Научная статья на тему 'Физическая культура как способ формирования здорового образа жизни студентов в высших учебных заведениях'

Физическая культура как способ формирования здорового образа жизни студентов в высших учебных заведениях Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
266
39
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЗДОРОВЫЙ ОБРАЗ ЖИЗНИ / HEALTHY WAY OF LIFE / ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА / PHYSICAL CULTURE / СТУДЕНТ / STUDENT / ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ СТУДЕНТОВ / PEDAGOGICAL UPBRINGING OF STUDENTS / ЗДОРОВЬЕ / HEALTH / МОТИВАЦИЯ / MOTIVATION / СПОРТ / SPORT / ДВИГАТЕЛЬНАЯ АКТИВНОСТЬ / MOTOR ACTIVITY

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Казначеев Валерий Александрович

Студенчество это самостоятельная социальная группа, которая всегда являлась объектом особого внимания. Актуальность темы исследования вызвана тем, что в последние годы активизировалось внимание к здоровому образу жизни студентов, это связано с озабоченностью общества здоровьем специалистов, выпускаемых учреждениями профессионального образования, ростом заболеваемости в процессе профессиональной подготовки, последующим снижением работоспособности. Таким образом, целью исследования являются педагогические приемы и методы мотивации студентов высших учебных заведений заниматься физической культурой для оздоровления организма. В статье рассмотрена проблема формирования здорового образа жизни студентов, факторы активизации физической активности и формирования мотивации студентов к спортивной деятельности, а также особенности здорового образа жизни современной студенческой молодежи и роль средств педагогического воспитания в процессе формирования у них здорового образа жизни. С этой целью в статье предлагается решение данной проблемы с помощью выработанных принципов здорового образа жизни и главных правил физической подготовки. Соответственно при использовании правильно подобранных педагогических методов и принципов здорового воспитания у студентов будет возрастать желание и мотивация к ежедневным занятиям физическими упражнениями и физической культурой как учебной дисциплиной.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Казначеев Валерий Александрович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PHYSICAL EDUCATION AS A PEDAGOGICAL METHOD FOR FORMING STUDENTS’ HEALTHY LIFESTYLEIN HIGHER EDUCATIONAL INSTITUTIONS

The student is a social group that has always been the object of special attention. The relevance of the research topic due to the fact that in recent years has intensified attention to a healthy lifestyle of students, this is due to public concern over the health of graduates of vocational education institutions, the increasing incidence in the process of training, followed by a decrease in performance. Thus, the aim of the research is pedagogical techniques and methods of motivation of students in higher educational institutions of motivation in physical culture, as a way of healing the body. In the article the problem of forming a healthy way of life of students, activating factors of physical activity and formation of motivation to sports activity of students, as well as the features of a healthy lifestyle today's college students and the role of teacher education in the process of formation of a healthy way of life of students. For this purpose, the article proposes the solution of the current problem with the help of the developed principles of a healthy lifestyle and the main rules for the physical preparation of the student. Accordingly, in the process of well-chosen teaching methods and principles of healthy education of students will increase the desire and motivation to daily physical exercise and physical activity in general, as an academic discipline.

Текст научной работы на тему «Физическая культура как способ формирования здорового образа жизни студентов в высших учебных заведениях»

ВЕСТНИК СЮИ

УДК 378

Казначеев В. А.

кандидат психологических наук, старший преподаватель кафедры физической и тактико- специальной подготовки, Самарский юридический институт ФСИН России, 443022, Россия, г. Самара, ул. Рыльская, 24в е-mail: kaznacheeffal@yandex.ru

Valery A. Kaznacheev

Сandidate of Psychology,

senior lecturer of the Department of physical

and special trainihg,

Samara Law Institute of the Federal Penitentiary Service of Russia

Rylskaya str., 24v, Samara, Russia, 443022, е-mail: kaznacheeffal@yandex.ru

ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА КАК СПОСОБ ФОРМИРОВАНИЯ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ СТУДЕНТОВ В ВЫСШИХ УЧЕБНЫХ ЗАВЕДЕНИЯХ

