УДК 378.037.1 А.С. ПАРФЕНОВ
кандидат педагогических наук, доцент, кафедра физической культуры, Госуниверситет - УНПК Е-таИ:раг/епоуа2014@Из1.ги
UDC 378.037.1 A.S. PARFENOV
Candidate of Pedagogics, Associate Professor, Department of physical education, State University-ESPC Е-mai¡:parfenova2014@¡ist.ru
ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА ПРОФИЛИРОВАННОГО ОБРАЗОВАНИЯ В УСЛОВИЯХ ТЕХНИЧЕСКОГО ВУЗА PHYSICAL CULTURE OF PROFILED EDUCATION IN THE TECHNICAL UNIVERSITY
Физическое воспитание в вузах является неотъемлемой частью образования. От качества организации и проведения занятий со студентами зависит уровень их физической подготовленности и здоровья, а также отношение к физической культуре по окончании высших учебных заведений. Анализ реального состояния дел в физическом воспитании студентов даёт основание полагать, что эффективность этого процесса далека от желаемой.
Ключевые слова: модуль, студент, программа, рейтинг, тестирование, спорт, результат.
Physical education in universities is an integral part of education. The quality of organization and conduct of classes with students depends on the level of their physical fitness and health, as well as the attitude to physical culture at the end of higher education. The analysis of the real state of affairs in students" physical education suggests that the efficiency of this process is far from desirable.
Keywords: the module, the student, the program, rating, testing, sports, result.
Признаны в федеральном государственном образовании новые стандарты, обеспечивающие дальнейшее развитие уровневого высшего профессионального образования с учетом выбора рынка труда. Рынки труда, работодатели, общественное мнение, академические сообщества побуждают к разработке новых образовательных программ. Будущий специалист должен быть компетентен не только в области своей профессии, но и обладать динамичной совокупностью знаний, умений, навыков, способностей, ценностей и высоким уровнем физической культуры, необходимыми для эффективной профессиональной и социальной деятельности [2,3]. Физическое воспитание в вузах является неотъемлемой частью образования. От качества организации и проведения занятий со студентами зависит уровень их физической подготовленности и здоровья, а также отношение к физической культуре по окончании высших учебных заведений. Анализ реального состояния дел в физическом воспитании студентов даёт основание полагать, что эффективность этого процесса далека от желаемой [7]. Разработка современной образовательной программы для различных профессий должна учитывать системный организованный комплекс учебно-методических документов разного уровня, регламентирующий цели, ожидаемые результаты, содержание и реализацию образовательного процесса по заданному направлению подготовки специалиста [9]. По мнению Бальсевича В. К. и Кряжева В. Д., сегодня психосоматическое здоровье влияет на успешность учебной и трудовой деятельности, на отношение в семье и коллективе, на стабильности настроения и жизнеспособности личности [1,6]. Анализ
многочисленных литературных данных и собственный многолетний опыт педагогической деятельности свидетельствуют о том, что в системе профессионального образования остается ряд неразрешенных вопросов и проблем. Так, наряду со многими позитивными моментами «Примерная учебная программа для высших учебных заведений по физической культуре» имеет, к сожалению, и слабые стороны. Структура и содержание этой программы практически не учитывают возможность использования в полном объеме средств и методов физической культуры и спорта среди студентов старших курсов, выпускников вуза и слушателей факультета повышения квалификации врачей (ФПК и ППС). Сегодня система инженерного обучения предполагает наличие плановых теоретических и практических знаний по физической культуре с будущими инженерами только на этапах довузовской и вузовской подготовки (1-2 курс). На 3-4 курсах - факультатив (свободное посещение, занимаются 18-20% от общего количества студентов). На старших курсах (5-6) и этапе последипломного образования занимаются самостоятельно физическими упражнениями 4-6 %. У слушателей ФПК и ППС процесс воспитания физической культуры полностью отсутствует. Такое состояние в системе физического воспитания не позволяет в полном объеме использовать педагогические меры для достижения должного уровня физической культуры и объективной психофизической готовности молодого специалиста к профессиональной деятельности. Проектирование государственных образовательных стандартов высшего профессионального образования нового поколения для каждой специально-
© А. С. Парфенов © A.S. Parfenov
Ученые записки Орловского государственного университета. №6 (69), 2015 г. Scientific notes of Orel State University. Vol. 6 - no. 69. 2015
сти требует разработки профилированных модулей обучения. Модуль должен предполагать содержательное, методическое, организационное, оценочное, технологическое и временное единство, имеющее как дисциплинарный, так и междисциплинарный характер [8].
