Научная статья на тему 'Физическая культура и формирование психосоматического здоровья детей и подростков (социально-экономический аспект)'

Физическая культура и формирование психосоматического здоровья детей и подростков (социально-экономический аспект) Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
155
28
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Березанцева-низяева Т. В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Физическая культура и формирование психосоматического здоровья детей и подростков (социально-экономический аспект)»

2,2 раза больше, чем в контрольной. При этом подушевой доход ниже прожиточного минимума имели 18,6% семей, воспитывающих часто болеющих и 6,9% эпизодически болеющих детей. На частые стрессовые ситуации жаловались 26,3% матерей из основной группы и 9,1% респонденток из контрольной.

Больший удельный вес составляют семьи, проживающие в общежитии или коммунальной квартире в основной группе по сравнению с контрольной, соответственно 13,1% и 2,9%. При этом удельный вес семей, когда в одной квартире проживало более 5 человек, в основной группе в 1,7 раза превышал таковой в контрольной и составила 18,2%.

Проведенное социологическое исследование позволило выявить основные факторы риска частых заболеваний у детей дошкольного возраста и провести их ранжирование по информативности.

Из представленных данных видно, что в отношении развития у детей дошкольного возраста частых заболеваний большей информативностью обладает блок социально-гигиенических факторов риска, вклад которого в общую информативность составил 74,5%. При этом к наиболее значимым факторам этой группы относятся: самолечение ребенка, несвоевременное обращение к врачу в случае заболевания ребенка, посещение больным ребенком детского сада, частые стрессовые ситуации в семье суммарный вклад в которых в общую информативность составил 31,1%.

Таким образом, проведенное исследование позволило выявить приоритетные факторы риска развития частых заболеваний у детей дошкольного возраста, большинство из которых можно отнести к группе «семейных» факторов риска. Это позволит разработать адресные мероприятия в системы комплексной семейной профилактике частых заболеваний у детей этой возрастной группы.

Березанцева-Низяева Т.В.

ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА И ФОРМИРОВАНИЕ ПСИХОСОМАТИЧЕСКОГО ЗДОРОВЬЯ ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ (СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИЙ АСПЕКТ)

Московский городской педагогический университет, Москва, ber24niz@mail. ru

В Московской декларации, принятой на Первой глобальной министерской конференции по здоровому образу жизни и неинфекционным заболеваниям (НИЗ)1 средиэкономически эффективных мер по снижению риска НИЗ, помимо мер, включающих борьбу против табака, сокращение вредного употребления

1 http ://www. minzdravsoc.ru/health/zozh/71

алкоголя и пропаганду здорового питания указывается и физическая активность. Существует мнение, что физическая культура - не самый главный предмет в школьном образовании. Однако опыт других стран показывает, что это не так. Так, например, в Швейцарии плохая отметка по физкультуре может служить основанием для того, чтобы ученика отчислили из школы или оставили на второй год. Примечательно, что физкультура остается таким же значимым предметом не только в школе, но и в колледже и университете. И в течение всего времени обучения студенты занимаются физкультурой. Поэтому, видимо, у швейцарцев с годами просто вырабатывается потребность в регулярных занятиях физическими упражнениями. В нашей стране по причине повышения стоимости платных физкультурно-оздоровительных услуг, а также роста цен на спортивную форму и инвентарь, занятия физической культурой и спортом делаются малодоступными для большинства детей и подростков во внеурочное время. Поэтому физическое воспитание в школе становится одной из приоритетных задач. Положительное воздействие физической культуры на общественное здоровье опосредуется не только его воздействием на физическое состояние, но и его социальнопрофилактическим влиянием, что является особенно актуальным для молодежи. Вместе с тем, существует несколько значимых социально-психологических и экономических аспектов, которые влияют на приобщение детей и подростков к систематическим занятиям физической культурой и спортом. Большая роль в этом принадлежит семье, особенно личные примеры родителей. Причем в подобных семьях, в сравнении с семьями, не практикующими регулярные занятия физической культурой, помимо собственно укрепления соматического здоровья, достоверно чаще складываются дружные взаимоотношения между членами семьи. Необходимо отметить, что материальное благосостояние семьи также влияет на приобщение детей к физической культуре, так в семьях с высоким достатком процент детей регулярно занимающихся физической культурой и спортом выше, чем в семьях со средними и низкими доходами. однако в целом число детей, посещающих спортивные секции и занимающихся регулярно физическими упражнениями, за последнее десятилетие уменьшилась в 1,5 раза, чему в значительной мере способствовала пассивная позиция родителей в данном вопросе. В ходе заседания Совета при Президенте России по реализации приоритетных национальных проектов и демографической политике 25 февраля 2009 года отмечалось, что одной из главных задач приоритетного национального проекта «Здоровье» в 2009-2012 годах является формирование здорового образа жизни, популяризация занятий физической культурой и спортом среди детей и подростков.

Здоровье населения является одним из главных индикаторов качества жизни. оно определяет степень развитости, цивилизованности и благополучия общества.

660

Вместе с тем, благосостояние общества служит хотя и важной, но лишь одной из предпосылок к формированию здорового образа жизни, а его основу составляют физическая активность, полноценное питание, благоприятная экология, отказ от вредных привычек. Профилактика заболеваний - наименее затратный и самый эффективный путь укрепления здоровья общества. Вместе с тем, профилактический характер могут носить не только собственно медицинские мероприятия (массовые обследования, диспансеризации и проч.), но и другие направления, такие как развитие массовой физической культуры и спорта. Психическое и физическое здоровье - неотъемлемые части общественного здоровья, оказывающие существенное влияние на состояние стран и их человеческий, общественный и экономический капитал. Здоровая психика - это не только отсутствие психических расстройств или их отдельных проявлений, но и ресурс, поддерживающий общее благосостояние и производительность [Экономический кризис и психическое здоровье - WHO Regional Office for Europe, Copenhagen, 2011]. Экономические затруднения, влияя на психическое здоровье родителей, их отношения между собой и их внимание к детям, сказываются на психическом и физическом здоровье детей и подростков [Conger R.D. et al., 1994; Leinonen J.A. et al., 2003; Solantaus T.S. et al., 2004].

Таким образом, рассмотрение вопросов психосоматического здоровья невозможно без учета контекста социальной среды, включающего в себя множество потенциально патогенных воздействий. На формирование психического и соматического здоровья детей и подростков влияет комплекс факторов, важнейшими из которых являются внутрисемейные, социальные, факторы школьного воспитания. Одним из важнейших факторов школьного и внутрисемейного воспитания является систематические занятия физической культурой и спортом, которые имеют как прямое оздоравливающее действие, так и опосредованное, являясь профилактическим фактором в отношении формирования аддикций и девиантных форм поведения.

Я.Н.Вукс

КОРРЕКЦИОННЫЕ МЕРОПРИЯТИЯ ПО ПРЕОДОЛЕНИЮ АГРЕССИИ УЧАЩИХСЯ НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЫ

ГБОУ Гимназия №63 Калининского района Санкт-Петербурга

В настоящее время тревогу у педагогов вызывает не только прогрессирующая отчужденность детей, но и их цинизм, жестокость, агрессивность.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.