Научная статья на тему 'Фитнес-услуги как средство привлечения граждан к систематическим физкультурно-оздоровительным занятиям'

Фитнес-услуги как средство привлечения граждан к систематическим физкультурно-оздоровительным занятиям Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
749
66
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЗДОРОВЬЕ / ФИТНЕС-УСЛУГИ / МОТИВАЦИЯ / ЗДОРОВЫЙ ОБРАЗ ЖИЗНИ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Гарина Олеся Геннадьевна, Милехина Ирина Алексеевна

Сегодня связь физической культуры и здоровья, работоспособности и производительности труда ощущается особенно ясно. Можно сказать, что новое производство требует нового физического мира человека, поэтому физическая культура, систематические занятия физическими упражнениями и приверженность здоровому образу жизни превращаются в неотъемлемый атрибут. Необходимо помнить, что именно физические упражнения снижают риск возникновения депрессий, повышают умственную активность и даже помогают улучшить настроение и работоспособность. В связи с данной тенденцией во всем мире расширяется сеть фитнес-услуг для населения. Мировой процесс активного развития фитнеса, рост популярности занятий физкультурой и спортом для обеспечения жизнеспособности и работоспособности современного человека за последние четверть века рассматриваются как революция в образе жизни личности. Занятия фитнесом в настоящее время во всем мире перестали быть демонстрацией статуса, фитнес становится образом жизни.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article argues that today the importance of physical culture for health, performance and productivity is felt especially clearly. It can be said that new ways of production require a new attitude to physical state of a person; therefore, physical culture, systematic physical exercises and commitment to a healthy lifestyle become an essential attribute. It should be remembered that physical exercise and sports reduce the risk of depression, increase mental alertness and even help to improve mood and performance. In line with the current healthy lifestyle trend all over the world there is an expansion of different chains of fi tness services. Global development of fi tness services and health clubs, growing popularity of physical education and sports for improving general well-being and job performance over the past quarter century are considered to be a revolution in the lifestyle of people. All over the world fi tness classes have ceased to be a demonstration of status, now fi tness is becoming a way of life.

Текст научной работы на тему «Фитнес-услуги как средство привлечения граждан к систематическим физкультурно-оздоровительным занятиям»

С О Ц И О Л О Г И Я

Ulli

Olesya Gennadievna Garina,

PhD in Philosophy,

associate professor of the department of physical education and sport, Saratov socio-economic institute (branch) of Plekhanov Russian University of Economics

Irina Alekseevna Milekhina,

PhD in Pedagogy,

associate professor of the department of physical education and sport, Saratov socio-economic institute (branch) of Plekhanov Russian University of Economics

УДК 796

Олеся Геннадьевна Гарина,

кандидат философских наук, доцент кафедры физического воспитания и спорта, Саратовский социально-экономический институт (филиал)

РЭУ им. Г.В. Плеханова

ole-ole486Trtyandex.ru

Ирина Алексеевна Милехина,

кандидат педагогических наук, доцент кафедры физического воспитания и спорта, Саратовский социально-экономический институт (филиал)

РЭУ им. Г.В. Плеханова

milehina62@mail.ru

ФИТНЕС-УСЛУГИ КАК СРЕДСТВО ПРИВЛЕЧЕНИЯ ГРАЖДАН К СИСТЕМАТИЧЕСКИМ ФИЗКУЛЬТУРНО-ОЗДОРОВИТЕЛЬНЫМ ЗАНЯТИЯМ

Сегодня связь физической культуры и здоровья, работоспособности и производительности труда ощущается особенно ясно. Можно сказать, что новое производство требует нового физического мира человека, поэтому физическая культура, систематические занятия физическими упражнениями и приверженность здоровому образу жизни превращаются в неотъемлемый атрибут. Необходимо помнить, что именно физические упражнения снижают риск возникновения депрессий, повышают умственную активность и даже помогают улучшить настроение и работоспособность. В связи с данной тенденцией во всем мире расширяется сеть фитнес-услуг для населения. Мировой процесс активного развития фитнеса, рост популярности занятий физкультурой и спортом для обеспечения жизнеспособности и работоспособности современного человека за последние четверть века рассматриваются как революция в образе жизни личности. Занятия фитнесом в настоящее время во всем мире перестали быть демонстрацией статуса, фитнес становится образом жизни.