Аннотация. Студенчество - это самостоятельная социальная группа, которая всегда являлась объектом особого внимания. Актуальность темы исследования вызвана тем, что в последние годы активизировалось внимание к здоровому образу жизни студентов, это связано с озабоченностью общества здоровьем специалистов, выпускаемых учреждениями профессионального образования, ростом заболеваемости в процессе профессиональной подготовки, последующим снижением работоспособности. Таким образом, целью исследования являются педагогические приемы и методы мотивации студентов высших учебных заведений заниматься физической культурой для оздоровления организма. В статье рассмотрена проблема формирования здорового образа жизни студентов, факторы активизации физической активности и формирования мотивации студентов к спортивной деятельности, а также особенности здорового образа жизни современной студенческой молодежи и роль средств педагогического воспитания в процессе формирования у них здорового образа жизни. С этой целью в статье предлагается решение данной проблемы с помощью выработанных принципов здорового образа жизни и главных правил физической подготовки. Соответственно при использовании правильно подобранных педагогических методов и принципов здорового воспитания у студентов будет возрастать желание и мотивация к ежедневным занятиям физическими упражнениями и физической культурой как учебной дисциплиной.

Ключевые слова: здоровый образ жизни, физическая культура, студент, педагогическое воспитание студентов, здоровье, мотивация, спорт, двигательная активность.

PHYSICAL EDUCATION AS A PEDAGOGICAL METHOD FOR FORMING STUDENTS' HEALTHY LIFESTYLEIN HIGHER EDUCATIONAL INSTITUTIONS

Summary. The student is a social group that has always been the object of special attention. The relevance of the research topic due to the fact that in recent years has intensified attention to a healthy lifestyle of students, this is due to public concern over the health of graduates of vocational education institutions, the increasing incidence in the process of training, followed by a decrease in performance. Thus, the aim of the research is pedagogical techniques and methods of motivation of students in higher educational institutions of motivation in physical culture, as a way of healing the body. In the article the problem offorming a healthy way of life of students, activating factors ofphysical activity and formation of motivation to sports activity of students, as well as the features of a healthy lifestyle today's college students and the role of teacher education in the process offormation of a healthy way of life of students. For this purpose, the article proposes the solution of the current problem with the help of the developed principles of a healthy lifestyle and the main rules for the physical preparation of the student. Accordingly, in the process of well-chosen teaching methods and principles of healthy education of students will increase the desire and motivation to daily physical exercise and physical activity in general, as an academic discipline.

Keywords: healthy way of life, physical culture, student, pedagogical upbringing of students, health, motivation, sport, motor activity.

В последнее время стали возникать трудности в привлечении к физической культуре студентов образовательных учреждений, что обусловлено малоподвижным образом жизни и нехваткой времени. Реализацию образовательных стратегий молодежи в области физического совершенствования затрудняют и такие объективные факторы, как недостаточное финансирование, а также слабая освещенность данной проблемы в СМИ.

Наиболее актуальна эта проблема в отношении студентов колледжей и вузов, поскольку в данном возрасте закладываются и формируются основы здорового образа жизни. А физическое

© 2018 Казначеев В. А.

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ

воспитание молодежи не всегда понимается как одно из наиболее важных направлений воспитания и образования. Между тем колоссальная учебная нагрузка зачастую ухудшает общее физическое и психическое состояние студентов, что может неблагоприятным образом отразиться на процессе формирования личности.

Сберечь здоровье молодого поколения - одна из наиболее значимых социальных задач общества. Для этого необходимо подготовить высококвалифицированных специалистов, а также привлечь к ведению здорового образа жизни, тем самым способствуя повышению работоспособности. На сегодняшний день студенческая молодежь испытывает неблагоприятное воздействие окружающей среды, так как физическое и умственное формирование личности совпадает с периодом адаптации к новым условиям жизни и высокими умственными нагрузками.

