Научная статья на тему 'Физическая подготовка как основа для профессиональной деятельности будущего специалиста'

Физическая подготовка как основа для профессиональной деятельности будущего специалиста Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
307
28
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АНАЛИЗ / ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОЛИТИКА / ПРОГРАММА / ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА / ОБРАЗОВАНИЕ / СПОРТ / СИСТЕМА

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Коновалова Марина Петровна, Черевишник Наталия Николаевна

Физическая подготовка будущих специалистов обоснована направлением подготовки студентов к профессиональной деятельности. Физическая активность всегда считалась основой здорового тела и здорового духа, а физическая подготовка показатель не просто здоровья, но и профессионализма. В статье рассматривается внедрение физической культуры в трудовую деятельность, что способствует повышению производительности труда, содействует укреплению здоровья, дает возможность меньше утомляться в процессе труда и быстрее восстанавливать работоспособность, противодействовать влиянию неблагоприятных факторов труда и развитию профессиональных заболеваний. Выделены проблемные области, реализация которых обеспечивает подготовку студентов к учебной и профессиональной карьере в соответствии с особенностями профессии.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Коновалова Марина Петровна, Черевишник Наталия Николаевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PHYSICAL FITNESS AS A BASIS FOR FUTURE PROFESSIONAL ACTIVITY OF GRADUATES

The article argues that physical education of future specialists is aimed at preparing students for professional life. Physical activity has always been considered the basis for a healthy body and a healthy mind; physical fi tness is not only an indicator of health, but also an indicator of professionalism. The article discusses the introduction of physical culture into the corporate culture which will help to increase labor productivity, promote health, reduce job fatigue and accelerate recovery, counteract the infl uence of adverse factors and prevent the development of occupational diseases. The authors identify problems and suggest solutions that will ensure preparation of students for educational and professional career in accordance with the requirement of their future profession.

Текст научной работы на тему «Физическая подготовка как основа для профессиональной деятельности будущего специалиста»

ISSN 1994-5094 ♦-

171 -♦

Marina Petrovna Konovalova,

PhD in Pedagogy,

head of the department of physical education and sport, Saratov socio-economic institute (branch) of Plekhanov Russian University of Economics

Natalia Nikolaevna Cherevishnik,

PhD in Sociology,

associate professor of the department of physical education and sport, Saratov socio-economic institute (branch) of Plekhanov Russian University of Economics

УДК 378:796

Марина Петровна Коновалова,

кандидат педагогических наук, зав. кафедрой физического воспитания и спорта, Саратовский социально-экономический институт (филиал)

РЭУ им. Г.В. Плеханова

Konovalova@ssea.runnet.ru

Наталия Николаевна Черевишник,

кандидат социологических наук, доцент кафедры физического воспитания и спорта, Саратовский социально-экономический институт (филиал)

РЭУ им. Г.В. Плеханова

chere-n@yandex.ru

ФИЗИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА КАК ОСНОВА ДЛЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ БУДУЩЕГО СПЕЦИАЛИСТА

Физическая подготовка будущих специалистов обоснована направлением подготовки студентов к профессиональной деятельности. Физическая активность всегда считалась основой здорового тела и здорового духа, а физическая подготовка - показатель не просто здоровья, но и профессионализма. В статье рассматривается внедрение физической культуры в трудовую деятельность, что способствует повышению производительности труда, содействует укреплению здоровья, дает возможность меньше утомляться в процессе труда и быстрее восстанавливать работоспособность, противодействовать влиянию неблагоприятных факторов труда и развитию профессиональных заболеваний. Выделены проблемные области, реализация которых обеспечивает подготовку студентов к учебной и профессиональной карьере в соответствии с особенностями профессии.

Ключевые слова: анализ, государственная политика, программа, физическая культура, образование, спорт, система.

PHYSICAL FITNESS AS A BASIS FOR FUTURE PROFESSIONAL ACTIVITY OF GRADUATES

The article argues that physical education of future specialists is aimed at preparing students for professional life. Physical activity has always been considered the basis for a healthy body and a healthy mind; physical fitness is not only an indicator of health, but also an indicator of professionalism. The article discusses the introduction of physical culture into the corporate culture which will help to increase labor productivity, promote health, reduce job fatigue and accelerate recovery, counteract the influence of adverse factors and prevent the development of occupational diseases. The authors identify problems and suggest solutions that will ensure preparation of students for educational and professional career in accordance with the requirement of their future profession.

