Научная статья на тему 'Физическая культура как средство гармоничного развития способностей детей'

Физическая культура как средство гармоничного развития способностей детей Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
948
112
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДВИГАТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ФИЗИЧЕСКАЯ АКТИВНОСТЬ / ФОРМИРОВАНИЕ ЛИЧНОСТИ / ЗДОРОВЬЕСБЕРЕЖЕНИЕ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Попович Алексей Петрович

Двадцать первое столетие выдвигает абсолютно новые задачи перед педагогической общественностью в воспитании современного человека. Но было бы полным заблуждением мнение о том, что освоение ребенком школьной программы, а в дальнейшем и образовательные и профессиональные стандарты ФГОС 3+, удовлетворяет требованиям государства в этой сфере. Педагоги, преподаватели прекрасно понимают, что проблема повышения качества образовательной и профессиональной подготовки кроются не только в освоении программ этого уровня. На мой взгляд, если подходить комплексно, львиная доля успеха любой государственной программы, законодательной инициативы, успешность в реализации, во многом зависят от семейного воспитания и дошкольного образования ребенка. И когда дети идут в школу, у них уже сформированы приоритеты, по дисциплинам, значимости, на основе родительских предпочтений. В этой связи интересное исследование провели в Нижнем Тагиле, о чем с нами поделилась г-жа Касаткина Г.М. На вопрос «Сколько времени в неделю занимаются активно физической культурой и спортом?» только 1.9% из опрошенных назвали необходимый двигательный баланс равный восьми часам в неделю. А на вопрос «Признаете ли вы, что физическая культура и спорт имеет большое значение для гармоничного развития вашего ребенка?» утвердительно ответили 97% родителей. При этом 42% никогда не занимаются физическими упражнениями с детьми, наверное, предполагая, что «школа» скорректирует изъяны семейного воспитания. К сожалению, далеко не всегда это удается. Именно об этом этапе жизнедеятельности человека, в период пребывания ребенка в дошкольном образовательном учреждении, мне хотелось бы поговорить и проанализировать образовательные программы учреждении для данного контингента. На мой взгляд, ребенок дошкольного возраста недостаточно, в силу ряда причин, «подвергается» воздействию средствами физической культуры и спорта. Именно в тесном контакте с активной двигательной деятельностью родители, педагоги должны влиять на творческое, гармоничное воспитание ребенка, развитие его способностей буквально в самых различных сферах науки, культуры, искусства, производственной, профессиональной деятельности. Известные педагоги, психологи Л.С. Выготский, Б.М. Теплов, В.В. Богословский обращали внимание на сложнейший и решающий этап формирования творческой личности в дошкольном и младшем школьном возрасте, представляя это как сложный психологический процесс. Но нельзя не учитывать того, что сейчас мы находимся на этапе перехода к новой информационной культуре, отличительной чертой которой является глобализация, динамичность, изменчивость, отсутствие информационных фильтров и, тем не менее, педагоги должны решать задачи, поставленные перед нами в федеральном государственном образовательном стандарте развитие личности обучающегося на основе усвоения универсальных учебных действий, познания и освоения мира, что составляет цель и основной результат образования. Но все это невозможно решить без объеденных усилий педагогов, психологов, которые настаивают на развитии творческих способностей, талан-те детей. Какова же роль физической культуры в этом процессе, в каких возрастных рамках необходимо активно применять средства физической культуры, как дозировано, с каким акцентом? Считаю, необходимо уточнить, я не предлагаю и не веду речь о физической культуре и спорте как таковых. Речь идет об использовании активной, целенаправленной двигательно-координационной деятельности. Уверен, что никто из коллег не возражает, что творческие, интеллектуальные и другие стороны личности формируются в дошкольном возрасте, не говоря о факторе наследственности. Один из важнейших этапов в жизни человека происходит при формировании, развитии речевых анализаторов, что во многом определяет его дальнейшее развитие. Согласитесь, что процесс этот должен быть 853 целенаправленный, организованный на основе теории обучения двигательным действиям. Так называемая теория обучения, широко используемая в сфере физической культуры и спорта, безуслов

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Физическая культура как средство гармоничного развития способностей детей»

Физическая культура как средство гармоничного развития способностей детей

Попович Алексей Петрович

Екатеринбург, Уральский государственный лесотехнический университет

Ключевые слова:

Двигательная деятельность, физическая активность, формирование личности, здоровьесбережение.

