Научная статья на тему 'Физическая культура у детей младшего школьного возраста с ограниченными возможностями здоровья'

Физическая культура у детей младшего школьного возраста с ограниченными возможностями здоровья Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
172
24
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Наука-2020
Область наук
Ключевые слова
ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА / ОГРАНИЧЕННАЯ ВОЗМОЖНОСТЬ ЗДОРОВЬЯ / PHYSICAL CULTURE / LIMITED ABILITY OF HEALTH

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Дарищева Алина Владимировна, Нагайцева Ирина Федоровна

Статья посвящена вопросам развития и оздоровления детей младшего школьного возраста с ограниченными возможностями здоровья.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Дарищева Алина Владимировна, Нагайцева Ирина Федоровна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PHYSICAL EDUCATION IN CHILDREN OF PRIMARY SCHOOL AGE WITH DISABILITIES

The article is devoted to the development and improvement of children of primary school age with disabilities.

Текст научной работы на тему «Физическая культура у детей младшего школьного возраста с ограниченными возможностями здоровья»

УДК 378.22

ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ

PHYSICAL EDUCATION IN CHILDREN OF PRIMARY SCHOOL AGE

WITH DISABILITIES

Дарищева Алина Владимировна

студент

Волгоградский государственный социально-педагогический университет

г. Волгоград, Россия Darishcheva Alina Vladimirovna

Student

Volgograd State Socio-Pedagogical University

Volgograd, Russia

Нагайцева Ирина Федоровна

кандидат педагогических наук, доцент Волгоградский государственный социально-педагогический университет

г. Волгоград, Россия Nagaytseva Irina Fedorovna cand. ped. sciences, associate Professor Volgograd State Socio-Pedagogical University

Volgograd, Russia

Аннотация. Статья посвящена вопросам развития и оздоровления детей младшего школьного возраста с ограниченными возможностями здоровья.

Abstract. The article is devoted to the development and improvement of children of primary school age with disabilities

Ключевые слова: физическая культура; ограниченная возможность здоровья;

Keywords: physical culture, limited ability of health

В коррекционной педагогике занятия физической культурой предполагают собой учебно-воспитательный процесс, в котором все внимание уделяется обучению двигательным действиям, и развитию физических качеств, а также на исправление двигательных нарушений. Игры занимают очень важное место в жизни ребенка. Почему? Все просто: подвижные игры расширяют двигательные возможности ребенка, улучшают его физическую подготовку, а удовлетворяют его потребность в общении, а также в эмоциональном взаимодействии друг с другом. В данной статье будет уделено внимание пользе подвижных игр во время занятий физической культурой для детей младшего возраста с ограниченными возможностями здоровья [1]

Как показывает практика, дети с ограниченными возможностями здоровья нуждаются в повышенной двигательной активности. Это не только позволяет исправить проблемы с моторикой, физическим развитием, но и помогает им социализироваться в обществе, а также способствует развитию в познавательном и эмоционально-волевом плане. [3]

Итак, как мы уже знаем, игра - это один из основных видов деятельности детей. В данном возрасте она является не только ведущей деятельностью, но и обязательным условием общего развития детей, важным фактором в их обучении и воспитании. Во время игры создаются нужные условия для того, чтобы формировалась личность ребенка. Важность и польза подвижных игр для ребенка очевидна и ее невозможно переоценить. Помимо психического развития, в первую очередь, ребенок развивается физически. Игры развивают в ребенке такие способности, как внимание, быстрота реакции, координация, а также тренируют силу и выносливость. [1]

Дело в том, что в процессе подвижных и спортивных игр используются такие естественные движения, как бег, ходьба, прыжки и лазание. Неоднократно замечено, что, играя, дети могут выполнить то, что в повседневной жизни для них может быть трудным и казаться совершенно неинтересным, именно благодаря этому при помощи игр легче преодолеть эмоциональные и психологические проблемы. [2]

Давайте более детально рассмотрим этот процесс. В процессе игры происходит быстрая смена различных игровых ситуаций, которая повышает подвижность нервных процессов, скорость реакции и повышает требования к нестандартности действий, тем самым вынуждая детей мыслить быстрее, реагировать на то, как действуют ребята вокруг них и приспосабливаться к текущей ситуации. Ребенку, занятому подвижной игрой, приходится выбирать именно то действие, которое может привести его к успеху. Тем самым, чем более разнообразной будет информация, поступающая ребенку в мозг, тем более активно будут включаться психические процессы. Именно отсюда следует тот факт, что игры развивают в ребенке с ограниченными возможностями здоровья такие способности, как восприятие, мышление, воображение, моторика и внимание.

