Научная статья на тему 'ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА В ПРОФИЛАКТИКЕ ГИПОКИНЕЗИИ'

ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА В ПРОФИЛАКТИКЕ ГИПОКИНЕЗИИ Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
220
30
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
физическая культура / гипокинезия / гиперкинезия / профилактика / physical culture / hypokinesia / hyperkinesia / prevention

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Бутенко Максим Владимирович, Матвейчук Николай Станиславович

Раскрыта роль физической культуры в профилактике гипокинезии. Классифицированы типы физически пассивных людей и представлены пути вовлечения их в занятия физической культурой. Определены типологические характеристики физически пассивных людей, особенности их производственных потребностей и этических отношений.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Бутенко Максим Владимирович, Матвейчук Николай Станиславович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PHYSICAL CULTURE IN THE PREVENTION OF HYPOKINESIA

The role of physical culture in the prevention of hypokinesia is revealed. Types of physically passive people are classified and ways of involving them in physical culture lessons are presented. The typological characteristics of physically passive people of a certain type of people, the features of production needs and ethical relations are determined.

Текст научной работы на тему «ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА В ПРОФИЛАКТИКЕ ГИПОКИНЕЗИИ»

УДК 796.011 DOI: 10.24412/2305-8404-2023-3-18-24

ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА В ПРОФИЛАКТИКЕ ГИПОКИНЕЗИИ

М.В. Бутенко, Н.С. Матвейчук

Раскрыта роль физической культуры в профилактике гипокинезии. Классифицированы типы физически пассивных людей и представлены пути вовлечения их в занятия физической культурой. Определены типологические характеристики физически пассивных людей, особенности их производственных потребностей и этических отношений.

Ключевые слова: физическая культура, гипокинезия, гиперкинезия, профилактика.

PHYSICAL CULTURE IN THE Бутенко Максим Владимирович, канд. пед.

PREVENTION OF HYPOKINESIA наук, доц., Butenkoagpu@gmail. com, Россия, Барнаул,

Алтайский государственный педагогический университет, Butenko M.V., candidate of pedagogical sci- Матвейчук Николай Станиславович, препо-

ences, associate professor, Butenkoagpu@ даватель, tanmaslennikov4@yandex.ru, Россия, Барнаул, gmail.com, Russia, Barnaul, Altai State Барнаульский юридический институт МВД России Pedagogical University,

M^veych^ N.S., teacher, ^te^4 Будущее любого государства на-

@yandex.ru, Russia, Barnaul, Barnaul Law r

Institute of the Ministry of Internal Affairs of прямую зависит от уровня физического

Russia здоровья его населения. В связи с этим

The role of physical culture in the prevention данному вопросу уделяется б°льш°е of hypokinesia is revealed. Types of physi- внимание со стороны различных госу-

cally passive people are classified and ways of дарственных и общественных структур.

involving them in physical culture lessons are

presented. The typological characteristics of Особому контролю подлежит здоровье

physically passive people of a certain type of подрастающего поколения. По сведениям

rod* the features of production needs and министерств образования и здравоохра-

ethical relations are determined.

нения численность потенциально здоро-

Key words: physical culture, hypokinesia, вых выпускников школ РФ колеблется от hyperkinesia, prevention.

10 до 15 %. Специалисты отмечают, что более 50 % подростков, окончивших школу, уже имеют по 2-3 хронических заболевания. Каждый третий выпускник имеет медицинские противопоказания для службы в армии и всего лишь 15 % из них можно считать практически здоровыми людьми [1].

Регулярный контроль со стороны органов здравоохранения за состоянием здоровья, физическим развитием обучающихся выявил ежегодное увеличение количества школьников со слабым иммунитетом и ухуд -шающимся здоровьем. Ежегодно при разделении школьников по группам здоровья для занятий физической культурой четверть учеников относится к специальной медицинской группе. Постоянно растет доля детей с нарушениями осанки, заболеваниями верхних дыхательных путей аллергического характера [2]. По мнению некоторых ученых, наблюдается ежегод -

ное ухудшение состояния здоровья детского населения и тенденции к его улучшению в течение последних лет не наблюдается [3].

У большинства современных детей наблюдается низкий уровень физической активности. Данные статистических исследований показывают, что лишь 50 % детей занимаются в спортивных секциях и клубах в свободное время на постоянной основе. Причем с увеличением возраста данный показатель снижается. У младших школьников он составляет 65-68 %, а к окончанию школы варьируется от 14 до 28 % [4].

Современные люди уже не мыслят свое существование без техники и результатов научных разработок, потому что они прочно внедрились в повседневную жизнь, делая ее комфортнее и проще.