Keywords: analysis, state policy, program, physical education, education, sport, system.

Эффективность профессиональной деятельности человека в условиях стрессовых нагрузок во многом определяется уровнем развития общей статической, силовой и координационной выносливости, ловкости. Высокий уровень развития данных физических качеств позволяет человеку не только эффективно выполнять работу, но и быстро ориентироваться во внештатных ситуациях, тем самым обеспечивать успешное решение профессиональных задач.

В последние годы наблюдается рост сложности работы. В связи с этим социально-педагогическое значение профессионально-прикладной физической подготовленности будущих специалистов возрастает.

В настоящее время мы видим усиление противоречий между требованиями к личности, функционированию специалиста в определенной отрасли и фактическим уровнем готовности выпускников высших учебных заведений к выполнению профессиональных функций. Существуют противоречия между потребностями современного производства

в специалистах, которые могут адаптироваться к постоянно меняющейся профессиональной среде, и их недостаточной физической подготовленностью.

В условиях модернизации народного образования многие ученые подчеркивают актуальность профессионально-прикладной физической культуры и выбора инновационных образовательных технологий для совершенствования специалистов в высших учебных заведениях.

Модификация содержания современной системы физического воспитания студентов становится важнейшим условием развития инновационных процессов в сфере образования [3].

Обязательными здесь являются научно обоснованные представления о психофизиологическом состоянии человека. Правильная организация свободного времени молодежи является ведущим фактором приобщения к здоровому образу жизни.

Процессы реформирования образовательного поля страны определяются новым приоритетным курсом профессиональной подготовки будущих специалистов [6]. Изменения социально-экономи-

172 ♦-

Вестник СГСЭУ. 2019. № 2 (76) -♦

ческой ситуации в стране, профессиональном образовании и подготовке кадров предъявляют высокие требования к пониманию, разработке и внедрению новых образовательных технологий. Формирование гармонично развитой, социально активной личности, сочетающей в себе духовное богатство, нравственную чистоту и физическое совершенство - одна из главных задач, стоящих сейчас перед государством [1].

Физическое воспитание должно основываться на последних достижениях науки о физическом развитии человека. Такой подход предполагает совершенствование организационных требований к массовой физической культуре и повышение качества педагогического воздействия.

Качество подготовки будущих специалистов в высшей школе зависит от следующих условий: обеспечения фундаментального профессионального образования, а также потенциала концепции активного обучения - деятельностного и компе-тентностного подхода к профессиональному образованию. В частности, одним из факторов, расширяющих возможности профессиональной деятельности будущих специалистов без ущерба для качества подготовки, является сформированное профессиональное творческое мышление студентов, способствующее личностному развитию, что помогает развивать интеллект, самостоятельно получать и расширять общие и профессиональные знания, уметь видеть перспективы будущей карьеры и в соответствии с этим проектировать и реали-зовывать профессиональные возможности.

Подготовка будущих специалистов представляет собой сложную многоплановую систему, направленную на получение и достаточную для продуктивного развития профессиональных компетенций в преподавании в высшей школе и на практике.

В России забота о здоровье людей рассматривается в качестве важнейшей из социальных задач. Государство уделяет большое внимание развитию физической культуры и спорта, улучшению материально-технической базы физкультурного движения, исходя из реальных объективных условий [4].

Одной из основных задач государственной политики является создание условий для роста благосостояния населения России, национального самосознания и обеспечения долгосрочной социальной стабильности [9]. Создание каркаса для улучшения физического и духовного здоровья граждан вносит огромный вклад в решение этой задачи [2]. В то же время важным фактором, определяющим состояние здоровья населения, является поддержание оптимальной физической активности на протяжении всей жизни каждого гражданина. Роль спорта в современном мире не только замечательный социальный феномен, но и политический фактор.

