Научная статья на тему 'ФИТНЕС-ЙОГА КАК ТЕХНОЛОГИЯ УКРЕПЛЕНИЯ ЗДОРОВЬЯ СТУДЕНТОВ СПЕЦИАЛЬНЫХ МЕДИЦИНСКИХ ГРУПП'

ФИТНЕС-ЙОГА КАК ТЕХНОЛОГИЯ УКРЕПЛЕНИЯ ЗДОРОВЬЯ СТУДЕНТОВ СПЕЦИАЛЬНЫХ МЕДИЦИНСКИХ ГРУПП Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
74
11
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ФИЗИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ / ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА / ЙОГА / ФИТНЕС ЙОГА / СПЕЦИАЛЬНЫЕ МЕДИЦИНСКИЕ ГРУППЫ / СТУДЕНТЫ / ПСИХОФИЗИЧЕСКОЕ ЗДОРОВЬЕ / ЗДОРОВЬЕ СТУДЕНТОВ

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Ожерельева Ольга Антоновна

В статье рассматриваются проблемы укрепления здоровья студенческой молодежи, современные методы его поддержания и коррекции. Автор рассматривает эффективность применения фитнес йоги в практике психофизической рекреации студентов специальной медицинской группы, как эффективного средства влияния на состояния здоровья.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Ожерельева Ольга Антоновна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FITNESS YOGA AS A TECHNOLOGY FOR STRENGTHENING THE HEALTH OF STUDENTS OF SPECIAL MEDICAL GROUPS

The article deals with the problems of strengthening the health of students, modern methods of its maintenance and correction. The author considers the effectiveness of the use of fitness yoga in the practice of psychophysical recreation of students of a special medical group as an effective means of influencing health conditions.

Текст научной работы на тему «ФИТНЕС-ЙОГА КАК ТЕХНОЛОГИЯ УКРЕПЛЕНИЯ ЗДОРОВЬЯ СТУДЕНТОВ СПЕЦИАЛЬНЫХ МЕДИЦИНСКИХ ГРУПП»

(щйшшйк&жф)© шшкбппшпшшш© ш (шбросшшшш®

УДК 796.01:61,796.01:57

Mnysfadl ©йщшйш

ФИТНЕС-ИОГА КАК ТЕХНОЛОГИЯ УКРЕПЛЕНИЯ ЗДОРОВЬЯ СТУДЕНТОВ СПЕЦИАЛЬНЫХ МЕДИЦИНСКИХ ГРУПП

Ожерельева О.А.

Челябинский государственный университет, Челябинск, Россия, E-mail: 9227206167(c^mail. г и

Аннотация. В статье рассматриваются проблемы укрепления здоровья студенческой молодежи, современные методы его поддержания и коррекции. Автор рассматривает эффективность применения фитнес-йоги в практике психофизической рекреации студентов специальной медицинской группы, как эффективного средства влияния на состояния здоровья.

Ключевые слова: физическое воспитание, физическая культура, йога, фнтнес-йога, специальные медицинские группы, студенты, психофизическое здоровье, здоровье студентов.

Введение. Следствием потенциально высокого уровня стресса социально-экономических факторов, экологических условий и стиля жизни в современном обществе является прогрессивное снижение в последние годы уровня психофизического состояния и психосоциального здоровья населения. Современный ритм жизни, побочными эффектами которого являются способные сказаться и так или иначе сказывающиеся непосредственно на продолжительности жизни проблемы, например, постоянный стресс, дефицит отдыха, как следствие - психологическое напряжение, перенапряжения и стрессы, сказывается на здоровье студентов высших учебных заведений [3].

Подобные нагрузки на организм возрастают в процессе обучения, что приводит к соответствующему возрастанию количества студентов, имеющих какие-либо нарушения или отклонения в состоянии здоровья, испытывающих трудности обучения, связанные с ухудшением физического и функционального состояния орга-

низма в процессе адаптации к учебным нагрузкам и, таким образом, входящие в специальную медицинскую группу. При этом следует заметить, что под понятием здоровья подразумевается не только физическое состояние студента, но также и психологическое.

