Научная статья на тему 'ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА КАК ОСНОВОПОЛАГАЮЩИЙ КОМПОНЕНТ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ СОВРЕМЕННОГО ЧЕЛОВЕКА'

ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА КАК ОСНОВОПОЛАГАЮЩИЙ КОМПОНЕНТ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ СОВРЕМЕННОГО ЧЕЛОВЕКА Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

851
95
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
система образования / физическая культура / здоровый образ жизни / спорт / учебно-воспитательный процесс / education system / physical culture / healthy lifestyle / sports / educational process

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Шамиль Хамидович Кожбахтеев

В статье физическая культура как компонент здорового образа жизни рассматривается тема активности, и её включения здоровый образ жизни человека объясняется польза физической активности организма. Также физическая культура и спорт в учебно-воспитательном процессе студенческой молодёжи.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Шамиль Хамидович Кожбахтеев

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PHYSICAL CULTURE AS A FUNDAMENTAL COMPONENT OF A HEALTHY LIFESTYLE OF A MODERN PERSON

The article discusses the topic of activity as a component of a healthy lifestyle, and its inclusion in a healthy lifestyle explains the benefits of physical activity of the body. Also, physical culture and sports in the educational process of student youth.

Текст научной работы на тему «ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА КАК ОСНОВОПОЛАГАЮЩИЙ КОМПОНЕНТ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ СОВРЕМЕННОГО ЧЕЛОВЕКА»

ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА КАК ОСНОВОПОЛАГАЮЩИЙ

КОМПОНЕНТ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ СОВРЕМЕННОГО

ЧЕЛОВЕКА

Шамиль Хамидович Кожбахтеев

Старший преподаватель Ташкентского университета информационных технологий имени Мухаммада аль-Хорезмий

АННОТАЦИЯ

В статье физическая культура как компонент здорового образа жизни рассматривается тема активности, и её включения здоровый образ жизни человека объясняется польза физической активности организма. Также физическая культура и спорт в учебно-воспитательном процессе студенческой молодёжи.

Ключевые слова: система образования, физическая культура, здоровый образ жизни, спорт, учебно-воспитательный процесс.

PHYSICAL CULTURE AS A FUNDAMENTAL COMPONENT OF A HEALTHY LIFESTYLE OF A MODERN PERSON

Shamil Khamidovich Kozhbakhteyev

Senior teacher, Tashkent University of Information Technologies named after

Muhammad al-Khorezmiy

ABSTRACT

The article discusses the topic of activity as a component of a healthy lifestyle, and its inclusion in a healthy lifestyle explains the benefits of physical activity of the body. Also, physical culture and sports in the educational process of student youth.

Keywords: education system, physical culture, healthy lifestyle, sports, educational process.

ВВЕДЕНИЕ

Физическая культура и спорт - неотъемлемая часть культуры, область социальной деятельности, представляющая собой совокупность духовных и материальных ценностей, создаваемых и используемых обществом в целях физического развития человека, укрепления его здоровья, способствующая гармоничному развитию личности [4].

Academic Research, Uzbekistan 74 www.ares.uz

Роль физической культуры заметно возросла в эпоху научно-технического прогресса. Нарастающее ограничение подвижности противоречит самой биологической природе человека, нарушая функционирование различных систем организма, снижая работоспособность и ухудшая состояние здоровья. Чем больше прогресс освобождает человека от физического труда и излишних движений, тем больше растет необходимость компенсации двигательной активности [5].

МЕТОДОЛОГИЯ

Решение проблемы сохранения и развития здоровья определяется, прежде всего, значимостью формирования у населения культуры и культа здоровья. При этом, как свидетельствуют результаты многочисленных исследований, на первое место выходит проблема здорового образа жизни. Многие аспекты данной проблемы решаются педагогическими средствами [3].

Здоровье населения в основном определяется образом жизни (на 50%) - по материалам Всемирной организации здравоохранения. Именно поэтому приобщение молодежи к здоровому образу жизни следует считать глобальной проблемой социальной государственной политики Республики Узбекистан. Реализацию части этой проблемы могут взять на себя кафедры физического воспитания ВУЗов.