МЕТОДИКА. Исследования включали в себя: анкетирование; обзор литературы; изучение режима труда и отдыха студентов, аспирантов, слушателей ФПК и III 1С, хронометраж и педагогический эксперимент. На кафедрах физической культуры были разработаны профилированные учебные модули. Исследования проводились в течение трех лет на базе Госуниверситета -УНПК города Орла.
ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ ЧАСТЬ. В исследованиях участвовало более 300 человек. Цель исследования заключалась в разработке и внедрении в педагогический процесс подготовки специалиста профилированных учебных модулей по воспитанию профилированной физической культуры личности инженера. В образовательной системе вуза учебный модуль определялся как основная организационно-содержательная единица (комплекс учебных занятий), охватывающая учебный материал, имеющая относительно самостоятельное значение в разделе курса «Физическая культура». Основу модуля составляют параметры, которые образуют схему профессиональной психофизической подготовки. К основным параметрам относятся: мониторинг и коррекция.
Схема подготовки включала в себя следующие виды модулей:
- входной (стартовый), который проводился с целью проверки исходных данных по физической подготовленности студента, его соответствия требованиям базисной программы;
- рубежный (промежуточный), который проводился с целью оценки уровня физической подготовки, умений и навыков студента;
- выходной - результат аттестации на окончательном этапе изучения и совершенствования дисциплины.
Главным методом оценки и контроля было тестирование студентов на всех этапах освоения модулей, по всем разделам программы физической культуры. Контрольные тесты разрабатываются, исходя из требований программы, их значимости и связи с профессиональной деятельностью будущего специалиста. Тесты оцениваются в баллах, соответствующих их приоритетной значимости. Учитывается тест «нулевой цикл» развития физических качеств, с которым студенты поступили в университет. К сдаче теста допускаются лица, прошедшие медицинский осмотр и посетившие не менее 60 % занятий каждого модуля.
Содержание модулей в многоуровневой системе подготовки инженера постоянно обновляются, в выходном модуле они соответствуют базисной программе и отвечают квалификационной характеристике выпускаемого специалиста и требованиям ГОСТа. После сдачи очередного модуля каждому студенту в учебном журнале практических занятий регистрируется результат сда-
чи и оценка в баллах. В начале учебного года кафедра разрабатывает модульные ориентиры в пределах объёма учебных часов, определённых рабочим учебным планом по факультетам вуза. Графики сдачи студентами тестирования согласовываются с деканами факультетов и утверждаются на заседании кафедры. Для каждого в конце учебного года определялся общий и творческий рейтинг. Творческий рейтинг - составная часть общего рейтинга, представляет собой результат выполнения студентом индивидуального, творческого отношения к дисциплине «Физическая культура»: участие в соревнованиях, выполнение норм спортивных разрядов, выполнение индивидуальных самостоятельных заданий. При расчёте часов, отведённых на модуль, общее количество часов на семестр делится на количество модулей (не более 3-х), остаток от деления прибавляется к рубежному модулю. Модуль считается сданным, если студент получил не менее 60 % баллов от их максимально возможного количества. Сведения о ликвидации задолженности по предыдущему модулю представляются в деканат при сдаче очередного модуля. В конце семестра на основе данных поэтапного контроля сдачи модулей суммируются баллы входного, рубежного, творческого рейтинга, принимается решение о сдаче тестов выходного контроля. Если сумма баллов составляет более 60 % от максимального рейтинга дисциплины, то по усмотрению преподавателя студенту может быть поставлен зачёт без сдачи тестов выходного контроля, добавляются поощрительные баллы 30 % от общего рейтинга дисциплины. Если студент набрал в течение семестра от 40 % до 60 % баллов от максимального рейтинга, то он должен сдавать тесты выходного контроля. При занесении в журнал или зачётку результатов сдачи зачёта рядом с результатом зачёта в скобках проставляется итоговый рейтинг в баллах, который приводится в соответствие с количеством учебных часов. На основе результатов сдачи модулей можно сравнить подготовленность как отдельных студентов, так и учебных групп в целом, проводить отбор студентов для занятий тем или иным видом спорта, вносить наиболее обоснованные индивидуальные и групповые корректировки в планы занятий с целью успешного выполнения требований государственной программы и ГОСТа.