Актуальность. Таким образом, крайне актуальной становится проблема поиска оздоровительных технологий, повышающих работоспособность студента и его самочувствие, но в первую очередь - обеспечивающих восстановление нарушенных функций организма, в том числе психологической уравновешенности. Проблема поиска рациональных подходов физического воспитания и оздоровления студентов специальных медицинских групп, обеспечивающих восстановление нарушенных функций организма, повышение умственной и физической работоспособности, в условиях учебной деятельности вуза является чрезвычайно актуальной.

Обзор состояния темы в научных источниках. На сегодняшний день практически никто не оспаривает мнение, что физическая активность и физические упражнения могут улучшать соматическое и психическое здоровье, но стоит заметить, что только в последние годы сформировался принципиально новый подход к рассмотрению проблемы физической подготовленности как одного из важнейших компонентов психосоциального здоровья [5. С. 29].

Сейчас используется огромное множество методов позитивного и оздоровительного воздействия на здоровье студентов специальных медицинских групп. Наибольшую популярность среди методов воздействия имеют спортивные и подвижные игры, легкая атлетика, плавание и т.д. Но подобные нагрузки могут быть показаны далеко не всем студентам, входящим в специальные медицинские группы, что требует поиска к ним иного, более универсального для всех студентов специальных медицинских групп подхода.

Следует подчеркнуть, что рекомендации по использованию физических упражнений для повышения физической подготовленности и укрепления психического здоровья существенно отличаются.

Основные характеристики физических упражнений, оказывающих максимальный положительный эффект на психику [7; 8], следующие:

1) аэробные упражнения с ритмичным брюшным типом дыхания;

2) отсутствие в системе упражнений соревновательных элементов;

3) конкретные, точно определенные пространственными и временными характеристиками;

4) умеренные по интенсивности;

5) продолжительность по времени не более 20-30 мин;

6) регулярные, включенные в недельный график;

7) приносящие удовольствие.

Многие авторы утверждают, что этими

характеристиками обладает фитнес-йога [2; 4; 5; 6; 9; 10]. Для работы со студентами специальных медицинских групп могут быть эффективными занятия йогой. Йога -

это комплексная система психофизических упражнений, которая, если их выполнять правильно и достаточно долгий период, систематически повторяя, могут восстановить здоровье, обеспечить хорошую физическую форму и улучшить психологическое состояние [2]. Йога как физическая активность известна тем, что является доступной для широкого круга людей, так как данная физическая активность является наиболее мягкой и щадящей для организма - в том числе и организма студента специальных медицинских групп.

Положительной стороной йоги является индивидуализация выполнения упражнений для каждого занимающегося. Йога способствует укреплению мышц верхней части спины и брюшного пресса, естественному вытяжению позвоночника и коррекции его правильного положения, формированию осанки, развитию гибкости и других физических качеств [3. С. 138].

Основу физических упражнений в йоге составляют как асаны — упражнения, позы, специальные положения тела, так и пранаямы - упражнения, направленные на дыхательную систему [5].

Непосредственное освоение любой из техник йоги начинается с освоения прана-ям. Основным дыхательным упражнением является полное дыхание йогов. Основываясь на результатах проведенных физиологических исследований полное дыхание йогов, не имеет противопоказаний и может быть использовано на занятиях, как со студентами специальных медицинских групп, так и со здоровыми людьми. Техника выполнения полного дыхания йогов состоит из трех фаз: брюшное, грудное и так называемое ключичное дыхание. Вдох производится животом, потом грудной клеткой, затем ключицами. Выдох выполняется в этой же последовательности: сначала из живота, потом грудной клеткой, потом опускаются ключицы [2. С. 370].