В «Концепции развития физической культуры и спорта в РУз. на период до 2030 года» отмечается, что приоритетными направлениями развития науки в области физической культуры и спорта должны быть разработка теоретико-методологических основ формирования физической культуры личности и здорового образа жизни апробация и внедрение инновационных технологий, педагогических систем [1].

Здоровый образ жизни, являясь важнейшим составным элементом культуры, содействует формированию здоровья будущего специалиста. Его существенной стороной является гармоническое проявление физических и духовных возможностей студентов связанных с социальной и психофизической активностью в учебно-трудовой общественной и иных сферах деятельности. К условиям, определяющим сохранения здоровья, бесспорно, следует отнести и физическую культуру [2].

Физическая культура - особая, самостоятельная часть общей культуры народа. Под культурой в широком смысле понимается вся совокупная деятельность человека по созданию материальных и духовных ценностей и их

использование в процессе общественно-исторической практике людей. А физическая культура как часть общей культуры общества - это совокупность достижений и материальных средств, формирующих человека с гармоническим развитием физических, духовных сил и крепким здоровьем.

Физическая культура - обширное социальное явление. Её структуру составляют организационные формы (компоненты): физическое воспитание, спорт, физическая реакция, двигательная реабилитация. При этом каждая форма выполняет свои функции физическое воспитание - освоение, спорт -совершенствование, физическая рекреация -сохранение, двигательная реабилитация - восстановление физических и духовных кондиций человека. Поэтому надо различать два понятия: «физическая культура» - часть общей культуры общества, а «занятия культурой» (правильнее - «занятия физическими упражнениями») - лишь форма двигательной активности человека.

РЕЗУЛЬТАТЫ

Цели и задачи физической культуры раскрываются через основной ее понятийный аппарат. Физическое (физкультурное) воспитание - система воспитания, дающая человеку знания о своем организме, средствах целенаправленного воздействия на физическое состояние, сохранение и укрепление здоровья, а также формирующая у него потребность в физическом совершенствовании, в активных занятиях физическим и упражнениями и спортом. В различные возрастные периоды жизни человека физическое воспитание имеет свои задачи и особенности. В общей системе воспитания физическое воспитание вносит главный вклад в улучшение физического развития человека. Государственная программа по физическому воспитанию в ВУЗе устанавливает, что ее целью является формирование физической культуры студента. Эта цель достигается через решения воспитательных, образовательных и оздоровительных задач.

В основе формирования физической культуры у студенческой молодежи должна лежать личная физическая культура каждого человека. В личную физическую культуру человека входит интеллектуальная сторона личности (знания, умения, навыки, интересы и ценностные ориентации в сфере физической культуры), а также деятельностная сторона личности (систематическое добровольное выполнение физических упражнений, гигиенических и закаливающих процедур).

В основе любой деятельности, в том числе и физической - культурной, лежит мотивационно - потребностный компонент. На основе проведенного анкетирования и ответов студентов (о мотивах занятий физической культурой) можно принять следующую их классификацию: а) мотивы реализации знаний, убеждений в полезности таких знаний; б) результативные мотивы; в) процессуальные мотивы; г) зачетные (отметочные) мотивы; д) мотивы благополучия; е) мотивы избегания неприятностей; ж) социально-значимые мотивы: быть здоровым, готовым к высокопроизводительному труду и службе в армии. Такая классификация мотивов отражает направленность студента на отдельные стороны занятий физической культурой.

Для того чтобы сделать студента субъектом физкультурной деятельности, сформировать его личностные мотивы и культуру, педагог, как нам кажется, должен помочь ему в следующем:

1. Поставить перед собой реалистические цели, правильно соизмерять цели со своими возможностями;

2. Выяснить свои сильные и слабые стороны, заняться самоанализом;

3. Определить конкретные действия, которые можно сделать в настоящее время, чтобы потом добиться поставленных перед собой целей;

4. Научиться определять и понимать, приближают ли его эти действия к поставленной цели, обладают ли действия желаемыми последействиями.

