Научная статья на тему 'Физическая культура и культура философского мышления в контексте современной философии образования'

Физическая культура и культура философского мышления в контексте современной философии образования Текст научной статьи по специальности «Прочие социальные науки»

CC BY
194
69
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЗДОРОВЬЕ МОЛОДЕЖИ / ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА / СПОРТ / КУЛЬТУРА МЫШЛЕНИЯ / ФИЛОСОФИЯ / ОБРАЗОВАНИЕ / ПОЛНОЦЕННАЯ ЛИЧНОСТЬ

Аннотация научной статьи по прочим социальным наукам, автор научной работы — Клещенко А. А.

В статье подвергается критике имеющаяся абсолютизация значимости физкультуры и спорта в вопросах укрепления и физического, и духовного здоровья современного человека. Весьма часто акцент на физических параметрах в решение проблем улучшения здоровья молодежи является определяющим. В этом контексте наряду с понятием физическая культура необходимо говорить о «культуре философского мышления», которое является необходимым компонентом общей духовной культуры личности. Это понятие выводит в контекст «культуры глубинного общения».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Физическая культура и культура философского мышления в контексте современной философии образования»

УДК 17.022.1

ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА И КУЛЬТУРА ФИЛОСОФСКОГО МЫШЛЕНИЯ В КОНТЕКСТЕ СОВРЕМЕННОЙ ФИЛОСОФИИ ОБРАЗОВАНИЯ

Сегодня остро стоит вопрос о здоровом образе жизни, особенно среди молодежи, в среде которой, «нездоровый образ жизни» более привлекателен и распространен. На здоровый образ жизни влияют множество факторов, среди которых, нравственность, от-рефлектированная в недрах философии, занимает одно из главных мест. Сейчас наиболее остро стоит вопрос о «нравственном здоровье» общества, в особенности молодежи. Однако в вопросе о здоровом образе жизни в последнее время на передний план выходит физический аспект, связанный с развитием физической культуры и спорта.

Важными мыслями для целей нашего исследования в этом контексте являются размышления о сущности образования академика Российской академии образования А.А. Королькова. Он пишет: «Образование, так или иначе, всегда ставило триединую задачу интеллектуального, духовного и физического развития учащихся, будь то дети или молодежь. Если об интеллектуальном развитии учащихся, в том числе студентов, заботятся немало (на это ныне и направлены основные усилия, связанные с инновационными преобразованиями обучения), если оживилось внимание также к физическому развитию молодежи, то менее значимые успехи можно отметить в духовно-нравственной сфере»10.

Однако сегодня распространена установка (в том числе и политико-идеологическая), что здоровый образ жизни, это, прежде всего, спортивный образ жизни. При таком подходе происходит дезинтеграция «телесного» и «духовного». Как отмечает И.М. Быховская: «Вряд ли кто-либо будет оспаривать тот факт, что распространенным и даже обычным стал подход, при котором телесно-физические качества человека являются объектом воздействия сами по себе, а интеллектуальные и духовные - сами, без какого-либо серьезного сопряжения их между собою». Такая несопряженность телесного и духовного начал в человеке, приводит, по мнению И.М. Быховской к двум крайностям: с одной стороны, к телесному негативизму, к девальвации смысла человеческого тела, а, с другой, к «соматизации человека», возведению в абсолют его «мускульно-мышечных» или «бюстово-ягодичных достоинств»11.

Это отмечают и другие исследователи. Характеристика нынешней ситуации приводит к таким констатациям: «превосходство мускулов охотно принимается населением за свидетельство собственной исключительности и силы»12. Формируется своеобразный спортивно-физический стандарт или даже эталон человека, который ставит во главу угла исключительно физические параметры человека. Здоровый образ жизни с таким культивированием физической стороны совершенно не правомерно и не оправданно.

10 Корольков А.А. Органика культуры. Бийск, 2011. - С. 94.

11 Быховская И.М. Аксиология телесности и здоровье: сопряженность в культурологическом измерении // Психология телесности между душой и телом. - М. : АСТ, 2007. - С. 55, 56.

