9. Aviram A. Beyond constructivism / A. Aviram // Studies in Philosophy and Education. 2000. -N. 19. - P. 465-489.
10. Godwin-Jones R. Autonomous language learning / R. Godwin-Jopnes // Language Learning & Technology. - 2015. -Vol. 15. -N 13. - P. 4-11.
11. Kusurkar R., Croiset G., Ten Cate T. Twelve tips to stimulate intrinsic motivation in students through autonomy-supportive classroom teaching derived from self-determination theory / R. Kusurkar, G. Croiset, T. Ten Cate // Med Teach. - 2011. - N 33. - P. 978-982. DOI: 10.3109/0142159X.2011.599896
12. Marandi S.S., Sadaghian S. A shift into autonomous education / S.S. Marandi, S. Sadaghian // Journal of English Language Teaching and Learning. -2016. -N. 17.
13. Mazur E. Farewell, Lecture? / E. Mazur // Science. - 2009. - N 323. - P. 50-51.
14. Oguz A. Developing a scale for learner autonomy support / A. Oguz // Educational Sciences: Theory & Practice. - 2013. -Vol. 13. - N. 4. - P. 2187-2194. DOI: 10.12738/estp.2013.4.1870
15. Svensson L., Wihlborg M. Internationalising the content of higher education: the need for a curriculum perspective / L. Svensson, M. Wihlborg // Higher Education. 2010. - Vol. 60. - N. 6. - P. 595-613. DOI: 10.1007/s10734-010-9318-6
16. Zhang L., Atkin C. Conceptualizing humanistic competence in the language classroom by TJP - A Chinese case / L. Zhang, C. Atkin // International Education Studies. - 2010. - Vol. 3. - N 4. - P. 121-127.
Педагогика
378.1.014.544
аспирант Галлини Надежда Игоревна
Гуманитарно-педагогическая академия (филиал) Федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего образования
«Крымский федеральный университет имени В. И. Вернадского» (г. Ялта)
ФИЗИЧЕСКАЯ И ОРГАНИЗАЦИОННАЯ СТРУКТУРЫ ПРОЕКТИРОВАНИЯ ТЕХНОЛОГИИ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ СТРУКТУРНЫХ ПОДРАЗДЕЛЕНИЙ ДЛЯ РАЦИОНАЛИЗАЦИИ РАБОТЫ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
Аннотация. В статье рассмотрены физическая структура информационно-справочных систем и организационные структуры административного менеджмента. Теоретически обоснованы физическая и организационная структуры проектирования технологии взаимодействия структурных подразделений для рационализации работы образовательной организации высшего образования.
Ключевые слова: гибкая физическая структура технологии взаимодействия структурными подразделениями образовательной организации, трехмерная структура менеджмента технологии взаимодействия структурными подразделениями образовательной организации.
Annotation. In the article the physical structure of information-reference systems and organizational structures of administrative management are considered. Theoretical substantiation of the physical and organizational structure of designing the technology of interaction between structural units for the rationalization of the work of the higher education educational organization.
Keywords: flexible physical structure of technology of interaction by structural divisions of the educational organization, three-dimensional structure of management of technology of interaction by structural divisions of the educational organization.
Введение. Физическая и организационная структуры технологии взаимодействия структурных подразделений, представленные в данной статье, разработаны для рационализации работы образовательной организации высшего образования. Физическая структура технологии взаимодействия структурных подразделений образовательной организации представляет, собой сетевой вид физических компонентов с гибкой физической структурой в совокупности с трехмерной структурой менеджмента образовательной организации высшего образования, предоставляют возможность обеспечить рациональную и единую систему менеджмента образовательной организации высшего образования.
Формулировка цели статьи состоит в теоретическом обосновании физической и функциональной структуры технологии взаимодействия структурных подразделений для рационализации работы образовательной организации высшего образования.
Задачи исследования: обосновать применение системного подхода для разработки физической и организационной структур технологии взаимодействия структурными подразделениями для рационализации образовательной организации высшего образования.