Общепризнанным является факт, что здоровье человека на 50 % зависит от образа жизни, который включает в себя три элемента: уровень жизни, качество жизни и стиль жизни. Преподаватели физической культуры, к сожалению, не могут повлиять на первый и второй элементы, но выработать определенный стиль жизни вполне в их силах. Быть здоровым - естественная потребность человека. А основа здорового образа жизни - регулярная физическая активность.

Физическая культура - это вид культуры, который охватывает оптимальную двигательную деятельность, созданную таким образом, чтобы в нее входили материальные и духовные ценности, которые были специально созданы обществом для физического совершенствования человека.

Физическая культура личности - это социально детерминированная область неделимой культуры человека. Она предполагает системное, качественное, динамичное состояние с упорядоченным уровнем специальной подготовки, физического совершенства, ценностно -мотивационных ориентаций и социально-духовных ценностей, которые осваиваются в результате воспитания и развития физкультурно-спортивной деятельности, культуры образа жизни, духовности и психофизического здоровья.

Педагогическая значимость физического воспитания состоит не только в овладении студентами новыми физическими знаниями, двигательными умениями, навыками и в правильном мотива-ционно-потребностном отношении к физической культуре, но и должна базироваться на саморазвитии и самовоспитании, а также формировать широкий круг потребностей студентов. Специфичность предмета «Физическая культура» заключается в том, что позволяет применять многообразие форм организации деятельности студентов с использованием здоровьесберегающих технологий.

Так, поступление в вуз сопряжено с переходом в другую систему образования, в новое социальное окружение и условия. Студенты I курса должны адаптироваться к учебному процессу в вузе, что базируется на динамическом равновесии обучающегося и образовательной среды.

Важно учесть то обстоятельство, что на первый курс зачастую поступают абитуриенты, находящиеся на низком уровне физического развития, следовательно, в первом семестре I курса необходимо так построить программу занятий, чтобы оптимально быстро изучить потенциал и возможности каждого поступившего. Поэтапное увеличение физических нагрузок способствует наилучшей адаптирации первокурсников к новой обстановке, новой образовательной среде. Для этого необходимо более тщательно проводить вводные лекции, чтобы студент имел возможность правильно выбрать интересующую его секцию и улучшать свое физическое развитие в данном направлении [1, с. 148].

В федеральном государственном образовательном стандарте высшего образования предусмотрено 408 часов на учебный курс «Физическая культура», но, по нашему мнению, этого количества физической нагрузки для студентов очень мало. Поэтому необходимо сформировать у них стимул к самостоятельным занятиям физической культурой и спортом. С этой целью нужно воспитывать потребность в повседневных физических нагрузках, для чего необходимы дополнительные занятия в спортивных кружках и секциях на базе учебного заведения. Студенты должны отчетливо осознавать итоговую цель занятий, это прежде всего оздоровление, создание красивого тела, а также способ активного отдыха, повышения работоспособности во время и после напряженной умственной деятельности [2, с. 127].

На занятиях по физической культуре обучающиеся должны быть мотивированы на положительный результат и дружественное отношение друг к другу. Данный эффект может быть достигнут лишь при комплексном использовании всего арсенала методов и средств обучения, особо эффективными из которых являются следующие методы: имитации, проектов, игровой, регламентированного упражнения, анализа, сравнения, соревновательный.

Поскольку здоровье - это основа жизни, оно занимает наивысшую ступень в иерархии потребностей человека. Здоровье - единственный из главных составляющих компонентов человече-

ВЕСТНИК СЮИ

ского счастья и одно из руководящих условий благоприятного социального и экономического развития. Достижение интеллектуального, нравственно-духовного, физического и репродуктивного потенциала осуществимо только в здоровом обществе. На сегодняшний день в современном обществе существуют более 300 определений здоровья. На бытовом уровне понятие «здоровье» обозначает обычно отсутствие болезней [3, с. 4].

