Научная статья на тему 'ФИЗИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА В СИСТЕМЕ ЮРИДИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ'

ФИЗИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА В СИСТЕМЕ ЮРИДИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
55
13
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА / ФИЗИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ / САМООБОРОНА / ЮРИДИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / СОТРУДНИК ОРГАНОВ ПРОКУРАТУРЫ / СТАТЬИ 295 И 296 УГОЛОВНОГО КОДЕКСА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Лукавенко Андрей Викторович, Басинский Андрей Михайлович

В статье рассматривается проблема необходимости изучения физической культуры в юридических высших учебных заведениях. Анализируются данные о совершении преступлений против правосудия, которые связаны с посягательством на жизнь и здоровье, а также требования Всероссийского физкультурно-спортивного комплекса «ГТО». Кроме этого, в статье определяется значение приобретенных навыков в последующей профессиональной деятельности сотрудников органов прокуратуры.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Лукавенко Андрей Викторович, Басинский Андрей Михайлович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PHYSICAL TRAINING IN LEGAL EDUCATION

The article deals with the problem of the need to study physical culture in legal higher educational institutions. The data on the commission of crimes against justice, which are associated with an encroachment on life and health, as well as the requirements of the All-Russian physical culture and sports complex "GTO", are analyzed. In addition, the article determines the importance of the acquired skills in the subsequent professional activities of employees of the prosecutor's office.

Текст научной работы на тему «ФИЗИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА В СИСТЕМЕ ЮРИДИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ»

Педагогика

УДК 378

кандидат педагогических наук Лукавенко Андрей Викторович

Крымский юридический институт (филиал) Университета прокуратуры Российской Федерации (г. Симферополь); кандидат педагогических наук Басинский Андрей Михайлович

Крымский юридический институт (филиал) Университета прокуратуры Российской Федерации (г. Симферополь) ФИЗИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА В СИСТЕМЕ ЮРИДИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Аннотация. В статье рассматривается проблема необходимости изучения физической культуры в юридических высших учебных заведениях. Анализируются данные о совершении преступлений против правосудия, которые связаны с посягательством на жизнь и здоровье, а также требования Всероссийского физкультурно-спортивного комплекса «ГТО». Кроме этого, в статье определяется значение приобретенных навыков в последующей профессиональной деятельности сотрудников органов прокуратуры.

Ключевые слова: физическая культура, физическое воспитание, самооборона, юридическое образование, сотрудник органов прокуратуры, статьи 295 и 296 Уголовного кодекса Российской Федерации.

Annоtation. The article deals with the problem of the need to study physical culture in legal higher educational institutions. The data on the commission of crimes against justice, which are associated with an encroachment on life and health, as well as the requirements of the All-Russian physical culture and sports complex "GTO", are analyzed. In addition, the article determines the importance of the acquired skills in the subsequent professional activities of employees of the prosecutor's office.

Key words: physical culture, physical education, self-defense, legal education, prosecutor's office, articles 295 and 296 of the Criminal Code of the Russian Federation.

Введение. Физическая подготовка в системе высшего юридического образования имеет большое значение в формировании личности студента, приобретению опыта творческого и методически обоснованного использования физкультурной и спортивной деятельности в целях достижения успехов в повседневной и профессиональной жизни. Постоянное выполнение физических упражнений и занятие спортом позитивно влияют на здоровье обучающегося, способствуют всестороннему развитию физических качеств, сохранению оптимального уровня работоспособности. Основополагающим направлением эффективности физического воспитания в юридическом ВУЗе является приобретение фонда двигательных умений и навыков, обеспечение общей и профессионально-прикладной физической подготовки. Реализация всего вышеперечисленного возможна лишь при разработке и последовательном внедрении в учебный процесс научно обоснованных программ. Использование достижений спортивной науки и ряда других наук, неразрывно связанных с физическим воспитанием, позволит не только успешно разрабатывать рабочие учебные программы по дисциплине, но и своевременно корректировать разделы программ, позволяющих добиться выполнения целей и освоения задач физического воспитания.

