УДК 378.22
ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ
PHYSICAL EDUCATION IN CHILDREN OF PRIMARY SCHOOL AGE
WITH DISABILITIES
Дарищева Алина Владимировна
студент
Волгоградский государственный социально-педагогический университет
г. Волгоград, Россия Darishcheva Alina Vladimirovna
Student
Volgograd State Socio-Pedagogical University
Volgograd, Russia
Нагайцева Ирина Федоровна
кандидат педагогических наук, доцент Волгоградский государственный социально-педагогический университет
г. Волгоград, Россия Nagaytseva Irina Fedorovna cand. ped. sciences, associate Professor Volgograd State Socio-Pedagogical University
Volgograd, Russia
Аннотация. Статья посвящена вопросам развития и оздоровления детей младшего школьного возраста с ограниченными возможностями здоровья.
Abstract. The article is devoted to the development and improvement of children of primary school age with disabilities
Ключевые слова: физическая культура; ограниченная возможность здоровья;
Keywords: physical culture, limited ability of health
В коррекционной педагогике занятия физической культурой предполагают собой учебно-воспитательный процесс, в котором все внимание уделяется обучению двигательным действиям, и развитию физических качеств, а также на исправление двигательных нарушений. Игры занимают очень важное место в жизни ребенка. Почему? Все просто: подвижные игры расширяют двигательные возможности ребенка, улучшают его физическую подготовку, а удовлетворяют его потребность в общении, а также в эмоциональном взаимодействии друг с другом. В данной статье будет уделено внимание пользе подвижных игр во время занятий физической культурой для детей младшего возраста с ограниченными возможностями здоровья [1]
Как показывает практика, дети с ограниченными возможностями здоровья нуждаются в повышенной двигательной активности. Это не только позволяет исправить проблемы с моторикой, физическим развитием, но и помогает им социализироваться в обществе, а также способствует развитию в познавательном и эмоционально-волевом плане. [3]
Итак, как мы уже знаем, игра - это один из основных видов деятельности детей. В данном возрасте она является не только ведущей деятельностью, но и обязательным условием общего развития детей, важным фактором в их обучении и воспитании. Во время игры создаются нужные условия для того, чтобы формировалась личность ребенка. Важность и польза подвижных игр для ребенка очевидна и ее невозможно переоценить. Помимо психического развития, в первую очередь, ребенок развивается физически. Игры развивают в ребенке такие способности, как внимание, быстрота реакции, координация, а также тренируют силу и выносливость. [1]
Дело в том, что в процессе подвижных и спортивных игр используются такие естественные движения, как бег, ходьба, прыжки и лазание. Неоднократно замечено, что, играя, дети могут выполнить то, что в повседневной жизни для них может быть трудным и казаться совершенно неинтересным, именно благодаря этому при помощи игр легче преодолеть эмоциональные и психологические проблемы. [2]
Давайте более детально рассмотрим этот процесс. В процессе игры происходит быстрая смена различных игровых ситуаций, которая повышает подвижность нервных процессов, скорость реакции и повышает требования к нестандартности действий, тем самым вынуждая детей мыслить быстрее, реагировать на то, как действуют ребята вокруг них и приспосабливаться к текущей ситуации. Ребенку, занятому подвижной игрой, приходится выбирать именно то действие, которое может привести его к успеху. Тем самым, чем более разнообразной будет информация, поступающая ребенку в мозг, тем более активно будут включаться психические процессы. Именно отсюда следует тот факт, что игры развивают в ребенке с ограниченными возможностями здоровья такие способности, как восприятие, мышление, воображение, моторика и внимание.
Но не стоит забывать, что подвижные игры так же развивают ребенка физически.[2] Ловкость, выносливость, гибкость и сила. Все эти способности развиваются во время физической активности ребенка. Неудивительно, что игра - весьма эффективное средство развития двигательных качеств детей. Оздоровительный эффект игр трудно недооценить, поскольку детский организм в это время естественным образом мобилизуется и также естественным образом отдыхает.