12 Шоломова Т.В. Современный патриотизм как явление массовой культуры // Образ России: Сборник научных статей. Санкт-Петербург: 2009. - С. 208.

Воронежский

государственный

университет

А.А. КЛЕЩЕНКО

В статье подвергается критике имеющаяся абсолютизация значимости физкультуры и спорта в вопросах укрепления и физического, и духовного здоровья современного человека. Весьма часто акцент на физических параметрах в решение проблем улучшения здоровья молодежи является определяющим. В этом контексте наряду с понятием физическая культура необходимо говорить о «культуре философского мышления», которое является необходимым компонентом общей духовной культуры личности. Это понятие выводит в контекст «культуры глубинного общения».

e-mail:

alexandr.kle@yandex.ru

Ключевые слова: здоровье молодежи, физическая культура, спорт, культура мышления, философия, образование, полноценная личность.

Серия Философия. Социология. Право. 2012. № 2 (121). Выпуск 19

Вообще гипертрофия физического аспекта и связанных с этим представлений о здоровом образе жизни как, прежде всего, физически здоровом образе жизни, являются частью евгенического проекта, который по своей сути есть миф и утопия. Так, в своем исследовании евгеники Ю.В. Хен показывает, что миф - это наиболее органичная форма для евгенических представлений: «Мечта о здоровье и долголетии, о талантах, которыми природа наделяет людей более скупо, чем хотелось бы, является неисчерпаемым источником фантазирования, лишенного связи с реальными возможностями человечества на каждом конкретном этапе его цивилизационного развития»13.

Иными словами, абсолютное здоровье, невозможно и не нужно, поскольку такие представления основаны на неверном (ограниченном и одностороннем) понимание человеческой природы, ее возможностей, сущности и закономерностей. Это хорошо понимали уже в античности. В «корпусе Гиппократа» говорится, что «сделать всех здоровыми невозможно»14. Причем следствия этого непонимания не такие уж безобидные. Ю.В. Хен показывает, что в действительности евгеника была нацелена не столько на усовершенствовании человека, сколько на управление размножением людей, что, в конечном счете, приводит к манипулированию людьми с самыми страшными последствиями.

Хорошо известно неравномерное проявление диспозиции «духовное-физическое», которое делает проблемным акцентировку лишь на физических аспектах телесного здоровья, культивируемых спором. Современный исследователь отмечает, что «имеющий физически развитое тело, красивую внешность и эмоционально обаятельный человек может быть признан нравственным уродом, что приведет к его неприятию в обществе; или, наоборот, обладая нравственно возвышенными качествами, неказистый, психически экзальтированный человек, вызывает восхищение и уважение у окружающих его людей. Подобные факты обуславливают наличие неиссякающего интереса в этико-философской среде к расшифровке данной специфики человека, выявлению корреляций между основными элементами его органической системы»15.

К тому же, необходимо помнить о том, что очень часто люди творческие, люди умственного труда часто не «дружат» со спортом. Это конечно можно поставить им в вину, указав на то, что как раз и необходимо умственное гармонизировать физическим, вспомнив при этом Л.Н. Толстого, Б.Л. Пастернака и др. Однако, проблема здесь все же глубже. Это на уровне некоего метафизического неприятия физкультуры и спорта, особенно в том виде, в которых они сегодня предстают. Точка зрения английского писателя-философа Д. Фаулза представляется весьма значимой и показательной, к которой нужно прислушаться и задуматься, чтобы избежать ошибки абсолютизации физического аспекта здоровья человека. Он говорит, что «длительные прогулки, возможно, очень полезны для здоровья, однако же, и пешие прогулки, и бег трусцой, и многие другие виды подобных физических упражнений представляются мне чрезвычайно скучными»16.

Позитивные стороны физкультуры и спорта, конечно, широко известны и всесторонне изучены давно. По этой теме существует невообразимо обширная литература. Так, согласно точке зрения известного ученого-этолога К. Лоренца, изложенной в его известной книге «Агрессия», спорт является особой ритуализованной формой борьбы, развившейся в культурной жизни людей. Положительные функции спорта, с точки зрения ученого, переоценить просто нельзя. Во-первых, он предотвращает социально вредные проявления агрессии; во-вторых, поддерживает в состоянии готовности функцию сохранения вида; в-третьих, учит людей сознательному контролю, ответственной власти над своими инстинктивными боевыми реакциями.

