Научная статья на тему 'ФИТОТЕРАПИЯ КАК ПРОЕКТ В СОЦИАЛЬНО-КУЛЬТУРНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ (НА ПРИМЕРЕ МОМСКОГО УЛУСА РЕСПУБЛИКИ САХА (ЯКУТИЯ))'

ФИТОТЕРАПИЯ КАК ПРОЕКТ В СОЦИАЛЬНО-КУЛЬТУРНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ (НА ПРИМЕРЕ МОМСКОГО УЛУСА РЕСПУБЛИКИ САХА (ЯКУТИЯ)) Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
199
62
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
фитотерапия / традиционная культура / культурная деятельность / проект / лекарственные растения / herbal medicine / traditional culture / cultural activity / project / medicinal plants

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — А.А. Тарабукина, Т.В. Илларионова

Статья посвящена внедрению фитотерапии как проекту в социально-культурной деятельности в наслеге на примере Момского улуса Республики Саха (Якутия). Бурное развитие химической промышленности заметно сказывается на экологии и на здоровье человека. Все больше населения нашей планеты стало прибегать к экологически чистым продуктам и лекарственным растениям (фитотерапии). Главная цель данного проекта заключается в том, что новизна в культурной деятельности будет способствовать повышению активности населения в клубных мероприятиях, так как новые проекты всегда привлекают, интересуют людей, способствуют возрождению понятия традиционной культуры лекарственных растений у участников проекта. В эксперименте участвовали 35 респондентов в возрасте от 16 до 60 лет. В результате опроса 61% респондентов прибегали к услугам традиционной медицины, и 32% опрошенных не доверяют ей, предпочитают официальную медицину. Такие проекты для населения очень полезны в качестве профилактики здоровья, и информирования об лекарственных растениях в качестве повышения грамотности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PHYTOTHERAPY AS A PROJECT IN CULTURAL ACTIVITIES (ON THE EXAMPLE OF THE MOMSK ULUS OF THE REPUBLIC OF SAKHA (YAKUTIA)).

The article studies the introduction of phytotherapy as a project in socio-cultural activities in nasleg by the example of the Momsky ulus of the Republic of Sakha (Yakutia). The rapid development of the chemical industry has a significant impact on the environment and human health. More and more, the population of the planet began to resort to environmentally friendly products and medicinal plants (herbal medicine). The main goal of this project is that through the novelty in the work of cultural activities, there will be an increase in the activity of the population in club events, since new projects always attract, interest people, the renewal of the concept of traditional culture of medicinal plants among the project participants. The experiment involved 35 people aged 16–60. As a result of the survey, 61% of respondents resorted to the services of traditional medicine, and 32% of those surveyed do not trust it, prefer official medicine. Such projects are very useful for the population as a preventive measure for health, and information about medicinal plants as an increase in literacy.

Текст научной работы на тему «ФИТОТЕРАПИЯ КАК ПРОЕКТ В СОЦИАЛЬНО-КУЛЬТУРНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ (НА ПРИМЕРЕ МОМСКОГО УЛУСА РЕСПУБЛИКИ САХА (ЯКУТИЯ))»

Библиографический список

1. Сурудина Е.А. Перспективы развития медиаобразования детей младшего возраста в России и за рубежом. Дошкольное образование и профессиональная подготовка кадров: традиции и инновации. Москва: МПГУ 2017.

2. Сурудина Е.А. Тенденции развития зарубежного образования. Москва: Центр новых технологий, 2018.

3. Bank-Mikkelson N. Denmark Normalization, social integration and community services. Baltimore, MD: University Park Press, 1980: 51 - 70.

4. Винзер М. От интеграции к инклюзии. Дефектология. Москва, 2010; № 6: 11 - 20.

5. Сурудина Е.А. Современные концепции образования за рубежом. Москва: МПГУ 2017.

6. Балясникова Л.А., Золотухина Н.Ф. Образование для всех: диалог с ЮНЕСКО. Available at: https://cyberleninka.rU/article/n/obrazovanie-dlya-vseh-dialog-s-yunesko/viewer

7. Нагель Б. Инклюзивное образование в Германии. Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. Москва, 2018; № 5: 22 - 26.

