Педагогический журнал Башкортостана. 2024. № 3. С. 130-141. Pedagogical Journal of Bashkortostan. 2024; (3): 130-141.
ОБРАЗОВАНИЕ И КУЛЬТУРА
Научная статья УДК 37.018.2
DOI 18173292_10310.21510_2024_105_3_130_141
ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА И СПОРТ В СИСТЕМЕ ОБЩЕКУЛЬТУРНЫХ ЦЕННОСТЕЙ
Александр Семенович Розенфельд1, Ксения Александровна Рямова2
1 Уральский государственный университет путей сообщения, Екатеринбург, Россия;
[email protected], ORCID 0000-0002-2041-0045
2 Уральский государственный медицинский университет, Екатеринбург, Россия,
[email protected], ORCID 0000-0001-6755-4698
Аннотация. Предметом исследования является физическая культура, которая рассматривается в качестве одного из компонентов общекультурных ценностей, участвующих в антропосоциогенезе общества. Ценности физической культуры являются базовыми элементами для удовлетворения потребностей человека в познании и постижении законов мироздания, понимании красоты телесного, приоритетности нравственного поведения, что определяет целеполагающие принципы здоровьесбережения, развития и защиты общества.
Цель работы: раскрыть значимость ценностного потенциала физической культуры как активно-деятельного участника социокультурного, политического и экономического развития общества.
Методологической основой работы стали следующие наукоемкие подходы: аксиологический подход - рассматривает потенциал физической культуры в качестве ценностей, внедрение которых в образовательный процесс, становится определяющим в формировании поступков, традиций и нравов; деятельностный подход определяет физическую культуру как объект деятельности, мотивирующий человека в его психическом, физическом и социокультурном саморазвитии; культурологический подход воспринимает физическую культуру в качестве культуросообразного процесса - создания благоприятных условий для передачи накопленного социокультурного опыта, знаний умений навыков, технологий, традиций и принципов от предыдущих поколений к последующим.
Физическая культура выступает эффективным инструментарием совершенствования человеческой природы (физического, психического, социального). Уже более 300 лет назад использовалась система физических упражнений, которая в последнее время видоизменилась и стала функционировать в виде искусственно созданных технологий двигательно-координационной направленности. Технологии постоянно модифицировались и создавали условия (в конце XIX века) для формирования отдельной организационно-педагогической структуры под названием «физическая культура» или «культура телесности».
Физическая культура и спорт посредством образовательных технологий и медиаиндустрии становится той «мягкой силой», которая оказывает эффективное воздействие на экономику, культуру, политику и сознание людей, что в конечном итоге мотивирует общество к новым достижениям более высокого уровня.
© Розенфельд АС, Рямова К.А., 2024
Ключевые слова: физическая культура, спорт, образование, ценности, развитие
Для цитирования: Розенфельд А.С., Рямова К.А. Физическая культура и спорт в системе общекультурных ценностей // Педагогический журнал Башкортостана. 2024. № 3(105). С. 130-141.
EDUCATION AND CULTURE
Original article
PHYSICAL CULTURE AND SPORT IN THE SYSTEM OF GENERAL CULTURAL VALUES
Alexander S. Rosenfeld1, Ksenia A. Ryamova2
1 Ural State University of Railway Engineering, Yekaterinburg, Russia; [email protected], ORCID
0000-0002-2041-0045
2 Ural State Medical University, Yekaterinburg, Russia; [email protected], ORCID 0000-0001-6755-
4698
Annotation. The subject of the study is "physical culture", which is considered as one of the components of the general cultural values involved in the anthropo-sociogenesis of society. The values of physical culture are the basic elements for meeting human needs in cognition and comprehension of the laws of the universe, understanding the beauty of the body, the priority of moral behavior, which determines the goal-setting principles of health protection, the society development and security.
The article is aimed at revealing the importance of the value potential of physical culture as an active participant in the socio-cultural, political and economic development of society.