Асаны помогают укреплять неразвитые мышцы, разрабатывают суставы, позвоночник, уничтожают ригидность связок и сухожилий. При выполнении асан задействовано большое количество мышц, связок и суставов одновременно. В отличие от обычной физкультуры, кроме напряжения

и расслабления мышц происходит растяжение, скручивание и сжатие мышц и сухожилий. За счет длительности удержания положения асаны оптимизируют работу опорно-двигательного аппарата [4. С. 63].

Все упражнения йоги выполняются с осторожностью. Внимание занимающихся, акцентируется на необходимости контроля реакции мышц на нагрузку. При выполнении асан внимание сосредотачивается на процессе спокойного расслабленного дыхания. Вдох выполняется во время движений вверх, а выдох - во время движений вниз или скручиваний и наклонов. Необходимо обращать внимание на большую, по сравнению с вдохом, продолжительность выдоха.

После освоения основных асан легко составить комплекс поз для профилактики какого-либо заболевания или воздействия на орган или функцию. С целью обучения занимающихся самоконтролю нужно соблюдать некоторые особенности:

1) Длительность экспозиции асан могут варьироваться от нескольких секунд до нескольких минут;

2) Одно из непременных условий - концентрация внимания на ощущениях, которые возникают при выполнении асан для указания характера ощущения. Это позволяет создать у занимающихся установку к самоконтролю.

3) Вход и выход из асан предполагает особую технику: замедление скорости выполнения, что также является элементом самоконтроля.

Эффект применения асан и дыхательных упражнений проявляется в улучшении физической подготовленности и работоспособности.

Как показывает практика, комплексы упражнений фитнес-йоги в различных вариациях можно применять на протяжении всего практического занятия: в подготовительной части - в качестве разминки; в основной - в качестве подводящих упражнений; в заключительной - в качестве упражнений на расслабление [4. С. 63].

Также на занятиях может быть использовано музыкальное сопровождение, темп которой разнится в зависимости от предстоящих упражнений - для медитации не-

обходим более спокойный, для более активных - соответственно более ритмичное, динамичное, но при этом легкое музыкальное сопровождение. Также часто применяются расслабляющие и умиротворяющие звуки природы.

В процессе занятий фитнес-йогой все части тела задействованы в таком режиме, который обуславливает их рациональное напряжение без перенагрузки. Таким образом, при применении упражнений и техник йоги отмечаются улучшения в деятельности дыхательной, сердечно-сосудистой, пищеварительной систем, а также опорно-двигательного аппарата в целом. Отмечено положительное влияние упражнений йоги на психоэмоциональное состояние студентов, их общее физическое самочувствие и физическое развитие. Йогу можно рекомендовать, как эффективное средство влияния на состояние здоровья и оздоровления студентов, а также как систему гармоничного развития личности [2. С. 370]. Все это в совокупности дает возможность в мягкой форме поддерживать физическое состояние студентов специальных медицинских групп, которые нуждаются в этом.

Одним из предлагаемых методов оздоровления студентов специальной медицинской группы, где сочетаются упражнения на актуализацию, дифференциацию, коррекцию и управление соматическими и психическими структурами человека, является внедрение в учебный процесс по физической культуре фитнес-йогу.

Упражнения были применены в работе со студентами специальной медицинской группы. Занятия проходили в группах по 20 человек три раза в неделю по 60 минут. Занятия проходили по расписанию оздоровительных секций в вечернее время. Обследования осуществлялись в начале (октябрь) и в конце (апрель) учебного года.

Выявлены улучшения деятельности сердечно-сосудистой, дыхательной и пищеварительной систем, а также опорно-двигательного аппарата. Отмечено положительное влияние упражнений фитнес-йоги на психоэмоциональное состояние студентов, их общее физическое самочувствие и физическое развитие. Сравнительный анализ эффективности этих занятий

определялся уровнем развития двигательных качеств и состоянием здоровья занимающихся.