8. Ливенцева Л.А. Обзор исследований по инклюзивному образованию в современной зарубежной практике. Психолого-педагогические основы инклюзивного образования. Москва: МГППУ 2013: 19 - 24.

9. Сурудина Е.А. Развитие дошкольного образования в Южной Корее. Москва: Центр новых технологий, 2018.

10. Назарова Н.М. Специальная педагогика: учебное пособие. Москва: Издательский центр «Академия», 2005.

References

1. Surudina E.A. Perspektivy razvitiya mediaobrazovaniya detej mladshego vozrasta v Rossii i za rubezhom. Doshkol'noe obrazovanie iprofessional'naya podgotovka kadrov: tradicii i innovacii. Moskva: MPGU, 2017.

2. Surudina E.A. Tendencii razvitiya zarubezhnogo obrazovaniya. Moskva: Centr novyh tehnologij, 2018.

3. Bank-Mikkelson N. Denmark Normalization, social integration and community services. Baltimore, MD: University Park Press, 1980: 51 - 70.

4. Vinzer M. Ot integracii k inklyuzii. Defektologiya. Moskva, 2010; № 6: 11 - 20.

5. Surudina E.A. Sovremennye koncepcii obrazovaniya za rubezhom. Moskva: MPGU, 2017.

6. Balyasnikova L.A., Zolotuhina N.F. Obrazovanie dlya vseh: dialog s YuNESKO. Available at: https://cyberleninka.ru/article/n/obrazovanie-dlya-vseh-dialog-s-yunesko/viewer

7. Nagel' B. Inklyuzivnoe obrazovanie v Germanii. Vospitanie i obuchenie detej s narusheniyamirazvitiya. Moskva, 2018; № 5: 22 - 26.

8. Livenceva L.A. Obzor issledovanij po inklyuzivnomu obrazovaniyu v sovremennoj zarubezhnoj praktike. Psihologo-pedagogicheskie osnovy inklyuzivnogo obrazovaniya. Moskva: MGPPU, 2013: 19 - 24.

9. Surudina E.A. Razvitie doshkol'nogo obrazovaniya v Yuzhnoj Koree. Moskva: Centr novyh tehnologij, 2018.

10. Nazarova N.M. Special'naya pedagogika: uchebnoe posobie. Moskva: Izdatel'skij centr «Akademiya», 2005.

Статья поступила в редакцию 20.11.20

УДК 379,82; 633,8

Tarabukina A.A., MA student, North-Eastern Federal University n.a. M.K. Ammosov (Yakutsk, Russia), E-mail: tarabukina-1997@mail.ru

Illarionova T.V., Cand. of Sciences (Philology), senior lecturer, North-Eastern Federal University n.a. M.K. Ammosov (Yakutsk, Russia), E-mail: 445325@mail.ru

PHYTOTHERAPY AS A PROJECT IN CULTURAL ACTIVITIES (ON THE EXAMPLE OF THE MOMSK ULUS OF THE REPUBLIC OF SAKHA (YAKUTIA)). The

article studies the introduction of phytotherapy as a project in socio-cultural activities in nasleg by the example of the Momsky ulus of the Republic of Sakha (Yakutia). The rapid development of the chemical industry has a significant impact on the environment and human health. More and more, the population of the planet began to resort to environmentally friendly products and medicinal plants (herbal medicine). The main goal of this project is that through the novelty in the work of cultural activities, there will be an increase in the activity of the population in club events, since new projects always attract, interest people, the renewal of the concept of traditional culture of medicinal plants among the project participants. The experiment involved 35 people aged 16-60. As a result of the survey, 61% of respondents resorted to the services of traditional medicine, and 32% of those surveyed do not trust it, prefer official medicine. Such projects are very useful for the population as a preventive measure for health, and information about medicinal plants as an increase in literacy.

Key words: herbal medicine, traditional culture, cultural activity, project, medicinal plants.

