периоды 6-7 и 8-9 лет (1,2 и 0,5%).

Показатели физической подготовленности наиболее выражено повышаются от 7 до 8 лет (14,4%), в меньшей мере - от 6 до 7 лет (8,6%), резко снижаясь в среднем темпе роста от 8 до 9 лет (4,4%) при минимуме в интервале от 9 до 10 лет (-2,1%), отражая качественные изменения на фоне завершения полуростового скачка и относительную устойчивость физиологических систем обеспечения и скелетных мышц в предпубертатной передифференцировке [8-10]. Наибольшие приросты в период от 7 до 8 лет характерны для результатов тестов: «Поднимание туловища из ...» (27,3%), «Кистевая динамометрия» (22,9%), «6-минутный бег» (18,9%), «Наклон вперед...» (13,0%), «Прыжок в длину с места» (9,1%); «Бег на 30 м» (5,7%), «Челночный бег» (5,6%), что может отражать кумулятивный эффект роста и прошедших перестроек в период полуростового скачка и устойчивой школьной социализации. Отдельного внимания заслуживает наиболее высокий темп прироста результатов теста «Сгибание и разгибание рук .» в период от 6 до 7 лет (46,3%), что может объясняться формированием двигательного умения в условиях школьного обучения. Замедление темпов развития вплоть до отрицательных в периоды от 8 до 9 и от 9 до 10 лет свойственно проявлениям силовой выносливости в глобальных движениях и выносливости: «Сгибание и разгибание рук...» (-4,5 и -10,1%) и «Поднимание туловища из.» (-3,7 и -4,8%); «6-минутный бег» (-0,4 и -0,5%); в период от 9 до 10 лет -для гибкости (-20,6%), что может соотноситься с онтогенезом энергообеспечения мышечной деятельности, на данном этапе характеризующимся преобладанием аэробных механизмов и недостаточным развитием анаэробных гликолитических механизмов, вносящих весомый вклад в реализацию упражнений с акцентом силовой выносливости, что усложняется и перестроечными процессами мышечной энергетики в предпубертатный период, ведущими к активации анаэробной энергопродукции [8].

С*)

Таким образом, при общем возрастном развитии показателей морфофункционального статуса и физической подготовленности девочек в период от 6 до 10 лет выявлены существенные различия в трендах и ежегодных темпах изменения, отражающие гетерохронию возрастных изменений морфологического статуса, функциональных возможностей сердечно-сосудистой системы и физиологических механизмов проявлений физических качеств.

С целью выявления соотношения показателей мор-фофункционального статуса и физической подготовленности был проведен факторный анализ, по результатам которого в каждой из возрастных групп девочек выявлено 5 факторов, описывающих 65,6-75,9% общей дисперсии при выделении наиболее представительных комплексов размеров тела и физических качеств в первых двух факторах (табл. 2 и 3).

Факторная структура комплекса показателей морфофункционального статуса и физической подготовленности

девочек 6-8 лет

Таблица 2

6 лет 7 лет 8 лет

Показатель Я* Показатель Я Показатель Я

1 фактор

Сила кисти (кг) 0,864 Бег на 30 м (с) -0,815 Масса тела (кг) 0,949

Сила кисти (%) 0,857 Челночный бег (с) -0,791 ОГК (см) 0,882

Прыжок в длину (см) 0,802 Прыжок в длину (см) 0,768 ИМТ (кг/м2) 0,826

Сгибание и разгибание рук в упоре (кол-во раз) 0,784 - - Длина тела(см) 0,797

Поднимание туловища (кол-во раз) 0,761 - - - -

Наклон вперед стоя (см) 0,740 - - - -

Бег на 30 м (с) -0,686 - - - -

Общий вклад (%) 27,1 Общий вклад (%) 17,5 Общий вклад (%) 21,8

2 фактор

Масса тела (кг) 0,970 Масса тела (кг) 0,943 6-минутный бег (м) 0,848

ИМТ (кг/м2) 0,886 ИМТ (кг/м2) 0,869 Бег на 30 м (с) -0,787

ОГК (см) 0,685 ОГК (см) 0,825 Челночный бег (с) -0,748

Общий вклад (%) 13,8 Общий вклад (%) 16,2 Общий вклад (%) 20,1

3 фактор

Жировая масса (%) -0,830 Сила кисти (кг) -0,941 Сила кисти (%) 0,924

- - Сила кисти (%) -0,920 Сила кисти (кг) 0,837

- - Поднимание туловища (кол-во раз) -0,729 - -

Общий вклад (%) 12,8 Общий вклад (%) 13,9 Общий вклад (%) 12,9

4 фактор

АДС (мм рт. ст.) 0,917 Жировая масса (%) -0,734 ЧСС (уд./мин) 0,832

АДД (мм рт. ст.) 0,862 - - Жировая масса (%) -0,822

Общий вклад (%) 11,6 Общий вклад (%) 10,1 Общий вклад (%) 10,4

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

5 фактор

Челночный бег (с) -0,719 АДД (мм рт. ст.) -0,781 Мышечная масса (%) -0,685

Общий вклад (%) 10,6 Общий вклад (%) 7,9 Общий вклад (%) 8,8

* К - коэффициент корреляции.

