Научная статья на тему 'Физическая культура и индивидуализм в эпоху постмодерна'

Физическая культура и индивидуализм в эпоху постмодерна Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
317
67
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Символ науки
Ключевые слова
ИНДИВИДУАЛИЗМ / ПОСТМОДЕРНИЗМ / СМЕНА ПАРАДИГМЫ / ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Корень Н.О.

В настоящей работе была предпринята попытка осмысления соотношения физической культуры и индивидуализма через призму постмодернистского дискурса. Проводится проблематизация неоднородной природы культурных феноменов при осуществлении физической активности. Подчеркивается значимость формирования государственной политики в сфере физической культуры и спорта.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Физическая культура и индивидуализм в эпоху постмодерна»

СИМВОЛ НАУКИ ISSN 2410-700X № 10 / 2018.

СОЦИОЛОГИЧЕСКИЕ НАУКИ

УДК 316

Н.О. Корень

студент 4 курса, УГИ-454704, Уральский федеральный университет имени первого Президента России Б. Н. Ельцина

г. Екатеринбург, РФ Email: nina.koren.97@mail.ru

ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА И ИНДИВИДУАЛИЗМ В ЭПОХУ ПОСТМОДЕРНА

Аннотация

В настоящей работе была предпринята попытка осмысления соотношения физической культуры и индивидуализма через призму постмодернистского дискурса. Проводится проблематизация неоднородной природы культурных феноменов при осуществлении физической активности. Подчеркивается значимость формирования государственной политики в сфере физической культуры и спорта.

Ключевые слова: индивидуализм, постмодернизм, смена парадигмы, физическая культура.

На нынешнем этапе развития современных социогуманитарных наук исследовательский интерес все больше возрастает вокруг тематики осуществления устойчивого мирового развития, которое возможно лишь при обеспечении здорового человеческого сообщества, поддержания его стабильного состояния благодаря определенным социальным практикам в мирное, бесконфликтное время. Этим обуславливается необходимость анализа современной системы, которая находится на переломном этапе, наступления парадигмы постмодерна [3, C.66]. Изучение определенных социальных структур, явлений, феноменов становится необходимым не только в силу своей новизны для академического сообщества, но и в силу преобразования в понимании познанных ранее исследовательских предметов. Находясь на этапе коренных изменений, функционирование всех сфер социальной жизни не может быть описано исходя из классики модерна [Там же. С.8].

В настоящее время, для преодоления неустойчивости в развитии необходимо выработать четкое понимание современной системы, и её отдельных элементов. Именно поэтому, проанализируем современное понимание категорий физической культуры и здорового образа жизни, как основополагающих направлений обеспечения стабильного развития государства и всего человечества, через призму постмодернистского дискурса - индивидуализма.

С эпохой внедрения в западную культуру либеральных догм происходило тотальное переосмысление всех сфер жизни общества [12, C.10]. Итогом активной культурной экспансии становится формирование определенного западного культа - культа индивидуализма, который становится все более тесно связан с физическим здоровьем общества потребления [14].

Как отмечает Рендл М.В., в последнее время наблюдается тенденция, в которой понятие индивидуализма становится краеугольным камнем постмодерна, символом социокультурной трансформации модерна, вызвавшей к жизни феномен «постмодернистического социума» [9, C.120]. Так знаменитый французский социолог - Липовецкий Ж. выделяет индивидуализм как особую часть, необходимую для исследования современного социума [7]. Как не менее значимые можно отметить работы Фромма Э. «Бегство от свободы» и Хайека Ф. «Индивидуализм и экономический порядок», в которых авторы анализируют тенденции надвигающегося индивидуализма, выражающиеся в определенной психологической нагрузке на индивида, оказывающей пагубное воздействие на его духовное и физическое здоровье [11], [13].

Таким образом, индивидуализм в эпоху постмодерна будет являться не очередным философским

СИМВОЛ НАУКИ ISSN 2410-700X № 10 / 2018.

определением, которое явлено на свет для продолжения дискурса, а как неотъемлемая часть современного транспарантного мира - мира сетей, свободного общения, свободного выбора, свободной жизнедеятельности, а также вызванной этой свободой грузом ответственности и сопутствующих поливариантных проблематик.