А.А. Тарабукина, магистрант, Северо-Восточный федеральный университет имени М.К. Аммосова, г. Якутск, E-mail: tarabukina-1997@mail.ru

Т.В. Илларионова, канд. филол. наук, доц., Северо-Восточный федеральный университет имени М.К. Аммосова, г. Якутск, E-mail: 445325@mail.ru

ФИТОТЕРАПИЯ КАК ПРОЕКТ В СОЦИАЛЬНО-КУЛЬТУРНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ (НА ПРИМЕРЕ МОМСКОГО УЛУСА РЕСПУБЛИКИ САХА (ЯКУТИЯ))

Статья посвящена внедрению фитотерапии как проекту в социально-культурной деятельности в наслеге на примере Момского улуса Республики Саха (Якутия). Бурное развитие химической промышленности заметно сказывается на экологии и на здоровье человека. Все больше населения нашей планеты стало прибегать к экологически чистым продуктам и лекарственным растениям (фитотерапии). Главная цель данного проекта заключается в том, что новизна в культурной деятельности будет способствовать повышению активности населения в клубных мероприятиях, так как новые проекты всегда привлекают, интересуют людей, способствуют возрождению понятия традиционной культуры лекарственных растений у участников проекта. В эксперименте участвовали 35 респондентов в возрасте от 16 до 60 лет. В результате опроса 61% респондентов прибегали к услугам традиционной медицины, и 32% опрошенных не доверяют ей, предпочитают официальную медицину. Такие проекты для населения очень полезны в качестве профилактики здоровья, и информирования об лекарственных растениях в качестве повышения грамотности.

Ключевые слова: фитотерапия, традиционная культура, культурная деятельность, проект, лекарственные растения.

На сегодняшний день современная социально-культурная деятельность все больше идет вперед, ищет новые инновационные направления для развития и повышения посещаемости учреждения, а также ищет множественные методы для развития досуга населения. Испокон веков лекарственные растения взаимосвязаны с традиционной культурой якутов, наши предки знали лечебные свойства и использовали их в качестве средств для лечения различных заболеваний, а также для пищевых целей. Бурное развитие химической промышленности заметно сказывается на экологии и на здоровье человека. Все больше населения нашей планеты стало прибегать к экологически чистым продуктам и лекарственным растениям (фитотерапии). На данный момент можно сказать, что традиционная культура наших предков возобновляется, люди возвращаются к народным истокам лечения лекарственными растениями, ведь издревле это было обыденной частью бытовой культуры якутов. Через проведение данного проекта на примере наслега Соболоох Момского улуса Республики Саха (Якутия) возрождаются народные методы лечения, которые сейчас как никогда весьма актуальны. Живя

в сельской местности там, где много лекарственных растений, можно изготовить много укрепляющих здоровье сборов, чаев. А также одной из основ является повышение грамотности населения в области лекарственных растений, укрепить здоровье через комплекс мероприятий по фитотерапии, а также обучить изготовлению лекарственного сырья в домашних условиях.

Как отметила Чирикова Н.И. в своей работе, «традиционная медицина начала развиваться с древнейших времен, тысячелетиями накапливались сведения о врачебных средствах и вырабатывались методы лечения. Старинные медицинские сведения сохранились в основном в результате устной передачи из поколения в поколение. В каждом обществе до сих пор существует фольклор, содержащий огромную информацию об использовании растений в прошлом» [1]. Яковлева К.М. в статье «Бытовая народная медицина якутов» пишет, что «народную медицину якутов, как и всех народов, можно разделить на бытовую и профессиональную. К профессиональной медицине относим деятельность целителей, которые делились на следующие категории: алгааччы (заклинатель),

ичээн (знахарь). Якутские знахари могли лечить практически все болезни. Они обладали силой заговоров, массажа, могли сделать кровопускание, несложные хирургические операции, а также знали свойства лечебных трав. Бытовая же сторона народной медицины представлена знаниями простых людей, не наделенных сверхспособностями. В основном эти знания касались поддержания здоровья (чтобы не заболеть) или излечения от простых заболеваний» [2]. Якуты верили, что таких знахарей посылали Верхние Айыы (божества), чтобы те помогали людям, поэтому они были крепко связаны с духами природы, имели чистые помыслы, видели вещие сны. Они не только лечили от разных болезней, но и были своего рода философами, ясновидящими, провидцами. Якутским знахарям (отосут) были подвластны многие болезни, по слухам, они не могли лечить только запущенный туберкулез, рак и аппендицит Некоторые болезни такой отосут побеждал силой слова и заклинаний или биотоками, которые исходили от его рук.