The methodological basis of the work is the following knowledge-based approaches: The axiological approach considers the potential of physical culture as values, implementation of which into the educational process becomes decisive in the formation of actions, traditions and morals. The activity approach defines physical culture as an object of activity that motivates a person in his mental, physical and socio-cultural self-development. The culturological approach perceives physical culture as a cultural process - creating favorable conditions for the transfer of accumulated socio-cultural experience, knowledge, skills, technologies, traditions and principles from previous generations to subsequent ones.
Physical culture acts as an effective tool for improving human nature (physical, mental and social) and for more than 300 years ago, a system of physical exercises was used, which has recently changed and began to function in the form of artificially created technologies of motor coordination orientation. Technologies were constantly being modified and created conditions (at the end of the 19th century) for the formation of a separate organizational and pedagogical structure called "physical culture" or "culture of physicality".
Physical culture and sports through educational technologies and the media industry become the "soft power" that has an effective impact on the economy, culture, politics and people's consciousness, which ultimately motivates society to new achievements of a higher level.
Keywords: physical culture, sports, education, values, development
For citing: Rosenfeld A.S., Ryamova K.A. Physical culture and Sport in the system of general cultural values. Pedagogicheskij zhurnal Bashkortostana = Pedagogical Journal of Bashkortostan. 2024; 105(3): 130-141.
Введение. В научно-методической и учебной литературе физическую культуру принято рассматривать в качестве полноценного структурного компонента общей культуры, внесшего значительный вклад в социокультурное развитие всего человечества. По величественным останкам Колизея, и гранитных громад стадионов, расположенных в Турции, Греции, Сирии, Италии можно судить не только о системе развития спорта и физической культуры в ряде стран Средиземноморья, но и о наличии высочайших технологий, позволивших построить более двух тысячелетий назад столь грандиозные архитектурные шедевры, которые по сей день используются с целью проведения культурно-развлекательных и спортивных мероприятий с жителями разных стран и конфессий. Однако, прежде чем рассматривать культурологическую значимость физической культуры, возникает потребность определиться с исходным понятием «культура». Сотни исследователней дают собственную трактовку данному термину, каждый из которых не может раскрыть всю структурную многогранность данной дефиниции [1]. С нашей точки зрения понятие «культура» наиболее емко представлено в «Советском энциклопедическом словаре», где данное понятие рассматривается в качестве исторически обусловленного процесса, который находит свое отражение в образе жизни и поведении людей. Включает в себя материальные и духовные ценности в виде обрядов, знаний, умений, навыков, обычаев, установок, технологий, технических средств, способов мышления и деятельности, коммуникации [2, с. 669].
Рассуждая о культуре как многоуровневой системе, следует признать -основными составляющими ее структуры являются духовные и материальные ценности. Духовные ценности создают предпосылки для удовлетворения личности человека в познании, постижении законов мироздания, понимании прекрасного и красоты, формируют потребности в нравственном поведении, и определяют цели развития. Ценностно-потребностный потенциал духовной культуры создает предпосылки для развития новых идей, проектов, технологий и материальных ценностей. Однако, по мнению ряда ученых (П. Сорокин, А. Тойнби, О. Шпенглер), доминирование материальных ценностей над духовными способно разрушительно повлиять на развитие культуры. И только гармоничное взаимодействие культурообразующих структурных единиц может обеспечить условия счастливого существования человека в социокультурном пространстве [3].
Счастливое существование человека возможно только в случае его гармонического развития, когда духовные практики создают мотив и целеполагающие установки, побуждающие индивида к телесному саморазвитию. Следует признать: одним из инструментариев совершенствования человеческой природы (физического и психического развития личности) испокон веков выступали двигательно-координационные упражнения, технология которых постоянно модифицировалась, что привело впоследствии к формированию специализированной структуры под названием «физическая культура».
Постановка проблемы. В качестве методов исследования использовались: метод анализа научной и методической литературы, понятийно-терминологический анализ базовых определений, моделирование, системный анализ.