Изложение основного материала статьи. Одной из задач развития фундаментальной науки и важнейших прикладных исследований и разработок Российской Федерации является совершенствование информационной инфраструктуры в области науки, образования и технологий (распоряжение Правительства Российской Федерации от 8 декабря 2011 г. № 2227-р об утверждении стратегии инновационного развития Российской Федерации до 2020 года). Важнейшие прикладные исследования и разработки ведутся по приоритетным направлениям развития науки, технологий и техники; они должны быть нацелены на решение комплексных научно-технических и технологических проблем и ориентированы на конечный результат, способный стать инновационным продуктом.
Для рациональной работы современной российской образовательной организации высшего образования необходима высокоэффективная технология взаимодействия структурных подразделений, согласованная с информационной системой - базовой средой автоматизированной информационной технологией.
Технология взаимодействия структурных подразделений образовательной организации высшего образования для рационализации работы образовательной организации высшего образования - комплексная информационно-справочная система анализа и мониторинга показателей абитуриентов, обучающихся и преподавателей GPAYALTA, по этой причине необходимо более подробно изучить физические структуры информационно-справочных систем и функциональные структуры организаций [1].
Применение информационных технологий в образовательных организациях высшего образования в целом сформировало идеологию, необходимую для организации информационных технологий и процессов, как системы, для построения которой целесообразно применить системный подход.
Структура - это организационная характеристика системы, представляющая собой совокупность устойчивых системообразующих связей и отношений, обеспечивающих стабильность и равновесие системы, взаимодействие, соподчиненность и пропорциональность между составляющими ее элементами.
Системный подход располагает набором методов анализа организационных проблем. Ведущим из них является системный метод, ориентирующий исследователя на раскрытие целостности организации и обеспечивающих ее факторов, выявление многообразных типов связей организаций с внешней и внутренней средой и сведение их в единую структуру. Поэтому при исследовании организаций могут быть сформулированы три уровня задач: задачи системы, задачи ее частей и задачи системы, частью которой является данная система (сверхсистема).
Системный метод содержит гносеологический аспект: элементы, составляющие целое, могут быть сами рассмотрены как целое (системы) и изучены по схеме целостного (интегрированного) объекта. Весьма важным является положение системного метода о степени качественной самостоятельности элемента в составе целого. А. Холл ввел две сопряженные закономерности, которые он назвал прогрессирующей факторизацией - стремление системы к состоянию с все более независимыми элементами, и прогрессирующей систематизацией - стремлением системы к уменьшению самостоятельности элементов.
Системный подход предполагает учет всех взаимосвязей, анализ отдельных частей системы как ее самостоятельных структурных составляющих и параллельно выявление роли каждой из них в функционировании всей системы в целом. Таким образом, реализуются процессы анализа и синтеза, фундаментальный смысл которых - разложение целого на составные части и воссоединение целого из частей.
Принцип системности заключается в том, что при декомпозиции должны быть установлены такие связи между структурными компонентами системы, которые обеспечивают цельность корпоративной системы и ее взаимодействие с другими системами [2].
Жизнеспособность образовательной организации высшего образования зависит от взаимодействия с другими организациями и работодателями, а также от гармоничной работы административно-управленческих, профессорско-преподавательских и научно-исследовательских сотрудников. Данное взаимодействие не принесет положительного эффекта без полного и своевременного обмена объективной информацией. По этой причине, в образовательной организации высшего образования необходимо организовать внутренние и внешние информационные связи организаций.
Внутренние связи необходимы для обеспечения производственных процессов и взаимодействия административно-управленческого аппарата с сотрудниками, работающими с документами, структурных подразделений образовательной организации высшего образования. Внешние связи необходимы для обеспечения связи образовательной организации высшего образования с внешней средой: вышестоящими организациями, контролирующими органами, работодателями, сетевыми партнерами, потребителями товаров или услуг и т.п. Таким образом, рассматривая образовательную организацию высшего образования, как корпоративную систему, нельзя разрабатывать какую-либо задачу автономно от других и реализовывать только отдельные ее аспекты. Задача должна рассматриваться комплексно со всеми возможными информационными связями. По этой причине очень важно рассмотреть физическую и организационную структуры образовательной организации высшего образования.
Физическая структура информационно-справочных систем - это корреляционные физические компоненты: электронные вычислительные машины, коммуникационные каналы, специализированное и коммуникационное оборудование для сбора и регистрации информации.
Организация физической структуры информационно-справочных систем разделяется на автономный вид и сетевой вид использования физических компонентов.