Изложение основного материала статьи. При составлении учебных рабочих программ по физической подготовке по юридическим специальностям необходимо опираться на разработанные универсальные компетенции, которые служат мотивационным ориентиром осознанного отношения студентов к здоровьесбережению, оптимальному двигательному режиму с возможностью увеличения форм регулярных занятий физическими упражнениями. Достижение поставленных задач будет способствовать самоорганизации студента, саморазвитию индивидуальных качеств и способностей, позволит освоить необходимые навыки для предстоящей профессиональной деятельности. Стоит отметить, что физическое воспитание положительно воздействует на духовно-нравственные качества будущего юриста и содействует формированию социально-активной личности.

В Крымском юридическом институте (филиале) Университета прокуратуры Российской Федерации (далее - КЮИ (ф) УП РФ) учебные занятия проводятся по дисциплинам «Элективные курсы по физической культуре и спорту» и «Физической подготовке». С учётом направления подготовки по специальности «Судебная и прокурорская деятельность» в рабочие учебные программы были внесены изменения и разработан раздел «Самооборона» с целью повышения профессиональной физической подготовки на практических занятиях в учебном процессе.

Говоря о разделе «Самооборона», необходимо отметить, что в его основе лежат главные достижения наиболее значимого вида спортивных единоборств - самбо. Чтобы понимать, почему именно данному виду единоборств уделяется преимущественное внимание, обратимся к истории его возникновения.

Становление самбо началось в 20-е года XX столетия. Именно в данный период времени у государства существовала острая необходимость в общественном инструменте, который мог бы способствовать обеспечению его защиты. В связи с этим в 1923 году В.А. Спиридонов развивает нестандартную практическую дисциплину - «самозащита», основанную на мировом опыте различных единоборств, изучение которых происходило в закрытой обстановке специально для подготовки офицеров ОГПУ СССР, а в дальнейшем офицеров НКВД. С этого момента берет свое начало боевое самбо.

В конце 1920-х годов помимо боевого самбо активно развивается спортивное самбо. В 1938 году Всесоюзный комитет по физической культуре и спорту издал Приказ № 633 «О развитии борьбы вольного стиля (самбо)». Именно с этого момента самозащита без оружия начинает распространяться среди простого населения, не связанного с силовыми структурами. При этом, распространение данного вида спорта происходит во всех республиках Союза. Практически сразу начинают проводиться Всесоюзные соревнования по самбо, на которых лучшие спортсмены со всего СССР показывают отличные результаты овладения данным видом единоборств.

Следующий этап проверки на прочность самбо произошел в период Великой Отечественной войны. В это непростое время плечом к плечу сражались с немецко-фашистскими захватчиками как спортсмены, так и тренеры, которые помимо непосредственного участия в сражениях обучали других бойцов и командиров. Эффективность самбистов в боевых условиях подтверждается тем, что многие из них были награждены орденами и медалями, а также удостоены звания Героя Советского Союза [1].

Таким образом, самбо возникло именно в качестве способа защиты государственных интересов и общественного порядка, который в большей степени распространялся среди сотрудников правоохранительных органов того времени.

Возвращаясь к освоению студентами юридических высших учебных заведений, важно отметить, что в ходе практических занятий по реализации дисциплин «Элективные курсы по физической культуре и спорту» и «Физическая подготовка» проводится работа по обучению и совершенствованию техники самообороны. Раздел «Самооборона» является обязательным программным элементом на протяжении всего периода обучения студентов по дисциплинам. Объём учебной работы для освоения раздела «Самооборона» с 1-го по 4 курс составляет 152 часа. Студентам предлагаются для обучения и

совершенствования темы: «Основные приемы самостраховки: при падении вперед, назад, правый, левый бок»; «Удары, стойки, передвижения»; «Броски»; «Рычаги»; «Болевые приемы»; «Освобождение от захватов, обхватов».

Характеризуя каждую из представленных тем более подробно, необходимо начать с «Основных приемов самостраховки: при падении вперед, назад, правый, левый бок». Данная тема является основой и подготовительной частью для изучения в теории и на практике последующих тем. Именно умение правильно падать вперед, назад на правый и левый бок позволяет в будущем избежать травм при выполнении ряда упражнений.