Использование технических новинок, всевозможных гаджетов и разнообразных «умных примочек» обеспечивает развитие научно -технического прогресса.

Под научно-техническим прогрессом (НТП) понимается непрерывный процесс качественного совершенствования и количественного роста всех составляющих общественного производства - средств, предметов труда, работников производства, а также модернизация методов их соединения в производственных процессах на основе достижений науки, техники [5].

Гипокинезию следует считать одним из специфических последствий НТП. Это явление уже сейчас предстает существенным фактором био -логии человека. В ближайшем будущем, если не принять радикальных мер, ее влияние на здоровье и функциональную полноценность человека, по -видимому, станет решающим, а последствия - труднопредсказуемыми.

Обычно гипокинезию определяют как общий недостаток движений. При этом качественно необходимые движения не дифференцируются. Однако фактически каждый раз имеется в виду недостаток вполне орди -нарных движений, обеспечивающих необходимый уровень энергозатрат и соответствующее упражнение вегетативных систем. Изучение воздействия движений на опорно-двигательный аппарат обычно остается на втором плане. Причем, если и говорится о его тренировке, то ее средством служат, как правило, те же ординарные движения, только выполняемые в большем количестве. Данный аспект гипокинезии и ее компенсации с биологической точки зрения очень важен, но он не исчерпывает сущности гипокинезии как явления.

Другой существенный, но практически игнорируемый аспект гипокинезии - тотальное сокращение в двигательном режиме современного человека удельного веса движений большой и предельной амплитуды. Такие движения постепенно приобретают характер физиологического эксцесса, артефакта и на определенной стадии морфологического оформления небезопасны.

Между тем все крупные суставы человека в процессе эволюции формировались под мощным влиянием именно движений большой и предельной амплитуды. Об этом свидетельствуют, например, результаты измерения кривизны и разности дуг суставных поверхностей у новорожденных [6]. Хрящевые эпифизы были для наших предков лишь пластичной моделью будущих суставных поверхностей, кривизну и разность дуг кото -рых (основу гиперкинезии) можно значительно увеличить посредством естественной двигательной тренировки.

Справедливость этого утверждения подкрепляется данными, полученными при обследовании спортсменов высокого класса, начавших выполнять специализированную тренировку еще в детском возрасте [7]. Особенности индивидуальной двигательной практики - функциональная основа, которая определяет направление и степень адаптивных изменений суставного аппарата. Анализ этой взаимосвязи позволил в каждом кон -кретном сочленении выделить суставы гипер-, гипо- и нормокинетиче-ского типа [8].

Также известно, что с возрастом амплитуда движений во всех суставах человека постепенно и неуклонно снижается. Можно предположить, что это проявление возрастной инволюции обусловлено пространственным ограничением двигательной активности человека на протяжении онтоге -неза.

Физическое воспитание в нашей стране является объективным тре -бованием общественного развития. В последнее время к нему присоединяется все больше и больше жителей, но не все осознавали его огромную важность.

Исследователями не раз отмечалось, что гипокинезия - это актуальнейшая проблема жизнедеятельности человека. Несмотря на то, что было выдвинуто много предложений и разработаны различные методы изучения населения, на наш взгляд, это делается односторонне, без опоры на теоретические основы. Восполняя этот пробел, предлагаем классификацию типов физически пассивных людей и способы вовлечения их в занятия физкультурой.

Цель исследования - классифицировать типы физически пассивных людей и пути вовлечения их в занятия физической культурой.

Задачи исследования:

1) разработать классификацию типов физически пассивных людей;

2) исследовать пути вовлечения физически пассивных людей в за -нятия физической культурой.

Методика и организация исследования. В процессе исследования были опрошены жители ряда микрорайонов г. Барнаула (1000 человек) и проанкетированы (300 человек). Выборочная совокупность являлась репрезентативной по возрасту, полу, характеру работы участников иссле-

дования. Для обработки данных были использованы статистические методы исследования, включая факторный анализ по 23 показателям мотивации.

Результаты исследования и их обсуждение. Анализ полученных данных показал, что физическое бездействие людей обычно проявляется в пренебрежительном отношении их к физическим упражнениям (таблица).