Автономный вид физических компонентов подразделяется на индивидуальное применение и применение в виде автоматизированного рабочего места, данный вид физической структуры характерен для индивидуального использования, что подразумевает использование индивидуальных информационных технологий для реализации частных задач организации.
Сетевой вид физических компонентов, выделяет жесткую физическую структуру и гибкую физическую структуру. Жесткая физическая структура представляет собой сформированный иерархический «сетевой комплекс» (internet). «Сетевые комплексы» делятся на уровни: от нулевого до четвертого уровня - локальные компьютерные сети; от пятого до седьмого уровня - глобальные компьютерные сети. Нулевой и первый уровень сетевой физической структуры используются не большими организациями; со второго по шестой уровень сетевой физической структуры используют организации различной степени развития. Всеобщая сеть Internet представляет собой седьмой уровень сетевой физической структуры и является неотъемлемой частью физической структуры всех видов организаций.
Гибкая физическая структура, в отличие от жесткой физической структуры может быстро изменяться и быть приспособлена к новым условиям работы. Технология взаимодействия структурных подразделений образовательной организации разработана с помощью интегрированной среды разработки программного обеспечения Microsoft Visual Studio 2013 Ultimate, являющейся гибким инструментом разработки программного обеспечения. Что позволяет сделать вывод, что физическая структура данной технологии представляет, собой сетевой вид физических компонентов и является гибкой [4].
Рассмотрим терминологию и модели организационной структуры административного менеджмента. Организационная структура административного менеджмента - тип распределения труда по управлению образовательной организацией. Каждое структурное подразделение и должности образовательной организации создаются для реализации определенных функций менеджмента и деятельности. Для осуществления функций структурных подразделений их сотрудники наделяются конкретными правами распоряжаться определенными ресурсами и несут обязательства за выполнение фиксированных за структурными подразделениями функций.
Модель организационной структуры менеджмента отражает статическое положение структурных подразделений и должностей, характеризуемых связями между ними (таблица 1).
Таблица 1
Связи моделей организационных структур менеджмента
№ п-п Наименование связи Краткое представление
1. Линейная Прямое административное подчинение
2. Функциональная Сфера деятельности не имеющая административное подчинение
3. Межфункциональная Между структурными подразделениями равных уровней
Выделяют шесть типов структур менеджмента, зависящих от характера связей:
- линейная структура;
- функциональная структура;
- линейно-функциональная структура;
- матричная структура;
- дивизиональная структура;
- множественная структура.
Линейная организационная структура менеджмента предполагает, что каждый руководитель предоставляет управление нижестоящими структурными подразделениями по всем видам должностей. Преимущества - простота, экономическая целесообразность, максимальное единоначалие. Ключевой недостаток - высокий профессиональный уровень руководителей. Линейная структура может быть использована в небольших образовательных организациях.
Функциональная организационная структура менеджмента осуществляет направленную связь административного менеджмента с реализации функционального менеджмента (рис. 1).
Рисунок 1. Функциональная организационная структура менеджмента
Административные связи функциональных начальников, представленные на рис. 1, со всеми исполнителями такие же, как и для исполнителя 4 (они не представлены для визуальной ясности структуры). В данной структуре нарушена основа единоначалия и затруднено взаимодействие. Данная структура практически не используется.
Линейно-функциональная организационная структура менеджмента представляет собой ступенчатую иерархическую структуру (рис. 2). При данной структуре линейные функциональные руководители являются единоначальниками, которым оказывают помощь функциональные органы и линейные функциональные руководители низших ступеней административно не подчинены функциональным руководителям высших ступеней менеджмента.
Рисунок 2. Линейно-функциональная организационная структура менеджмента
Матричной организационной структуре менеджмента (рис. 3, 4) свойственно предоставление исполнителю возможности иметь двух и более руководителей (один - линейный, другой - руководитель направления или направленности). Данная схема давно используется в менеджменте научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ (НИОКР), а сейчас широко применяется в организациях, ведущих работу по многим направлениям, и все более вытесняет из применения линейно-функциональную организационную структуру менеджмента.
Рисунок 3. Матричная организационная структура менеджмента, ориентированная на продукт
Директор
Рисунок 4. Матричная организационная структура менеджмента по проектам
Множественная организационная структура менеджмента интегрирует различные структуры на разных ступенях управления. Например, филиальная организационная структура менеджмента может применяться для всей фирмы, а в филиалах - линейно-функциональная организационная структура менеджмента или матричная организационная структура менеджмента.