Комплекс показателей физической подготовленности представлен в 1 факторе в возрастах 6, 7 и 9 лет, во 2-м -в 8 и 10 лет. В старшем дошкольном возрасте физическая подготовленность маркируется силовыми проявлениями верхних и нижних конечностей при меньшей значимости координации, выносливости и быстроты; в 7 лет на первое место выходит быстрота, координация и скоростно-сило-вые качества нижних конечностей. В 8 и 9 лет ведущим физическим качеством является выносливость, объединен-

ная с быстротой и координацией, что в 9 лет дополняется скоростно-силовыми качествами нижних конечностей; в 10 лет среди показателей физической подготовленности выделяется быстрота в совокупности с координацией, выносливостью и скоростно-силовыми качествами нижних конечностей. Сила кисти и гибкость, в ряде случаев и силовая выносливость в глобальных упражнениях изменяются относительно независимо от быстроты, силы нижних конечностей, координации и выносливости.

Таблица 3

Факторная структура комплекса показателей морфофункционального статуса и физической подготовленности девочек 9 и 10 лет

9 лет 10 лет

Показатель Я Показатель Я

1 фактор

6-минутный бег (м) 0,872 Масса тела (кг) 0,974

Челночный бег (с) -0,856 Обхват грудной клетки (см) 0,903

Бег на 30 м (с) -0,833 ИМТ (кг/м2) 0,851

Прыжок в длину (см) 0,836 Длина тела(см) 0,804

Общий вклад (%) 22,2 Общий вклад (%) 18,4

2 фактор

Масса тела (кг) 0,929 Бег на 30 м (с ) -0,855

Обхват грудной клетки (см) 0,810 Челночный бег (с) -0,762

Длина тела(см) 0,748 6-минутный бег (м) 0,711

ИМТ (кг/м2) 0,743 Прыжок в длину с места (см) 0,701

ЖЕЛ (л) 0,733 - -

Общий вклад (%) 19,4 Общий вклад (%) 16,7

3 фактор

Сила кисти (кг) 0,931 Сила кисти (кг) 0,881

Сила кисти (%) 0,918 Сила кисти (%) 0,864

- - Сгибание и разгибание рук в упоре (кол-во раз) 0,737

- - Поднимание туловища (кол-во раз) 0,708

Общий вклад (%) 14,1 Общий вклад (%) 16,5

4 фактор

АДС (мм рт. ст.) 0,856 АДД (мм рт. ст.) 0,896

АДД (мм рт. ст.) 0,833 АДС (мм рт. ст.) 0,837

Общий вклад (%) 9,8 Общий вклад (%) 9,5

5 фактор

ЧСС (уд./мин) 0,737 Жировая масса (%) -0,822

Общий вклад (%) 8,5 Общий вклад (%) 9,5

Морфофункциональный статус в качестве целостного комплекса представлен в 1-м факторе для возрастов 8 и 10 лет, для возрастов 6, 7 и 9 лет - во 2-м. Во всех возрастах абсолютным факторообразующим показателем является масса тела и связанные изменчивостью ИМТ обхват грудной клетки, реже - длина тела.

Содержание 3-5 факторов во всех возрастных группах выделяет относительно независимую изменчивость силы кисти в 8 и 9 лет, взаимосвязанную с силовыми проявлениями в глобальных движениях в 7 и 10 лет, также как и в возрасте 6 лет (1 фактор). Относительно автономная изменчивость характерна также для содержания жироотложения и мышечной массы, показателей функционального состояния сердечно-сосудистой системы (ЧСС, АД). В этой связи следует заметить, что в группе 8-летних девочек величина жировой массы коррелирует с частотой сердечных сокращений так, что больший пульс соотносится с меньшим жироотложением. Это с высокой вероятностью отражает наличие в выборке юных спортс-

менов, повышенная двигательная активность у которых приводит к снижению содержания жировой массы, наряду с повышенными требованиями к функционированию сердечно-сосудистой системы [11].