Настоящий знахарь знал в совершенстве лечебные качества разных трав и растений и умело применял их на практике. Делали отвары и порошки, смешивали с маслом или со спиртом. Знахари имели свою специализацию, кто-то был костоправом, кто-то лечил накладыванием рук (по-якутски - илбийии), кто-то применял кровопускание, иглоукалывание (по-якутски - тонулаасын), кто-то делал прижигание или лечил при помощи сильных заклинаний. Впрочем, последнее -магию слов - применяли все знахари. Кроме лекарственных растений, якутские знахари применяли жир, желчь, струю, кости различных животных и рыб, лечили они и при помощи пищи. Таким образом, в те далекие времена, когда не было медиков, наши предки, наблюдая и изучая природу и ее дары, успешно лечились сами.

Забота о здоровье человека стала занимать в нашей стране приоритетные позиции, так как краткий обзор состояния здоровья населения показывает прогрессирующие тенденции к росту заболеваемости и снижению уровня здоровья. Особенно тревожное положение складывается со здоровьем людей, живущих в отдаленных местностях.

Недавно Всемирная организация здравоохранения подсчитала, что 80% людей во всем мире отдают предпочтение фитотерапии, то есть использованию лекарств растительного происхождения, заботясь о своем здоровье. Это вполне понятно. Ведь целительная сила растений огромна, и это нам известно с древнейших времен.

В традиционной медицине лекарственные растения были и остаются основным видом лечения. «Возрастающее в наш век промышленное загрязнение окружающей среды, частое применение антибиотиков, препаратов химического синтеза привели к росту числа аллергических заболеваний у людей, лекарственных осложнений и снижению иммунитета. Все эти факторы способствуют усилению интереса к использованию лекарственных растений в лечебной практике. Применение фито-препаратов актуально для медицины и в наши дни» [3].

Фитотерапия - это «лечение лекарственными растениями или частями, которые применяются в нативной, свежей или высушенной форме. А также полученными из растений соками, сиропами или вытяжками, приготовленными по технологиям, которые обеспечивают наличие наибольшей части биологически активных веществ» [4].

Цель нашего проекта в наслеге Соболох Момского улуса - это создание условий для знакомства с целебными травами, правилами сбора и применения для оздоровления организма.

В проекте мы использовали травы, которые растут в этой местности: смородина черная, шиповник, охта, голубика, очиток пурпурный, иван-чай. Мы использовали только малую долю целебных трав данного наслега, которые подарила природа. Но, даже зная эти травы, можно помогать своему организму в борьбе с различными недугами и заболеваниями.

С описанием этих лекарственных растений мы познакомились из справочника «Лекарственные растения Якутии» [5]. Авторы включили в него «наиболее известные и распространенные растения Якутии, обладающие лекарственными свойствами: деревья, кустарники, травы, папоротники и др. Также даются морфологическое описание, карты с территорий распространения, химический состав, время и методы сбора сырья и, конечно же, указания, при каких болезнях они помогают» [5]. А также использовали материалы о лекарственных растениях, которые мы собрали у знатоков традиционной культуры, старожилов наслега и местных знахарей. Они применяют эти растения для лечения разных недугов. Поэтому нам захотелось узнать подробнее о лекарственных растениях, произрастающих в нашей местности, научиться их применять. Так возник наш проект. Вся работа заключается в привлечении населения к традиционным способам лечения с применением лекарственных трав, а также в целях профилактики заболеваний, укрепления организма.

Задачи проекта:

- профилактика и поддерживающая терапия;

- формировать представления о фиточае;

Вид проекта: групповые сеансы фитотерапии.