В качестве показателей физической подготовленности были: отжимания в упоре лежа, сгибание туловища за 30 сек. из положения лежа на спине, поднимание ног из виса до угла 90 град., прыжок в длину с места, наклон вперед, тест на координацию. Состояние здоровья определялось по «экспресс-оценке уровня физического здоровья» (Г.А. Апанасенко, 1988)

Результаты исследования и их обсуждение. Полученные результаты позволили определить влияние разработанной технологии и выявить особенности их оздоровительного воздействия на физическое состояние студенток. Следует отметить, что методика практически в равной степени повлияла на развитие скоростно-силовых качеств. Повышение силы мышц живота подтвердилось увеличением количества сгибаний туловища на 4,52+3,1 раза в первой группе и на 4,2+0,82 раза во второй группе, подъемов ног из виса на 4,6+0,6 раза в первой группе и на 4,8+0,82 раза во второй группе (р<0.05).

В обеих группах у испытуемых увеличилась подвижность позвоночника, что выразилось в статически достоверном (р<0,05) увеличении наклона на 4,5см. У занимающихся в первой группе были выявлены более высокие результаты по количеству отжиманий в упоре лежа за 30 сек. на 7,34+1,2 раза и в прыжке в длину с

места, соответственно на 14,2+0,4см. По этим показателям выявлены достоверные различия ( р<0,05). Состояние здоровья студенток, согласно данным, полученным в конце эксперимента, достоверно улучшилось (р<0,05).

Полученные результаты позволили определить влияние программы и выявить особенности их оздоровительного воздействия на физическое состояние студентов. Следует отметить, что методика практически в равной степени повлияла на развитие скоростно-силовых качеств мышц передней поверхности туловища. Психофизическая рекреация как форма или часть физической культуры - это в первую очередь занятия несложными, нерегламентирован-ными физическими упражнениями, направленными на восстановление сил и укрепление здоровья.

Представленные результаты хорошо видны на диаграмме (рис. 1.). Они позволили определить положительное влияние оздоровительных занятий йогой по разработанной программе. Физическое состояние студенток значительно улучшилось. Количество разгибаний и сгибаний рук в упоре лёжа увеличилось на 3,5 раза, показатель силы мышц живота на 9,75 раза, подъем ног до 90 градусов на 4,5 раза. Это позволило сделать выводы, что программа фитнес-йоги положительно влияет на увеличение скоростно-силовых качеств у студенток специальной медицинской группы.

Рис. 1. Физическое состояние студенток до и после участия в экспериментальной программе

Так же в обеих группах у испытуемых увеличилась подвижность позвоночника, что определялось тестом на гибкость. У испытуемых увеличилась подвижность позвоночника, что выразилось в статически достоверном увеличении наклона в среднем на 3,5 см.

Одним из важных факторов, определяющих значимость предложенной программы психофизической рекреации, является ее эффективность для снятия психоэмоционального напряжения и профилактики стресса, повышения уровня адаптации человека в социальной среде за счет самоуправления психоэмоциональными качествами.

Дискуссия. На сегодняшний день практически никто не оспаривает мнение WJ. Rejeski (1993), что физическая активность, физические упражнения могут улучшать как соматическое, так и психическое здоровье. Только в последние годы в рамках спортивной психологии сформировался принципиально новый подход к рассмотрению проблемы физической подготовленности как одного из важнейших компонентов психосоциального здоровья

[1; 5].

Основные направления исследований в рамках указанной проблематики могут быть систематизированы следующим образом: изучение эффекта воздействия различных типов и интенсивностей физических упражнений на психическое состояние (состояния тревоги, депрессии) и их оздоровительный эффект, при нарушениях психического здоровья; психологические и физиологические механизмы воздействия физических упражнений на психическое здоровье; влияние физических упражнений на личностные характеристики занимающихся, их настроение и психосоциальное поведение [7; 10].

Важное значение имеют следующие ключевые моменты:

- вид и интенсивность физической нагрузки;

- мотивация к занятиям физической культурой;

- медитативные и релаксационные упражнения, как средство укрепления пси-

хического здоровья и снятие психического напряжения [10].