Привлечение населения к физической культуре и спорту, успех в международных соревнованиях -показатель жизнеспособности нации, а также ее военно-политической силы. Достичь этих показателей, улучшая здоровье, благополучие и качество жизни граждан, невозможно без государственных

структур, которые фокусируют и осуществляют государственную политику в области физической культуры и спорта.

Стратегия развития физической культуры и спорта на период до 2020 г. делает акцент на том, что здоровье является важнейшей ценностью и составляет основу национальной безопасности и жизни каждого человека.

Правительству Российской Федерации следует стремиться предоставить каждому человеку возможность получать знания о физическом воспитании, обеспечить возможность занятия спортом в безопасных и благоприятных условиях.

Целью современного образования является обеспечение не только образовательного, но и здоро-вьесберегающего эффекта: сохранение оптимального функционального состояния при устойчивом уровне работоспособности обучающихся. Мы считаем важным учитывать аспекты образовательной деятельности для обеспечения реализации личностных и творческих способностей учащихся по созданию здоровьесберегающей среды в вузах.

Сфера физической культуры и спорта развивается очень интенсивно. Особенно актуальны новые подходы к разработке образовательных программ и педагогических технологий в подготовке кадров будущих специалистов. Профессиональная деятельность специалистов в сфере физической культуры и спорта связана с осуществлением эффективного тренировочного процесса с различными группами населения и в различных структурных подразделениях отрасли: спорта высших достижений, юношеского спорта, физической культуры в системе образования. Активное обучение связано с такой организацией учебного процесса, при которой происходит активизация учебно-познавательной деятельности студентов. Необходимо учитывать тот факт, что активизация познавательной деятельности происходит при использовании определенных методов и приемов, а также рационализации организационных и управленческих инструментов.

Подготовка профессиональных кадров осуществляется в образовательных учреждениях высшего профессионального образования, на курсах повышения квалификации, семинарах и т.д. [8] Эффективность работы персонала во все времена и во всех сферах жизнедеятельности определяет выполнение задач, непосредственно связанных с их физическим состоянием и ориентацией на достижение конечного результата. В этой связи совершенно очевидно, что деятельность кафедры физического воспитания и спорта Саратовского социально-экономического института (филиала) РЭУ им. Г.В. Плеханова подчинена главной задаче - подготовке здоровых высококвалифицированных специалистов для трудовой деятельности в социально-экономических сферах нашей страны.

Для подготовки молодых специалистов, для сохранения и укрепления их здоровья в институте созданы все условия для занятий физической культурой и спортом. Для организации и проведения работ по развитию студенческого спорта в инсти-

НБЫ1994-5094 ♦-

173 -♦

туте имеется достаточно учебно-спортивных сооружений. Созданы группы спортивного совершенствования по 16 видам спорта, которыми систематически занимаются более 400 человек. Ежегодно, согласно календарному плану спортивных мероприятий, среди студентов проводится межфакультетская спартакиада по 14 видам спорта, соревнования на «Приз первокурсника» по 12 видам спорта.

В течение учебного года студенты института принимают участие в спортивно-массовых мероприятиях министерства молодежной политики, спорта и туризма Саратовской области, областного спортивного центра развития студенческого спорта, городского управления по физической культуре и спорту. Мужская и женская команды института по волейболу принимают участие в соревнованиях Ассоциации волейбольной студенческой лиги Саратовской области. Мужская команда по баскетболу участвует в Ассоциации студенческого баскетбола России. В 2018 г. в рамках Всероссийского физкультурно-спортивного комплекса «Готов к труду и обороне» более 200 студентов прошли тестирование в СОФСЦ «Урожай» и 90 из них получили знаки отличия.

.Если рассматривать физическую культуру и спорт как составляющую образовательного процесса будущих специалистов в социально-экономическом секторе, то можно смело говорить, что вуз имеет все предпосылки для формирования духовно и нравственно зрелых, физически здоровых личностей, способных проводить государственную политику по обеспечению эффективной работы в выбранной сфере деятельности.

Глобальный характер проблем обусловливает потребность в поиске новых альтернативных форм физического воспитания, которые бы способствовали формированию основной человеческой ценности - здоровья - и способствовали утверждению духовных ориентиров, ценностных представлений и моральных установок.

Решение проблемы общественного здоровья требует улучшения определяющих его детерминант, сокращения распространенности факторов риска, внедрения современных стратегий профилактики и формирования здорового образа жизни [11].

