Научная статья на тему 'ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА В ФОРМИРОВАНИИ НРАВСТВЕННОГО ИДЕАЛА СТУДЕНЧЕСКОЙ МОЛОДЕЖИ'

ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА В ФОРМИРОВАНИИ НРАВСТВЕННОГО ИДЕАЛА СТУДЕНЧЕСКОЙ МОЛОДЕЖИ Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
144
29
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СТУДЕНТЫ / КУМИРЫ / НРАВСТВЕННОСТЬ / ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА И СПОРТ

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Усольцева С.Л.

В данной работе сделана попытка определения наличия кумиров среди студенческой молодежи и их влияния на формирование нравственности молодого поколения на примере студентов 13 курсов УрГУПС. Было зафиксировано наличие кумиров, особенно среди первокурсников. Степень воздействия на формирование нравственности оказалась достаточно высока, учитывая то количество респондентов, готовых поменять свой образ жизни, чтобы соответствовать своему кумиру. Учитывая данную потребность молодежи выбирать себе кумиров для подражания, по нашему мнению, необходимо заменить предполагаемых объектов с невысоким моральным и культурным уровнем на достойных духовно-нравственных лидеров. Одним из вариантов могут быть актуальными встречи, с действующими спортсменами или ветеранами спорта.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PHYSICAL CULTURE IN FORMATION OF THE MORAL IDEAL OF STUDENT YOUTH

In this article, the attempt is made to determine the presence of idols among the student youth and their influence on the formation of the morals of the younger generation on the example of students of the 1-3 courses of USUPES. The presence of idols was recorded, especially among the first-year students. The degree of influence on the formation of morality was quite high, given the number of respondents who are ready to change their lifestyle to match their idol. Given this need for young people to choose their idols for imitation, in our opinion, it is necessary to replace the alleged objects with a low moral and cultural level with worthy spiritual and moral leaders. One of the options may be actual meetings with the current athletes or sports veterans.

Текст научной работы на тему «ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА В ФОРМИРОВАНИИ НРАВСТВЕННОГО ИДЕАЛА СТУДЕНЧЕСКОЙ МОЛОДЕЖИ»

2. Галуцкая М.Ю. К вопросу о психодиагностике психологической готовности к личностному саморазвитию в юношеском возрасте / М.Ю. Галуцкая // Психология, социология и педагогика. - 2015. - № 1 (40). - С. 134-137.

3. Сперанская А.В. Исследование профессионально важных качеств сотрудников УИС / А.В. Сперанская // Ведомости Уголовно -исполнительной системы. - 2012. - № 2 (117). - С. 45-47.

REFERENCES

1. Balamut, A.N. (2013), Psychological preparation of employees of the penal system for action in extreme situations, Vologda

2. Galutskaya, M.Yu. (2015), "On the issue of psychodiagnosis of psychological readiness for personal self-development in adolescence", Psychology, sociology and pedagogy, No. 1 (40), pp. 134-137.

3. Speranskaya, A.V. (2012),"Study of the professionally important qualities of UIS employees", Bulletin of the Criminal Execution System, No. 2 (117), pp. 45-47.

Контактная информация: trunaa87@gmail.com

Статья поступила в редакцию 10.05.2021

УДК 372.879.6

ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА В ФОРМИРОВАНИИ НРАВСТВЕННОГО ИДЕАЛА

СТУДЕНЧЕСКОЙ МОЛОДЕЖИ

Светлана Леонидовна Усольцева, кандидат педагогических наук, доцент, Уральский государственный университет путей сообщения, Екатеринбург

Аннотация

В данной работе сделана попытка определения наличия кумиров среди студенческой молодежи и их влияния на формирование нравственности молодого поколения на примере студентов 13 курсов УрГУПС. Было зафиксировано наличие кумиров, особенно среди первокурсников. Степень воздействия на формирование нравственности оказалась достаточно высока, учитывая то количество респондентов, готовых поменять свой образ жизни, чтобы соответствовать своему кумиру. Учитывая данную потребность молодежи выбирать себе кумиров для подражания, по нашему мнению, необходимо заменить предполагаемых объектов с невысоким моральным и культурным уровнем на достойных духовно-нравственных лидеров. Одним из вариантов могут быть актуальными встречи, с действующими спортсменами или ветеранами спорта.