Предметом исследования является физическая культура как компонент общекультурных ценностей, участвующих в антропосоциогензе общества.
Цель работы: раскрыть значимость ценностного потенциала физической культуры, как активно-деятельностного участника социокультурного, политического и экономического развития общества.
Внедрение понятия «физическая культура» в современную терминологию осуществлялось посредством примата принципа естественно-природных прав человека, а именно: использование образования и социокультурного пространства для личностного культурного развития и образованности. Интериоризируя эти ценности человек может считать себя культурной личностью. Статус «человек культурный» подтверждается уровнем его интеллектуального и физического развития. По данным Я.Г. Григорьян, термин «физическая культура», как система телесного развития человека, впервые появился в научных источниках в 30-х годах позапрошлого века [4].
В российских научных источниках понятие «физическая культура» толкуется в различных вариациях, которых больше сотни. В наиболее приемлемой трактовке она рассматривается как совокупность ценностей, знаний и технологий, создаваемых и используемых обществом в целях физического и интеллектуального развития человека, совершенствования его двигательной активности и формирования здорового образа жизни, социальной адаптации посредством физического воспитания и физической подготовки [5].
Однако, по данным В.И. Столярова, понятие «физическая культура» как элемент общей культуры в научных зарубежных изданиях не используется. Более того, некоторые ученые, занимающиеся исследованиями «философии физической культуры», считают данное понятие наиболее неопределенным, а соответственно, и дискуссионным. В странах западной Европы (Польша, Нидерланды, Германия, Франция) вместо термина «физическая культура» употребляется понятие «телесность человека». По мнению исследователей, телесность человека наиболее полно характеризуют социальные проявления, происходящие с личностью под воздействием технологического и социокультурного прогресса [6, с. 568]. Следует отметить, что в психологических исследованиях термин «физическая культура» не применяется. Для этого существует понятие «Я-концепция», включающее в себя Я-телесное, Я-психическое, Я-социальное.
В педагогической литературе существует мнение, что термин «физическая культура» как словосочетание несет смысловую неточность, так как в данной дефиниции акцент делается на слове «физическая», отсылая читателя к научной дисциплине «физика» [7]. В результате даже в некоторых официальных документах стал применяться термин «физкультура», который, по нашему
133
мнению, только запутывает понимание роли физической культуры в психофизическом и социокультурном развитии личности.
Несмотря на критическое отношение к данному конструкту в научных изданиях, посвященных теории и практики спорта, понятие «физическая культура» прижилось и продолжает эффективно использоваться, хотя изредка в качестве синонима встречается термин «телесность».
ФИЗИЧСКАЯ КУЛЬТУРА
Физическое воспитание
Спорт высших достижений
Олимпийский спорт
Рисунок 1. Классификационная структура физической культуры в России
Из рисунка 1 видно, что структура физической культуры многогранна и многоаспектна. Каждый из компонентов преследует свои цели и задачи, при реализации которых необходим целый комплекс знаний и умений, касающихся использования средств, методов, технологий проектирования и моделирования процессов двигательного-телесного и социокультурного развития как отдельного человека, так и общества в целом. Следует уточнить, что эффективность созидательно-преобразующей деятельности человека во многом зависит от уровня его культуры. Профессор М.С. Каган это доказательно аргументировал: «... культура устанавливает нормативные требования к поведению человека и его деятельности; соответственно - сколько видов человеческой деятельности, сколько и видов культуры» [8, с. 75]. Данная концепция не противоречит общей культурологической доктрине, в которой физическая культура выступает в качестве социокультурного явления, раскрывающего ценностный потенциал «телесности человека». Передача ценностного потенциала культуры физической в виде знаний, умений, навыков и технологий, накопленных в процессе антропо- и социогенеза, осуществляется посредством образовательной деятельности, которая выполняет функции связующего звена, объединяющего всю культурологическую систему в единое целое.