Методы исследования: вопросы проблемно-поискового характера. Словесные: беседы, чтение литературы, консультации, объяснения, указания, словесные инструкции.

Прогнозируемая результативность проекта: повышение социальной активности населения через пропаганду знаний о лекарственных растениях и их зна-

чимости в профилактике и лечении различных заболеваний; улучшении общего самочувствия; осознанное правильное отношение к растениям, помогающим здоровью человека; сформированные знания о лекарственных растениях; снижение уровня заболеваемости.

Наш этап состоит из двух уровней.

Первый - подготовительный:

- постановка цели и задач, определение направлений, объектов и методов исследования, предварительная работа с населением;

- выявление представлений о фиточае и лекарственных растениях (анализ и индивидуальный опрос);

- создание условий для проектной работы (обогащение предметно-развивающей среды в группе; оформление информационных материалов).

Второй уровень - исследовательский, который состоит из опроса жителей и проведения следующих экспериментов:

Эксперимент 1.

1. Определение запахов шиповника, смородины, папоротника.

2. Выяснение того, что чай заваривают не только из листочков и цветов, но и из семян, коры и корешков растений.

3. Поиск информации из интернет-ресурсов и книг

4. Беседа с медсестрой о пользе лекарственных растений.

Эксперимент 2.

1. Научиться самостоятельно заваривать фиточай.

2. Получить знания о том, что чай может быть разного цвета (из ромашки желтый, из шиповника он красно-коричневый).

3. Познакомить со вкусами разных чаев.

Эксперимент 3.

Предложить провести этот эксперимент в домашних условиях. В течение двадцати дней экспериментальная группа пила фиточай у себя дома. Результаты после приема чая записывались и были озвучены всей группе.

Заключительный этап, обобщающий:

• обобщение результатов работы.

В период середины мая по август 2020 г. среди населения п. Соболох в возрасте от 16 до 60 лет было проведено интервьюирование 35 респондентов, с целью создания социального портрета потребителя услуг нетрадиционной медицины.

Как показывает опрос, 61% респондентов прибегали к услугам нетрадиционной медицины: обращались к народным целителям, знахарям, экстрасенсам и др. Тем не менее только 32% опрошенных не доверяют ей, предпочитают официальную медицину.

На вопрос «Как вы относитесь к тому, что реализация проекта будет осуществляться в сельской местности?» были получены следующие ответы: нейтрально ответили 34%, да, это очень хорошая идея - 54%, отрицательно - 12%.

На вопрос «Нужна ли фитотерапия в современном мире?» респонденты ответили следующим образом: да, нужна - 85%, нет, не нужна - 13%, затрудняюсь ответить - 2%.

Участники экспериментальной группы пили чай в течение 20 и дней из лекарственных растений, таких как иван-чай, смородина черная, голубика, охта и шиповник. В качестве сырья для чая были использованы листья и плоды. После 20 дней применения фиточая экспериментальная группа, состоявшая из 10 человек, поделилась своими ощущениями. 40% отметили, что после курса фитотерапии у них нормализовался сон. У 40% из группы был повышенный сахар и давление, которые после курса у них нормализовались. Они пили фиточай с голубикой и иван-чаем. И 10% участников отметили, что им стало легко просыпаться. Результаты показывают, что эксперимент очень хорошо повлиял на самочувствие группы, например, те, кто пил чай из иван-чая и смородины черной, страдали бессонницей, а после эксперимента у них нормализовался сон, они стали более бодрыми. Такие эксперименты очень полезны в качестве профилактики здоровья населения и его информирования о лекарственных растениях в качестве повышения грамотности.

Следует отметить, что большое количество опрошенных ответили на вопрос о реализации проекта положительно, что дает надежды на то, что в реализации данного проекта примет участие около половины населения. Собрана терминология лекарственных растений окрестности (Момского улуса), описаны технологии обработки лекарственных растений, которые в рамках данного проекта использовались как продукты для приготовления фиточаев. Главная цель данного проекта заключается в том, чтобы через новизну в культурной деятельности повысить активность населения в клубных мероприятиях, так как новые проекты всегда привлекают, интересуют людей, возобновляя традиционную культуру использования лекарственных растений. И, конечно, еще одной целью было повышение общей грамотности населения в области лекарственных растений. Проведенную работу следует также рассматривать в качестве первого шага на пути сбережения и очищения экологии.