Ключевые слова: студенты, кумиры, нравственность, физическая культура и спорт.

DOI: 10.34835/issn.2308-1961.2021.5.p393-398

PHYSICAL CULTURE IN FORMATION OF THE MORAL IDEAL OF STUDENT

YOUTH

Svetlana Leonidovna Usoltseva, the candidate of pedagogical sciences, senior lecturer, Ural state University of Railway Transport, Yekaterinburg

Abstract

In this article, the attempt is made to determine the presence of idols among the student youth and their influence on the formation of the morals of the younger generation on the example of students of the 1-3 courses of USUPES. The presence of idols was recorded, especially among the first-year students. The degree of influence on the formation of morality was quite high, given the number of respondents who are ready to change their lifestyle to match their idol. Given this need for young people to choose their idols for imitation, in our opinion, it is necessary to replace the alleged objects with a low moral and cultural level with worthy spiritual and moral leaders. One of the options may be actual meetings with the current athletes or sports veterans.

Keywords: students, idols, morality, physical culture and sports.

Проблема нравственного воспитания современной молодежи на сегодняшний день стоит достаточно остро. При усилении процессов глобализации, интеллектуализации и

информатизации в современном обществе, его социальная организация происходит весьма формально. По мнению Н.В. Розенберг «... определяющую роль в социализации и формировании жизненных установок молодого поколения стали играть не семья и школа, и тем более, не государство, а средства массовой информации. Эта роль оказалась настолько велика, что используемые коммуникационные стратегии. практически сформировали шкалу ложных духовных ценностей.» [5]. Именно через СМИ молодежь получает основную информацию, формирует образы и идеалы для подражания.

В исследованиях Л.Н. Рыбаковой отмечено, что «.Экология молодого человека настолько «засорена» элементами криминала, нарушений общественной морали, личной безнравственности и безнаказанности девиантного поведения, что затруднено формирование ценностных ориентаций как устойчивых направлений в организации собственной жизни. В результате мы имеем толпу «звезд» и «икон» стиля, которые демонстрируют личный уровень потребления» [6].

В связи с этим возрастает необходимость актуализации нравственного воспитания на всех этапах непрерывного развития, в том числе и высшей школы.

Цель данной работы - определить возможности физической культуры при формировании нравственного выбора кумиров у студенческой молодежи.

Эмпирическую базу исследования составили студенты 1-3 курсов, обучающиеся в УрГУПС.

Нравственность в нашем понимании является ключевой характеристикой современного социума, оказывающая влияние на все социально-экономические процессы в стране. Заключительным этапом возможности организованного нравственного воспитания личности в образовательном пространстве является студенческий возраст.

Многочисленные исследования о влиянии СМИ на личность, в частности на молодежь показали, что такие возрастные периоды, как подростковый и ранней юности являются основными, когда идет максимальное увлечение просмотром различных программ в сети интернет и телевизоре. Общеизвестно, что есть факторы как способствующие развитию личности, так и препятствующие ее воспитанию. А компоненты сформированности нравственной культуры, такие как мировоззрение, культурные идеалы, интересы, мотивация, поведение формируются посредством целенаправленного воспитания и социально-психологического воздействия на индивида.

Согласно утверждению Э. Эриксона, личность в течение жизни переживает несколько психосоциальных кризисов. Ученым выделено восемь стадий развития показателей зрелой личности - «идентичности», характеризующимися решением возрастных и ситуативных задач. Одной из значимых он считает стадию пять (от 11 до 20 лет). В данный период происходит выбор подростком положительного или отрицательного образа для своего «Я» [7]. Если в это время происходит чрезмерное увлечение своими кумирами, то в дальнейшем это пагубно на развитии личности, ее ценностных ориентаций.