Следует заострить внимание, что рекомендации по использованию физических упражнений для повышения физической подготовленности и укрепления психического здоровья существенно отличаются в разных источниках.

По мнению В^. Ве^ега, основные характеристики физических упражнений, оказывающих максимальный положительный эффект на психику, следующие:

- аэробные упражнения с ритмичным брюшным типом дыхания;

- отсутствие в системе упражнений соревновательных элементов;

- конкретные упражнения , точно определенные пространственными и временными характеристиками;

- умеренные упражнения по интенсивности;

- продолжительность упражнений по времени не более 20-30 мин;

- регулярные упражнения, включенные в недельный график;

- упражнения, приносящие удовольствие.

Одним из предлагаемых методов оздоровления студенток специальной медицинской группы, где сочетаются упражнения на актуализацию, дифференциацию, коррекцию и управление соматическими и психическими структурами человека, является внедрение в учебный процесс по физической культуре со студентками специальных медицинских групп технологии фитнес-йоги.

Медитационные технологии, как одно из средств оздоровительной системы фит-нес-йоги, являются эффективным средством срочной регуляции основных физиологических систем и параметров организма, что позволяет рекомендовать их для использования в занятиях физической культурой со студентками специальных медицинских групп. Кроме того, выявлено, что они способствуют восстановлению функциональной биосимметрии, поддержанию гармонии жизнедеятельности, омолаживанию организма. Философия и методология интегрального системного подхода с одной стороны чрезвычайно сложны,

но с другой - также и просты, и вот с этой второй позиции достаточно доступны пониманию. Для дискуссии предлагается рассмотреть два понятия: сила мышц — способность мышц сокращаться, преодолевать или противостоять внешнему сопротивлению за счет мышечных усилий; координация - процесс согласования работы мышц, необходимый для успешного выполнения двигательной функции.

Разработанная специальная программа занятий фитнес-йогой может быть использована, как здоровьесберегающая технология в образовательном процессе для укрепления психофизического состояния и психосоциального здоровья, повышения мотивации к занятиям физической культурой и формирования здорового образа жизни не только студенток специальных медицинских групп, но взрослого населения.

Выводы

1. Фитнес-йога является одной из современных технологий укрепления психофизического состояния и психосоциального здоровья студенток специальных медицинских групп;

2. Студенткам, необходимо предложить шаги к сохранению оптимального здоровья: сохранять положительный настрой; выбирать правильное окружение; управлять системой личностных ценностей; обогатить практическую философию здоровья идеями рефлексивного коучинга, рефлексивной педагогике, уделяя при этом равное внимание развитию ума и тела [18];

3. Проведённое исследование позволило определить положительное влияние оздоровительных занятий по разработанной программе фитнес-йоги и выявить особенности их оздоровительного воздействия на физическое состояние студенток;

4. Результаты проведенных исследований дополняют теорию и методику физического воспитания студенток специальных медицинских групп новыми представлениями о возможностях модернизации процесса физического воспитания путем внедрения специально разработанной программы фитнес-йоги, как эффективной практики в формировании здорового образа жизни.

с Литература

' • Гильфанова Е.К., Шибаева А. А. Особенности применения дыхательных упраж-, нений для студентов с отклонениями в состоянии здоровья / Е.К. Гильфанова, ^лу^ уд А. А. Шибаева // Вестник Бурятского государственного университета. 2014. № 131. С. 72-74.

2. Загорская В.А. Йога как оздоровительный вид гимнастики в высших учебных заведениях / В.А. Загорская, П.В. Скрипник, Л.Б. Артемьева // Символ науки. 2016 № 6-2(18). С. 138140.

3. Евтин А.Б. Оздоровительные технологии в подготовке студентов специальной медицинской группы в высшем учебном заведении / А.Б. Евтин // Педагогическое мастерство и педагогические технологии. 2016. № 2(8). С. 295-297.