Для внедрения целеполагающих принципов физического воспитания в наш социум государством создана целая сеть физкультурно-образовательных учреждений, готовящих педагогов с высшим и средним специальным образованием, которые ведут активную просветительную, учебно-
Профессионально-прикладная ФК
Спорт
Оздоровительная ФК
Адаптивная ФК
Массовый спорт
воспитательную и здоровьеформирующую работу с воспитанниками детских садов, школьниками, студентами СПО и ВО. Помимо этого, по всей стране активно внедряются клубные формы фитнеса. В них более 4 миллионов жителей разных возрастов занимаются различными типами двигательной активности. В каждом районе в пределе шаговой доступности построены уличные спортивные комплексы для воркаут-фитнеса, интенсивно используемые молодежью и лицами среднего возраста [9].
Следует особо отметить, что в стране функционирует 77 профильных вузов (университетов физической культуры), более 300 факультетов физической культуры (в не профильных вузах), готовящих выпускников по специальности «физическая культура и спорт», 559 колледжей, выпускающих учителей по той же специальность 49.02.01.
Если считать, что культура и образование - в некотором роде синонимичное явление, тогда специалисты в области физической культуры могут гордиться приоритетом своей специальности. Хотя на самом деле профессиональные успехи наших спортивных педагогов и тренеров находятся под постоянным прессингом СМИ и критиков-болельщиков, коих в стране почти 20 миллионов. И этот прессинг неспроста. Миллионные зарплаты и ряд других преференций не помогают нашим спортсменам занимать ведущие места в рейтингах мировых элит, а те усилия, которые предпринимает государство для привлечения жителей страны к здоровому образу жизни, посредством внедрения во все образовательные программы курса ГТО, не возымели успеха. Как показали эмпирические исследования, только 7-8% учащихся вузов способны выполнить нормативы ГТО, в то время как почти 32 % поступающих в вуз абитуриентов имеют хронические заболевания и отнесены к специальной медицинской группе (люди со сниженными функциональными возможностями) [10].
Процесс снижения национального здоровья при активизации формирующих и поддерживающих здоровье физкультурно-оздоровительных мероприятий, с нашей точки зрения, указывает на наличие системных социальных «провалов». Это, скорее всего, кроется в глубоких слоях экономики и социальной политики, что отражается в сознании, а соответственно и характерологических свойствах личности, формирование которых, почти на 90% зависит от среды обитания [11, с. 174-175], т.е. от той культурологической действительности, которая характерна данному периоду развития страны.
Это позволяет заключить, что физическая культура со всеми ее формами здоровьесбережения и телесной саморегуляции не может достичь эталонных форм проявления, если другие структурные культурообразующие компоненты не объединены в целостную систему.
Работу механизмов, осуществляющих системную регуляцию взаимодействия культуротворческих компонентов, отследить практически невозможно. Однако в реальности именно спорт как культурная вершина всей системы под названием «физическая культура» в какой-то мере может в
135
косвенной форме дать ответ на этот вопрос. Спорт, все его достижения и неудачи широко транслируются и обсуждаются в средствах массовой информации [12]. Растиражированная информация полемизируется зрителями, подвергается анализу спортивными экспертами и чиновниками, выявляющими причины и способы их коррекции посредством финансовых вливаний и психолого-педагогических технологий сопровождения. Следует признать, что противоречивость спорта кроется в симбиотических проявлениях, отраженных в его динамизме, красоте, трагизме. При этом поддержание спортивной результативности на уровне мировых стандартов нерасторжимо связано со многими процессами социокультурной жизни общества. Это образование, здравоохранение, политика и другие базовые компоненты, характеризующие уровень культуры страны [13].
Соответственно, спорт как социальный феномен может являться адекватной моделью для проверки ряда философских, биологических, культурологических, социологических и психологических концепций [5]. Не секрет, что подготовка ведущих спортивных команд осуществляется в сопровождении целой группы специалистов разных областей науки (тренеры, системные администраторы, психологи, врачи, биохимики, фармакологи и т.п. в зависимости от спортивной направленности и финансирования). В этой ситуации ведущий тренер должен согласовывать (целеполагать) предстоящие действия с каждым специалистом научной группы. Соответственно, такой педагог обязан обладать междисциплинарными знаниями и мощно развитой спортивной рефлексией, чтобы создать нужные условия для реализации спортивного успеха, который в полной мере становится отражением современной спортивной науки и «телесной культуры» в целом.