Но не стоит забывать, что подвижные игры так же развивают ребенка физически.[2] Ловкость, выносливость, гибкость и сила. Все эти способности развиваются во время физической активности ребенка. Неудивительно, что игра - весьма эффективное средство развития двигательных качеств детей. Оздоровительный эффект игр трудно недооценить, поскольку детский организм в это время естественным образом мобилизуется и также естественным образом отдыхает.

Для учителя физической культуры, работающего с группой детей со сколиотическими заболеваниями, главное - искать и находить те комплексы упражнений, подвижные игры, которые показаны для его подопечных с разными степенями проявления болезни. [1] Все методики и комплексы, игры упражнений можно условно отнести к корригирующим, ассиметричным и симметричным. Корригирующие упражнения максимально мобилизуют позвоночник и одновременно "разгружают" его, корректируют дугу искривления, их часто сочетают с дыхательной гимнастикой. К примерам корригирующих упражнений, рекомендованных для больных сколиозом 1-2 степени, можно отнести все упражнения, из исходного положения, стоя, сидя и лежа связанные с вытяжением позвоночника, с различными исходными положениями рук и ног. Для таких детей подойдут такие игры как: «послушный мяч», «тише едешь -дальше будешь» Чтобы подобрать эффективные корригирующие упражнения

надо учитывать тип сколиоза, другие заболевания ребенка, подготовленность учащегося к тем ли иным физическим нагрузкам, развитие и силу мышц, и выносливость. [2]

С целью изучения уровня развития силы, выносливости детей с нарушение опорно- двигательного аппарата, было проведено исследование, в котором принимали участие дети 2 класса (2 класса по 12 человек). Один класс занимался по предложенной нами методике. В начале исследования, показатели развития силы и выносливости у детей был ниже среднего.

Для развития силы и выносливости были подобраны следующие подвижные игры: «Дни недели», «послушный мяч» «запрещенный цвет», которые направлены на расслабление позвоночника. [2]

Анализ результатов показал, что в классе, где дети занимались с использованием предложенных нами игр, а также разработанным комплексом упражнений, включающих корригирующую гимнастику, значительно повысился уровень развития силы и выносливости.

Итак, подвижные игры для детей с ограниченными возможностями здоровья имеют очень важное значение. Подобные занятия оказывают положительный эффект на здоровье ребенка, что очень важно. Игры помогают детям сформировать себя психически, развивать в себе такие важные качества как: моторика, мышление, восприятие, внимание и пр. Игры помогают детям с ОВЗ не отставать в физическом плане от детей, у которых нет ограничений по здоровью, а также развивать в себе силы, выносливость, гибкость и скорость. [3] Далеко не последнюю роль играет и тот факт, что занятия физкультурой с участием подвижных игр способствуют развитию в детях социально-нравственных качеств: доброта, уверенность в себе, отзывчивость, честность и желание помогать друг другу. Исходя из этого можно сделать следующее заключение: подвижные игры - это необходимая составляющая для детей младшего возраста с ОВЗ во время занятий физкультурой, ввиду огромной пользы для детского организма.

Литература

1. Бальсевич В. К. Перспективы развития общей теории и технологий спортивной подготовки и физического воспитания (методологический аспект) // Теория и практика физической культуры. 2ÜÜB. №4. С. 21.

2. Подвижные игры в терапии больных и ослабленных детей. 2-е изд., перераб.и доп. М. : Медицина, 19B7. 2Ü4 с.

3. Минбулатов В. М., Железняк В. М. Теория и методика обучения предмету «Физическая культура» : учебное пособие. М. : Академия, 2ÜÜ4. 275 с.

References

1. Prospects of development of the General theory and technologies of sports training and physical education (methodological aspect) [Text]: /Balsevich, V. K. Balsevich // Theory and practice of physical cutture.. — №4. — M: SIC, 2ÜÜB. — 21C.

2. Outdoor games in therapy of sick and weakened children [Text]: /. — 2nd ed.,Rev. and DOP. — M: Medicine, 19B7. — 2Ü4s.

3. Minbulatov, V. M. Theory and methods of teaching the subject "Physical culture" [Text] // Vu. DZheleznyak, V. M. Minbulatov. — textbook. — M: Academy, 2ÜÜ4. — 275 s.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.