Показано, что именно просмотр кинофильмов и сериалов оказывают большое влияние на выбор идеала для подражания в данной возрастной группе. «Под влиянием средств массовой информации происходят изменения иерархии ценностных ориентаций молодежи - начинают доминировать индивидуальные ориентации - на отдых и развлечение» [1].

По мнению Целуйко В.М. молодые люди воспринимают происходящее с героями на экране за существующее реальное поведение между индивидами и усваивают их как нравственный опыт [1]. Учитывая огромное многообразие кинофильмов, исполнителей различных музыкальных направлений, с выбором кумира затруднений у юного поколения не возникает. Изменилось и само понимание понятия «кумир». Сегодня кумиром для молодежи является обычный человек, который смог быстро добиться материального благополучия, а не лучший образ для подражания.

Исходя из вышесказанного, нами было проведено исследование, направленное на определение наличия и влияния кумира среди студенческой молодежи. Испытуемым была предложена анкета, включающая в себя следующие вопросы:

1. Есть ли у вас кумир, на кого вы хотели бы быть похожим?

2. Этот образ для подражания является: реальным человеком; персонажем книги; анимационным персонажем; представителем масс-медиа - певец, актер; персонажем, живущим в интернет-пространстве - например, видео-блоггер.

3. Откуда вы получаете сведения о своем кумире?

4. Считаете ли вы, что ваше желание быть похожим на своего кумира оказывает на вас положительное воздействие?

5. Насколько увлечение кумиром способно отвлечь вас от реальной жизни?

6. В чем вы бы хотели подражать своему кумиру?

7. На что бы вы пошли в подражании своему кумиру?

8. Если кто-то плохо отзовется о вашем кумире, то вы..

9. Ощущаете ли вы, что вашим сознанием манипулируют?

На вопрос «Есть ли у вас кумир, на кого вы хотели бы быть похожим?» почти половина респондентов (20,6+25%) (рисунок 1)

подтвердила его наличие, причем у 25% из них было несколько кумиров одновременно. 54% сказали, что кумиров у них нет, в основном это оказались студенты 3 курса.

# Есть

# Нет никого

# У меня несколько образцов для подражания

Рисунок 1 - Есть ли у вас кумир, на кого вы хотели бы быть похожим?

Большинство респондентов (80%) ответили, что кумиром оказался реальный человек, еще 10% выбрали персонаж из книги, 7% - певцы и актеры, 3% --из интернет-сообществ. (рисунок 2).

# Реальным человеком

# Персонажем книги

# Анимационный персонаж Ф Представитель масс-медиа - певец,

актер

# Персонаж, существующий в интернет-пространстве - напр., видео-блоггер

80%

Рисунок 2 - Этот образ для подражания является:

На следующий вопрос «Откуда вы получаете сведения о своем кумире?» большинство опрошенных (86,7%) отметили интернет единственным источником получения информации о нем, затруднились с ответом 16,7% опрошенных.

На вопрос «Считаете ли вы, что ваше желание быть похожим на своего кумира» (рисунок 3) оказывает на вас положительное воздействие», максимальное количество студентов (76,7%) ответили положительно, еще 16,7% затруднились с ответом и отрицают влияние 6,6%.

• Да

• Нет

• Затрудняюсь ответить

Рисунок 3 - «Считаете ли вы, что ваше желание быть похожим на своего кумира оказывает на вас положительное воздействие?»

На вопрос «Насколько увлечение кумиром способно отвлечь вас от реальной жизни?» (рисунок 4) 53,3% анкетируемых ответили, что данное увлечение не оказывает никакого влияния на их реальную жизнь, 33,3% выделили, что занимаются сбором информации о кумире.

# Нет. я просто интересуюсь информацией о своем кумире

# Да, я трачу на это увлечение много своего времени

# Это увлечение не влияет на мою реальную жизнь

Рисунок 4 - Насколько увлечение кумиром способно отвлечь вас от реальной жизни?

