УДК 37 Семакина Д.В., Ильченко А.Е.
Семакина Д.В.
студентка
Южно-Российского института управления Российская академия народного хозяйства и государственной службы
при Президенте РФ (г. Ростов-на-Дону, Россия)
Ильченко А.Е.
преподаватель Южно-Российского института управления Российская академия народного хозяйства и государственной службы
при Президенте РФ (г. Ростов-на-Дону, Россия)
ФИЗИЧЕСКАЯ АКТИВНОСТЬ В ПЕРИОД ОБУЧЕНИЯ В ВУЗЕ
Аннотация: в данной статье исследуется значимость регулярных физических упражнений во время образовательного процесса. Исследуется влияние физкультуры и спортивных дисциплин на создание основ здорового образа жизни.
Ключевые слова: физическая активность, обучение, ЗОЖ, тренировки.
Актуальность этой темы обусловлена ключевой ролью физической активности в жизни студентов, которая влияет на их личностное развитие, способствует совершенствованию моральных, эстетических,
профессиональных и рабочих навыков. Активно занимающиеся спортом индивиды отличаются выраженной социальностью, способностью быстро адаптироваться в новой среде, упорством, открытостью и устойчивостью к критике. Кроме того, такие люди характеризуются повышенной эмоциональной стабильностью, бодростью, целеустремлённостью и решимостью в
настойчивости к поставленным задачам. Они обладают развитыми лидерскими способностями, способностью эффективно управлять группой, контролировать свои чувства и сохранять самообладание. Исходя из вышесказанного, очевидно, что занятия спортом оказывают благотворное воздействие на личностное развитие.
Цели: организовать анкетирование среди учащихся высших учебных заведений о влиянии занятий физической культурой на развитие и поддержание здорового образа жизни среди молодого поколения.
Научный вклад исследования: ключевой анализ сфокусирован на изучении элементов, связанных с физкультурной активностью студенчества для определения общего направления эволюции спортивных предпочтений молодого поколения.
Анализ научных работ показывает, что нехватка регулярной физической активности негативно сказывается на здоровье, в частности, приводит к повышению артериального давления. Люди, ведущие малоподвижный образ жизни, обычно сталкиваются с артериальным давлением выше рекомендуемых показателей, что увеличивает вероятность развития ряда заболеваний, таких как сердечно-сосудистые болезни, диабет и остеопороз. Профилактика этих состояний возможна при выполнении базовых физических упражнений. Регулярная легкая физическая активность, например выполнение простой гимнастики минимум 30 минут 3-4 раза в неделю, способна значительно понизить риск развития таких заболеваний, поддерживая организм в хорошей форме.
Согласно рекомендациям Всемирной организации здравоохранения, выбор времени для ежедневных упражнений средней и высокой интенсивности, продолжительностью не менее 60 минут, критичен для школьников.
Многообразные грани самосовершенствования тесно переплетаются с регулярными физическими нагрузками, что подчеркивает значимость этой области. Спортсмены и любители физической активности проявляют впечатляющие черты характера: они отзывчивы и коммуникабельны, проявляют
готовность к совместной работе, чувство удовлетворения от признания окружающих и устойчивость к критике. Также они выделяются своей эмоциональной устойчивостью, жизненной энергией, а также целеустремленностью и детерминацией в преодолении препятствий на пути к своим амбициям.
Систематические тренировки и активное участие в спортивных мероприятиях могут способствовать формированию и развитию ключевых личностных качеств студентов, таких как лидерские способности, умение управлять командой и регулировать собственные эмоции. Таким образом, делается вывод о значимом влиянии физической активности на личностное становление и улучшение социальных навыков студентов.
Каждый индивидуум обладает индивидуальным пределом оптимизации физической активности. Отмечается индивидуальная адаптация к физическим упражнениям у различных живых существ, аспект, требующий внимания. Важно помнить о том, что чрезмерная или недостаточная активность не приносят ожидаемой пользы для улучшения физического состояния. Исходя из этого, следует придерживаться нескольких основных методик правильного регулирования уровня нагрузок, в том числе и через её постепенное нарастание. Забота о собственном здоровье, осмысленный подход к тренировочному процессу и максимально эффективное использование времени способствуют укреплению мышечной системы и минимизации риска получения травм.
Чтобы добиться успеха в физической активности, необходимо придерживаться определённых рекомендаций. Ключевой момент - начало тренировочного процесса с легких нагрузок, что позволит избежать риска получения травматических повреждений. Также критично важно соблюдать пошаговость и систематичность в выполнении упражнений, что становится фундаментом для успеха в многочисленных спортивных дисциплинах. Постоянство в упражнениях и отсутствие длительных промежутков между тренировками непременно приведёт к стабильному улучшению спортивных достижений. Отсутствие знаний о фундаментальных принципах и
неправильное выполнение техники могут оказаться причиной спортивных травм, следовательно, крайне важно проявлять осмотрительность и строить тренировки на правильной последовательности действий.
