Научная статья на тему 'ФИЗИЧЕСКАЯ АКТИВНОСТЬ В ПЕРИОД ОБУЧЕНИЯ В ВУЗЕ'

ФИЗИЧЕСКАЯ АКТИВНОСТЬ В ПЕРИОД ОБУЧЕНИЯ В ВУЗЕ Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
25
2
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Вестник науки
Область наук
Ключевые слова
физическая активность / обучение / ЗОЖ / тренировки / physical activity / training / healthy lifestyle / training

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Семакина Д. В., Ильченко А. Е.

В данной статье исследуется значимость регулярных физических упражнений во время образовательного процесса. Исследуется влияние физкультуры и спортивных дисциплин на создание основ здорового образа жизни.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PHYSICALACTIVITY DURING UNIVERSITY STUDIES

This article examines the importance of regular physical exercise during the educational process. The influence of physical education and sports disciplines on the creation of the foundations of a healthy lifestyle is investigated.

Текст научной работы на тему «ФИЗИЧЕСКАЯ АКТИВНОСТЬ В ПЕРИОД ОБУЧЕНИЯ В ВУЗЕ»

УДК 37 Семакина Д.В., Ильченко А.Е.

Семакина Д.В.

студентка

Южно-Российского института управления Российская академия народного хозяйства и государственной службы

при Президенте РФ (г. Ростов-на-Дону, Россия)

Ильченко А.Е.

преподаватель Южно-Российского института управления Российская академия народного хозяйства и государственной службы

при Президенте РФ (г. Ростов-на-Дону, Россия)

ФИЗИЧЕСКАЯ АКТИВНОСТЬ В ПЕРИОД ОБУЧЕНИЯ В ВУЗЕ

Аннотация: в данной статье исследуется значимость регулярных физических упражнений во время образовательного процесса. Исследуется влияние физкультуры и спортивных дисциплин на создание основ здорового образа жизни.

Ключевые слова: физическая активность, обучение, ЗОЖ, тренировки.

Актуальность этой темы обусловлена ключевой ролью физической активности в жизни студентов, которая влияет на их личностное развитие, способствует совершенствованию моральных, эстетических,

профессиональных и рабочих навыков. Активно занимающиеся спортом индивиды отличаются выраженной социальностью, способностью быстро адаптироваться в новой среде, упорством, открытостью и устойчивостью к критике. Кроме того, такие люди характеризуются повышенной эмоциональной стабильностью, бодростью, целеустремлённостью и решимостью в

настойчивости к поставленным задачам. Они обладают развитыми лидерскими способностями, способностью эффективно управлять группой, контролировать свои чувства и сохранять самообладание. Исходя из вышесказанного, очевидно, что занятия спортом оказывают благотворное воздействие на личностное развитие.

Цели: организовать анкетирование среди учащихся высших учебных заведений о влиянии занятий физической культурой на развитие и поддержание здорового образа жизни среди молодого поколения.

Научный вклад исследования: ключевой анализ сфокусирован на изучении элементов, связанных с физкультурной активностью студенчества для определения общего направления эволюции спортивных предпочтений молодого поколения.

Анализ научных работ показывает, что нехватка регулярной физической активности негативно сказывается на здоровье, в частности, приводит к повышению артериального давления. Люди, ведущие малоподвижный образ жизни, обычно сталкиваются с артериальным давлением выше рекомендуемых показателей, что увеличивает вероятность развития ряда заболеваний, таких как сердечно-сосудистые болезни, диабет и остеопороз. Профилактика этих состояний возможна при выполнении базовых физических упражнений. Регулярная легкая физическая активность, например выполнение простой гимнастики минимум 30 минут 3-4 раза в неделю, способна значительно понизить риск развития таких заболеваний, поддерживая организм в хорошей форме.

Согласно рекомендациям Всемирной организации здравоохранения, выбор времени для ежедневных упражнений средней и высокой интенсивности, продолжительностью не менее 60 минут, критичен для школьников.

Многообразные грани самосовершенствования тесно переплетаются с регулярными физическими нагрузками, что подчеркивает значимость этой области. Спортсмены и любители физической активности проявляют впечатляющие черты характера: они отзывчивы и коммуникабельны, проявляют

готовность к совместной работе, чувство удовлетворения от признания окружающих и устойчивость к критике. Также они выделяются своей эмоциональной устойчивостью, жизненной энергией, а также целеустремленностью и детерминацией в преодолении препятствий на пути к своим амбициям.

Систематические тренировки и активное участие в спортивных мероприятиях могут способствовать формированию и развитию ключевых личностных качеств студентов, таких как лидерские способности, умение управлять командой и регулировать собственные эмоции. Таким образом, делается вывод о значимом влиянии физической активности на личностное становление и улучшение социальных навыков студентов.

Каждый индивидуум обладает индивидуальным пределом оптимизации физической активности. Отмечается индивидуальная адаптация к физическим упражнениям у различных живых существ, аспект, требующий внимания. Важно помнить о том, что чрезмерная или недостаточная активность не приносят ожидаемой пользы для улучшения физического состояния. Исходя из этого, следует придерживаться нескольких основных методик правильного регулирования уровня нагрузок, в том числе и через её постепенное нарастание. Забота о собственном здоровье, осмысленный подход к тренировочному процессу и максимально эффективное использование времени способствуют укреплению мышечной системы и минимизации риска получения травм.