Охарактеризовав одну из сторон проводимого в нашей работе анализа, мы находим необходимым операционализировать и категорию «Физическая культура».В этом контексте, сошлемся на заслуженного работника физической культуры Российской Федерации, профессора Евсеева Ю.И, который интерпретирует ее, как «часть общей культуры человечества, которая представляет собой творческую деятельность по освоению прошлых и созданию новых ценностей преимущественно в сфере физического развития, оздоровления и воспитания людей» [6, С. 5].

Находясь на этапе непрерывной рефлексии над поливалентными смыслами, замещая или добавляя одни знаки другими, современным мир становится все более противоречивым. С одной стороны, происходит тотальное упрощение всевозможных конструкций до уровня воспроизводства моментальных ощущений, служащих стимулирующим фактором для потребления. А с другой, происходит постоянный процесс переосмысления или деструктуризации символов, подменой одного другим, искажением реальности, что вызывает необходимость постоянного поиска и запоминания нового смысла.

На этом фоне, отношение присущего современности индивидуализма, а также рациональное следование здоровому образу жизни соответственно носит противоречивый характер. С одной стороны, устойчиво сформированный в постмодерне принцип приближения общества к каждому отдельному человеку, к его субъективности, создает индифферентный характер к себе и своему телу, признание себя таким каким есть. Осознание своей исключительности ныне не стимулирует исправление недостатков и воссоздания здорового тела, а создает атмосферу всеобщего приспособления общества под конкретного индивида. Более того, существование различных социальных программ, возможности корректировки своего тела посредством операций, а также рост определенных субкультур пропагандирующих свою исключительность и неприятие ранее общепринятых идеалов - все более развращает и отталкивает общественность заниматься собой. Культивируемый деятельностью лоббистских организаций в угоду различных транснациональных компаний капиталистический образ успешного человека, тоже находится в конфронтации со здоровым образом жизни. Он не состоит в нравственном и физическом здоровье, а практически поглощен идеологией, утверждающей получение наслаждения как высшее благо и смысл жизни [4, С.857]. Именно постоянный отдых, употребление не всегда полезных, а зачастую и крайне вредящих организму продуктов, распитие спиртных напитков, а также раскуривание дорогих сигар -являются культурными операторами успешного индивида. Таким образом, нынешняя форма индивидуализма еще не замечает данной подмены.

С другой же стороны, существуют и позитивные тенденции, активно пропагандируемые в социальных сетях культурные образы и идеалы современности, все-таки заставляют общественность обратить внимание на свою физическую форму. И хотя культурно-идеологическое течение Бодипозитива по всему миру осуществляет попытки противостоять подобной знаковой трансляции [8, С. 155]. Ее позитивные стороны в качестве стимулирования людей к физической активности отрицать сложно. И хотя предшествующие физической активности мотивационные составляющие могут значительно различаться, как например оздоровление себя, похудение, стать наиболее привлекательным для необходимого гендера индивидом, - общий результат, заключенный в повышении уровня работоспособности организма, так или иначе позитивно скажется на его дальнейшей жизни. Стратегия выделения собственной индивидуальности в разделенном обществе путем реализации попыток к достижению физического совершенства является довольно популярной в нашу эпоху. Именно привлекательность является одним из принципов позиционирования общества потребления, где человек выстраивает себя, свою конституцию тела, как определенный товар. Это обусловливается процессом интеграции культуры в экономическое пространство [2, С.30]. Однако и это имеет двойственную природу. Создание привлекательного физического образа возможно лишь путем осуществления систематических тренировок. Естественная потребность в новой информации, и социально-культурная природа человека, создает потенциальную ситуацию при которой

СИМВОЛ НАУКИ ISSN 2410-700X № 10 / 2018.

индивид не сможет довольствоваться сухим выполнением упражнений, а начнет устанавливать коммуникативные связи с индивидами или источниками со схожими интересами, которые в свою очередь имеют возможность быть трансляторами культурных паттернов, связанных с общим направлением их деятельности.Так фитнес-сообщество помимо упражнений может приобщить к культуре правильного питания, а йоги могут предоставить целый спектр философий физической культуры. Не стоит так же не принимать во внимание, что, на фоне всеобщей конкуренции, возрастает значимость труда в жизнедеятельности человека [5, С. 129], которое, в свою очередь, стимулирует индивида поддерживать себя в тонусе.