В соответствии с официальным определением Всемирной организации здравоохранения здоровье определяется как состояние полного физического, духовного и социального благополучия, а не только как отсутствие болезней и физических несовершенств.

В эпоху научно-технического прогресса не нужно забывать о том, что и окружающая среда может нанести ущерб здоровью. Каждый человек должен самостоятельно укреплять свое здоровье, а этому способствует прежде всего физическая культура, которую нужно формировать в школьные и студенческие годы.

Как учебная дисциплина «Физическая культура» является одним из способов становления всесторонне сформировавшейся личности, рационализации психофизиологического состояния студентов в процессе профессиональной подготовки. Мы убеждены в том, что общая система образования обязана определить физическому воспитанию и спорту достойное место, что установит равновесие и укрепит взаимосвязи между элементами образования.

Для занятий физической культурой надлежит обеспечить спортзалы вузов спортивным инвентарем. К основной оснащенности спортзала необходимо отнести гимнастические коврики, мячи (волейбольные, баскетбольные, футбольные), секундомер, рулетку, обручи, сетку, гимнастический козел, скамейку и стенку гимнастическую, препятствие для бега, а также маты, брусья и перекладины.

Учебные занятия в совокупности с правильно организованными практическими занятиями должны являться гарантом плодотворного и эффективного физического воспитания студентов. Повседневные физические упражнения укрепляют здоровье и улучшают умственную и физическую работоспособность студентов. В процессе выполнения физических упражнений студенты формируют в себе такие качества, как выдержка, выносливость, умение управлять своими действиями и эмоциональным состоянием.

В ряде исследований отмечено, что у студентов, которые систематически занимаются физической культурой и спортом и проявляют в них достаточно высокую активность, формируется определенный режим дня, способствующий повышению уверенности в себе и жизненного тонуса. Они достаточно коммуникабельны, стремятся к сотрудничеству, адекватно реагируют на критику. У студентов наблюдается достаточная эмоциональная устойчивость, выносливость, а также высокий уровень оптимизма, энергии, среди них больше настойчивых, решительных людей, умеющих повести за собой. Данной группе студентов свойственно чувство долга, добросовестность, собранность. Они ловко взаимодействуют в работе, требующей постоянства, напряжения, свободнее вступают в контакты с другими людьми, более находчивы, среди них чаще встречаются лидеры.

А такие факторы, как сидячий образ жизни, несбалансированное питание и т. п., отрицательно влияют на многие системы организма, что может негативно отразиться на сердечнососудистой, на мышечной и дыхательной системах. Данная проблема может усугубляться еще и значительным возрастанием учебной нагрузки, а также стрессового состояния, ощущаемого студентами во время сдачи сессии.

В настоящее время учебная нагрузка на студента постоянно возрастает, что приводит к дефициту двигательной деятельности, могущей в дальнейшем спровоцировать появление ряда серьезных проблем со здоровьем. Единственное, что может ослабить неблагоприятное проявление недостаточной двигательной активности у студентов при длительном напряженном умственном труде, это ежедневные прогулки на свежем воздухе и организованная физкультурная деятельность [4, с. 7].

Осведомленность о здоровом образе жизни студенты приобретают на лекциях по физической культуре и спорту, в Интернете и других средствах массовой информации, однако формирование физически развитого организма происходит на занятиях по физической культуре либо в спортивных кружках, а также самостоятельно.

В современных условиях в вузах значительное внимание уделяется привлечению студентов к различным спортивным мероприятиям, которые могут помочь приобщить студентов к физической культуре и спорту. Постепенно уровень их физической подготовленности будет повышаться, он будет закрепляться полезными двигательными навыками, что в дальнейшем приведет к возникновению интереса развивать свои спортивные навыки. Из этого следует, что необходимо создавать надлежащие условия для соревновательной игровой активности, принимая во внимание

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ

интересы и подготовку студентов. Доступность таких мероприятий гарантирует и поддерживает непрерывный интерес к различным видам спорта.