Чтобы добиться успеха в физической активности, необходимо придерживаться определённых рекомендаций. Ключевой момент - начало тренировочного процесса с легких нагрузок, что позволит избежать риска получения травматических повреждений. Также критично важно соблюдать пошаговость и систематичность в выполнении упражнений, что становится фундаментом для успеха в многочисленных спортивных дисциплинах. Постоянство в упражнениях и отсутствие длительных промежутков между тренировками непременно приведёт к стабильному улучшению спортивных достижений. Отсутствие знаний о фундаментальных принципах и

неправильное выполнение техники могут оказаться причиной спортивных травм, следовательно, крайне важно проявлять осмотрительность и строить тренировки на правильной последовательности действий.

Улучшение состояния организма и повышение уровня физической подготовки могут быть достигнуты через систематические физические упражнения. Применяя три ключевых принципа, можно значительно улучшить свое физическое состояние и здоровье. Физическая активность не только способствует моделированию телосложения, но и оказывает благоприятное влияние на психологическое состояние, снимая стресс, улучшая настроение, стимулируя работу мышечной системы и внутренних органов, а также способствует регуляции цикла сна. Важность соблюдения мер предосторожности и учет индивидуальных особенностей каждого необходимы для исключения негативного влияния на здоровье. Для развития выносливости и крепости мышц полезными видами активности являются бег, быстрая ходьба и плавание.

Стретчинг и кардионагрузка - основа активного образа жизни. Для укрепления мышечного корсета и повышения аэробной выносливости эффективны такие виды активности, как бег трусцой, скандинавская ходьба и плавание, способствующие оптимизации физической кондиции.

Пешеходная активность является эффективным методом для укрепления здоровья и оптимизации физического состояния. Она способствует регулированию артериального давления, повышению эффективности метаболизма с целью увеличения расхода калорий и влияет на увеличение продолжительности жизни.

Плавание, в отличие от других видов физической активности, является комплексным упражнением, вовлекающим в работу многие мышечные группы, что способствует всестороннему укреплению здоровья.

Система двигательной активности у студентов состоит из четырех ступеней, каждая из которых включает в себя разнообразные комплексы упражнений. Расширение ассортимента упражнений на каждой стадии

способствует усилению тренировочного процесса и повышению уровня физической подготовленности.

Регулярные физические упражнения являются фундаментальным элементом для поддержания оптимального здоровья и основой для формирования крепкого, выносливого тела. Упражнения эффективно способствуют развитию мышечного аппарата, активизируют функциональность всего организма и способствуют оптимизации кровотока. Включение активности, предполагающей физическую нагрузку, в повседневный распорядок, поддерживает функциональное состояние организма на высоком уровне. Приверженность указанным рекомендациям обеспечит укрепление здоровья и общее улучшение самочувствия.

Физическая активность, предполагающая динамическую работу тела за счет сокращений скелетных мышц, осуществляемая за счет аэробных и анаэробных энергетических процессов, может проходить в разнообразных условиях, в том числе в спортивных залах или в повседневной среде, без привязки ко времени и месту, включая выполнение профессиональных обязанностей. Осмысление здоровья как высшей ценности, в сочетании с активным образом жизни, подчеркивает важность внедрения программ по формированию данного уровня осознанности у обучающихся. Разнообразие форм и видов физической активности делает ее доступной в любых обстоятельствах: во время отдыха, на прогулках, в путешествиях или же во время работы, внося существенный вклад в поддержание и развитие физического здоровья.

Проведенный анализ источников показывает, что университетский спорт характеризуется рядом уникальных структурных особенностей. В их число входит интеграция спортивных программ в академический график через курсы физического воспитания, наличие специализированных спортивных групп и клубов на базе высших учебных заведений, а также организация и проведение спортивных мероприятий и турниров среди студентов. Такая структура обеспечивает каждому студенту, заинтересованному в здоровом образе жизни,

широкие возможности для занятий спортом, позволяя найти себе дисциплину по вкусу и способностям.

В рамках исследовательской работы, направленной на определение уровня физической активности студентов вне учебного процесса, был осуществлен сбор и анализ данных из разнообразных источников. Для этого организован опрос среди молодежи в возрасте 17-18 лет через популярную социальную сеть ВКонтакте, в котором участвовало равное количество мужской и женской аудитории - по 15 человек от каждого пола, общим числом 30 респондентов. Им был предложен набор из 5 вопросов, нацеленных на изучение их привычек, связанных с физической активностью в контексте образовательной среды. Результаты опроса позволили сформировать представление о степени активного образа жизни, принятого среди молодежи за пределами учебных заведений.