К. Лоренц называет важным культурным достижением «рыцарственность спорта», которую он характеризует следующим образом: «спорт благотворен в том смысле, что создает возможности поистине воодушевленного соперничества между над-

13 Хен Ю.В. Евгенический проект: «pro» и «contra». М., 2003. - С. 145-146.

14 Гиппократ. Этика и общая медицина. Спб., 2001. - С. 184.

15 Бирюкова Э.А. Духовно-нравственное оздоровление человека: анализ сущности и виртуально-образных форм (этико-философское исследование). Диссертация на соискание ученой степени доктора философских наук. Тула, 2010. - С. 29.

16 Фаулз Дж. Кротовые норы. М., 2004. - С. 542.

индивидуальными сообществами. Он не только открывает замечательный клапан для накопившейся агрессии в ее более грубых, более индивидуальных и эгоистических проявлениях, но и позволяет полностью проявиться и израсходоваться ее более специализированной, сугубо коллективной форме»17.

Но при всех достоинствах спорта, в этом воззрении спорт предстает как механизм, с помощью которого социум канализирует коллективную агрессию - негативную разрушительную энергии. Это механизм выживая и приспособления, в котором собственно нравственные механизмы и характеристики, связанные с жертвенностью, милосердием, состраданием, просто-напросто отсутствуют.

Ставка на физическую культуру и спорт является одним из наиболее распространенных мер в поддержании и укреплении здоровья общества. «Необходимо усилить роль физической культуры и спорта в подержании и укреплении здоровья населения». Такому воззрению присуща некоторая абсолютизация значения спорта: «Спорт на всех его уровнях - универсальный механизм для самореализации человека, для его самовыражения и развития. Именно поэтому за последние годы место спорта в системе ценностей современной культуры резко возросло. Мировое спортивное движение сегодня - одно из самых мощных и массовых международных движений. Олимпийское спортивное сообщество включает более 200 стран мира».

Однако, несмотря на усилия в этой сфере, ситуация продолжает оставаться неудовлетворительной. Этот же исследователь отмечает: «Приоритетным направлением социальной политики государства выступает развитие физической культуры и спорта. В условиях социально-экономических и политических преобразований особое значение приобретают вопросы укрепления физического и духовного здоровья человека, формирования здорового образа жизни. Однако, в действительности в нашей стране продолжает оставаться неудовлетворительным состояние здоровья населения»18.

Исток современной, с одной стороны экономической (коммерциализированной) сущности спорта, а с другой, идеолого-атлетической, раскрыт в работе Ж. Ле Гоффа и Н. Трюона, посвященной истории тела в средние века. Авторы выделят два компонента идеологии тела, связанной со спортом: это экономизм и атлетизм. Они пишут: «Возрождение спорта в XIX веке после средневекового упадка объяснялось глубокими социальными и культурными переменами. Самая главная из них состояла в возникновении конкуренции, порожденной промышленной революцией и утвердившейся в экономике»19. Это приводит к появлению коллективных спортивных игр в мяч, что требовало создания команд. Английская аристократия изобрела регби, футбол и бокс, которые нашли распространение по всей Европе.

С другой стороны, в XIX веке утверждается новая культура и новая идеология тела, отвечавшая принципам гигиены, которая сопровождалась развитием гимнастики. Это приводит к атлетизму: «Повышению статуса гигиены способствовала еще одна идея, носившая более индивидуальный характер, - демонстрация тела. Она проявлялась в моде на атлетизм и отражала в новом контексте старую античную максиму: в здоровом теле -здоровый дух (mens sana in corpora sano)»20. Весь этот комплекс экономических, социальных, символических и политических факторов, по мнению французских исследователей, привел к оформлению в XIX веке идеологии, опиравшейся на опыт античности, что способствовало в 1986 году рождению Олимпийских игр.