И только 13,3% признали, что затрачивают большое количество времени, тратят на свое увлечение. Большинство студентов (72%) (рисунок 5) готовы изменить свой образ жизни, подражая своему кумиру.

0,6%

3,2% 5,0%

1,2%

сесть на диету посещать тренажерный зал достичь того же уровня образования подражать прическе, макияжу выражаться , как кумир изменить свой образ жизни

Рисунок 5 - На что бы вы пошли в подражании своему кумиру?

18% опрошенных хотели бы повторять выражения своего кумира. Еще 5% хотели бы достичь его уровня образования. Остальные выбранные варианты ответов незначительно отличаются друг от друга: 0,6% готовы сесть на диету, 3,2% посещать тренажерный зал, 1,2% подражать прическе и макияжу.

На вопрос «Если кто-то плохо отзовется о вашем кумире, то вы....» (рисунок 6.) 87% опрошенных отметили, что чужие негативные отзывы никак не повлияют на отношение к этому человеку.

На проявление агрессии в защиту своего кумира готовы только 2% респондентов, еще столько же поссорятся со своим оппонентом. 9% попробуют убедить своих оппонентов в его ошибочном мнении.

Манипулирования своим сознанием не заметили 55,2%, иногда ощущают 34,3%, постоянно ощущают 6% из опрошенных и затруднились с ответом 4,5% студентов (рисунок 7).

• Просто пожмете плечами - на ваше мнение это не повлияет никак

• Будете убеждать своего оппонента в его неправоте

• Поссоритесь с ним

• Будете отстаивать свое мнение о кумире кулаками

Рисунок 6 - «Если кто-то плохо отзовется о вашем кумире, то вы..»

# Нет. никогда ф Иногда ощущаю ф Да, ощущаю постоянно

# Затрудняюсь ответить

Рисунок 7 - Ощущаете ли вы, что вашим сознанием манипулируют?

Полученные результаты исследования показывают, что СМИ, в большей степени интернет, оказывают значительное влияние на молодежь, в том числе и на студентов вузов. Степень данного воздействия достаточно высока, учитывая то количество респондентов, готовых поменять свой образ жизни, чтобы соответствовать своему кумиру. Плохого в подражании своему кумиру ничего нет, молодые люди выбирают объекты для подражания в соответствии не только со своими ценностями, но и в силу «моды».

Исходя из этого, если создавать в образовательном пространстве необходимые условия для выбора «нужного» нравственного идеала, то это позволит в дальнейшем обеспечить формирование определенной системы ценностей, обогащения когнитивной и коммуникативной компетентности студента, его рефлексивного опыта и самореализации в общественной жизни».

Одним из средств совершенствования нравственной культуры по праву считается физическая культура. Она, как и другие составляющие культуры нашего общества направлена на развитие общечеловеческих ценностей, но при этом позволяет воздействовать на духовное и телесное совершенствование человека, по возможности устанавливая его ценностные ориентиры, нравственные поступки за счет исключительной функции объединения социального и биологического начал.

Во-первых, в процессе физического воспитания на развитие личности влияет та педагогическая среда, где студент приобретает личностный опыт в принятии самостоятельных решений, реализовывает рефлексию своих действий и т.д. [2, 3].

Во-вторых, во время занятий идет воспитание культуры и ценностного отношения к своему здоровью, а также духовное и телесное саморазвитие.

Учитывая также потребность молодежи выбирать себе кумиров для подражания, нужно заменить предполагаемых объектов с невысоким моральным и культурным уровнем на достойных духовно-нравственных лидеров. В рамках занятий по дисциплине физическая культура и спорт могут стать актуальными встречи, как личные, так и онлайн, с действующими спортсменами и ветеранами спорта. Подобные знакомства создадут идеальный образ кумира, что повысит значимость ценностную значимость психического и физического здоровья молодого поколения.