Изучение темы «Удары, стойки и передвижения» целесообразно рассматривать именно в совокупности трех приемов, которые обозначены в названии темы. Стойки позволяют понять учащимся, в какой позе эффективнее всего наносить удары и принимать их. В случае приема удара правильная стойка позволяет, что наиболее значимо, защитить жизненно важные органы, повреждение которых может вывести из строя весь организм в целом. При этом, удары могут осуществляться как руками, так и ногами. Передвижение в стойках также играет особую роль, так как неправильная техника при выполнении данного приема может привести к ситуационному преимуществу противника, который сможет воспользоваться уязвимым положением и совершить удары, броски или иные приемы.

Переходя к теме «Броски», следует отметить, что студенты в процессе обучения осваивают пять основных вида бросков - задняя подножка, задняя подножка с захватом ноги, бросок с захватом ноги, бросок через бедро и бросок через спину. Тема «Рычаги» включает в себя варианты рычагов рук наружу и вовнутрь, а «Болевые приемы» - ущемление голени при узловых связках и болевые приемов, связанные с ногами.

Необходимо учитывать, что все приемы направлены на соблюдение структуры общего приема. Только в совокупности вышеуказанные приемы могут проявить максимальную эффективность и полезность.

При прохождении раздела по усвоению элементов техники самообороны учитывается индивидуальный уровень физической подготовленности и опыт двигательной активности студентов до поступления в высшее учебное заведение. При сочетании этих факторов можно повысить мотивацию у обучающихся приобрести устойчивые навыки при освоении элементов техники в программном разделе и совершенствовать полученные умения в дальнейшем. Системная реализация учебного материала включает индивидуальное оценивание тем по разделу «Самооборона» и коррекцию самостоятельной работы в этом направлении.

Кроме этого, профессорско-преподавательский состав КЮИ (ф) УП РФ выпустил ряд учебно-методических пособий для самостоятельной подготовки студентов, по которым они в свободное от учёбы время могут закрепить материал тематик, связанных с самообороной, а также изучить дополнительно какие-либо техники самообороны в процессе самостоятельной подготовки.

Помимо вышеуказанных преимуществ раздел «Самооборона» эффективно сочетается с нормативными требованиями Всероссийского физкультурно-спортивного комплекса «ГТО» VI ступень (возрастная группа от 18 до 29 лет) в перечне испытаний (тестов) № 12 «Самозащита без оружия» как у мужчин [2], так и у женщин [3].

По мнению заслуженного тренера РСФСР Александра Васильевича Семёнова включение испытания «Самозащита без оружия» в перечень испытаний «ГТО» имеет весомое значение, поскольку данная дисциплина полезна не только как простой, но и как прикладной вид спорта. Прежде всего, данное испытание учит детей и взрослых, правильно падать. Подобный навык особенно актуален в зимнее время года, когда вероятность поскользнуться гораздо больше. Именно в таких обстоятельствах «Самозащита без оружия» проявляет всю свою полезность и позволяет минимизировать возможность получения травм, особенно, угрожающих жизни и здоровью [4].

Переходя к анализу необходимости освоения навыков самообороны с точки зрения дальнейшей профессиональной деятельности в органах прокуратуры, следует уделить внимание тому, что сотрудники органов прокуратуры, как и сотрудники ряда других правоохранительных органов, защищают безопасность и выражают интересы всего государства в целом. Поэтому покушение на жизнь и здоровье прокуроров является больше чем просто преступление против личности. Именно поэтому Уголовный кодекс Российской Федерации (далее - УК РФ) впервые выделил преступления против лиц, осуществляющих правосудия, которые можно разделить на две группы:

1) посягательство на жизнь лица, осуществляющего правосудие или предварительное расследование (ст. 295 УК РФ);

2) угроза или насильственные действия в связи с осуществлением правосудия или производством предварительного расследования (ст. 296 УК РФ) [5].