Междисциплинарный подход, с нашей точки зрения, позволяет ведущим специалистам и рефлексирующим знатокам спорта, выйти за пределы простого созерцания (фиксации) красивой «картинки», транслируемой на телевизионном экране или на спортивной арене, и раскрыть в своем сознании системообразующие принципы, побуждающие миллионы любителей физической культуры и спорта найти свои идеалы, целевые установки, определить их место в системе общекультурных ценностей. В спортивной практике формирование идеала неразрывно связано с многолетней учебно-воспитательной деятельностью, в которой в тесном единстве тренера и спортсмена «рождается» кумир, образ которого побуждает тысячи других следовать его примеру. Здесь умечстно привести мнение В.Л. Бенина, который раскрывает сущность феномена педагогической культуры. По его мнению, «. только активная творческая личность способна приумножить ценностный потенциал социума, тем самым создавая условия для поступательного развития самого человека как субъекта осознанной деятельности» [14].
Следует признать, что в спортивной деятельности тренер является активной творческой единицей, участвующей в формировании базовых физкультурных ценностей и традиций, которые впоследствии становятся
136
кирпичиками в объединении системообразующих структурных единиц культуры физической. Такими тренерами, согласно пилотному опросу любителей спорта, были Кас Д'Амато (бокс), Ирина Винер (художественная гимнастика), Татьяна Покровская (синхронное плавание) Татьяна Тарасова (фигурное катание), Евгений Трефилов (гандбол), вырастившие плеяду чемпионов мира и Олимпийских игр. Среди футбольных тренеров этот список более внушительный: Ринус Михелс, Алекс Фергюсон, Арриго Сакки, Йохан Кройф, Хосеп Гвардиола, Валерий Лобановский, Эленио Эррера, Карло Анчелотти, Эрнст Хаппель. Это не удивительно, так как, согласно данным министерства спорта и молодежной политики, футбол среди всех спортивных видов, коих более 200, по своей популярности занимает первое место в мире.
Согласно социологическим исследованиям Е.Н. Шапинской, именно футбол (в какой-то момент) становится главным связующим звеном, объединяющим миллионы людей в единую группу культурологических предпочтений [15]. Сегодня футбол культивируется почти в 100 странах мира. По данным Ю.Ю. Каревой, этот вид спортивной деятельности в определенной мере становится отражением экономического, социального и политического развития государства [13].
Покорив миллионы сердец, эта удивительная по своему динамизму и трагизму игра зачастую не уступает сюжетным описаниям батальных сцен в знаменитом романе Л.Н. Толстова «Война и мир». Футбол в полной мере моделирует базовые принципы военных действий. При этом спортивная арена становится полем брани, где одна команда атлетов посредством технико-тактических средств и действий демонстрирует свои навыки защиты и нападения, олицетворяя тем самым ценностные принципы противоборства и жажды победы. Погружаясь в игровую баталию, болельщики становятся виртуальными участниками разыгрываемого действа. Просматривая в интернете серии игр, тренеры, спортсмены, болельщики разных стран мира, обсуждая технико-тактические действия игроков, невольно объединяются в фан-клубы. Не потому ли в большинстве стран Европы и южной Америки футбол становится базовым элементом сближения масс-культур [16]?
Показательный пример сказанному - проведенный в России чемпионат мира 2018 года. Количество сыгранных матчей - 64; количество присутствующих болельщиков - более 3054768 человек. В период проведения мундиаля одиннадцать крупнейших городов страны стали центром притяжения различных культур и традиционных ценностей. Города превратились в импровизированные фан-зоны, где встречались люди с различным цветом кожи, придерживающиеся различных вероисповеданий и культурных традиций. Для этих людей футбол является культурологической единицей, которая скрепляет в единое целое их ценностно-потребностные предпочтения.