4. Кононова А.Г. Применение фитнес-йоги для студентов специальных медицинских групп / А.Г. Кононова, В.Н. Попова // Символ науки. 2016. № 5-2 (17). С. 165-166.

5. Медведева А.С. Применение асан фитнес-йоги в системе физического воспитания студентов высших учебных заведений / А.С. Медведева, Д.А. Кружков // Вестник Майкопского государственного технологического университета. 2017. № 2. С.59-64.

6. Мудриевская Е.В. Оздоровительная гимнастика хатха-йога в практике физического воспитания студентов 17-18 лет / Е.В. Мудриевская, А.С. Гречко // Теория и практика физической культуры. 2007. №1. С. 19-21.

7. Мудриевская Е. В. Срочный эффект занятий гимнастикой с элементами йоги в проявлении психических процессов студенток высших учебных заведений / Е.В. Мудриевская // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. 2017. № 8(150). С. 150-152.

8. Нарскин Г.И. Совершенствование системы физического воспитания студентов, имеющих нарушения опорно-двигательного аппарата / Г.И. Нарскин, С.Л. Володкович // Известия Гомельского государственного университета им. Ф. Скорины. 2016. № 2(95). С. 37-42.

9. Соколова И.Ю. Йога как эффективное средство влияния на состояние студентов специальных медицинских групп / И.Ю. Соколова., И.Ю. Ермолаева // Педагогическое мастерство и педагогические технологии. 2015. № 2(4). С. 368-370.

10. Скурихина Н.В. Фитнес-йога как современная технология укрепления психофизического состояния и психосоциального здоровья студенток специальных медицинских групп / Н.В. Скурихина, М.Д. Кудрявцев, В.А. Кузьмин, С.С. Ермаков //Физическое воспитание студентов. 2016. № 2. С. 24-31.

Финансирование. Исследование не имело спонсорской поддержки. Конфликт интересов. Автор заявляет об отсутствии конфликта интересов.

Для цитирования: Ожерельева О.А. Фитнес-йога как технология укрепления здоровья студентов специальных медицинских групп / О.А. Ожерельева // Актуальные проблемы педагогики и психологии. 2021. Том 2. № 9. С. 21-28.

Сведения об авторе Ожерельева Ольга Антоновна

Студент института права

Челябинский государственный университет, Челябинск, Россия, E-mail: 9227206167@mail.ru

ACTUAL PROBLEMS OF PEDAGOGY AND PSYCHOLOGY 2021, vol. 2, no. 9, pp. 21-28.

FITNESS YOGA AS A TECHNOLOGY FOR STRENGTHENING THE HEALTH OF STUDENTS OF SPECIAL MEDICAL GROUPS

Ozhereleva O.A.

Chelyabinsk State University, Chelyabinsk, Russia, E-mail: 9227206167@mail.ru

Abstract. The article deals with the problems of strengthening the health of students, modern methods of its maintenance and correction. The author considers the effectiveness of the use of fitness yoga in the practice of psychophysical recreation of students of a special medical group as an effective means of influencing health conditions.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Keywords: physical education, physical culture, yoga, fitness yoga, special medical groups, students, psychophysical health, students ' health.

References

1. Gilfanova E.K., Shibaeva A.A. Osobennosti primeneniya dyihatelnyih uprazhneniy dlya stu-dentov s otkloneniyami v sostoyanii zdorovya [Features of the use of breathing exercises for students with disabilities in the state of health]. Vestnik Buryatskogo gosudarstvennogo universiteta [Bulletin of the Buryat State University], 2014, no. 13-1, pp. 72-74. (In Russ.).

2. Zagorskaya V.A., Skripnik P.V., Artemeva L.B. Yoga kak ozdorovitelnyiy vid gimnastiki v vyisshih uchebnyih zavedeniyah [. Yoga as a health-improving type of gymnastics in higher educational institutions]. Simvolnauki [Symbol of science], 2016, no. 6-2(18), pp. 138-140. (In Russ.).