Адаптируясь к глобализационным веяниям государство, в свою очередь, так же заинтересовано в развитии физической культуры внутри своего региона. Флотационное отношение государства к сфере развития физической культуры и спорта детерминирует не только низкие показатели на международных спортивных мероприятиях, но и в среднесрочной перспективе высокие расходы на сферу здравоохранения, которые в свою очередь повлияют на распределение бюджетных денег на иные сферы [1, С.109]. В этом случае и происходит борьба государства за своих индивидов с внешними капиталистическими деструкционными влияниями. Российская Федерация осуществляет комплексную работу в рамках данной проблематики. Одним из направлений деятельности Правительства является реализация федеральной целевой программы "Развитие физической культуры и спорта в Российской федерации на 2016-2020 годы" [10].

Таким образом, мы приходим к выводу, что влияние индивидуализма, которое начало свое формулирование еще в эпоху модерна, а позже плавно перетекло несколько видоизменив свой смысл в постмодерн, ярко выражено проявляется на системе физической культуры, и здорового образа жизни в целом. Осознание конкуренции с общественностью, в постмодернистском дискурсе формирует в сознании индивида лишь две стратегии: либо работать над собой, и развиваться как в физическом, так и духовном плане; либо игнорировать и противостоять существующей конкуренции, деформируя себя. Список использованной литературы:

1. Антимонова А.П. Финансирование физической культуры и спорта в России // «Научное сообщество студентов. Междисциплинарные исследования»: Электронный сборник статей по материалам XL студенческой международной научно-практической конференции. - Новосибирск: Изд. АНС «СибАК». 2018. № 5(40). С. 107-114

2. Беттельгейзе Д.Д. Концепция «культуромир» и роль искусства в эпоху гипермодерна // Вестник национального технического университета «ХПИ» : сб. науч. тр. Философия. Харьков, 2009. № 26. С. 29-36.

3. Бодрийяр Ж. Симулякры и симуляция // М.: ПОСТУМ. 2017. 320 с

4. Ващенко И.С., Рыкалина Е.Б., Фахрудинова Э.Р. Индивидуализм в современном обществе // БМИК. 2012. №11 С. 856-857

5. Давыдова М.А. Приверженность молодежи ценностям индивидуализма: характеристики терминальных и инструментальных ценностей // Вестник Адыгейского государственного университета. Серия 1: Регионоведение: философия, история, социология, юриспруденция, политология, культурология. 2012. №4. С. 125-131.

6. Евсеев Ю.И. Физическая культура. Серия «Учебники, учебные пособия». // Ростов-н/Д: Феникс. 2003. 384 с.

7. Липовецкий Ж. Эра пустоты. Эссе. О современном индивидуализме. // М.: Владимир Даль. 2001. 306 с.

8. Михайлова О.Р., Еремеева К.С., Шелепина В.Б. Что значит быть бодипозитивной? Конструирование идентичности участниц движения "Бодипозитив". // Современные исследовательские практики в социологии. Сборник материалов конференции молодых ученых. Федеральный научно-исследовательский социологический центр Российской академии наук Институт социологии РАН. 2017. С. 155-171

9. Рендл М.В. Персонифицированный индивидуализм: образ индивида в социокультурном пространстве постмодерна // Гуманитарий Юга России. 2016. №4. С. 119-126

10. Министерство спорта Российской Федерации Федеральная целевая программа "Развитие физической культуры и спорта в Российской Федерации на 2016-2020 годы" // [Электронный ресурс] Режим доступа:

СИМВОЛ НАУКИ ISSN 2410-700X № 10 / 2018.

https://www.minsport.gov.rU/activities/federal-programs/2/26361/ (дата обращения: 08.10.2018)

11. Фром Э. Бегство от свободы. - М.: Академический проект 2008. 256 с.

12. Фуко М. Надзирать и наказывать. Рождение тюрьмы. // М.: AdMarginemPress- 2015. - 416 с.

13.Хайек Ф. Индивидуализм и экономический порядок. М.: Изограф. 2000. 255 с.

14. Эзри Г.К. Эрих Фромм и философия постмодерна в контексте двух направлений в постмодернистской философской антропологии // Наука и современность. 2014. С. 152-156.

© Корень Н.О., 2018

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.