Многие студенты, заявляющие о своём безразличии к занятиям спортом во время, выделенное на отдых и саморазвитие, ранее активно участвовали в спортивных секциях. Но при рассмотрении группы из 30 человек обнаруживается, что лишь 19 из них посещали теннисные корты. Это дает основание утверждать, что в настоящее время приверженность физической активности среди студенчества на низком уровне.

Из малой группы ответивших, всего 8 человек признали, что им присуще внутреннее стремление и мотивация для занятий спортом после уроков. В контрасте с этим, значительное большинство, состоящее из 22 респондентов, испытывали разочарование от недостатка желания уделять время физическим упражнениям после занятий. Это позволяет утверждать, что интерес и готовность к активному образу жизни среди учащихся вне учебного времени явно недостаточны.

Из 11 опрошенных основной препятствием для регулярных физических упражнений стало отсутствие финансов на оплату спортивных мероприятий. Десять респондентов сообщили о дефиците времени, заявив, что не могут

выделить даже один час в день на тренировки. Девять участников выразили проблему потери мотивации к занятиям спортом после учебного процесса.

Из группы изученных 14 людей, касательно влияния физкультуры на их повседневную жизнь, большинство воспринимает ее как обыденность. Отдельные респонденты испытывают к упражнениям нейтральные или даже положительные чувства. Другие полагают, что физические упражнения не имеют особого значения. Существуют также индивиды, ощущающие от них прилив сил, привнося спорт в свой распорядок даже вне академической обстановки.

Аналитика результатов голосования указывает на то, что большая часть участников опроса предпочитает избегать активности в свободное от учебы время, что влечёт за собой отрицательные последствия для их физического состояния. Деградация мышечной массы и нарушения в системе кровообращения дают основания предполагать, что эти проблемы возникли из-за отсутствия интереса к выполнению физических упражнений. В то же время обнадеживает информация, что 21 участник уже имел опыт регулярных тренировок, что указывает на наличие первоначальной мотивации к занятиям физкультурой и подчеркивает важность спортивных мероприятий для поддержания здоровья.

При недостаточной физической активности, особенно в случае редких посещений занятий по физкультуре, происходит ослабление организма. Отсутствие необходимой нагрузки и преобладание сидячего образа жизни приводят к мышечной атрофии, вызывающей хроническую усталость и общее ухудшение самочувствия. Поэтому я решила провести исследование среди одноклассников, чтобы понять, как они относятся к вопросу поддержания физической активности вне уроков физкультуры. Результаты оказались довольно разочаровывающими: подавляющее большинство респондентов признали, что не находят время, интерес и мотивацию для занятий спортом в своем свободном времени.

Осознание того, что систематические занятия спортом могут не только способствовать реабилитации, но и существенно улучшить физический и эмоциональный фон человека, имеет огромное значение. Обследования публики выявили, что интерес к увеличению физической активности на досуге растет в ответ на снижающиеся уровни ежедневной активности большинства людей, что негативно сказывается на их здоровье. В контексте поддержания здоровья и укрепления физической подготовленности, а также предложений по увеличению уровня мобильности, физические упражнения занимают центральное место. По этой причине, дополнительное вовлечение в спортивные мероприятия во время обучения в высших учебных заведениях может оказать положительное влияние на физическое здоровье студентов, внести разнообразие в их интересы, снизить уровень стресса в процессе обучения и благотворно повлиять на организм в целом.

Вывод. Внеучебная физическая культура повышает эффективность учебного процесса. Спортивные мероприятия, проходящие после уроков, не только укрепляют физическое состояние, но и способствуют общему благополучию.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

1. Абрамова О.В., Черкасов С.Н., Сопова И.Л. Зависимость уровня физической активности студентов Вузов от иерархии их жизненных потребностей - 2021 - Образовательный вестник «Сознание». С 1-2;

2. Гурбан Г., Семенова С., Асан Ж., Зейбель В. Физическая активность и учебный процесс вуза - 2021 - «Национальная ассоциация ученых» С. 2-4;

3. Долгополов В.А. Физическое развитие студентов в вузах с разным уровнем двигательной активности - 2018 - Материалы Всероссийской научно-практической конференции «Наука и социум» С. 2-3;

4. Зыкун Ж.А. Значимость физической культуры для студентов в современном мире // Молодой ученый. -2018. - № 46 (232). - С. 412-415;

5. Колпакова Е. М. Двигательная активность и ее влияние на здоровье человека // Здоровье человека, теория и методика физической культуры и спорта. 2018. С. 8-11;

6. Лукьянова Л.М. «Значимость элективных дисциплин по физической культуре и спорт для физической подготовленности студентов» 2020. — Наука 2020 С. 2-4

Semakina D. V., Ilchenko A.E.

Semakina D.V.

Russian Academy of National Economy and Public Administration

(Rostov-on-Don, Russia)

Ilchenko A.E.

Russian Academy of National Economy and Public Administration

(Rostov-on-Don, Russia)

PHYSICAL ACTIVITY DURING UNIVERSITY STUDIES

Abstract: this article examines the importance of regular physical exercise during the educational process. The influence of physical education and sports disciplines on the creation of the foundations of a healthy lifestyle is investigated.

Keywords: physical activity, training, healthy lifestyle, training.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.