В любом случае, экономизм, смешанный с политикой, и атлетизм как культ тела имеют слабую связь с духовно-нравственными аспектами физкультуры и спорта. Физическое развитие и физическое здоровье является безусловной ценностью. Однако для целей полноценного воспитания необходимо отметить, что нравственный потенциал физической культуры, как правило, остается вне поля зрения. Это не правильно, поскольку

17 Лоренц К. Агрессия (так называемое «зло»). М., 1994. - С. 260.

18 Киреев Д.С. Проблемы физической культуры и спорта в XXI веке // Духовное здоровье молодежи российских регионов в контексте обеспечения ее духовной безопасности (документы и материалы научн-практ. конференции). Белгород, 2008. - С. 274, 275.

19 Ле Гофф Ж., Трюон Н. История тела в средние века. М., 2008. - С. 149-150.

20 Ле Гофф Ж., Трюон Н. История тела в средние века. М., 2008. - С. 150.

Серия Философия. Социология. Право. 2012. № 2 (121). Выпуск 19

между физическим и духовным планами личности существует глубинная взаимосвязь: как нравственное влияет на физическое, так и физическое влияет на нравственное.

В этом контексте особое значение приобретают педагогические концепции, основанные на глубоко философском постижении человека. Ярким примером такой фило-софско-педагогической системы («педагогическая трудовая система») является идеи русского философа и педагога, ученика Г. Риккерта М.М. Рубинштейна. В своем фундаментальном труде «О смысле жизни» он развивает концепцию такого воспитания и образования, в основе которой лежит идея «всестороннего раскрытия человека как цельной личности». Это такая личность, которая способна творить жизнь и создавать смысл. Смысл и творчество, таким образом, является высшими целями воспитания и образования, который достигаются в ходе философского промысливания сущности человека.

Чтобы прийти к итоговой формулировке образовательно-воспитательной задачи М.М. Рубинштейн тщательно и основательно исследует «философию человека», начиная от античности до современных ему философов. В результате всестороннего изучения проблемы представлена типология личности, включающая все ее возможные измерения. Таковых четыре:

1) дитя природы, естества;

2) индивидуальность;

3) член социальных образований;

4) сочлен культуры.

Данная типология показывает важность каждого аспекта в развитии личности, устанавливая между ними верные иерархические соотношения, в том числе и между «физическим» и «духовным». Философско-педагогические мысли М.М. Рубинштейна имеют большую ценность для нашего исследования. Так, относительно первоначальной (естественно-природной) фазы в развитии личности М.М. Рубинштейн пишет: «В императиве «должен быть человек» прежде всего санкционируется его бытие, как животного, как естественной базы, и к педагогике предъявляется требование воспитать его жизнеспособность, иначе исчезнет и все остальное. Таким образом вырастает как первая необходимая задача воспитать здоровое, сильное, стойкое, жизнеспособное тело. В этой, с точки зрения многих, прозаической задаче сразу обнаруживается увлекательная черта выхода за голо животные задачи - в том, что здоровье, сила, стойкость, ловкость и т.п. физические свойства отливаются неизбежно в требование преодоление нескладности и воспитания гармоничного, физически красивого существа»21.

Это, важнейший эстетический момент физического воспитания человека, который, однако, при все его важности, не самодостаточен и требует дальнейшего развития, которое проецируется уже в этические задачи. М.М. Рубинштейн говорит о необходимости наряду с этим «воспитания жизнеспособности». Для этого нужно раскрыть «великое воспитательное значение организованного труда и трудовой школы».

Осмыслить сложную, полную противоречий внутреннюю, то есть духовно-нравственную сущность человека, чтобы определить меру его нравственного здоровья, оказывается весьма непростым делом, требующим глубокого философского анализа. Это очень сложное, неоднозначное и противоречивее понятие, которое достаточно проблемно эксплицировать в системе однозначно-непротиворечивых понятий. Здесь необходима особая методология, конгениальная духовной сущности человека.