<

Г

ЛИТЕРАТУРА

1. Буренкова Е.В. Кумиры современной молодежи: факторы формирования имиджа / Е.В. Буренкова, О.П. Мыскина // Психология телесности: теоретические и практические исследования. -2008. - URL: https://psyjournals.ru/psytelesnost/issue/30453_full.shtml (дата обращения: 01.03.2021).

2. Мишнева С. Д. Темперамент и выбор амплуа в баскетболе / С. Д. Мишнева // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2021. - № 1 (191). - С. 248-253.

3. Могильников Ю.В. Исследование скоростно-силовых способностей волейболистов / Ю.В. Могильников // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2020. - № 10 (188). -С. 250-254.

4. Петченко, Т.С. Роль средств массовой информации в формировании ценностных ориен-таций современной российской молодежи : дис. ... канд. соц. наук / Петченко Татьяна Сергеевна. -Ставрополь, 2007. - 156 с.

5. Розенберг Н.В. Влияние средств массовой информации на образ жизни молодежи / Н.В. Розенберг // Электронный научный журнал «Наука. Общество. Государство». - 2015. - № 1 (9). -URL: https://esj.pnzgu.ru/files/esj.pnzgu.ru/rozenberg_nv_15_1_14.pdf (дата обращения: 01.01.2021).

6. Рыбакова Л.Н. Линия жизни молодого человека: ценностные ориентации и копинг-стратегии / Л.Н. Рыбакова // Ценности личности: сб. научн. тр. межд. науч.-практ. семинара Личность в современном мире: быть или казаться? Международной научной конференции Дулатовские чтения (Костанай, 2014г.) / отв.ред. П.Ф. Дик; науч. произв. журн. Наука: спец выпуск - Костанай; КИнЭУ, 2014. - С. 233-238.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

7. Эриксон Э. Идентичность: юность и кризис / Э.Эриксон. - Москва : Флинта, 2006.. -

342 с.

REFERENCES

1. Burenkova, E.V. and Myskina, O.P. (2008), "Idols of modern youth: factors of image formation", Psychology of corporeality: theoretical and practical studies, available at: https://psyjournals.ru/psytelesnost/issue/30453_full.shtml (accessed: 1 Marth 2021).

2. Mishneva, S.D. (2021), "Temperament and choice of role in basketball", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, No. 1 (191). pp. 248-253.

3. Mogilnikov, Yu.V. (2020) "Research of speed-power abilities of volleyball players", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, No. 10 (188). pp. 250-254.

4. Petchenko, T.S. (2007), The role of mass media in the formation of value orientations of modern Russian youth, dissertation, Stavropol.

5. Rosenberg, N.V. (2015), "Influence of mass media on the lifestyle of youth", Electronic scientific journal " Nauka. Society. State", No. 1 (9), available at: https://esj.pnzgu.ru/files/esj.pnzgu.ru/rozenberg_nv_15_1_14.pdf.

6. Rybakova, L.N. (2014), "Young person's life line: value orientations and coping strategies", The line of life of a young man: value orientations and coping strategies Personal Identity in the modern world: to be or to appear? International scientific conference Nauch. proc. journal. Nauka: special issue-Kostanay; KInEU, pp. 233-238.

7. Erikson, E. (2006), Identity: youth and crisis, Flinta, Moscow.

Контактная информация: atevss.75@mail.ru

Статья поступила в редакцию 21.04.2021

УДК 796.012.234

К ВОПРОСУ РАЗВИТИЯ ГИБКОСТИ

Ирина Мунировна Утяшева, старший преподаватель, Геннадий Константинович Хомяков, кандидат медицинских наук, Елена Николаевна Грицай, старший преподаватель, Иркутский национальный исследовательский технический университет

Аннотация

Гибкость - физическое качество, характеризующееся степенью подвижности звеньев опорно-двигательного аппарата и способностью выполнять движения с большой амплитудой. Поэтому,

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.