Улучшение состояния организма и повышение уровня физической подготовки могут быть достигнуты через систематические физические упражнения. Применяя три ключевых принципа, можно значительно улучшить свое физическое состояние и здоровье. Физическая активность не только способствует моделированию телосложения, но и оказывает благоприятное влияние на психологическое состояние, снимая стресс, улучшая настроение, стимулируя работу мышечной системы и внутренних органов, а также способствует регуляции цикла сна. Важность соблюдения мер предосторожности и учет индивидуальных особенностей каждого необходимы для исключения негативного влияния на здоровье. Для развития выносливости и крепости мышц полезными видами активности являются бег, быстрая ходьба и плавание.
Стретчинг и кардионагрузка - основа активного образа жизни. Для укрепления мышечного корсета и повышения аэробной выносливости эффективны такие виды активности, как бег трусцой, скандинавская ходьба и плавание, способствующие оптимизации физической кондиции.
Пешеходная активность является эффективным методом для укрепления здоровья и оптимизации физического состояния. Она способствует регулированию артериального давления, повышению эффективности метаболизма с целью увеличения расхода калорий и влияет на увеличение продолжительности жизни.
Плавание, в отличие от других видов физической активности, является комплексным упражнением, вовлекающим в работу многие мышечные группы, что способствует всестороннему укреплению здоровья.
Система двигательной активности у студентов состоит из четырех ступеней, каждая из которых включает в себя разнообразные комплексы упражнений. Расширение ассортимента упражнений на каждой стадии
способствует усилению тренировочного процесса и повышению уровня физической подготовленности.
Регулярные физические упражнения являются фундаментальным элементом для поддержания оптимального здоровья и основой для формирования крепкого, выносливого тела. Упражнения эффективно способствуют развитию мышечного аппарата, активизируют функциональность всего организма и способствуют оптимизации кровотока. Включение активности, предполагающей физическую нагрузку, в повседневный распорядок, поддерживает функциональное состояние организма на высоком уровне. Приверженность указанным рекомендациям обеспечит укрепление здоровья и общее улучшение самочувствия.
Физическая активность, предполагающая динамическую работу тела за счет сокращений скелетных мышц, осуществляемая за счет аэробных и анаэробных энергетических процессов, может проходить в разнообразных условиях, в том числе в спортивных залах или в повседневной среде, без привязки ко времени и месту, включая выполнение профессиональных обязанностей. Осмысление здоровья как высшей ценности, в сочетании с активным образом жизни, подчеркивает важность внедрения программ по формированию данного уровня осознанности у обучающихся. Разнообразие форм и видов физической активности делает ее доступной в любых обстоятельствах: во время отдыха, на прогулках, в путешествиях или же во время работы, внося существенный вклад в поддержание и развитие физического здоровья.
Проведенный анализ источников показывает, что университетский спорт характеризуется рядом уникальных структурных особенностей. В их число входит интеграция спортивных программ в академический график через курсы физического воспитания, наличие специализированных спортивных групп и клубов на базе высших учебных заведений, а также организация и проведение спортивных мероприятий и турниров среди студентов. Такая структура обеспечивает каждому студенту, заинтересованному в здоровом образе жизни,
широкие возможности для занятий спортом, позволяя найти себе дисциплину по вкусу и способностям.
В рамках исследовательской работы, направленной на определение уровня физической активности студентов вне учебного процесса, был осуществлен сбор и анализ данных из разнообразных источников. Для этого организован опрос среди молодежи в возрасте 17-18 лет через популярную социальную сеть ВКонтакте, в котором участвовало равное количество мужской и женской аудитории - по 15 человек от каждого пола, общим числом 30 респондентов. Им был предложен набор из 5 вопросов, нацеленных на изучение их привычек, связанных с физической активностью в контексте образовательной среды. Результаты опроса позволили сформировать представление о степени активного образа жизни, принятого среди молодежи за пределами учебных заведений.
Многие студенты, заявляющие о своём безразличии к занятиям спортом во время, выделенное на отдых и саморазвитие, ранее активно участвовали в спортивных секциях. Но при рассмотрении группы из 30 человек обнаруживается, что лишь 19 из них посещали теннисные корты. Это дает основание утверждать, что в настоящее время приверженность физической активности среди студенчества на низком уровне.