В этом контексте заслуживает особое внимание понятие «культура философского мышления», которое наряду с понятием «физическая культура» необходимо для полноценного и гармоничного развития личности. Существует много исследований, посвященных культуре философского мышления. В данном контексте нам хотелось бы обратить внимание на понятие «культуры глубинного общения», введенного Г.С. Батищевым, которое, с нашей точки зрения, позволяет понять значимость философии для творческого становления личности, что является наиболее важным и существенным моментом общего развития молодого человека.

21 Рубинштейн М.М. О смысле жизни. Труды по философии ценности теории образования и университетскому вопросу: Том 1. М., 2008. - С. 563.

Г.С. Батищев развивает тезис Маркса о том, что «философия представляет собой живую душу культуры». Философ говорит о диалектике творчества, которая может быть опознана в свете истинной философии как подлинный смысл жизни и смысл человеческой деятельности, заключающийся в бесконечном становлении, саморазвитии, самосовершенствовании. «И тогда, - пишет Батищев, - уясняемое философским мировоззрением достойное место человека во Вселенной оказывается вовсе не некоей неподвижной Точкой, не Вершиной, но незавершимым путем в глубь неисчерпаемой и беспредельной своими богатствами объективной диалектики, царящей во всей Вселенной»22. Творчество, глубинное общение, путь жизни - оказываются связанными философией понятиями, которые из философской сферы, в которой получают метафизическую легитимизацию, возвращается в образовательную плоскость, становясь одним из наиболее действенных педагогических механизмов. Этот потенциал философии необходимо использовать в современном процессе образования, который претендует на то, чтобы и воспитать, и образовать полноценную личность во всех отношениях. Таков «философский императив» современной философии образования.

1. Корольков А.А. Органика культуры. Бийск, 2011.

2. Быховская И.М. Аксиология телесности и здоровье: сопряженность в культурологическом измерении // Психология телесности между душой и телом. - М. : АСТ, 2007.

3. Шоломова Т. В. Современный патриотизм как явление массовой культуры // Образ России: Сборник научных статей. Санкт-Петербург: 2009.

4. Хен Ю.В. Евгенический проект: «pro» и «contra». М., 2003.

5. Гиппократ. Этика и общая медицина. Спб., 2001.

6. Бирюкова Э.А. Духовно-нравственное оздоровление человека: анализ сущности и виртуально-образных форм (этико-философское исследование). Диссертация на соискание ученой степени доктора философских наук. Тула, 2010.

7. Фаулз Дж. Кротовые норы. М., 2004.

8. Лоренц К. Агрессия (так называемое «зло»). М., 1994.

9. Киреев Д.С. Проблемы физической культуры и спорта в XXI веке // Духовное здоровье молодежи российских регионов в контексте обеспечения ее духовной безопасности (документы и материалы научн-практ. конференции). Белгород, 2008. С. 274, 275.

10. Ле Гофф Ж., Трюон Н. История тела в средние века. М., 2008. С. С. 149-1

11. Рубинштейн М.М. О смысле жизни. Труды по философии ценности теории образования и университетскому вопросу: Том 1. М., 2008.

12. Батищев Г.С. Введение в диалектику творчества. С.-Петербург, 1997.

Список литературы

PHYSICAL EDUCATION AND CULTURE OF PHILOSOPHICAL THOUGHT IN THE CONTEXT OF CONTEMPORARY PHILOSOPHY OF EDUCATION

A.A. KLESHCHENKO

e-mail:

alexandr.kle@yandex.ru

Voronezh State University

The article criticizes existing absolutization importance of physical culture and sports in the promotion of both physical and spiritual health of modern man. Quite often, the emphasis on physical parameters in the problemsolving to improve the health of young people is crucial. In this context, along with the concept of physical education to speak of a "culture of philosophical thinking," which is a necessary component of a common spiritual culture of the individual. This concept brings into the context of a "culture of deep communication."

Key words: young people's health, physical culture, sports, culture of thinking, philosophy, education, full personality.

22 Батищев Г.С. Введение в диалектику творчества. С.-Петербург, 1997- - С. 122.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.