Проведение таких больших спортивных мероприятий способствует встрече политических «тяжеловесов», которые в непринужденной обстановке могут спокойно обсуждать процессы, связанные со сближением культурных и
137
экономических связей своих стран. В это же время на свободном пространстве парков скверов и улиц разворачиваются разнообразные театральные действа, выступают звезды мирового классического и массового искусства. Все это формирует благоприятные условия, в которых происходит переплетение и взаимообогащение культур.
Особо следует подчеркнуть, что такие мероприятия с привлечением медиатехнологий вносят значительный вклад в экономику страны [17, с. 182183]. Не секрет, что медиатехнологии в режиме реального времени транслируют по аудио- и телеканалам не только информацию о спортивных баталиях, происходящих на стадионе, но и распространяют рекламную информацию о брендовой продукции ведущих фирм мира [12]. Доходы, поученные от трансляции спортивных состязаний, таких как Олимпийские игры, чемпионаты Мира, Европы, Евро-Азии, России, вносят значительный вклад в экономику страны, что в конечном итоге способствует развитию физической культуры и спорта [13]. Следовательно, спорт посредством медиаиндустрии становится той «мягкой силой», которая оказывает эффективное воздействие на экономику, культуру, политику и сознание людей, что в конечном итоге мотивирует общество к новым достижениям более высокого уровня во всех сферах деятельности. Данный постулат послужил мотивом для создания модель-схемы поступательного развития физической культуры в общекультурном пространстве социума.
Теоретической базой для построения модели-схемы послужили работы А. Маслоу и Д. Макклелланда, в которых было показано, что все поступки человека в той или иной мере зависят и отражают его потребности. В случае, когда потребности становятся ценностью, формируется мотивация к деятельности с последующим целеполаганием и целедостижением. В случае удовлетворения целедостижения возникают потребности более высокого уровня. В сознании формируются новые, более высокие мотивы, цели, проекты, модели, обеспечивающие условия для поступательного развития и последующего успеха. Такая последовательность причинно-следственных связей обосновывает базовый принцип антропосоциогенного развития социума и культуры в целом. Данный подход, с нашей точки зрения, с успехом можно применить для построения модели развития культуры физической.
Новый, более высокий уровень психофизического и социокультурного развития формирует в обществе и в каждом отдельном человеке новые цели и новые потребности. Для удовлетворения этих потребностей изобретаются новые подходы и технологии, что, в конечном итоге, способствует формированию условий для последующего перехода личности и общества в целом на значимо возросшую ступень своего телесного и социокультурного развития. Это и отражено в схеме, где символом [1] и [2] обозначены этапы потребностно-мотивационных факторов, обеспечивающих фазное развитие физической культуры в современном социуме: Потребность1 ^ мотив1 (целеполагание1) ^ мотивация1 ^ деятельность1 ^ достижение цели1 ^ Потребность2 ^ мотив2
138
(целеполагание2) ^ мотивация2 ^ деятельность2 ^ достижение цели2: - и так до (бесконечно).
Модель-схема поступательного развития физической культуры
Потребность (использование технологий ФКиС)
V
Мотив
(психофизическое усовершенствование, успех, причастность,
конкурентоспособность)
V
Мотивация
(осуществляется посредством социокультурных, технических и учебно-
методических технологий)
V
Деятельность
(проектирование, моделирование и конструирование инновационных спортивно-развлекательных и оздоровительных технологий, для привлечения к оздоровительно-развивающей деятельности население младшего, среднего и
старшего возрастов)
Целедостижение
(более высокий уровень психофизического развития и конкурентоспособности).
Выводы.