Ключевые слова: здоровье, фитнес-услуги, мотивация, здоровый образ жизни.

152 ♦-

Вестник СГСЭУ. 2019. № 1 (75) -♦

FITNESS SERVICES AS A WAY TO INVOLVE PEOPLE IN SYSTEMATIC PHYSICAL AND HEALTH-IMPROVING ACTIVITIES

The article argues that today the importance of physical culture for health, performance and productivity is felt especially clearly. It can be said that new ways of production require a new attitude to physical state of a person; therefore, physical culture, systematic physical exercises and commitment to a healthy lifestyle become an essential attribute. It should be remembered that physical exercise and sports reduce the risk of depression, increase mental alertness and even help to improve mood and performance. In line with the current healthy lifestyle trend all over the world there is an expansion of different chains of fitness services. Global development of fitness services and health clubs, growing popularity of physical education and sports for improving general well-being and job performance over the past quarter century are considered to be a revolution in the lifestyle of people. All over the world fitness classes have ceased to be a demonstration of status, now fitness is becoming a way of life.

Keywords: health, fitness, motivation, healthy lifestyle.

Развитие современной цивилизации сопровождается действием различных факторов социально-экономического, политического, личного характера, которые вызывают большие психические нагрузки и негативно влияют на здоровье человека и его психофизическое состояние. В связи с этим возникает проблема поиска эффективных средств, методов, технологий для решения данной проблемы. Физическая культура в этом смысле выходит на первый план, поскольку развивает и укрепляет те качества и характеристики людей, на которых основана жизнь общества. Важно отметить значение физической культуры и спорта как эффективных сил сопротивления негативным явлениям нашего времени, что особенно касается молодежи.

Проблема сохранения здоровья российского общества, как в целом, так и отдельных социально-демографических групп и особенно молодого поколения, стала особенно острой в связи с происходившими в стране в последние десятилетия социальными изменениями. К сожалению, они сопровождались снижением уровня и качества жизни, ухудшением состояния окружающей среды, деви-антными проявлениями [4].

Для того чтобы систематические занятия физическими упражнениями стали жизненной потребностью каждого, необходимо повысить недооцененный статус физической культуры в сознании всего общества, создать условия для формирования мотивационно-ценностных установок на физическое самосовершенствование в течение всей жизни индивида [5].

Основным источником сохранения здоровья является сам человек, поскольку состояние здоровье на 60% формируется образом жизни и только на 40% определяется условиями жизнедеятельности, факторами наследственности и вмешательством медицины. Для сохранения и укрепления здоровья нужно целенаправленно и систематически работать над собой, в первую очередь с помощью средств физической культуры, оздоровительных и фитнес-технологий.

Феномен физической культуры выступает предпосылкой к эффективной учебной и профессио-

нальной деятельности, как суммарный показатель высокопрофессиональной культуры [7].

Одним из эффективных путей решения проблемы оздоровления, реализации социального запроса общества в здоровых, сильных и успешных людях является популяризация спорта и приобщение к систематическим занятиям физическими упражнениями через спектр оздоровительных услуг, разнообразие инновационных направлений, технологий и программ, свободу выбора, современное оборудование и особое внимание к человеку.

Опыт физкультурно-оздоровительной работы с населением показывает, что наиболее популярны занятия различными видами фитнеса.

Целью фитнеса является оздоровление человека самыми современными методиками и технологиями.

Возникновение этого оздоровительного направления было обусловлено объективными условиями - значительным ухудшением состояния здоровья населения развитых стран вследствие гипокинезии как неотъемлемой черты технического прогресса. В свою очередь, физическая культура, выступая в качестве социального института, выполняет такие важные социальные функции, как образование, оздоровление, воспитание и социализация, т. е. в полной мере подтверждает факт, что креативные возможности человека непосредственно связаны с физическими [3].

Фитнес начал свое становление в начале ХХ в. Родиной фитнеса считается Америка. На данный момент в США и Канаде более 56 млн человек занимаются фитнесом, а это 10,2% от всего населения. К сожалению, в Российской Федерации по сравнению с западными странами регулярная посещаемость спортивных клубов или спортзалов значительно ниже. Так, например, если, по некоторым данным, в европейских странах посещаемость спорткомплексов колеблется от 6 до 14%, то в нашей стране - от 1 до 3% в зависимости от региона.