Обращаясь к структуре УК РФ, можно увидеть, что статьи 295 и 296 относятся к Разделу X «Преступления против государственной власти» и Главе 31 «Преступления против правосудия». Именно данный фактор позволяет сделать вывод о том, что государство уделяет особое внимание охране лиц, связанных с осуществлением правосудия.

Важно отметить, что статьи 295 и 296 УК РФ упоминают среди лиц, осуществляющих правосудие или предварительное расследование прокуроров. В частности, статья 295 УК РФ предусматривает уголовно-правовую защиту от посягательства на жизнь прокурора. Статьей 296 УК РФ предусмотрена уголовно-правовая защита от угрозы убийством, причинения вреда здоровью, уничтожения или повреждения имущества в отношении прокурора.

Обращаясь к статистическим данным о количестве зарегистрированных в Российской Федерации преступлений, предусмотренных статьями 295-296 УК РФ за 2009-2020 гг., можно сказать, что преступная ситуация в отношении данных деяний выглядит в определенной степени устойчивой [6].

Статья 295 УК РФ. Общее количество преступлений по годам Статья 296 УК РФ. Общее количество преступлений по годам

2009 г. - 16 2009 г. - 56

2010 г. - 18 2010 г. - 48

2011 г. - 13 2011 г. - 58

2012 г. - 17 2012 г. - 67

2013 г. - 11 2013 г. - 77

2014 г. - 5 2014 г. - 67

2015 г. - 2 2015 г. - 78

2016 г. - 4 2016 г. - 82

2017 г. - 3 2017 г. - 80

2018 г. - 4 2018 г. - 82

2019 г. - 3 2019 г. - 79

2020 г. - 3 2020 г. - 70

Из представленных данных следует, что в течение указанных одиннадцати лет наблюдается стабильное снижение уровня зарегистрированных преступлений по статье 295 УК РФ. Однако количество совершенных преступлений, закрепленных статьей 296 УК РФ, держится на одном уровне. В то же время можно заметить, что соотношений преступлений по статье 295 к преступлениям по статье 296 УК РФ в 2009 году составляло примерно 1:3, когда в 2020 году 1:23. Это довольно позитивный показатель, так как посягательство на жизнь несет большую общественную опасность, чем угроза или насильственные действия. Это подтверждается и самим Уголовным кодексом, который преступления, закрепленные статьей 295, относит к особо тяжким преступлениям, а статьей 296 - к небольшой и средней тяжести. Кроме этого, в общей структуре преступлений против правосудия рассматриваемые преступления из года в год составляют 1,6-1,7%.

Чтобы наглядно проиллюстрировать преступления, скрывающиеся за статистическими данными, обратимся к конкретным примерам о покушении на жизнь и здоровье сотрудников органов прокуратуры.

Одним из самых известных преступлений является убийство прокурора Саратовской области Евгения Григорьева 13 февраля 2008 года. Данное убийство произошло во дворе дома Григорьева. В процессе расследования было определено, что к убийству причастно четверо лиц, в числе которых был заказчик - генеральный директор завода «Серп и молот». В качестве мотива преступления было определена месть за профессиональную деятельность прокурора, который, по мнению обвиняемых, был причастен к многочисленным проверкам со стороны различных государственных структур на заводе [7].

29 октября 2009 года при выходе из прокуратуры был убит заместитель прокурора Кировского района Махачкалы Назим Муртузалиев. Муртузалиев на момент убийство работал в прокуратуре в течение 15 лет и участвовал в расследовании ряда особо тяжких преступлений, в том числе терактов. Именно данные обстоятельства, по мнению следствия, послужили основным мотивом преступления [8].

В ночь с 15 на 16 ноября 2017 года на старшего помощника прокурора города Балашова Саратовской области Дмитрия Бурминова было совершено нападение. По данным следствия, Бурминов, приехав на автозаправочную станцию, подвергся нападению со стороны двух братьев, один из которых являлся бывшим сотрудником полиции. В процессе разбирательства было выяснено, что бывший полицейский имел претензии к прокурору, который участвовал в рассмотрении его дела. Данный факт и послужил поводом к нападению [9].

