Научная статья на тему 'Физическая культура для студентов с повреждением опорно-двигательного аппарата'

Физическая культура для студентов с повреждением опорно-двигательного аппарата Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
280
37
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Наука-2020
Область наук
Ключевые слова
ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА / ОГРАНИЧЕННАЯ ВОЗМОЖНОСТЬ ЗДОРОВЬЯ / СКОЛИОЗ / РАДИКУЛОПАТИЯ (РАДИКУЛИТ) / PHYSICAL CULTURE / LIMITED ABILITY OF HEALTH / SCOLIOSIS / RADICULOPATHY (SCIATICA)

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Дарищева Алина Владимировна, Нагайцева Ирина Федоровна

Статья посвящена вопросам о том, как студентам у которых есть ограничение возможности здоровья, можно развиваться физических, не принося вред организму, а наоборот укрепляя его. Так же в статье указаны, какими видами спорта можно заниматься студентам с ОВЗ.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Дарищева Алина Владимировна, Нагайцева Ирина Федоровна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PHYSICAL EDUCATION FOR STUDENTS WITH DAMAGE TO THE MUSCULOSKELETAL SYSTEM

The article is devoted to the issues of how students who have limited health opportunities can develop physically, without harming the body, but rather strengthening it. As the article indicated, what types of sports are available to students with disabilities.

Текст научной работы на тему «Физическая культура для студентов с повреждением опорно-двигательного аппарата»

УДК 378.22

ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА ДЛЯ СТУДЕНТОВ С ПОВРЕЖДЕНИЕМ ОПОРНО-

ДВИГАТЕЛЬНОГО АППАРАТА

PHYSICAL EDUCATION FOR STUDENTS WITH DAMAGE TO THE MUSCULOSKELETAL SYSTEM

Дарищева Алина Владимировна

студент

Волгоградский социально-педагогический университет

г. Волгоград, Россия Darishcheva Alina Vladimirovna

Volgograd social-pedagogical University

Volgograd, Russia

Нагайцева Ирина Федоровна

к.пед.наук, доцент кафедра физической культуры Волгоградский социально-педагогический университет

г. Волгоград, Россия Nagaytseva Irina Fedorovna candidate of pedagogics, associate professor department of physical education Volgograd social-pedagogical University.

Volgograd, Russia

Аннотация. Статья посвящена вопросам о том, как студентам у которых есть ограничение возможности здоровья, можно развиваться физических, не принося вред организму, а наоборот укрепляя его. Так же в статье указаныы, какими видами спорта можно заниматься студентам с ОВЗ.

Abstract. The article is devoted to the issues of how students who have limited health opportunities can develop physically, without harming the body, but rather strengthening it. As the article indicated, what types of sports are available to students with disabilities.

Ключевые слова: физическая культура; ограниченная возможность здоровья; сколиоз; радикулопатия (радикулит).

Keywords: physical culture, limited ability of health; scoliosis; radiculopathy (sciatica).

Студенты с ограниченными возможностями здоровья не редкость в российских вузах. Часто по своему интеллектуальному уровню, степени знаний и старательности они опережают сверстников, однако в социальной адаптации им гораздо сложнее, чем здоровым и физически крепким однокурсникам. Ещё лет пятьдесят назад таким людям был закрыт вход в спортивный зал, что обостряло и без того трудное психофизическое состояние многих юношей и девушек с ОВЗ. Сегодня физкультура и большой спорт для таких людей — это реальная возможность, с одной стороны, не чувствовать себя "на обочине жизни", преодолеть свои страхи и неуверенность, связанные с заболеванием,

18/108

а с другой стороны, бросить вызов природе, справиться с диагнозом и доказать свою духовную и физическую силу.

Сколиоз и связанные с ним, пожалуй, самые распространённые заболевания у студентов. Понятно, что занятия физической культурой для таких учащихся сводятся к комплексу лечебных упражнений, нацеленных на частичное, а иногда даже полное излечение. Многолетняя практика физической культуры (ФК) в вузах показывает, что такое возможно, если придерживаться грамотных методик и стимулировать желание заниматься ФК, систематически объясняя пользу подобных занятий тем, кто ещё не осознал реальную возможность излечения от, казалось бы, безобидных заболеваний, которые на деле нередко доставляют массу неудобств и мешают жить полноценной жизнью.

Для преподавателя физической культуры, работающего с группой студентов со сколиотическими заболеваниями, главное - искать и находить те комплексы упражнений, которые показаны для его подопечных с разными степенями проявления болезни [3] Все методики и комплексы упражнений можно условно отнести к корригирующим, ассиметричным и симметричным. Корригирующие упражнения максимально мобилизуют позвоночник и одновременно "разгружают" его, корректируют дугу искривления, их часто сочетают с дыхательной гимнастикой [3]. К примерам корригирующих упражнений, рекомендованных для больных сколиозом 1-2 степени, можно отнести все упражнения, из исходного положения стоя, сидя и лежа связанные с вытяжением позвоночника, с различными исходными положениями рук и ног [1]. Чтобы подобрать эффективные корригирующие упражнения надо учитывать тип сколиоза, другие заболевания студента, подготовленность учащегося к тем ли иным физическим нагрузкам, развитие и силу мышц и так далее. [2]

Всем больным сколиозом чрезвычайно показаны занятия плаванием. При этом стиль плавания подбирается исходя из индивидуальных особенностей организма. Большинству сколиотических больных "прописывают" брасс [1]. Это тот стиль, при котором движение рук и ног способствуют "вытягиванию" позвоночника, симметричны, линия плеч параллельна поверхности воды, и скольжение происходит как бы в одной плоскости. Физическую культуру для больных сколиозом можно успешно сочетать не только с плаванием, но и со спортивной ходьбой, с катанием на лыжах, коньках, исключая из занятий упражнения, вращающие позвоночник, усиливающие его подвижность. Именно поэтому всем студентам с диагнозом "сколиоз" не рекомендуют бег и прыжки, волейбол и футбол, бокс и многие виды борьбы [3]. Преподаватель физической культуры в вузе, хорошо знающий все особенности занимающихся, может стать не просто тренером и вдохновителем, студентов с ОВЗ, но и надёжным помощником для тех, кто стремится к излечению от многих распространённых недугов, один из которых - сколиоз.

Литература

1. Бальсевич В. К. Перспективы развития общей теории и технологий спортивной подготовки и физического воспитания (методологический аспект) // Теория и практика физической культуры. 2008, № 4. С. 21.

2. Визитей Н. Н. Физическая культура личности [Текст] : учебное пособие. Кишинев : Штиница, 1989.110 с.

19/108

3. Железняк Ю. Д., Минбулатов В. М. Теория и методика обучения предмету «Физическая культура» [Текст]: учебное пособие. М. : Академия, 2004. 275 с.

References

1. Bal'sevich V. K. Perspektivy razvitiya obshchej teorii i tekhnologij sportivnoj podgotovki i fizicheskogo vospitaniya (metodologicheskij aspekt) [Prospects of development of the General theory and technologies of sports training and physical education (methodological aspect)]. Teoriya i praktika fizicheskoj kul'tury - Theory and practice of physical culture, 2008, no. 4, pp. 21.

2. Vizitej N. N. Fizicheskaya kul'tura lichnosti [Physical culture of personality]. Kishinev, Shtinitsa PubI, 1989,110p.

3. Zheleznyak Yu. D, Minbulatov V. M. Teoriya i metodika obucheniya predmetu «(Fizicheskaya kul'tura»> [Theory and methods of teaching the subject "Physical culture11]. Moscow, Akademiya Publ, 2004, 275p.

20/108

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.