Анализ достоинств и недостатков организационных структур менеджмента позволяет найти условия их оптимизированного использования.
Линейно-функциональная организационная структура менеджмента обеспечивает, начиная со второго уровня иерархии, деление задач менеджмента «на функции». Штабы могут образоваться в центральных и других органах менеджмента, основывая штабную иерархию.
Эта структура менеджмента характеризуется:
- высокой централизацией стратегически важных решений и децентрализацией актуальных,
- формирование директивных связей по однолинейной особенности,
- преимущественным применением инструментов взаимодействия с информационными технологиями.
В данном случае Штабы должны консультировать и участвовать в разработке решений, но не давать специальных инструкций. Впрочем, в результате своей профессиональной компетентности их сотрудники нередко проявляют сильное неформальное воздействие на линейных руководителей. При выполнении исключительно рекомендательных функций, возникает риск, что их работа незначительно влияет на ход производственных процессов.
Данная структура имеет следующие достоинства:
- обеспечение высокой профессиональной специализации сотрудников,
- позволяет добросовестно установить места принятия решений и необходимые средства (кадровые ресурсы),
- способствует стандартизации, формализации и разработке программного обеспечения процессов менеджмента.
Так же данная структура имеет следующие недостатки:
- формирование специфических задач для структурных подразделений усложняет горизонтальное согласование,
- структура жесткая и трудно реагирует на реорганизации.
Дивизиональные организационные структуры менеджмента (рис. 5).ориентируются на изделия, рынки сбыта, регионы.
При этом обеспечивается:
- организация нормативных связей по линейному принципу,
- относительная самостоятельность руководителей дивизионов,
- относительно мощное применение инструмента взаимосвязи с технической поддержкой,
- быстрая обратная реакция на преобразования рынка,
- освобождение высших руководителей организации от оперативной и рутинной работы,
- снижение противоречивых ситуаций вследствие однородных целей в дивизионе.
К числу недостатков дивизиональной организационной структуры менеджмента относят:
- высокие затраты на координацию из-за децентрализации,
- при децентрализации утрачивают преимущества взаимодействия, часто требуется централизация осуществления отдельных функций (НИОКР, снабжение и т.д.).
Рисунок 5. Дивизиональная организационная структура менеджмента
Применение двух (матричных) или нескольких (тензорных) критериев разделения задач, характеризуют многомерные формы организации.
Признаки данной организационной формы являются:
- ограниченное пространство принятия решений инстанциями менеджмента,
- организация нормативных связей по многолинейному принципу,
- значительные затраты на взаимодействие между инстанциями.
Отличием организационных структур, ориентированных на производство и на проект является, то что, направленная организационная структура на производство, структура не ограниченная временными рамками и поддерживается функциональная область менеджмента.
Проблемы организационной структуры по изделиям составляет:
- регулирование задач, ответственности и компетентности менеджеров,
- большие затраты на координацию,
- возможные директивные конфликты.
Организационные структуры, направленные на проект, ограничены по срокам и свойственны для сложных и рисковых проектов и содержат недостатки:
- конфликты между инстанциями и менеджерами проектов (противоречивые указания, ресурсные конфликты),
- неуверенность менеджеров в реальности сроков выполнения задач по проектам.
Для образовательных организаций, имеющих филиалы в разрозненных регионах, может применяться трехмерная (тензорная) структура менеджмента:
направление - регион - функция.
Причины проблем данной структуры менеджмента:
- конфронтация между представителями нескольких инстанций власти;
- преобладающая деятельность групп и возможное затягивание принятий решений, коллективные обязательства, приводящие к безответственности.
По этим причинам требуется четкий менеджмент компетентностей и нормальные рабочие взаимоотношения между руководителями структурных подразделений [3].
Рассмотрим трехмерную структуру менеджмента на примере организационной структуры образовательной организации высшего образования (рис. 6).