Физическая культура и спорт, являясь полноценной структурной компонентой в многоуровневой системе культуры, объединяет в себе духовные и материальные ценности, которые создают предпосылки для удовлетворения личности человека в психофизическом развитии, познании, постижении законов мироздания, понимании прекрасного, формируют потребности в здоровом образе жизни и нравственном поведении. Физическая культура и спорт посредством психолого-педагогических, образовательных и медиатехнологий становится той «мягкой силой», которая оказывает эффективное воздействие на экономику, культуру, политику и сознание людей, что в конечном итоге мотивирует общество к новым достижениям более высокого уровня в иных сферах деятельности.
Список источников
1. Бенин В. Л. Культурология как подход в системе познания социальной реальности // Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение // Вопросы теории и практики. - 2009. - № 3(4). - С. 28-35.
2. Советский энциклопедический словарь / гл. ред. А.М. Прохоров. - Москва, 1987. -
1600 с.
3. Бенин В.Л. Теоретико-методологические основы формирования и развития педагогической культуры: автореф. дис ... д-ра педагог. наук. - Екатеринбург, 1996. - 32 с.
4. Григорьян Я.Г., Богатырева К.В. Физическая культура: история возникновения термина // Теория и практика физической культуры. - 2019. - № 3. - С. 10-11.
5. Баранов В. А. Философия спорта: теории, концепции, парадигмы // Теория и практика физической культуры. - 2016. - № 4. - С. 97-99.
6. Столяров В.И. Философия спорта и телесности человека: монография: в 2-х кн. Кн. 1: Введение в мир философии спорта и телесности человека. - Москва: Университетская книга, 2011. -766 с.
7. Шпагин Ю. А. Ошибочность термина «физическая культура» // Теория и практика физической культуры. - 2002. - № 6. - С. 61-62
8. Каган, М.С. Человеческая деятельность (опыт системного анализа). - Москва: Политиздат, 1974. - 328 с.
9. Рямова К.А., Розенфельд А.С. Образовательное пространство фитнес-клубов в поддержании саморазвития и самореализации пожилых людей // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. - 2016. - № 6(136). - С. 136-143.
10. Розенфельд А.С., Рямова К.А. Мотивация студентов к дисциплине "физическая культура": проблемы, возможные пути решения // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. - 2017. - № 4(146). - С. 181-187.
11. Ратников Б. К. Управление сознанием, манипуляция им - миф или реальность? -Москва: АСТ - 2022. 256 с.
12. Полонский А.В., Боева Я.К. Спорт, политика и СМИ в контексте современных геополитических процессов // Вопросы журналистики, педагогики, языкознания. - 2024. - Т. 43, № 1. - С. 15-24.
13. Карева Ю.Ю., Беляева Е.Е. Спорт, политика и экономика в современном мире // Тенденции развития науки и образования. - 2023. - № 97-6. - С. 172-175.
14. Бенин В. Л. Педагогическая культурология: состояние, проблемы, перспективы // Педагогический журнал Башкортостана. - 2011. - № 1(32). - С. 74-83.
15. Шапинская Е. Н. Футбол как феномен современной массовой культуры // Спортивно-педагогическое образование. - 2018. - № 1-2. - С. 175-182.
16. Рубин М. А. Философия будущего нашего футбола // Культура физическая и здоровье. - 2012. - № 3(39). - С. 48-50.
17. Никитин А.С., Серебренников С.С. Теория менеджмента: учебник для вузов. -Санкт- Петербург: Питер, 2013.- 464 с.