Двадцать первое столетие выдвигает абсолютно новые задачи перед педагогической общественностью в воспитании современного человека. Но было бы полным заблуждением мнение о том, что освоение ребенком школьной программы, а в дальнейшем и образовательные и профессиональные стандарты ФГОС 3+, удовлетворяет требованиям государства в этой сфере. Педагоги, преподаватели прекрасно понимают, что проблема повышения качества образовательной и профессиональной подготовки кроются не только в освоении программ этого уровня. На мой взгляд, если подходить комплексно, львиная доля успеха любой государственной программы, законодательной инициативы, успешность в реализации, во многом зависят от семейного воспитания и дошкольного образования ребенка. И когда дети идут в школу, у них уже сформированы приоритеты, по дисциплинам, значимости, на основе родительских предпочтений. В этой связи интересное исследование провели в Нижнем Тагиле, о чем с нами поделилась г-жа Касаткина Г.М. На вопрос «Сколько времени в неделю занимаются активно физической культурой и спортом?» только 1.9% из опрошенных назвали необходимый двигательный баланс равный восьми часам в неделю. А на вопрос «Признаете ли вы, что физическая культура и спорт имеет большое значение для гармоничного развития вашего ребенка?» утвердительно ответили 97% родителей. При этом 42% никогда не занимаются физическими упражнениями с детьми, наверное, предполагая, что «школа» скорректирует изъяны семейного воспитания. К сожалению, далеко не всегда это удается. Именно об этом этапе жизнедеятельности человека, в период пребывания ребенка в дошкольном образовательном учреждении, мне хотелось бы поговорить и проанализировать образовательные программы учреждении для данного контингента. На мой взгляд, ребенок дошкольного возраста недостаточно, в силу ряда причин, «подвергается» воздействию средствами физической культуры и спорта. Именно в тесном контакте с активной двигательной деятельностью родители, педагоги должны влиять на творческое, гармоничное воспитание ребенка, развитие его способностей буквально в самых различных сферах науки, культуры, искусства, производственной, профессиональной деятельности. Известные педагоги, психологи Л.С. Выготский, Б.М. Теплов, В.В. Богословский обращали внимание на сложнейший и решающий этап формирования творческой личности в дошкольном и младшем школьном возрасте, представляя это как сложный психологический процесс. Но нельзя не учитывать того, что сейчас мы находимся на этапе перехода к новой информационной культуре, отличительной чертой которой является глобализация, динамичность, изменчивость, отсутствие информационных фильтров и, тем не менее, педагоги должны решать задачи, поставленные перед нами в федеральном государственном образовательном стандарте - развитие личности обучающегося на основе усвоения универсальных учебных действий, познания и освоения мира, что составляет цель и основной результат образования. Но все это невозможно решить без объеденных усилий педагогов, психологов, которые настаивают на развитии творческих способностей, талан-те детей. Какова же роль физической культуры в этом процессе, в каких возрастных рамках необходимо активно применять средства физической культуры, как дозировано, с каким акцентом? Считаю, необходимо уточнить, я не предлагаю и не веду речь о физической культуре и спорте как таковых. Речь идет об использовании активной, целенаправленной двигательно-координационной деятельности. Уверен, что никто из коллег не возражает, что творческие, интеллектуальные и другие стороны личности формируются в дошкольном возрасте, не говоря о факторе наследственности. Один из важнейших этапов в жизни человека происходит при формировании, развитии речевых анализаторов, что во многом определяет его дальнейшее развитие. Согласитесь, что процесс этот должен быть