Возьмем 5 направлений подготовки обучающихся образовательной организации высшего образования. По ним создано 5 выпускающих советов под председательством разработчика основной профессиональной образовательной программы направления подготовки, подчиненных директору организации. Их основные задачи - обеспечение трендовых направлений подготовки обучающихся и решение вопросов по привлечению обучающихся к проектной деятельности, поэтому выпускающие советы называются «центрами прибыли». Функциональные группы имеют основную задачу обеспечение наиболее полного использования имеющихся производственных, трудовых и материальных ресурсов. Соответственно они называются «центрами издержек производства». Таким образом, если в образовательной организации высшего образования использовать трехмерную структуру менеджмента, то будет осуществляться единое перспективное планирование трендовых направлений подготовки обучающихся в трех измерениях.
Рисунок 6. Трехмерная структура менеджмента образовательной организации высшего
образования
Выводы. Физическая структура технологии взаимодействия структурных подразделений образовательной организации представляет, собой сетевой вид физических компонентов с гибкой физической структурой в совокупности с трехмерной структурой образовательной организации высшего образования, позволяют обеспечить систему менеджмента образовательной организации высшего образования. Это становится возможным в результате использования интегрированной среды разработки программного обеспечения Microsoft Visual Studio 2013 Ultimate, являющейся гибким инструментом разработки программного обеспечения.
Технология взаимодействия структурных подразделений для рационализации работы структурных подразделений образовательной организации высшего образования используется в практической деятельности Гуманитарно-педагогической академии (филиал) ФГАОУ ВО «КФУ им. В.И. Вернадского» в г. Ялте, может использовать трехмерную структуру менеджмента, которая позволит осуществлять единое перспективное планирование трендовых направлений подготовки обучающихся в трех измерениях.
Литература:
1. Галлини Н.И., Горбунова Н.В. Проектирование технологии взаимодействия структурных подразделений для рационализации работы образовательной организации высшего образования: актуальность исследования / Н.И. Галлини, Н.В. Горбунова // Проблемы современного педагогического образования. Сер.: Педагогика и психология. Сб. статей. - Ялта: РИО ГПА, 2017. - Вып. 57. - Ч.2. - С. 81-87. ISSN 2311-1305
2. Ямашкин Ю. В., Новокрещенова О.А. Системный подход к организации: учебно-методическое пособие / Ю. В. Ямашкин, О.А. Новокрещенова; Мордов. гос. ун-т. - Саранск, 2016. - 195 с.
3. Гольдштейн Г.Я. ОСНОВЫ МЕНЕДЖМЕНТА Учебное пособие, изд 2-е, дополненное и переработанное. Таганрог: Изд-во ТРТУ, 2003. [Электронный ресурс] Режим доступа: http://www.aup.ru/books/m77/4_2.htm
4. Пирогов, В.Ю., Информационные системы и базы данных: организация и проектирование: учебное пособие / В.Ю. Пирогов // СПб.: БХВ-Петербург, 2009. - 529 с. ISBN 978-5-9775-0399-0
Педагогика
УДК 371.13:376.5
заведующая кафедры методик начального и дошкольного образования, доктор педагогических наук, профессор Глузман Неля Анатольевна
Евпаторийский институт социальных наук (филиал)
Федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего образования «Крымский федеральный университет имени В. И. Вернадского» (г. Евпатория)
ОПРЕДЕЛЕНИЕ СТРУКТУРЫ ГОТОВНОСТИ УЧИТЕЛЕЙ К РАЗВИТИЮ ОДАРЕННОСТИ ДЕТЕЙ
И ПОДРОСТКОВ: ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АСПЕКТ
Аннотация. В статье определены понятия «готовность» и «подготовка», проведен обзор основных теоретических подходов к определению структуры готовности учителя к развитию одаренности детей и подростков. На основе проведенного анализа, сформулировало авторское понимание готовности учителя к развитию одаренности детей и подростков. Указывается, что обоснование содержания и структуры подготовки учителя к работе с одаренными детьми предусматривает определение совокупности знаний и умений, которыми нужно обладать педагогу для эффективного осуществления дидактического взаимодействия на инновационном уровне.
Ключевые слова. Профессиональная подготовка учителей, готовность учителей к развитию одаренности, одаренность детей и подростков, компоненты готовности учителей.