Подводя итог разностороннего анализа результатов комплексного по единой программе обследования, можно заключить, что становление физической подготовленности и морфофункционального статуса на этапах развития девочек в период от 6 до 10 лет происходит гетерохронно, относительно независимо, отражая многоуровневое становление систем, органов и тканей на этапах восходящего онтогенеза.

В интервале от 6 до 10 лет - периоде между полуростовым скачком и препубертатными перестройками -морфофункциональный статус девочек статистически достоверно дифференцирует каждый из рассмотренных возрастов [9]. Проявления физических качеств, развиваясь на этом возрастном этапе в соответствии со становлением функции произвольного управления движени-

ями под определяющим влиянием онтогенеза мышечной энергетики в условиях школьной социализации с изменением средств и методов физического воспитания, обнаруживают различную хронологию развития. Качества, связанные с проявлением скоростно-силового начала в локальных и региональных движениях, значимо детерминированные наследственностью, направленно и существенно ежегодно улучшаются, отражая в том числе структурные дифференцировки скелетных мышц с завершением этапной перестройки креатинкиназной системы мышечных волокон [9, 10]. Силовая выносливость обнаруживает наибольшее повышение, связанное с целостными процессами роста и развития, в период от 6 до 8 лет при стабилизации уровня в возрастах от 8 до 10 лет, с высокой вероятностью отражая онтогенез механизмов мышечного энергообеспечения, на данном этапе лимитирующий использование анаэробных гли-колитических субстратов при недостаточной емкости аэробных механизмов [3, 9]. Повышение выносливости в период от 6 до 8 лет с последующей стабилизацией от 8 до 10 лет соотносится с возрастной динамикой аэробной производительности, повышающейся от 6 до 8 лет при резком снижении уровня функции в связи с началом активации новых перестроечных процессов энергетики скелетных мышц [9]. Факторная структура показателей физического здоровья девочек наряду с демонстрацией относительной независимости дисперсии показателей морфофункционального статуса и физической подготовленности девочек в возрастах от 6 до 10 лет показала различную значимость результатов тестирования фи-

зических качеств в оценке подготовленности в каждом из рассматриваемых возрастов, маркируя особенности моторной сферы.

Выводы

1. Общее возрастное развитие девочек в период от 6 до 10 лет характеризуется существенными различиями в тенденциях и ежегодных темпах изменения показателей морфофункционального статуса и физической подготовленности.

2. Развитие физических качеств девочек от 6 до 10 лет в период между полуростовым скачком и пре-пубертатными перестройками соотносится с различной генетической детерминированностью на фоне возрастного становления функции произвольного управления движениями под определяющим и дифференцированным влиянием онтогенеза мышечной энергетики в условиях школьной социализации.

3. Относительная независимость изменчивости показателей морфофункционального статуса и физической подготовленности девочек в возрастах от 6 до 10 лет, проживающих в различных регионах Российской Федерации, свидетельствует, что для разработки нормативов физической подготовленности девочек возрастных групп 6, 7, 8, 9 и 10 лет конструктивно использовать межрегиональный масштаб с учетом наибольшего охвата территориальной изменчивости развития физических качеств как государственного инструмента оценки физического потенциала девочек старшего дошкольного и младшего школьного возраста.

Работа выполнена в рамках государственного задания ФГБУФНЦВНИИФК № 777-00026-22-00 (тема № 001-21/1)

Литература

1. Стратегия развития физической культуры и спорта в Российской Федерации на период до 2030 года, утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 24 ноября 2020 г. № 3081-р. [Электронный ресурс]. - URL: http://static.government.ru/media/files/ Rr4JTrKDQ5nANTR10j29BM7zJBHXM05d (дата обращения: 02.03.2022).

2. Методические рекомендации по проведению мониторинга физической подготовленности обучающихся в сфере образования Российской Федерации ФГБУ «Федеральный центр организационно-методического обеспечения физического воспитания» [Электронный ресурс]. - URL: http://fcomofv.ru/page351/page544/ (дата обращения: 02.03.2022).

3. Нормативы ГТО Всероссийского физкультурно-спортивного комплекса «Готов к труду и обороне» (ГТО) [Электронный ресурс]. - URL: https://www.gto.ru/norms (дата обращения: 20.01.2022).

4. Бальсевич, В.К. Эволюционная биомеханика: теория и практические приложения // Теория и практика физической культуры. - 1996. - № 11. - С. 15-19.

5. Абрамова, Т.Ф., Никитина, Т.М., Кочеткова, Н.И. Лабильные компоненты массы тела - критерии общей

физической подготовленности и контроля текущей и долговременной адаптации к тренировочным нагрузкам: метод. рекомендации. - М.: ООО «Скайпринт», 2013. -132 с.