целенаправленный, организованный на основе теории обучения двигательным действиям. Так называемая теория обучения, широко используемая в сфере физической культуры и спорта, безусловно, распространяется и на наших маленьких дарований. Прошу не воспринимать мои слова, как предложение начинать тренировать детей с полутора—двух лет. Но мы ведем речь о развитии способностей, таланта детей. Ни у кого не вызывает удивление, когда родители, находящемуся еще в утробе матери ребенку, читают стихи А.С. Пушкина или прослушивают часами мировую классическую музыку. Двигательная деятельность, основанная на знании дидактики, теории управления усвоением знаний, теория построения движений, физиология активности, все это будет способствовать гармоничному развитию ребенка, формированию личности. Теория в области физической культуры и спорта накопила за свою многовековую историю бесценную информацию о прямой взаимосвязи интеллектуальной деятельности и физических упражнений, но, как правило, в виде уже каких-то вспомогательных функций, в форме лечебной физической культуры, рекреации, реабилитации. Но имеющиеся достижения теории физической культуры, по моему твердому убеждению, должны быть использованы более широко, на ранней стадии жизнедеятельности ребенка, с целью развития его способностей, развития творческого начала как личности. Отдаю себе отчет, что в профессионально-образовательном отношении, требования к педагогу-воспитателю, работнику дошкольного образовательного учреждения возрастут, но не сомневаюсь и в наличии финансовой мотивации такого специалиста. Еще один аргумент хотелось привести в пользу более широкого использования достижений теоретического наследия спорта и физической культуры: педагогическая наука обрела свой статус официально в середине пятнадцатого века, а физические упражнения, тренинг, системность - использование упражнений в лечебных целях датируется четвертым, пятым веком до нашей эры, на территории Индии, Китая, Японии. Если создать облик творческой личности, к воспитанию которой стремятся педагоги и родители, сформируется следующая картина: I. Интеллектуальная сфера: - высокая познавательная активность; - точность выполнения умственных операций; - быстрота ассоциаций; - оперативная память; - устойчивое внимание; - умение учиться и настойчивость в обучении; - прогностические способности; II. Образовательная сфера: - словарный запас; - точность выражения мыслительных процессов; - интерес к явлениям природы; - поиск первопричин; - «моторная» координация; - настойчивость при неудачах в освоении материала; III. Творческая сфера: -изобретательность; - чувство юмора; - игровые роли; - способность к достижению результата. Я привел далеко не полный перечень способностей ребенка, которые необходимо развивать в самом раннем детском возрасте, и без углубленного анализа видно, что на все стороны гармоничного развития детей самое существенное влияния способна и должна оказывать физическая культура. И что самое важное - в различных формах и проявлениях с использованием средств физической культуры мы можем влиять на формирование творческой личности. Здоровье человека сегодня, невзирая на возраст, зависит от: генетических факто-ров на 20%, экологии на 20%, медицинского обеспечения на 10%, условий и образа жизни человека на 50%. Хотелось бы немного детализировать факторы, влияющие на здоровье человека: генетический - здоровая наследственность или плохая, наследственные заболевания, предрасположенность к ним; экологический - климатические, природные условия, экологически благоприятная среда или наоборот, зона экологического бедствия. медицинское обслуживание -медицинский скрининг, профилактика, высокий уровень обслуживания или низкий. условия и образ жизни - рациональная организация жизнедеятельности, оседлый образ жизни, адекватная двигательная активность, социальный и психологический ком-форт. Хочу особо подчеркнуть, что важнейшим фактором влияния на здоровьесбережение человека являются «условия и образ жизни», подверженный и зависимый от воспитанности самого человека, то есть: целенаправленный педагогический процесс является определяющим для человека. Каково влияние активной двигательной деятельности на организм человека: - повышение тонуса центральной нервной системы; - улучшение свойств нервных процессов; - усиление деятельности сердечнососудистой и дыхательной систем; - увеличение общего объема циркуляции крови; -развитие мышечной системы; - совершенствование двигательных качеств мышц; - развитие адаптационных процессов; - нормализация обмена веществ; - профилактика гиподинамии; -улучшение функционального состояния организма; - повышение стрессоустойчивости. Ученые, работающие в сфере спорта, уже определили основные этапы диагностики детей на основе выявления показателей физических способностей. Также педагоги, воспитатели дошкольных образовательных учреждений овладели диагностикой одаренности детей. Организация диагностики одаренных детей проводится поэтапно, ступенчато, что снижает риск ошибок. И если на первом этапе отбор осуществляется посредством опросников, то на втором этапе применяются специфические тесты. В своем исследовании мы не ведем речь об одаренных детях

или спортивно-талантливом ребенке. В эпицентре нашего внимания находится молодой человек, достигший университетской скамьи, а педагоги не только вооружают его профессиональными знаниями и умениями, но и оказывают существенное влияние на формирование карьерного сознания современного человека. И это должно быть приоритетным, начиная с раннего возраста ребенка, используя активно достижения теории и методики физической культуры и спорта. В этой публикации мы предоставили краткую информацию об исследованиях, проводимых нами, разработки программ физических упражнений, активной двигательной деятельности и использования физиологии и медицины, оказывающих практическое влияние на развитие способностей ребенка, конечной целью которых является формирование карьерного сознания, что значительно повысит качество профессиональной подготовки в российских вузах.

Список литературы:

1. Ашмарин Б.А. Теория и методика физического воспитания, М.: Издательство Просве-щение, 1990.

2. Выготский Л.С. Психология развития человека. — М.: Изд-во Смысл; Эксмо, 2005. — 1136 с.

3. Лях В.И. Координационные способности школьников, Минск: Полымя, 1989. - 160 с.

4. Селигман М., Дарлинг Р.Б. Обычные семьи, особые дети. Системный подход к помощи детям с нарушениями развития. http://www.litres.ru/, Издательство «Теревинф», 2009. - 520 с.

5. Спок Бенджамин, Паркер Стивен Дж. Ребенок и уход за ним. М.: Изд-во Попурри, 2007.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.