Annotation. The article defines the notions of "readiness" and "preparation", contains a review of the major theoretical approaches to defining the structure of the teacher's readiness to develop the giftedness of children and adolescents. Based on the analysis, there has been formulated the author's understanding of the teacher's readiness to develop the giftedness of children and adolescents. It is stated that the substantiation of the content and structure of the teacher's preparation for work with gifted children presupposes definition of the totality of knowledge and skills the teacher needs to have for effective implementation of didactic interaction at the innovative level.
Keywords. Рrofessional teacher training, teachers' readiness for developing giftedness, giftedness of children and adolescents, components of teachers' readiness.
Введение. Системы профессиональной подготовки будущих учителей ХХ1 века находятся в стадии переходного периода своего развития. Этот «системный рубеж» пронизывает все сферы жизнедеятельности человека, его проявления наблюдаются на различных уровнях культуры, науки, образования, что создает в обществе ситуацию неопределенности и неустойчивости. Такая ситуация характеризует периоды интенсивных перемен, связанные с модернизацией социально-экономической, политической и образовательной систем и ведущие к появлению людей нового типа - высокопрофессиональных, компетентных, креативных. В данном контексте особое значение приобретает новое понимание роли учителя, деятельность которого становится источником развития высокомотивированной и одаренной молодежи с опорой на новейшие результаты исследований психологической и педагогической наук.
С целью определения содержания и специфики готовности будущих учителей к развитию одаренности детей и подростков конкретизируем методологические и теоретико-методические аспекты, связанные с понятием «готовность», проанализируем существующие подходы.
Проблема готовности человека к определенному виду деятельности актуализовалась в конце 50-х -начале 60-х годов ХХ века в связи с дифференциацией производства и необходимостью повышения эффективности труда. Вопрос готовности к профессиональной деятельности был поднят в работах О. А. Абдуллиной, Н. В. Кузьминой, Н. Д. Никандрова, В. А. Сластенина и др. Изучение особенностей профессиональной готовности учителя начинает активно исследоваться в 70-х годах ХХ века в связи с необходимостью совершенствования и оптимизации образовательного процесса.
В современный период готовность рассматривается учеными как интегративное качество личности учителя.
В научно-педагогической литературе имеется широкий круг исследований, направленных на раскрытие теоретических основ подготовки педагогических работников. Общие вопросы подготовки педагогических кадров рассматривали О. А. Абдуллина, Ю. П. Азаров, Ю. К. Бабанский, З. М. Большакова, А. А. Вербицкий, Н. А. Глузман, В. И. Загвязинский, В. В. Краевский, Н. В. Кузьмина, В. А. Романов, В. А. Сластенин, А. В. Хуторской и др.; в системе последипломного образования - З. А. Абасов, Е. И. Казакова, Ю.А. Лобейко, М.М. Поташник, Л.Г. Субботина и др.
Важное значение для понимания сущности готовности учителей к выполнению профессиональных обязанностей имеет теория непрерывного профессионального образования (С. Г. Вершловский,
A. П. Владиславлев, Б. С. Гершунский, В. А. Горохова и Л. А. Коханова, В. Г. Онушкин, компетентностный подход к образовательному процессу (В. А. Болотов, Г. А. Бордовский, И. А. Зимняя, Н. Ф. Радионова,
B. В. Сериков, А. В. Тряпицына, А. В. Хуторской и др.).
Одним из важнейших направлений в подготовке современного учителя является формирование готовности к работе с одаренными учащимися, которая раскрывается в исследованиях Г. М. Анохиной, Ю. З. Гильбуха, М. М. Кашапова, А. М. Матюшкина, В. О. Моляко, А. Л. Музыка, И. Н. Татариновой, Г. Ю. Ульяновой, Л. В. Шавининой, М. Г. Шемуды, Е. Л. Яковлевой и др.
Однако вопросы формирования готовности учителей к развитию одаренности на основе интегративного подхода не были предметом специального педагогического исследования.
Целью статьи является анализ существующих теоретических подходов к определению структуры готовности учителей к развитию одаренности и формулировка собственного понимания готовности учителя к развитию одаренности детей и подростков.
Изложение основного материала статьи. Готовность как потенциальное состояние личности профессионально-подготовленного специалиста исследуется и как теоретическая проблема, и как практически ориентированный подход. Готовность является следствием и результатом процесса подготовки, поэтому стоит разграничить трактовку данного понятия относительно определенного содержания, что заложено в его формулировке.