3. Evtin A.B. Ozdorovitelnyie tehnologii v podgotovke studentov spetsialnoy meditsinskoy gruppyi v vyisshem uchebnom zavedenii [Health-improving technologies in the preparation of students of a special medical group in a higher educational institution]. Pedagogicheskoe masterstvo i

pedagogicheskie tehnologii [Pedagogical skills and pedagogical technologies], 2016, no. 2(8), pp. 295-297. (In Russ.).

4. Kononova A.G., Popova V.N. Primenenie fitnes-yogi dlya studentov spetsialnyih meditsinskih grupp [Application of fitness yoga for students of special medical groups]. Simvolnauki [Symbol of Science], 2016, no. 5-2 (17), pp. 165-166. (In Russ.).

5. Medvedeva A.S., Kruzhkov D.A. Primenenie asan fitnes-yogi v sisteme fizicheskogo vospi-taniya studentov vyisshih uchebnyih zavedeniy [Application of fitness yoga asanas in the system of physical education of students of higher educational institutions]. Vestnik Maykopskogo gosudar-stvennogo tehnologicheskogo universiteta [Bulletin of the Maykop State Technological University], 2017, no. 2,pp. 59-64. (In Russ.).

6. Mudrievskaya E.V., Grechko A.S. Ozdorovitelnaya gimnastika hatha-yoga v praktike fizicheskogo vospitaniya studentov 17-18 let [Health-improving gymnastics hatha yoga in the practice of physical education of students aged 17-18 years]. Teoriya ipraktika fizicheskoy kulturyi [Theory and practice of physical culture], 2007,no. 1, pp. 19-21. (In Russ.).

7. Mudrievskaya E.V. Srochnyiy effekt zanyatiy gimnastikoy s elementami yogi v proyavlenii psihicheskih protsessov studentok vyisshih uchebnyih zavedeniy [Urgent effect of gymnastics classes with yoga elements in the manifestation of mental processes of female students of higher educational institutions]. Uchenyie zapiski universiteta im. P.F. Lesgafta [Scientific notes of the P. F. Lesgaft University], 2017, no. 8(150), pp. 150-152. (In Russ.).

8. Narskin G.I., Volodkovich S.L. Sovershenstvovanie sistemyi fizicheskogo vospitaniya studentov, imeyuschih narusheniya oporno-dvigatelnogo apparata [Improvement of the system of physical education of students with disorders of the musculoskeletal system]. Izvestiya Gomelskogo gosu-darstvennogo universiteta im. F. Skorinyi [Izvestia of the Gomel State University named after F. Skorina], 2016, no. 2(95), pp. 37-42. (In Russ.).

9. Sokolova I.Yu., Ermolaeva I.Yu.Yoga kak effektivnoe sredstvo vliyaniya na sostoyanie stu-dentov spetsialnyih meditsinskih grupp [Yoga as an effective means of influencing the condition of students of special medical groups]. Pedagogicheskoe masterstvo i pedagogicheskie tehnologii [Pedagogical skills and pedagogical technologies], 2015, no. 2(4), pp. 368-370. (In Russ.).

10. Skurihina N.V., Kudryavtsev M.D., Kuzmin V.A., Ermakov S.S. Fitnes-yoga kak sovremen-naya tehnologiya ukrepleniya psihofizicheskogo sostoyaniya i psihosotsialnogo zdorovya studentok spetsialnyih meditsinskih grupp [Fitness yoga as a modern technology for strengthening the psy-chophysical state and psychosocial health of students of special medical groups]. Fizicheskoe vospi-tanie studentov [Physical education of students], 2016, no. 2, pp. 24-31. (In Russ.).

Information about the author Olga Antonovna Ozhereleva

Student of the Institute of Law

Chelyabinsk State University, Chelyabinsk, Russia, E-mail: 9227206167@mail.ru

Поступила в редакцию 07.09.2021. Прошла рецензирование и рекомендована к опубликованию 14.09.2021.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.