6. Организация медицинского контроля развития и здоровья дошкольников и школьников на основе массовых скрининг-тестов и их оздоровление в условиях детского сада, школы / под ред. Г.Н. Сердюковской. - М., 1995. - 142 с.

7. Петеркова, В.А., Нагаева, Е.В., Ширяева, Т.Ю. Оценка физического развития детей и подростков: методические рекомендации. - М.: ФГБУ «НМИЦ эндокринологии» Минздрава России; Альфа-Эндо, 2017. -94 с.

8. Сонькин, В.Д., Тамбовцева, Р.В. Развитие мышечной энергетики и работоспособности в онтогенезе. - М.: Книжный дом ЛИБРОКОМ, 2011. - 368 с.

9. Сонькин, В.Д. Особенности роста и физического развития ребенка в поснатальном онтогенезе // Физиология роста и развития детей и подростков (теоретические и клинические вопросы): практическое руководство / под ред. А.А. Баранова, Л.А. Щеплягиной. - М.: ГЭОТАР-Медиа, 2006 - С. 97-158.

10. Безруких, М.М. Центральные механизмы организации и регуляции произвольных движений у детей 6-10 лет / Сообщение II. Электрофизиологический анализ выполнения движений у праворуких детей // Физиология человека. - 1998. - Т. 24, № 3. -С. 34-41.

11. Влияние возраста на показатели морфофункцио-нального развития и физической подготовленности мальчиков с различной двигательной активностью / Т.Ф. Абрамова, Т.М. Никитина, А.В. Полфунтикова, Д.Н. Пухов // Теория и практика физической культуры. - 2021. - № 9. -С. 78-80.

References

1. Government of the Russian Federation (2020), Strategy for the development of physical culture and sports in the Russian Federation for the period up to 2030, Approved by the order of the Government of the Russian Federation of November24,2020 No. 3081-r [Online], URL: http://static. government.ru/media/files/Rr4JTrKDQ5nANTR1Oj29B M7zJBHXM05d.pdf (date of access: 02.03.2022).

2. Federal Center for Organizational and Methodological Support of Physical Education (2020), Guidelines for monitoring the physical fitness of students in the field of education of the Russian Federation Federal State Budgetary Institution "Federal Center for Organizational and Methodological Support of Physical Education" [Online], URL: http://fcomofv.ru/page351/page544/ (date of access: 02.03. 2022).

3. GTO site (2022), Standards of the TRP of the All-Russian physical culture and sports complex "Ready for work and defense" (GTO) [Online]. URL: https://www.gto.ru/ norms (date of access: 20.01.2022).

4. Balsevich, V.K. (1996), Evolutionary biomechanics: theory and practical applications, Teoriya i praktika fiziches-koy kul'tury, no. 11, pp. 15-19.

5. Abramova, T.F., Nikitina, T.M. and Kochetkova, N.I. (2013), Labile components of body weight - criteria for general physical preparedness and control of current and long-term adaptation to training loads: methodical recommendations, Moscow: OOO "Skayprint", 132 p.

6. Serdyukovskaya, G.N. (Ed.) (1995), Organization of medical control over the development and health of preschoolers and schoolchildren based on mass screening tests and their health improvement in a kindergarten, school, Moscow, 142 p.

7. Peterkova, V.A., Nagaeva, E.V. and Shiryaeva T.Yu. (2017), Assessment of the physical development of children and adolescents:guidelines, Moscow: FGBU "NMITs Endocrinology" of the Ministry of Health of Russia; Alfa-Endo, 94 p.

8. Sonkin, V.D. and Tambovtseva, R.V. (2011), Development of muscular energy and working capacity in ontogeny, Moscow: Knizhniy dom LIBROKOM, 368 p.

9. Sonkin, V.D. (2006), Features of the growth and physical development of the child in postnatal ontogenesis, in: Baranova A.A., Schceplyagina L.A. (Eds), Physiology of growth and development of children and adolescents (theoretical and clinical issues): a practical guide, Moscow: GEOTAR-Media, pp. 97-158.

10. Bezrukikh, M.M. (1998), Central mechanisms of organization and regulation of voluntary movements in children aged 6-10 years / Message II. Electrophysiological analysis of the performance of movements in right-handed children, Fiziologiya cheloveka, vol. 24, no. 3, pp. 34-41.

11. Abramova, T.F., Nikitina, T.M., Polfuntikova, A.V. and Pukhov, D.N. (2021), Influence of age on indicators of mor-phofunctional development and physical readiness of boys with different motor activity, Teoriya i praktika fizicheskoy kul'tury, no. 9, pp. 78-80.

C*)

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.