В Россию фитнес пришел в 1990-е гг. По результатам исследования, проведенного международной спортивной организацией ЩЯБА, в 2015 г. в России насчитывалось 4,5 тыс. фитнес-клубов, в которых

ISSN 1994-5094 ♦-

153 -♦

занималось около 3,5 млн человек. По данным Ассоциации профессионалов фитнеса, в последние годы фитнес-индустрия в России непрестанно растет примерно на 20% в год. Следовательно, можно говорить о тенденции к развитию сферы фитнес-услуг в нашей стране, что, безусловно, хорошо.

В декабре 2012 г. правительство Российской Федерации приняло государственную программу «Развитие здравоохранения», где большое внимание уделяется профилактике заболеваний и формированию здорового образа жизни. Важную роль в развитии любой страны играет согласие общества на взаимные обязательства - обеспечение государством охраны здоровья и самостоятельная забота граждан о своем здоровье. Здоровый образ жизни представляет собой концепцию жизнедеятельности человека, направленную на улучшение и сохранение здоровья при помощи соответствующего рационального питания, морального настроя, отказа от вредных привычек и физической активности [2].

В «Стратегии развития физической культуры и спорта в Российской Федерации на период до 2020 года» отражена главная задача, которая заключается в увеличении доли граждан Российской Федерации, систематически занимающихся физической культурой и спортом, в общей численности населения. Чтобы решить эту задачу были предприняты действия различных физкультурно-спор-тивных организаций, не только государственных и общественных, но и коммерческих.

Таким образом, в настоящее время активно пропагандируется здоровый образ жизни, к которому должен стремиться каждый россиянин. С введением программно-целевого метода реализации государственной политики в области физической культуры и спорта произошел возврат к позитивным традициям массового спорта, происходит усиление роли спорта в жизни человека [1].

Сейчас в крупных городах и регионах нашей страны активно развиваются сети фитнес-клубов, где населению предлагаются различные виды физкультурно-оздоровительных занятий.

В связи со сложившейся тенденцией, по мнению авторов, необходимо рассмотреть комплекс проблем и направлений развития фитнес-услуг в нашей стране на современном этапе.

На данный момент в России отмечается рост популярности услуг в сфере спорта и фитнеса. Сейчас потребность в физической активности является не просто необходимостью, в последние годы спорт стал неотъемлемой частью жизни чуть ли не каждого человека. Культивирование здорового образа жизни вышло на качественно новый уровень. Стремление выглядеть здоровым и подтянутым, иметь хорошую физическую форму - на первых строчках «списка желаний».

На фоне этого количество центров, предоставляющих фитнес-услуги, постоянно растет. Сегодня открытие фитнес-клуба или тренажерного зала -

популярное и приносящее прибыль дело. В связи с этим фитнес-клубы в перспективе имеют большой объем рынка.

Какие существуют перспективы продвижения у фитнес-клубов разных классов?

В России фитнес-индустрия на ранних стадиях развития была расположена в премиальном сегменте рынка. С середины 1990-х гг. спорт стал самым модным направлением, существенной частью жизни человека, стремящегося к самоидентификации. Люди были готовы платить большие деньги за подобный способ самоопределения. В связи с этим на начальном этапе становления фитнеса в России предложение услуг в данной сфере сосредоточивалось на классе платежеспособного населения. Однако со временем премиальный класс израсходовался, и тогда индустрия фитнеса спустилась на более «низкие» ценовые классы.

Премиум-сегмент в нашей стране наполнен на 70-90%, однако потребители в данном сегменте весьма нестабильны и нелояльны. Эти два фактора дают объяснение высочайшему уровню конкуренции и сравнительно небольшому уровню перспектив его развития. На данный момент на премиум-класс приходится примерно три четверти рынка фитнес-услуг в денежном выражении.

Общероссийские тенденции направлены на создание в первую очередь фитнес-центров пре-миум-уровня, медленнее развиваются ниши среднего и экономкласса. Клубы в среднем ценовом диапазоне набирают свою популярность в течение последних лет. По данным исследования Reebok-Fitness, степень наполненности рынка фитнес-услуг этого сектора составляет 50-60%. При этом емкость и эластичность сегмента находится на достаточно высоком уровне. Сегодня именно в этом классе происходит основная конкурентная борьба за потребителя, поскольку средний ценовой диапазон предоставляет наибольшие возможности для расширения и освоения бизнеса.