Эффект фитотерапии может способствовать повышению мотивации у жителей села к здоровому образу жизни, приобщению к применению лекарственных растений, формированию представлений о фиточае и лекарственных растениях, их значимости в жизни человека, технологии и пользе практического применения.

Библиографический список

1. Чирикова Н.К. Фенольные и терпеновые соединения растений из флоры Республики Саха (Якутия): состав и структура. Диссертация ... доктора фармацевтических наук. Улан-Удэ, 2018.

2. Яковлева К.М. Бытовая народная медицина якутов. Общество: философия, история, культура. 2019; № 11: 77 - 80.

3. Чумакова РВ. Полная энциклопедия народной медицины. Москва: Олма Пресс, 1993.

4. Фитотерапия. История фитотерапии. Основные принципы. Available at: https://farmf.ru/lekcii/istoriya-i-osnovnye-principy-fitoterapii/

5. Лекарственные растения Якутии. Составители Л.В. Кузнецова, А.П. Исаев, П.А. Тимофеев и др. Якутск: Бичик, 2016.

References

1. Chirikova N.K. Fenol'nyeiterpenovyesoedineniyarastenijiz floryRespublikiSaha (Yakutiya):sostavistruktura. Dissertaciya ... doktora farmacevticheskih nauk. Ulan-Ud'e, 2018.

2. Yakovleva K.M. Bytovaya narodnaya medicina yakutov. Obschestvo: filosofiya, istoriya, kul'tura. 2019; № 11: 77 - 80.

3. Chumakova R.V. Polnaya 'enciklopediya narodnoj mediciny. Moskva: Olma Press, 1993.

4. Fitoterapiya. Istoriya fitoterapii. Osnovnyeprincipy. Available at: https://farmf.ru/lekcii/istoriya-i-osnovnye-principy-fitoterapii/

5. Lekarstvennyerasteniya Yakutii. Sostaviteli L.V. Kuznecova, A.P. Isaev, P.A. Timofeev i dr. Yakutsk: Bichik, 2016.

Статья поступила в редакцию 28.11.20

УДК 355.37

Shemet N.V., Head of course at 9 Faculty, Yaroslavl Higher Military School of Air Defence (Yaroslavl, Russia), E-mail: shemet191286@mail.ru

FORMATION OF CADET MILITARY PROFESSIONAL IDENTITY. The article examines the issue of the formation of cadets in a military university. The article reveals the philosophical, psychological and sociological aspects of the concept of "military identity of a cadet", as well as outlines the main directions of its formation in a military university in the process of educational and educational process. Moreover, the issues of military-professional identity and its implementation in professional activity are discussed. The article notes the significance and importance of identity in professional activities. Professional identity presupposes not only identification with a certain group of professionals, but also with the group that is chosen as a certain model, the image of a successful professional. A very important factor in professional socialization is its institutional nature. There is a multivariate relationship between norms, university, profession, and "professional group" that can only be hypothesized to be the same.

Key words: military identity, military-patriotic education, cadet, military university, military-professional direction, self-identification.

Н.В. Шемет, нач. курса 9 факультета Ярославского высшего военного училища противовоздушной обороны, г. Ярославль,

E-mail: shemet191286@mail.ru

ФОРМИРОВАНИЕ ВОЕННО-ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ КУРСАНТОВ

Данная статья рассматривает вопрос становления курсантов в военном вузе. В статье раскрыты философские, психологические и социологические стороны понятия «военная идентичность курсанта», а также обозначены основные направления его формирования в военном вузе в процессе воспитательного и образовательного процесса. Более того, затрагиваются вопросы военно-профессиональной идентичности и её реализации в профессиональной деятельности. В статье отмечается значение и важность идентичности в профессиональной деятельности. Профессиональная идентичность предполагает не исключительное сопоставление с некоторой профессией, но и с группой, избираемой в качестве определенной модели, образа успешного профессионала. Институциональная природа является весьма значительным показателем профессиональной социализации. Имеет место альтернативность во взаимоотношениях между нормами, университетом, профессией и «профессиональной группой», совпадающих только гипотетически.