Типологические особенности физически пассивных людей и пути вовлечения их в занятия физической культурой

Группа людей Типологические особенности Пути вовлечения в занятия

1-я Люди совершенно безразличны к физической подготовке, часто неправильно понимают небольшую пользу упражнений для здоровья человека, предпочитают проводить время в тишине и без физической активности. В основном это больные и физически слабые люди Пропагандистская и рекламная работа. Приведение примеров терапевтического воздействия физической культуры на здоровье человека. Хорошо организованная медицинская команда

2-я Люди, которые считают, что им не нужно заниматься спортом, они здоровы, и то, что они делают регулярно, служит достаточным упражнением, часто открыто выступают против спорта, находят это забавным Изменение обычного образа жизни. Участие в общественных работах по физическому воспитанию. Участие в соревнованиях комплекса ГТО

3-я Люди, которые знают лечебное влияние физической подготовки на здоровье человека, но практически ничего для этого не делают, любят заботиться о своем естественном здоровье, ловкости, силе и т. д. Занятие ритмом, организацией упражнений, участие в соревнованиях, что позволит продемонстрировать результаты физического воспитания на практике

4-я Люди, которые мало интересуются физической культурой, имеют слабую волю, являются творческими личностями, не верят в свои силы, просто достигают здорового эффекта Создание условий для участия в организационных мероприятиях по физическому воспитанию, формирование интереса к физическим упражнениям

5-я Люди, которые нерегулярно занимаются спортом, ленивы и легко привыкают к разнообразным красивым «системам» здо -ровья, являются поклонниками и «знатоками» спорта Концентрация внимания на физической форме и надежда на фанатизм болельщиков. Практика, руководитель группы медицинское обслуживание, помощник тренер и т. д.

Особенности таких взаимоотношений проявляются в несоответствии методов физического воспитания, эмоциональном дисбалансе, неучастии, безволии и лени, переходе к гипокинезии с приобретением устойчивого характера. Выделенные типологические характеристики физически неактивных людей свойственны определенному типу, особенностям производственных потребностей и этическим отношениям. На наш взгляд,

разработанную классификацию следует рассматривать как план работы по управлению населением в спортивно-оздоровительной деятельности.

Наряду с типологическими особенностями, определили основные способы вовлечения физически неактивных людей в деятельность групп. Эффективными способами применения этих методов оказались следую -щие:

1) беседы с реальными примерами (которые использовали в 52 % случаев);

2) педагогические требования (20 %);

3) организация педагогических ситуаций и т. д. (18 %)

Наиболее распространенной практикой является использование сразу нескольких методов (в 25-30 % случаев). Следует также учитывать, что различные педагогические методы, в том числе, педагогическое воздействие на физически неактивного человека (60 %), влияние методами пропаганды (25 %), использование данных медицинского обследования и информации из специальных тестов (13 %), плохое самочувствие (10 %) и т. д. способны оказать желаемое воздействие на определенную категорию людей.

Заключение. На основе результатов исследования можно констатировать, что необходимо создавать условия для систематических занятий физической культурой, где физически пассивные люди смогут удовлетво -рить свою естественную потребность в движениях. Важно, чтобы теоретические занятия чередовались с практическими, обеспечивая оптимальную физическую нагрузку. Кроме того, необходима организация спортивного пространства с учетом актуальных требований, укомплектование спортивных залов современными спортивными тренажерами, снарядами, инвентарем и т. д. В целом это создает условия для повышения мотивации к занятиям физической культурой и спортом. Смена умственной деятельности на физическую в рамках одного дня обеспечивает рациональное распределение нагрузки на формирующийся организм, положительно влияет физиологическое и психоэмоциональное состояние человека.

Популяризация здорового образа жизни будет способствовать формированию у людей потребности в самостоятельных занятиях физической культурой и спортом как на профессиональном, так и любительском уровне.

Требуется дополнительное время и усилия для решения изучаемых проблем. Однако уже понятно, что в действительности для физического развития людей недостаточно знаний о физическом воспитании или декларативного отношения к нему. В этом процессе необходимо непосредствен -ное и активное участие всех людей, чтобы на практике можно было реали -зовать их интеллектуальное и физическое развитие, повысить моральную и физическую составляющую, осуществлять целенаправленную подготовку к труду и защите Родины.

Список литературы

1. Попова Н.В. Двигательная активность обучающихся в педагоги -ческом колледже // Тенденции развития науки и образования. 2019. № 511. С. 82-85.

2. Щетинин П.В. Роль физического воспитания и занятия в спортивной секции детей дошкольного возраста // Молодежь - Барнаулу: сб. материалов XXI город. науч.-практ. конф. молодых ученых / гл. ред. Ю.В. Анохин. Барнаул: Изд-во АлтГУ, 2020. С. 482.

3. Попова Н.В., Тиканов А.О., Мышкина Е.В. Влияние режимов специальной физической подготовки на повышение антиортостатической устойчивости // Современные проблемы науки и образования. 2022. № 1. С. 19.