Из малой группы ответивших, всего 8 человек признали, что им присуще внутреннее стремление и мотивация для занятий спортом после уроков. В контрасте с этим, значительное большинство, состоящее из 22 респондентов, испытывали разочарование от недостатка желания уделять время физическим упражнениям после занятий. Это позволяет утверждать, что интерес и готовность к активному образу жизни среди учащихся вне учебного времени явно недостаточны.
Из 11 опрошенных основной препятствием для регулярных физических упражнений стало отсутствие финансов на оплату спортивных мероприятий. Десять респондентов сообщили о дефиците времени, заявив, что не могут
выделить даже один час в день на тренировки. Девять участников выразили проблему потери мотивации к занятиям спортом после учебного процесса.
Из группы изученных 14 людей, касательно влияния физкультуры на их повседневную жизнь, большинство воспринимает ее как обыденность. Отдельные респонденты испытывают к упражнениям нейтральные или даже положительные чувства. Другие полагают, что физические упражнения не имеют особого значения. Существуют также индивиды, ощущающие от них прилив сил, привнося спорт в свой распорядок даже вне академической обстановки.
Аналитика результатов голосования указывает на то, что большая часть участников опроса предпочитает избегать активности в свободное от учебы время, что влечёт за собой отрицательные последствия для их физического состояния. Деградация мышечной массы и нарушения в системе кровообращения дают основания предполагать, что эти проблемы возникли из-за отсутствия интереса к выполнению физических упражнений. В то же время обнадеживает информация, что 21 участник уже имел опыт регулярных тренировок, что указывает на наличие первоначальной мотивации к занятиям физкультурой и подчеркивает важность спортивных мероприятий для поддержания здоровья.
При недостаточной физической активности, особенно в случае редких посещений занятий по физкультуре, происходит ослабление организма. Отсутствие необходимой нагрузки и преобладание сидячего образа жизни приводят к мышечной атрофии, вызывающей хроническую усталость и общее ухудшение самочувствия. Поэтому я решила провести исследование среди одноклассников, чтобы понять, как они относятся к вопросу поддержания физической активности вне уроков физкультуры. Результаты оказались довольно разочаровывающими: подавляющее большинство респондентов признали, что не находят время, интерес и мотивацию для занятий спортом в своем свободном времени.
Осознание того, что систематические занятия спортом могут не только способствовать реабилитации, но и существенно улучшить физический и эмоциональный фон человека, имеет огромное значение. Обследования публики выявили, что интерес к увеличению физической активности на досуге растет в ответ на снижающиеся уровни ежедневной активности большинства людей, что негативно сказывается на их здоровье. В контексте поддержания здоровья и укрепления физической подготовленности, а также предложений по увеличению уровня мобильности, физические упражнения занимают центральное место. По этой причине, дополнительное вовлечение в спортивные мероприятия во время обучения в высших учебных заведениях может оказать положительное влияние на физическое здоровье студентов, внести разнообразие в их интересы, снизить уровень стресса в процессе обучения и благотворно повлиять на организм в целом.
Вывод. Внеучебная физическая культура повышает эффективность учебного процесса. Спортивные мероприятия, проходящие после уроков, не только укрепляют физическое состояние, но и способствуют общему благополучию.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
1. Абрамова О.В., Черкасов С.Н., Сопова И.Л. Зависимость уровня физической активности студентов Вузов от иерархии их жизненных потребностей - 2021 - Образовательный вестник «Сознание». С 1-2;
2. Гурбан Г., Семенова С., Асан Ж., Зейбель В. Физическая активность и учебный процесс вуза - 2021 - «Национальная ассоциация ученых» С. 2-4;
3. Долгополов В.А. Физическое развитие студентов в вузах с разным уровнем двигательной активности - 2018 - Материалы Всероссийской научно-практической конференции «Наука и социум» С. 2-3;
4. Зыкун Ж.А. Значимость физической культуры для студентов в современном мире // Молодой ученый. -2018. - № 46 (232). - С. 412-415;
5. Колпакова Е. М. Двигательная активность и ее влияние на здоровье человека // Здоровье человека, теория и методика физической культуры и спорта. 2018. С. 8-11;
6. Лукьянова Л.М. «Значимость элективных дисциплин по физической культуре и спорт для физической подготовленности студентов» 2020. — Наука 2020 С. 2-4
Semakina D. V., Ilchenko A.E.
Semakina D.V.
Russian Academy of National Economy and Public Administration
(Rostov-on-Don, Russia)
Ilchenko A.E.
Russian Academy of National Economy and Public Administration
(Rostov-on-Don, Russia)
PHYSICAL ACTIVITY DURING UNIVERSITY STUDIES
Abstract: this article examines the importance of regular physical exercise during the educational process. The influence of physical education and sports disciplines on the creation of the foundations of a healthy lifestyle is investigated.
Keywords: physical activity, training, healthy lifestyle, training.