Мотивация усиливает стремление человека двигаться в направлении личного развития, вследствие чего улучшаются полученные навыки и качества, которые были приобретены в течение предыдущей жизни. Так у человека усиливается интерес к занятиям физической культурой, когда он осознает, что результат, получаемый в процессе тренировок, успехов в спортивных соревнованиях, может быть поощрен. Например, это может быть благодарность вуза за повышение его престижа среди других высших учебных заведений, гордость родителей, поддержка однокурсников и друзей. Все перечисленное является достаточно мощной мотивацией для любого студента.

Наиболее рациональным и правильным с точки зрения физического воспитания молодежи является вовлеченность студентов в коллективную деятельность. Показатель оценки физической подготовленности в пределах учебной программы - это выполнение обучающимися следующих нормативов: прыжки в длину с места, челночный бег 3 х 10 м - 100 м, кросс 1000 м, поднимание туловища из положения лежа за 60 секунд, отжимание, подтягивание на перекладине.

Для улучшения уровня физической подготовленности и повышения объема двигательной активности надлежит:

- систематически выполнять утреннюю гимнастику;

- добросовестно относиться к занятиям по физической культуре;

- проделывать домашнее задание, направленное на развитие физических качеств;

- дополнительно выполнять физические упражнения во внеурочное время (подтягивание, отжимание, бег).

Подводя итог, можно сделать вывод о том, что важнейшим показателем эффективного стимулирования стедентов на физическое самосовершенствованея является высокий уровень результатов, достигнутых в процессе дополнительных самостоятельных занятий. Мотивациями для физического самосовершенствования студентов являются: высокий уровень достигнутых результатов в физическом саморазвитии; уважение со стороны однокурсников к достигнутым физическим результатам; овладение студентами эффективными приемами и методами физического развития.

Библиографический список

1. Бабушкин Е. Г., Барановский В. А., Вериго Л. Н. Физическая культура: в 2 ч. Омск: ОГИС, 2012. Ч. 1. 127 с.

2. Бальсевич В. К. Здоровье, формирующая функция образования в Российской Федерации (материалы к разработке национального проекта оздоровления подрастающего поколения России в период 2006-2026 гг.) // Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. 2006. № 5. С. 2-6.

3. Гогунов Е. Н., Мартьянов Б. И. Психология физического воспитания: монография. М.: Академия, 2000. 288 с.

4. Лях В. И., Зданевич A. A. Комплексная программа физического воспитания учащихся: монография. М.: Просвещение, 2010. 128 с.

References

1. Babushkin E. G., Baranovskii V. A., Verigo L. N. Fizicheskaya kul'tura: v 2 ch. [Training manual on physical culture]. Omsk: OGIS, 2012, ch. 1, 127 p. [in Russian].

2. Bal'sevich V. K. Zdorov'e, formiruyushchaya funktsiya obrazovaniya v Rossiiskoi Federatsii (materialy k razrabotke natsional'nogo proekta ozdorovleniya podrastayushchego pokoleniya Rossii v period 2006-2026 gg.) [Health, forming function of education in the Russian Federation (materials for the development of a national project for the improvement of the younger generation of Russia in the period 2006-2026)]. Fizicheskaya kul'tura: vospitanie, obrazovanie, trenirovka [Physical culture: education, education, training], 2006, no. 5, pp. 2-6 [in Russian].

3. Gogunov E. N., Martyanov B. I. Psihologiya fizicheskogo vospitaniya: monografiya [Psychology of physical education]. Moscow: Akademiya, 2000, 288 p. [in Russian].

4. Lyah V. I., Zdanevich A. A. Kompleksnaya programma fizicheskogo vospitaniya uchashihsya: monografiya [Complex program of physical education of students]. Moscow: Prosveshenie, 2010, 128 p. [in Russian].

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.