References
1. Benin V. L. Culturology as an approach in the system of cognition of social reality. Istoricheskie, filosofskie, politicheskie i yuridicheskie nauki, kulturologiya i iskusstvovedenie. Voprosi teorii i praktiki = Historical, philosophical, political and legal sciences, culturology and art criticism. Questions of theory and practice. 2009; 3(4): 28-35. (In Russian)
2. ProkhorovA.M. The Soviet encyclopedic dictionary. Moscow, 1987. 1600 p. (In Russian)
3. Benin V.L. Theoretical and methodological foundations of the formation and development of pedagogical culture: abstract. dis ... Doctor of Pedagogical Sciences. Yekaterinburg, 1996. 32 p. (In Russian)
4. Grigoryan, Ya.G., Bogatyreva K.V. Physical culture: the history of the term. Teoriya i praktika fiz. kulturi = Theory and practice of physics. culture. 2019; (3): 10-11. (In Russian)
5. Baranov V. A. Philosophy of sports: theories, concepts, paradigms. Teoriya i praktika fizicheskoi kulturi = Theory and practice of physical culture. 2016; (4): 97-99. (In Russian)
6. Stolyarov V.I. Philosophy of sport and human physicality: Monograph. In 2 books 1. Introduction to the world of philosophy of sports and human physicality. Moscow: Publishing house "University Book", 2011. 766 p. (In Russian)
7. Shpagin Yu. A. The fallacy of the term "physical culture". Teoriya i praktika fizicheskoi kulturi. = Theory and practice of physics. culture. 2002; (6): 61-62. (In Russian)
8. KaganM.S. Human activity (experience of system analysis). Moscow: Politizdat,1974. 328 p. (In Russian)
9. Ryamova K. A., Rosenfeld A. S. Educational space of fitness clubs in maintaining self-development and self-realization of the elderly. Uchenie zapiski universiteta im. P.F. Lesgafta = Scientific notes of the P.F. Lesgaft University. 2016; 136(6): 136-143. (In Russian)
10. Rosenfeld A. S., RyamovaK. A. Motivation of students to the discipline "physical culture": problems, possible solutions. Uchenie zapiski universiteta im. P.F. Lesgafta = Scientific notes of the P.F. Lesgaft University. 2017; 146(4): 181-187. (In Russian)
11. Ratnikov B.K. Control of consciousness, manipulation of it - myth or reality? Moscow: Publishing house AST. 2022. 256 p. (In Russian)
12. Polonsky A.V., Boeva Ya. K. Sport, politics and the media in the context of modern geopolitical processes. Voprosi jurnalistiki, pedagogiki, yazikoznaniya = Issues of journalism, pedagogy, linguistics. 2024; 43(1): 15-24. (In Russian)
13. Kareva Yu. Yu., Belyaeva E. E. Sport, politics and economics in the modern world. Tendencii razvitiya nauki i obrazovaniya = Trends in the development of science and education. 2023; 97(6): 172-175. (In Russian)
14. Benin V. L. Pedagogical culturology: state, problems, prospects. Pedagogicheskii jurnal Bashkortostana = Pedagogical Journal of Bashkortostan. 2011; 32(1): 74-83. (In Russian)
15. Shapinskaya E. N. Football as a phenomenon of modern mass culture. Sportivno-pedagogicheskoe obrazovanie = Sports and pedagogical education. 2018; 2(1): 175-182. (In Russian)
16. Rubin M. A. Philosophy of the future of our football. Kultura fizicheskaya i zdorove = Physical culture and health. 2012; 39(3): 48-50. (In Russian)
17. Nikitin A.S., Serebrennikov, S.S. Theory of management: textbook for universities. Saint-Petersburg: Publishing house "Peter, 2013. 464 p. (In Russian)
Заявленный вклад авторов:
Розенфельд Александр Семенович - научное руководство, критический анализ текста, обеспечение ресурсами.
Рямова Ксения Александровна - теоретический анализ литературы по проблеме исследования, сбор данных, анализ полученных результатов, оформление статьи.
The declared contribution of the authors:
Alexander S. Rosenfeld - scientific guidance, critical analysis of the text, provision of resources.
Ksenia А. Ryamova - theoretical analysis of the literature on the research problem, data collection, analysis of the results obtained, design of the article.
Авторы прочитали и одобрили окончательный вариант рукописи.
Authors have read and approved the final manuscript.
Статья поступила в редакцию 04.08.2024; одобрена после рецензирования 26.08.2024; принята к публикации 16.09.2024.
The article was submitted 04.08.2024; approved after reviewing 26.08.2024; accepted for publication 16.09.2024.