Ключевые слова: военная идентичность, военно-патриотическое воспитание, кадет, военный вуз, военно-профессиональное направление, самоидентификация.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Сегодня в современной концепции образования и обучения важна личность. Современный мир предлагает широкий спектр услуг и огромное количество возможностей для ее реализации. В данном случае рассматривается профессиональная идентичность, которая помогает правильно осуществить выбор направленности. Так, к примеру, у курсантов формируется военно-профессиональная идентичность. Более того, это является важной и насущной проблемой для каждого человека. Большинство молодых людей в современном мире подходят к своей идентичности осознанно, целенаправленно, у некоторых идентичность формируется в процессе выбранной профессиональной деятельности. Поступая в учебное заведение, многие студенты не задумываются о том, что же будут делать дальше, и как будет проходить их работа. А ведь работа, тем более по душе, является делом всей жизни и приносит доход, поэтому, сделав выбор, стоит заранее знать все преимущества и всегда видеть карьерный рост. Таким образом, вопрос стоит в определении идентичности, отождествлении своей принадлежности к разным социальным группам. Следовательно, успех зависит от начального формирования идентичности и доброжелательного настроя.

Актуальность статьи заключается в необходимости определения и комплексного толкования термина «военная идентичность», а также характера условий военной идентичности в контексте обучения в составе военного вуза. Это обстоятельство определяет широкий круг аспектов проблемы профессиональной идентичности. Вопросы военно-профессиональной идентичности имеют влияние на исследование теоретических вопросов о содержании и понятии, профессиональной идентичности, её высоком практическом значении.

Методология исследования. Базой исследования послужили труды отечественных ученых, изучающих понятие профессиональной идентичности как особого вида идентичности, характеризующегося приверженностью к защите свободы, независимости народа и отражающего ценности и образ жизни военнослужащих.

Результаты исследования. Современные условия реализуют необходимый тип идентичности как профессиональную идентичность. Следовательно,

концепция модернизации российского образования, и военного образования в частности, указывает на то, что развивающееся общество нуждается в современных, образованных, самоуверенных и адаптированных людях. Согласно проведенному тестированию «Кто я?» М. Кун, следует отметить повышенную озабоченность в сфере становления личности. Среди большей части курсантов (75%) была выявлена эмоционально-оценочная составляющая Я-концепции. 25% курсантов поставили под сомнение свои характерные черты или не проявили их должным образом. Данный тест был использован для исследования обширных характеристик идентичности человека. Напрямую обусловлен вопрос «Кто Я?» с особенностями собственного восприятия самого себя, то есть своего образа «Я». Самооценка курсантов представляется адекватной и оценивается объективно. Также хочется отметить, что по итогам тестирования не было выявлено вопросов по оцениванию той или иной характеристики курсантов. Все испытуемые ценят свои личностные характеристики, мотивированы на становление твердого ядра военной личности. Хочется отметить, что такие люди могут без помощи других принимать ответственность за решения в условиях выбора, предвидя вероятные разновидности и следствия, у этих людей развито чувство собственного долга и ответственности за судьбу Родины [1, с. 15]. Таким образом, военное училище нацелено на подготовку достойных защитников Родины. Поэтому обусловливается дальнейшее направление профессиональной подготовки и деятельности кур сан тов.

Человек как личность во многом определяется системой его отношений с миром. Фундаментальная роль в этой системе принадлежит ценностям отношений, которые имеют социальный, исторический, культурный статус, и связаны с деятельностью человека по осознанию смысла определенных явлен ий действительности для себя как субъекта.

Следовательно, при определении военно-профессиональной идентичности необходимо учитывать личность курсантов, механизмы их самореализации. Для того чтобы раскрыть полностью определение профессиональной идентичности, необходимо определить значение термина «идентичность». Термин «идентич-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.