И наконец, самое важное в воспитании личной физической культуры молодежи, как основы оздоровления нации - это учет и создание условий для занятий теми видами спорта, которые интересуют молодежь, каждого человека в силу его психофизиологических, биологических и личностных особенностей.

Деятельности кафедры физического воспитания как кафедры особого назначения в нашем университете уделяется большое внимание. По нашему мнению массовая физическая культура и спорт наряду с решением задач узкоспециальных (физкультурно-спортивных) способна решить (и решает) проблему социальной разобщенности людей.

В связи с этим, профессорско-преподавательский состав кафедры физическую культуру понимает гораздо шире, чем просто оздоровительные и спортивные тренировки: это и могучее средство нравственного совершенствования, это и усилие психических и функциональных возможностей, это и возможность повышения эрудиции, как общей, так и специальной. И, конечно, сегодня это как никогда весьма актуальное решение

проблемы досуга, здорового образа жизни современной молодежи в период пандемии.

ОБСУЖДЕНИЕ

В свете решения этих задач целью исследований стало изучение места и роли физической культуры в жизни студенческой молодежи посредством анкетного опроса 360 студентов 1-4 курсов ТУИТ (40,6 % - лица женского пола, 59,4 % - мужского) в возрасте от 19 до 25 лет.

Анализ результатов показал, что до поступления в университет оздоровительной физической культурой регулярно занимались 39,3% респондентов, спортом - 3.5%, непостоянно различными формами физической культуры занимались 51,4%, не занимались вовсе 5,8%. После поступления в вуз количество занимающихся оздоровительной физической культурой несколько снизилось и составило 28,9%. Отрицательно ответили на вопрос «занимаетесь ли вы в данное время оздоровительной физической культурой» 13,4% студентов, занимаются непостоянно - 32,6%. При этом резко возросло количество занимающихся различными видами спорта - 25,1%.

Была также проанализирована связь занятий оздоровительной физической культурой с употреблением алкоголя и табакокурением (вредными привычками). Установлено, что регулярно употребляют алкоголь 1 4% респондентов, нерегулярно - 73,7%, не употребляют вовсе - 12,3%. При анализе распространенности курения установлено, что регулярно курят 11,2% респондентов, нерегулярно - 74,2%, не курят вовсе - 14,6%. При помощи детерминационного анализа не найдено связи между регулярными занятиями оздоровительной физической культурой и вредными привычками.

ВЫВОД

Таким образом, регулярные и эпизодические занятия оздоровительной физической культурой положительно связаны с другими компонентами здорового образа жизни. При этом контингент студентов, как не имеющих вредных привычек, так и регулярно курящих и принимающих спиртные напитки, малочислен. Следует вывод, что физическая культура является неотъемлемой частью здорового образа жизни, который в свою очередь оказывает огромное влияние на формирование физической культуры студенческой молодежи высшей школы.

REFERENCES

1. Постановление Кабинета Министров Республике Узбекистан. Об утверждении концепции развития физической культуры и массового спорта в Республике Узбекистан на период 2019-2023 годы №118 13.02.2019 г. lex.uz.

2. Оптимальный двигательный режим и рациональное питание - важные факторы укрепления и сохранения здоровья (с учетом пола, возраста и состояния здоровья). http://invasait.ru/product/optimalnyiy-dvigatelnyiy-rezhim-i-ratsionalnoe-pitanie-vazhnyie-faktoryi-ukrepleniya-i-sohraneniya-zdorovya-s-uchetom-pola-vozrasta-i-sostoyaniya-zdorovya.

3. Физическая культура как важный элемент образа жизни современного человека. http://www.healdisease.ru/htns-639-1.html.

4. Эрдонов О.Л. Физическая культура и спорт в системе высшего образования // Молодой учёный. - 2015. - №2 (82). -С.113-117.

5. Эрдонов О.Л. Массовая физическая культура и спорт как базис здорового образа жизни учащейся молодёжи // Молодой учёный. - 2015. - №6 (86). -С.753-757.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.