РЕЗУЛЬТАТЫ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ. Педагогический эксперимент подтвердил то, что по мере увеличения стажа занятий по профилированным учебным модулям число лиц в группе педагогического эксперимента с высоким уровнем функционального состояния нарастает: от 80 до 92% (соответственно при стаже занятий до 1 года, 3 года и более). Полученные данные в группе педагогического эксперимента свидетельствуют о том, что рассматриваемые характеристики функционального состояния организма улучшились уже к концу 3-го курса на 17,2% (различия статистически достоверны, Р<0,001). В начале 4-го курса, по сравнению с предыдущим этапом исследования, произошло снижение результатов теста, но разница была статистически не значима (Р>0,05). К концу 4-го курса показатели
корректурной пробы, по сравнению с данными начала эксперимента, выросли на 3,8% (Р>0,05), а по сравнению от исходного уровня - на 17,9% (Р<0,001). В контрольной группе сравнения на этапе последипломного и дополнительного образования у респондентов выявлено статистически значимое снижение когнитивных психических функций (на 6% по сравнению с концом 6-го курса, Р<0,05), а в конце - дальнейшее ухудшение данных теста (на 7,5% по сравнению с предыдущим обследованием, Р<0,05). Кроме того, у лиц, обучающихся по рабочей программе физической культуры, по сравнению с достигнутым уровнем устойчивости внимания и скорости переработки информации на 4-ом курсе, ре-
зультаты пробы снизились на 13,1% (различия статистически достоверны, Р<0,001).
ВЫВОДЫ
1. Применение экспериментальных учебных модулей профилированной физической культуры в профессиональной подготовке инженера позволяет целенаправленно развивать прикладные психофизические качества, а также совершенствовать их до оптимального уровня, который не всегда достигается в ходе естественной адаптации.
2. Результаты проведенного исследования дали нам возможность подготовить и опубликовать учебно-методическое пособие.
Библиографический список
1. Бальсевич В.К. Онтокинезиология человека //Теория и практика физической культуры. 2000. 275 с.
2. Болонский процесс: поиск общности европейских систем высшего образования (проект TUNING) /Под ред. д-ра пед. наук, проф. В.И. Байденко. М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 2006. 211 с.
3. Болонский процесс: середина пути /Под ред. д-ра пед. наук, проф. В.И. Байденко. М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, Российский Новый Университет, 2005. 379 с.
4. Дубровский В.И. Главные факторы здоровья. Валеология. Здоровый образ жизни М.: КЕТОКПСА-А: Флинта, 1999, С.29-41.
5. КабаргинБ.А. Производственная физическая культура: методика самостоятельного освоения /Б.А. Кабаргин, Е.В. Харламов //Физическая культура, спорт, туризм в профессиональном образовании и здоровом образе жизни студентов: Сб. науч. тр. Ростов-на-Дону: РГЭА, 1999. С. 31-33.
References
1. Balsevich V. K. Ontokineziology of the person / V. K. Balsevich//Theory and practice of physical culture. 2000. 275 p.
2. Bologna Process: search of a community of the European systems of the highest an obrazovakniya (TUNING project) / Under edition of the Doctor of pedagogical sciences, professor V. I. Baydenko. M.: Research center of problems of quality of training of specialists, 2006. 211 p.
3. Bologna Process: the middle of the way / Under edition of the Doctor of pedagogical sciences, professor V. I. Baydenko. M.: Research center of problems of quality of preparation of spektsialist, Russian New University, 2005. 379 p.
4. Dubrovsky V. I. Main factors of health. Valueology. Healthy lifestyle / V. I. Dubrovsky. M.: KETOKPSA-A: Flint, 1999. Pp 29-41.
5. Kabargin B. A. Productive physical culture: a technique of independent mastering / B. A. Kabargin, E.V. Kharlamov//Physical culture, sport, tourism in professional education and a healthy lifestyle of students: Collection of scientific works. Rostov-on-Don: RGEA, 1999. Pp. 31-33.