Физическая культура является ключевым инте-гративным средством укрепления здоровья и профилактики заболеваний (в том числе и психических), ведет к значительному сокращению негативных явлений среди подрастающего поколения (стресс, гиподинамия, наркомания и т.д.) [5]. Это мощный фактор и механизм социализации личности и, как подчеркнуто на Международной конференции министров и руководящих работников отрасли физической культуры и спорта, является общим фактором уравновешивания, носителем этических ценностей, способствует моральной подготовке, воспитывая мужество, владение собой, выдержку, инициативу, чувство солидарности, коллективизма, дружбы, уважения.

С учетом вышесказанного перед специалистами встает задача более глубокого раскрытия привлекательности ценностей, прежде всего здоровья, которые формируются у учащейся молодежи благодаря занятиям физической культурой и спортом.

Установлено, что целенаправленные занятия физической культурой и спортом обеспечивают становление личности, ее биосоциальных принципов, существенных характеристик телесной и духовной природы человека с возможностями социальной реализации ее интересов, потребностей и амбиций.

1. Васекин Ю.И., Коновалова М.П. Государственная политика по созданию условий сдачи нормативов ВФСК ГТО в образовательных организациях высшего образования // Вестник Саратовского государственного социально-экономического университета. 2018. № 1 (70). С. 130-133.

2. Гарина О.Г. Категория «ничто» в философском учении С.Н. Булгакова. Саратов, 2004.

3. Гарина О.Г., Кадушина В.А. Значимость и задачи физического воспитания студенческой молодежи // Актуальные проблемы и перспективы развития физической культуры и спорта в высших учебных заведениях Минсель-хоза России: сб. ст. Всерос. науч.-практ. конф. / под общ. ред. О.М. Поповой. Саратов, 2016. С. 229-234.

4. Горбунова Ю.В., Панина О.В., Шишкина Т.Г., Тарасов В.А. Инновационные подходы в тренировке спортсменов // Качественное экологическое образование и инновационная деятельность - основа прогресса и устойчивого развития России: сб. ст. Междунар. науч.-практ. конф. Саратов, 2017. С. 9-13.

5. Ерохина Н.А., Коновалова М.П., Черевишник Н.Н. Трудовой потенциал будущего специалиста в контексте физической подготовленности студентов // Наука и общество. 2018. № 3 (32). С. 129-134.

6. Ерохина Н.А. Социальная оценка персонала в условиях оптимизации системы управления организации: дис. ... канд. социол. наук / Саратовский государственный социально-экономический университет. Саратов, 2007.

7. Ерохина Н.А., Черевишник Н.Н. Развитие бадминтона как рекреативного вида деятельности // Актуальные проблемы и перспективы развития физической культуры и спорта в высших учебных заведениях Минсельхоза России: сб. ст. Всерос. науч.-практ. конф. / под общ. ред. О.М. Поповой. Саратов, 2016. С. 229-234.

8. Ключников С.В. Методологические подходы к формированию единой учетной политики корпоративных структур в российской и зарубежной практике // Вестник Саратовского государственного социально-экономического университета. 2009. № 1 (25). С. 106-109.

9. Панина О.В., Шишкина Т.Г., Тарасов В.А. Технология формирования здорового образа жизни студенческой молодежи // Развитие сельского и агротуризма: мат. I междунар. науч.-практ. конф. / под ред. М.В. Муравьевой. Саратов. 2016. С. 51-56.

10. ЧеревишникН.Н., ЕрохинаН.А. Социальные коммуникации в физической культуре и спорте // Наука и общество. 2018. № 3 (32). С. 137-142.

11. Черевишник Н.Н. Социальная роль спорта в развитии общества и социализации личности // . И помнит мир спасенный: сб. науч. тр. по итогам Междунар. науч.-практ. конф.: в 2 ч. / отв. ред. Н.С. Яшин. Саратов, 2015. Ч. 2. С. 78.

12. Черевишник Н.Н. Совершенствование программно-целевого планирования развития трудового потенциала // Вестник Саратовского государственного социально-экономического университета. 2006. № 2 (13). С. 124-128.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.