Крупнейшими сетевыми игроками на рынке фитнес-услуг России являются: «Русская фитнес-группа», включающая в себя бренды WorldClass и «Физкульт»; Alex Fitness; Fitness House; X-Fit; Zebra; «Планета Фитнес». Лидирующую позицию на рынке занимает WorldClass. Первый клуб WorldClass открыли еще на территории Советского Союза в 1990 г. - этот факт дает право компании использовать рекламный слоган « Сеть фитнес-клу-бов № 1».

Немаловажно отметить принципы ценообразования в фитнес-индустрии, факторы появления « разовых» клиентов, а также причины популярности приобретения годового абонемента.

Идея использования годовых абонементов как системы членства в клубе впервые возникла на западном рынке. Сегодня там преобладает система автоматических ежемесячных платежей, в то время как в России все еще наиболее распространенной формой членства является покупка годового абонемента.

154 ♦-

Вестник СГСЭУ. 2019. № 1 (75) -♦

Система разовой годовой оплаты имеет свои преимущества. Для производителей услуг этот способ отличается простотой и удобством в плане управления продажами и их прогнозирования. Для потребителей услуг это простой, комфортный способ оплаты и еще один пункт, порождающий мотивацию.

В сфере фитнеса существует такой показатель, как процент продлений. В первую очередь его величина зависит от класса, в котором клуб осуществляет свою деятельность. В премиальном классе данный показатель располагается выше, а в эко-номклассе - ниже. Среднее значение процента продлений находится в пределах от 40 до 70%. Оно показывает количество человек, продливших свое членство еще на один год. Также у клубов существует так называемый «костяк приверженцев» -лояльные клиенты, предпочитающие данный клуб на протяжении многих лет.

Российская фитнес-индустрия на рынке услуг находится сравнительно недавно, около 25 лет, а такое направление, как «фитнес для всех», развивается последние 7-8 лет. Доля занимающегося населения в России составляет всего 2,5%. Однако эта доля увеличивается. Предполагается, что данный показатель к 2020 г. вырастет на 8%.

Согласно исследованиям РБК, объем рынка фитнес-услуг в 2016 г. составлял 109,9 млрд руб. в 2010 г. он составлял 36,6 млрд руб., что свидетельствует о четырехкратном увеличении показателей за шестилетний период. Тем не менее объемы рынка не достигли своего апогея и продолжают расти по сегодняшний день. Хочется отметить, что, несмотря на увеличение рынка, его темпы роста значительно замедлились. Темпы роста до финансового кризиса были стабильно высокими, составляли более 20% в год. Пик данного показателя пришелся на 2013 г. и был равен 28%. Спустя два года этот показатель сократился наполовину и в 2015 г. составил 14%. В 2016 г. он вновь сократился в два раза и набрал всего 8%, тем самым оказавшись самым низким показателем за рассматриваемый период времени. Снижение реальных доходов населения страны наложило отпечаток на индустрию фитнеса. Независимо от этого рынок продолжает расти, несмотря на негативное влияние кризиса. Прогнозируется увеличение темпов роста во всех сегментах: сетевые центры, большие одиночные компании, студии, групповой фитнес, он-лайн-фитнес.

На российском рынке фитнес-услуг существует сильная географическая диверсификация. Различают четыре основных направлений: Москва, с наиболее развитым рынком; Санкт-Петербург, с высоким показателем развития; города-миллионеры, с относительно слабым развитием в сфере фитнеса; другие города. Географическая структура рынка (в денежном выражении) на 2016 г. такова: на Москву и Московскую область приходится 46% от российского рынка фитнес-услуг, на втором месте располагается категория «другие города» - 23%,

на долю городов-миллионеров приходится 19%, Санкт-Петербург - 12%. Географический рынок очень неоднороден, однако доля Москвы постепенно снижается, в связи с кризисом данный процесс претерпел незначительное замедление.

Обобщив информацию, можно сделать вывод о том, что в настоящее время в России происходит массовое вовлечение населения в культуру фитнеса. Фитнес перестает быть услугой только для богатых и становится «фитнесом для всех».

С целью расширения доступности фитнес-услуг для населения следует активно развивать студийный формат, например небольшая студия йоги, танцев, а также создавать тренировки и программы, связанные с занятиями на открытом пространстве.