Для учителя физической культуры, работающего с группой детей со сколиотическими заболеваниями, главное - искать и находить те комплексы упражнений, подвижные игры, которые показаны для его подопечных с разными степенями проявления болезни. [1] Все методики и комплексы, игры упражнений можно условно отнести к корригирующим, ассиметричным и симметричным. Корригирующие упражнения максимально мобилизуют позвоночник и одновременно "разгружают" его, корректируют дугу искривления, их часто сочетают с дыхательной гимнастикой. К примерам корригирующих упражнений, рекомендованных для больных сколиозом 1-2 степени, можно отнести все упражнения, из исходного положения, стоя, сидя и лежа связанные с вытяжением позвоночника, с различными исходными положениями рук и ног. Для таких детей подойдут такие игры как: «послушный мяч», «тише едешь -дальше будешь» Чтобы подобрать эффективные корригирующие упражнения
надо учитывать тип сколиоза, другие заболевания ребенка, подготовленность учащегося к тем ли иным физическим нагрузкам, развитие и силу мышц, и выносливость. [2]
С целью изучения уровня развития силы, выносливости детей с нарушение опорно- двигательного аппарата, было проведено исследование, в котором принимали участие дети 2 класса (2 класса по 12 человек). Один класс занимался по предложенной нами методике. В начале исследования, показатели развития силы и выносливости у детей был ниже среднего.
Для развития силы и выносливости были подобраны следующие подвижные игры: «Дни недели», «послушный мяч» «запрещенный цвет», которые направлены на расслабление позвоночника. [2]
Анализ результатов показал, что в классе, где дети занимались с использованием предложенных нами игр, а также разработанным комплексом упражнений, включающих корригирующую гимнастику, значительно повысился уровень развития силы и выносливости.
Итак, подвижные игры для детей с ограниченными возможностями здоровья имеют очень важное значение. Подобные занятия оказывают положительный эффект на здоровье ребенка, что очень важно. Игры помогают детям сформировать себя психически, развивать в себе такие важные качества как: моторика, мышление, восприятие, внимание и пр. Игры помогают детям с ОВЗ не отставать в физическом плане от детей, у которых нет ограничений по здоровью, а также развивать в себе силы, выносливость, гибкость и скорость. [3] Далеко не последнюю роль играет и тот факт, что занятия физкультурой с участием подвижных игр способствуют развитию в детях социально-нравственных качеств: доброта, уверенность в себе, отзывчивость, честность и желание помогать друг другу. Исходя из этого можно сделать следующее заключение: подвижные игры - это необходимая составляющая для детей младшего возраста с ОВЗ во время занятий физкультурой, ввиду огромной пользы для детского организма.
Литература
1. Бальсевич В. К. Перспективы развития общей теории и технологий спортивной подготовки и физического воспитания (методологический аспект) // Теория и практика физической культуры. 2ÜÜB. №4. С. 21.
2. Подвижные игры в терапии больных и ослабленных детей. 2-е изд., перераб.и доп. М. : Медицина, 19B7. 2Ü4 с.
3. Минбулатов В. М., Железняк В. М. Теория и методика обучения предмету «Физическая культура» : учебное пособие. М. : Академия, 2ÜÜ4. 275 с.
References
1. Prospects of development of the General theory and technologies of sports training and physical education (methodological aspect) [Text]: /Balsevich, V. K. Balsevich // Theory and practice of physical cutture.. — №4. — M: SIC, 2ÜÜB. — 21C.
2. Outdoor games in therapy of sick and weakened children [Text]: /. — 2nd ed.,Rev. and DOP. — M: Medicine, 19B7. — 2Ü4s.
3. Minbulatov, V. M. Theory and methods of teaching the subject "Physical culture" [Text] // Vu. DZheleznyak, V. M. Minbulatov. — textbook. — M: Academy, 2ÜÜ4. — 275 s.