4. Губарева Н.В. Современные аспекты профессиональной подготовки учителей физической культуры // Актуальные вопросы физической культуры и спорта: сб. материалов XXIV Всерос. науч.-практ. конф., посвящ. памяти проф. Ю.Т. Ревякина. Томск: Изд-во ТГПУ, 2022. С. 247249.

5. Губарева Н.В. Физкультурно-оздоровительные технологии как средство повышения стрессоустойчивости студенческой молодежи // Современные вопросы биомедицины. 2021. Т. 5. № 4 (17). С. 1-9.

6. Бодюков Е.В., Бутенко М.В. Общие закономерности адаптации к мышечной нагрузке в процессе силовой подготовки студентов младших курсов вузов // Санаторно-курортное дело, сервис, туризм, культура: управление, опыт и проблемы развития: сб. материалов 2-й Междунар. конф. Минобразования РФ. Барнул: Изд-во АлтГТУ им. И.И. Ползунова, 2001. С. 99-102.

7. Тарасова О.А., Вегнер П.Г. Технологии формирования готовности будущего учителя к сохранению собственного здоровья // Глобальный научный потенциал. 2021. № 11 (128). С. 149-151.

8. Тарасова О.А., Козлова Н.Н., Линдт Т.А. Проектная задача как инструмент формирования здоровьесбьерегающих образовательных ком -петенций у студентов педагогического университета // Глобальный научный потенциал. 2022. № 11 (140). С. 196-198.

References

1. Popova N.V. Dvigatel'naya aktivnost' obuchayushchihsya v pedagogicheskom kolledzhe [Motor activity of students in the pedagogical college] // Tendencii razvitiya nauki i obrazovaniya [Trends in the development of science and education]. 2019. No. 51-1. P. 8285.

2. Shchetinin P.V. Rol' fizicheskogo vospitaniya i zanyatiya v sportivnoj sekcii detej doshkol'nogo vozrasta [The role of physical education and classes in the sports section of preschool children] // Youth - Barnaul: sat. materials XXI city. scientific-practical. conf. young scientists / ch. ed. Yu.V. Anokhin. Barnaul: AltGU Publishing House, 2020. P. 482.

3. Popova N.V., Tikanov A.O., Myshkina E.V. Vliyanie rezhimov special'noj fizi-cheskoj podgotovki na povyshenie antiortostaticheskoj ustojchivosti [Influence of special physical training regimes on the increase of antiorthostatic stability] // Sovremennye prob-lemy nauki i obrazovaniya [Modern problems of science and education]. 2022. No. 1. P. 19.

4. Gubareva N.V. Sovremennye aspekty professional'noj podgotovki uchitelej fizi-cheskoj kul'tury [Modern aspects of professional training of teachers of physical culture] // Actual issues of physical culture and sports: sat. materials XXIV All-Russian. scientific-practical. conf., dedicated memory of prof. Yu.T. Revyakin. Tomsk: TSPU, 2022. P. 247-249.

5. Gubareva N.V. Fizkul'turno-ozdorovitel'nye tekhnologii kak sredstvo povysheniya stressoustojchivosti studencheskoj molodezhi [Physical culture and health technologies as a means of increasing the stress resistance of student youth] // Sovremennye voprosy biomedi-ciny [Modern issues of biomedicine]. 2021. V. 5. No. 4 (17). P. 1-9.

6. Bodyukov E.V., Butenko M.V. Obshchie zakonomernosti adaptacii k myshechnoj nagruzke v processe silovoj podgotovki studentov mladshih kursov vuzov [General patterns of adaptation to muscle load in the process of strength training of undergraduate students] // Sanatorium business, service, tourism, culture: management, experience and development problems: sat. materials of the 2nd Intern. conf. Ministry of Education of the Russian Federation. Barnul: Publishing house of AltSTU im. I.I. Polzunova, 2001. P. 99-102.

7. Tarasova O.A., Vegner P.G. Tekhnologii formirovaniya gotovnosti budushchego uchitelya k sohraneniyu sobstvennogo zdorov'ya [Technologies for the formation of the future teacher's readiness to preserve their own health] // Global'nyj nauchnyj potencial [Global scientific potential]. 2021. No. 11 (128). P. 149-151.

8. Tarasova O.A., Kozlova N.N., Lindt T.A. Proektnaya zadacha kak instrument formirovaniya zdorov'esb'eregayushchih obrazovatel'nyh kompetencij u studentov pedagogi-cheskogo universiteta [Project task as a tool for the formation of health-saving educational competencies among students of the Pedagogical University] // Global'nyj nauchnyj potencial [Global scientific potential]. 2022. No. 11 (140). P. 196-198.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.