Отметим, что важными направлениями в деле массового привлечения населения к систематическим занятиям физическими упражнениями являются внедрение цифровых технологий в фитнес-индустрии и формирование сегмента онлайн-фит-неса, онлайн-программ и т.д.

Сравнительно новый и широко известный сценарий развития индустрии фитнеса в регионах - это франчайзинг. В регионах доля фитнес-центров, открытых по купленной франшизе, составляет около 25%. В условиях перенасыщенности столичного рынка фитнес-услуг франчайзинг может играть определяющую роль в развитии рынков регионов. Приобретение франшизы имеет свои преимущества на региональном рынке: известный бренд, лояльность арендодателей, оказание помощи франчайзером по многим вопросам, такие как поставка оборудования, квалификация персонала, организация продаж и т. д. К тому же франшизы обладают большим количеством инструментов для решения сопутствующих проблем, более эластичную систему образования цен, разработанную систему скидок, бонусов клубных карт. Все это позволяет при наименьших затратах достичь наилучшего результата и привлечь большее количество клиентов.

Существует ряд факторов, содействующих развитию рынка. К ним можно отнести: государственную политику в области спорта, направленную на пропаганду здорового образа жизни; популярность фитнеса, который приобретает статус всемирного тренда; маленькая доля проникновения услуг в сфере фитнеса на российский рынок (только 2,5% россиян занимаются спортом, когда в развитых странах показатель приближается к 15% занимающегося населения).

В настоящее время в крупных городах и регионах нашей страны активно развиваются сети фит-нес-клубов, где населению предлагаются различные виды физкультурно-оздоровительных занятий.

Сейчас фитнес превратился в единую концепцию, которая охватывает не только телесные движения, но и все, что может принести пользу телу человека. К нему относят тренировки сердечно-сосудистой системы под контролем, корректную технику дыхания, тренировки мышц, поддержива-

НБЫ1994-5094 ♦-

155 -♦

ющих осанку, что создает в том числе привлекательный внешний вид, тренировка гибкости и умения расслабляться, рациональное питание, обеспечивающее организм необходимой энергией.

Главной целью фитнеса является обеспечение физического и психического здоровья. Среди приобретенных качеств в фитнесе доминируют сила и гибкость с обязательным соблюдением оптимальной массы тела. Это основные черты всестороннего фитнеса.

Подводя итог, можно констатировать, что развитие доступных фитнес-услуг можно рассматривать не только как новое направление в оздоровительной физической культуре, но и как основное средство привлечения населения, особенно молодежи, к систематическим занятиям, что имеет большое значение для социально-экономического развития страны [6]. Сфера фитнес-услуг в XXI в. становится необходимой и обязательной составляющей всей системы физического воспитания населения и формирования культуры здоровья личности.

1. Васекин Ю.И., Коновалова М.П., Милехина И.А. Политика государства в области развития физической культу-

ры и спорта на современном этапе // Наука и общество. 2017. № 3 (29). С. 79-83.

2. Гарина О.Г., Милехина И.А., Кадушина В.А. Социально-экономическая значимость занятий физической культурой и спортом // Наука и общество. 2018. № 3 (32). С. 125-129.

3. КоноваловаМ.П., Милехина И.А., Гарина О.Г., Кадушина В.А., Черевишник Н.Н., Ерохина Н.А., Васекин Ю.И., Калмыков И.С. Повышение физического статуса студенческой молодежи на основе Всероссийского комплекса ГТО. Саратов, 2018.

4. КоноваловаМ.П., ШклярукВ.Я. Физическая культура в профессиональной подготовке студенческой молодежи. Саратов, 2018.

5. Милехин А.В., Милехина И.А. Здоровьесберегающая деятельность студенческой молодежи // Актуальные проблемы и перспективы развития физической культуры и спорта в высших учебных заведениях Минсельхоза России: сб. ст. по мат. Всерос. науч.-практ. конф. Саратов, 2016. С. 286-290.

6. Милехина И.А., Тарасов В.А. Фитнес-технологии в образовательном пространстве вуза // Фундаментальные и прикладные исследования в высшей аграрной школе. Саратов, 2014. С. 139-142.

7. Черевишник Н.Н., Ерохина Н.А. Социальные коммуникации в физической культуре и спорте // Наука и общество. 2018. № 3 (32). С. 137-142.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.