3 августа 2021 года заместителя прокурора Выборга избили при проведении проверки в кафе «Папарацци». По данным следствия, проверка была проведена после обращения с жалобой бывшей сотрудницы кафе, в которой было указано о невыплате зарплаты, а также о работе в заведении за барной стойкой шестнадцатилетнего подростка. В результате, чтобы воспрепятствовать действиям заместителя прокурора, двое сотрудников кафе напали на неё, используя удары ногами и руками [10].

Вышеприведенные примеры и статистические данные показывают, что сотрудники органов прокуратуры должны быть готовы к посягательствам на свою собственную безопасность, чтобы эффективно противостоять им с целью сохранения своей жизни и своего здоровья. Поэтому огромное внимание в процессе физического воспитания студентов КЮИ (ф) УП РФ уделяется формированию и совершенствованию навыков самообороны. Моделирование тех экстремальных ситуаций, которые связаны с посягательством на жизнь и здоровье, способны решить такую специфическую задачу как формирование и совершенствование навыков самообороны.

Выводы. Основываясь на приведенной выше информации, можно выделить наиболее важные пункты, характеризующие значение физической культуры и раздела самообороны в частности в системе юридического образования:

1. Новый программный раздел «Самооборона» будет способствовать поддержанию высокого уровня физической подготовленности, работоспособности, приобретению знаний и технических навыков самообороны, необходимых для будущей профессиональной деятельности.

2. Раздел «Самооборона» эффективно сочетается с нормативными требованиями Всероссийского физкультурно-спортивного комплекса «ГТО» «Самозащита без оружия» и положительно отражается на подготовке к выполнению программы комплекса «ГТО».

3. Сотрудники органов прокуратуры должны быть готовы в профессиональной деятельности к посягательствам на свою собственную безопасность, чтобы эффективно противостоять им с целью сохранения своей жизни и своего здоровья. В связи с необходимостью улучшения профессионально-прикладной физической подготовки введение раздела «Самооборона» в учебную программу дисциплины является своевременным и обоснованным решением с целью подготовки студентов к будущей работе в органах прокуратуры.

Литература:

1. Самбо - наука побеждать! - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://sambo.ru/sambo/ (дата обращения 30.08.2022).

2. Нормы ГТО для мужчин. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://user.gto.rU/norms#tab_men (дата обращения: 07.09.2022).

3. Нормы ГТО для женщин. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://user.gto.rU/norms#tab_women (дата обращения: 07.09.2022).

4. Интервью А.В. Семёнова. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://tvr24.tv/news/aleksandr-semyonov-my-ne-otseivaem-a-rastim-sportsmenov (дата обращения: 08.09.2022).

5. Уголовный кодекс Российской Федерации от 13.06.1996 N 63-ФЗ (ред. от 14.07.2022). - [Электронный ресурс]. -Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_10699/eb840b9ce3bcfdabd1f67c4218a2lbfe 1 cdc8958/ (дата обращения 02.09.2022).

6. Показатели преступности России: официальный сайт прокуратуры Российской Федерации. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://epp.genproc.gov.ru/web/gprf/activity/crimestat (дата обращения 02.09.2022).

7. Убийство саратовского прокурора раскрыто. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://proza.ru/2017/06/14/1820 (дата обращения 04.09.2022).

8. Убийство зампрокурора Кировского района Махачкалы. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://www. 1tv.ru/news/2009-10-30/161601 -po_mneniyu_sledstviya_ubiystvo_zamprokurora_kirovskogo_rayona_ mahachkaly_svyazano_s_ego_rabotoy (дата обращения 04.09.2022).

9. Бывший полицейский и его близнец избили прокурора. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://nversia.ru/news/byvshiy-policeyskiy-i-ego-bliznec-izbili-na-zapravke-prokurora-video/ (дата обращения 04.09.2022).

10. В России женщину-прокурора избили ногами. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://lenta.ru/news/2021/08/04/prokuror/ (дата обращения 04.09.2022).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.